FantLab ru

Иэн Бэнкс «Дар Культуры»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.68
Голосов:
200
Моя оценка:
-

подробнее

Дар Культуры

A Gift from the Culture

Другие названия: Культура, дары приносящая

Рассказ, год; цикл «Культура»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 39
Аннотация:

Вробик Сеннкил — уроженец Культуры, бросивший её, чтобы поселиться в городе-государстве на одной из менее развитых планет. Здесь он нашёл себе работу, любовь и, как ему казалось, место в жизни. Однако о его происхождении каким-то образом разузнали местные гангстеры. Они требуют, чтобы Вробик совершил для них преступление, невозможное ни для кого иного на планете, а иначе ему придётся худо.

Входит в:

— цикл «Культура»

— сборник «Последнее слово техники», 1991 г.

— антологию «Космическая опера / Новая космическая опера», 2006 г.

— антологию «Cyber-Killers», 1997 г.

— антологию «The Big Book of Science Fiction», 2016 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия "Озон" / Prix Ozone, 1997 // Зарубежный НФ рассказ (Великобритания)


Космическая опера
2010 г.
Выбор оружия. Последнее слово техники
2016 г.

Электронные издания:

Выбор оружия
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Cyber-Killers
1997 г.
(английский)
Cyber-Killers
1998 г.
(английский)
The Space Opera Renaissance
2006 г.
(английский)
The Big Book of Science Fiction
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Выжимка ненаписанного романа. Как и в любом переводившемся тексте о Культуре, есть:

а) персонаж, считающий Культуру лицемерием и не желающий ее благ;

б) интриги «бульдогов под ковром»;

в) экзотическое оружие в контрасте с дроном Культуры;

г) мораль. Талант, происхождение, убеждения и/или любовь мало значат в мире стяжания. Найдутся какие-нибудь Каддас и Круйтцель, и все. (Если. Нет. Особых. Обстоятельств).

Отличается же рассказ от романов участием в еще одном бесконечном споре. Говорите, оружие защищает? Ну, вот оно, надежное, гражданское и оснащенное всеми возможными предохранителями. Считаете, убивает не ствол, а человек, вспоминаете первобытные камни, палки и ножи беспорядков и кухонных разборок? Что ж, попробуйте представить, что Робик Сенкилл, непрофессиональный журналист-фрилансер, сделал то, что сделал, камнем, ножом и палкой.

А к поговорке «Преступление шепчет, деньги орут» переводчику следовало бы дать сноску. «Всяк грех глаголет, но убийство вопиет» — «Герцогиня Амальфи» Джона Уэбстера, современника Шекспира.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В принципе это просто зарисовка мира Культуры. Сам сюжет очень прост и не блещет оригинальностью, это популярный прием триллеров — человека, который обладает некоей возможностью кого-то убить/предать/за кем-то шпионить заставляют это сделать, угрожая причинить вред тем, кто ему дорог. Впервые мне подобное попалось еще в детстве в фильме «Коммандо» с Арнольдом Шварцнейгером. Конечно сюда можно приплести, что автор поднял тему уязвимости выросшего в тепличных условиях существа в столкновении с жестоким миром и т.д. и т.п., но это будет серьезной натяжкой, переживания героя однозначно не являются главной целью автора, они и описаны весьма схематично, кроме того этот человек вовсе не какой-то беспомощный интеллигент в окружении хулиганов, это проигравшийся профессиональный игрок, которого кстати никто не заставлял проигрывать больше, чем у него было (хотя заставить его попытались бы скорее всего все-равно), отлично разбирающийся в целях и организации этих бандитов, вообщем типичный street smart герой американского «крутого детектива».

Сама мысль про губительность продуктов более высокотехнологического общества для менее технологического достаточно банальна, но оружие, отказывающееся служить каждому, это уже интереснее, техника такого рода по сюжетному принципу близка к магии т.к. дает силу, привязанную к конкретной личности и вместо безответной и покорной техники заставлять приходится уже личность. Впрочем у людей богатая история принуждения других людей. Хотя надо сказать что, судя по эпилогу «Вспомни о Флебе», Культура и другие планеты не являются обществами земного происхождения, Земля лишь одна из гуманоидных планет, с которой вошли в контакт через несколько сотен лет после событий того романа.

Лично меня больше заинтересовало само добровольное самоизгнание героя из земного рая и вообще связь Культуры и других обществ, иммиграция из нее и возможная эмиграция в нее, отношение к ее гражданам как к элите, рай на земле (свобода, достаток, терпимость и безопасность) сосуществующий с, хм, адом (угнетение, нетерпимость как сексуальная, так и национальная, неуверенность и бедность) и т.п. Тут трудно удержаться от проведения аналогии между Культурой и странами первого мира, хотя аналогия будет лишь частичная, так как Культура действительно обладает тем, что странам первого мира во многом лишь приписываеться. Впрочем в рассказе это практически не раскрывается.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В целом грандиозный замысел, который потянет на целую многосерийную космическую оперу. Поражает описание оружия, описание самой Культуры, запутанность и по-настоящему человеческое описание чувств и достоверность характеров... Но в итоге это рассказ, это лишь маленький кусочек... Не понравилась концовка, для литературы и для меня нужно нечто иное, законченное, на крайний случай, морализирующее.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ довольно странный, конечно, опять же в силу того, что Бэнксу явно тесно в подобной литературной форме. Однако попробуем включить анализ.

Женщина, выходец из Культуры, решила покинуть этот скучный, пресный и рафинированный лицемерный мирок, поселившись на «отсталой планете». Помните: «дома, братцы, у небес / не допросишься чудес»... Даже пол меняет. Из нежной хрупкой женщины становится нежным хрупким голубком. Ненаказуемо.

Но вот когда он сталкивается с настоящими трудностями, вот тут начинается самое интересное. Человек сломался почти мгновенно, слегка побарахтавшись, и исполнил следом такое жуткое преступление, что аж волосы дыбом встают. И ведь целиком во всём виноват сам...

Единственное — всё-таки не до конца прописал автор своего персонажа, можно было бы получше, поярче как-то. Ну что поделать...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чисто психологический рассказ о человеке, поменявшем пол. Пока она (он) жил в тепличных условиях, ему всё сходило с рук — и разрыв с собственной цивилизацией, и отрицание данной от рождения биологической сути. Но как только этот человек попал в сложную жизненную ситуацию, тут же выяснилось, что женственность несчастная героиня давно утратила, а мужественность, естественно, не приобрела. В результате это несет страдания и ей, и грандиозному количеству окружающих, поскольку из всех лежащих перед ней путей она выбирает чуть ли не самый подлый...

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Такой вот психологический этюд. Для рассказа, на мой взгляд, слишком неопределенная концовка. Не открытая, а именно неопределенная. Такая подошла бы для формы, состоящей из массы таких вот отдельных историй; таким образом можно отлично описать придуманный мир...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх