fantlab ru

Мэтью Стовер «Люк Скайуокер и тени Миндора»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.24
Оценок:
37
Моя оценка:
-

подробнее

Люк Скайуокер и тени Миндора

Luke Skywalker and the Shadows of Mindor

Роман, год; цикл «Звёздные войны»

Аннотация:

Император и Дарт Вейдер мертвы. Империя растоптана Альянсом повстанцев, из которого родилась Новая Республика. Но битва с темной стороной и Орденом ситхов еще не окончена. Люку Скайуокеру, принцессе Лее, их верным дроидам, Хану Соло, Лэндо Калриссиану, Чубакке и пилотам Разбойной эскадрильи снова предстоит защищать обновленную Галактику от старой угрозы.

Уцелевшие войска побежденной Империи еще не покорились и жаждут возмездия, совершая пиратские набеги, похищения и массовые убийства на планетах еще не оперившейся Республики. Самый опасный из недобитков — беспощадный легион штурмовиков в черной броне, исполняющий жестокие приказы таинственного военачальника, который поставил себе на службу как искусства древних ситхов, так и передовые военные технологии. Разместив свою базу на труднодоступной планете Миндор, враг нагнетает волну террора по всей Галактике и порождает страх, что Империя вернется.

В неустойчивой звездной системе, среди астероидных полей и гравитационных аномалий, бывшие повстанцы готовятся дать Империи решительный бой. Но череда непредсказуемых событий создает неуправляемый водоворот, в который очень скоро затянет всех: и героев Восстания, и новое поколение мандалорских наемников, и мистических пророков темной стороны… и даже нескольких самых неожиданных пережитков эпохи Войн клонов!

Входит в:

— цикл «Звёздные войны»  >  Звёздные войны: Эпоха Восстания  >  Легенды


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Г. Андреева (1)

Люк Скайуокер и тени Миндора
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это сложно — написать структурированную рецензию на данную книгу. Я пытаюсь собрать связку мыслей (даже специально завариваю чай для большей концентрации) и понимаю — их просто нет, эта книга не оставила каких-то чётких впечатлений о себе.

Наверно надо начать... просто начать — раз уж тут у на роман в жанре метапроза, к чему с ним миндальничать.

Мне книга скорее не понравилась — это раз. И подходил я к ней с двух заходов — это два. Но что абсолютно точно — так это то, что я устал от текста Стовера. Эти ужасные и резкие скачки с серьёзного и мрачного повествования в откровенный треш попкорнового блокбастера, и в особенности многостраничные стены текста...

Видимо и рецензия будет скакать как пингпонговый мячик... ах — да, я же вспомнил! Начало...

Лично я ожидал от книги ультра-гипер мрачного повествования, чтобы переплюнуло (или хотя бы осталось бы на том же уровне) «Уязвимую точку» — я рассчитывал на ту же мрачность, серьёзность, глубину текста и обилие дилемм и размышлений. А получил — метафикшн, а-ля летний блокбастер и заигрывания с читателем.

Чайная церемония полезная вещь — после нескольких пиал чая голова прояснилась и вспомнились важные детали, а именно

Стовер посвящает книгу Дейли и Фостеру и признаётся в любви к их творчеству — первым авторам литературы по ЗВ. И «Тени Миндора» планировалось написать именно в их стиле — лёгкие и драйвовые приключения (что конечно спорно в плане Фостера). Только вот беда — Стовер изначально (сейчас говорю именно о его творчестве в ЗВ, а других его книг я не читал) писал в кардинально противоположном ключе — все его книги по ВЗ были ультра мрачно-философскими боевиками («Изменник» в цикле НОД; «Месть ситхов» и «Уязвимая точка») — и именно за это мы и любим его книги. Да в придачу хороший слог.

Вот же дёрнуло Роберта Сальваторе усмотреть в «Изменнике» метапрозу и попинять на сей счёт Стоверу, а тот, хоть и не создавал «Изменника» в жанре мета, пораскинул мозгами, да и решил таки сотворить сдедующую книгу именно что в жанре мета-фикшна. И вот угораздило же его выбрать один из самых мрачных моментов Постэндора — Миндорскую мясорубку. Да ещё и главным героем сделать не кого-нибудь, а самого Люка.

Естественно ожидания от книги были, мягко говоря противоположны получившемуся продукту.

У меня с метапрозой любви не задалось — как бы сложно любить и читать худ.произведение где во главу угла ставится не сюжет, а писанина ради писанини и постмодернисткая ирония с заигрыванием главного героя с самим автором текста, где писатель не управляет своим произведением, а следует за ним и вопреки всякой логики. Ну как-то сложно такое любить. Самый яркий пример — «Кот, проходящий сквозь стены» Роберта Хайнлайна.

В ЗВ не нужны подобные эксперименты — там всё давно устаканилось. У ЗВ свой обособленный стиль в фантастике. А подобные эксперименты приводят к плачевно-ужасающим последствиям — чему примером вся трилогия от Дисней, в особенности самый худший их эпизодов — 8-й эпизод (который Стоверу и нравится) — типичнейшая постирония.

ЧЁРТ!!! Чай закончился — и сразу апатия, а сказать есть ещё что, ну да ладно добьём этот кусок...

При наличии очень живого и увлекающего слога книга словно сшита из нескольких блоков, которые сами по себе хороши, но в единой связке книги — это франкенштейн (хотя — почитайте «Франкенштейна», именно саму Мэри Шелли, боже какая потрясающая книга и какой слог — читается легко как вполне современное произведение. И обзывать что-то плохое именем такой замечательной книги — вот во всей красе подмена смыслов, основанных на вторичном восприятии не самого оригинала, а его множественных симулякров, пусть и хороших, но зачастую оставляющих в нашем сознании слепок с противоположным смыслом).

С одной стороны идёт более-менее серьёзный и немного мрачный текст, а потом специально гипертрофированная экшоновость создающая чувство киношности и комиксовости событий — и выполненная именно в киношно-попкорновом стиле, именно в такие моменты текст максимально воспринимается кинематографично и ты уже не читаешь — ты смотришь фильм перед собой. По сути идёт адаптированный сценарий киношки.

Ну и третий блок — это сплошные стены текста: стены размышлений о природе Тёмной стороны; стены технического описания и стены боя — вот эти моменты были самые болезненные из-за их обилия и нудности (не всегда). Где-то через пару строк мозг уходил в себя и выплывал на поверхность через несколько страниц в финале текста.

.Нет, конечно такой подход к тексту можно оправдать обыгрыванием темы образа героев и их реального образа (вот сериал «Пацаны» делает это на ура). Но зачем!? Можно было написать другую книгу — это всё-равно что четвёртая «Матрица» — один в один.

И всё-таки похвалить есть за что — образ Люка в книге хорош. Дело в том что авторов Постэндора в плане образа и возможностей Люка мотало в различные стороны — то он наивный паренёк с влагофермы, то уже вполне состоявшийся боец и опытный джедай. Пожалуй лучшие образы органично продолжающие Люка из 6 эпизода получились в книгах «Выбор принцессы Леи» (где Люк показан действительно сильным и опытным мастером Силы и выполняет такое, что ему и не снилось вплоть до НОДа; и в романе «Новое восстание» где он мощный глава Академии джедаев в окружении юнлингов. Есть ещё качественная «Перемирие на Бакуре» и там Люк очень хорош — но это сразу после 6-го эпизода и навыки не сильно отличаются от киношных.)

Стовер хорошо работает с образом Люка опысывая зарождения внутренней ТЬмы и упаднического образа мыслей очень грамотно подводя к «Тёмной Империи»

Как бы то ни было читать чуть более ста финальных страниц было делом выматывающим — буквально заставляя себя продираться с мыслью «да когда уже это всё закончится». Вспоминается как ходил в кино на «Трансформеров-4» это там где динозавры. Вот там же при обилии активного и пустого экшна, а раза 3 или 4 думал, что вот это финал, а потом фильм продолжался и продолжался, а я думал «когда же ты сука закончишься». При чтении «Теней» я испытывал ровно тоже самое.

Ладно перейдём к более приземлённым темам — к качеству перевода

ПЕРЕВОД: В первый раз я начинал читать в фан-перевод, но срезался где-то на второй главе. Второй пришлось читать в официальном издании. Сравнивать я их не буду — они оба плохи и их нужно доделывать.

Официальный перевод «Гильдии» — это стандартный перевод гильдии где 70% текста в общем хорошо, а вот остальные 30% книги нужно править и восстанавливать. К примеру в книге по традиции зарублены многие термины, кое-где перевод не точен и противоположен оригиналу, где-то вообще опущен текст.

В таких мелочах выигрывает фан-перевод. Но и он страдает долей отсебятины и чрезмерной эмоциональностью слога, есть и пропуски текста — как-будто работа велась с наскоку и что-то просто пропустили. Но особенно меня добил участок текста где Лэндо любуется своим костюмом — одна выдуманная зачем-то строчка представляет персонажа чуть ли не пидором каким-то. Я при виде такого чуть со стула не упал.

В общем, как я и сказал, править нужно оба перевода.

А сама книга — это не та книга, которую мы ждали.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стовер хорош весь. Конечно, в первую голову он войдёт в историю боевой фантастики, как автор «Деяний Кейна» — самой жёсткой и брутальной технофэнтези, что я читал. Но и все его романы по «Звёздным войнам» считаются очень качественными. И в случае с «Уязвимой точкой» я могу это подтвердить. Отличная военная проза. Мощная и атмосферная. Причём атмосфера в «Точке» отнюдь не сказочного спейс-фэнтези, а скорее мрачного и кровавого фильма про войну во Вьетнаме. Новеллизацию «Мести ситхов» пока не читал, но тоже хвалят.

С первых страниц Стовер пытается дать оплеуху читателю, чтобы не думал отрываться от книги — Люк приказывает следаку-экстрасенсу расследовать убийство Самим Люком пятидесяти тысяч разумных существ на Миндоре. Такой неслабый геноцид. Интересно, случайно ли созвучие Миндора с Эндером, ещё одним пареньком, устроившим неслабую резню целой расе и потом раскаявшегося?

В ролях: Разбойная Эскадрилья; Люк, только что ставший генералом Республики; Чуи, Хан и Лея; Ландо; загадочный имперский Кукловод — Отродье теней, устраивающий атаки на Республику с труднодоступного Миндора.

Роман глубоко, даже слишком, укоренён в в легендарной постэндорской эпохе. Постоянные отсылки к другим книгам и комиксам, второстепенные персонажи все до одного где-то уже встречались поклонникам Звёздных Войн.

Стовер контрабандой протаскивает в этот роман даже своих персонажей, созданных ещё для «Уязвимой точки». Преемственность и бравада творца.

Отродье Теней заманивает в ловушку сначала Люка с Бригадой Быстрого Реагирования, затем к Скайуокеру присоединяется вся шайка-лейка.

Орбита Миндора и вся солнечная система представляет из себя сплошное метеоритное поле, для пущей смертоносности оборудованное грави-минами и генераторами гравитации и щедро сдобренное армадами TIE-дефендеров и TIE-защитников. На самой же планете — лава и песчаные бури.

Отродье Теней не только промывает мозги пленникам и имперцам, но и повелевает минералом плавлеитом, из которого состоит Миндор. С помощью каких-то устройств, подручные Отродья заставляют минерал то разжижаться, но мгновенно застывать, и даже делают из него гигантские руки, хватающие персонажей: «плавлеит деформировался, растекался и трансформировался в настолько фантастические объекты, какие только рождались в воображении господина.»

Поначалу хотелось воскликнуть:

— Ну Стовер! Ну ты что! Ну что за пластилиновая анимация? К чему всё это? По-другому никак было? Продюсеры заставили? Не надо было соглашаться. Ближе к концу романа начинаешь понимать, что плавлеит и плавильщики (редкая для Расширенной Вселенной негуманоидная неорганическая форма жизни) — одна из лучших находок романа. Как и игры с гравитацией.

План у главгада сложносочинённый, играет он без поддавков и военные Новой Республики, в том числе и главные герои, выглядят по сравнению с Порождением Теней недалёкими детьми. Злодей, кажется, предусмотрел все варианты.

Космических боёв много и они разнообразны — чего только стоит бильярд астероидами в исполнении «Тысячелетнего Сокола» и Разбойной Эскадрильи.

Действие ни на секунду не останавливается, и это даже несколько утомляет и, опять-таки, придаёт некоторой несерьёзности происходящему. К конце экшена не становится меньше, но Стовер расписывается и в мясорубке начинает проглядывать его фирменный брутальный жесткач — непривычно много для Звёздных войн смертей, гибели невинных. Темп сбивали только наведённые трипы Люка о Великой тьме.

Моя стандартная порция претензий к компактности и клаустрофобичности Далёкой Галактики: Хан, да и все остальные, долетели откуда-то (вряд ли из соседней системы) до Миндора не просто в течении дня (особо отмечается, что Соло последний раз ел около суток назад), а так быстро, что даже начавшийся скоротечный космический бой не кончился. Не полёт через гиперспейс, а телепортация какая-то.

И да, манёвренность, а главное, прочность и живучесть «Тысячелетнего Сокола» заставляют задуматься — что же все не летают на таких звездолётах? К чему разнообразие, когда есть идеальное судно? Метеориты, лазерные лучи, ракеты, таран — кораблику всё нипочём!

К реалистичности горы, вышедшей на орбиту, вопросов нет. Гравидвигатели! Написано что взлетела, значит, взлетела!

Крайне необычный для ЗВ роман — не сказка, не приключенческая космическая фантастика, а жёсткая экшн-НФ, с морем трупов и необычными идеями.

Несмотря на то, что книга не попала в моё настроение, мастерство Стовера оцениваю высоко.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

За три предыдущих своих романа по Звездным войнам Мэтью Стовер успел заработать себе репутацию потрясающего автора, пишущего глубоко психологические романы, абсолютно по-новому показывающие нам казалось бы уже ставшие привычными характеры. Каждый роман Стовера становился в своем роде прорывом в жанре, доказывающим, что даже в жанре тай-инов способны возникать вещи, претендующие на звание классики фантастики.

Однако фанатам Стовера не стоит ожидать от «Теней Миндора» откровений подобных тем, которыми стали его предыдущие книги. Мэтт в интервью не раз говорил, что «Тени» — это своего рода эксперимент, попытка написать приключенческий роман в стиле Брайна Дейли и Алана Дина Фостера. Ну что ж, можно смело сказать, что эта попытка не удалась. Все-таки легкий и авантюрный стиль Брайна Дейли разнится с мрачным и эмоциональным стилем Мэтью Стовера примерно так же, как фешенебельный лайнер «Королева Кореллии» отличается от Звездного разрушителя. Однако не стоит полагать, что Мэтт схалтурил и написал откровенный шлак — нет, он написал интересный приключенческий боевик в стиле Мэтью Стовера. В этой книге сохранились практически все фирменные фишки автора — прекрасно прописанные характеры, искрометный и зачастую черный юмор и всепоглощающая мрачность. Единственное, чего в книге нет — так это ставших привычными в прошлых книгах эмоциональных переживаний героев. В книге оказывается эмоциональное и психическое давление на Люка, но оно настолько мимолетом описывается, что его спокойно можно выкинуть из книги без малейшего вреда для ее содержания.

В центре внимания Стовера оказалась состоявшаяся через несколько месяцев после Эндора битва за планету Миндор. Таинственный имперский военачальник лорд Шадоуспаун избрал эту малоприятную планетку своим оплотом, откуда он руководил легионами закованных в черные доспехи штурмовиков, наводнивших системы Новой Республики. Стремясь дать агрессору отпор, Республика посылает группировку быстрого реагирования под командованием генерала Люка Скайуокера на Миндор. Однако вскоре после прибытия эскадры связь с ней прерывается. Вскоре в систему в поисках Люка прибывают Хан, Чуи, Лея, Разбойная эскадрилья и Ландо, притащивший с собой помимо боевого крейсера Лорда Мандалора Фенна Шису и шесть сотен его бойцов.

Таковы завязки сюжета данной книги. Стовер развил роман из нескольких скупых строчек, написанных в одной из энциклопедий, а на выходе получилось сочное чтиво, являющее собой, пожалуй, классический пример романа о классической же эре «Звездных войн». Классичность романа передана персонажами. Стовер идеально выписал всех основных героев, однако особенно хорошо у него вышли Хан и Ландо. Пожалуй, лучше Стовера этих двух персонажей изображали только Харрисон Форд и Билли Ди Уильямс. Их мысли, диалоги, выражения лиц — дух Оригинальной Трилогии передан на все 100.

Не забыл Мэтью и своих героев из «Уязвимой точки», в романе нашлось место и Нику Росту, и полковнику Джептану, и, сюрприз-сюрприз, Кару Вестору. Причем вписал их в роман Стовер довольно органично. Ну а Ник Росту «возвращается» в литературу уже второй год, причем в «Тенях Миндора» он получился гораздо колоритнее, чем в «Ночах Корусанта» Ривза. Ну оно и понятно, Ник родной персонаж Стовера.

Единственный персонаж, с которым Стовер конкретно налажал — это Люк. Возникает такое ощущение, что Стовер так и не смог определиться с уровнем крутизны Люка. В начале книги Скайуокер заявляет, что он слишком молод чтобы быть генералом, затем в одиночку разгадывает коварный замысел Шадоуспауна, уделав своих великовозрастных подчиненных. Ну и в конце Люк демонстрирует такой уровень могущества, который он достиг только ко временам эпохи НОДа. Это касается и сцен с Ником, когда не покидает ощущение, что вы видим перед собой продолжение «Уязвимой точки», а Люк — это Мейс Винду под прикрытием, и того, как Люк уделал Шадоуспауна.

Шадоуспаун, он же Блэкхоул, он же Кронал — кстати отдельная тема, за которую Стоверу можно предъявлять претензии. Мэтту показалось мало сделать главного злодея Рукой Императора и форсъюзером, он еще придумал новую концепцию Силы — Тьмы. При этом Шадоуспаун мнил именно себя главным форсъюзером в Галактике, которому и в подметки не годятся ни джедаи, ни ситхи, ни Вейдер с Палпатином, ни кто-либо еще. Он лично спланировал свое как бы отречение от власти, лично срежиссировал появление Люка на Миндоре, и вообще он самый крутой. Дальнейшие события, впрочем, показали, что самомнение у парня было гораздо выше его реальных способностей, а раз так, то и верить ему вообще не надо.

Правда, дело тут не в Кронале, а в той психоделичности, с которой Стовер описывает процесс поглощения Люка живыми кристаллами, кристаллические формы жизни и саму концепцию Тьмы. Простой и понятный язык Стовера в такие моменты преобразуется в достаточно сложный и специфический, через который приходится в буквальном смысле слова продираться, чтобы вникнуть в суть происходящего с героями.

Понятно, что Стовер не был бы Стовером, если бы сделал все совсем просто и показал Кронала простым имперским военачальником с талантом к Силе, но конечный результат показывает, что концепция Тьмы и всего, что с ней связано, книге несколько вредит.

За вычетом этой линии у Стовера получился типичный качественный приключенческий боевик. Повстанцы воюют с Империей, Люк спешит на помощь, Хан и Лея спешат на помощь, в основном друг другу, выясняя отношения в перерывах между выстрелами, Ландо выгодно заключает сделки, а Р2 спасает всех и вся. Однако качественная проработка персонажей, отборный черный юмор и типичная Стоверовская мрачность делает книгу очень симпатичной и привлекательной для фанатов Оригинальной Трилогии, а камео старых персонажей Стовера порадуют всех любителей «Уязвимой Точки». До которой, как впрочем, и до остальных книг Мэтью по «Звездным войнам», «Тени Миндора» не дотягивают.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх