Луиза Эрдрич «Ночной сторож»
1953 год. Томас, прототипом которого стал дед автора, работает ночным сторожем на заводе по производству подшипников из драгоценных камней — первом заводе, расположенном недалеко от резервации племени Черепашьей горы в Северной Дакоте. Как член Совета индейцев Чиппева, он пытается предотвратить последствия нового законопроекта об «эмансипации», который уже скоро может принять Конгресс Соединенных Штатов. Томас знает, что, если закон будет принят, племя прекратит существование, и сделает всё, чтобы не допустить этого.
Награды и премии:
|
лауреат |
Aspen Words Literary Prize, 2021 | |
|
лауреат |
Пулитцеровская премия / Pulitzer Prize, 2021 // Художественная книга |
Номинации на премии:
|
номинант |
Дейтонская литературная премия мира / Dayton Literary Peace Prize, 2021 // Художественная литература |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zvezdochet2009, 9 декабря 2025 г.
Один из последних лауреатов Пулитцеровской премии 2020-х годов – роман американской писательницы Луизы Эрдрич под названием «Ночной сторож». В книге раскрывается история борьбы индейской резервации племени чиппева против властей США, желающих расселить индейцев с их исконных земель, «эмансипировать». Под якобы благовидным предлогом помощи готовится банальный отъем земель, очень вкусный кусок для военного и агро-холдингового лобби.
История не придуманная, полудокументальная. Эрдрич и сама по крови чиппева, а один из главных персонажей книги Томас Ондатра, ночной сторож на заводе по производству алмазных подшипников, срисован с ее деда, жившего в то время (1953 год) и в тех местах – окрестностях Черепашьей горы в Северной Дакоте.
Книга очень неспешная, пасторальная, сюжет отступает на фоне очерков из повседневной жизни обычных индейцев, исконных американцев, вынужденных как-то сводить концы с концами на этой скудеющей земле. Героев в истории много и на фоне их хоровода как-то теряется нить всей истории. Это один из немногих минусов текста. Второй и последний – отрывочность изложения и непоследовательность всей линии с противостоянием индейцев и официального deep state США в лице сенатора от штата, внесшего законопроект об эмансипации в парламент. Довольно сложно следить за процессом, он теряется в различных колоритных зарисовках из бытовых сценок, отчего напряжение заметно провисает, и угроза чувствуется слабо, хоть и присутствует. Вообще создается впечатление, что главный акцент в книге сделан не на борьбе, а на потоке коллективного сознания, попытке поймать ускользающие моменты.
В остальном роман тянет на нечто действительно серьезное. Конечно, это не вершины американской литературы, но и здесь есть, о чем поразмыслить. Во-первых, весьма убедительно бытописание резервации – одноэтажная «нативная» середины 20 века Америка как есть: расовые предрассудки, дешевый труд, суровые зимы, старые лачуги, общая атмосфера безысходности, сонное созерцание северных прерий на границе с Канадой. Это старый индейский мир, его осколки, уходящая натура. Все индейцы уже рождены в резервации, они уже не знают той свободы, в какой жили их предки. Они умеют водить автомобили, пользоваться телефоном, газовым конфорками, радио и прочими благами цивилизации. Пороки этой самой цивилизации тоже не обходят их стороной – криминал, сутенерство, алкоголизм. В сумме выходит что-то около нуля. Ничего особо хорошего они от прогресса не получили.
Во-вторых, очень хороши отдельные истории. В книге можно выделить три интересных героя – собственно Томас Ондатра, девушка по имени Патрис, и парень по прозвищу Лесистая Гора. Томас – зрелый мужчина, главный инициатор борьбы. Он добросовестно работает сторожем на заводе, но он маленький человек, вынужденный наблюдать, как где-то наверху в просторных кабинетах кто-то белый решает судьбу его народа. Патрис пытается выручить свою незадачливую сестру, подавшуюся на заработки в большой город, и втянутую в криминальную историю. Проблема в том, что у сестры на руках ребенок, младенец, и ей срочно нужна помощь. Патрис пускается во все тяжкие, с предсказуемыми последствиями. Описывается это чрезвычайно фактурно. Наконец, Лесистая Гора – боксер, участвующий за деньги в турнирах местной лиги. По факту гладиатор, без особых перспектив, с коротким ярким окном возможностей.
Всех этих людей объединяет не только кровь их племени, но и что-то вроде слабости – перед большим хищным миром. Шумные города сосут из резерваций кровь – людей – и ослабляют и без того тающие племена. Города стремятся растворить индейцев в себе, превратить их в стандартных американцев, и тем самым лишить племенной силы, их корней. В книге отлично показан этот процесс: белый человек покупает индейца за деньги и блага, а тот не может отказаться, потому что особого выбора у него нет – только прозябание в резервации без дальнейших перспектив. Вот главная трагедия. А «эмансипация» — лишь один из ее актов, проходной, между делом. В итоге герои стоят на вилке – оставаться собой или уходить в большой мир. Можно ли сохранить свои корни во втором случае, большой вопрос. Есть серьезный риск того, что твой призрак затеряется среди небоскребов, или ты перестанешь говорить с животными и чувствовать травы, и духов своей земли.
Сейчас модно писать книги об идентичности, и это уже несколько раздражает, но здесь подход к снаряду вышел удачный. Как минимум, книга вызывает антропологический интерес; ведь индейцы это не только киношный Чингачкук или «Последний из Могикан» Купера. Это древние племена, старый мудрый народ, способный видеть и понимать то, что многим белым в жизни не увидеть и не понять. Эрдрич слегка приоткрывает эту дверцу и предлагает нам побыть таким человеком – и увидеть этот мир с нового ракурса.