FantLab ru

Чарльз Стросс «Акселерандо»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.27
Голосов:
73
Моя оценка:
-

подробнее

Акселерандо

Accelerando

Роман, год; цикл «Акселерандо»

Аннотация:

История будущего человечества, в которой события развиваются очень быстро. И вот уже нельзя отличить реальность от вируальности, живое от неживого, и нет конца ускорению преобразования реальности, запущенному когда-то одним компьютерным пиратом.

В произведение входит:

7.63 (30)
-
1 отз.
8.14 (21)
-
8.00 (21)
-
7.96 (45)
-
3 отз.
8.60 (20)
-
8.38 (21)
-
8.30 (20)
-
8.23 (22)
-
8.05 (20)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 2006 // Роман НФ

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2010 // Зарубежный роман года

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2010 // Переводной роман (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2005 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 4-е место

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2005 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 2-е место

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2006 // Роман

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2006 // Лучший НФ-роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2006 // Роман

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2006 // Роман

номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 2008 // Зарубежный роман. 2-е место (Великобритания)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第41回 (2010) // Переводной роман

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2012 // Переводная книга НФ (Великобритания)

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2012 // Зарубежный роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Акселерандо
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Акселерандо
2017 г.
Акселерандо
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Ачелерандо
2019 г.
(украинский)
Ачелерандо
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наконец одолел этот давно уже сидящий в планах роман. Первые попытки делал давно, но дальше первой главы не продвинулся. Прочёл краткое содержание в Википедии и отложил в долгий ящик. Но вот недавно решил сделать вторую попытку. Начал с переведённого на русский «Ореола» (перевод оказался сокращенным, по крайней мере в сравнении с романной версией), продолжил «Роутером» уже в оригинале и так с четвёртой главы дошёл до финала и после этого вернулся к первой части. Необычный способ чтения, что тут сказать, ну так и книга не совсем обычная.

Общее впечатление — Accelerando стоит затраченных усилий (о них чуть позже). Такой концентрации идей на квадратный сантиметр текста я не встречал ещё ни у одного автора, в том числе и у самого Стросса в других его книгах. Новые подходы к экономике, решение парадокса Ферми, мозги-матрёшки, распараллеливание личности, виртуальное рабство, небесные города на Сатурне, память предков, хранящихся в оцифрованном виде (знакомо? Райяниеми участник того же эдинбургского Writer's Bloc, что и Стросс). Обессмысливание демократии в обществе, интеллектуальная пропасть между членами которого может быть колоссальна, а возможностям манипуляции сознанием позавидовали бы любые правители современности и прошлого. Технологическая сингулярность, высшей формой интеллекта в которой становятся... экономические инструменты, а безнадёжно устаревшие хомо сапиенсы вытолкнуты в буквальном смысле на обочину прогресса. Роман в каком-то плане можно рассматривать как капиталистическую антиутопию — прогресс в нём ведёт к полной дегуманизации цивилизации во всех смыслах. Но тем не менее главные герои, и прежде всего сетевой гений Манфред Макс (никакой он не пират), ищут решения в новых подходах, так как обратно в прошлое возвращаться бессмысленно. Идеи — на 10 баллов.

В сюжетном плане роман задуман как иллюстрация истории XXI века на примере одной семьи (интересно, что один из героев как раз и занимается составлением истории своей семьи, хоть и не совсем привычными для нас методами). Средняя часть немного выпадает из общей схемы, потому что посвящена межзвёздной экспедиции и оставляет происходящее на Земле за скобками. Каждая из глав — отдельная история с законченным сюжетом (они и публиковались поначалу отдельно, в лучших традициях Золотого века фантастики, см. например «Основание» и «Пасынки Вселенной»). Герои достаточно любопытны, хотя большинство из них трудно назвать обычными людьми. Сюжет и персонажи — 8-9 баллов.

И вот тут приходится поставить запятую, потому что есть у романа один серьёзный изъян, и заключается он в стиле. Нет, я не хочу сказать, что стиль плох — Стросс автор талантливый и словом владеет, но владеет он им, как бы это сказать... очень своеобразно. Каждая фраза у него забита под завязку научными, экономическими и компьютерно-гиковскими терминами, употребляемыми к месту и не к месту, причём многие из них им же придуманы. Словарь помогает далеко не всегда, в отдельных случаях не спасает и Гугл. Да что говорить, даже англофоны пишут в отзывах о плохой усвояемости языка. Со временем приспосабливаешься, хотя трудно окончательно привыкнуть к фразам вроде «Tipsters are warning of an impending readjustment in the overinflated reputations market, following revelations that some u-media gurus have been hyped past all realistic levels of credibility. The consequent damage to the junk-bonds market in integrity is serious.» Справедливости ради, это не из основного текста, а из авторского отступления, в которых Стросс периодически даёт обзор просходящего в мире, но тем не менее... Параллельно с Accelerando перечитывал «Эхопраксию», и каким же простым и человечным (я бы даже сказал, человеческим) казался по контрасту язык Уоттса ) Впрочем, порой спасал фирменный строссовский юмор, особенно в первой части — в паре моментов хохотал в голос. Тем не менее по общему впечатлению стиль тянет только на 7 баллов.

Итого по сумме ставлю 9 баллов, прежде всего из-за фантастических идей и мира, хотя и литературная составляющая небезынтересна.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это было круто. По-настоящему.

Роман (или сборник?) — сверхзвуковая гонка на острие технического прогресса.

В книге, конечно, есть персонажи, и они участвуют в повествовании от первой страницы до последней, они толкают сюжет и вовсе не являются пассивными наблюдателями, а напротив — прямо воздействуют на происходящие в мире перемены. Но при этом их личные взаимоотношения и переживания находятся не на самом первом плане (иной раз, даже сложновато следить и этот слой текста часто ускользает от внимания). И это, определенно, издержки, положенные в жертву «глобального» слоя этой истории.

Главными действующими лицами здесь в большей степени являются процессы, бурлящие на гребне волны-цунами экспоненциального развития человечества, что сметает на своем пути до основания буквально всё, включая планеты и звезды. Давно, пожалуй со времен Артура Кларка, фантастическая книга не заставляла по-настоящему поверить в реалистичность изложенного в ней сценария. Причины и следствия сухи, логичны и доходчивы — драйвером тектонических сдвигов общечеловеческой истории является прежде всего экономика. Прагматично, без всяких пафосных соплей вроде штурма вершин или героического завоевания космоса непонятно зачем. Здесь ясно изложено, почему происходит так, а не иначе, почему история направлена именно в эту, а не в иную, сторону. Этакая разложенная по полочкам космическая геополитика. Плюс к этому, Стросс буквально разжевал и положил в рот множество теорий и допущений (например, в старой научпоповской книжке Шкловского о набивших оскомину сферах Дайсона, цивилизациях 2-го типа и прорве потребляемой ими энергии, я нашел всех этих «как» и «почему», получивших свой ответ, гораздо меньше, чем в «Акселерандо»).

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пояснение к названию романа из ВИКИПЕДИИ:

Аччелера́ндо (итал. accelerando) — постепенное ускорение темпа музыкального произведения, особенно в его конце. Противопоставляется ритардандо (итал. ritardando) — постепенному замедлению темпа исполнение музыкального произведения. Часто аччелерандо идёт по крещендо. Почти в том же значении, как аччелерандо, применяется стриндженто (итал. stringento).

Пример аччелерандо — финал квартета Бетховена (в ля-минор) в op. 132.

В честь этого музыкального термина назван научно-фантастический роман Аччелерандо Чарльза Стросса.

Главная мысль романа — на примере одной семьи на протяжении нескольких десятилетий показать ускорение научно-технического прогресса и к чему это приведёт человечество.

Время событий — вторая половина 21-го века.То есть совсем рядом с нами.

Роман и написан на языке этого времени — поэтому читается с трудом. Автор пытается помочь читателю сносками, но еще более мудреных чем текст.

Насколько вероятна версия такого сценария? Ранее на эту тему писали Виндж и соавторы Уильямс и Дикс. Стросс во многом их повторяет, но мысль одна и та же — человечество будет меняться физически. А изменение физическое влечёт изменение к окружающему миру.И остаётся остаткам человечества искать во Вселенной место нового обитания без виртуальных вещей.

На Земле и в Солнечной системе побеждает ИИ — Искусственный Интеллект, который озабочен лишь наращиванием своих мощностей.И первый контакт со Вселенским Разумом показал наличие вселенской сети маршрутизаторов(компьютерной сети Интернета), где наверно тоже нет места живому человеку.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Была когда-то серия «Сны разума», которая на пару лет задала стандарты какой должна быть серия актуальной и качественной фантастики. Младший брат, Эйфельхайм, Спин, Вихри мраморной арки... И там на пике популярности должны были напечатать Стросса и Майкла Маршалла Смита «Только вперед». Не напечатали, серия перезапустилась, но желания покупать ениги, только из-за тогочто они вышли в знакомом оформлении у меня уже давно нет. Пару лет в другой серии издали «Только вперед», а сейчас малотиражники аж в двух вариантах издали Аксселерандо. Самое смешное в том, что оба эти романа подходили серии куда больше, чем поздние Бир, Робинсон и Олдисс. Потому что это — фантастика, которая написана не мэтрами, а писателями которые хотят писать ради идей, которые их ... распирают, что ли. Только вперед мне не понравился из-за того, что мне показалось, что писатель утратил контроль над текстом, но то что роман интересен я отрицать не мог. Теперь о Строссе.

В Снах разума был роман Счет по головам — киберпанк нулевых. Стросс оказывается это — посткиберпанк, да еще и такой «твердый», что поклонники Игана и Уоттса не должны пройти мимо. Трудная, но интересная книга — опять же айтишники, математики и физики, а также экономисты, социологи и т.д. могут найти много интересного. Перечитывать этот роман я скорее всего не буду, но рекомендую к ознакомлению, что называется без вариантов. И, повторюсь, Сны разума от этой книжки только выиграли бы, но...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх