fantlab ru

Джек Вэнс «Эмфирион»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.85
Оценок:
102
Моя оценка:
-

подробнее

Эмфирион

Emphyrio

Другие названия: Эмфирио

Роман, год; цикл «Сфера Гаеан»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

На планете, в жутком закосневшем и лишенном свобод обществе, которым правили Финансово независимые утонченные, изысканные лорды, рос мальчик Гил, сын резчика по дереву. Его бунтарский дух не угас с возрастом и, облетев многие планеты, Гил нашел истоки легенды об Эмфирионе и выяснил, что его родная планета многие века изнывает под игом инопланетян, хотя никто и не подозревает этого...

Входит в:

— журнал «Fantastic, August 1969», 1969 г.

— антологию «American Science Fiction», 2012 г.


Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 1997 // Зал славы

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2021 // Зал славы

Похожие произведения:

 

 


Космическая опера
2002 г.
Эмфирио
2014 г.
Эмфирио
2017 г.
Эмфирио
2017 г.

Периодика:

Fantastic, August 1969
1969 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Князья тьмы. Том 2
2020 г.

Электронные издания:

Эмфирио
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Emphyrio
1969 г.
(английский)
Crociata spaziale
1989 г.
(итальянский)
Emphyrio
1995 г.
(английский)
Emphyrio
1999 г.
(английский)
The Jack Vance Reader
2008 г.
(английский)
American Science Fiction: Four Classic Novels 1968-1969
2019 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Марионетки со временем становятся бесполезны. Начинают осознавать окружающий мир, догадываться о действительном положении вещей. Капризничают, нервничают, перестают слушаться. Их приходится ликвидировать, чтобы вредные настроения не передавались всей труппе»/Джек Вэнс «Эмфирион»/.

С первого взгляда может показаться, что это очередной роман об обретении свободы, угнетении, внутреннем рабстве и социальном неравенстве, заканчивающийся торжеством справедливости и воцарении Добра. Или это роман взросления, повествование о пути, который проходит юный Гил Тарвок от мечтательного мальчика через максималистические проблемы юношества к трезво смотрящему на реальность мужчине.

Или то и другое в одном флаконе — неспешное продвижение вместе с героем по уготовленной судьбой дороге. От первой детской неудовлетворенности недосказанной древней легендой о герое Эмфирио, через обычные подростковые проблемы — скучная учеба, разочарование в родителях, друзья, подбивающие на глупые шалости, кружащие голову девушки — к удручающей обыденности и убивающей радость монотонности взрослой жизни с ее до боли знакомыми реалиями в виде нехватки времени, денег, мастерства, любви, мужества. Причем повествование наполнено мельчайшими деталями быта, культуры, социальных связей, традиций. И порой кажется, что это и не роман вовсе, а отчет этнографа, фиксирующего нужное и ненужное, в надежде, что потом разберется в тиши лаборатории.

Так вот, все это не так. И по форме, и по содержанию. Только добравшись до самого конца, понимаешь, как был не прав в определении всего происходящего и начинаешь корить себя за то, что был ленив и не собран, пропуская детали и игнорируя описания. Все — буквально ВСЕ — важно: рисунок, вырезанный мастером на деревянной нише, танец на вечеринке, интонация в разговоре, жесты, пейзажи. Собираясь по крошке, по кусочку, по пылинке и зернышку на чаше весов осознания, чтобы в нужный момент накопилась критическая масса деталей, дающая неповторимую возможность достичь понимания происходящего одновременно с героем, чтобы горько рассмеяться вместе с ним над ответом, расставляющим все по своим местам.

И тогда становится понятным и весь замысел, неспешность и детализация, декоративные описания, повествование, напоминающее порой пьесу, скомканная концовка, которая уже не важна, после того, как марионетка осознала свою кукольную судьбу. И ясным и правильным становится даже то, что наш герой исчезает со страниц, оставив после себя лишь табличку из полированного черного обсидиана. Легенда состоялась и марионетке больше не надо вглядываться в зал, отыскивая в лицах зрителей понимание.

Жуткая, мастерски написанная история, в которой Вэнс играет с читателем, дергает за ниточки его интереса, как кукольник Холькервойд, умело направляя мысли и эмоции в нужное ему русло. Ставя вопросы и не давая на них ответа. Вы мните себя свободными? Самостоятельными, независимыми? Считаете, что сами принимаете решения, и совершаете поступки, руководствуясь только своими желаниями и помыслами? А может вы всего лишь марионетки в умелых руках хорошо скрытых от глаз кукольников, которые дергают за ниточки, лепят и формируют вас по своему вкусу и в угоду своим целям, умело направляя вас в нужную сторону? И все наши желания, мечтания, устремления, порывы — лишь бледная тень их, кукловодов, прихотей и замыслов.

А может, ну ее эту философию. Играйте свои роли в свое удовольствие и радуйтесь, что спектакль не завершен. Или смейтесь над марионеточной судьбой. Или кричите со сцены Истину, играя роль легендарного героя. А то будет так: «У меня в труппе одна кукла начинает слишком много думать о себе. И о других. Я ей и выговор делал, и предупреждал — ничего не помогает. Вместо того чтобы исполнять роль, подходит к софитам на самый край сцены и разглядывает зрителей». Кто там, в зале? Кто вы, зрители?

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, который мог бы называться «Эмфирион или современный Прометей» (пардон за заимствование перед Мэри Шелли и ее Франкенштейном, который вовсе не чудовище, а его создатель). Одна из вещей Вэнса, где идея освобождения народа от коварного угнетения поставлена во главу угла, а роль личности в истории нельзя преуменьшить. В принципе этот посыл характерен для абсолютного большинства научно-фантастических книг автора, но «Эмфирион» (легендарный герой местного человечества, гг использует его имя как псевдоним) наиболее близок к Прометею по части жертвенности и самоотречения.

Про хитрые манипуляции на основе генной инженерии и психологической обработки населения, с целью превращения этого населения в источник ценного продукта, понятно получаемого в порядке «не эквивалентного обмена» (как изящно выразился товарищ Сталин по поводу использования крестьянства СССР как источника финансирования индустриализации), упомянуто достаточно. Отмечу опять же изящество стиля автора, придумавшего организацию такового «обмена»: .тоталитарный режим, бессмысленные ритуалы — кстати, местных облапошиваемых жителей законно можно назвать «скакуасами»:)), ибо кто не скачет в определенной последовательности, за тем придут и сделают лоботомию, искусственная «высшая раса», а также сокрытые кукловоды с холодной головой (а вот насчёт чистых рук уже есть несовпадение).

Несмотря на такую суровую социальную направленность романа, он нисколько не уступает в увлекательности по части описания мира, интриг, любовной линии и тем более фирменной Вэнсовской иронии большинству книг автора. Произведение среднего объема, становление героя, то есть, Становление героя как Героя, показано логично, то есть, присутствует не только стремление к справедливости, а враги не полные идиоты.

В целом роман правильный по сути и фантастический по финалу, рекомендую.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересный роман, но одноразовый какой-то. Но обо всем по порядку. Планета Доона, населенная потомками землян-колонизаторов, когда-то в прошлом пережила тяжелую войну с некими пришельцами и вроде по легенде благодаря правдолюбивому и храброму герою по имени Эмфирион победила, но планета после этого стала вымирать пока не прилетели некие «лорды» и не восстановили ее для жизни создав закрытое кастовое-общество наверно можно сказать социалистического типа с примесью феодальных устоев вроде цехов практикующих ручное ремесло при развитой технике и межзвездных полетах, а также с кастой тех лордов которые ничего не делают, но засчет прошлых заслуг взимающих с доходов населения 1,18 %. Главный герой Гил живет с гениальным отцом, лучшим резчиком по дереву и очень образованным человеком, что не приветствуется в обществе. Гил с детства одержим историей об Эмфирионе и мечтает узнать правдивое окончание этой истории. Гил как и его отец не понимает навязанных правил, и скромным существованием в этом обществе, где практически каждая судьба предопределена и пытается сопротивляться этому. Со временем он и его друзья становятся изгоями для соседей и со временем становится преступником, он и его друзья сбегают с планеты. Пережив несолько приключений он узнает шокирующию правду об Эмфирионе, что тот на самом деле проиграл пришельцам, а так называемые лорды это всего лишь марионетки в руках алчных пришельцев. Очень понравилась идея религии в котрой главные церемонии осуществляются посредством прыжков по узорам в храмах. Вэнс как всегда гениален в мелочах и создании миров)). Тем кому нравится Большая планета или серия об Умирающем мире врядли понравится этот роман.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший роман. Неплохой сюжет, интереснейшая Вселенная, где происходит действие, прелюбопытнейшие персонажи. Вместе с тем произведению присуща некая инфантильность. Особо она книгу не портит, но будь автор более серьезен и менее наивен, получилось бы гораздо интересней. Хотя прочитав его лет двадцать назад, наверное, подобные замечания мне и в голову бы не пришли. И даже несмотря на несколько скомканный финал, высокой оценки «Эмфирион» совершенно точно заслуживает. Не сказал бы, что это лучший роман Вэнса, но то, что один из лучших — факт. Всячески рекомендую.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучший роман Вэнса из прочитанных мной. Очень необычен и интересен созданный мир (как впрочем и большая часть миров Вэнса — за что его и люблю) — театр живых марионеток, целая планета ремесленников, за бесценок поставляющая свои изделия в другие миры. Весьма хорош и сюжет с неожиданной развязкой в финале.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравилось, довольно интересный роман, в нем хороший замысел.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх