Йон Колфер «Авиатор»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Авантюрно-плутовское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Подростковая литература
Конор — мальчик, живущий на острове у берегов Ирландии, чей отец работает охранником самого короля! Однако его спокойная, беззаботная жизнь заканчивается, когда он узнает о том, что жаждущий власти Хьюго Бонвилиан замышляет государственный переворот против короля. Не сумев остановить изменника и спасти короля от смерти, Конор отправляется в тюрьму по ложному обвинению в убийстве. Там он проводит месяцы одиночества за царапанием на стенах темницы макетов летательных машин. Через два года ему удается построить планер и сбежать из тюрьмы...
Номинации на премии:
|
номинант |
Премия блогеров в области детской и подростковой литературы / Children's and Young Adult Bloggers' Literary Awards / Cybils Award, 2008 // Фэнтези и научная фантастика для подростков | |
|
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года |
Похожие произведения:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 10 октября 2025 г.
Летающий Монте-Кристо
Если в сериале об «Артемисе Фауле» Йон Колфер, по собственному признанию, вдохновлялся фигурами профессора Мориарти и доктора Лектера, то в «Авиаторе» он смешал героев Дюма и Жюля Верна.
Действие происходит в конце XIX века, в крошечном островном королевстве у берегов Ирландии. Коннор Брокхарт (ровесник И.В. Сталина) по стечению обстоятельств был вынужден появиться на свет в корзине воздушного шара, и с тех пор судьба его оказалась связанной с воздухом. Его отец возглавлял дворцовую гвардию, поэтому подругой по детским играми ему стала принцесса-наследница, а учителем — королевский спецагент Виктор, мудрец и мастер на все руки (он обучал воспитанника фехтованию, боксу, каратэ и аэродинамике). Воздухоплавание было их общим увлечением, и незадолго до своей гибели Виктор приобрёл и вместе с Коннором оборудовал великолепную мастерскую для строительства летательных аппаратов. Она располагалась в неприступной башне на окраине прибрежного ирландского городка, и так получилось, что ей суждено было простоять несколько лет в нетронутом виде, запертой.
Дело в том, что злодейский королевский маршал Бонвилан замыслил заговор. Он убил короля и Виктора, назвав последнего убийцей. А четырнадцатилетнего Коннора, ставшего свидетелем преступления, объявил мёртвым и тайно заточил в каторжную тюрьму. В камере юношу встретил свой аббат Фариа. Правда, с этим слепым шпионом ему довелось просидеть всего несколько дней, но он успел получить несколько советов, помогших выжить в новых страшных условиях.
Дальше можно и не рассказывать. Понятно, что проведённые в заключении годы не пройдут для будущего авиатора зря. Он закалит тело и дух, станет своим в преступном мире, придумает массу идей для будущих свершений и, в конце концов, сумеет бежать, чтобы триумфально восстановить справедливость. А воздух и летательные аппараты помогут ему не только обрести свободу, но и наказать зло, да ещё спасти при этом своих родителей и принцессу, ставшую к тому времени королевой.
«Авиатора» не назвать со всей определённостью «детской литературой». Классически ясный и целомудренный авантюрный роман будет интересен всем возрастам. Для русского читателя в нём даже слышатся отзвуки прозы Грина или Беляева (только вместо «морского дьявола» там «ночной лётчик», о котором передают друг другу слухи местные жители). Он отчётливо кинематографичен, обладая наглядностью комикса. И, как всякая книга об изобретателях-одиночках, наибольшее впечатление он произведёт на подростков. Те, что постарше, по прочтении спешно двинутся в авиамодельные кружки и секции дельтапланеризма, а младшие станут красть простыни и, изладив из них складные крылья, прыгать с крыши сарая. После этой книги не стоит оставлять детей без присмотра! Хотя предыдущие романы Колфера были не менее вредными.
psycrow, 20 апреля 2012 г.
Йон Колфер сделал мне ранние тинейджерские годы и вдобавок окончательно заставил проникнуться Ирландией своим циклом про Артемиса Фаула — точнее, пожалуй, первыми тремя книгами серии, остальные я читал уже позже, и они показались мне куда более слабыми. В любом случае, я заинтересовался, услышав о существовании книжки под названием «Airman»/«Авиатор» — приключенческого околостимпанковского романа за авторством этого самого Колфера.
Все начинается вполне увлекательно и интригующе: острова Солти, представленные в здешней вселенной независимым монархическим государством вроде Лихтенштейна, малыш по имени Конор, рожденный в дирижабле, красочные диалоги и манящие обещания увлекательного сюжета. Уже во второй главе, впрочем, любые надежды на интригу извилистее железнодорожного рельса умирают в страшных судорогах: главный злодей признает свою злодейскую натуру даже до совершения самого злодеяния (и это даже не спойлер — его, на всякий случай, зовут не иначе как «Бонвилен»), Конор вырастает натуральным Марти-Стю, а шутки принцессы про отрубание головы довольно быстро перестают быть смешными. Бесспорно, позже Колфер частично исправляется благодаря тем же самым остроумничаньям в диалогах, а также введением таких обаятельных персонажей, как Артур Биллтоу и Лайнус Уинтер, но следить за очевидным как законы Ньютона взрослением Конора и преодолением многочисленных тягостей, выпавших на его душу, интереснее ничуть не становится. Возможно, если вы вьюный восторженный подросток, то «Авиатор» вам понравится, но тот же «Артемис Фаул» приучил меня к большей универсальности, что ли, Йона Колфера применительно к возрасту читателей.
Robin Pack, 2 апреля 2012 г.
Неплохая детская книга, которая пытается сочетать «реалистичные» приключения со сказочной наивностью. Герои нарочито невинны и простодушны, злодеи — нарочито злы и жестоки. Чего стоит только главный злодей по имени БонВИЛЛАН — конкретнее только спиваковский «Злодеус Злей». При первом же появлении этот ГлавГад объявляет, что героя и его друзей он ненавидит и стремится уничтожить. При этом, однако, в любую его ложь, даже самую явную, герои верят с шокирующей лёгкостью.
При этом, Колфер целенаправленно «смягчает рейтинг» своей книги. Она не только по-детски наивна. Она ещё и бескровна до крайности. Герой не убивает, даже когда это необходимо в целях самозащиты. Он оглушает, связывает, ранит, но убить не способен, он дерётся саблей, но бьёт исключительно гардой. Роман состоит из множества драк и погонь, но при этом за всю книгу — только четыре трупа; из них три на счету главного гада, а четвёртый — сам главный гад. Зачем нужно это сюсюканье? Неужели кто-то считает, что современных детей шокирует выстрел или выпад шпагой, после которого бандит повалится мёртвым? Неужели «Остров сокровищ» и «Три мушкетёра» по нынешним меркам — кровавая баня насилия?
Книга, тем не менее, не лишена некоторого очарования. Более всего она напоминает по духу и жанру некоторые книги Верна (к примеру, «Пятнадцатилетний капитан», «Приключения экспедиции Барсака»). С Верном Колфера роднит ещё одна особенность: книга буквально напичкана популярной наукой. Юный читатель узнает, как устроен аэроплан, аэростат, колокол ныряльщика, ему расскажут про светящиеся водоросли, порох и виды оружия XIX века, как бы невзначай упомянут выдающихся изобретателей-авиаторов. За это можно хотя бы отчасти простить картонность злодеев и наивность героев. Ведь в целом книга вышла хоть и глупенькой, но захватывающей и познавательной. Аэропланы, воздушные шары, драки, перестрелки — что ещё нужно мальчишке 8-12 лет?
Стихиарий, 21 октября 2009 г.
Небо – это прекрасно. Полеты – это замечательно. Исполнение мечты – это восхитительно.
Сюжет не нов: главного героя подставили, он попал в тюрьму – в поразительно юном возрасте, кстати, но в конце концов выбрался из нее благодаря уму, сумел себя оправдать – заодно обогатился и исполнил его с отцом давнее желание создать летательный аппарат тяжелее воздуха. Зато герои – живые и приятные, Конору сложно не сопереживать, повествование захватывает от начала и до конца.
Считаю эту книгу лучшей у Колфера. А ведь и остальные его произведения далеко как не плохи :)
Нэнбала, 17 мая 2012 г.
Книга понравилась! Вот так просто и без изысков. Однако тем, кто повелся на яркую надпись на обложке «От создателя знаменитого Артемиса Фаула!!!» говорю сразу — ни малейшего намека на фантастический жанр тут нет, поклонникам «маленького народца», фигурировавшего в «Фауле» искать тут нечего, равно как и любителям «современных технологий». Год действия романа: 1878 и далее, примерно по 1895, то есть «эра открытий», да и по содержанию больше всего напоминает стимпанк. Сюжет интригой не блещет, по крайней мере пред читателем все карты раскрыты с самого начала, но при этом книга держит в напряжении с первой страницы и до конца. Ни малейшего «рутинного» повествования, все ярко, логично. Пусть даже не на секунду не усомнишься, что главный герой способен проиграть, неважно — роман затягивает! 10 из 10 со спокойной совестью.
Кузьмичч, 8 августа 2012 г.
Даааа, давненько я не читал таких хороших книг. Все просто идеально — и сюжет, который интригует; и описания душевных страданий главного героя, которые не наводят скуку; и описания летательных машин, которые заинтересовывают, несмотря на незнание физики, механики и проч. Однозначно 10 баллов!!!