Вадим Шефнер «Человек с пятью «не», или Исповедь простодушного»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Отец Стефана с юных лет определил своего сына как «человека с пятью «не»», то есть НЕуклюжий, НЕсообразительный, НЕвыдающийся, НЕвезучий, НЕкрасивый. Так и идет Стефан Петрович по жизни с этим нелегким грузом «не». А навстречу ему попадаются удивительные личности, каждый раз круто изменяющие его жизнь.
Произведение впервые опубликовано в журнале «Звезда», №4 за 1967 г.
Входит в:
— сборник «Скромный гений», 1974 г.
— сборник «Лачуга должника», 1983 г.
— сборник «Сказки для умных», 1985 г.
— журнал «Школьная роман-газета, 8/1998», 1998 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 79
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2728 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 92 знака, что гораздо выше среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 19%, что гораздо ниже среднего (37%)
- /языки:
- русский (20), английский (1), эстонский (1), польский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (23), периодика (1)
- /перевод:
- С. Дудзиньская (1), Т. Кольовска (1), А. Нахимовский (1), Э. С. Нахимовски (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Povlastnich, 22 апреля 2020 г.
Сказка про Ивана-Дурака в исполнении Вадима Шефнера. Все признаки налицо: простодушно-честный валенок с комплексом неполноценности уходит из дома, своей открытой рожей и хитрожо*остью (в конце повести эвфемистично названной “деловыми качествами”) привлекает к себе хороших товарищей, которые проводят его жизненными испытаниями. В конце пути он находит Прекрасную Даму, возвращается домой и наслаждается до конца жизни счастливой скукой, иногда, правда, чувствуя некоторую глухую печаль и тоску по сумасбродствам молодости….
Главный герой у меня вызывает весьма противоречивые чувства – с одной стороны, его внутренняя дисциплина (не матерится, не врёт), воля к жизни (несмотря на неудачи, он с мрачным оптимизмом продолжает свой путь), а также чуть чёрное чувство юмора и образованность вызывают уважение. С другой – на других людей ему наплевать, кроме одного- единственного случая (женщина с сумкой) он никому не помогает по-настоящему, от души, а лишь от скуки и неудовлетворённости. Особенно злит тот момент, когда наш Степан…
Где тут такие качества, как верность, дружелюбие — личное мнение, наконец? Стефан ни о ком не выражается плохо, однако это, ИМХО, скорее, следование условностям, чем искренние чувства: по ходу дела прорываются неудовлетворённость, боль от потери иллюзий — и злость, горечь.
К сожалению, они не находят никакого выхода: герою «воздаётся» за его страдания и он забывает о своём прошлом, включая тягу к приключениям, став простым обывателем.
А вот «второстепенные» персонажи — великолепны, сочны, красочны, забавны, как позитивные (Вася-с-Марса, тётя Лампа, математик с вероятностной машиной), так отрицательные (Виктор, родители Стефана), их видишь словно вживую. Снова возвращается мысль, что, как и другие произведения автора из сборника «Лачуга Должника», эта повесть прекрасно смотрелась бы на киноэкране. Юмор, как всегда у Шефнера, на высоте, в некоторых местах я просто ржал аки конь.
Ставлю 8. Форма, стиль — прекрасны, есть интересные мысли. Я вот после прочтения этой повести стал больше рассказывать о себе, и, как оказалось, многим окружающим это нравится и они мне больше доверяют! Уф, как в сказке. Так что она изменила мой мир к лучшему. Но вот ГГ мне всё же не очень симпатичен и, что злит, «зло остаётся безнаказанным» — отрицательные персонажи остаются на высоте, тогда как ГГ лишь избавляется от багажа своих комплексов.
Тиань, 17 февраля 2014 г.
Рассказ, а точнее повесть, представляет собой современный вариант сказки про Золушку. Только вместо девушки главным героем является молодой человек. Впрочем, в конце повести он уже не очень молодой, но волшебной сути истории это не меняет.
Стефан — так зовут главного героя — добр, доверчив, простодушен, нетребователен. Какие бы сюрпризы не преподносила ему судьба, он никогда не унывает. Это необыкновенно симпатичный герой, которому с детства родители твердили, что у него куча недостатков — аж целых пять «не». Он в это свято верил, но не озлобился, не спрятался в свою скорлупку, а прошел свой жизненный путь с открытым сердцем и верой в людей.
Как в настоящей сказке Стефан встречает на своем жизненном пути необычных персонажей: Тетю Лампу с чудным «творчески растущим» песиком Абракадарбром, Васю с Марса, изобретателей престранных и на первый взгляд полезных для людей вещей. Его не раз обижают и обманывают, но даже к обидчикам своим он относится с добротой и состраданием. Причем это не библейское «подставь другую щеку». Стефан ничего не подставляет, он принимает урок и продолжает жить дальше, не изменяя себе. Его внутренний мир удивительно гармоничен. Поэтому на протяжении всего действия не покидает уверенность, что этому замечательному человеку в конце концов непременно улыбнется удача. Он достоин этого, как никто другой.
Повесть довольна объёмна. Но прочитывается на одном дыхании. Обаяние героя и прекрасный, легкий, стильный язык заставляют забыть о времени.
lammik, 21 сентября 2018 г.
С детства Стефан знал, что ничего хорошего с ним никогда не произойдёт, ничего он в жизни не добьётся, ведь он родился человеком сразу с пятью «не» — неуклюжий, несообразительный, не выдающийся, невезучий и некрасивый. А раз так сказал родной отец, то значит так оно и есть. То ли дело старший брат Стефана Виктор — знаток иррациональности метаболических алгоритмов и синуоидальности физикотерапевтических диэлектриков.
Третье прочитанное произведение Вадима Шефнера просто насыщено гениями, признанными и не очень и даже псевдогений имеется в наличии. Опять нельзя свести повесть к какой-то одной мысли, возможны разные трактовки.
Первое, что пришло в голову — повесть в формате притчи рассказывает о Народе, Власти и Науке, точнее разных её гранях и представителях. В роли Народа выступает Стефан — открытый, простодушный и добрый, всегда готовый помочь ближнему и не раз на этом обжигавшийся. Фигуру Власти олицетворяет отец Стефана, не сильно ценящий сына и при этом любящий преувеличить свою значительность, рассказывая довольно бредовые истории про собственные подвиги. А вот представителей Науки в повести целый букет — от весьма учёного пса Абракадабра до посланника иных миров Васи (выведен реально мощно, его забыть будет трудно). Тут вам и псевдоучёный Виктор, ловко бросающийся бессмысленными фразами из сложных слов и скромная, но гениальная Антонина Антоновна, которая в наш век была бы на вес золота и нацеленный на добро математик Алексей Алексеевич. И это ещё не все персонажи, с которыми села Стефана судьба. Заметьте, все настоящие учёные никак не встроены в официальную науку, тогда как проходимец — отец Сосны! и Дуба! весьма преуспел.
Есть ещё и второе толкование. Стефан не «из грязи в князи» попал. А прожил долгую праведную жизнь, в том числе побывал на войне, где был дважды ранен и о чём предпочёл не распространяться. А в конце жизни пожертвовал собой, умер и воскрес перерождённым, получив в награду сбывшуюся мечту. Причём я даже не удивлён, что цензура такое пропустила. Ведь советские цензоры — это тоже плод советской системы образования, где религия рассматривалась исключительно ка «опиум для народа», соответственно и держаться надо от неё подальше как от настоящего опиума.
мрачный маргинал, 13 октября 2012 г.
В повести создан, пожалуй, и один из самых обаятельных в советской фантастике образов космического пришельца.
В беспризорной детдомовской стихии 1920-х как-то естественно оказывается и «свой в доску» Вася-с-Марса. Пришелец выступает здесь и автором своеобразного теста на правдивость: весьма хороша идея краснеющего от вранья потолка в детдомовской палате; пришелец Вася выступает ещё и в роли безошибочного пророка-прогнозиста, появляясь как раз во-время, чтобы создать эффект сказочного «хэппи-энда». В шефнеровской сказке, — самой весёлой и лиричной в творчестве писателя, — волшебно оживают традиционные персонажи НФ. Таким неповторимым свойством обладала только фантастическая проза поэта Вадима Шефнера...
Egorro, 7 сентября 2009 г.
Для меня наиболее интересным моментом в этом произведении были алюзии с Евангельскими притчами. В годы когда оно писалось жизнь святых была под жесточайшим запретом, бал правил рационализм. А тут как глоток свежего воздуха в атмосфере гиперконкуретного офиса герой с пятью «не». Человек осознающий свою мнимую ограниченность, человек искренне и правдиво не видящий зла и снобства. Человек для которого родные и близкие люди любимы и желанны вне зависимости от их отношения к герою. Человек для которого счастье это не куча денег или должностей, а жизнь с любимым человеком. Это было необычно и очень трогательно.
choyochagas, 27 сентября 2015 г.
Неповторимый язык! Как всегда у Шефнера: и смешно, и грустно — и светло...
Den_ka, 28 февраля 2012 г.
Купился на восторженные отзывы сборника «Лачуга должника» . Прочитать смог только первую повесть «Человек с пятью «не», или Исповедь простодушного» и последнюю «Лачуга должника», остальное пробежал глазами очень быстро, все время надеясь, что вот-вот я сейчас увижу нечто такое, что заставит меня остановиться, вчитаться и дальше читать уже с интересом — не заставило.
Язык, сюжет, манера изложения, выбранные автором — абсолютно все нагоняет скуку. Поизведение, наверное, вызвало бы интерес только в далеких 1967-1985 годах, или у людей ностальгирующих по тем временам. Шефнер, действительно, пишет «по-другому», чем-то его книги напоминают поэзию, но, как фантастике, его книгам это не пошло на пользу.
Читать или не читать решать вам. Возможно, вы любите поэзию, я — нет.
tevas, 15 августа 2006 г.
У меня смешанные впечатления от этой повести, скажу я вам! Легкий язык, интересное повествование, множество смешных и забавных ситуаций, а также неуёмная фантазия автора произвели на меня неизгладимое впечатление. Одно описание случая с собакой, которая любила воровать еду на кухне, и чтобы не обжечь лапы, окунала их в глину, ждала пока она застынет, а потом уже сама бежала за едой — достойно аплодисментов. А человек (который изобрел омолаживающий эликсир не дающий человеку умереть), постоянно выбрасывающийся из окна жилого дома, как вам такое? И еще море безумных штучек и неукладывающихся в голове случаев вы найдете в этой замечательной повести.
К сожалению, не обошлось и без ложки дегтя... Шефнер увлекся описанием фантастического и забыл про самого героя, представляете!? Ну не сочувствую я герою, когда он попадает в разные передряги и коллизии! И счастье к нему приходит как-то легко и непринужденно. Как говорится из грязи — в князи...
v_ov, 2 апреля 2008 г.
Да, это один из редких авторов, которого сложно сравнить с кем-то еще. Начал читать его в далеком детстве (как обычно случайно попала в руки книга). Перечитываю до сих пор. Бывает такое настроение, когда все новомодное и вчера изданное вязнет на зубах...
Viktorrr, 9 ноября 2006 г.
Так легко и непринуждённо я ещё ни над чем не смеялся. Шефнер — единственный в своём роде писатель. Я просто не могу определиться, нравятся мне его книги или нет. Он не пишет хорошо или плохо, он пишет ПО-ДРУГОМУ.