Андрей Валентинов, Генри Лайон Олди «Тирмен»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век | 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
До конца ХХ века оставалось меньше шести лет, когда они встретились в парковом тире. Мальчишка-школьник бежал от преследований шпаны, старик-тирщик ожидал прихода «хомячков» местного авторитета. Кто они, эти двое — торговцы расстрельными услугами, стрелки без промаха и упрёка? Опоры великого царства, знающие, что не всё на этом свете исчислено, взвешено и разделено?! Они — тирмены. Рыцари Великой Дамы. Но об этом не стоит говорить вслух, иначе люстра в кафе может рухнуть прямо на ваш столик.
Время действия романа охватывает период с 1922 по 2008 год. Помимо большого современного города, где живут главные герои, события разворачиваются от Петрограда до Памира, от Рудных гор в Чехии до Иосафатовой долины в Израиле, от убийственной виртуальности бункера на «минус втором» до мистического леса Великой Дамы на «плюс первом».
«ТИРМЕН»: июль 2004 — октябрь 2005 — январь 2006 г. г.
В произведение входит:
|
Входит в:
— сборник «Тирмен», 2008 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 370
Активный словарный запас: невероятно высокий (3468 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Портал, 2007 // Крупная форма | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2007 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2007 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2007 // Крупная форма, романы |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
pssc, 9 ноября 2018 г.
На одном из изданий, на обложке это произведение охарактеризовано как «Мистический триллер».
Нет. Это не триллер. Мистический — да. Но несмотря, на то что там относительно много смертей, жанр этого романа все что угодно, но не триллер.
Несмотря на, как обычно, очень хороший слог авторов, где-то в последней трети романа, начало немного утомлять. Наверное, все таки из-за нестандартного сюжета.
И тут концовка ... . Я считаю, блестящая концовка.
- Кто я? Я — твой друг.
Ствол «Беретты» на вкус оказался слаще леденца.
А дальше был Эпилог. Который каждый волен понимать как считает нужным.
mputnik, 24 ноября 2018 г.
«...Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать...».
Не тщу себя надеждой — в данном конкретном случае — быть понятым адекватно, в соответствии с собственным замыслом, а не по сумме тех впечатлений, что будут — избирательно — восприняты как единая и неделимая суть. А вот встретить — случайно — родственную душу, сравнить «узловые точки чтива» и найти что-то новенькое из достойного внимания — может быть и реально. Хотя... Ну, в общем, чем черт, как бы... (Как примечание — Механизм рекомендаций сайта в моем случае, как бы, не очень: три четверти из перечня — уже читал, половину — уже давно читал, треть — не особо впечатлила).
Сама книга — ИМХО, естественно — твёрдые 8 баллов. До «гениальности» не дотянула «по техническим причинам». Книга заставляет думать. О смысле жизни, о Любви, о Предательстве, о предназначении личности, а конце концов. Та вот, ИМХО — она уже оправдала средства, на ее покупку затраченные. Но тут в конце книжки — некое послесловие интересное имеется. Да, 9 из 10 — даже читать не станут, за ненадобностью.
- Чего читаешь?
- Капитал, КарлА МарксА (регистром ударения означены).
- Ну, и как?
- Нууу..., таблицы и картинки — пропускаю, а в пролетарскую суть — вникаю...
Так вот, не случайно оно там. Суть посыла — проста как валенок, в гениальной книжке, которую воспримут и душа и рынок — чтобы обое волне адекватно — три составные части, а именно: ЧТО (тема), О ЧЕМ (Идея) и КАК (Исполнение). А если подробнее — то так:
— контент (сюжет, композиция, форма исполнения — «предлагаемые обстоятельства»);
— «тематический фон» (тематика «лирических отступлений», объём и фактура «второстепенных деталей» и т. п);
— реализация (эмоциональность, эстетизм, интеллектуальность);
*** Идея:
— сверхзадача (для чего эта книга, в принципе, создавалась; ну, помимо бабла, естественно);
— набор сверхценностей, «канализируемых» автором в сознание читателя (принципы, идеологические установки, моральные установки и т.п.);
— цель литературной обработки материала (морализаторство, миссионерство и т.п);
*** Исполнение:
— фантастическое допущение (допущения);
— антураж (погони, сопли, взрывы и т.п);
— техника исполнения (новизна, достоверность, язык, стиль и т. п.).
Как видно из структуры материала, «базовых узлов» оценки не 9, а 27, но не суть. Видите — как их МНОГО, этих элементов адекватной оценки, без упоминания которых сама оценка становится неполной, неадекватной, необъективной. Таки, в итоге, из кучи недостоверных оценок — разве можно сложить нечто, что имеет практическую ценность в смысле принятия решения («читать — не читать»)?
Так вот — если просто посчитать долю «реализованных аспектов» (сколько из 27), то получается (по 100-бальной системе) — 67. А «порог «вменяемости» рекомендации» — 40.
Так что — с чистой совестью — РЕКОМЕНДУЮ
amlobin, 9 октября 2016 г.
Мутная книга. Написано, конечно хорошо, но что в сухом остатке? Жил-был хороший мальчик, стал метким стрелком, живет под магической крышей и все у него хорошо: задушевно дружит с бандитами и регулярно убивает незнакомых людей, и все это — строго для спасения мира.
Я не моралист, но концепция выходит откровенно гнилая, конфликта по сути нет — у героя же все хорошо! — потому и сюжет никакой.
dimon1979, 12 июля 2013 г.
Вот я и добрался до совместного творчества Олди и Валентинова. Эти люди не идут по простому пути, не стараются облегчить жизнь читателю, а скорее наоборот, делают все возможное, чтобы после прочтения романа была возможность поразмышлять о прочитанном. Не скажу, что я смог разгадать все авторские загадки, но это все же и не самое главное, не такую цель я перед собой ставил. Когда-нибудь, лет через 10-15, если не надоест чтение книг, я бы с удовольствием перечитал это произведение, чтобы сравнить ощущения сейчас и тогда, может восприятие будет совсем другим.
На первый взгляд, в этом романе все слишком простое и обыденное. Мальчишка-школьник, у которого постоянные подростковые проблемы. С кем-то подрался, кому-то проиграл в карты, в кого-то влюбился, не выучил уроки, проблемы с матерью. Вроде бы ничего необычного? Но есть несколько отличительных особенностей. Он очень хорошо стреляет в тире и дружит со старым работником тира, что же в этом такого особенного? А что если каждый выстрел по мишени может стоить кому-то жизни? Что если каждая из мишеней, это чья-то судьба и от выстрела мальчишки зависит судьба целого мира? Слишком пафосно? Но это только, если не знать кто направляет его руку. Помимо школьника Данила, одну из главных ролей в романе будет играть старый тирмен, который прожил длинную и интересную жизнь. Описание его жизненного пути, который начался еще в годы революции, будет одним из самых увлекательных моментов в произведении. Не зря говорят, что человек живет, пока занимается любимым делом и не важен возраст. С годами люди становятся или озлобленными на весь мир, или счищающими своим долгом с кем-то поделиться накопленными знаниями. Даниле повезло, ему встретился человек, искренне любящий свою работу, хотя это очень спорный момент насчет везения, легко можно пойти по ложному пути.
Вообще, героев в романе много. Но и событий, происходящих с героями тоже много. Поэтому на каждом этапе жизненного пути, встречаются разные люди. Даже самое обычное общение, авторы преподносят в виде некого предназначения. Есть множество дорог, но выбрать нужную можно только тебе самому. Постоянная проблема выбора, будет играть одну из самых важных составляющих в мире тирменов. Авторы покажут тех, кто пошел по ложному пути и к чему это их привело.
Назвать данное произведение фантастикой, я не могу. Очень уж тонкая грань проходит между нашей реальностью и этим романом. И кто знает, на каких весах находится наша жизнь и кому придет в голову ее измерить.
SHONN, 7 января 2011 г.
Обманчивое ощущение что вот вот, сейчас, еще немного, и раскроются все загадки и тайны. Что будет понятен и смысл и произведения и та мысль, которую до нас хотели донести авторы... Не судьба. Не в этот раз. Все так же за отсутствием ярких идей очередная мутная история в качественном изложении. Все чаще и чаще заметно что языком современные писатели владеют, а идей никаких, пустота... О чем книга то, авторы, аууу!!!!! И да, еще. Как же надоели бессвязные концовки...:confused:
Vampirt, 27 июля 2014 г.
Каждый раз беря книгу Олди не знаю чего от нее ожидать.Для меня это или полный провал как было с « Магом в законе» или же открытие каких то новых горизонтов, как в случае с «Путем меча»
Данное произведение в соавторстве с А.Валентиновым вызввало двоякие чувства: с одной стороны интересная идея, персонажи и развитие сюжета, с другой моральный облик Даниила вызывает не самые лучшие ощущения, эпизод с Пантелеевым тоже интересен но не понятен тем зачем идеализировать обычного убийцу и грабителя каким он в обычной жизни и являлся.В общем интересно необычно но не так что бы вау! и дух захватывало .Читать стоит хотя бы потому что — сколько людей столько и мнений
ukavgiz, 4 июля 2013 г.
Как-то не поняла я смысл этой книги, ну не поняла. Поначалу казалось: идея — человек-орудие смерти. Не новая идея (вспомните рассказ Брэдбери «Коса»). Читаю дальше — кажется, тирмены — орудие жизни. Потом думаю, орудие судьбы, что ли? Ну ладно, как то устаканились уже с идеями-тирменами, не в этом суть, видно. Но и дальше все так же туманно, напутано и накручено. А концовка — ну разумеется! — на усмотрение читателя, как хочешь, так и понимай; что на душу ляжет, чем сердце успокоится. Уж слишком модны нынче такие многовариантные финалы, чуть ли не в каждой второй книге. Прямо-таки традиция.
Что касательно героев. Петр Леонидович — увлекательный дядька, со стержнем и внутренним очень достойным и человечным содержанием, ему сочувствуешь. Именно он, мне кажется, главный герой. А Данька — сущий ребенок, так и не ставший взрослым, какой то телок на веревочке у кого угодно — у приятелей, у бандитов, у старшего тирмена, у судьбы. Он-то как раз и показался хладнокровным маленьким палачом, не понимающим, что делать можно, а что — нельзя никогда, ни при каких обстоятельствах. Бандиты какие-то интересные получились, невсамделишные, но «прикольные». А Ленька Пантелеев к чему тут? Дань конъюнктуре?
Но несмотря на кучу вопросов, книгу я прочла с большим интересом, и наверняка еще перечитаю не раз. Я люблю длинные повествования, эдакие саги, тем более фантастические. Если главный замысел (и смысл) авторов был — написать увлекательную книгу, им это вполне удалось. Хотя, кто же хочет написать плохую книгу?
ruizAw, 26 июля 2011 г.
Самый очевидный вопрос к авторам — при чем тут стрельба? ГГ с равным успехом мог пасьянсы раскладывать на своих «заданиях». А в финале «героически» сбросить колоду на пол.
Т.е. во флешбеках оружие есть и даже окружающие в кого-то постреливают в тире. Но не ГГ. Для чего привнесена сущность «тирмен» — загадка.
Ну и классические добрые киллеры и совестливые отморозки. Без этого никак? Герои нашего времени...
p.s. оценка — за качество текста, которое все же выше среднего.
NikoKlaus, 11 сентября 2010 г.
По характеру текста напоминает зрелых Стругацких. То, что писали в предыдущих отзывах о мелких недостатках, правда. Но это с лихвой окупается прекрасным стилем повествования. Образы главных героев (да и эпизодических) убедительны и полнокровны. Сюжет... Да не в том же дело, сколько народу замочили, а сколько просто трахнули. Не об этом ведь роман, а за жизнь.
Наверное, Стругацкие оборвали бы действие чуть пораньше, финал истории был бы более открыт и мрачен, что ли... «ТирМэн» заканчивается хэппи-эндом (ну, почти что), чуточку с соплями и слезьми. Ой, это, кажется, спойлер :smile:! Но, похоже, это не маркетинг, а жизнерадостное мироощущение авторов.
Приятно почитать литературно-художественное произведение, которое создавалось не для того, чтобы наколотить бабок. В данном случае авторы писали так, чтобы понравилось им самим. А значит, вложили кусочек души. То бишь, получилось одухотворённое литературно-художественное произведение. И не важно, какой это жанр, фантастика, мэйнстрим или эротика.
Хорошая книжка. Пойти купить, на полку поставить.
P.S. Пацаны, если вы любите боевую фантастику, не верьте аннотации! Эта книшка не про мочилово, вам хлуздят! Не читайте её, она беспонтовая!
Andr_Pim, 11 августа 2008 г.
Написано неплохо, главы про Петра Кондратьева интересные. про Данила — не особо. Главное — нет идеи в книге (или я не заметил :confused:)... Что сказать то хотели? Что «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным»? Парень до последней главы не особо мучился угрызениями совести, объяснениям сразу верил и вполне спокойно спал, убивая... Во всей книге ни у кого, кроме Канари, серьезных проблем то нет. Вроде атмосфера сгущается, сгущается, а ничего не происходит.... Ну. а то, что «Вечная Спутница» лучше «Феи Неба», так это уже тоже не новость... В общем, не отстой, конечно, но У Олди есть намного сильнее вещи.
AlisterOrm, 18 июня 2011 г.
Есть книги громкие, пафосные, с высоким штилем, эпическим размахом, множеством действующих лиц, подробным описанием мира.
А есть книги сравнительно простые. Они невелики по объёму, легко читаются, и не заставляют запоминатть огромное количество персонажей. Но какие из них глубже? Всё зависит, конечно, от мастерства писателя. А его у харьковской троицы хватает.
Мы знаем о масонах, иллюминатах, розенкрейцерах. Очень громкие названия, очень громкая слава, сразу ясно, что это давно не тайные общества. А есть тирмены. Скромно, кратко, и по сути. Люди тира. Стрелки. По совместительству — рыцари Великой Дамы, персты Судьбы, которые вершат её суд своими руками. Они — фактически киллеры, но они не служат никому — кроме судьбы. Ни один тирмен не убъёт никого по заказу, или по своей воли — иначе жестоко поплатится за это...
Как часто бывает, наши авторы богато насытили текст аллюзиями, ссылками на различные произведения мировой литературы и философии, провели криптоисторические линии — всё это ньюансы, с которыми надо разбираться во время повторного (не одного!) прочтения. А основной смысл — он достаточно простой. Это ещё одна история о том, как человек пытается противостоять своему предназначению, пытается сломить волю самой судьбы — причём ГГ (Даньку-Архангела) движет вовсе не эгоизм. Здесь уже срабатывает одно простое правило — «Нельзя стрелять по своим. Иначе ты — просто животное», как говорят авторы устами одного из героев. Даниил делает выбор — он предпочитает убить себя — но не своего учителя.
И всё переменилось. Все, кто был жертвами тирменов, и сами тирмены вернулись в «нулевой» уровень. Все стали такими, как прежде. и отсюда вопрос — с выстрелом Даньки себе в голову (и в Великую Даму, стоявшую сзади) прекратило существование сообщество тирменов? И что их теперь ожидает, воскресших из мёртвых, и бывших стрелков? «Думай, дон Читатель!» призывает нас рецензия в МФ. А подумать есть над чем. Многплановый, интересный роман, написанный простым слогом — всё это о «Тирмене». Единичный экземпляр, штучная литература — как алмаз редкой огранки. Советую прочитать — возможно, лучший роман, когда-либо написанный этой тройкой в соавторстве.
Тимолеонт, 10 апреля 2011 г.
Как все романы Олди «Тирмен» меня потряс и оставил заметный след в душе. История безумно понравилась, есть, конечно, слабые моменты, но они блекнут и не вспоминаются после прочтения. У меня лишь одно серьёзное но:
В общем — моё искреннее восхищение потрясающей историей и твёрдая девятка.
АвК, 3 ноября 2010 г.
Первое произведение Олди в соавторстве с Валентиновым, что я прочел. Что хотелось бы отметить, так это стиль повествования и главных героев. Насчет повествования- оно не такое тягучее, как в сольных вещах Олди. Насчет героя же... Да, герой тоже сильно отличается от типично олдевских. Во всяком случае внутренних монологов нет. И возраст не тот- от подростка до очень молодого парня. Ах да, есть еще старый Петр Леонидович, но у Олди я и таких главных героев не видел. Текст идет гладко, шероховатостей не заметил.
Теперь что мне не очень понравилось. Стрелковая романтика. От этого вида отдыха я далек. Даниил Архангельский. Вроде и хороший человек, а вроде и душонка с гнильцой. Невыразительные «хомячки» местной каморры.
Ну и напоследок. Желаю, чтобы в конце вы встретились со ждущим именно вас другом. Вашим другом на одну минуту, тирменом.
Irena, 3 апреля 2009 г.
Возможно, спойлер!
Некто решает наши судьбы за нас. Взвешивает и измеряет. Некто ведет подсчет, а другой некто этот подсчет сбивает, и все они решают за нас, как нам жить и когда умирать. В помощь себе они набирают таких же, как мы, чтобы их руками карать и миловать. Но чаще, похоже, карать. Не за провинность карать — из неких высших соображений, во имя блага человечества вообще. (Это всегда проще, чем благо конкретного человека). Сначала потенциальных помощников прельщают возможностью отомстить, потом убеждают, что все это — «во имя и на благо для», потом покупают собственной (и родственников) долгой жизнью и здоровьем, пугают показательными карами провинившихся... А если тирмен начинает задавать щекотливые вопросы, ему можно показать и белопушистость свою, как мы спасаем обреченных. Ну как же, без нас человечество бы сей момент кончилось, так что «отстреливаемые» должны еще и спасибо говорить своим «друзьям». За светлое будущее, ура!
Никаких ассоциаций не возникает?
А помощники — кто принимает всю эту идеологию, кто сомневается, но почитает за благо молчать, кто-то срывается — и исчезает... Но однажды кто-то находит в себе силы пойти наперекор Системе. Что есть тирмен? Послушное орудие Системы. Что значит — убить в себе тирмена? Убить в себе раба, слепого исполнителя чьей-то воли. Оборвать ниточки и сделать свой шаг самостоятельно. Пусть тот, кто держит ниточки, имеет самые благие (с его точки зрения) цели. Свобода, как известно, начинается со слова «нет». И бывает, что одно-единственное «нет» разрушает казавшуюся несокрушимой Систему. Старый мир рушится — что впереди? Во всяком случае — возможность решать самому. Прав ли тирмен, убивший в себе тирмена, уничтоживший этим выстрелом Ту, что стояла у него за спиной, и тем закончивший подсчет? Можно спорить. Может быть, этот прекрасный новый мир кончится Большой Игрушечной и треснувшим небом? Может быть. А может быть, и нет. Город в тополином пуху застыл в ожидании. Но не Дао, и не Деусам, и никому другому не позволено решать за нас и тасовать наши судьбы во имя их, Деусов, понимания добра.
Dentyst, 19 мая 2010 г.
Это первый роман Г.Л.Олди в соавторстве с А.Валентиновым, который я прочитал.
Смело заявлю (разумеется ИМХО) — третий здесь, конечно, не лишний, но и не так уж и необходим был. Сюжет, идея — всё нормально. Но вот, видимо, разница в писательском стиле создают какое-то неоднородное полотно с шероховатостями и зазубринками. Это, как в кино — «рваный» монтаж. Оно вроде бы и неплохо, и интересно, но несколько сбивает с толку. Приходится постоянно, хоть немножко но «подстраивать прицел», чтобы «цель не уходила».
Но вообще-то роман произвёл очень сильное впечатление и вот почему. Меня иногда посещают мысли, что в мире подлунном «не всё так, как на самом деле». Что существуют некие силы (незримо, но ощутимо) управляющие миропорядком. Вот и авторы представили одну из моделей такого мироздания — причём «вид из незримой» части. По воле писателей наша повседневность предстаёт перед нами в виде айсберга : то что «дано нам в ощущениях» — только малая часть истинного положения вещей. А что там — под водой, остаётся только гадать. Ну вот харьковчане так нагадали. И достаточно достоверно.