fantlab ru

Иван Ефремов «На краю Ойкумены»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.54
Оценок:
1009
Моя оценка:
-

подробнее

На краю Ойкумены

Другие названия: Великая Дуга

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 119
Аннотация:

Знаменитая историческая дилогия Ивана Ефремова, две повести объединённые историей голубого камня. Книга, повествующая о человеческом упорстве, стремлении к неведомому и о настоящей дружбе, которая сильнее расовых, культурных и социальных различий.

Другая аннотация:

Действие романа происходит в Египте, восточной и южной Африке в ХХIХ в. до н.э., в Греции, Египте, центральной и западной Африке в Х в. до н.э. и в Ленинграде в 1946 г. Связью между странами и эпохами служит необычное греческое изображение, вырезанное на редком драгоценном камне из южной Африки.



В произведение входит:


8.19 (788)
-
21 отз.
8.49 (1169)
-
47 отз.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Великая Дуга
1956 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1956 г.
На краю Ойкумены
1959 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1959 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1961 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1975 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1982 г.
На краю Ойкумены
1986 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1986 г.
На краю Ойкумены
1988 г.
Собрание сочинений. Том 5. Книга 1
1989 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1992 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1994 г.
На краю Ойкумены
1995 г.
Финикийский корабль. На краю Ойкумены. След за кормой
1996 г.
Собрание сочинений. Том 5. На краю Ойкумены
1998 г.
На краю Ойкумены
1999 г.
Собрание сочинений в 3 томах. Том 3.
1999 г.
На краю Ойкумены
2001 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
2001 г.
На краю Ойкумены
2002 г.
Звездные корабли. — На краю Ойкумены
2005 г.
На краю Ойкумены
2005 г.
На краю Ойкумены
2007 г.
На краю Ойкумены
2009 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 2.
2009 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 2
2010 г.
На краю Ойкумены
2011 г.
На краю Ойкумены
2011 г.
Туманность Андромеды
2014 г.
На краю Ойкумены
2015 г.
На краю Ойкумены
2017 г.
На краю Ойкумены
2017 г.
На краю Ойкумены
2017 г.
Великая Дуга
2017 г.
Великая Дуга
2017 г.
На краю Ойкумены
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Oikumeeni äärel
1955 г.
(эстонский)
سرزمین کف
1967 г.
(персидский)
سرزمین کف
1986 г.
(персидский)
سرزمین کف
1999 г.
(персидский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Светлое воспоминание из детства. :) Учась в школе, брал у товарища почитать, остались исключительно восторженные впечатления, решил, не без опаски, перечитать. Могу констатировать, что по моим ощущениям, книга всё так же хороша, не глупа и будет интересна не только детям.

Книга историко-приключенческая, причём больше приключенческая, чем историческая. Древние Египет и Греция даются больше фоном, местом действия героев. Разумеется Ефремов не был бы сам собой, если бы не воспевал Грецию. В книге присутствует ярко выраженное противопоставление — душный (во всех смыслах) Египет фараонов и свежая, как глоток холодной воды, Греция полисов. Большая часть действия происходит в и около Африки, тут и приключения, и экзотические животные, и неведомые племена. Местами книга может показаться немного наивной, но это ничуть не мешает ей быть захватывающей, умной и поучительной в хорошем смысле этого слова.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв мой будет, собственно, не о романе в целом, а о чрезвычайно изящном способе связать две его разрозненные части, изобретенном Ефремовым. В самом деле, если египтянина Баурджеда и грека Пандиона разделяют многие века, что может быть более прочным и надежным связующим звеном, чем камень? Зеленый южноафриканский берилл привозит в Египет за две с половиной тысячи лет до нашей эры Баурджед. Полторы тысячи лет спустя камень волею случая попадает к Пандиону, который во время своей «одиссеи» вырезает на нем гемму – миниатюрное изображение. Затем владельцем геммы становится этруск Кави, получивший ее от Пандиона на память. А еще через три тысячи лет берилл с геммой, найденный на Украине во время раскопок какого-то кургана, оказывается в Эрмитаже…

Короткая «ленинградская» вставная глава между «египетской» и «греческой» частями романа представляет нам камень и изображение на нем как загадочное сочетание несовместимых черт, не укладывающееся ни в какие исторические теории. И когда – а такое, по правде говоря, случалось иногда – читать вторую, «греческую» часть становилось скучновато, я вспоминал о странной гемме и продолжал чтение, так как понимал, что рано или поздно дело должно дойти до раскрытия ее тайны.

Есть в «ленинградской» главе и еще пара более тонких нитей, связывающих воедино две ранее написанные различные повести. В ней упоминаются египетские фрески с изображениями странного крупного зверя вроде гигантской гиены, не соответствующими ни одному современному животному. Зверь этот – явно гишу, такой же, как и убитый Пандионом, Кидого и Кави. А упомянутая в той же главе статуя, найденная в развалинах Ахетатона, – это та самая статуя, которую нашел там сначала Пандион, но, не желая отдавать ненавистным хозяевам-египтянам, снова закопал и никому ничего не сказал. Тонкие штрихи – но именно благодаря им роман, составленный из двух написанных ранее разобщенных повестей, становится единым целым. И, как это часто бывает, сумма качественно больше составных частей: объединенное произведение становится намного более масштабным, разом распространяя свое действие на четыре с половиной тысячи лет.

Кстати, где-то мне довелось прочитать, что «ленинградская» глава должна была послужить вступлением к полноценной, большой третьей части – по-видимому, уже относящейся к современности, – но она так и осталась ненаписанной. Жаль!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Более детальные отзывы о произведении я оставил отдельно для каждой части. Здесь же скажу о всем произведении в целом. Волею случая первая часть была опубликована позже второй из-за культа личности Сталина, а точнее, из-за его последствий: редактор не рискнул выпустить в тираж произведение, где столь явно говорится о свободе и обличается тирания и авторитарное правление. Не знаю, как кому, а мне первая часть показалась какой-то недописанной и сокращенной. Сам Баурджед вышел в ней схематичным, словно бы набросанным по-черновому не кистью, а карандашом. Да и само его плавание тоже вышло незавершенным, неполноценным. Иное дело — вторая часть, где само путешествие через Центральную Африку составляет главную ценность произведения! Тут есть что прочитать и есть, чему подивиться: материал основан на исторических документах и может быть использован в школе как дополнение к описанию древнеегипетского быта. Герои второй части не такие плоские, как Баурджед — они гораздо объемнее, выпуклее, правдивее. Поэтому откровенно жаль с ними прощаться (особенно с Кидого). Обе части представляют из себя независимые истории, которых связывает берилл, найденный Уахенебом «на берегах южной реки». Баурджед передает его на хранение в храм Тота, опасаясь возможных репрессий со стороны фараона. Почти тысячу лет спустя этот камень оказывается у расхитителя гробниц Яхмоса, который перед смертью отдает его Пандиону. Тот, в свою очередь, в самом конце второй части передает камень своему товарищу по походу Кави. А вот далее логическая цепочка разрывается, и мы видим берилл уже в ленинградском Эрмитаже, а ученый-историк утверждает, что камень найден в одном из степных курганов Украины. Как он туда попал — мы вряд ли когда-нибудь узнаем, т.к. автор не написал третью часть. О том, что она планировалась, говорит не только сюжет, но и резкая, «обрезанная» концовка второй части. Создается впечатление, что автор не считал ее настоящим финалом и собирался свести все концы в продолжении, которое, скорее всего, описывало бы эпоху Боспорского царства (иначе нельзя объяснить, как гемма оказалась в скифском кургане). К сожалению, в планы автора что-то вмешалось, и роман (с 3-ей частью это был бы настоящий роман) оказался недописанным. Нам остается только гадать, какие приключения в нем были задуманы...

----------------------

РЕЗЮМЕ: неплохая дилогия, описывающая историю древнегреческой геммы, вырезанной из цельного кристалла берилла. Первая часть явно слабее второй. К сожалению, дилогия так и не стала трилогией. Если б автор смог сохранить в ней дух второй части, мог бы получиться настоящий шедевр.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зачитывался этой книгой и в детстве и в подростковом возрасте.

Это не фантастика, а полноценный исторический художественный роман. Какие великолепные приключения! А как описан мир Древней Греции, Египта! Половина школтного учебника истории Древнего Мира поместилось в этом произведении. Это сейчас, Греция, Египет и Африка стали доступны для туриста. Да и телевидение постаралось. А когда я читал «На краю Ойкумены», это был волшебный, таинственный мир. И Ефремов открыл его секреты, заставив читателя побывать там, пройдя через тьму веков, тысячелетий и расстояний.

Одна из лучших приключенческих книг, основанных на Древней истории.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман возвращает нас во времена примерно пятого класса школы, когда в курсе истории идёт изучение древнего мира. Учебник по истории древнего мира казался тогда захватывающей книгой о давно исчезнувших народах и экзотических культурах. В школе древний мир — от палеолита до падения Римской империи — изучается очень поверхностно; а Иван Ефремов в этом романе описывает времена Древнего Египта и Древней Эллады с мельчайшими подробностями, а главное — изображает живых людей, как простых, так и влиятельных, которые жили в ту эпоху.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Путешествие Боурджеда

Всё-таки Иван Ефремов великолепный рассказчик. И допускаю, что в этом его мастерстве отчасти «виновато» научное академическое естество писателя — во всех картинках природы и во всех диалогах явно просматривается способность автора не только внимательно наблюдать, но и связно, полно и точно излагать, детально и беспристрастно описывать наблюдаемое. А при необходимости автор скрупулезно делает ссылку на научность перевода той или иной фразы своего героя — кажется совершенно излишняя дотошность автора, но, с другой стороны, ловишь себя на полном доверии к автору и к тому, что и как он нам подаёт. И отсюда же возникает полная включённость в повествование, ощущение документальности этой художественной исторической повести.

На краю Ойкумены

Опять-таки — совсем не хочется как-то комментировать сюжетные детали и подробности этой великолепной исторической книги (причём слово-термин «исторической» пожалуй вполне применимо в обоих его значениях). Потому что о сюжете этого повествования проще всего и правильнее всего узнать непосредственно из уст самого рассказчика — Ивана Ефремова. Но хочется просто сказать следующее:

Эта книга, при всей её схожести с фантастико-приключенческими книгами на исторические темы, всё-таки сильно смахивает на реконструкцию. И не только потому, что (повторюсь) её автор и в самом деле крупный учёный и специалист в области археологии, палеонтологии, наверное отчасти антропологии, геологии и разных прочих других -логий, но ещё истории, а также социологии, футуристики и философии... Но ещё и потому, что автор книги пишет эту (и другие свои произведения) не как вольную фантазию на знакомую тему, но максимально детализирует любое своё описание — хоть картин природы и ландшафта, хоть мелочи быта доисторических и прочих древних обществ. Вот просто открываешь книгу в любом месте и тут же буквально тонешь в крупных ярких красках и пьянящих запахах, узнаёшь давно тебе известные растения и познаёшь африканскую природу во всей её красе — будь это пустыня или полупустыня, или же степи и саванны, а может быть лесистые зоны или какие-то иные ландшафтно-природные районы и местности. И автор старается не придумывать ни одной ненужной детали, не вводит в повествование никаких таких саблезубых и прочих гипотетических животных, но вместе с тем его манера может стать хорошей школой для любого начинающего фэнтезийного писателя — так описывать мир, как это сделал Иван Антонович Ефремов, станет честью для любого современного фЭнтаста!

Ну, говорить о писательском целомудрии автора наверное даже и не нужно — даже там, где казалось бы напрашивается эротическая картинка или сцена, Ефремов делает всё с такой нежностью и осторожностью, что вытаскивает за собой наверное любого адекватного читателя. И читая эти повести из дня сегодняшнего просто поражаешься, как можно было обходится теми деталями и подробностями сюжета, которые включил Иван Ефремов в свои произведения, и не потерять при этом ни капли привлекательности и интересности, волнительности и остросюжетности написанных книг. Вот мастерство!

И вот ещё в голову пришло во время чтения, что вот писал-то он такую романтическую и немного возвышенную книгу во времена далеко не романтические и совсем далёкие от высоких материй — 1945-46 гг. (время написания книги) совсем не отличались ни сытостью ни красотой бытовой жизни. Но знаете, вот лично мне понятно, откуда растут ноги у «Туманности Андромеды» — первые ростки этого романа вполне можно разглядеть в этих повестях о Великой Дуге.

PS Непременно перечитаю «Туманность Андромеды» и ещё прочту «Лезвие бритвы«!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, не понимаю исключительно восторженных отзывов на эту книгу. Роман -- чистое приключенческое развлекалово: молодому парню не сиделось на месте, и из своей родной Древней Греции он неожиданно переносится в глубины Черной Африки, причем на бумаге это занимает буквально пару страниц. Написано довольно контурно и незамысловато с литературной точки зрения. Я, конечно, не историк, но, как мне показалось, заметил множество мелких исторических нестыковок. Да и в логике я вижу проблемы, учитывая какие жестокие времена тогда были.

В целом, ничего захватывающего я в романе не заметил; наверное, его нужно читать только в подростковом возрасте.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно хотелось почитать чего-нибудь такого исторически-фантастического и этой дилогии Ефремова судилось частично утолить это мое хотение. И хоть по сути здесь все — авторский вымысел, но роман производит впечатление реалистичности и историчности описываемых событий. Вызывает уважение труд автора, в свое время наверняка потратившего много усилий на основательное изучение эпохи и места театра разворачивающихся в книге событий (и это — без интернета!). Чтение книги невольно побуждает к более глубокому изучению Египта, древности, фараонов. Тем более, что эта страна имеет некий мистический ореол оставленный своей монументальной архитектурой, связью с истоками современных теорий мировой закулисы в виде ока Ра на верху пирамиды (смотреть на купюру доллара ;)) и т.п. Или хотя бы тем, как Моисей вел свой народ через пустыню из земли египетской в землю обетованную. В общем египетский вопрос еще далеко не раскрыт и сулит темами еще для многих произведений в разных жанрах:).

Хотя, как водится, не обошлось и без мелких проколов в виде алмаза, легко разбитого на осколки для резцов, которыми создавалась гемма. Сквозь повествование сквозит не только воспеваемая везде в аннотациях к книге нить дружбы и взаимопомощи, расовой равноценности и т.п., но и ярко чувствуется нить восстания, революции против угнетения трудового класса. Причем восстание не только рабов против надсмотрщиков, но и коренного не бедного египтянина Баурджеда против власти фараона. В духе произведения чувствуется коммунистическая идеология, хотя, к счастью, в легкой степени, недостаточной, чтобы существенно повлиять на оценку. С другой стороны, уважаемый Сат-Ок, в своем отзыве показал коммунистичность автора несколько в другом ракурсе. Действительно, в самих идеях коммунизма, во взглядах автора, нет ничего крамольного: дружба, взаимовыручка, жертвенность идеалам и на благо общественной пользы, совместное строительство светлого будущего, в которое твердо верил автор... Вот только в результате почему-то опять получается тирания и новый фараон, повелевающий почитать себя выше богов и запрещающий все, что может расширить кругозор обывателя и умалить собственное величие тирана. В таком ракурсе посмотреть на современную автору реальность и культ Сталина я как-то без Сат-Ок и не разглядел. Хотя мне немного набивали оскому другие авторские параллели. Например к концу первой части обязательно должна была случится, надо понимать, такая милая сердцу автора революция, местами немного пафосно и излишне назидательно и т.п. Наигранной мне показалась и сцена вроде бы очень редкой игры с быком, свидетелем которой «случайно» довелось стать Пандиону, но которая в итоге привела не только к пленению Пандиона и его путешествию в Египет, но и много позже помогла всему отряду рабов повалить носорога.

Еще я не понимаю почему две практически ничем не связанные между собой повести, кроме как косвенная связь частично по стране происходящих событий (между которыми пролегло несколько столетий) и куска камня, принято считать романом, это скорее условный цикл. Если бы автор написал еще одну повесть, как этот кусок камня превратившись в гемму потом еще и попал в степи Украины — тогда точно вышел бы полноценный цикл про камень. Теперь же, по крайней мере для меня, объединение двух мало связанных между собой повестей с разными мотивами, героями, временами, кажется несколько странным.

Я оценил обе повести одинаково, но «На краю Ойкумены» мне показалась ощутимо более интересной. Хотя в обоих повестях автор больше внимания уделяет сюжету, описанию событий, назиданиям светлого будущего, а вот сами герои остаются несколько нераскрытыми, поверхностными и даже ГГ Пандион, по прочтению остается более-менее понятен, лишь как художник ищущий новые способы выразить живую красоту природы в камне. Но в целом признаю обе книги как хорошие, добротные произведения приключенческого плана, ..хоть и не шедевр.

PS: и очень сильно не хватало карты обеих путешествий (по крайней мере в моем издании их не было).

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги отличные. Правда, не совсем понимаю, почему их считают фантастикой — скорее это исторические приключения с философией и очень глубокой научной базой. Читать!

Мог бы выйти потрясающий фильм, только вряд ли снимут. Одна охота на носорога чего стоит...

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших книг, когда-либо прочитанных. Больше сказать нечего.)

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть, в которой Ефремов создал своего человека будущего, который реализуется в последующих романах. Человек воли поставивший свою силу и разум на службу морали и нравственности. Человек способный учиться и развиваться.

К сожалению большая часть повести, посвящённая путешествию и описанию природы Африки устарела, по причине появления различных документальных фильмов на данную тему. Это мешает не поставить более высокий бал. Особенно это касается людей с визуальным восприятием. Эту повесть следует прочитать всем, кто хочет глубже проникнуть в философию Ефремова. Для тех, кому нужна только «начинка», есть «Лезвие бритвы» и «Туманность Андромеды».

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная книга, особенно понравится должна тем, кто не слаб в географии и истории, а также любителям серии игр «Цивилизация». Особенно интересно мне было соотносить маршруты древних путешественников с современными картами. Интересно, существую ли еще такие загадки, как описанная Ефремовым: камень из того материала, который не найти в месте, где проводили раскопки гробниц, с таким рисунком, который не могли изобразить художники того времени, не владея соответствующими знаниями и инструментами..... А все дело в удивительных путешествиях древних первопроходцев.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В детстве и юношеские годы эта книга как-то прошла мимо меня, читал когда было уже за тридцать. Прочитал за два или три дня, получил массу положительных эмоций, особенно запомнились приключения в дикой Африке. Любителям головокружительных приключений очень советую почитать, тем кто не прочитал книгу в юные годы не бойтесь берите и читайте.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из тех книг, которые пробудили в детстве любовь к истории — вообще и к исторической художественной литературе — в частности. Очень давно не перечитывал, но отлично (как мне кажется) помню содержание до сих пор.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная книга. Прочитал ее в детстве. Недавно приобрел ее для своих детей — не удержался, открыл и погрузился в прекрасный мир созданный Ефремовым. — Замечательно.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх