fantlab ru

Святослав Логинов «Колодезь»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.47
Оценок:
1030
Моя оценка:
-

подробнее

Колодезь

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 98
Аннотация:

Эта книга — весьма необычна. Это фантастический роман, который в то же время являет собой и историческое повествование, раскрывающее перед нами истинную картину жизни России и сопредельных государств во второй половине XVII века. Судьба героя романа, Семена, поистине удивительна. Родившись в глухой тульской деревеньке, он попадает в плен к кочевникам и в итоге оказывается на невольничьем рынке... Двадцать лет он ходил по дорогам Востока, побывал в Мекке и Иерусалиме, на берегах Ганга и в Нанкине. Порой его шею отягощал ошейник раба, порой — в руках блистал клинок янычара, но он сохранил в сердце своем православную веру и память о доме. И вот свершилось! Чудесным образом перенесся Семен из раскаленных песков Рубэль-Хали в родные края. Но нет уже ни родного дома, ни прежней веры... Только кипит в душе Семена ненависть к старым и новым обидчикам. И вновь он отправляется в путь...

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 309

Активный словарный запас: очень высокий (3301 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 27%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Зиланткон, 1999 // Большой Зилант

Номинации на премии:


номинант
Странник, 1998 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 1998 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1998 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Колодезь
1997 г.
Колодезь
2000 г.
Колодезь
2010 г.
Свет в окошке. Земные пути. Колодезь
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, после двух подряд слегка замаскированных под истории трактатов открыл для себя очередное литературное сокровище. Весьма-весьма увлекательная история тульского паренька Семёна, XVII век, отправившегося

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с обозом за солью и угодившего в двадцатилетнее рабство, повоевавшего и за турок, и против них, исходившего с караванами Ближний Восток, побывавшего аж в Иерусалиме («...и в положенный срок Семён покинул город, где мечтал обрести Христа, а обрёл лишь двух разбойников» — зачёт!), чудесным образом (единственное фантастическое допущение качественного историко-приключенческого романа) вернувшегося в родные края, попавшего в немилость и тут, бежавшего к Разину, снова воевавшего, сделавшего карьеру в хивинском ханстве (в качестве вожака воинственных башкир, если чё), вернувшегося на родину, чтобы стать нищим.
И великолепная во всех отношениях — и с писательской, и с читательской точек зрения — концовка. Словом, и поучительная, и развлекательная история, в меру стилизованная, исторически достоверная (с моей дилетантской колокольни), хорошо изложенная (с подчеркиванием мелочей), заставляющая задуматься — насколько хрупок привычный нам (худо-бедно справедливый, комфортный, безопасный) мир, насколько недалек он исторически от времени, когда нормой было, что человек человеку — волк. Или раб. Юрий Заборовский прочел великолепно.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приключенческий травелог XVII века

Как всё-таки по другому читаешь книги во время текущих событий. Предуведомление автора:

«И, наконец, слово «украина». В русском языке семнадцатого века это обычное существительное. В Российском государстве было немало украин: украина Терская, украина Сибирская и т. д. Примерно в это же время казаки Малороссии, желая подчеркнуть принадлежность своего края к России, стали называть его просто «Украиной», то есть российской окраиной. Таковы факты. Если я обидел ими патриотов нынешней Украинской республики, то третий раз покорнейше прошу меня простить.»

Давно собирался прочесть «Колодезь». Исторический роман с малой толикой фэнтези; невероятно высокие оценки и практически полное отсутсвие плохих отзывов; литературный талант Логинова. Вот добрался.

Семнадцатый век.

Круг первый, рабский. Тула, Астрахань, Каспий, Дербент, Грузия, Турция, Индия, Аравия, далее везде.

Семён очень необычный персонаж. Душа его с детства тянется к богу, но всё никак. Отец-снохач, постылая жена, поездка за солью, татарский плен, добрый хозяин, служанка хозяина, влюблённая в Семёна, работа пастухом, очередной плен, обрезание, определение в янычары, война, еще одно рабство.

Круг второй, в силах тяжких. Во второй половине романа Семён проходит практически тот же маршрут, что и в первой части, но уже не как раб, а как опытный воин-казак. Мстит обидчикам, прощает тем, кто был добр с ним и помогает им.

Я не представляю, какой огромный справочный материал использовался при создании книги. Естественно, встречая незнакомые топонимы, я лез в вики. Местами описания мест совпадало у автора и в вики слово в слово. Понятно, что вики и Логинов пользовались одними источниками. Вот только во времена написания «Колодезя» интернет был в зачаточным состоянии.

Безумно атмосферный исторический роман с толикой сюжетообразующей мистики. Восток семнадцатого века и реалии восстания Стеньки Разина.

Особенно интересно читать про Дербент и Хвалынское (Каспийское) море всего через неделю после переезда на берега Каспия. Бывает же такая синхронистичность!

Крайне рекомендую всем почитателям хорошего слога и добротных исторических романов.

10(ПОТРЯСАЮЩЕ)

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

С моей точки зрения, Святослав Логинов является обладателем самого лучшего русского языка среди писателей, работавших в девяностых и нулевых в нише, условно называемой «фантастикой». Три из его произведений я определяю в числе наилучших книг, которые я когда-либо прочитал. Одно из них — это «Колодезь».

Оставляя в стороне тщательно построенный и захватывающий сюжет, с которым лучше, конечно, знакомиться не из отзыва, а из текста романа, я бы хотел отметить, насколько условны всё-таки жанровые рамки. Что заставляет редакторов определить эту книгу, как образчик фэнтези? Одно единственное допущение, которое само по себе, пожалуй, выглядит менее фантастическим, чем некоторые сюжетные коленца вполне себе реалистических произведений. Ну хорошо, пусть «Колодезь» будет фэнтези. Это лишь подчёркивает, что деление литературы на хорошую и плохую намного более значимо, чем систематизация её форм.

Этот роман — одна из небольшого числа книг, которые я читал два раза. Настолько привлекательна речь, настолько интересно течение событий, и, к тому же, кульминация настолько близка к откровению, что хочется повторить уже один раз испытанные ощущения от прочтения. Со второго раза замечаешь больше. Глаз цепляется уже за отдельные предложения-жемчужины, замечания, наблюдения. Это позволяет, конечно, более полно воспринять авторский замысел.

Для того, чтобы такой текст был создан, писатель должен являться не просто мастером своего дела, он должен быть мудрым человеком. Логинов, как мне кажется, — мудрый человек, и я был счастлив усвоить часть этой мудрости.

И — самая большая тайна для меня в этой книге. Как писатель, который является если не богоборцем, так уж точно атеистом, о чём он сам много раз говорил, сумел создать литературное произведение настолько глубоко пронизанное православными ценностями?! Особенно в канве эпохи религиозного раскола, который отравил жизнь России на столетия. Финал произведения — это просто катарсис. Причём он написан Логиновым так, что очищающее событие случается не только с главным героем, но и с читателем тоже, если он настроен на нужную волну. Это просто поразительно.

Да, забыл отметить... Действие происходит во второй половине XVII века. Мир той поры был суровым местом (а, впрочем, когда он был другим?) и описывается без лакировки. Так что имеются оправданные сюжетной необходимостью сцены жестокости и аморальности.

Если вы цените классный текст, то «Колодезь» должен вам понравиться.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

После «Света в окошке» я ожидал не менее любопытных фантастических допущений. Однако имеем по большому счёту лишь описание жизненного пути простого русского мужика, который полагаясь лишь на себя добился всего в жизни кроме, пожалуй, счастья. Написанное хорошим слогом, но совершенно прямолинейное, лишённое ярких сюжетных перипетий.

Текст плотный, щедро сдобрен старорусским словцом. Последнее само по себе обычно идёт в плюс. Однако данный роман читался тяжело, муторно: на протяжении практически всего времени было просто-напросто скучно. Скука разбавлялась искорками народной мудрости в виде пословиц (знакомых и не очень) и присказок да немногочисленными размышлениями религиозного толка. Линия мести какая-то недоваренная, внутренняя трансформация героя тоже, а исторические события на любителя (для такого можно и специальную литературу почитать). Колодезь — его просто мало для чего-то существенного.

И казалось бы всё не ахти, дочитывал через силу, только чтобы не мучиться неизвестностью о дальнейшей судьбе Семёна да понять выбор названия романа. А поди ж ты: несмотря на открытый финал, последние десятки страниц трогают сердце, как и всё произведение. Остаются особенное послевкусие и философский настрой.

В общем, по завершении становится понятно, почему каждый находит что-то своё в этой книге. И это хорошо — значит, у Логинова получилось.

P.S. Почему-то вспомнился «Варан» Дяченок. Внешне не такой серьёзный, но между прочим давший гораздо больше пищи для души и ума. И очень похожее послевкусие.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из первых книг русскоязычной фэнтези, что я прочитал. Жил да был паренёк Семён, поехал за солью, да и попал в плен к степнякам. И начался его путь, длинный, длиной в жизнь. Прошёл он многими дорогами, знал многих людей, видел много зла и чуточку добра. Редко шёл он по своей воле, больше в качестве невольника. Многое узнал, многое понял. Много кем был, а сам собой был только в глубине души.

Великолепный историко-приключенческий роман с мааааааленьким элементом фэнтези. Грустный, умный, написанный хорошим языком.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Опять исторический рассказ. И, вроде, всё в нём неплохо — ГГ, сюжет, историческая достоверность какая-никакая ощущается. Но, что-то неуловимое чувствуется в русских книгах, написанных в 90е. То ли свобода слова, которая всё ещё внове, то ли бытовая неустроенность сквозящая из жизни на страницы книги, то ли язык... И у Дьяченок, и у Лукьяненко, и теперь у Логинова чувствую это. Это как услышать отрывок из фильма того времени — даже без картинки легко поймёшь когда было снято.

Сама книга в меру интересна, в меру исторична. Любителям исторических книг, истории России во времена после смутного (книга о казачестве и крестьянстве времён Степана Разина) должно понравится.

что понравилось — рассказ очень достоверно напомнил о том, какую роль играла религия тогда в жизни людей. что готовы были отказаться и от жизни, и, что ещё больше впечатляет, от благополучия и жизненных благ ради соблюдения канонов своей веры

Это вторая книга этого автора для меня, и, как-то, принеплохой задумке и общей канве чего-то опять не хватает. Художественности, что ли, естественности, языка. Закончу пока с ним, хз чего у него рейтинги такие высокие.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман прекрасного писателя! Святослав Логинов как всегда великолепен. Повороты действия в его произведениях часто непредсказуемы. Особенно поражает вхождение Автора в материал.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Творчество Святослава Логинова — это удивительный, атмосферный мир, столпами которого являются Любовь к России, Вера в Бога и Христианские ценности.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепно! Вкусно! Оригинально! Остросоциально! Глубоко и многопланово! Вот только часть слов, которые роятся у меня в голове после прочтения.

Давно я не читал книгу, от которой невозможно оторваться. Давно не было так, что, оторвавшись, продолжал бы думать о содержании и наполнении.

Во-первых, никакое это не фэнтези, уж тем более «классическое фэнтези» (такой штамп стоит на старом издании ЭКСМО, которое я и читал). Как справедливо заметили фантлабовцы, это историческая проза с одним-единственным фант.допущением. Можно ли было обойтись без него? Сюжетно — да! Смыслово — нет. Об этом чуть позже.

Исторический антураж... Так случилось, что перед прочтением «Колодезя» я как раз закончил очередной том «Истории Российского государства» Акунина, посвященного как раз этой эпохе. Потом еще читал источники и хроники. Так что бытоописание и исторические события вроде соответствуют. Допущения, понятное дело, присутствуют, но что прощаем мы Дюма, то прощаем и Логинову. Вставляет иногда Логинов слова, странно смотрящиеся в 17 веке («специально», «профессия» и т.п.), но это весьма редко и сильно не режет. Узнал для себя даже что-то новое — о существовании «снохачества как класса». Описания битв и осад немногочисленны, но описаны динамично и достоверно...

Ладно... О чём книга?

На самой поверхности лежит тема... даже не взросления героя, а деградации личности... Как кто-то уже отмечал ниже, хочется ему придушить главного героя Семена, который из православного паренька, чтящего закон божий, превратился в Сволоч, ведущую орды мусульманской нечести на Христову землю... Да, мы видим, как человек, соромящийся спать с девкой-рабыней из-за греха, насилует под конец обычных русских, татарских и прочих девчонок. Мы видим превращение истинно и фанатично верующего христианина в локальный аналог антихриста. Видим трансформацию праведника в убийцу... Всё это так...

Но Логинов не был бы Логиновым, если бы очевидное и являлось истинным. Посмотрим на личность Семена с другой стороны. Религиозный фанатик, обрекающий себя верой в Христа на униженное собакоподобное состояние. Пронесший свою веру через плен, рабство, войну. Принесший ее обратно на родину. И вдруг осознал, что и на родине он — еретик. Все, гнойник созрел, гной начал вылазить... Как и любое выздоровление, взросление и мудрение Семена начало проявляться через нагноение. Полезла нечистота: мелочная мстительность и злоба, нечуствительность к чужой боли, отсутствие эмпатии. Все это нужно было, для того, чтобы из Семена вылез гнойник религии и чувства национальной принадлежности. И только лишившись их, он выздоровел. И он принес ведро воды нехристю, иноверцу и иноземцу, своему личному врагу. Величие после надлома. В «Многоруком боге...» Шооран через стремление к Великой Человеколюбивой Цели стал чудовищем. Семен (он же Шамон) побывал Чудовищем, чтобы обрести истинное величие.

Это очень яркое антирелигиозное произведение. Ведь реальная любовь к человечеству и религиозная нетерпимость несовместимы. В этом и смысл фантдопущения Колодца: единственное чудо, которое произошло с Семеном, было не божественным. Бог не спас мучащегося на колу Мартина, не облегчил страдания молящегося Семена, не принес воды погибающим мусульманам. Чудо сделал непонятный Колодезь, пославший преданного анафеме старика. И этот же колодезь не был готов принять православного Семена. Он принял его очищенным атеистом.

Еще это книга о смысле жизни. Верующие говорят, что смысл жизни — в прославлении богу. Но с тем же успехом можно искать его в прославлении табурета. Имперцы — в служении государству, Родине, государю. И даже если государя нет — мы его себе сами назначим четвертый срок подряд. И будем его прославлять. Но государь и Родина Семена тоже предала... Он начал искать смысл жизни в мести... Но месть не принесла ему радости и удовлетворения. И, в конец отчаявшись, он все же нашел смысл жизни. Колодезь, ведро, пустыня, напоить просящего...

И еще... Как бы странно это не звучало, книга — о вере. Не о приватизировавших веру «Православии», исламе и прочих... Об истинной своей вере... Помните, как у Леонида Соловьева в «Очарованном принце»? Ходжа Насреддин нашел свою веру: жизнь. Семён нашел свою... Найти бы и себе свою...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

По моему скромному мнению это лучшая книга Логинова. Как обычно автор использует оболочку «фантастика» для того, чтоб поднять и погрызть философские темы, самые что ни на есть не фантастические. Помимо интересности самого сюжета автор достаточно фактурно передает эпоху и людей. Путешествие с ГГ с одной стороны невероятно интересное и познавательное, а с другой — нет в описываемых событиях блокбастерских закруток, автор не делает ГГ центром мира, читая не ощущаешь, что есть ГГ и все остальное декорация для его путешествия, поэтому роман очень похож не на полет мысли автора, а на реальную историю и это сильно повышает его привлекательность.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший образец «исторической» фэнтези, когда при небольшом фантастическом (или чудесно-мистическом) допущении разворачивается масштабная панорама жизни 17 века — с интересным описанием истории Руси и Востока, с захватом истории бунта Степана Разина, с размышлениями о вере и долге человека прежде всего перед самим собой. Несколько затрудняет чтение обилие архаизмов. Но в общем и целом — хорошо. Вполне мотивирует к прочтению исторических первоисточников — что тоже в плюс. С.Логинову — искренний респект и благодарность.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«И было это в темные времена, когда человек мог стать зверем, а зверь – человеком».

Век семнадцатый казалось бы в рамках истории не так далеко от нас отстоит, казалось бы, уже не «варварское» средневековье, но еще и не совсем «цивилизованное время». Но и та пора все равно по нынешним изнеженным временам была крайне суровая. Поедешь, бывало, на заработки по местам глухим и диким, а тя спеленай там лихие люди да и повези продавать басурман окаянным. И добро если вырвешься и впредь до конца дней своих из села родного ни ногой, а ведь бывало, что и в полон попадешь, десяток-другой лет помыкаешься, чудом вернешься и сам уж не рад: и жена нелюбимая удавилась, и родные тебе болей не родные, и оброк за все время полона власти ушлые с тебя уже содрать вознамерились… И даже в церквах уже непонятно как крестятся, ибо какие-то никонские реформы прошли…

Но что-то мы отвлеклись. Так вот. Роман практически не фантастический (выдумки-небывалицы тут с пригоршню, да и ее можно было бы легко сменять на пару внеочередных сюжетных совпадений), а сугубо исторический. Со многими сопутствующими жанру радостями и печалями. С одной стороны нравы и порядки тех времен, что наши, что басурманские, описаны если и не с железной достоверностью, то так, что веришь написанному, а от мелких расхождений с собственными познаниями касательно тех времен просто отмахиваешься, ибо Бог весть, они тут не важны. С другой стороны герой, как это скажем и в каких басурманских «Столпах земли», наделен двумя казалось бы взаимоисключающими чертами – удачливостью неземной да судьбиношкой чернее ночи. С одной стороны смерть ему не идет, когда он даже сам ее ищет, с другой – все дела его по итогу вплоть до конца самого идут прахом, нигде горемыке нет покоя. Сделано это ясное дело для того, чтобы роман сей прежде времени не окончился исходом благоприятным, но скучным или же смертью лютой героя заглавного, но все равно, местами око режет. Ну и ходы многие сюжетные для повестей таких смутно узнаваемы – тут вам и спасения чудесные в последний миг, и месть желанная, а затем опостылая, и разбойники, под дервишей рядящиеся, и пресечения героя внезапные с сильными мира того, и много чего еще. Но это так, не причисление изъянов, а скорее мысли вслух.

И что же мы имеем по сумме? А имеем мы, как выше молвилось, роман исторический, неведомо зачем фантастическим лишь слегка прикидывающийся, с сюжетом пусть и несколько натянутым, но увлекательным, с антуражем красочным и для произведения такого толка вполне достоверным. Поэтому мир и благословение от меня творению сему (в кои-то веки, не все ж на авторов единоземельных слюной желчной капать…)

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не умею писать, как предыдущие авторы рецензий. Увы.

Очень хорошая книга, очень своевременная в те годы. Сейчас... не знаю. Наверное, все-таки да.

Книга, о том, что не религия, не месть, не ненависть не облегчают душу.

Душу облегчает внутренняя работа над собой, с чем бы она не была связана. Короче, сам себе судия, сам себе палач.

А если еще проще, то сам себе бог.

Оценка: 9
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вышедший двенадцать лет назад роман «Колодезь» сейчас, увы, не столь известен, как другие произведения Логинова — всё же не переиздавался аж с 2000 года — но в своё время это была удивительная и даже в чём-то ошеломляющая книга. Я до сих пор помню, какое впечатление она на меня тогда произвела, хотя и не перечитывал её уже много лет. Теперь вот решил наконец снова взять «Колодезь» в руки и посмотреть, насколько изменилось моё восприятие.

Несмотря на то, что оба издания романа вышли в сугубо фэнтезийных сериях, в действительности это скорее исторический роман. Даже не так — это и есть исторический роман, в который введён один-единственный фантастический элемент, и то использованный по сути лишь два раза за всё время действия. В основе книги, описывающей события в России и на Ближнем Востоке в середине XVII века, — судьба обычного русского крестьянина по имени Семён, родом откуда-то из-под Тулы, попавшего в плен к татарам и проданного на невольничьем рынке в Персии. Довелось ему с тех пор и простым пастухом быть, и в янычарах послужить, хотя первые сцены романа происходят уже позднее, когда караван купца Мусы, невольником которого и является Семён, оказывается на грани гибели из-за нехватки воды. По легенде, погибающих от жажды в пустыне может спасти Аль-Биркер, Водяной Старик, появляющийся неведомо откуда и приносящий с собой вёдра с водой. И Аль-Биркер действительно появляется и спасает караван... и оказывается при этом самым обычным русским стариком. В уплату за воду дед Богдан забирает с собой Семёна и тем самым наконец осуществляет его мечту вернуться на родину. Вот только не прижиться снова в родных краях тому, кто двадцать лет бродил по чужим землям. Да и жжёт изнутри мечта о мести хотя бы двум своим врагам — Ваське-предателю, отрёкшемуся от товарища по несчастью, и негодяю Мусе. Так и пускается Семён снова в дальний путь, присоединившись на этот раз к вольным казакам атамана Стеньки Разина...

Больше всего в этой книге поражают и запоминаются две вещи. Прежде всего это, конечно, подчёркнуто реалистичное описание разнообразных характерных черт той эпохи — от межнациональных отношений до семейного уклада — которые, конечно, очень и очень далеки от идеализированных представлений о допетровской Руси. Впрочем, сам Логинов в предисловии к роману говорит о том же — что жестокий век неминуемо диктует жестокие нравы, и народы, не выдерживавшие испытания жестокостью, как чужой, так и собственной, попросту не выжили. Приятно, конечно, было бы осознавать, что наши предки были лучше соседей с моральной точки зрения... но нет, не были. Другое дело, что это отнюдь не повод «платить и каяться», к чему уже не первый год призывают некоторые особо экзальтированные русофобы. И вот в это жестокое время и помещает автор своего героя. История Семёна, а точнее, её финал — это и есть та вторая особенно запомнившаяся мне черта. Человеку, не то чтобы посвятившему всю свою жизнь осуществлению мести, но всё же и не забывавшему о ней долгие годы, обязана быть дана возможность и достичь цели, и отказаться от неё. На последней странице романа такой выбор Семёну предоставляется.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И, честно признаться, принятое им решение лично мне гораздо ближе, чем другое. При этом его «Пей, изверг» — это отнюдь не внезапно овладевшая новым хранителем Колодезя идея всепрощения, в чём автора, кстати, уже неоднократно обвиняли. Спасение целого каравана, в котором случайно оказался твой заклятый враг — это не всепрощение, это нормальный поступок нормального человека, которым, к счастью, Семён, несмотря на всё, что выпало на его долю, не перестал быть.

Особое место в книге занимают вопросы веры. При том, что сам Логинов является убеждённым атеистом, вере и религии здесь уделено очень большое внимание — хотя это и естественно, религия играла в жизни людей той эпохи важнейшую роль. В основном мы видим, конечно, всё, что происходит с личной верой Семёна, которой, как и ему самому, предстоит пройти через многое — через двадцатилетние странствия по басурманским землям без малейшей надежды хотя бы на исповедь у православного священника; через видимое унижение Константинопольского патриарха под властью турок; через никонианские реформы, с результатами которых Семён сталкивается, вернувшись на родину; наконец, через прямую измену православной церкви и христианству вообще в облике Ходжи Шамона... Тяжёлая и грустная история получилась.

Итог: впечатления десятилетней давности заиграли новыми красками. Это глубокая, умная и мудрая книга, обладающая в то же время всем необходимым для массовой популярности. Почему её уже давно не переиздают, я не могу понять, и мне от этого грустно.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно назвать это фантастикой. Хорошая, интригующая, увлекательная историческая проза. Про хороших и плохих, больше про плохих людей.. Но и время было такое. В принципе читалось интереснее любого учебника или исторического источника. Накрывает образовательно-познавательные цели по восстанию Разина, по второй половине 17-го века на Ближнем Востоке. Фантастики в этой книге менее 5%. Иногда даже думается, а нужна ли она вообще тут была? Но книга, несомненно, хорошая очень.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх