Кэтрин Крамер, Дэвид Хартвелл «Космическая опера / Новая космическая опера»
Впервые под одной обложкой лучшие повести и рассказы в жанре космической оперы. Уникальное издание, снабженное подробным предисловием и развернутыми комментариями составителей, является своеобразным путеводителем по жанру космической оперы. Любители приключенческой фантастики получат возможность не просто насладиться блестящими работами прославленных мастеров, но и проследить развитие жанра в историческом и культурном контексте. Продолжительные межзвездные перелеты, покорение новых миров, масштабные космические сражения и встречи с инопланетными существами, — все это вы найдете в захватывающих произведениях Эдмонда Гамильтона, Роберта Шекли, Лоис Макмастер Буджолд, Дэна Симмонса, Урсулы Ле Гуин, Пола Макоули, Майкла Муркока, Джона Райта, и многих других авторов. Традиционный для космической оперы сплав научно-фантастической и приключенческой литературы порадует преданных поклонников жанра.
Многие произведения впервые публикуются на русском языке.
На русском языке антология вышла в двух томах — «Новая космическая опера» (2009, вторая половина) и «Космическая опера» (2010, первая половина). Таким образом часть рассказов из оригинального четвертого раздела антологии присутствует в одном томе, а часть — в другом.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2009 // Лучшая антология | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Сборник |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 22 апреля 2017 г.
С первых лет становления фантастики, как жанра, космическая опера была одной из самых популярных и востребованных массовым читателем разновидностей. В отличие от твердой фантастики, которая серьезно и пафосно пыталась донести до читателя научные идеи, космоопера была призвана развлекать. Однако не стоит думать, что это направление литературы изначально было пустым и недалеким, за марсианскими принцессами и схватками на световых мечах проглядывали попытки познакомить читателя с астрономией, актуальными на тот момент научными теориями, но сделать это увлекательным, а не навевающим скуку факультативом. Я уверен, что многие нынешние специалисты НАСА в юные годы активно увлекались теми самыми журналами с кричащими обложками — именно это стало импульсом подтолкнувшим их к серьезной науке, пробудившим интерес к просторам космических глубин. Какими бы наивными не казались нам сегодня первые образцы жанра, они выполняли свою функцию, и делали это хорошо.
В 60-70-е годы адепты «новой волны» фантастики говорили, что космическая опера мертва, но это было, мягко говоря, лукавством, и сегодня, когда все рекорды в кинематографе бьют новые эпизоды «Звёздных войн», «Аватар», регулярно снимаются новые части «Звездного пути», мы переживаем подлинный «ренессанс космической оперы», именно так в оригинале и называется антология К. Крамер и Дж. Хартвелла. Работу составителей можно оценить на отлично, первое на что обращаешь внимание — объём сборника, в русскоязычном издании он вышел в двух изрядных талмудах. Каждое произведение предваряется информативным предисловием составителей, которые рассказывают об авторе, его вкладе в развитие жанра. Причем это не жалкие пара абзацев, но полноценная статья с развернутыми цитатами из критических статьей, интервью с известными фантастами.
Составители постарались собрать под одной обложкой наиболее ярких представителей жанра от Л. Брэкетт и Э. Гамильтона до А. Рейнольдса и Д. Симмонса. Все произведения сгруппированы по отдельным блокам, расположенным в хронологическом порядке. Абсолютное большинство повестей и рассказов презентуют нам известные циклы, многие из которых стали уже классикой фантастики. Количество произведений впервые публикуемых на русском также достаточно велико. Составители отказались от экзотики, в программе только англо-американская фантастика. Нашему читателю к тому же предстоит знакомством с малоизвестными авторами, которые очень популярны у себя на родине. Заметный перекос в сторону современной космической оперы может показаться странным, но если обратиться к оригинальному названию антологии, то всё закономерно — предмет исследования именно новая приключенческая фантастика, если делать дайджест по всему жанру, то потребуется ещё пара-тройка томов такого же объёма.
Перенесемся в 30-40-е годы прошлого столетия, именно этому периоду посвящен первый раздел сборника. Среди пестрого многоцветья бульварных журналов рождались подлинные шедевры, то на чем стоит жанр космических приключений. Составители сумели отделить зерна от плевел, выделить наиболее характерные повести и рассказы того времени. Обратите внимание, что за внешним каскадом приключений, достойных сказочного фэнтези, здесь скрывается твердая научная основа, которая в наши дни безнадежно устарела, но то, что авторы развлекая, обучали, пробуждали интерес к науке — это неоспоримый факт. Стоит отметить, что здесь мы увидим не только основу космической оперы, но и характерные примеры научного фэнтези, планетарной фантастики — эти разновидности жанра существуют и поныне, об этом поговорим чуть позже.
В качестве сферической космооперы в вакууме можно привести в пример рассказ «Похитители звёзд» Э. Гамильтона. Здесь есть все характерные признаки — злобные пришельцы, готовящиеся захватить мир, доблестные ученые и журналисты, невероятные изобретения и сверхоружие, технологическая гонка вооружений. Все персонажи подчеркнуто черно-белые, сюжет пафосно-глобален, но ощущение встречи с неведомым, ожившей тайны будоражит воображение даже сегодня.
Тема космического пиратства фигурирует почти что в каждом втором произведении эпохи ранней космической оперы. Есть она и в повести Дж. Уильямсона «Принц космоса», но в данном случае это произведение призвано проиллюстрировать тот факт, что фантастика в начале ХХ века подхватила знамя приключенческой литературы — здесь явственно ощущается влияние культурного наследия А. Дюма, Ж. Верна и Г. Уэллса, всё это органично вписано в рамки известных теперь уже каждому космических приключений.
Венера, которой никогда не было, оживает, благодаря воображению и таланту Л. Брэкетт в повести «Венерианское чародейство». Вот вам и классический пример планетарной фантастики или научного фэнтези, продолжающей традицию Э.Р. Берроуза. Здесь стоит отметить фантастически яркие пейзажные описания, лирический настрой и даже поэтическую сущность. Повесть отправляет фантазию читателя в свободное плавание, заставляя грезить наяву.
В качестве промежуточного итога, завершающего данный этап развития жанра, нам предлагается микро-рассказ К. Джексона «Меченосцы Варниса». Обилие штампов, театральность, оторванность от жизни — всё это стало предметом активной критики жанра в 50-60-е годы. Ветер перемен в общественно-политической жизни заставлял искать чего-то нового и на страницах литературных произведений. Одну из явных несуразностей жанра высмеивает К. Джексон в этом рассказе, но вопреки всему, это ещё не приговор.
А время шло, и вот настали революционные 60-е годы. Вьетнамская война и всплеск антивоенных настроений, движение хиппи с их культом свободной любви и страстью к наркотикам. Кроме того — пик Холодной войны с Карибским кризисом и высокие ожидания, связанные с реализацией космических программ сверхдержав, всё это не могло не отразиться на литературе, в Британии поднимается «новая волна», цель которой низвергнуть устоявшиеся авторитеты. Развлекательная фантастика становится объектом для пародий, возникает спрос на глубокую литературу, говорят даже о естественной смерти космической оперы, отжившей свое, об этом расскажет 2-ой блок антологии.
Нет, конечно, даже ниспровергатели авторитетов признавали, что читателя нужно развлечь. Однако привычные штампы следует оставить в прошлом, если раньше космоопера могла вступать в синтез исключительно с твердыми образцами НФ, то теперь почему бы не скрестить её с гуманитарной ипостасью фантастики? Яркий пример — хрестоматийный рассказ К. Смита «Игра с крысодраконом». За внешним антуражем космических битв со злобным и безжалостным врагом скрывается сентиментальная мелодрама. Автора в первую очередь интересуют не спецэффекты, но незримая связь человека со своим партнером, кошкой, готовой к самопожертвованию, способной любить.
Прыжки по Вселенной, необычные миры — весь этот антураж классической космооперы может служить благой цели, не только развлекать. Почему бы и нет? Авторы-шестидесятники , в числе которых Г. Гаррисон, Р. Шекли, С. Дилэни решили, что на фоне стандартных декораций можно воспитывать в читателе «разумное, доброе, вечное». Нести идеи пацифизма, гуманизма, прочие прогрессивные установки. С ноткой абсурда, с юмором и фантазией это прекрасно получается у С. Дилэни в повести «Имперская звезда». Показать весь абсурд милитаризма, института рабства, в этом писатель преуспел, но надо сказать, что и читается это вполне увлекательно.
Ещё одной характерной приметой времени является распространение пародий на космооперную классику. Здесь и «Герой Галактики Билл» Гарри Гаррисона и язвительный фарс Р. Шекли «Драмокл», обратить внимание читателя на эту тенденцию составители пытаются с помощью рассказа того же Шекли «Зирн без охраны...». Без предисловия составителей вникнуть в суть здесь будет достаточно сложно, ведь это не отдельно стоящее произведение, но пародия на финал космической оперы, а согласитесь, вряд ли мы начинаем читать очередную книгу с конца. Благодаря пояснениям рассказ начинает восприниматься адекватно, понимаешь его суть и остроумие автора.
И всё же схлынувшая «новая волна» не прошла бесследно, поиск новых идей, синтезов жанров занимает внимание авторов 70-80-х годов прошлого века. Этот период находится в центре внимания третьего раздела антологии. Взять Д. Брина с его повестью «Искушение» — насколько далеко его планетарная фантастика ушла от романтических представлений Л. Брэкетт. Мир неодельфинов, основавших новую колонию на планете Джиджо основан на наших знаниях об этих существах, но интереса к чтению добавляет встреча с неведомым, философские размышления автора о свободной воле и смысле существования, здесь и аллюзии на научное фэнтези и предчувствие «Матрицы» братьев Вачовски.
Временами синтез жанров рождает и вовсе экзотические конструкты, как, например, в случае с рассказом Д. Дрейка «Бронзовые шеренги», где военно-приключенческая фантастика плотно смыкается с историческим фэнтези, в котором автор даёт свою конспирологическую версию темы потерянных римских легионов Красса.
Но даже в военной фантастике происходят процессы, которые отделяют её от боевой. Такова, к примеру, повесть Л.М. Буджолд «Метеоролог» из её знаменитого барраярского цикла. Первые шаги М. Форкосигана — это военно-полевая рутина, здесь мы видим, как социально-психологическая фантастика заслоняет военный компонент.
В заключение составители приводят рассказ И. Бэнкса «Дар культуры» из известного цикла «Культура». Здесь мы наблюдаем политическую диссоциацию британских и американских авторов, помянутый И. Бэнкс пропагандирует левоэкстремистские тенденции с сопутствующим довеском толерантности к геям и трансгендерам.
На этом экскурсы в историю жанра можно считать законченными, переходим к 90-ым годам прошлого века, которые можно назвать началом современной космической оперы, главного предмета настоящего исследования. Классиком жанра ныне бесспорно считается Д. Симмонс с циклом «Песни Гипериона», его повесть «Сироты спирали» как раз из этой серии. Мощный философско-религиозный компонент, горячий альтруизм — вот главный элемент произведения, которое нашло массу поклонников.
Забудьте о канонах и штампах, к этому призывает К. Гринленд, чья повесть «Грезящие над кладезем» довольно смело скрещивает привычную планетарную фантастику с сюрреализмом, добавляя в вольных пропорциях элементы женского романа и классического детектива.
Переосмыслить классику позволяет «Горизонт событий» П. Гамильтона. Стандартные космические приключения, поданные на новый лад — повесть увлекает с самой завязки — загадочные артефакты, игры с пространством и временем, пусть даже финал решает лишь локальные вопросы, каждая страница здесь — это частица паззла.
Первые шаги очаровательной «солдатки в юбке» демонстрирует нам Д. Вебер в повести «Гардемарин Харрингтон». Это именно тот случай, когда можно говорить о военно-бытовой фантастике — сражения и спецэффекты на втором плане, главное — это будни армейской службы и закулисные интриги, поданные в высшей степени увлекательно.
Во многом напоминает творение К. Гринленда повесть К. Азаро «Утренняя заря» — оригинальная планетарная фантастика вкупе с детективом и женским романом, однако здесь место сюрреализма занимает выверенная математическая логика в описании декораций, мир который трудно забыть, хотя сюжет довольно безыскусный.
С необычного ракурса обыгрывает тему космического пиратства Р. Гарсиа-и-Робертсон в повести «Судовые крысы». На первый план выходят чувства и переживания беспомощных жертв, оказавшихся в ситуации, когда для выживания и спасения необходимо применить все доступные навыки и смекалку.
Своеобразной эпитафией для данного раздела стала повесть А. Стила «Смерть капитана Фьючера», явно постмодернистский опус, который в то же время не является ни стилизацией, ни пародией. Автор живописует смену жанровых вех, и если «король умер», то «да здравствует король».
Предпоследний раздел антологии выглядит наиболее противоречиво, здесь собрались произведения, которые относятся к смежным фантастическим жанрам, будь то твердая, гуманитарная фантастика или же киберпанк. Однако космоопера здесь неизменно фигурирует на заднем плане, придавая произведениям увлекательность и оригинальность.
Твердая фантастика в исполнении классика жанра Г. Бенфорда, рассказ «Червь в колодце» — это типичная производственная НФ, которая сильно напоминает аналогичную советскую фантастику, за вычетом того, что мотивации героев здесь сугубо капиталистические. Читается тяжеловато, перегружено научной терминологией, но всё это можно принять и простить, если бы в финале автор дал ответы на глобальные загадки, а так полное ощущение неудовлетворенности.
Жемчужиной раздела назову роман Д. Кингсбери «Изгой» из межавторского цикла, примыкающего к «Известному космосу» Л. Нивена. Ни тени ремеслиннечества, только близкая к идеалу ксенофантастика, которая ближе к середине романа обогащается военной космооперой и твердой НФ.
Рассказ С. Зеттел «Подвиг шута» находится на стыке киберпанка, феминистской и космической фантастики, единственное что здесь понравилось — это штатная должность шута на космическом корабле, раньше подобного не встречал, остальное же скучно и предсказуемо.
Очень сложно по началу воспринимать «Историю шобиков» из Хайнского цикла У. ле Гуин, тот случай когда простую историю нам пытаются рассказать сложными словами, завязка практически не читабельная, но в процессе выполнения героями основного квеста — испытания нового двигателя космолета — пробуждается интерес, когда автор играет с причиной и следствием, погружается в философию и вообще превращается в инкарнацию Ф.К. Дика.
Следующий пит-стоп — рассказ Р. Рида «Реморы». Узрите классическую социально-психологическую фантастику в антураже космических приключений. Главную роль здесь играет социальный компонент — расслоение на богатых пассажиров миллионолетнего космического круиза и генетически измененных реморов, здешний угнетенный класс. Яркая обертка по сути скрывает под собой классические ходы из женских романов и давит на сентиментальные чувства читателя.
Не осталась без внимания и религиозная фантастика, рассказ П.Дж. Макоули «Внимая ангелу» из цикла «Слияние». Сразу скажу, что без знания матчасти, то бишь произведений основного цикла, рассказ будет практически не понятен, рассуждения о религии, свободе воли, иные миры — для неофита здесь это лишь пустой звук.
Военный и боевой потенциал космооперы бесспорен, в этом плане интересно то, что рассказ С. Бакстера «Большая игра» крепко завязан на антивоенной тематике, если помните, такой ход был особенно популярен в эпоху «золотого века» фантастики. Здешние космодесантники не участвуют в кровопролитных баталиях, но пытаются спасти мирных жителей одной из колонизированных Землей планет, которым грозит глобальный стихийный катаклизм.
Превосходной стилизацией и признанием в любви старой космической опере стала повесть М. Муркока «Волшебница безмолвной цитадели». Преданный ученик и верный друг Л. Брэкетт отдает должное её творчеству, разнообразя постмодернистский текст массой пасхалок и отсылок к произведениям планетарной фантастики.
Смелый литературный эксперимент М. Кэндела, который попытался обыграть второе слово из термина «космическая опера», к сожалению, получился довольно спорным. Он будет интересен разве что эстетам, для массового читателя это лишь головная боль и трата времени. Пародия здесь идет больше на форму, чем на содержание, причем от космооперы берется лишь антураж, а пародируются классические оперные произведения, без музыкального образования читать не рекомендуется.
И вот наконец мы добираемся до сути, ради чего городился весь этот огород. Финальная часть антологии посвящена новейшим образцам космооперы, именно этот раздел вызывал у меня наибольшие опасения по началу, но теперь могу сказать, что этот блок один из самых интересных, нет ни одного проходного произведения, всё здесь я отметил достаточно высоко, причем до этого считал себя любителем классической фантастики, всячески избегая новомодных трендов и незнакомых авторов.
Без лишних предисловий составители бросают нас сразу в полымя, повесть Т. Дэниела «Грист» — это непростой гибрид планетарной фантастики и посткиберпанка с явным уклоном в философию, религию и в то же время местами воспринимается как научное фэнтези. Прочитать это стоит безусловно, чтобы как минимум расширить собственные горизонты фантастики, я получил большое удовольствие, и если бы не сложности в начале, то в целом вероятно внес бы эту повесть в число любимых произведений (даже так!).
Всегда обходил за километр женские романы, но рассказ С. Вестерфельда «Движения её глаз» случай особый — он одинаково хорошо подходит читателям обоих полов, каждый найдет здесь для себя интересные моменты. В наличии и космические приключения в космосе, и посещения экзотических планет, но на первом месте — проблема становления искусственного интеллекта, и в то же время взросление девочки-подростка, эротические сцены в рассказе очень оригинальны и достойны особого упоминания.
Военная фантастика в исполнении А. Рейнольдса , а конкретно «Спайри и королева» акцентируется не столько на красочных спецэффектах, хотя мир будущего сам по себе здесь достаточно колоритен, сколько на конспирологии, тайны, загадки и ещё раз тайны — новые технологии, искусственный интеллект, чтение очень увлекательное по природе.
Авантюрная космоопера Ч. Стросса «Медвежий капкан» эксплуатирует довольно редкую тему финансовых махинаций, если говорить о профильном жанре. Динамичный приключенческий триллер с невероятной и крайне остроумной концовкой, дающей ответы на все интересовавшие читателя в процессе развития сюжета вопросы.
Ну и напоследок составители дарят нам пример того, что наработки старой космооперы не канули в Лету. Рассказ Дж. Райта «Гостевой закон» — живая иллюстрация выражения «новое вино в старые мехи». Продвинутые генетические изменения человечества, предпочитающего жить в космических кораблях, а не на планетах, здесь соседствуют с цифровым постиндустриализмом и средневеково-феодальными порядками. Не забыта и тема космического пиратства, в общем, полный набор классических ходов, но автор постепенно вводит в рассказ мораль, превращает его в философскую притчу. Благодаря таким произведениям понимаешь, что жанр не только преодолел былой кризис, но вышел на новый уровень, он продолжает меняться, радовать читателей и оставаться таким же увлекательным, как на заре своего существования.
Говоря откровенно, мне было очень трудно прощаться с этим сборником, во всех разделах без исключения я находил как минимум несколько произведений, читавшихся с удовольствием, с искренним интересом. Многих авторов, которые ранее были мне знакомы лишь понаслышке, я попробовал на вкус, и ничуть не испытал разочарования. Ещё один момент, в плане работы составителей этот сборник близок к идеалу — полное соответствие тематике, обширное вступление, предисловия ко всем произведениям, грамотное выделение разделов по хронологии, выбор авторов и их произведений. Данный сборник позволяет составить исчерпывающее представление об истории становления и нынешнем состоянии жанра, он будет безусловно интересен как любителям фантастиковедения, так и широкому кругу читателей, рекомендация к прочтению очень высокая.
shickarev, 27 июля 2009 г.
Космическая опера всегда сопутствовала научной фантастике, облачая ее идеи в роскошные убранства из галактических масштабов, нарочито мужественных и подчеркнуто женственных персонажей и каскада увлекательных приключений. С момента своего появления она пережила времена небывалого расцвета и тягостного забвения с тем, чтобы на рубеже веков переродиться и даровать своим верным поклонникам диковинные и яркие произведения. Об истории становления «новой космической оперы» рассказывает эта книга.
Составитель оригинальной антологии, авторитетный Дэвид Хартвелл взял на себя труд представить читателю историю поджанра с момента его появления до сегодняшнего дня. Представленная читателю книга включает произведения, относящиеся к последним десятилетиям, когда космическая опера пережила неминуемый «кризис жанра» и освоила новые, без малого господствующие, высоты (не за горами и появление тома, посвященного зарождению и расцвету «старой доброй» космической оперы). Увесистый томик состоит из трех разделов, которые посвящены соответственно классическим рассказам времен упадка жанра и его последующего возрождения, а также произведениям, представляющим будущее космической оперы.
В когорте привлеченных антологистом писателей громкие и знаковые имена: Пол Макоули, Чарльз Стросс, Стивен Бакстер, Урсула Ле Гуин, Майкл Муркок, Аллен Стил, Аластер Рейнольдс, Роберт Рид, Джон Райт, Грегори Бенфорд и другие, пока не известные русскоязычному читателю.
Как и любой сборник, антология не избежала слабых, проходных произведений (разумеется, это можно трактовать как свидетельство ее широкой представительности и объективности). К таким можно причислить рассказ Кэтрин Азаро – любовную историю, романтичную и изобретательную в части фантастического антуража, но провальную в части злоупотребления сверхспособностями героини. История Скотта Вестерфельда рассказывает о взаимоотношениях ИскИна и 15-тилетней девушки, которые перерастают в любовь – в отсутствие оригинальных идей и сюжета центром рассказа становятся эротические сцены. Сара Зеттел в «Подвиге шута» небрежно описывает стандартную историю о выходе ИскИна из под контроля, безосновательно претендуя на оригинальность финальным открытием о существовании целого сообщества искусственных разумов.
Большинство других авторов оказались на высоте. Особенно стоит отметить рассказ Пола Макоули «Внимая ангелу», примыкающий к трилогии о Слиянии и рассказывающий о возвращении звездолета из экспедиции, которая длилась несколько миллионов лет. Экипаж звездолета привносит в Слияние, чуждую его обитателям концепцию свободы воли и запускает череду необратимых перемен в прежде стабильном мире. В повести «Изгой» Дональда Кингсбери, самом крупном произведении сборника, описывается жизненный путь представителя инопланетной расы кзинов, от котенка до взрослой особи. По детальности описания инопланетной цивилизации произведение напоминает цикл Барри Лонгиера о войне людей и драков, однако на поверку оказывается более бескомпромиссным. Рассказы двух Майклов, Муркока и Канделя, закономерно подводят итог классической космической опере: первый пародирует «высокий штиль» произведений Ли Брекетт и, традиционно для Муркока, насыщен отсылками к другим литературным произведений, в частности к циклу о Тарзане Берроуза; второй буквальным образом трактует понятие «космическая опера» и разворачивает перед читателем веселое действо в пяти актах и с комментариями. («Они исполняют энергичный дуэт на тему морали. «Компромисс недопустим», — поет он, а она отвечает: «Случаи бывают разные»»)
Парадоксально, но именно эти произведения лучше всего иллюстрируют определяющие жанровые признаки космической оперы: смелую масштабность в построении сюжетов и приоритет приключенческой составляющей над научными идеями — при том, что действие происходит в мире, основанном и порожденном несомненно наукой. Сюжетной доминантой (твердой) научной фантастики являются же научные идеи, раскрываемые по мере развития действия.
Неудивительно, что при таких нечетких дефинициях определиться с жанровой принадлежностью произведений не так просто (попробуйте-ка определить, что преобладает в сюжете идеи или приключения). Сам составитель признает, что включил в антологию произведения, не относящиеся непосредственно к космической опере, но оказавшие на нее сильное влияние. К числу таких произведений прежде всего нужно отнести рассказы Бенфорда и Ле Гуин, экспериментирующие соответственно в естественнонаучных и гуманитарных сферах.
Впрочем, как оно водится, с течением времени само понятие космической оперы претерпело существенные изменения. Заключительный раздел антологии носит многообязывающее название «Новейшая волна» и включает рассказы, представляющие наш новый век и современное положение дел в космической опере. Говоря об этих произведениях уместно вспомнить слова Джона Клюта, который характеризовал романы Винджа как «лучшую «космическую оперу», написанную со времен Смита, — хотя тогда и Вселенная была попроще». Действительно, представители «новой космической оперы» на порядок сложнее своих предшественников. Свою роль в этом сыграли и изменившиеся жизненные реалии, и возможности современной науки, и инъекции в космооперу достижений и примет других жанров.
Так в рассказе Чарльза Стросса «Медвежий капкан», примыкающем к недавно переведенной дилогии об Эхнатоне (романы «Небо сингулярности» и «Железный рассвет»), очевидна инсталляция киберпанка. Он описывает постсингулярное будущее человечества, используя давнюю концепцию Вернора Винджа и инструментарий писателей-киберпанков. Результат – мир, в котором привычные нам реалии искажены, смещены, собраны в невероятных конфигурациях и ускорены насколько позволяет пропускная способность канала.
Джон Райт в «Гостевом законе» напротив смешивает космооперу с архаичным рыцарским романом. Феодальные отношения в антураже космических кораблей и без того производят должное впечатление, а появление блуждающего рыцаря – поборника справедливости эффектно дополняет картину.
Рассказ Тони Дэниеля «Грист» наглядно демонстрирует спектр возможностей новой космической оперы. Изобретательно выдуманный и представленный мир, в котором люди объединены в БАЛы – большие агрегации личностей, планеты связаны кабельной сетью, а Бог и человек существуют в одном теле, оказывается на пороге войны. Автор вообще не скупится на выдумки. Большая часть действия происходит на Чирье — помойке для планет внутренней системы, а одно из действующих лиц — хорек, точнее самка хорька в теле самки человека. Стоит упомянуть и предшествующий рассказу эпиграф из Хайдеггера, что определяет уровень интеллектуальных притязаний автора.
К Дэниэлю стоит присмотреться. «Грист», пожалуй, лучшее произведение антологии. И частично это заслуга переводчика Михаила Пчелинцева.
Авторов космической оперы нового столетия неслучайно сравнивают с «новыми странными», подобно которым они пересмотрели и расширили каноны жанра. Уточнить их позиции и намерения можно по приведенным составителем прямым высказываниям и цитатам. Эта особенность сборника обнажает не только сопряжение космической оперы и научной фантастики, но и противопоставление британских и американских фантастов.
Кажущийся единым корпус текстов разделен политическим разломом. Британские авторы космической оперы: Макоули, Маклеод, Бэнкс, Бакстер, Стросс — придерживаются левых взглядов, в то время как их заокеанские коллеги во главе с Бенфордом и Нивеном по выражению Макоули «воспевают гегемонию американской капиталистической демократии».
Отрадно, что отменно составленный сборник содержит заметные и знаковые произведения новой космической оперы и позволяет узнать не только о галактических, но и о бушующих литературных сражениях из первых уст. Позволю себе быть категоричным и настоятельно порекомендую антологию к прочтению.
bvelvet, 13 апреля 2012 г.
Давно ни одной книги я не читал так....мучительно. Продолжалось это безобразие месяца три — три с половиной. Я взял книгу в библиотеке, собираясь ознакомиться с современным состоянием космооперы (тексты, представленные в первой части антологии мне были известны и я решил ограничиться второй). В этой книге несколько произведений к числу сюрпризов тоже не относились — про смерть капитана Фьючера я узнал еще из журнальной публикации, и текст мне по-настоящему понравился. Читал я в электронной версии и Муркока, и Ле Гуин. Но все-таки два текста из трех были не космооперой, а игрой на грани этой самой оперы. Поэтому от сборника я ожидал чего-то колоссально серьезного, к чему сочинения Муркока и Стила будут элегантной приправой. Сначала попробовал читать сначала — сентиментальное сочинение Азаро раздражало, хотя что-то в нем, несомненно, присутствовало — поразительные образы, несколько психологических деталей, гендерная инверсия, наконец. Но повесть про судовых крыс оказалась утомительно скучным сочинением «как бы про космических пиратов». Я решил заглянуть в середину — и завяз в ксенобиологии Д. Кингсбери (обидная вещь — человек явно умеет писать, но тратит свой талант на межавторские проекты, в которых тщательно прорабатывает самое неинтересное и неприятное...) Решил заглянуть в конец — и оттянулся. Джон Райт действительно великолепен; имитация Ван Вогта превосходит оригинал и поражает глубиной и эффектами. Увы, это всего лишь 20 страниц... А в книге целых 800... Надеясь обнаружить еще одного Райта, я стал бросаться на все рассказы подряд, но наталкивался на наукообразную муть, совершенно неприемлемую для гуманитария (о фундаментальных науках можно писать легко и внятно, но Г. Бенфорд этим похвастаться не может). Некоторые сочинения вообще нечитабельны — набор букв и слов без всякого смысла (Т. Дэниел); иные — примитивны до картонности (С. Бакстер). Скотт Вестерфельд умело складывает сюжет, но сочинение его находится на грани детской порнографии и мне показалось неприятным (недаром автор стал популярным в подростковой среде). В итоге на рассказы Рейнольдса и Стросса (возможно, недурные) у меня уже не хватило сил и их сумел только пролистать по касательной. Возможно, любителям жанра эта книга очень понравится — для меня она стала разочарованием в космической опере рубежа веков. Выдайте мне Ван Вогта — и можете говорить, что старик не умел писать и вообще был шарлатаном. Лучше уж его косноязычные фантазии, завораживающие и сейчас, чем эта вымученная, на мой взгляд, унылая жвачка. Впрочем, Стил и Муркок все одно великолепны
duke, 17 февраля 2010 г.
Рассказы, включенные в антологию «Новая космическая опера» (имею в виду ту половину, которая пока вышла на русском языке), можно разделить на две части. Одну условно назовем «классикой», другую – «новой волной». «Классика» мне понравилась больше. Ностальгия тому виной, консерватизм или просто (необъяснимые) личные предпочтения, но звездолёты, далекие планеты, экзотический антураж, супергерои, масштабность – вся эта романтика и приключения, не отягощенная «киберпанковскими заморочками», мне ближе и милее.
И в этой связи даже откровенно слабый рассказ (открывающий сборник) феминистки Кэтрин Азаро не оставил меня равнодушным. Бой-баба с боевыми имплантатами (естественно, красотка) вызволяет субтильного мужичка (тоже красавца) из «темницы». Штампы, используемые в этом рассказе, настолько вопиющи, а феминизм настолько вызывающ, что главной эмоцией во время чтения стало не раздражение, а наоборот – веселье (вперемежку с ностальгией).
Соскучившимся по приключенческой (и в самом хорошем смысле развлекательной) литературе наверняка понравится «Судовые крысы», рассказ американца с чудной фамилией Гарсия-и-Робертсон. История повествует о приключениях двух девах, умом и отвагой побеждающих шайку космических пиратов, в финале — заслуженные лавры.
Изящным реверансом Э. Гамильтону (и его, быть может, не самому лучшему, но уж точно самому большому циклу о бесстрашном покорителе галактики) стал рассказ Аллена Стила «Смерть капитана Фьючера». Стилизация (если это можно так назвать) вышла безупречной. А переосмысление образа супермена из прошлого – достоверным и умным. Отличная история.
У Грегори Бенфорда я читал всего два рассказа, которые мне очень понравились. Поэтому теперь, встретив в антологии очередную историю от «настоящего физика», потёр в предвкушении руки и …остался разочарованным. Образ главной героини не впечатлил, а банальный финал расстроил. А ведь в столь коротком рассказе концовка имеет едва ли не решающее значение.
Самое крупное произведение в антологии – двести с лишним страниц — роман «Изгой» Дональда Кингсбери. Главное и неоспоримое достоинство которого – демонстрация (во всей красе) психологии Чужих. Последний раз подобное детальное исследование инаковости я встречал у Винджа в романе «Пламя над бездной». В восхищении.
Из «классического раздела» антологии запомнился (и очень понравился) рассказ Муркока «Волшебница Безмолвной Цитадели». Красиво, ярко, выразительно, даже вычурно (в данном случае, в плюс). В предисловии сказано о Ли Брэкетт, творчество которой «лежит в основе» этой истории. Признаюсь, не читал никаких её произведений, поэтому судить о том, насколько Муркок сумел «вписаться» в литературную плоскость одного из основателей жанра «космооперы», не берусь. Мне этот рассказ понравился сам по себе.
«Новая волна» или другая часть рассказов, помещенных в этот сборник, особого впечатления на меня не произвела. Запомнился только рассказ Роберта Рида «Реморы» да «Гостевой закон» Джона Райта. Подкупила фантазия. Действительно, неуёмная.
«Киберпанк» — тот жанр, который я откровенно недолюбливаю, поэтому моё мнение (то бишь оценки) о доброй трети рассказов этой антологии низкие, и вряд ли их стоит считать за верх объективности. Почему составители «Новой космической оперы» ищут это самое «новое» в области, ограниченной только творчеством гибсоновских «наследников», я не знаю. Буду надеяться, что во второй части антологии состав будет столь же интересным, как и в этой, а «новое странное» будет включать в себя не только киберпанк, но и что-нибудь другое.
ааа иии, 23 августа 2010 г.
... а так же обязательно отметить еще одну, энергичную и тонко описанную вселенную из тех, в которые предлагает заглянуть антология.
Речь о западной научно-фантастической критике, представленной здесь статьями и примечаниями Дэвида Хартвелла и Кэтрин Крамер.
Достойно внимания. Даже больше, чем «ай молодца» Гарднера Дозуа или «разрешите представить» «Легенд» Силверберга. Здесь, мимоходом, в двух словах: история жанра в перекличке лет и страниц; дерзости журналов и издательский экономический хинтерланд; скептический взгляд на «волны» и прочие модные заблуждения; отличия Англии от США, с поправками на дух времени и политические тренды; респект к премиям — доказательству уважения читающей публики; упоминания докторских диссертаций, энциклопедий, сборников интервью и прочих серьезных трудов, посвященных различнейшим аспектам фантастики.
Выглядит — мощно. Полная картина мониторинга литературной и околохудожественной мутации (эволюции) космооперы. Насколько реально? А кто знает.
Если, например, сравнивать сии схолии и обзоры с лемовским анатомированием, то там, где пан Станислав видел жалкое копошение неполовозрелых козявок (а наши давятся высокомерием, филологией и некогда выжранной на междусобойчиках водкой), составители словно пишут для Би-Би-Си. Про загадки природы и научный поиск.
Есть о чем поспорить, есть к чему придраться, но — превосходно! Аппетитно, информативно и соответствует предмету. Весьма.
Pupsjara, 15 марта 2010 г.
Прочитал пока только вторую часть оригинальной антологии, у нас она называется «Новая космическая опера». Честно скажу, не знаю буду ли читать первую часть, мнение насчет ее покупки у меня довольно неоднозначное: сразу после прочтения второй части, я первую не хотел покупать, так-как «Новая космическая опера» мне не понравилась, но затем подумав, понял, что классические вещи мне нравятся больше и я наверное все же куплю первую часть, но затем узнав ее цену, мое желание, купить ее, заметно упало. Так что, пока не будет нормальной цена, вряд ли я ознакомлюсь с классической частью.
Но вернусь к «Новой космической опере», как я уже сказал, антология мне не понравилась, не понравилась прежде всего потому, что нет духа классической космической оперы. Нет романтики, бесбашенности, размаха(если любить, так королеву, если воевать, так галактиками), нормальной любви даже нет, то вместо мужчин-роботы, то вообще виртуальный секс какой-то, войн как таковых тоже нет, не войны, а местечковые бои какие-то. Чересчур много современных вещей, которые к космической опере, имеют весьма далекое отношение. Да, термин «космическая опера» сейчас воспринимается намного шире, чем раньше, но меня при чтении все время грызла ностальгия по классическим сюжетам.
Понравилось всего несколько рассказов, рекомендую обратить внимание на «Гостевой закон» Райта, «Изгой» Кингсбери, «Смерть капитана Фьючера» Стила и «Реморы» Рида. Остальные рассказы оставили меня в большинстве своем полностью равнодушным.
Hostis, 5 ноября 2010 г.
Блестящая антология, просто глоток свежего воздуха на фоне всякой мути. Собраны почти все все самые лучшие рассказы, из всех эпох космооперы. Хотя я какой уже раз убеждаюсь, что деление на эпохи искусственно и рассказы не особо отличаются между собой.