fantlab ru

Терри Гудкайнд «Десятое правило волшебника, или Призрак»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.84
Оценок:
995
Моя оценка:
-

подробнее

Десятое правило волшебника, или Призрак

Phantom

Другие названия: Десятое правило волшебника, или Фантом

Роман, год; цикл «Вселенная Меча Истины»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 25
Аннотация:

Весь мир забыл о ней. Она лишь тень, которую никто не видит. Когда-то самая могущественная женщина в мире, она — фантом. И только память любимого хранит ее образ, не давая ему соскользнуть во тьму. Только Ричард Рал еще верит в то, что его жена действительно существует. Но так ли важно это на пороге страшной катастрофы, которую породило запущенное заклинание? И вновь Лорд Рал должен сделать выбор — найти ту, что стала смыслом его жизни, или спасти мир, забыв о своей любви...

Входит в:



Издания: ВСЕ (5)

Десятое Правило Волшебника
2008 г.
Десятое Правило Волшебника. Книга I
2008 г.
Десятое Правило Волшебника. Книга II
2008 г.
Призрак
2015 г.

Самиздат и фэнзины:

Десятое правило волшебника
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала половину, и не знаю уже, домучиться до конца или бросить. Уже нное количество глав подряд — тягомотная чернуха с описанием зверств ордена. Одно и то же, одно и то же, сколько можно уже об этом писать, скучно. Сюжета пока не наблюдается, одни разговоры.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

И вот, спустя почти двухлетний перерыв, я решил любой ценой домучить этот цикл. Приступал я к десятой книге с оптимизмом, верил, что всё не так уж плохо будет... Как же я был наивен. Прослушанный за этот двухлетний перерыв цикл «Колесо времени» (сам по себе, простите, тоже ни разу не блещущий оригинальностью и свежими идеями), лишний раз показал, насколько вторичен по отношении к нему цикл об «Искателе».

И да, все подзабытые огрехи и косяки остаются на месте.

1. Ричард (нет, я не буду снова две строчки перечислять, какой он замечательный и чудесный), всё такой же Марти Сью — он сходу показывает уровень квалификации и навыков, недоступный практиковавшим десятилетиями и столетиями магам, он сверхкрутой мастер игры в Джа-ла, его так же все беспрекословно слушаются, чуть ли не приоткрыв от восхищения рот и т.д.

2. Автор всё так же обожает повторять всё раз по пять, а потом ещё пару раз, чтоб даже до совсем конченных дебилов дошло. Блииииииинннннн..... Это просто пытка — слушать, как герои натурально минут по 10-15 переливают из пустого в порожнее повторяя то, что все уже проговорили по паре раз. Когда ГлавГад запугивает Кейлен, он раз пять за краткий эпизод, без шуток, упомянул, что МУЖИКИ БЕЗ ФОРМЫ!!! Такие все голые, потные, мускулистые! И я, блин, даже не утрирую.

3. Автор продолжает рассказывать, как в его голове работает нечто, вроде социализма, при этом разбираясь в политике, социологии и истории примерно так же, как я в квантовой физике. Всего пару-тройку книг назад он рассказывал, какие почти все в Древнем Мире жуткие дегенераты, которые только и могут, что паразитировать на немногочисленных трудолюбивых атлантах, а тут они же в условиях средневековья способны посылать натурально многомиллионные полчища в далёкие земли и снабжать их всех необходимым с техническими средствами уровня нашего века 16-го, максимум. Да и в целом описываемое им общественное устройство — какая-то нежизнеспособная химера, которая никогда не существовала в реальности даже близко.

4. Автор всё так же не понимает, как работает изображение насилия и ужаса в литературе. Как он испортил прекрасный эпизод ещё в самой первой книге своим бесконечным смакованием БДСМ-отношений Ричарда-слейва и его Госпожи, так и здесь бесконечное описание садизма и зверств Ордена доходит уже до какого-то фетишизма навязчивого. Понятно, нет, честно понятно — мы поняли что орденцы плохие, можно уже дальше рассказывать, а не снова слушать, что они всех насилуют и режут беспощадно? Простите, но авторы Вахи описывая зверства хаоситов, зверолюдов, тиранид, орков, демонов и прочих проявляют большую умеренность и искусство, чем Гудкайнд.

5. Герои всё так же избирательно тупы-умны. Когда надо — они гении и способны понять и сделать всё, что нужно. Когда надо — косячат и тупят на ровном месте, но это не страшно — всё равно авторский произвол заботливо подстелит им соломки и даже явные неудачи превратит впоследствии в триумфальные победы.

6. И да, особый сюжетный косяк —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
это как Ричард, всегда ратовавший за справедливость, гуманизм, честь, достоинство, милосердие берёт и... сам приказывает своим войскам, по факту, начать грабить, убивать, насиловать и резать детей, женщин и стариков. Это такой тупорылый слив персонажа, что уже смешно просто. Каким бы картонным ни был Ричард, но он всегда был непоколебимо принципиальным Искателем Истины, но здесь авторский произвол отменил и это, сделав из него такого же отморозка, как и Джеган.

На самом деле, не так уж всё и плохо — если убрать всё перечисленное мной, то книга хоть и станет меньше раза в два, но будет более цельной, логичной и увлекательной, я бы ей даже оценку балла на 3 выше поставил.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пришла мысль, что Столпы творения должны помнить Кэлен, ведь на них не действует никакая магия, и странно, что Ричард не подумал об этом сразу же.

Когда они мутили какую-то шляпу с Никки, Ричард пришел и начал нести такие заумные вещи, что никто из присутствующих его не понял, решив, что он попросту не прав, ведь «он ничего не смыслит в магии». Но он все равно оказался прав. Это происходит не в первый раз, но гордость не позволяет «великим магам» признать правоту какого-то сопляка, особенно это свойственно Энн, которая ставит под сомнение каждое слово Ричарда, даже если он говорит, что небо голубое, а трава зеленая. Ричард убрал контрольную сеть, а Зедд все равно не верит, что он может понимать эти символы. За что ему дали Первого Волшебника? За идиотизм?

«Энн закатила глаза. Натан облегчённо вздохнул, словно, наконец, понял, что всё это — просто очередная выдумка Ричарда.» Очередная выдумка!!! Прям печёт от их тупости. За все книги Ричард ни разу ничего не выдумывал, и в конце всегда оказывался прав, но ему все равно никто не хочет верить, даже если очередная «выдумка» буквально вчера оказалась правдой. Людям по тысячи лет, а они тупы, как подростки в пубертатный период.

Автор очередной раз выпутывается из тупика, вводя очередную вовремя подвернувшуюся книгу. Нет книги — появляется Шота. А здесь и то, и другое разом. И помимо очередного расставания Ричарда с Кэлен и Ричарда с Мечом Истины, тут автор лишил героя и магии. Это фэнтези или где? Я хочу файерболов и молний с небес!!

Странно, что перед Виолеттой Рэчел превратилась обратно в глупую слабую девчонку. Она ведь довольно долго училась драться и обращаться с ножами, так неужели она не способна голыми руками уделать зазнавшуюся девчонку? Ну или хотя бы камнем по голове? Она ведь была наедине с этой тупой «королевкой», и та не боялась поворачиваться к ней спиной. Однако автор решил повторить сюжет одной из предыдущих книг, где Рэчел опять сбегает и опять со шкатулкой Одена.

Порадовало, что хоть на время Ричард отрастил яйца. Вместо сражения с армией, он решил отправиться в Древний Мир и отплатить Ордену той же монетой, то есть бить по «мирным» гражданам. Это реально верный и единственный ход. Пусть Ордену как таковому плевать на людей, но каждый отдельный человек имеет семью, и уж ее он постарается сберечь. Таким образом можно ударить не только в спину Ордену, но и заставить их отвернуться от Нового Мира и вернуться в Старый. Хотя, конечно, это и противоречит бэтменским принципам Ричарда: чем меньше крови [на моих руках], тем лучше.

Проверка «Книги Сочтённых Теней» оказалась очень смешной. Джеганю говорят, что это подделка, потому что название не совпадает с настоящим, а он такой: «Ну и что? Может, они просто опечатались». Я прям выпал с этого момента. И Сестры так же думали. Надо же быть такими тупыми. Автор должен был написать книгу без единой ошибки, иначе будет армагеддец, а он взял и ошибся даже в названии книги. Логично. «Ошибку допустил тот человек, который сделал обложку, а не тот, кто сделал копию.» Надо же было до этого додуматься.

Странно, что Кэлен смогла стащить ножи у стражников Джеганя, а потом помочь сбежать девочке, и сам Джегань об этом не прознал. Может, в голову Кэлен он забраться не мог, но что мешало ему прочитать мысли Джиллиан?

В 45 главе Кэлен размышляет на тему, почему верования Ордена полнейшая дичь и что даже все их действия противоречат постулатам, которые они для себя придумали. Да, все ее мысли были верны, вот только она почему-то не стала произносить их вслух. Конечно, на тупого Джеганя это не произвело бы эффекта, но все же. В подобных книгах многие проблемы из-за того, что нужные мысли не высказываются вслух тогда, когда это нужно.

И судя по тому, как Джегань рассказывал о потных и мускулистых телах игроков Джа-Ла, он ходит на игры явно не только за тем, чтобы подбодрить своих воинов и подсмотреть стратегию соперников его команды. Стало понятно, почему он так относится к женщинам.

Да еще и перевод какой-то корявый, будто самим переводчикам тоже уже все надоело. Нашел в интернете два разных перевода, но оба невозможно читать. От УлиСии прям мурашки. Ну нельзя менять имена посреди истории, а особенно в конце. Второй перевод будто делал школьник, столько пунктуационных и грамматических ошибок, что некоторые предложения я не понимал даже после второго прочтения.

Итог: so boring. Еле дочитал до конца. Книга совершенно проходная, будто предисловие к предстоящим событиям. Надеюсь, хоть сами события в Последнем Правиле будут интересны. Все книги ждал мега битвы между армиями Ричарда и Джеганя, но, видимо, не суждено. Первый раз читаю фэнтези-цикл, где практически нет полноценных битв, одни «хитрые» ловушки и полное превосходство одних над другими (читай: резня), и ни одной битвы стенка на стену.

6/10 — я даже сюжет не помню

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Десятое правило или Призрак? Наверное все-таки Призрак, призрак хорошего романа, скучающий по прежним временам, когда он был еще жив и дарил радость окружающим людям, впечатлял сюжетом, когда само правило было моралью действа всего романа, когда герои внушали доверие и уважение, когда в конце концов не ждешь все 800 страниц хоть чего-то, что покажет, что книга читается не зря, что действо вот-вот, вот совсем немного подождать, и начнется. Ну не Бунин же автор в конце концов.

Да, были пара моментов, которые заинтриговали, но пламя были слишком мало, чтобы его не завалили лагерная жизнь армии Джеганя, вздохи Ричарда и его соратников, страдания Кэлен, сравнение образа жизни Старого и Нового миров. И это сюжет всей книги — образы, мысли, раздумия, переживания, несколько переходов из пункта отправления в пункт назначения, один неплохой тактический ход.

По итогам получился неутешительный вывод — цикл деградировал, Ричард в итоге, думаю, победит в любом случае, потому что интриги этому даже не создавалось, уверен в другом — останутся живы все его друзья, все по той же причине.

Поэтому от последнего правила не жду ничего за рамки вон выходящего.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз возвращаюсь к заброшенному мной циклу.

Болтовня, бесконечная болтовня — вот основная характеристика этой книги. Длинные переливания из пустого в порожнее, повторы одних и тех же нескончаемых разговоров о жестокостях, творимых Орденом во главе с Джеганем, об утраченном Мече Истины, о том, что натворила Шота, о Кэлен, которую никто не помнит, о необходимости битвы и о долге Ричарда перед народом. Почти нет действия, только нудная болтовня. Читать неимоверно скучно, а потому книгу я читала долго и трудно.

Удивляет изменение Ричарда, причем не в лучшую сторону. Он всегда ратовал за спасение жизней невинных людей, а ныне призывает свои войска направиться в Древний мир, чтобы там, в тылу врага, убивать их семьи, уничтожать посевы и скот, жечь города, чтобы враг почувствовал на своей шкуре, каково это. И это действия человека, ищущего истину и справедливость, ратующего за свободу и ценность каждой отдельно взятой жизни? Правда? А по мне, так это чистой воды «око за око»: нам тут плохо, так и пусть и вам также будет. В таком случае чем Ричард отличается от Джеганя с его неоправданной жестокостью и беспощадностью? Чем он лучше узурпатора, убивающего всех и каждого на своем пути? Или его оправдывает некая «высшая цель», аура спасителя человечества?

В игру введены как новые, так и хорошо забытые старые персонажи. Вот только не очень понятно зачем... Есть и парочка небезынтересных сюжетных ходов, однако все это нивелируется затянутостью повествования, переливанием из пустого в порожнее, множеством повторений одного и того же и пересказом предыдущих событий. Из почти тысячи страниц больше половины можно отбросить без всякого ущерба для сюжета.

Эту книгу от предыдущих отличает практически полное отсутствие динамики в сюжете и наличие большого количества информации по теории магии — этакий вводный курс с цитированием магических книг и формул, с постановкой экспериментов, со спорами именитых волшебников. Зачем? Вероятно, чтобы наполнить книгу текстом и раздуть цикл до еще одного тома. Других причин столь бесполезного писания текста ни чо чем я просто не нахожу. Во всех этих псевдонаучных спорах истина, вопреки ожиданиям, так и не родилась, а появилась еще большая путаница и неясности. Всё, что было известно до этого момента, оказалось неверным, а вот верное скрыто за семью печатями.

Описания насилия и жестокостей по-прежнему предостаточно. Это стало уже своеобразной визитной карточкой цикла, а может, даже и самого автора. Опять же в общей сюжетной канве они особой роли не играют. Отчасти и потому, что сюжет как таковой в этой книге обозначен весьма пунктирно. Основной упор сделан на некие изыскания в книгах и попытки разобраться в завихрениях магии.

Итог. Скучная, проходная книга, не несущая особой смысловой нагрузки, практически не имеющая отношения к основной сюжетной линии. Некое лирическое отступление, связанное с сюжетом лишь наличием привычных персонажей.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Десятое Правило Волшебника» напрямую продолжает сюжет предыдущего романа, открывавшего финальную трилогию саги о Ричарде Рале. «Девятое Правило» оправдало мою надежду на то, что наконец прекратится череда проходных и скучных книг, к коим я отношу 6-ю, 7-ю и 8-ю, а вот «Десятое Правило» снова не раз заставило меня устало вздыхать. Вместе с продолжением относительно неплохого сюжета, начатого предыдущей книгой, вернулись и некоторые моменты, которые лучше бы забыть и никогда больше не встречать. Но сначала скажу о положительных сторонах романа.

Как и в предшествующем «Девятом Правиле», сюжет данной книги довольно неплох, во всяком случае, на голову выше уже упомянутых мною Шестого, Седьмого и Восьмого Правил. Всё более сгущаются тучи, всё ближе становится развязка множества событий, судьбоносных для мира Ричарда Рала. Автору, по моему мнению, вполне удалось передать ощущение именно того самого приближения кульминации. Помимо этого, в сюжете присутствует несколько интригующих моментов, подогревающих интерес и побуждающих не отрываясь читать книгу, чтобы затем наконец в «Последнем Правиле» узнать, как же Ричард выпутается из очередных немалых сложностей и чем вообще закончится 11-томная сага. Очень интересен момент, когда Ричард меняет стратегию действий дхарианской армии против Имперского Ордена. Конечно, предложенная им стратегия «выжженной земли» явно входит в противоречие с его собственными убеждениями о ценности каждой жизни, индивидуальности и т.д., но я считаю, что в сложившихся условиях это был самый правильный шаг. Как говорил персонаж другой фантастической вселенной: «Человек может иметь всё, если он готов идти на жертвы». Очевидно, Ричард, взвесив все «за» и «против», ещё и памятуя красочное видение Шоты, решил, что без жертв в любом случае не обойтись, и, если самому не отринуть некоторые идеалы, то враг, этих идеалов и вовсе никогда не исповедовавший, легко победит. В условиях, когда свободные народы поставлены под угрозу порабощения Имперским Орденом, нанесение жёсткого и беспощадного удара по врагу — хороший ход, который, как минимум, сильно обескровит Орден, а может быть и принесёт победу над ним.

Теперь же скажу о минусах «Десятого Правила». Коронные многословные и откровенно скучноватые тексты Терри Гудкайнда вернулись — теперь в виде рассуждений о природе магии, её применении и тому подобных вещах. Пускай это и не наивные и глупые философско-политические прокламации Ричарда, однако они также скучны и неинтересны. Также в этой книге присутствует и ещё один стандартный для творчества Гудкайнда «туз в рукаве» — внезапно объявившийся злодей, мечтающий лишь о том, чтобы доставить неимоверные страдания персонально Ричарду Ралу или как-либо его использовать в своих гнусных целях. За весь цикл таких персонажей появилась уже целая плеяда, и потому встреча с очередным из них выглядит как проявление того, что у автора либо закончилась фантазия, либо ему вновь понадобилось любой ценой растянуть книгу до 700 с гаком страниц. Ну а то, как этот злодей при всём своём могуществе теряет Ричарда, и вовсе заставляет смеяться. Не могу также не сказать пару слов о Джегане, который в этой книге вновь лично появляется в сюжете. В отзыве к «Седьмому Правилу Волшебника» я уже высказывал своё негативное мнение об этом антагонисте, и на тот момент я думал, что император-сноходец уже не может упасть ниже. Однако он смог. Эпизод с Кэлен в шатре Джеганя показывает с новой стороны то, насколько он жалок и неинтересен. Его самое главное желание кроется в том, чтобы причинить Ричарду Ралу моральные страдания. Это настолько мелочно, низко, и недостойно главного антагониста 11-томной саги, что по поводу него у меня есть лишь одно желание — чтобы его поскорее убили и выбросили на «свалку истории». К сожалению, поскольку он как минимум один из главных злодеев саги, думаю, он не покинет нас раньше финала «Последнего Правила Волшебника», что не может не огорчать.

В целом, «Десятое Правило Волшебника» показалось мне несколько слабее предшествующей книги, но всё-таки лучше «Правил» № 6-8. К сожалению, в эту книгу вернулись многие негативные стороны творческого стиля Гудкайнда, более-менее сглаженные или отсутствовавшие в «Девятом Правиле». Однако развитие сюжета не может не интриговать, и я с интересом приступлю к чтению финальной книги цикла.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

На телевидении есть такой термин – филлер. То есть дополнительный материал, не связанный с основным сюжетом, добавляемый для увеличения длительности показа. Так вот, не успел я похвалить “Девятое правило” за возвращение к истокам серии, как тут же мы видим откровенный филлер в лице “Десятого правила”. Читать было интересно только первую пару глав, и пару глав в которых Ричард путешествовал в Сильфиде, а затем к Мерцающим в Ночи. Остальной же объем книги это бесконечные разговоры о чудовищности творимых Орденом злодеяний, о том как Ричарду не хватает Кэлен, препирания с Шотой и так далее. Всё это не несёт особой смысловой нагрузки и никоим образом не двигает сюжет вперёд. Читать невероятно скучно, и я делал это не для удовольствия, а как с книгами из школьной программы, по десятку страниц за день, лишь бы преодолеть. Очень грустно, что автор растягивает количество томов серии, только для того чтобы набить карманы.

Оценка: 4
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Видимо всё же все промежуточные книги склонны быть скучными и нудными. Вспомнились уроки философии.... перечисление формул, выводов и одних и тех же причин воевать за силы «добра» заставляет почти засыпать. Примерно 80 % книги смело можно удалять, ничего нового, ничего захватывающего. Большие надежды на Одиннадцатое правило. Не может же цикл закончиться так плохо.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я очень люблю этого автора и его серию «Меч Истины или ПРавило ВОлшебника». И,естественно, набросилась на недавно вышедшее Десятое правило как ненормальная. Но она слегка мой пыл успокоила. Вся книга почти из размышлений героев состоит..Действий мало, много мыслей, дум на тему «что же делать»... А вот что придумали нам не говорят))) И под конец чувствуетя небольшой разгон, который мягко подводит нас к Одиннадцатому Правилу. И вот там-то и будет вся динамика. Ведь за две книги надо завершить весь цикл, подвести долгожданную черту стольким вопросам и проблемам. Давай Ричард!Я верю в тебя!!))))

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько смутное впечатление. Бесспорно, 9-ка — заслуженная оценка. Я не настолько хорошо помню уже первые 7 правил, чтобы говорить об объяснении каких-то непонятных моментов из них, а вот что касается завершения- да, сам замысел хорош, особенно насчет пророчества, которое наконец-то обрело смысл. Вот только переборщил автор с перечислениями жестокостей Ордена, да и постоянные морально-этические страдания героев, многословно описанные на 10 страниц подряд вызывают желание их перелистнуть. Ну я уже давно, еще в 6 или 5, не помню, книге, поняла, как Ричард любит Кэлен, жизнь и свободу выбора! Честное слово, если бы автор не отвлекался постоянно на это, всю эпопею можно было бы завершить 10-ю книгами... А то и меньше. За это — «-1». А так, книга, которая стала достойным продолжением трилогии «Огненная цепь» и обещает много интересного в конце. Интересно, как же они все-таки выкрутятся...

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скучно. Скучно-скучно-скучно. Чем дальше я читаю правила, тем сильнее мне кажется, что энтропия все же влияет на литературу.

Нам, разве, не говорили что 10 правило будет совсем-совсем-совсем последним? До выхода этой книги тем и жил. И уже предвкушал тот момент, когда протагонист наконец истребит всех злодеев-извращенцев (интересно, а что бы подумал Фрейд, почитав пару-тройку Правил?) насаждающих террор и насилие, и в перерывах предавающихся самозабвенным сексуальным непотребствам. Когда же наконец несчастная Кэлен дождется своего Искателя Истины (мотивация поведений которого, от книги к книге (после пятого правила) становится все маразматичнее и маразматичнее), «что ненавидя магию использует её и использует, использует, использует... « (с)

Наверное, все дело в том, что очередной рояль экс кусты уже не удивляет. Наверное, дело в том, что все возможные вариации издевательств над героями уже опробованы, и вызывают ощущение скуки.

Собственно, до десятого правила тем и жил. Почитаю одинадцатое и вздохну спокойно.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько лучше, чем два предыдущих. Более динамично, местами даже захватывает. Но как же далеко от первых Правил...

Эти бесконечные рассуждения о правильности свободы и неправильности зла, эти бесконечные разговоры и размышления в самый неподходящий момент...

Тем не менее, буду ждать 11-ое. Все-таки все более и более стягивающийся в центр водоворот борьбы Добра и Зла впечатляет. Особенно количество и разнообразие сил Зла. Как говорится: дай мне побольше врагов, они очень будут мешать друг другу!

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Десятое правило явно служит переходом к последней книге. Могу сказать что эта книга получилась очень интересной и Гудкайнд явно прекрасно перевоплотил правила снова в интересный цикл с очень закрученым сюжетом. Очень хочется узнать наконец-то конец и что с этим все сделает Ричард. В этой книге Гудкайнд связал сюжет с первым правилом( вернулись герои из первой книги, шкатулки и т.д.) и появилась целостность и понятность к чему вел Гудкайнд с 1 по 9 правило. Жду 11 правила:super:

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

И скучно, и грустно, и не у кого узнать, когда всё это закончится... Одиннадцатое вроде бы заключительное... Надеюсь, оно не испортит окончательно впечатление от цикла. Десятого правила — каюсь! -я не поняла. Я читала его дважды Читала так, как читают философские трактаты: в полной тишине пи с карандашом в руках. Но эти усилия по пониманию книги оказались напрасными...Честно сказать, не смогу даже сформулировать, о чем же это Правило.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх