FantLab ru

Иэн Бэнкс «Алгебраист»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.45
Оценок:
968
Моя оценка:
-

подробнее

Алгебраист

The Algebraist

Роман, год

Аннотация:

Насельники, обитатели газовых гигантов, чья цивилизация насчитывает миллиарды лет. Медленная раса, принципиально не входящая ни в какие союзы, альянсы и прочие империи более «быстрых» народов. С ними общаются наблюдатели, пытаясь понять этот народ и получить какие-либо новые знания. Один из таких наблюдателей, Фассин Таак, случайно получил то, что поставило на уши половину галактики и стало началом самых странных поисков в его жизни…

Награды и премии:


лауреат
Дни Фантастики в Киеве, 2011 // Переводной роман (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 2005 // Роман

номинант
Локус / Locus Award, 2005 // Роман НФ

FantLab рекомендует:

Иэн Бэнкс «Алгебраист» / «The Algebraist»


Похожие произведения:

 

 


Алгебраист
2011 г.
Алгебраист
2018 г.

Аудиокниги:

Алгебраист
2012 г.

Издания на иностранных языках:

The Algebraist
2005 г.
(английский)
The Algebraist
2005 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  40  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Будучи барышней по складу сугубо гуманитарной, вообще ничего не понимаю в точных и естественных науках (ну вот разве за исключением того, что лежит в рамках житейского здравого смысла), а потому, как правило, не умею и не берусь оценить нф-произведения, зато с нежной симпатией и интересом слежу за Иэном Бэнксом. И куда ж деваться? пришлось одолеть и «Алгебраиста». Уфф. «Бегемот» был.. немаленьким, тяжело оказалось тащить.

Алгебра, так алгебра. Как скажете. О-кей, порисуем уравнения:

Избыточно многословная, тяжеловесная сюжетная конструкция «+» множество решительно ненужных (как в районе финала становится понятно) морочащих голову эпизодов «+» совершенно невнятные, не вызывающие ни капли симпатии, а оставляющие в совершеннейшем равнодушии персонажи (а ведь Бэнкс – он умеет. Когда хочет, умеет дать объемных, вызывающих сопереживание героев. Видимо, исходя из каких-то собственных соображений, здесь не счёл нужным) «+» ну всё же не дотянутая до полного восторженного «катарсиса» развязка. А ведь мы к ней так долго и мучительно шли. А она… оказалась настолько банальной?)) Впрочем, настолько, насколько и должна быть у автора, который не из последних – всего лишь логичной.

Далее. Далее представляем себе нарисованную дли-иинную поперечную черту и начинаем делить на:

В очередной раз демонстрируемую Бэнксом потрясающую, лишающую дара речи фантазию — этот калейдоскоп рас, инопланетных пейзажей, архимандритов с алмазными зубами (о, уверена, любимец-персонаж для всех и каждого окажется)) и птиц-падальщиков, адептов смерти, перемещающихся на «могилайнерах» (мой отдельный поклон переводчику)) «+» где-то в районе середины обнаруженную интригу. Стоит, да. Возможно, стоит помучить себя непонятным началом, чтобы потом увлечься и таки захотеть узнать, к чему же был весь этот сумбур «+» авторский юмор, который поначалу начинаешь лишь подозревать, но чем дальше, тем всё больше убеждаешься: всё происходящее – это одно сплошное «стебалово», это смешно, это просто не может быть, не имеет права быть всерьёз (поправьте меня кто-нибудь, если я ошибаюсь, но милейший автор написал пародию на космооперу, не иначе).

Я не знаю, что на что в этом математическом выражении должно делиться, и что с чем должно сокращаться. У меня в качестве «равно» получился ноль. И оценку ставить я не буду. Потому что не знаю, как рассчитать сочетание из «мне было некомфортно в процессе чтения» с «я в восторге от авторской фантазии». Ну и общий рейтинг роману портить неохота – мало ли? может, просто всё дело в моём персональном недостатке воображения и полной физической неспособности представить себе многометровое, состоящее из двух соединённых осью дисков существо, «одетое» в кружевные воротнички?))

Оценка: нет
–  [  37  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Галактика населена десятками цивилизаций, живших на разных планетах — водоплавающие из кремниевых миров покрытых водой, гуманоидные и насекомообразные с сухопутных миров, поплавочные с газовых гигантов, какими-то разумными пылевыми облачниками и т.д. Межзвездная правительственная структура под именем Меркатория монопольно владеет в описываемый период сетью телепортационных порталов в звездных системах и продолжает расширять сеть, в обмен на установление своей власти в звездных системах, подключаемых к всегалактическому «телепортационному метрополитену». Для поддержания статус кво, Меркатория тормозит прогресс, запрещает искусственный разум, работы по исследованию телепортации, нанотехнологии, единственно только работы биологов легитимны и приносят здоровье с долголетием подопечным гражданам Меркатории.

В эту существующую миллионы лет барочно-избыточную и усложненную бюрократическую структуру вступает земное человечество и оказывается просто одной цивилизацией среди многих; никакого особенного толка от неё нет и быть не может, никаких необычных свойств эти вертикально передвигающиеся приматы не имеют и просто вливаются в галактическую семью рас и народов, так что никаким гелиоцентризмом тут не пахнет и антропофилам лелеять свои комплексы нет возможности.

На территории Меркатории периодически налетют с перифирии корабли запредельцев, да еще и религиозное тоталитарное Отъединение запланировало крестовый поход на неверных.

В звездной системе Юлюбиса через 300 дней конец света, захват мира мракобесами и ордами анархистов, а бюрократы Меркатории сваливают проблемы друг на друга, отмазываются от своей вины и ошибок, спорят какой метод разведки безопаснее и соответствует ли новая эффективная методика традициям клана наблюдателей..

На газовом гиганте Наскерон, который входит в солнечную систему Юлюбиса, миллиарды лет живут представители всегалактической цивилизации насельников – практически вечные, со сроком жизни с миллионы лет, странно- веселые юмористические существа со своеобразным чувством жизни и истинно аристократическим отношением к быстроживущим разумным культурам, к коим относятся почти все цивилизации населяющие Галактику, за исключением разумеется самих насельников, обживших за десять миллиардов лет 90% газовых гигантов всех звездных систем.

Книжка – про эту странную, нестандартную цивилизацию насельников, в которой войнами занимаются любители, нечто вроде симбиоза ВИФовцев и добровольных пожарных команд (а кто у вас воюет? Добровольцы. А кто командует ими? Никто, они сами как только почуют военную угрозу достают свои корабли и воюют. А кто содержит космофлот? Да сами они и содержат, им нравятся всякие блестящие хромированные пушечки), в которой инфантицид никого не удивляет по причине долгоживучести взрослых особей, в которой внеденежная экономика основана на рейтинговой системе уважения и одолжения, и в которой собирательство разнообразной информации от вымерших за миллиарды лет «быстрых цивилизаций» превратилось в манию сродни поголосного библиофильства. В одной из таких случайных библиотек в книжке «Алгебраист» человеком-наблюдателем Фессином Тааком найден намек на существование потайной сети никем не контролируемых телепортационных колодцев, и это ставит под угрозу существования сначала монополию Меркатории на межзвездные перевозки, это же интересует религиозных мракобесов для возможной взрывной своей экспансии по всему миру – но война ради этой информации только фон и оживляж для более углубленного описания мира насельников.

Книжка полезна еще и гуманистическим, правильным зарядом: толково описана природа жестокой власти Архимандрита Люсеферуса, предводителя воинствующего Отъединения (только победы, только завоевания, оправдывающее насилие с которым проводится индустриализация-модернизация угнетаемого общества), разъясняется важность судебного разбирательства над самосудом, а так же ставится примат науки над деструктивными не-культурными практиками.

Интересно как Бэнкс подогревает сюжет, откровенно волюнтаристки но изящно, с выдумкой и непременный юмором: каждые тридцать-сорок страниц то вводит нового живого инопланетного игрока, то расскажет интереснейшую историю из жизни галактики, то вытащит туза из рукава, то трём игрокам команды покажет красную карточку, а потом выдаст лотерейный билет с джек-потом, запустит кондуктора в переполненный автобус и отнимет проездные, и тут еще бог из машины а сверху вишенка. По карнавальной веселости и калейдоскопичности проносящихся мимо событий «Алгебраист» напомнил мне недавно читанную трилогию В.Гончарова «Психо-машина» (1924), по проработанности — Вернора Винджа книжку, и я не пойму отчего бы не переиздать смеха ради Гончарова сейчас..

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень средний роман. Очень. 2/3 книги такое нудное и практически безэмоциональное повествование, что садясь почитать пару глав перед сном, меня хватало просто на несколько страниц – книга действовала тупо как снотворное, чего со мной давно не случалось при чтении. Описание рас галактики и империи, в которой они проживают тоже очень сухое, довольно краткое и не развернутое, ну может только за исключением насельников, остальные 90% представителей империи удосужились максимум по пару страниц описания. Из-за этого нет того погружения в историю галактики, да и вообще в саму историю, как во многих других книгах жанра.

С одной стороны есть интересная затравка, в виде довольно спорной, но харизматичной, веселой и очень древней цивилизации насельников и их секретных «кроличьих нор» в галактике, с другой – несвязная история, основная и самая интересная часть которой займет отсилы четвертую часть книги. Все остальное мишура. И даже противостояние и экшн в конце повествования не вытягивает произведение, т.к. читателю просто не интересно читать про тех персонажей, про которых ранее писатель коснулся только вскользь – ну погиб очередной «герой», про которого я читал мельком вначале книги, и что с того, мне плевать что он и как, я его не знаю почти. Оттого нет сопереживания и переживания за героев, нет погружения в книгу, нет интереса(почти). В итоге какое-то неоднозначное вышло произведение, поставлю 6 баллов, но от советов к прочтению воздержусь.

Оценка: 6
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я слушал эту книгу (в начитке С. Кирсанова) ровно месяц. Целый месяц! По 20-40 минут в день, больше не мог, хотелось спать от медленно тянущегося сюжета, от странных диалогов ни о чём, от повторяющихся описаний мироустройства и внешнего вида кого-либо.

Я как бы попадал в это «медленное время» насельников, только эффект наблюдался обратный: субъективно слушаешь целый час, а реально проходит пять минут.

Не впечатлили ни начало, ни финал романа, а середина просто забылась, оставив лишь ощущение плотного нагромождения слов. Событийно роман очень беден, бывает в рассказах больше действий и поворотов сюжета, чем в этих 750 страницах.

Теперь о плюсах. Да, масштабно. Да, множество интересных рас. Да, есть неплохие научно-достоверные идеи. Да, карикатура на современное общество. Но всё это не спасает, а жаль.

Это второе произведение автора (после «Осиной фабрики»), с которым довелось познакомиться. Дальнейшее знакомство продолжу, но через некоторое время, требуется восстановление сил. Рекомендовать к прочтению не могу.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вдумчивый, эрудированный, изобретательный, работоспособный Иэн Бэнкс так и останется (к моему глубокому сожалению) творцом мыльных опер для ближайшего поколения, а не создателем книг, преодолевающих столетия. Увы, выше “The Player of Games” он, по-видимому, не соизволил прыгнуть, предпочитая накручивать себе счётчик написанных страниц пространными описаниями всего, что в голову приходит.

Понравились физически обоснованный (в отличие от «Культуры») вымышленный мир, правдоподобный фон галактического конфликта, живописания достижений техники, древний разумный вид с газовых гигантов (хотя название “Dweller” выбрано для них явно неудачно, ну хотя бы “Hydrogen Dweller” сделал), основанная на вере ‘Truth’ государственная церковь.

Замеченные упущения и ляпы:

• Никак не прокомментирована проблема синхронизации часов. Хотя называлась дата по земному календарю Anno Domini (с точностью до дня) применительно к месту, удалённому на тысячи световых лет.

• В описании вида звёздного неба в околосветовом полёте преобразование Лоренца применено к трём измерениям пространства, а нужно — к световому конусу. Хотя вышло всяко правдивее ерунды, написанной Карлом Шрёдером в «Permanence».

• Используемый для погружений gascraft спасает человека даже от суровых условий глубин, т. е. мы видим технологии защиты на достойной высоте. С чего тогда нагрев до жёлтого каления и последовавшее

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
гравитационное обрушение мелкого тела в каких-то 30 км диаметром убило все двести человек, прятавшихся в бомбоубежище?
Какой из поражающих факторов ядерного, кинетического или лучевого оружия оказался столь неожиданным, что с ним не сумели справиться? Простил бы отсутствие подробностей умертвия Стругацким или Азимову, но не Бэнксу, смакующему кровавые сцены убийств во «Флебе».

• Как дредноут (снабжённый старомодными винтовыми пропеллерами) борется против силы тяжести, раз в пять превышающую земную в среде, состоящей преимущественно из H₂?

Могу рекомендовать читать лишь тем, кто готов безропотно потратить на ознакомление с романом свободное время нескольких своих дней.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне достался, наверное, самый худший перевод этой книги, содержащий ненормативную лексику. (Не могу понять — это сейчас модно что ли!?) Но не смотря на эту прескорбную деталь, книга была дочитана до конца.

От прочтения осталось неизгладимое ощущение того, что автор преднамеренно «наделал» огромное количество пространных текстовых вставок дабы увеличить количество страниц, а не качество произведения. Да, вставки содержат некие размышления, но они обыденны и абсолютно лишены каких бы то ни было философских рассуждений — от того и кажутся плоскими и ненужными. Иногда казалось, что автор бредит. Так мало того, все эти вставки написаны сложносочиненными предложениями на пол-листа перегруженными всяческими оборотами.

Назвать эту книгу хорошей не могу, так как считаю, что язык изложения был самым наихудшим какой лично я встречал.

А вот идея. Идея о алгебраическом преобразовании, некоем уравнении, решение которого предоставляет доступ к порталам-червоточинам... Как то автор её изжил в нуль к концу книги. Все ожидания крутой развязки превратились в пшик. Не могу сказать, что сама идея была такой захватывающей, но она же заставила меня сделать выбор именно этого произведения. Видимо на тот момент мне она показалась значимой.

Интересным в этой книге оказалась не сама первопричина (идея), а общество насельников — сюжетное окружение.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

LeVoNDeM ниже писал, что это средний роман и даже очень средний. Полностью согласен, особенно учитывая номинации на Хьюго и Локус. По описанию и тематике ожидаешь чего-то философско-эпического вроде “Пламя над бездной” Винджа.

Но это совсем не то. Я бы это описал как остросюжетный детектив в футуристических декорациях. Автор вроде бы и создал мир будущего в котором есть галактическое сообщество с огромной историей, метацивилизациями, расами и в т.ч. и древней расой насельников. Но тема не развита, а основное внимание уделено разгадке «тайны», то есть детективу. В разрез с ожиданиями, тут нет чувства новизны или чужеродности, в том числе когда читаешь о насельниках (они то вроде должны очень сильно отличатся от всего, что нам знакомо). Короче, по сути в книге отсутствует основной заявленный актив.

Не особо люблю писать негативные отзывы, но из-за рейтинга я потерял время на посредственное чтение (он ещё и длинный), ведь роман серьезно недотягивает до ранга ему приписанного.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Умные люди учатся на чужих ошибках, а остальные — на собственных. Почему бы, прежде чем нырять в очередные объятия Бэнкса, было не ознакомиться с наиболее популярными комментариями и не делать вновь этой ошибки (а ведь был уже опыт)?

Нырнул с размаху. Ожидаемо резался головой в кирпич, еле выплыл. Многословная, пустословная, голословная и безусловная авторская фантазия, за которую по-человечески радостно, но по-читательски грустно. Ибо, с одной стороны, в отличие от автора, мы лишены счастья сопровождать его по волнам его воображения и для каких-то само собой для него разумеющихся вещей нам не помешали бы пояснения; с другой стороны, наш несчастный мозг и так перегружен безжалостным авторским принципом «что вижу, то пою, причем как можно более витиеватее, даже если увиденное никогда больше не возникнет на следующих страницах».

Возможно, конечно, что книга просто-напросто случайно провалилась к нам как раз из того будущего, которое описывает Бэнкс, тогда это многое объясняет. В таком случае, если вы тот самый насельник и у вас есть в запасе лишний миллиард лет жизни, то отчего бы вам не побаловать себя неспешным чтением о хорошо известных вам событях и явлениях?

А вот землянам 21 века с их смехотворной продолжительностью жизни рекомендовать, пожалуй, не стал.

Оценка: 3
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С творчеством Иэна Бэнкса я знакома довольно давно – с тех пор как ещё в студенческие годы взяла в руки «Шаги по стеклу» – но Бэнкс-фантаст пока что оставался для меня загадкой, хоть и «маст ридом» для любителей космической нф. Что ж, по итогам прочтения «Алгебраиста» можно уже делать некоторые выводы. Во-первых, фирменное внимание автора к деталям, которое в условно мейнстримной литературе несколько раздражает, не давая читателю додумать картину событий и привнести в неё что-то своё, космической опере играет только на руку. Избыточность описаний сказывается на динамике повествования, хоть и не снижает при этом его увлекательности, поэтому мир в пятом тысячелетии по земному летоисчислению получается не просто объёмным, а исторически и технически проработанным в самых мелких и незначительных деталях. Впрочем, о мире чуть позже.

Во-вторых, Бэнкс много внимания уделяет сюжетным линиям, которые у него, как правило, развиваются в одном направлении, а потом неожиданно выкидывают фортель-другой и приходят совсем не туда, куда их определил вектор читательских ожиданий. В научно-фантастическом «Алгебраисте» сюжет для космооперы с вкраплениями политического триллера весьма стандартен. По крайней мере, если вынуть из романа всю базу знаний об устройстве галактического сообщества и инопланетных расах, всё сводится к линейным приключениям некоего Фассина Таака. Однако сто́ит событиям начать развиваться по-настоящему, и история из путешествия от точки А к точке Б минуя В,Г и т.д. становится уже не рядовым «приключаловом», в котором элементы антуража болтаются на периферии сами по себе, а герой развлекает читателя банальным движением к финалу. «Алгебраист» – это настоящий монолит от нф, где все ружья, даже если они кажутся читателю абсолютно не важными, а то и вообще на ружья не похожими, выстреливают в самые неожиданные моменты. Если учесть ещё и отвлекающий фактор в виде жизнеописания насельников и побочных сюжетных линий, то последнюю треть романа повествование держит в напряжении и постоянно заставляет удивляться, хотя события, в общем и целом, вполне предсказуемы. Такой вот парадокс.

Никогда я не устану восторгаться авторами-строителями вымышленных миров, которые, основываясь лишь на нескольких предпосылках и фантастических допущениях, по кирпичику собирают целые вселенные. Бэнкс с задачей справился великолепно. Вот, например, насельники – раса, в незапамятные времена колонизировавшая множество планет-газовых гигантов по всей галактике. Если выдрать их из контекста, получатся совершенно невообразимые по внешнему виду создания, обладающие развитой и многомерной культурой, напрочь игнорирующие проблемы (даже вселенского масштаба) всех прочих цивилизаций. Бэнкс частенько акцентирует внимание на отсутствии у насельников эмпатии в человеческом понимании, подробно рассказывает читателю о структуре и принципах развития инопланетного сообщества, похожего на искажённый вариант человеческого, делает главного героя посредником между нами и весьма колоритными персонажами-насельниками, и к финалу книги ловишь себя на мысли, что почему, собственно, бы и нет? Если мы к 5-му тысячелетию выйдем-таки в космос, почему бы нам и не встретить там насельников?

И в том же духе можно говорить обо всём, что упоминает в романе Бэнкс. Будь то конфликт между местной галактической империей Меркаторией и бунтовщиками-запредельцами, или история об остатках искуственного интеллекта, рассыпавшихся по бескрайним космическим пространствам в попытке избежать участи своих менее везучих собратьев, или сеть порталов-червоточин – как существующих, так и гипотетических – на стремление завладеть которыми и нанизывается костяк основного сюжета: все прописано очень подробно и чётко. На основе романа хоть сейчас можно писать сценарий сериала о космических сражениях, быте инопланетян и политических дрязгах, а в основу положить главную детективно-приключенческую линию.

Что касается научной составляющей – Бэнкс предельно логичен и последователен. Естественно, вызывают сомнения некоторые моменты, как, например, открытие крышки летательного аппарата в атмосфере газового гиганта без существенных последствий для здоровья, но и это фантаст объясняет наличием в газолёте механизмов лечения и систем жизнеобеспечения. Кроме того, в «Алгебраисте» есть эпизод великолепнейшего сражения (правда, в атмосфере планеты, но с использованием космических кораблей) с роскошными описаниями и сумасшедшей динамикой. Вообще к концу романа, когда бо́льшая часть картины мира читателю уже преподнесена на блюдечке, Бэнкс получает возможность сконцентрироваться на сюжете, перестаёт отвлекаться на побочные размышления и ускоряет течение событий. Это видно даже в структуре книги, когда последние части делятся на маленькие и яркие главы, в отличие от пространных разделов первой половины.

«Алгебраист» – интересная и грандиозная по размаху космическая опера. Единственные недостатки, которые мне удалось разглядеть, сводятся к знатному провисанию текста где-то во второй четверти романа, когда автор неожиданно ударяется в самоповторы – кажется, с единственной целью удержать читателя с насельниками чуть дольше необходимого, прежде чем бросить его в гущу событий. И к небрежной редактуре русскоязычного издания, когда религия Меркатории из Истины мутирует в Правду, Биальянс превращается в Двойственный Союз, а раса эрилейтов почти сразу начинает зваться ирилейтами. На понимании текста эти недочеты, однако, не отражаются. Бэнкс написал действительно увлекательный роман с шикарной визуализацией, сильным идейным наполнением и потрясающими негуманоидными персонажами.

Оценка: 10
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитан 750-страничный «Алгебраист». И в результате после прочтения... пусто.

Роман не оставляет ничего: ни каких-то ярких эмоций, ни информации к размышлениям, ни новых идей. Даже на возникшие вопросы не особо хочется узнать ответы.

Масштабно, мир огромен: множество планет, самых разнообразных рас и технологий. Фантазия автора, конечно, поражает. Очень многое описано, рассказано в нескольких предложений. В контексте роман это временами выглядит правильно и к месту, но всё же при прочтении возникает множество вопросов, на которые автор не дает ответа.

Читается роман медленно, трудно. Огромное количество технических терминов и витиеватых громоздких фраз. Вначале пробираешься через бурную реку, которая мешает двигаться дальше. А потом... нет, поток не подхватывает. Он сдается и позволяет неторопливо двигаться вместе с ними к весьма предсказуемому финалу. Для объемной книги это минус.

Сам сюжет тоже не блещет оригинальность. Что у нас имеется? Есть угроза вторжения. И главный герой, Фассин Такк отправляется на поиски таинственного преобразования насельников превращается в непонятно что. Но ради чего всё это? Ещё один минус в копилку романа.

О чём книга? О любви? Нет, любовной линии в романе нет. Масштабные космические сражения? Тоже отсутствуют. Приключения? Да нет же. Их тоже нет. Какая-то особо ценная философия? Нет, на

психологическую фантастику романне тянет.

Герои появляются и исчезают в никуда. Причем их гибель не заставляет сопереживать. Их мотивации не ясны, остаются за кадром. Мотивы самого Фассина тоже не совсем понятны. Да и... у Бэнкса получился какой-то серый персонаж. Очередной минус.

Итого, не понравилось. Серо и невзрачно. Желания перечитать книгу не возникает, а это один из основных признаков хорошей книги.

Ну и напоследок, камешек в сторону переводчиков. Не верю! Не верю, что обилие нецензурных слов украшает книгу. (Оригинала текста не видел, но маловероятно, что перевод точен) Не верю, что инопланетные расы ругаются теми же словами, что и люди.

Оценка: 6
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз покупаюсь на рейтинги (правда не отзывы, здесь они весьма адекватные, но поздно), а книга оказывается средней.

Опустим не очень умелое обращение автора с физикой (отсутствует убийственная радиация у газовых гигантов, как и водородо-металлическое\каменное ядро, странная и назойливая любовь автора к алмазам, который ну никак не прочный, чтобы лепить из него окна, только твердый), ну и концепция «инопланетной АЛГЕБРЫ» прибила. 2+2 дает пять на другой планете?

«чужие» насельники ведут себя ну уж очень по-человечески, хотя этим страдают многие авторы жанра, представители других видов упоминаются вскользь, несмотря на их «важность», но, с концепциями автор постарался. надо отдать должное.

персонажи. К главным героям (людям) относишься если не симпатией, то с пониманием. Ядро романа — насельники, нет ни желания ими проникаться, ни возможности запоминать их имена. Главный антагонист — клоун с закосом на Сталина и доктора Зло в одном флаконе, поверхностная рассудительность и безумная непрошибаемость — вызывает отвращение и недоумение.

Сюжетные линии. Многие просто обрываются, как уже писали. Какие-то в середине, многие в самом конце отсекаются как мусор. Основное действие — как размешенный в стакане чай, крутится сам себе в чашке и утихает, вызывая резонный вопрос: «ну и что?».

В целом, вроде интересно, вроде всего много, но послевкусие неприятное, о книге хочется просто забыть.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма объемная книга, и мир в ней тоже объемный: много героев, много населенных планет, много разумных гуманоидов, негуманоидов и человекоподобных машин. Планы личные и политические сплетаются в разветвленный плотный сюжет. А вот ответить на вопрос, о чем эта книга, я затрудняюсь. На первый взгляд, центральная линия заключается в поиске смотрителем Фассином Тааком инопланетной книги «Алгебраист». Во всяком случае, именно эта сюжетная линия раскрывает тему, которая была наиболее интересна для меня — из тютчевского «Silentium!».

«Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь?»

Герои романа настолько разные по условиям жизни и физическим параметрам, что понять друг друга им невероятно сложно. Но некоторые из них пытаются. Среди людей создана целая социальная группа, специализирующаяся на исследовательских контактах с наиболее загадочным и не похожим на людей инопланетным видом — насельниками. Люди пытаются осмыслить чуждую культуру. К чему стремятся насельники, сказать сложно. Они непохожие и необычные, но, во всяком случае, не враждебные — на контакт идут, некоторыми знаниями иногда делятся, помогают опять же иногда. Складываются отношения на уровне отдельных личностей, тоже не до конца понятные ввиду неясности мотиваций инопланетного разума. И это дает надежду, что война всех против всех не завершиться всеобщей катастрофой.

Люди и насельники существуют в разных скоростных потоках времени. Игорь Росоховатский считал, что «в конце концов побеждает тот, чье время течет быстрее». У Бэнкса этого не видно. В его мире у медленно живущих больше шансов на победу. Во всяком случае, они смогли сохраниться на протяжении огромных временных интервалов и освоить огромные пространства. Суетливые агрессивные люди и прочие гуманоиды рядом с ними кажутся довольно бестолковыми. Но почему-то интересуются насельники короткоживущими существами, переговоры ведут, крохи знаний открываю, на индивидуальном уровне, но предполагая возможность распространения дальше.

Насельки вообще ведут себя странно. Иного уровня организации, кроме индивидуального, у них не просматривается. Каждый действует только лично от себя, и при этом сообщество как-то существует, сохраняет себя, обеспечивает безопасность. Людям переданы крупицы знаний весьма специфического свойства. Воспользоваться ими практически возможности нет. Зато они указывают место, где находится то, что такую возможность даст. И место это на планете насельников. Это выглядит как провокация войны со стороны отдельных субъектов. В то же время война уже идет, и в ходе ее неорганизованные безалаберные насельники неожиданно демонстрируют высокие технологические возможности. В этой связи то, что казалось провокацией войны, становится еще одним шагом к установлению взаимопонимания. Короткоживущим дан мотив, более действенный, чем интересы чисто научного плана.

Ну и главная проблема контакта с иным разумом обозначена четко, и для героев, и для читателей — не верь глазам своим, человек, и не пытайся объяснять поступки носителей иного разума с позиций человеческой мотивации. То, что с позиций человеческой логики кажется слабостью, может и не быть таковой. То, что человек воспринимает как великую ценность и благо, может совершенно иначе оцениваться теми, кто не являются людьми.

В рамках одной планеты люди привыкли действовать с позиций силы. В космосе так не получится. Наверное, именно это пытались донести до короткоживущих юных цивилизаций мудрые древние, позволяя проникнуть в тайну Алгебраиста. А может, им было просто любопытно, что предпримут шустренькие соседи по галактике, если дать им еще и такую игрушку.

В романе не звучит голос автора. Никто не помогает читателю понять иной разум лучше и глубже, чем герои. Мы следуем с ними одним путем. Наверное, в этом главное достоинство книги.

Роман мне очень понравился. Автор создал огромный мир, в котором ничто не однозначно и не объяснено до конца, как в реальной жизни.

Оценка: 10
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какой должна быть идеальная космоопера? При всей очевидности ответов на сей вопрос, идеальные образцы жанра встречаются на нашем пути очень и очень редко. Так может всё не так просто? Давайте попробуем разобраться.

-----

1. Не стану говорить за других, но для меня главным в космоопере всегда было и остаётся одно. Это глобальная, комплексная и масштабная картина вселенной. Провоцирующая конфликты, противоречия, загадывающая загадки. За это качество, если оно есть, роману можно простить очень многое. В «Алгебраисте» Бэнкс представляет читателю грандиознейшую из виденных мной картину освоенной галактики. Масштаб обрисованного мира, я не побоюсь этого слова, потрясает. И, что самое главное, этот масштаб действительно ощущается всей кожей. Прикасаясь к боковым граням вселенной Бэнкса, чувствуешь и воспринимаешь колоссальную структуру, лежащую в глубине.

Я думаю никому не нужно напоминать про все те книги и циклы, претендующие на звание космооперы, где начальной авторской установкой задаются триллионы звёзд, миллиарды лет, тысячи цивилизаций и сотни галактик. А на деле всё получается очень и очень мелкотравчато. «Алгебраист» этой участи к счастью миновал. И нет никаких сомнений, что именно мир — сильнейшая сторона романа, за которую Бэнкс и был удостоен всех аплодисментов и хвалебных рецензий.

Отдельно хотел бы отметить, что автор миновал такой извечный соблазн творцов космоопер, как антропоцентризм. Человечество здесь не является ни гонимыми изгоями, ни избранной расой, ни уникальными пасынками неведомых создателей. Никто не стремится их уничтожить, но и на пьедестал возводить не спешит. Справедливости ради надо сказать, что концепция разумной жизни в галактике от Бэнкса, история развития и падения всех упомянутых в романе рас живых существ хотя и разнообразна, но вполне традиционна. Не уникальна, как скажем у Брина в «Саге о Возвышении». Выбиваются из ряда лишь насельники или Dwellers, почти бессмертные обитатели газовых гигантов, создавшие весьма своеобразное общество.

2. Следующий тезис тоже очевиден, но при этом является, наверное, самым сложным для реализации. Космоопере нужен по-настоящему сильный сюжет, насыщенный загадками, интригами, жёстко мотивированный, раскрывающий созданный мир. Ведь это хоть и «science», но всё-таки «fiction».

И вот тут у Бэнкса получается уже далеко не всё. Автор развешал по стенам целый арсенал так и не выстреливших ружей, выкатил из кустов пару десятков роялей и не сумел достойно развить тот потенциал, что у него был. Самым крупнокалиберным «ружьём» безусловно является «Культ заморыша» и его флот вторжения. Добрую четверть книги мы с интересом читали про эту грандиозную авантюру, которая завершилась лишь взрывом консервной банки на орбите и поспешным бегством. Удивительная расточительность автора, который ввёл эту важную сюжетную линию похоже лишь для того, чтобы замотивировать наблюдателя Таака к скорейшим поискам.

Попытка создания некой психологической линии и вовсе провалилась. Вес она несёт минимальный, на события совершенно никак не влияет и выглядит просто лишней. Сцены с гибелью девушки в начале и самоубийством командора в конце вызывают постфактум только недоумение.

3. Третье и, пожалуй, самое важное положение проистекает из первых двух и связывает их воедино. Мир и сюжет должны работать друг на друга. Мир должен самими своими свойствами мотивировать сюжет, а сюжет — раскрывать мир. Именно отсюда вытекают те недостатки, что я упомянул ранее. Автор полюбил созданный им мир и хотел по максимуму ознакомить с ним читателя. Ему было бы очень жалко не показать нам могилайнер и «Культ Заморыша», меньше, чем хотелось бы, рассказать про культуру насельников и показать в романе меньшее количество экзотических рас мыслящих существ. Всё это было очень интересно, но далеко не всё из этого вообще хоть как-то повлияло на сюжет. Получилась классная картина и не очень классная история.

-----

Резюмируя собственное отношение к прочитанной книге, могу сказать, что, несмотря на очевидные недостатки построения сюжета, драматургии романа, «Алгебраист» можно считать выдающимся образцом космооперы. Яркой, смелой, масштабной «Новой Космооперы». Не шедевр, но довольно близко к нему.

Безусловный «Must-read» для поклонников космического жанра.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ничто не может нанести такого сокрушающего удара по нашему вечному антропоцентризму, как выход во Вселенную, где все возможно. Буквально — ВСЁ! Любая ситуация, любой сценарий развития или эволюции, любое сочетание элементов или стечение обстоятельств.

Это сейчас нам легко представлять себя центром Мироздания, рассуждая о том, что, если наше появление стало возможным в результате реализации ничтожно малой вероятности и почти непредставимых обстоятельств, то значит эта Вселенная была создана специально для того, чтобы на ее арене на краткий миг появилось человечество и возомнило себя венцом Творения и вершиной Всего.

Представляете, если Бэнкс прав, и Космос просто набит самого разного вида жизнью и разумом, пристанищем для которого могут оказаться самые причудливые формы. И это продолжается миллиарды и миллиарды лет- все то время пока атомы, из которых составлено человечество, проползали долгий пути от сгустков межзвездного газа до озабоченных эгоцентризмом комков материи. Цивилизации сменяли друг друга в вечном круговороте, проходили пору планетарного детства, расширялись и сталкивались с другими, весьма непохожими, созданиями, создавали галактические Империи, достигали научного расцвета, а потом рушились под бременем времени и исчезали из вселенской истории, оставив только кучку малопонятных артефактов, чтобы представителям рода человеческого было над чем поломать голову в момент своего мнимого триумфа.

Вот такая Вселенная Алгебраиста- вечный круговорот жизни и разума, разнообразие форм, декораций. Вселенная, где реализуются самые смелые фантазии. Безумный калейдоскоп, где не все такое, каким кажется, и буквально — возможно ВСЁ! Порой казалось, что я снова оказалась на борту знаменитого «Золотого сердца» из «Автостопом по Галактике»- единственного во вселенной корабля на НЕВЕРОЯТНОСТНОЙ тяге, способного реализовать любое событие ничтожно малой вероятности.

Вот скажем, какова вероятность того, что в каждом газовом гиганте Галактики живут представители расы насельников, которые были цивилизованы и перемещались среди звезд еще тогда, когда Сверхновая, из недр которой были выброшены атомы человечества, еще даже не планировала свое участие в эволюции каких бы ни было разумных форм? Или, что эти насельники окажутся ребятами с очень своеобразным чувством юмора и взглядами на жизнь. Хотя какие могут быть еще взгляды, кроме как ироничными и немного циничными, у тех, кто уже все перепробовал, все изобрел и провел все мыслимые и немыслимые эксперименты над собой и окружающими. Этакие всезнающие, всемогущие, медленно плывущие по волнам времени мудрецы, которые вполне сознательно вернулись в детство с вечными играми по произвольным и переменчивым правилам, и теперь вовлекают в эти космические игры юных, активных и возомнивших себя едва ли не богами, но не видящих за своими войнами и галактическими империями в какой чудесной Вселенной они живут. Такой, где даже самые унылые архивные изыскания алгебраической формулы превращаются в полное драматизма и настоящих чудес приключение с погонями, стрельбой, интеллектуальными головоломками и обнаружением отгадки в самом неожиданном месте.

Это самая большая удача, когда читатель до последнего слова /и после него/ так и не понимает: это было серьезно или это такая большая вселенская шутка, стеб галактического насмешника, сатира на современные социальные теории или просто занятная фантазия, превращающая избитый сюжет о поисках инопланетного сокровища в захватывающее и неоднозначное приключение. Одна только религия Правды чего стоит: ведь «Матрица» уже стала культовым фильмом, заставив задуматься над тем, что есть реальность.

Но есть нечто, что подпортило впечатление. Начало обещало разветвленный сюжет со множеством героев, у которых будет своя сюжетная линия, добавляющая красок в общее плотно. Одна только линия Архимандрита Люсеферус обещала столько разнообразия! А есть еще истории Саллуса, Тайнс, клана Бантрабал. Начавшись бодро и интригующе, они достаточно быстро свернулись до скупого и редкого перечисления фактов и событий, отдав все время и пространство насельникам и долгой одиссеи Фассина.

Но даже с этим замечанием, путешествие по Вселенной Невероятности оказалось просто... замечательным. «Он уже больше не сомневался, что все это происходит с ним по-настоящему, а если нет, то вовсе не стыдно обмануться — уж больно хорошо сработана эта виртуальная среда».

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Алгебраист.

Беря в пример себя, то отзывы о книгах люди читают либо перед прочтением книги, либо после (так сказать свериться не пропустил ли чего).

Этот отзыв для тех кто не решается начать.

Спешу оговориться — ничего однозначного сказать я не могу, пока лучше прочтите что ниже, это так сказать для прояснения картины и времени займёт меньше.

Я не отношусь к тем людям которые судят книгу по обложке, но отказать себе в удовольствии от размышлений над названием не могу. К тому же крайне падок на подобные изощренные заглавия.

Алгебраист...

Что за слово! Ал-Хорезми, Фибоначи, Гротендик... Просто потрясающе! Алгебра, и воображение рисует восток, средневековье монахов-философов, гомологии и гомотетии. Да, понимаю, что с темой НФ не вяжется, но так это лишь надежды и смутные ожидания, а фантастика не обязательно про лазеры и бластеры.

Здесь то меня и ждало разочарование — алгебре в книге посвящено лишь одно уравнение. Оно правда большое и вычурное, но в то же время по сути своей крайне издевательское, но об этом в конце.

Стоит оговориться, что с творчеством Бэнкса не знаком, что ожидать был без понятия, потому фанатом предлагаю расслабиться и пройти мимо (вилы и факелы просьба куда-нибудь отложить и использовать по назначению), это для тех кто как и я новичок, чтобы сбить иллюзии некоторых, а то размечтаются как я...

В книге конечно есть шпионские игры, линия убийства и мести, смерти, попытка раскрыть древнюю тайну (понравилась идея расы зацикленной на культе смерти и увлеченных коллекционированием трупов, но на словах это звучит круче, чем было реализовано в романе), много разнообразных инопланетян, и даже тема ИИ (с которой неважно)...

Но главное там конечно политика — этакий шарж на современный мир и его недавнюю историю (а то как же).

Здесь есть в принципе всё.

Меркатория, как понятно из названия, — торжество капиталистической системы, включающей в себя разнообразие всевозможных рас, а-ля ЕС или США, пытающаяся втянуть в своё политическое поле всё и вся.

С ней конечно же борются благородные Че Гевары (ибо не хотят быть частью безжалостной бюрократии и бездуховного, нападающие только на военные посты и вообще всячески за добро).

Есть колония хиппи, образец либертарианства, борющаяся за свои права (эти тоже хорошие).

Есть злая авторитарная система, возглавляемая архимандритом (!), по совместительству параноидальным маньяком садистом (ну вылитый Коба (включая церковный чин), а может и кто-то из современников).

Есть и отдельная древняя и неуязвимая раса Насельников (если вы хотите знать что-то о расе насельников, то представьте великовозрастных английских аристократов бездельников (почти идиотов) из книг Джерома и Вудхауса и, собственно, вы знаете, что они из себя представляют).

Все конечно находятся в конфликте друг с другом (да-да, даже блаженные идиоты Насельники), вступают в альянсы, предают, проявляют крайнюю жестокость, распадаются на фракции... Ну всё это, стандартное свекольно-красное с укропом, горохом и солеными огурцами. Если нравится — дерзайте!

Всё еще сомневаетесь читать или нет? Тогда слово автору! Помните про большое развесистое уравнение в начале? Так вот, оно тождественно равно нулю, но выглядит внушительно...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх