FantLab ru

Иван Ефремов «Путешествие Баурджеда»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.22
Оценок:
736
Моя оценка:
-

подробнее

Путешествие Баурджеда

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 115
Аннотация:

Предыстория второй части романа — «На краю Ойкумены». Читатель переносится в непредсказуемую эпоху Древнего Египта, где борьба суровых жрецов между собой и соперничество с усиливающейся властью фараонов ежечасно колеблют чаши весов, на которые поставлена участь простых смертных. Вместе с героями книги мы участвуем в титанических попытках расширить известный древним обитаемый мир, открыть новые горизонты и впервые вдохнуть настоящей свободы вдали от цепкой длани фараона и всевидящего ока жрецов.

Знание — истинное богатство, дающее возможность человеку возвысится до недосягаемых надменных богов, выступает идеалом, формирующим основную мысль романа. Динамичность сюжета, живость образов, буквально осязаемых читателем держат в напряжении и заставляют сопереживать героям до последней строчки романа, разделяя выбор их вырвавшейся на волю преображенной души.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 101

Активный словарный запас: средний (2824 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 91 знак, что гораздо выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 18%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (39)

Путешествие Баурджеда
1953 г.
Великая Дуга
1956 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1956 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1959 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1961 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1975 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1982 г.
На краю Ойкумены
1986 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1986 г.
На краю Ойкумены
1988 г.
Собрание сочинений. Том 5. Книга 1
1989 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1992 г.
За пределами Ойкумены
1993 г.
Великая дуга
1994 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1994 г.
Книга 1. На краю Ойкумены
1995 г.
На краю Ойкумены
1995 г.
Финикийский корабль. На краю Ойкумены. След за кормой
1996 г.
Собрание сочинений. Том 5. На краю Ойкумены
1998 г.
На краю Ойкумены
1999 г.
Собрание сочинений в 3 томах. Том 3.
1999 г.
На краю Ойкумены
2001 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
2001 г.
На краю Ойкумены
2002 г.
На краю Ойкумены
2005 г.
На краю Ойкумены
2007 г.
Туманность Андромеды
2008 г.
На краю Ойкумены
2009 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 2.
2009 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 2
2010 г.
На краю Ойкумены
2011 г.
Туманность Андромеды
2014 г.
Туманность Андромеды
2014 г.
На краю Ойкумены
2015 г.
Великая Дуга
2017 г.
Великая Дуга
2017 г.
Великая дуга
2018 г.
На краю Ойкумены
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Wyprawa Ba-Wer-Dżeda
1955 г.
(польский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое впечатление, которое вспоминается от прочтения этой повести – шедевральные описания природы северной Африки и Красного моря. Вода Великой дуги, кораллы, заливы, фауна этих мест... И невероятное Солнце, заливающее своим светом, теплом такой безжалостный и такой прекрасный мир тысячелетней Та-Кем, страну Баурджеда и его соратников...

Эффект погружения – невероятный! По степени реалистичности некоторые образцы прозы Ефремова могут посоревноваться с кино. Словесное мастерство автора таково, что читателю становится теплее, когда он читает описания этой волшебной природы. Был за окном стылый ноябрьский день, но открыта книга Ефремова — и ты вырвался на морские просторы под палящим солнцем тропиков. Умение искусственно, силой воображения поместить себя в описываемый мир, а затем передать это же ощущение читателю дорогого стоит и в «Баурджеде» Иван Антонович даёт мастер-класс всем авторам подобного жанра.

Смысл подобного описания прост: эффект присутствия даёт возможность прикоснуться к неизведанному и таинственному. Атмосфера тайны, загадки, чего-то совершенного нового для человеческого бытия неотъемлема для большинства произведений Ефремова. Ефремов — словно посланник от наших далёких славянских предков, всё ещё хранящий благоговение перед всем чудесным...

Другое впечатление от «Путешествия Баурджеда» лежит далеко от экзальтированного воспевания необычных и далеких земель. С первых же страниц Ефремов рисует суть и технологию власти, борьбу элит на историческом материале казалось бы безумно далекой цивилизации. Мне, как человеку, близкому к политике, было приятно встретить единомышленника там, где и не ждал. Писатель на примере Древнего Египта показал универсальные законы борьбы за власть, которые мало изменились за несколько тысяч лет. Недаром на истфаке, где я учился, одна из преподавательниц, Мария Петровна Лаптева не раз задавала вопрос в ходе курса истории стран Востока: «Экономика эволюционирует в ходе технологического развития человечества. Эволюционирует ли политика?» Тот, кто прочтёт главу «Завещание Джосера», вероятно, узнает ответ на этот вопрос. Не стоит думать, что это относится только к эпохе древности или временам борьбы среди наследников товарища Сталина.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что для нас Древний Египет, как мы его себе представляем? Да в общем-то никак: для нас это в первую очередь лишь мертвое собрание пирамид, развалин, статуй, мумий и непонятных письмен. Я сам отвечу еще резче, как человек, которому стойкое отвращение к истории древнего мира было привито в школьном возрасте усилиями безнадежно тупой и унылой «исторички»: мне весь этот Древний Египет абсолютно до лампочки. Точнее, ответил бы так раньше. Теперь же благодаря Ивану Антоновичу Ефремову и «Путешествию Баурджеда» ответ будет иным: и о Древнем Египте можно написать интересно, представить его совершенно живой страной, а не рядом статичных монументальных картин; населенным не царственными мумиями, а обычными людьми – от фараона до последнего раба. Четыре с половиной тысячи лет, отделяющие нас от времен Четвертой династии, при чтении попросту исчезают. Это и есть самый главный смысл и достижение писателя, которые я вижу в «Путешествии Баурджеда».

Особенную роль играют, на мой взгляд, вкрапленные в авторский текст фразы из подлинных египетских документов. Они позволяют легче понять тех людей, образ их мыслей, снимают всякую таинственность, обычно скрытую за непонятным иероглифическим письмом и тысячами прошедших лет. Тут, кстати, уместно вспомнить иронический рассказ Гирина из «Лезвия бритвы» о находке целой библиотеки папирусов, сплошь заполненных жалобами и кляузами. Жаль, что одна-две жалобы из этого числа не попали в «Путешествие Баурджеда» – тогда получилось бы еще живее.

При всем этом дает о себе знать время написания повести. Передача исторических событий с точки зрения классовой борьбы неизбежно привела к некоторому сгущению красок. Например, строительство пирамид, как теперь известно, вовсе не приводило в упадок экономику всей страны: фараоны все же были не настолько глупы, чтобы рубить сук, на котором сидели сами. И вряд ли более или менее зажиточные люди вроде Уахенеба и его друзей то и дело заводили между собой разговоры о произволе чиновников и о возможности бунта. С другой стороны, без надежной основы, какой является исторический материализм, вряд ли удалось бы выдержать стиль и логику повествования. Ефремов здесь прошел как раз «по лезвию бритвы», сумев избежать превращения своей повести как в скучный наукообразный пересказ событий, так и в аляповатую «развесистую клюкву» о древнеегипетской жизни.

Ну, а о главном содержании – собственно путешествии Баурджеда – пусть судит каждый сам. Я только, как картограф по специальности, добавлю: очень жаль, что повесть не сопровождается картой с обозначением как маршрута экспедиции, так и всех других мест, упомянутых в тексте. Только при взгляде на такую карту можно в полной мере осознать, как далеко вышла экспедиция египтян за пределы известного им крошечного мирка, и в полной мере оценить ее подвиг.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая часть самого главного исторического романа Ивана Ефремова была написана в один год с повестью «На краю Ойкумены», но вышла в тираж только спустя 8 лет. Причина тому — обличение автором авторитарного правления египетских фараонов. Кое-кто из редакторов увидел в этом скрытую критику сталинского режима и на всякий случай «попридержал» спорное произведение до смерти вождя всех пролетариев. Самое интересное, что подобная же история приключилась с писателем еще раз, когда в издательстве «Молодая гвардия» вышел его новый остросюжетный роман «Час Быка». Причина была той же самой — возможные аллюзии с советским политическим строем. Из этих фактов следует, что автор никогда не боялся высказывать вслух то, о чем он думал, поднимая перед своими читателями острые (но не всегда безобидные) вопросы.

Что же такого крамольного обнаружили в повести редакторы? Обычный читатель не найдет в ней ничего противозаконного. Речь там идет об экспедиции царского казначея Баурджеда в сказочную страну Пунт. Это событие подтверждается надгробной надписью «начальника Юга» Хуфхора, который сам совершил несколько экспедиций в соседнюю Нубию (современный Судан), дойдя в самой крайней точке вплоть до плато Дарфур. Никаких других документов о плавании Баурджеда не сохранилось — неизвестно даже, какой маршрут для достижения своей цели он избрал. Да и вряд ли подобной затеей мог озаботиться «сын Бога» Джедефра (точнее, Раджедеф), занятый, как и все фараоны IV династии, строительством своей собственной пирамиды. Историкам мало что известно про его правление: летописи, относящиеся к этому периоду истории Древнего Египта, не дошли до наших дней. Те же надгробные надписи свидетельствуют, что «равный Богу» отправил в Ливийскую пустыню экспедицию за красящими пигментами для своей усыпальницы. И всё. Какое раздолье для настоящей фантазии! Ефремов решил «восполнить» ей исторический фон своей повести, добавив фараону ума и прозорливости. Якобы, он понимал, что одними пирамидами нельзя прославить свое имя, — нужно свершить нечто более эпохальное и значимое для страны. Например, открыть обходной путь в Пунт по Великой Дуге. В случае успеха имя фараона в скрижалях будет стоять выше имени его отца — создателя Великой Пирамиды Хуфу (Хеопса). Логично для нас, но отнюдь неочевидно для человека того времени. Фараоны были настолько пресыщены своей божественностью, что вполне могли обойтись без дополнительных утверждений своего величия. Так что все подробности повести — чистая выдумка автора, основанная лишь на логике и красоте сюжета. Можно сказать, что весь роман «На краю Ойкумены» — не историческая проза, а историческая фантастика, в которой действуют реально существовавшие персонажи. Само путешествие Баурджеда по Красному морю описано чрезмерно яркими красками только для того, чтобы очаровать и покорить читателя романтикой первопроходцев. В жизни всё было прозаичнее: хотя египтяне и плавали по Красному морю, им было далеко до любования его красотами — за хрупкими тростниковыми лодьями нужно было постоянно присматривать, чтобы они не пошли на дно при первой же встречной волне. Побережье моря в то время называли Страной Бога (Та-Нутер), хотя заселено оно было сущими дикарями — троглодитами и ихтиофагами. Так что смотреть нужно было в оба глаза, иначе немудрено было оказаться в чьем-то желудке. Спорным, на мой взгляд, является утверждение автора о тяжелом походе через Аравийскую пустыню до порта Суу: эта дорога была знакома египтянам и потому они вряд ли позволили б себе потерять там людей. Автору нужен был драматизм — он его и создал.

Гораздо правдоподобней звучит в повести та причина, по которой экспедиция Баурджеда не была отражена в хрониках. Подданные фараона впервые в истории покинули свою страну, зажатую между горными отрогами Красного моря и Великой Западной пустыней. Как настоящие патриоты, они всегда считали свою родину самой большой и самой счастливой страной в мире. Баурджед лишил их этой иллюзии: мир оказался значительно больше и прекраснее того, что каждый египтянин видел со дня своего рождения. Встреченные путешественниками народы тоже считали себя счастливыми и не желали покидать свои насиженные места для того, чтобы потешить самолюбие египетского деспота. И это был опасный прецедент: если кто-то не боится «сыновей Бога» и не дрожит от страха при упоминании имени Та-Кем, то так ли уж велика ее сила и могущество? Фараон и жрецы бога Ра так же прекрасно понимали эту опасную философию и потому предпочли замалчивание восхвалению сделанных Баурджедом открытий. «В великом знании — великие печали», как-то сказал один мудрец. По этой же причине повествование о победе инициативы и рассудка над костностью и суеверием могло быть потенциально-опасным для любого авторитарного режима, включая и сталинский. В итоге случился парадокс: рассказ о расширении границ мировоззрения древних египтян был снят с печати в просвещенном ХХ веке! Правильность опасений редактора подтвердила судьба многих воинов-победителей Красной Армии, повергших на колени фашистский Рейх: вернувшись после победы домой, они вдруг поняли, как плохо мы живем в сравнении с европейским обывателем. Тех, кто не умел молчать, ждали впоследствии сибирские лагеря и побережье Ледовитого океана. Сталинскому режиму такие «прозревшие слепцы» были не нужны. Понять смысл ефремовской морали смогли бы далеко не все из читателей, но даже те, кто просто прочитал повесть, становились потенциально-неблагонадежными гражданами «свободной» страны. Такова философия всех тиранов: они чувствуют себя весьма неуютно среди умных людей и потому панически боятся даже собственной тени. История деяний Хафры повторяется и сегодня в десятке разных стран. Она обречена повторяться до тех пор, пока человечество не изживет популярную ныне форму управления государством — единоличную автократию. Слава Богу, что эта древняя история всё же дошла до нас, несмотря на все препоны! Может, она научит нас тому, как следует бороться с нашими бедами и пороками...

-----------------

РЕЗЮМЕ: историческое повествование о людях, что пытались раздвинуть границы Ойкумены в эпоху Древнего царства, приправленное опасной либералистической философией. Имеющий мозги — да поймет...

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В детстве, читая ефремовскую «Великую Дугу», эта повесть воспринималось как нечто малоинтересное, но необходимое, которое почему-то надо было обязательно прочитать перед тем, как насладиться увлекательнейшими приключениями Пандиона и его друзей.

С возрастом отношение к повести удивительным образом меняется. И дело даже не осознании наличия в ней довольно существенного познавательного элемента. Просто ты постепенно начинаешь понимать, насколько же атмосферной получилась эта вещица у автора. И если в первой её половине идёт постепенное погружение в мир Древнего Египта с его живым божеством — фараоном, строящимися пирамидами и жрецами различных богов, жестко конкурирующими друг с другом, то во второй мы вместе с экспедицией Баурджеда уже просто очаровываемся неизведанным миром и постепенно начинем понимать насколько же он огромен.

За само же описание этой экспедиции Ивану Антоновичу высший балл — настолько здорово оно сделано: и в плане увлекательности, и в плане передачи эмоционального состояния людей, вынужденных покинуть свою родину и окунуться в неизведанное.

Оценка: 7
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чтение этой повести – словно путешествие на машине времени.

Переместившись почти на пять тысяч лет назад, мы видим простых египтян в их скромных жилищах, фараона в его дворце, жрецов в храмах, слышим их голоса, понимаем их стремления.

Вместе с Баурджедом и его спутниками мы совершаем труднейшее и опаснейшее путешествие. И это именно мы попадаем в страшный шторм на самой оконечности Африканского Рога, и именно мы наконец достигаем спасительного берега…

Можно только поражаться мастерству автора, который силой своего творческого дара предоставил нам возможность увидеть всё это. Ефремов – отнюдь не профессионал-историк и никогда не был в описываемых им местах, и тем не менее относишься к показанному им миру с полным доверием.

Повесть – знак глубочайшего уважения тем зачастую остававшимся безымянными путешественникам (мореплавателям в частности), кто мужественно и беззаветно, жертвуя своими жизнями, расширял представления человека о своей планете.

С позиций нашего времени показалась несколько навязчивой и упрощённой пронизывающая повесть схема классового противостояния и классовой борьбы, но, может, это чисто субъективное ощущение и автор вовсе не удаляется тем самым от истины.

Оценка: 9
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

За восточной пустыней, за Лазурными Водами, в безмерной дали лежит сказочная страна Пунт, где никто не согнут страхом и голодом, золото сверкает в речных песках, деревья отягощены чудесными плодами, благовонные смолы текут по стволам, прекрасные девушки дарят всех ласковыми улыбками. Все равно сыты, нет тяжких работ и свирепых зверей. Никто не видел Пунта, безмерно далек он от нас, но если ты смел и готов отправиться в путь, преодолеть страшные опасности, то однажды туманные дали раздвинутся, и на горизонте увидишь призрачные горы, покрытые зеленью лесов, и сможешь ступить не берег новой земли.

Сколько было за тысячелетия прекрасных сказок о лучших странах, сколько очарованных этой мечтой о далеких берегах и новых землях, жаждой свободы и независимости отправлялись за бессчетные века в путь. Но ведь были, были они — самые первые, которые жаждали увидеть и узнать, раздвинуть границы известного мира, Ойкумены.

И этот рассказ — о них. О самой первой экспедиции во главе с кормчим Баурджедом по исследованию континента, который мы сегодня называем «Африка». Ее отправляет фараон Джедефра на поиски легендарного Пунта.

Это экспедиция — удивительная и смелая попытка расширить границы изведанного мира, проникнуть туда, где еще никто не бывал, увидеть чудесные и загадочные места и рассказать, что Мир — огромен и разнообразен, а Египет — лишь ничтожная его часть.

Но самое главное открытие, которое сделают эти первые путешественники: смелому и решительному, полагающемуся только на свои силы и своих товарищей не нужны никакие «земные» боги. Такой человек уже никогда не позволит кому-то вершить его судьбу, не будет унижаться и пресмыкаться.

И сколько за тысячелетия было таких людей и экспедиций, память о которых сохранилась в веках, или которые сгинули безвестно! И сколь еще будет. Пусть Ойкумена — теперь вся Земля и горизонты раздвинулись, но есть еще звезды, к которым мы отправляемся пока еще только в своих мечтах. Может там лежит сказочная страна Пунт? Кто знает, когда-нибудь полетим и узнаем сами.

Оценка: 9
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые я познакомился с этой вещью в издании «Молодой гвардии» 1956 года. Хорошо помню этот солидный потрепанный том с пожелтевшими страницами, черно-белые иллюстрации, большое количество поясняющих сносок в тексте. Могу сказать теперь, что повесть читается с одинаковым интересом и в двадцать и в сорок лет. И этому совсем не мешает то обстоятельство, что, как справедливо заметил А. Урбан, «герои этих повестей не становятся личностями в полном смысле слова. Они еще растворены в истории, в обобщенных социальных определениях».

Главное ощущение, с которым у меня ассоциируется «Путешествие Баурджеда» можно охарактеризовать словом «погружение», полное мысленное погружение в описываемый мир. Вообще, это сильнейшая сторона ефремовской прозы, основанная на глубоком понимании предмета, – убедительность художественного вымысла, обращенного как в будущее, так и в прошлое. Основная масса людей знакома с Древним Египтом, в основном, по пирамидам, которых, как говорят, боится само время, и по раскопанным памятникам. Но на страницах этой книги прошлое буквально оживает, облекаются плотью жители Древнего Царства, и читатель просто не может не сопереживать их судьбе. Этот удивительный и жестокий мир зверобогов похож на сказку и, однако, (поразительно!) в действительности таковой не является. В самом деле, поразительно, что столь развитая (и столь же эклектичная) культура существовала в эпоху за полторы-две тысячи лет до полумифической троянской войны. Древность Египта внушает уважение.

Конечно, большое мастерство проявляет Ефремов в описании природы Красного моря. Действительно чудесны подводные сады, впервые в жизни наблюдаемые путешественниками. А впоследствии в «Лезвии бритвы» Витаркананда скажет Даяраму о том, что художник не в силах создать что-либо более совершенное, чем творение природы. Но, может быть самое главное, что Ефремову удается, хотя и несколько сдержанно, передать чувства людей, встречающих неведомое (кстати говоря, это главнейший мотив всей фантастической литературы), трудную и порой суровую радость первооткрывателя. Именно такого рода переживаний крайне не хватает типовому клиповому сознанию современности, жителям городов, как правило, путешествующих лишь на курорты.

Подобно тому, как герои «Туманности Андромеды» стремятся проникнуть в глубины Галактики, Баурджед со своими спутниками проникает в неизведанное море — спираль экспансии человеческого духа и разума раскручивается в пространстве и времени, часто неосознаваемая самими носителями этого духа. (Кстати, один египетский вельможа в повести говорит своему сыну: «Мальчик, ты не знаешь, что из нашей страны некуда убежать». Не так ли и мы все сейчас не можем «убежать» с нашей Земли, даже если бы очень захотели?) Довольно часто используемый термин «историческая фантастика», думается мне, не вполне подходит для произведений Ефремова, во всяком случае, он далеко не полностью раскрывает их специфику. Тем более что Ефремов, насколько возможно, придерживается исторических фактов (и сам Баурджед лицо как будто исторически реальное). Его исторические романы это, скорее, целостный концептуальный взгляд нашего современника, обращенный в прошлое, иначе говоря, вверх по течению «реки времени», дополненный художественной фантазией. Вместе с упомянутой обобщенностью, а значит и емкостью, образов это создает особую, может быть, неподражаемую «ефремовскую» атмосферу. Таким образом утверждается важная для творчества Ефремова идея исторической общности человечества и далее, в «Туманности Андромеды» и «Сердце Змеи» — общности разума во вселенной. Этой же цели служит и некоторая, по-видимому, сознательная идеализация героев «Путешествия Баурджеда», придание им черт современного человека. А с другой стороны река времени символизирует вектор развития земной цивилизации от деспотизма к свободе, от варварства к культуре, от мифологического сознания к диалектическому мышлению и, кто знает, от древних царств к Эпохе Кольца.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хоть и много отзывов на классику Ефремова, но вставлю свои пять копеек. Про «На краю Ойкумены» узнал в 70-х. Сие произведение читал в свое время,но из-за закрученности вначале ,связанное с именами и отсутствием карты, в какую сторону направился главный герой,в памяти не отложилось. Сейчас все встало на свои места. Читая произведение,первым делом, прослеживается классическая борьба в Древнем Египте,что видимо,символизирует коммунистов. У классических фантастов -это нормально,иначе худ.совет не пройдешь. Во второй части «Путешествия»- реальные приключения по Нилу и выходу в море. Ойкумена — освоенная человечеством часть мира. Немного знаком с историей, единственно,непонятно, то что в эпоху расцвета фараонов Четвертой династии ,им уже был знаком мир за территорией своей страны.А в книге, посылается экспедиционный корпус для познания, что там на краю Ойкумены.В целом, книга бы стала отличным дополнением к учебнику по «Истории Древнего мира».

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жители Та-Кемт жили в самом центре мира. Вернее, даже не так — долина реки Хапи и была Миром, тогда как всё, что находилось за его пределами, являлось Пустыней. Единственная земля, которая устроена правильно, где есть всё, что нужно людям и нечер-богам, и где правит их ближайший сородич. Население возделывало землю у берегов полноводной реки, чиновники следили за порядком, а жрецы регламентировали все стороны жизни и мышления. Уютный, компактный, понятный и абсолютно убедительно построенный мир, в котором всё находится на своих местах, и не дай тебе Анубис сию идиллию нарушить.

Именно слому старых представлений и посвящена повесть Ивана Ефремова о далёкой эпохе Древнего Царства. Великий мореплаватель Баурджед вернулся из путешествия по океану Великой Дуги другим человеком. Он увидел мнимую «Пустыню» иными глазами. Величественные пирамиды оказались карликами на фоне величественных гор Пунта, его обширные молчаливые степи многажды превосходили скромные делянки крестьян Дельты, бескрайние просторы поглотили бы войска Великого Дома без остатка, не оставив бы о них даже воспоминания. Что стоит вся власть божественного фараона по сравнению с громадными просторами мира?

Слом мышления, своего рода «Большой взрыв» картины мира древнего египтянина, осознание себя и своего общества песчинкой в море. Время было такое, в котором писал Ефремов, время стремления к некоему светлому будущему, в загадочные просторы космоса, в безмолвной черноте которого наш голубой шарик, как и долина Нила на нём, кажется покрытой плесенью пылинкой. Баурджед с трудом на своих скорлупках одолел расстояние, кажущееся нынче смехотворным — а в год выхода этой повести люди только мечтали о космосе. Связь очевидна — мы, люди современности, просто наивные дети по сравнению с теми, кого автор назовёт «Людьми Кольца», и бездна, отделяющая нас от них, не так уж и велика...

Отдельно хочется сказать и о том, как поданы основы истории Древнего Египта — через классовую борьбу. По всей видимости, Ефремов опирался на тогдашнего законодателя мод Василия Васильевича Струве, как раз обеспечившего включение Египта в систему «пятичленки» и классовой борьбы. В своём роде это интересно как впитывание «духа времени» в литературном памятнике, эдакий отпечаток сознания. И таким образом, «Путешествие Баурджера» — произведение плоть от плоти своего времени, что делает его вдвойне интересным.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что сказать: Ефремов есть Ефремов. Отличный писатель, прекрасный рассказчик и... упёртый марксист-ленинист. Читать было интересно, и тут со мной многие согласятся, только с середины первой части до середины третьей. Начало — описание бесправного трудового народа, конец — бунт рабов и простых каменотёсов во главе с возвратившимися моряками. И то и то мне в повести показалось анахронизмом советской прозы. Пафос, заламывание рук, все эти «но в сердцах простых людей будет жить память...», «могли ли они предполагать, что тысячелетия спустя...» Ну что поделать, Ефремов есть Ефремов.

Сама история путешествия и «фараон против жрецов» — прекрасно описано. Жаль, конечно, что в моём издании нет карты, только отсылка к некоей современной лоции Красного моря и Индийского океана. Опять же, по современным способам оформления книг такая карта была бы не только не лишней, но и добавила бы мне, читателю, удовольствия — я бы следил за продвижениями экспедиции Баурджеда. Сноски — хорошо, но карта лучше.

Ещё хотел бы отметить природу. Подводные сады — это просто отлично. Волны, шторм — замечательно. Пустыня, бесплодные берега — мастерски описано. В лучших традициях приключенческого романа.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Памятная с детских лет классика. Долгое время была у меня любимой. Возил с собой и зачитывал до дыр. Тогда Ефремов еще не был автором Часа Быка , Таис Афинской, Лезвия бритвы. В известной степени вводила нас, тогдашних, в этот земной мир во всем его великолепии. При всех — кстати небольших — издержках коммунистической идеологии блестящая книга.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это переход из приключений к историческим романам. Природа и нравы древнего Египта запомнились на всю жизнь. В 60-е годы было мало подобной литературы для детей. Громадная благодарность Ивану Антоновичу за его притягательное историческое произведение. В последствии увлекся историей во всех проявлениях. Таинство археологии притягивает надолго.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Просто удивительный роман. Описания настолько точны, что вызывают в воображении яркие красочные картины. Словно бы находишься в этом времени и в этой местности.

Да еще такая точность с исторической точки зрения, что некоторые фразы буквально взяты из первоисточника. Это восхищает.

Очень познавательно. Для меня было удивительным то, что египтяне приручали антилоп и журавлей. Вот как-то оказалось так, что я об этом и не знала.

Помимо красот природы показан и жестокий мир Древнего Египта, с его жестокими законами и дворцовыми интригами. Главные герои — бесстрашные первооткрыватели, которые многое прошли вместе, это характеры. Когда читаешь, то сочувствуешь героям, болеешь за них, хочется помочь им.

Написано просто отменно.

Читала в детстве, но перечитала на днях. Уже практически ничего не помнила, но понравилось на сто процентов. Я в восторге! Произведение нисколько не утратило для меня своих красок, хотя столько времени прошло со дня написания и написано в советские времена. Хотя, конечно, чувствуется революционный настрой романа.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

погружение в жизнь древнего Египта, дворцовые интриги, верность слову и дружбе. Красивый роман, оставляет чувство удовлетворения — всегда есть люди, рискующие своей жизнью, ради знаний

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красивый и жестокий мир Др. Египта. Жажда знания и богатства, власти и свободы делают людей одержимыми и холодно-расчётливыми. Древняя дикая Африка захватывает непредсказуемостью, таинственностью и грозящей беспомощностью. Ефремов не описывает события, интриги, персонажей через призму личного индивидуализма, прикрываясь исторической ширмой, а приводит читателя, буквально за руку, в раскалённую от зноя пустыню, лабиринты дворцов, джунгли, саванну. На мой взгляд, проза этого произведения, как и других исторических книг писателя, схожа с поэзией Николая Гумилёва, беспокойного дитя серебряного века, такого же неутомимого путешественника и исследователя, как и почтенный автор сего романа.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх