FantLab ru

Элджернон Блэквуд «Ивы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Голосов:
263
Моя оценка:
-

подробнее

Ивы

The Willows

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 52
Аннотация:

Два приятеля плывут на лодке по Дунаю, наслаждаются его красотами и решают провести ночь на небольшом острове, который очень густо зарос ивами. Постепенно они убеждаются в том, что вторглись в неведомый и враждебный им мир, который лучше было бы обойти стороной...

Входит в:

— сборник «Слушатель и другие рассказы», 1907 г.

— антологию «Famous Modern Ghost Stories», 1921 г.

— сборник «Ancient Sorceries and Other Tales», 1927 г.

— сборник «Strange Stories», 1929 г.

— сборник «The Willows and Other Queer Tales», 1932 г.

— антологию «The Great Book of Thrillers», 1935 г.

— сборник «The Tales of Algernon Blackwood», 1938 г.

— антологию «Tales of Terror», 1943 г.

— сборник «Selected Short Stories of Algernon Blackwood», 1945 г.

— журнал «"Famous Fantastic Mysteries", April 1946», 1946 г.

— журнал «Rex Stout Mystery Magazine (No. 4, March 1946)», 1946 г.

— антологию «Dying of Fright: Masterpieces of the Macabre», 1976 г.

— антологию «Dark Company: The Ten Greatest Ghost Stories», 1983 г.

— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.

— антологию «The Horror Hall of Fame», 1991 г.

— журнал «Если 1994'9», 1994 г.

— антологию «The Weird: A Compendium of Strange & Dark Stories», 2011 г.

— антологию «Century's Best Horror Fiction. Volume One», 2012 г.


Похожие произведения:

 

 


Вендиго
2005 г.

Периодика:


1946 г.
(английский)
Если № 9, сентябрь 1994
1994 г.

Самиздат и фэнзины:

Пустой дом
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Tales of Terror
1943 г.
(английский)
Dying of Fright: Masterpieces of the Macabre
1976 г.
(английский)
The Dark Descent
1987 г.
(английский)
The Horror Hall of Fame
1991 г.
(английский)
The Horror Hall of Fame
1992 г.
(английский)
The Century’s Best Horror Fiction. Volume One
2012 г.
(английский)
The Weird: A Compendium of Strange and Dark Stories
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кайф, просто кайф, персик, одним словом! С одной стороны, Блэквуд блестяще владеет словом. Природу он описывает на уровне Тургенева, Чехова и Гоголя (увы, не знаком с аглицкими аналогами, чтобы сделать верное сравнение!)- по-визионеркски зримым, со множеством оттенков, где надо сочным, ярким и выпуклым, а где надо пастельно-нежным, прозрачным и призрачным языком.

С другой стороны, не меньще удается ему и создание атмосферы ужаса, даже кошмара, на уровне Лавкрафта, который упоминает его среди своих предшественников в эссе «Сверхъестественный ужас в литературе». Но, в отличие от Лавкрафта, который скорее подчеркивает трансцендентность ужасного, наличие некой непереходимой бездны и пропасти между нашим миром и миром иным, рассудком и безумием, Землей и Космосом, Блэквуд мастерски стирает границы межу мирами — читатель даже не успевает заметить, как уже оказывается в центре циклона, а вокруг вьются и бесятся всякие кошмарные твари и что-то еще — Неведомое.

И вот это соединение Тургенева и Лавкрафта, «Записок охотника» и «Хребтов безумия», причем не эклектичное, а органичное, до дрожи цепляет, плавит мозг и как-то приятно отзывается покалыванием во всем теле.

Блэквуда особенно приятно читать сейчас, в эпоху утраты и забвения Возвышенного, вызывающего Восторг, Ужас и Священный Трепет. Обстебанные столько раз всяким там постмодернизмом, эти эмоции как-то очень живо и ярко захватывают, когда читаешь Блэквуда, и за них даже не стыдно — ах, как приятно немножечко побыть наивным и искренне попугаться и повосторгаться, без всякой там иронии!

И самое главное, можно даже забыть все написанное ранее: кто еще сможет так напугать вас какими-то ивами? Это вам не Есенин с его березками и не Шишкин с соснами — ивы реально страшная штука. Не верите — немедленно читайте Блэквуда.

Оценка: нет
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Экая глыба, экий матерый человечище!

Похитить данную фразу у Ильича, применившего ее в старом неприличном анекдоте (в реальности Ленин так Льва Толстого якобы назвал) к некоему отечественному писателю с большими ницшеанскими усами, побудило меня прочтение этой небольшой повести, написанной именно в те времена, когда и Ленин, и Горький еще только мечтали о свержении самодержавия...

А мистер Блэквуд в 1907 году, стало быть, берет и сочиняет жуткую мистическую историю, которая за вычетом некоторых несколько старомодных лирических отступлений выглядит удивительно современной и вполне способна выйти на бой с лучшими из творений не только дедушки Лавкрафта, но и с малой прозой того же Стивена Кинга в достойнейших из ее проявлений...

Ужас кромешный рождается не в результате нашествия зомби и не в ходе действий адептов зловещего культа. Все вроде бы не предвещает ничего загадочного. Путешествуя по Дунаю на лодке, путники решают переночевать на безвестном хлипком островке, поросшем ивами...

Лучше бы они этого не делали...

И если теперь мы всячески превозносим Стивена Кинга за умение напугать читателя всем, чем угодно, то нельзя не признать то, что один такой старинный дяденька, воспитанный в викторианскую эпоху, вселяет ужас с помощью деревьев, колышущихся под порывами ветра, капель дождя, барабанящих по крыше палатки, речных волн, бьющихся о зыбкий берег безымянного острова...

Три стихии ополчились против человека. Вода, воздух, земля. А где же огонь? А огонь горит внутри охваченного ужасом рассказчика, используя его страхи как самое благодатное топливо. Намекая на то, что прямо под боком у нас есть места, куда ступала нога не только человека, но и кого-то не человечески жуткого...

В общем, если читатель наделен способностью и себя поставить на место героев «Ив», мысленно перенестись на место ее событий, то его богатое воображение позволит прочувствовать весь тот ужас, который сокрыт за несколько сдержанным и истинно британским изысканным повествованием Блэквуда...

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

прекрасное произведение, наверное лучшее из обширного наследия Блэквуда.

начинается оно с романтизированного, полного цветистых описаний и радости жизни рассказа о путешествии по Дунаю.

мне как бывалому сплавщику было интересно.

в наши дни от авторов требуют обычно «сюжетности» и «психологизма», а здесь Блэквуд несколько страниц посвящает течениям и прибрежным скалам, островкам и мостам, стремнинам и отмелям, волнам и тихим заводям Дуная.

причем не в стиле «крутой поворот переходил в широкий плес», нет, река наделяется автором характером, воспринимается как живое существо.

чем-то такой подход к описаниям природы напоминает российских классиков.

но...

вот путешественники (двое закадычных друзей-приятелей) в непогоду встают на ночевку на небольшом отстровке и начинает ужас.

нет, не так.

УЖАС.

изящество с которым Блэквуд нагнетает страх не может не поражать.

ничего СТРАШНОГО будто бы не происходит.

но происходит нечто, чего не должно происходить.

огромная выдра с желтыми глазами.

странный рыбак с его невнятными предупреждениями.

ивы шелестят.

тени, которые непонятно кто отбрасывает.

и что это за гул колокола?

парни бодрятся, и как будто у них есть на то все причины, ведь орды утопленников не лезут на берег, а странные тени можно списать на непогоду и расшалившееся воображение... но поутру выясняется, что их лодка пробита, хлеб съеден, а островок неумолимо исчезает под напором течения.

«лавкрафтовский» ужас до Лавкрафта.

островок этот — перекресток миров, ткань реальности тут истончается и в наш, уютный и привычный мир вторгаются ИНЫЕ сущности, которые слепо шарят вокруг своими призрачными руками, ища добычу.

герои пытаются искать ответы в своих познаниях о фольклорных злых силах, но довольно скоро приходит понимание.

это НЕ античные боги, могущие удовлетвориться жертвой и НЕ элементали, охраняющие свое царство стихий.

эти существа они ДРУГИЕ.

они идут на страх.

они идут на ЗНАНИЕ О СЕБЕ.

они оставляют на песке странные следы.

и они голодны...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читаешь и смакуешь...)))

А в общем-то, что особенного произошло в повести? Если говорить современным языком, пара незадачливых путешественников попала, в так называемую, аномальную зону, которых на Земле пруд пруди. И именно что в аномальную, а ни в какую-либо другую! Подобные места можно также называть гибельными или проклятыми. Все необходимые признаки «ненормальности» налицо: от существенных нарушений хода времени или восприятия времени, до гнетущего и тяжелого ощущения, страха, паники, ощущения присутствия незримого наблюдателя; от отсутствия привычной флоры и фауны, до плохого самочувствия, слабости и разбитости.

Казалось бы, что тут может быть удивительного, когда каждый день не телеэкране видишь массу программ о паранормальных явлениях, которые (явления) уже почти что стали обыденностью.

И тут... натыкаешься, иначе выразиться не могу, на произведение написанное сотню лет назад, повествующее об «нынешних серых буднях, регулярно изображаемых по телеку» и ЭТО захватывает!!! Захватывает благодаря языку и манере изложения. Ощущение, что читаешь заметку в газете «Как я провел это лето...», написанное кем-то из классиков, причем это мог быть как Тургенев, так и Куприн.

В общем рекомендую, причем как любителям классики так и любителям ужасов.

Завораживает, интригует и увлекает!

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых атмосферных мистических рассказов, которых я когда либо читал. Несомненно это одно из лучших произведений Блэквуда. Элджернон великолепно описывает различные атмосферные детали, менее искусный автор, вряд ли бы их вообще смог увидеть. Всё же опыт «вечного путешественника» пошёл в большой плюс господину Блэквуду.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Река Дунай, половодье, ивы, спокойствие... Читаешь и видишь природу, одиноких путешественников. Скорее скуку может навеять такая картина, но меня только успокаивала, давала возможность увидить далекую реку и отдохнуть. И всё это в первой половине рассказа. Вторая же половина уже сгоняет всю сонливость, дает почувствовать тайну, спрятанную среди зарослей ив. И видится тайна по воле автора, но словами и действиями героев с двух сторон — у одного есть объяснение всему происходящему, другой видит необычное в окружающем его. Так и хотелось верить объяснениям то одного, то другого, каким бы простым или, наоборот, страшным ни было это объянение, данное среди реки. Но концовка расставила всё на свои места, хотя и неожиданной её не назовешь. Просто то, что должно быть, то и случилось...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный классический рассказ ужасов.

Идиллическая картина — река, небольшой тихий островок — и вторжение чего-то необъяснимого, пугающего и сводящего с ума.

Просто потрясающая атмосфера иррационального страха

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, когда я прочитал сей рассказ, я понял, почему Лавкрафт считал его одним из лучших в своем жанре. Это действительно так. Настолько тонко и выверенно выписан сюжет, локация и чуства рассказчика. Замечательная вещь. В ней явно прослеживается убеждение Блэквуда в том, что в наш мир иногда проникает нечто чуждое, и к чему приведет такая встреча, не всегда можно предсказать...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть осталась для меня как бы разделенной на две части. С одной стороны — просто великолепная, вкуснейшая первая половина рассказа — Дунай описан как своенравное живое существо, притом описан почти поэтически, с пониманием и любовью прям, это очень подкупает, читаешь и наслаждаешься, сидишь довольный как слон. Но вот вторая половина, имхо, снижает планку, — все эти завывания в ночи, таинственное и непостижимое ЗЛО (Лавкрафтом запахло вдруг), не люблю я этого, поэтому оценку снизил на балл.

В целом ощущения противоречивые. Если бы мистический элемент ограничивался этими строками:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Великие творения природы особым образом влияют на каждого из нас, я много раз в этом убеждался: горы внушают благоговение, океаны устрашают, а дремучие леса завораживают... Суть же этих подспудных инспираций едина: и горы, и океаны, и леса тончайшим образом связаны с человеком, с его естеством и жизнью... ...Однако эти всё вокруг заполонившие ивы вызывали совсем иные чувства — от них исходили некие флюиды, проникавшие в самую душу, пробуждая в ней смиренный трепет, но не восторга а ужаса.»
была бы вечная и непоколебимая десятка.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спасаясь от разлива реки на небольшом острове, заросшем ивами, двое героев встречают что-то неведомое и невидимое, страшное, вселяющее ужас и совершенно необъяснимое.

Автор даёт лишь намёки и небольшие факты, но Зло или Другое уже рядом с запертыми в западне и не выбраться, не принеся жертву. Мастерские описания, недомолвки и странности. Лишь шум в ивах да плеск воды от уменьшения твёрдой опоры.

Недосказанностью концовки, странными звуками и чем-то зовущим и отталкивающим повесть напомнила рассказ Джека Вэнса “Шум”.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всё имеет обратную сторону, связанную часто со злом. Дунай — идиллия для наших героев, становится воплощением иррационального страха, сводящего с ума и героев, и читателей. На островке нет ничего приметного, по крайней мере, днём. А вот ночью главным его элементом становится зло. Древнее и слепое. В лучших традициях Лавкрафта. Ни мяса, ни крови — лишь гнетущий ужас. Откуда? Ивы. Они не такие безобидные, как кажутся. Убедитесь сами.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть в этом рассказе чтото пугающее до тошноты. Понимание этого пришло во время второго прочтения.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как много неизведанного хранит наша Земля, каких только тайн не встретит смелый и пытливый путешественник. Иной раз стоит не один раз благодарить бога за то что остался жив. Рассказ написан в строгой классической манере начала 20-го века и представляет интерес с точки зрения развития фантастической мысли в литературе.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх