FantLab ru

Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra: Работа над ошибками»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.84
Оценок:
162
Моя оценка:
-

подробнее

Vita nostra: Работа над ошибками

Роман, год; цикл «Vita nostra»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

Институт специальных технологий города Торпа, где подростков превращают в Слова великой Речи. Друзья, враги, любовь студентки Александры Самохиной с поправкой на взросление — и на осознание того, что мир несовершенен, а Сашка, с ее колоссальными возможностями, может его изменить. Если поймет, как избавиться от страха.

Входит в:

— условный цикл «Метаморфозы»  >  цикл «Vita nostra»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 221

Активный словарный запас: средний (2814 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 66 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>




В планах издательств:

Assassin of Reality
2023 г.
(английский)

Издания:

Vita nostra: Работа над ошибками
2021 г.

Электронные издания:

Горизонт, № 6 (32), июнь 2022
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший фанфик

Я обожаю Vita nostra, хотя прочитал его в возрасте 26 лет по-моему. Идеально было бы лет на 10 раньше, но и так это одно из любимых произведений. Не лучших, но любимых...

Невероятная атмосфера совершенно бездушного чуда; влюбленность, дружба и вражда на острие депрессии, боли и отчаяния буквально каждого живого героя. Это захватывающе, это грустно и это незабываемо прекрасно!

Эдакий Гарри Поттер без надежды на искупление и счастливый конец в декорациях суровой, но такой родной отечественной реальности. Я буквально прожил Вита нострой два дня и потом еще долго не хотел вылазить из этого жанра, читая хорошие, но не цепляющие за душу вещи как самих Дяченко, так и других авторов.

И вот она — возможность снова, хоть на чуть чуть, хоть на вечер вернуться в это грустное чудо.

Спасибо за это!

Но на этом все. Работа над ошибками хотя и является прямым продолжением, ничего нового по сути не привносит, мы просто заходим на второй упрощенный круг Вита ностры. Все снова, все тоже, только быстрее, поверхностнее и примитивнее. И так весь круг от начала до конца. Идейное развитие, простите за каламбур, мира идей — развитием, как таковым, назвать очень сложно.

Сложно считать работу над ошибками полноценной частью некого цикла или тем более его завершением, но если авторы решат вернутся на 3 заход еще через десяток лет я уверен, что смахну ностальгическую слезу и с радостью и благодарностью нырну в него. Пусть даже сюжетно это прекрасному роману Вита Ностра совершенно не нужно.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дежа вю, конечно, гарантировано. И элементы самоповтора, даже не спорьте, налицо. И не надо спорить. Надо посмотреть, что же хорошего и нового появилось во второй книге. А оно есть.

Если первый роман посвящён становлению персонажа и квазифилософским рассуждениям об устройстве нашего мира (матрица либо квантовая физика, выраженная через понятийный аппарат лингвистики), то во второй книге много чисто философской и человеческой проблематики. Проблема выбора, вопросы идеального устройства мира, любовь, и многое другое. И это всё реально цепляет. Не раз и не два думал, а что бы я ответил в том или ином диалоге, или как бы поступил.

Вот например, Дим Димыч спрашивает Самохину: «вы думаете, что, спасая котят, вы измените мир?»... И ловлю себя на том, что я, будь я автором книги, ответ бы дал иной, чем отвечает героиня романа. И не ответ функции Дим Димыча, и не ответ Самохиной, полуглагола, получеловека, а свой. И суть его проста — «МИР — нет, но мир для этих котят я бесспорно меняю». Вот, как-то так.

То есть, у меня есть свои идеи и мысли по концепциям выбора и поступков, излагаемых в дилогии» Vita nostra». И меня самого это радует. Как радует любая фантастика, при чтении которой работают мозг и нервная система, а не просто убивается время за листанием книжки.

Так что, да. Эта, вторая книга, мне тоже понравилась. Я рад, что Дяченко её написали. Пусть она и оказалась сюжетно слабее ввиду элементов самоповтора с первой книгой.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из каких-то соображений маститые авторы решили пересказать своими словами концепцию ОЗ Стругацких. Поскольку лексикон у данных авторов несколько ограничен (вас уже достал пейринг юная дева-опытный муж и все, что вокруг? меня да), то получилось то, что получилось. И если «Vita Nostra» была, пожалуй, самой сильной книгой дуэта (помним, что ЮД/ОМ там не сыграли, аллилуйя!) и затрагивала интересные и оригинальные концепции, то тут мы видим очередное, простите, вялое блеянье на тему «Любовь спасёт мир». А, ну да, конечно спасёт. Всенепременно. Гуси, любовь и три пачки розового майонеза.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если вам просто хочется окунуться в мир первой книги, то вторая часть вполне неплохая, хоть и воспринимается по началу как пародия. Однако, ни на один вопрос, возникший при чтении первой книги, вторая не отвечает, персонажей не развивает. Первый раз Саша оказывается прозвучала неправильно, поэтому нужно зайти на второй заход и наугад тыкнуться, чтобы на этот раз прозвучать правильно. Авось в этот раз получится как надо. Написано в целом интересно, есть очень хорошие моменты с закольцовыванием времени и пожаром, но на этом всё. Дальше жёсткие спойлеры.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Сашка научилась жить самостоятельно ещё в первой книге и уже в первой состоялась как слово, но во второй книге нам говорят, что нет, она не прозвучала, а если даже и прозвучала, то её быстро стёрли так, что эффект звучания не проявился в мире. Дело в том, что физрук умеет стирать слова и он не хочет уничтожения реальности. Даже сам переводной экзамен создан так, чтобы отсеивать пароли. В таком случае почему этого хотят остальные преподаватели невнятно объяснили как будто такова их функция. Остаётся, что либо куратор хочет этого, либо кто-то за ним. Как выяснилось никого за ним, как и за остальными нет. Только опять же совершенно неубедительная мотивация, как будто главным злодеем он получился по воле считалочки. Что он хотел, начать всё заново в мире где он опять есть? Так он и тут есть, что изменится? Более картонного злодея ещё поискать надо. Было лучше, когда он был обычным преподом, функцией, которая не может иметь человеческой мотивации «играться» или стремиться к чему-то кроме своей функции.

Физрук был против уничтожения реальности, но только в последний момент отважился намекнуть об истинных желаниях куратора, почему не сразу? Впрочем, ни для кого сюрпризом это уже не стало, нужно было лишь удостовериться что догадка верна, потому что иначе её бы никто её не возрождал, очевидно кому-то нужен новый мир и Сашку просто используют. И этот кто то может быть только куратор, потому что остальные умеют только учить.

Зачем понадобилась замена преподавателя, которая ничего не дала? Видимо, чтобы растянуть текст по длине.

В тексте больше пошлости, чем в первой книге и отсутствует какой либо рост или развитие персонажей. Сашке тяжело только по двум причинам, её почему-то (очевидно, потому что кина бы не было) вернули через пол года и злобный физрук её валит, мешает учиться и даёт задачи повышенной сложности. Только поэтому ей тяжело, но как только ей дают недостающее звено — задачи по порядку, только тогда она справляется и сразу бегом досрочно сдавать диплом. Конец. А в первой книге был постоянный рост, развитие, нарастала интрига, поведение Сашки было разумным и предсказуемым. Здесь ничего этого нет. Первые пол книги я думал, что продолжение писал кто-то другой, а авторы просто поставили свою фамилию на обложке.

Так чем же в итоге был институт, чем они занимаются, зачем нужна великая речь, что конкретно она делает, откуда взялись преподаватели, зачем им нужны новые слова если мир может быть только один и тд и тп, раз уж получили продолжение, хотелось бы хоть что-то новое узнать, намек хотя бы, не говоря уже о сюжетных поворотах, их там тоже нет.

Что за реакция у Сашки на детей Ярослава и жену? У неё мама была ровно в той же ситуации и неужели Сашка не переняла опыт или ей принципиально нужен девственник? Я уж молчу про самого Ярослава, который как увидел второй раз в жизни девушку которая ему понравилась и оказалась у него дома, сразу же решил с ней переспать, видимо чтобы исключить вероятность, что она нормальная, приличная, девушка, потому что такая бы сразу пощечину влепила бы или сбежала.

Почему про огнетушители помнит отец Ярослава, но не помнит Ярослав? Либо никто не должен помнить, либо все, если уж произошла подмена реальности. Таких мелочей вагон.

Почему отмена смерти Самохиной в аварии привела бы к тому, что она перестала бы существовать? Никому и в голову не пришло задаться этим вопросом. Нам намекают, что мир сложный, непредсказуемый, не логичный, и всё равно в конце она творит сама не знает что на потеху Фариту, авось прокатит.

Итог. Первая книга шедевр, вторая фанфик, местами графомания на тему первого. Совершенно не нужный прицеп, который сообщил только, что вот тогда концовка была неправильная, ну просто потому что нам так захотелось, но теперь то всё как надо, да только это выглядит точно так же, никакой разницы нет. Те же яйца только в профиль. Объективно — халтура. Лучше перечитать первую книгу.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какой ужас, братья и сёстры. Чуть было не совершил неприятнейшей ошибки, доверившись негативизму отрицательных отзывов, противоречивших моей собственной «чуйке». Очень не хотелось разрушать прекрасный и таинственный флёр «Метаморфоз».

Никогда больше не буду доверять оному негативизму. Ни-ког-да. Книжка не просто великолепна, уважаемый потенциальный читатель. Она ШИКАРНА. Невообразимо и непредсказуема притягательна, необъяснимо реалистична и — одновременно — гипертрофированно потустороння. Полное продолжение первичной «…магии словес…» исходной «Vita Nostra»: Чтобы не выдумывать восторженные эпитеты заново — тисну свою же цитатку: «…колдовское, завораживающее воздействие «эффекта талантливого рассказчика». В данном случае речь не идёт о некоем абстрактном «литературном даре», все гораздо более конкретно и «узко-жанрово». Дело в том, что в сфере любых фантастических допущений есть специфические «пограничные области», в которых эти самые допущения — уже как бы и не выдумка вовсе, а — вполне себе рабочая гипотеза, которая в ряде случаев даже и некими фактами подтверждена…».

Впрочем, уважаемый потенциальный — я, наверное, несколько увлёкся. Всё вышеизложенное — имеет для тебя 100%-ый смысл, ежели ты уже вкушАл первую часть, и твоя первая оценка — выше «восьмерки». Если же это не так — я зря трачу твоё время: «…правд на Земле — что заборов…». Не серчай. Не кОрысти ради, лишь — радости для

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неожиданное продолжение романа «Vita nostra»: та же героиня Саша, тот же институт в Торпе. Саша так же преодолевает. Впрочем, чего-то не хватает, хотя и сложно объяснить, чего именно. Но того потрясающего впечатления, что первый роман, продолжение не производит; его просто можно читать, а по меркам Дяченок это довольно низкая планка.

Может, дело в оригинальности: все-таки первый роман и открытие всего цикла было своего рода откровением, действительно изобретением. Сейчас же авторы пользуются уже готовыми достижениями, причем не особо мудрят; там, где в первом романе было таинственное откровение, здесь просто как-то пустовато: такое впечатление, что вместо натужного придумывания, что же представляет собой пресловутая Великая Речь, как это все работает, авторы просто нагородили, простите, невнятицы. И дело не в том, что специфики торповского обучения в романе мало — наоборот, ее даже слишком много; то, что в первой книге было только слегка приоткрыто, едва показано, здесь описывается как обычная рутина, текущая деятельность — и это-то и разрушает всю магию. При этом ничего принципиально нового об этом мире мы не узнаем, кроме того, что Саша — не Глагол, а Пароль. Но эта новоявленная функция приводит к мегаломании, которая была бы естественна для Лукьяненко, а вот у Дяченок выходит скорее безвкусицей. Строительство дивного нового мира силами одной девочки Саши не слишком интересно, как выяснилось.

В остальном роман менее «живой». Преподавателей в Торпе почему-то осталось всего трое, куда делись все остальные — неясно, но в кадре их не показывают. У Саши не учебный процесс, а сплошной запоздалый юношеский бунт, и уже на втором круге метаний на тему «семья или карьера» становится скучно. Летчик, возникший роялем из кустов, чтобы исполнить функцию великой любви, очень «снижает» общий концепт первого романа. Пафос и привлекательность первой книги для меня лично были именно в приоткрывшемся «блистающем мире» Великой Речи, грозном, непонятном и страшно привлекательном. Тут же выясняется, что все это величие разбивается не то чтобы о быт, но о столь же банальное либидо. Хороших историй про любовь и так много, и это точно не одна из них. Бесконечные любовные метания Саши в целом очень раздражали — это такая по-человечески очень понятная часть, но непонятно, что она делает в этой конкретно истории. И остается впечатление, что вся эта любовь-то — выдумка, очередной «развод» Фарида, на который героиня повелась вместе с читателем. Настолько на живую нитку она пришита ко всему этому миру.

Продолжения и развития истории «Vita nostra» на том же уровне не вышло, а вышел, может, и не фанфик, но не слишком обязательная сайд-стори. Показали снова любимых героев, но ничего нового не добавили.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если честно, я мало что понял — особенно недоступной моему уму оказалась концовка.

От первой книги порой возникало ощущение настоящего кошмара, борьба холодной «лингвистической» логики и слабой человеческой души — красивый фон для истории взросления, и история эта работала.

А «Работа над ошибками» не работает.

Героиня вполне взрослая, достаточно хладнокровная и всё прекрасно осознает, пусть и не сразу.

Переживания и конфликты похожи на бильярд — «Сашка», как шар мечется между лузами под названием «Стерх», «Физрук» и «Фарит Коженников», не попадая ни в одну из них и время от времени заземляется об «Ярослава».

Ужас сходит на нет.

Любовь спасает мир.

В общем, с возвращением в 2007-й год опять не задалось.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Три года назад читанная «Vita Nostra» оставила яркое впечатление. А также ощущение недосказанности и многой непонятности.

Достал с полки книжку и перечитал последних страниц пятнадцать. Оказалось, весьма кстати — новый роман стартует ровно с места окончания предыдущего.

На сей раз текст ужат и внятен, акценты расставлены чёткие, слог ясен, мотивы героев — убеждают, и даже концовка при всей кажущейся размазанности по тарелке, вполне мною была принята как должное.

___Жизнь среднего по городу человека — как ясельная группа обучения «специальным технологиям», он толком ничего не понимает и аппарат его понимания слабосилен по определению. С некоторыми со временем случается — старшая группа... Школа — это уже космос запредельный. В романе явлен ИНСТИТУТ и его жители.

« -- Любовь ... это большая Идея, ... вроде как солнце, висящее в небе.

Оно отражается в каждом зеркале, в каждой луже, даже мутной...

-- Егорка, солнца нет — наоборот, множество луж пытаются построить его,

создать Идею, дотянуться до неба слабыми лучиками.»

Шедевр или нет — не берусь судить. Только всё очень тронуло, отозвалось в сердце. Такое не обозначить словами «интересно» или там ...«прекрасно» — положу к себе в уголок души, буду ночами рассматривать.

P.S.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
__Лиза, стреляя в Фарита, тем самым совершает самоубийство в качестве информационного субЪекта-слова Великой Речи.

Странно, что она этого не понимает, учась на четвёртом курсе. Перестав в полной мере быть человеком, она

тем не менее отказалась принять факт, что все преподы Института (и Фарит в первом ряду) — аспекты Законов Мироздания,

в котором ей пришлось воплотиться, «слишком человеческое» в ней взяло верх.

Равно как и все «бунты» студентов — от неприятия Дуальности мира, где Добро и Зло идут рука об руку, слишком уж рядом.

__Интересна тема преподавателя Стерха с его «исчерпанием ресурса», с тем, что информационные обЪекты тоже имеют свой предел.

Куда он отправился в своём «посмертии»? Ведь не туда же, куда Лиза, по поводу которой Костины слова: «Это хуже , чем смерть».

__У меня осталось много поводов для размышлений, ведь каждый персонаж выписан филигранно, с букетом

разнообразнейших метких деталей.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В начале было Слово. По-французски parole. А конец — это всегда чьё-то начало. Вы прочитали синопсис последнего (к сожалению) романа супругов Дяченко.

Его ждали, ибо первый роман цикл был дерзок и не совсем типичен для украинских фантастов, которые все норовили девочки-подростка в фэнтэзийный мир пристроить, где мечи и магия. Магия, впрочем, и здесь есть, но немного другая.

Увы, особо ничего нового авторы вторым романом не сказали. Усеченное число персонажей, новых, вообще, полтора человека — Ярослав и папа, локации сжались до пары комнат, сравните с постепенно растущем новым миром «Vita Nostra». И самое печальное — никакой новой идеи, просто продолжение процесса с попытками космогонии.

А начиналось достаточно вкусно — с раздвоением жизни, параллельностью миров, но дальше все свелось к примитивному штампу «Избранный в школе волшебства». вплоть до смятого финала.

Возможно, третьей частью можно было исправить крен, но, увы. Реальную жизнь не изменишь.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К счастью, Работа над ошибками все же пояснила, что вообще произошло в первой части, и как это можно исправить, что привело к логичной концовке – нижайшее спасибо. Вот только эту концовку нужно было приделывать к первой части, а не развозить кашу по тарелке еще на одну книгу.

Допустим, она получилась менее бредовой и чуть более понятной, но из всей книги мне был интересен ровно один момент – сцена пожара в доме старика. Очень уж мой любимый кусок из Людей в черном-3 и из Судьбы убийцы Хобб напомнил, когда нужно просчитать вероятности будущего.

В остальном, отношения Сашки с еще одним мужчиной показались такими же притянутыми за уши, как и два предыдущих ее романа, учеба еще с первой части оскомину набила, взаимодействие бестолковых учеников и стоящих с кнутом над душой преподавателями – тоже.

Но за хорошую концовку спасибо, гештальт закрыт, буду любить и еще больше уважать другое творчество авторов.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самым главным достоинством данного произведения, на мой взгляд, является тот факт, что непосвященный читатель даже не осознает, что продолжение, то есть «Работа над ошибками», было написано спустя пятнадцать лет после первой книги. Явно заметной границы между книгами нет и, благодаря мастерству и таланту авторов, во второй книге практически моментально, без всяких предисловий, погружаешься в размеренную жизнь городка Торп, где под красивой вывеской бурлят страсти и проходит форматирование молодых людей, специально отобранных по всей стране. И не очень важно, что их превращают в Слова (глаголы, местоимения, наречия), а не в мега-, кило- и просто байты памяти — это действительно форматирование с целью дальнейшего воздействия на окружающий мир. Но если в первой книге поведение студентов младших курсов является не очень осознанной попыткой протеста против ограничения свободы, то в «Работе над ошибками» Александра Самохина, оказавшаяся на верхней ступеньке иерархии, заслужив право называться «Паролем» в отличии от других и неожиданно встретив настоящую любовь, выбирает свой путь, явно не желая становиться информационным объектом. О трудных проблемах и очень сложных вещах авторы смогли написать настолько просто и, самое главное, понятно, что книга читается на одном дыхании. Рекомендую всем читателям к прочтению, но после первой книги серии.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга внезапно оказалась про любовь. Как-то надо было выпутываться из мутного окончания первой, что-то мощное противопоставить страху, и ничего, кроме любви у авторов не нашлось. И это, пожалуй, слабое место книги. Не потому, что любовь – неподходящее чувство. Чего только не совершается во имя любви! Но только не здесь. Потому что все рассуждения об указанном предмете сводятся к вопросу: «люблю ли я этого человека, или только использую». А потому Сашкины переживания и отношения остаются на уровне практической работы, но не более. Она выглядит отличницей-перфекционисткой, которая привыкла быть лучшей, и одновременно прятаться за учебниками от реальности. Она любит также, как пытается строить новые миры – словно это не настоящая жизнь, а учебная задачка. И за границу этого круга никак не получается выйти, даже создавая новый мир. Особенно создавая новый мир.

В «Работе над ошибками» Сашка повзрослела, научилась жить одна, увидела вероятностную развилку своей судьбы и, кажется, с учетом всего этого, логичнее было бы противопоставить страху – одиночество, которое та же самая свобода. Но нет. Или это было бы слишком просто? Сашка ищет (возможно подсознательно) того, ради кого стоило бы жить дальше. А значит – дальше бояться. Философские игры с понятиями – штука занимательная, и жаль, что авторы не поставили именно это в центр книги, хотя явно пытались.

«Сидя за столом с прямой спиной, Сашка выписывала смыслы – перебирая имена, выстраивая связи, моделируя на бумаге мир, в котором есть все, кроме свободы. Где на месте понятия «свобода» – фигурная дырка.

Почти сразу она запуталась в трех соснах – в свободе и воле, в тюрьме и каторжных цепях, свободе как грамматической идее и физической реальности. Сплелись, уводя в сторону, образы кулака, остановившегося у чьего-то носа, и заодно почему-то очереди в деревенский сортир (осознанная необходимость физиологического отправления?). Сашка разорвала блокнотный лист, снова заточила карандаш и начала сначала: она должна собрать воедино все, что не является свободой, не имеет к свободе отношения и одновременно выражает свободу так, что ее уже ни с чем не спутаешь.

Твоя свобода при тебе, но она выражена через несвободу. Судьба, рок, предопределение, необходимость, принуждение, закон… и любовь, разумеется».

В остальном – самостоятельной книги не получилось. Вторая часть полностью и целиком завязана на первую, словно они были написаны вместе, и лишь изданы с большой разницей во времени.

Впечатление осталось странное. Идея, положенная в основу Института, осталась на уровне намеков, и, хотя мне понравилась высказанная кем-то мысль о том, что это место, где воспитывают богов, она, к сожалению, не находит подтверждения. Либо заложенные авторами смыслы остались для меня скрытыми, либо туманный финал – просто прикрытие того факта, что им так и не удалось придумать красивое завершение своей серии.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Человек, любовь, знания, вселенная. Может быть правильно писать эти слова не через запятую, а через знак равенства? Авторы вернулись к своей великой идее равенства человека и вселенной. В этот раз они создали чрезвычайно эмоциональное произведение, желая в очередной раз напомнить читателям, что человеческий разум равен всей вселенной, а любовь сильнее сингулярности. Они показывают нам силу слова, способность которого и создавать миры и разрушать их. Они демонстрируют нам величие Любви, которая делает человека и свободным и в тоже время связывает по рукам и ногам, если человек не владеет Великой речью. Потрясающая идея и очень сильная книга. Огромное спасибо авторам за это чудесное возвращение к истокам!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх