Кага Отохико «Такаяма Укон»
Вы держите в руках исторический роман выдающегося японского писателя Кага Отохико, названный по имени его главного героя. Такаяма Укон (1552–1615) — личность легендарная. Крупный военачальник, участник нескольких сражений, определивших судьбу Японии в период междоусобиц. Талантливый зодчий, создавший множество неприступных замков и фортификационных сооружений. Один из крупнейших мастеров чайного действа. Наконец, Такаяма Укон — ревностный христианин, который не поступился своими убеждениями перед лицом жестоких репрессий против христиан, прокатившихся по Японии в конце XVI — начале XVII веков.
Благодаря мастерству и эрудиции автора в канву романа искусно вплетены судьбы десятков современников Укона из разных стран мира, множество хроник, жизнеописаний, исторических документов и сведений о произведениях искусства той эпохи. Всё это делает роман Кага Отохико настоящей энциклопедией традиционной японской культуры.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Wolde, 18 июля 2022 г.
Не скажу, что интересуюсь историей христианской миссии в Японии. Буду честен, книгу решил прочитать под впечатлением потрясающего «Столица в огне» того же автора. Читал неспешно, без особого интереса. И вот мои «пять копеек».
Если вы хотите окунуться в сочную культуру повседневности Японии XVII века, то эта книга точно не для вас. Ближайшая аналогия, пришедшая мне на ум, — «Похвала Сергию» Балашова.
Дано: мощный исторический персонаж, несколько исторических документов, любовь к Отчизне и её противоречивой истории.
На выходе литературное жизнеописание японского страстотерпца, разбавленное скупыми картинами жизни первых христианских общин островов и католических миссий.
Сама форма подачи спорна: у нас есть письма падре Клементе, который пишет сестрице за океан о жизни в Японии, и линия собственно Укона, который на склоне лет, всё претерпев, готовится к встрече с Создателем.
Интрига слабая, события развиваются медленно, яркие персонажи и линии просто отсутствуют. Текст изобилует трудноусваиваемыми именами видных деятелей прошлого, которые нужны, имхо, лишь для того, чтобы подчеркнуть историчность романа. Персонажи за исключением 3-5 центральных совершенно картонные. Есть злодеи, есть праведники.
Если какая линия и получилась интересной, так это столкновений цивилизаций в Маниле, когда до японских христиан начинает доходить, как в реальности к ним относятся католические колонизаторы (примерно так же, как и протестантские, сиречь нидерландцы).
Я тут увидел некоторые параллели с внутренним конфликтом Тоору из «Столицы в огне», который колебался между японскостью и христианством, полемизируя с пастором-иностранцем. Однако что там, что здесь эта проблема осталась только намеченной, нераскрытой.
Итого, скучноватое жизнеописание видного японского христианина и его семьи в декорациях Японии конца XVI — начала XVII века. Очень добротно, исторично, с любовью. Но лично я дочитал с трудом и только из уважения к великой «Столице в огне» того же автора.