fantlab ru

Элджернон Блэквуд «Ивы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.18
Оценок:
393
Моя оценка:
-

подробнее

Ивы

The Willows

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 68
Аннотация:

Два приятеля плывут на лодке по Дунаю, наслаждаются его красотами и решают провести ночь на небольшом острове, который очень густо зарос ивами. Постепенно они убеждаются в том, что вторглись в неведомый и враждебный им мир, который лучше было бы обойти стороной...

Входит в:

— сборник «Слушатель и другие рассказы», 1907 г.

— антологию «Famous Modern Ghost Stories», 1921 г.

— антологию «A Muster of Ghosts», 1924 г.

— сборник «Ancient Sorceries and Other Tales», 1927 г.

— сборник «Strange Stories», 1929 г.

— сборник «The Willows and Other Queer Tales», 1932 г.

— антологию «Tales of the Uncanny», 1934 г.

— антологию «The Great Book of Thrillers», 1935 г.

— сборник «The Tales of Algernon Blackwood», 1938 г.

— антологию «The Midnight Reader», 1942 г.

— антологию «Tales of Terror», 1943 г.

— антологию «Famous Ghost Stories», 1944 г.

— сборник «Selected Short Stories of Algernon Blackwood», 1945 г.

— журнал «"Famous Fantastic Mysteries", April 1946», 1946 г.

— журнал «Rex Stout Mystery Magazine (No. 4, March 1946)», 1946 г.

— антологию «The Pocket Book of Ghost Stories», 1947 г.

— антологию «Cuentos de terror», 1963 г.

— антологию «Stories of the Supernatural», 1967 г.

— антологию «Dying of Fright: Masterpieces of the Macabre», 1976 г.

— антологию «The Best Ghost Stories», 1977 г.

— антологию «Phantastische Träume», 1983 г.

— антологию «Dark Company: The Ten Greatest Ghost Stories», 1984 г.

— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.

— антологию «The Horror Hall of Fame», 1991 г.

— антологию «Das dritte Buch des Horrors», 1992 г.

— антологию «Englantilaiset aaveet», 1994 г.

— журнал «Если 1994'9», 1994 г.

— антологию «The 13 Best Horror Stories of All Time», 2002 г.

— антологию «The Colour Out of Space», 2002 г.

— антологию «H.P. Lovecraft's Favorite Weird Tales», 2005 г.

— антологию «Flora Curiosa: Cryptobotany, Mysterious Fungi, Sentient Trees, and Deadly Plants in Classic Science Fiction and Fantasy», 2008 г.

— антологию «Great Horror Stories: Stoker, Poe, Lovecraft and Others», 2008 г.

— антологию «The Day They Hanged My Best Friend Jimmy... And 21 Other Weird Tales to Get You Through the Coldest Nights», 2009 г.

— антологию «The Screaming Skull and Other Classic Horror Stories», 2010 г.

— антологию «The Weird: A Compendium of Strange & Dark Stories», 2011 г.

— антологию «Ancient Terrors», 2012 г.

— антологию «Century's Best Horror Fiction. Volume One», 2012 г.

— антологию «Other Life: An Anthology of Non-Terrestrial Biology», 2016 г.

— антологию «Spectral Tales: Classic Ghost Stories», 2019 г.

— антологию «British Weird: Selected Short Fiction, 1893-1937», 2020 г.

— антологию «Weird Horror Short Stories», 2022 г.


Похожие произведения:

 

 


Вендиго
2005 г.
Вендиго
2023 г.

Периодика:

Famous Fantastic Mysteries, April 1946
1946 г.
(английский)
Rex Stout Mystery Magazine (No. 4, March 1946)
1946 г.
(английский)
Если № 9, сентябрь 1994
1994 г.

Самиздат и фэнзины:

Пустой дом
2015 г.

Аудиокниги:

Сборник «Манускрипты Аркхэма 3»
2020 г.

Электронные издания:

The First Algernon Blackwood Megapack
2013 г.
(английский)
The Willows
2014 г.
(английский)
The Willows
2017 г.
(английский)
The Willows
2020 г.
(английский)
Famous Modern Ghost Stories
2021 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The Listener
1907 г.
(английский)
The Listener
1914 г.
(английский)
The Listener
1917 г.
(английский)
Famous Modern Ghost Stories
1921 г.
(английский)
A Muster of Ghosts
1924 г.
(английский)
The Best Ghost Stories
1924 г.
(английский)
The Willows and Other Queer Tales
1925 г.
(английский)
Ancient Sorceries
1927 г.
(английский)
Strange Stories
1929 г.
(английский)
Tales of the Uncanny
1934 г.
(английский)
The Great Book of Thrillers
1935 г.
(английский)
The Tales of Algernon Blackwood
1938 г.
(английский)
The Midnight Reader
1942 г.
(английский)
Tales of Terror
1943 г.
(английский)
Famous Ghost Stories
1944 г.
(английский)
Selected Short Stories of Algernon Blackwood
1945 г.
(английский)
The Pocket Book of Ghost Stories
1947 г.
(английский)
Famous Ghost Stories
1956 г.
(английский)
In the Realm of Terror
1957 г.
(английский)
Great Ghost Stories
1962 г.
(английский)
Cuentos de terror
1963 г.
(испанский)
Selected Tales of Algernon Blackwood
1964 г.
(английский)
Tales of Terror and the Unknown
1965 г.
(английский)
The Insanity of Jones and Other Tales
1966 г.
(английский)
Élève de quatrième ...dimension
1966 г.
(французский)
Kamer te huur
1967 г.
(голландский)
Stories of the Supernatural
1967 г.
(английский)
Das leere Haus
1969 г.
(немецкий)
Stories of the Supernatural
1969 г.
(английский)
Élève de quatrième... Dimension
1973 г.
(французский)
Best Ghost Stories of Algernon Blackwood
1974 г.
(английский)
Dying of Fright: Masterpieces of the Macabre
1976 г.
(английский)
The Best Ghost Stories
1977 г.
(английский)
Élève de quatrième... Dimension
1978 г.
(французский)
Tales of the Supernatural
1983 г.
(английский)
Phantastische Träume
1983 г.
(немецкий)
Élève de quatrième... Dimension
1984 г.
(французский)
Dark Company: The Ten Greatest Ghost Stories
1984 г.
(английский)
Das leere Haus
1986 г.
(немецкий)
The Dark Descent
1987 г.
(английский)
The Horror Hall of Fame
1991 г.
(английский)
The Dark Descent. A Fabulous Formless Darkness
1991 г.
(английский)
Das dritte Buch des Horrors
1992 г.
(немецкий)
A Fabulous Formless Darkness
1992 г.
(английский)
The Horror Hall of Fame
1992 г.
(английский)
The Horror Hall of Fame
1992 г.
(английский)
Englantilaiset aaveet
1994 г.
(финский)
Das leere Haus
1997 г.
(немецкий)
The Dark Descent
1997 г.
(английский)
The Colour Out of Space
2002 г.
(английский)
Ancient Sorceries and Other Weird Stories
2002 г.
(английский)
The 13 Best Horror Stories of All Time
2002 г.
(английский)
The Willows
2003 г.
(английский)
The Willows
2005 г.
(английский)
H.P. Lovecraft's Favorite Weird Tales
2005 г.
(английский)
Great Horror Stories
2008 г.
(английский)
The Willows
2008 г.
(английский)
Great Horror Stories
2008 г.
(английский)
Flora Curiosa: Cryptobotany, Mysterious Fungi, Sentient Trees, and Deadly Plants in Classic Science Fiction and Fantasy
2008 г.
(английский)
Three Supernatural Classics
2008 г.
(английский)
A Blackwood Omnibus
2008 г.
(английский)
The Day They Hanged My Best Friend Jimmy... And 21 Other Weird Tales to Get You Through the Coldest Nights
2009 г.
(английский)
The Screaming Skull and Other Classic Horror Stories
2010 г.
(английский)
L'homme que les arbres aimaient
2011 г.
(французский)
The Century’s Best Horror Fiction. Volume One
2012 г.
(английский)
The Best Ghost, Supernatural & Mystic Tales
2012 г.
(английский)
The Weird: A Compendium of Strange and Dark Stories
2012 г.
(английский)
Ancient Terrors
2012 г.
(английский)
The Empty House and Other Ghost Stories, The Listener and Other Stories
2014 г.
(английский)
A Blackwood Omnibus
2015 г.
(английский)
Shadows of Carcosa
2015 г.
(английский)
Other Life: An Anthology of Non-Terrestrial Biology
2016 г.
(английский)
The Listener and Other Stories
2016 г.
(английский)
L'homme que les arbres aimaient
2017 г.
(французский)
The Willows and Other Nightmares
2019 г.
(английский)
Spectral Tales: Classic Ghost Stories
2019 г.
(английский)
Roarings from Further Out
2019 г.
(английский)
I salici
2019 г.
(итальянский)
British Weird: Selected Short Fiction, 1893-1937
2020 г.
(английский)
Върбалаците
2021 г.
(болгарский)
Weird Horror Short Stories
2022 г.
(английский)
Ancient Sorceries
2022 г.
(английский)
Horror Stories
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Два путешественника сплавляются на лодке по Дунаю. Где-то в Венгрии они из-за погодных условий останавливаются переночевать на островке в речной пойме. Это безлюдное, уединенное место, сплошь заросшее ивняком. Почти сразу же путников начинают преследовать тревожные знамения, а какое-то первобытное чутье настойчиво твердит им, что задерживаться здесь не стоит. Но выбора нет – надо дождаться, пока утихнет ветер, прежде чем плыть дальше. И они устраиваются на ночлег. Фатальная ошибка…

Знали бы герои, с чем им предстоит столкнуться, и какая участь (намного, намного хуже смерти) им здесь грозит – бросили бы все и помчались бы вплавь по бурным дунайским водам впереди собственных панических воплей. Но когда поняли – было уже поздно бежать: остается лишь встретить хтонический кошмар лицом к лицу и постараться не сойти с ума.

Тоже, как и в «Вендиго», очень эффектная и атмосферная история про непознаваемую жуть из-за грани нашего понимания о рациональном, с которой можно столкнуться совершенно случайно и внезапно, а спастись возможно разве что по счастливой случайности. Настолько это могучие, неведомые силы, чуждые человеческому представлению о реальности. Не злые и не добрые, просто непонятные: как муравью непонятно мышление человека, а человеку неинтересна картина мира и жизненный путь муравья. Человек может муравья раздавить, может не заметить, может поймать и тут же отпустить просто по приколу, или увезти на своей одежде за тридевять земель и стряхнуть на землю там. Вот примерно так же дело обстоит и здесь. Космический ужас.

Оценка: 8
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кайф, просто кайф, персик, одним словом! С одной стороны, Блэквуд блестяще владеет словом. Природу он описывает на уровне Тургенева, Чехова и Гоголя (увы, не знаком с аглицкими аналогами, чтобы сделать верное сравнение!)- по-визионеркски зримым, со множеством оттенков, где надо сочным, ярким и выпуклым, а где надо пастельно-нежным, прозрачным и призрачным языком.

С другой стороны, не меньще удается ему и создание атмосферы ужаса, даже кошмара, на уровне Лавкрафта, который упоминает его среди своих предшественников в эссе «Сверхъестественный ужас в литературе». Но, в отличие от Лавкрафта, который скорее подчеркивает трансцендентность ужасного, наличие некой непереходимой бездны и пропасти между нашим миром и миром иным, рассудком и безумием, Землей и Космосом, Блэквуд мастерски стирает границы межу мирами — читатель даже не успевает заметить, как уже оказывается в центре циклона, а вокруг вьются и бесятся всякие кошмарные твари и что-то еще — Неведомое.

И вот это соединение Тургенева и Лавкрафта, «Записок охотника» и «Хребтов безумия», причем не эклектичное, а органичное, до дрожи цепляет, плавит мозг и как-то приятно отзывается покалыванием во всем теле.

Блэквуда особенно приятно читать сейчас, в эпоху утраты и забвения Возвышенного, вызывающего Восторг, Ужас и Священный Трепет. Обстебанные столько раз всяким там постмодернизмом, эти эмоции как-то очень живо и ярко захватывают, когда читаешь Блэквуда, и за них даже не стыдно — ах, как приятно немножечко побыть наивным и искренне попугаться и повосторгаться, без всякой там иронии!

И самое главное, можно даже забыть все написанное ранее: кто еще сможет так напугать вас какими-то ивами? Это вам не Есенин с его березками и не Шишкин с соснами — ивы реально страшная штука. Не верите — немедленно читайте Блэквуда.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала я хотел бы привести слова самого Блэквуда: «Большая часть этих рассказов появилась на свет благодаря тому, что я определил бы как упоение страхом. Убедительный «потусторонний» рассказ возникает из глубинного подсознательного ужаса, который живет в каждом из нас…»

Повесть «Ивы» была написана в 1907 году. В то время литература еще не «доросла» до расчлененки, ведер пролитой крови, кишок на полу и полчищ зомби, а авторы умели вызвать страх и ужас с помощью слова, нагнетая атмосферу, а не пугая внезапными воплями и выскакивающими из-за угла рожами с топорами.

Теперь несколько слов о героях повести. Кроме двух путешественников, в ней действуют силы природы: ивы, Дунай и что-то потустороннее, безымянное, но от этого более ужасное.

Ива — дерево ведьм со своей энергетикой, не злой и не доброй. Ей безразличны проблемы добра и зла, она служит только природе, подчиняясь законам равновесия и справедливости. Помню, как в детстве становилось не по себе, когда поднявшийся ветер выворачивал листья, и ива меняла цвет с ласковой зелени на стальной.

И Дунай, но не тот, о котором писал Тютчев:

«Там, где горы, убегая,

В светлой тянутся дали,

Пресловутого Дуная

Льются вечные струи.

Там-то, бают, в стары годы,

По лазуревым ночам,

Фей вилися хороводы

Под водой и по водам.»

А Дунай-дикая река где-то в Венгрии (это вам не цивилизованный мир), совсем не похожая на прирученные Рейны, Сены или Темзы уютной Европы того времени.

И «нечто» невыразимое, непонятное, иномировое — и от того еще более ужасное. И все это на фоне реальности, обыденности.

И борьба за выживание с этими порождениями враждебного мира. И штришок — «не смей думать о белой обезьяне.»

Блэквуду удалось добиться, чтобы у читателя по венам поплыли кристаллики льда, вызывающие мурашки по коже и холод в груди.

Неординарная повесть. Не зря Лавкрафт говорил, что «Ивы» — лучшее мистическое произведение из всех, которые ему приходилось читать.

Читать и читать.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

прекрасное произведение, наверное лучшее из обширного наследия Блэквуда.

начинается оно с романтизированного, полного цветистых описаний и радости жизни рассказа о путешествии по Дунаю.

мне как бывалому сплавщику было интересно.

в наши дни от авторов требуют обычно «сюжетности» и «психологизма», а здесь Блэквуд несколько страниц посвящает течениям и прибрежным скалам, островкам и мостам, стремнинам и отмелям, волнам и тихим заводям Дуная.

причем не в стиле «крутой поворот переходил в широкий плес», нет, река наделяется автором характером, воспринимается как живое существо.

чем-то такой подход к описаниям природы напоминает российских классиков.

но...

вот путешественники (двое закадычных друзей-приятелей) в непогоду встают на ночевку на небольшом отстровке и начинает ужас.

нет, не так.

УЖАС.

изящество с которым Блэквуд нагнетает страх не может не поражать.

ничего СТРАШНОГО будто бы не происходит.

но происходит нечто, чего не должно происходить.

огромная выдра с желтыми глазами.

странный рыбак с его невнятными предупреждениями.

ивы шелестят.

тени, которые непонятно кто отбрасывает.

и что это за гул колокола?

парни бодрятся, и как будто у них есть на то все причины, ведь орды утопленников не лезут на берег, а странные тени можно списать на непогоду и расшалившееся воображение... но поутру выясняется, что их лодка пробита, хлеб съеден, а островок неумолимо исчезает под напором течения.

«лавкрафтовский» ужас до Лавкрафта.

островок этот — перекресток миров, ткань реальности тут истончается и в наш, уютный и привычный мир вторгаются ИНЫЕ сущности, которые слепо шарят вокруг своими призрачными руками, ища добычу.

герои пытаются искать ответы в своих познаниях о фольклорных злых силах, но довольно скоро приходит понимание.

это НЕ античные боги, могущие удовлетвориться жертвой и НЕ элементали, охраняющие свое царство стихий.

эти существа они ДРУГИЕ.

они идут на страх.

они идут на ЗНАНИЕ О СЕБЕ.

они оставляют на песке странные следы.

и они голодны...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спасаясь от разлива реки на небольшом острове, заросшем ивами, двое героев встречают что-то неведомое и невидимое, страшное, вселяющее ужас и совершенно необъяснимое.

Автор даёт лишь намёки и небольшие факты, но Зло или Другое уже рядом с запертыми в западне и не выбраться, не принеся жертву. Мастерские описания, недомолвки и странности. Лишь шум в ивах да плеск воды от уменьшения твёрдой опоры.

Недосказанностью концовки, странными звуками и чем-то зовущим и отталкивающим повесть напомнила рассказ Джека Вэнса “Шум”.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых атмосферных мистических рассказов, которых я когда либо читал. Несомненно это одно из лучших произведений Блэквуда. Элджернон великолепно описывает различные атмосферные детали, менее искусный автор, вряд ли бы их вообще смог увидеть. Всё же опыт «вечного путешественника» пошёл в большой плюс господину Блэквуду.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читаешь и смакуешь...)))

А в общем-то, что особенного произошло в повести? Если говорить современным языком, пара незадачливых путешественников попала, в так называемую, аномальную зону, которых на Земле пруд пруди. И именно что в аномальную, а ни в какую-либо другую! Подобные места можно также называть гибельными или проклятыми. Все необходимые признаки «ненормальности» налицо: от существенных нарушений хода времени или восприятия времени, до гнетущего и тяжелого ощущения, страха, паники, ощущения присутствия незримого наблюдателя; от отсутствия привычной флоры и фауны, до плохого самочувствия, слабости и разбитости.

Казалось бы, что тут может быть удивительного, когда каждый день не телеэкране видишь массу программ о паранормальных явлениях, которые (явления) уже почти что стали обыденностью.

И тут... натыкаешься, иначе выразиться не могу, на произведение написанное сотню лет назад, повествующее об «нынешних серых буднях, регулярно изображаемых по телеку» и ЭТО захватывает!!! Захватывает благодаря языку и манере изложения. Ощущение, что читаешь заметку в газете «Как я провел это лето...», написанное кем-то из классиков, причем это мог быть как Тургенев, так и Куприн.

В общем рекомендую, причем как любителям классики так и любителям ужасов.

Завораживает, интригует и увлекает!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, когда я прочитал сей рассказ, я понял, почему Лавкрафт считал его одним из лучших в своем жанре. Это действительно так. Настолько тонко и выверенно выписан сюжет, локация и чуства рассказчика. Замечательная вещь. В ней явно прослеживается убеждение Блэквуда в том, что в наш мир иногда проникает нечто чуждое, и к чему приведет такая встреча, не всегда можно предсказать...

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный классический рассказ ужасов.

Идиллическая картина — река, небольшой тихий островок — и вторжение чего-то необъяснимого, пугающего и сводящего с ума.

Просто потрясающая атмосфера иррационального страха

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Река Дунай, половодье, ивы, спокойствие... Читаешь и видишь природу, одиноких путешественников. Скорее скуку может навеять такая картина, но меня только успокаивала, давала возможность увидить далекую реку и отдохнуть. И всё это в первой половине рассказа. Вторая же половина уже сгоняет всю сонливость, дает почувствовать тайну, спрятанную среди зарослей ив. И видится тайна по воле автора, но словами и действиями героев с двух сторон — у одного есть объяснение всему происходящему, другой видит необычное в окружающем его. Так и хотелось верить объяснениям то одного, то другого, каким бы простым или, наоборот, страшным ни было это объянение, данное среди реки. Но концовка расставила всё на свои места, хотя и неожиданной её не назовешь. Просто то, что должно быть, то и случилось...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё имеет обратную сторону, связанную часто со злом. Дунай — идиллия для наших героев, становится воплощением иррационального страха, сводящего с ума и героев, и читателей. На островке нет ничего приметного, по крайней мере, днём. А вот ночью главным его элементом становится зло. Древнее и слепое. В лучших традициях Лавкрафта. Ни мяса, ни крови — лишь гнетущий ужас. Откуда? Ивы. Они не такие безобидные, как кажутся. Убедитесь сами.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть осталась для меня как бы разделенной на две части. С одной стороны — просто великолепная, вкуснейшая первая половина рассказа — Дунай описан как своенравное живое существо, притом описан почти поэтически, с пониманием и любовью прям, это очень подкупает, читаешь и наслаждаешься, сидишь довольный как слон. Но вот вторая половина, имхо, снижает планку, — все эти завывания в ночи, таинственное и непостижимое ЗЛО (Лавкрафтом запахло вдруг), не люблю я этого, поэтому оценку снизил на балл.

В целом ощущения противоречивые. Если бы мистический элемент ограничивался этими строками:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Великие творения природы особым образом влияют на каждого из нас, я много раз в этом убеждался: горы внушают благоговение, океаны устрашают, а дремучие леса завораживают... Суть же этих подспудных инспираций едина: и горы, и океаны, и леса тончайшим образом связаны с человеком, с его естеством и жизнью... ...Однако эти всё вокруг заполонившие ивы вызывали совсем иные чувства — от них исходили некие флюиды, проникавшие в самую душу, пробуждая в ней смиренный трепет, но не восторга а ужаса.»
была бы вечная и непоколебимая десятка.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть в этом рассказе чтото пугающее до тошноты. Понимание этого пришло во время второго прочтения.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как много неизведанного хранит наша Земля, каких только тайн не встретит смелый и пытливый путешественник. Иной раз стоит не один раз благодарить бога за то что остался жив. Рассказ написан в строгой классической манере начала 20-го века и представляет интерес с точки зрения развития фантастической мысли в литературе.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх