Александр Пушкин «Скупой рыцарь»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Жестокая скупость позволила старому барону заполнить золотом свои сундуки. Но теперь ему невыносима мысль о том, что после его смерти сокровища растекутся из этих сундуков по миру. А тем временем сын барона, измученный нуждой, решается просить помощи у герцога. Герцог обещает ему усовестить старика.
Первое издание: „Современник“, 1836 г., т. I, стр. 111—120. Подпись: „Р.“
Входит в:
— цикл «Маленькие трагедии»
— антологию «Современник, литературный журнал А.С. Пушкина. 1836-1837: Избранные страницы», 1988 г.
- /языки:
- русский (131), английский (1), не указан (1)
- /тип:
- книги (127), аудиокниги (6)
- /перевод:
- И. Железнова (1), Дж. Лоуэнфельд (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 3 апреля 2025 г.
Пушкин молод, ему всего 31 год — и старый барон еще кажется ему старым п...
С какой-нибудь развратницей лукавой
Иль дурой, им обманутой, так я
Весь день минуты ждал, когда сойду
В подвал мой тайный, к верным сундукам.
Себя же он все еще чувствует Альбером, участником поединков (дуэлей), но уже крепко засевшим в долгах.
(сумма долгов Пушкина перед частными лицами составляла 92 тысячи 500 рублей, а перед казной – 43 тысячи 333 рубля, что по тем временам являлось астрономической суммой. Альберу такие расходы и не снились)
Как умный человек он понимает, что
И не жалея шлет туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надежных
И бережет их как зеницу ока.
Однако понимание этого факта никак не способствует рационализации расходов и приведения их в соответствие с доходами (очень частое явление в реальной жизни).
«Когнитивный диссонанс» — термина этого во времена Пушкина еще не существовало, но подобное состояние людям, конечно, уже было давно знакомо. И очень похоже на то, что появление данной пьесы было связано именно с наличием такого диссонанса :)
Проще старика барона представить миру в образе скупца, отбирающего последний дублон у вдовы, чем признать себя неспособным правильно распоряжаться деньгами (избирательное восприятие, да :)
Итак, что же происходит в пьесе? Благородный рыцарь обращается с герцогу (аватару царя) с жалобой на отца, т.е. — он настучал властям на родного отца, как Павлик Морозов, причем даже не по поводу ограбленной вдовы, а сугубо из личных меркантильных соображений.
(Таких мы в детстве убивали из рогатки :)
А что же герцог? Вместо того, чтобы приструнить Альбера и отправить его восвояси («научись сам зарабатывать себе на жизнь, ты же взрослый уже») — герцог дает отцу ценное указание: «Мы тотчас приучим Его к весельям, к балам и турнирам» — т.е. сделаем его еще большим балбесом.
Но что барон вполне разумно и сдержано отвечает «Простите мне, но, право, государь, Я согласиться не могу на это…»
Далее у автора идет «компромат» на барона: «Доказывать не стану я, хоть знаю, Что точно смерти жаждет он моей»
Сорри, но про то, что сын таки жаждет смерти отца- догадался ранее и один из персонажей, даже не являвшийся членом этой семьи (и дал совет по этому поводу).
Барон же не настолько глуп, чтобы не замечать столь очевидных вещей — там пора уже было и определенные меры безопасности предпринимать («отведай ты из моего кубка, боярин» :)
(Альбер делано возмутился, но деньги тогда таки взял, да)
А далее мы видим, насколько Альбер любит отца — подслушав разговор (о как это благородно и чисто по рыцарски), он обвиняет отца во лжи (хотя знает, что отец, в общем, догадывается совершенно правильно)
(Ох, очень похоже на то, что отец мало порол сына в детстве :)
Подобное обвинение («ты лжец») и во времена Пушкина было поводом для убийства оппонента (т.е. для дуэли)
Герцог же, по сути, сознательный организатор подставы — формально возмущается
Сын принял вызов старого отца!
В какие дни надел я на себя
Цепь герцогов! Молчите: ты, безумец,
И ты, тигренок! полно»
Итоговый результат встречи немного предсказуем:
Ну а герцог, на публику, выдает банальность уровня лавочки у подъезда: «Ужасный век, ужасные сердца!» — хотя сам, как руководитель, был обязан не раздувать конфликт в вверенном ему коллективе, а наоборот, предотвратить его (например, отправить молодого дурака в очередной крестовый поход :)
Ну очень противоречивая пьеса получилась у Пушкина (мне же она никогда не нравилась, даже тогда, когда я был моложе Альбера :)
(причины ее противоречивости я объяснил выше :)
KOLe, 12 июня 2012 г.
Жажда денег погубила обоих героев, оба они в конце трагедии обнажили свою низость. Один желал денег, чтобы с их помощью достичь феодальных привелегий. И, если открытое отцебуйство, еще претит его рыцарским принципам, то открытое отцеубийство помогает сохранить видимость рыцарской доблести. В сущности же Альберт — низкий человек, готовый на все ради денег, ради положения в обществе, которое давали ему деньги.
Барон бесчеловечен. Зладо подавило, изуродавало его человеческую природу. Деньги превращаются для него в самоцель, стасть к обогащению становится скупостью. Деньги для него мифический источник тайной власти над миром.
Сюжет сталкивает две неправды, у каждого из героев идея0фикс поглащает человеческую правду. Никто из героев так и не смог понять, что есть такие человеческие ценности, которые не продаются и не покупаются.
zotovvg75, 22 декабря 2022 г.
Все старо как мир, во все времена люди совершают преступления, идут на предательство, гибнут за желтые кружочки редкого металла наделенного всесильным могуществом. Это могущество имеет дьявольскую природу, оно выворачивает человеческую душу наизнанку, извлекая самые черные страсти и желания. Пушкин как классик не мог обойти данную тему, так как кому как не классикам необходимо выставлять напоказ эту всепоглощающую силу, равную по величине лишь жажде власти. Эти две порочные страсти всегда идут бок о бок, однако здесь автор оставил властолюбие несколько в стороне, вернее превратил его в скрытое внутреннее наслаждение старого рыцаря от осознания зависимости унижающихся людей, молящих отсрочить долг. И нет никому пощады и жалости, полдня стоящая на коленях вдова с тремя детьми по мнению скряги лишь притворщица не заслуживающая снисхождения.
Скупец не желает заставить служить себе золото, он сам служит своим сокровищам. Такой чахнущий над златом царь Кощей из другого произведения автора. Это сильно напоминает Горлума, сидящего глубоко под землей и порабощенного своей Прелестью. Те же разговоры с самим собой, та же сжигающая душу страсть, то же стремление покарать любого посягнувшего на объект вожделения. Поэтому барон бросает перчатку собственному сыну, ибо то, на что тот хочет посягнуть-МОЁ! Пушкинские строки гениальны, метафора впитавшихся в деньги слез, крови и пота прекрасна. «Ужасный век, ужасные сердца!»-эти строки стали крылатыми, старый век переходит в новый, рождаются новые сердца и... все повторяется снова.
mputnik, 4 июня 2019 г.
Только что оторвался от телевизора. Канал «Культура» крутил «Маленькие трагедии». Увидел первые кадры «Скупого рыцаря», и — как заколдовали. Какая постановка, какие актеры, какая режиссура, какая ЛИТЕРАТУРА!
Весьма рекомендую, уважаемый потенциальный читатель, временно переквалифицироваться, и — посмотреть этот фильм 1979-го года. Это НЕЧТО