fantlab ru

Александр Пушкин «Скупой рыцарь»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.53
Оценок:
412
Моя оценка:
-

подробнее

Скупой рыцарь

Другие названия: Скупой рыцарь (Сцены из Ченстоновой траги-комедии: «The covetous Knight»)

[под псевд. "P."]

Пьеса, год (год написания: 1830); цикл «Маленькие трагедии»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 67
Аннотация:

Жестокая скупость позволила старому барону заполнить золотом свои сундуки. Но теперь ему невыносима мысль о том, что после его смерти сокровища растекутся из этих сундуков по миру. А тем временем сын барона, измученный нуждой, решается просить помощи у герцога. Герцог обещает ему усовестить старика.

Примечание:

Первое издание: „Современник“, 1836 г., т. I, стр. 111—120. Подпись: „Р.“


Входит в:



Полное собрание сочинений
1904 г.
Полное собрание сочинений
1904 г.
Скупой рыцарь
1908 г.
Сочиненiя А.С.Пушкина. Том третий
1909 г.
Драматическія сцены
1915 г.
Скупой рыцарь
1922 г.
Драматические произведения
1928 г.
Драмы
1936 г.
Скупой рыцарь
1936 г.
Сочинения
1936 г.
Том третий
1936 г.
Маленькие трагедии
1937 г.
Скупой рыцарь
1937 г.
Сочинения. Том 7
1937 г.
Том III. Евгений Онегин. Драматические произведения
1940 г.
Драматические произведения
1943 г.
Сочинения
1948 г.
Сочинения. Том 7
1948 г.
Собрание сочинений. Том IV. Драматические произведения
1949 г.
Полное собрание сочинений в шести томах. Том третий. Евгений Онегин. Сказки. Драматургия
1950 г.
Том пятый
1950 г.
Стихотворения. Том 3
1954 г.
Сочинения. Том второй
1955 г.
Полное собрание сочинений. Том пятый. Евгений Онегин. Драматические произведения
1957 г.
Сочинения. Том 2
1957 г.
Избранные произведения. Том II. Евгений Онегин. Драматические произведения. Проза
1961 г.
Маленькие трагедии
1961 г.
А. С. Пушкин. Сочинения в 3 томах. Том второй. Поэмы. Драматические произведения
1964 г.
Полное собрание сочинений. Том пятый
1964 г.
Драматические произведения
1967 г.
Драматические произведения
1970 г.
Маленькие трагедии
1970 г.
Д. И. Фонвизин. Недоросль. А. С. Грибоедов. Горе от ума. А. С. Пушкин. Маленькие трагедии. Ж.-Б. Мольер. Скупой. Мещанин во дворянстве
1972 г.
Маленькие трагедии
1972 г.
Маленькие трагедии
1973 г.
Романы. Повести. Драматические произведения
1973 г.
Драматические произведения
1974 г.
Маленькие трагедии
1974 г.
Проза. Драматические произведения
1974 г.
Романы. Повести. Драматические произведения
1975 г.
Избранное
1976 г.
Евгений Онегин. Драматические произведения. Романы. Повести
1977 г.
Маленькие трагедии
1977 г.
Избранные сочинения. Том второй
1978 г.
Маленькие трагедии
1979 г.
Маленькие трагедии
1979 г.
Полное собрание сочинений в 10 томах (эксклюзивное подарочное издание). Том 5. Евгений Онегин. Драматические произведения.
1979 г.
Драматические произведения. Проза
1980 г.
Маленькие трагедии
1980 г.
А. С. Пушкин. В двух книгах. Книга 1. Маленькие трагедии. Медный всадник
1981 г.
Драматические произведения. Проза
1982 г.
Драматургия. Проза
1983 г.
Драматические произведения. Проза
1984 г.
Драмы
1985 г.
Избранное
1985 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 2
1986 г.
Современник, литературный журнал А.С. Пушкина. 1836-1837. Избранные страницы
1988 г.
Маленькие трагедии
1988 г.
Маленькие трагедии
1988 г.
Маленькие трагедии
1992 г.
Проза. Драматические произведения
1992 г.
Избранное
1993 г.
Сочинения. Том 7
1995 г.
Жизнь и лира
1996 г.
Маленькие трагедии
1996 г.
Поэмы, повести, драматические произведения
1997 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4
1997 г.
Драматические произведения. Романы. Повести
1998 г.
Стихотворения и поэмы
1998 г.
Том первый. Драматические произведения. Поэмы. Сказки. Стихотворения
1998 г.
Евгений Онегин
1999 г.
Евгений Онегин. Драмы
1999 г.
Евгений Онегин. Драмы
2000 г.
Драматические произведения. Повести покойного Ивана Петровича Белкина
2002 г.
Проза и драматургия
2002 г.
Проза. Драматургия
2002 г.
Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения
2002 г.
Ваш Пушкин
2004 г.
Золотой том. Собрание сочинений
2004 г.
Сказки. Стихи. Поэмы. Повести. Евгений Онегин
2004 г.
Стихотворения. Поэмы.
2004 г.
Маленькие трагедии
2005 г.
Евгений Онегин. Драматические произведения
2006 г.
Драматургия. Проза
2008 г.
Маленькие трагедии
2008 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2008 г.
Евгений Онегин. Драматургия. Проза
2008 г.
Евгений Онегин
2009 г.
Евгений Онегин
2009 г.
Полное собрание сочинений. Том седьмой
2009 г.
Евгений Онегин
2010 г.
Поэзия. Драматургия. Проза
2010 г.
Маленькие трагедии
2011 г.
Малое собрание сочинений
2011 г.
Маленькие трагедии. Пиковая дама
2012 г.
Маленькие трагедии
2013 г.
Сказки. Стихи. Поэмы. Повести
2013 г.
Евгений Онегин. Драматические произведения
2013 г.
Маленькие трагедии
2014 г.
Капитанская дочка
2014 г.
Евгений Онегин
2015 г.
Капитанская дочка
2016 г.
Капитанская дочка
2017 г.
Капитанская дочка. Повести. Драматические произведения
2017 г.
Маленькие трагедии
2017 г.
Евгений Онегин. Медный всадник. Пиковая дама. Маленькие трагедии и др.
2018 г.
Стихотворения. Поэмы. Маленькие трагедии
2018 г.
Борис Годунов. Маленькие трагедии
2018 г.
Борис Годунов. Маленькие трагедии
2019 г.
Весь Пушкин для школьников
2019 г.
Маленькие трагедии
2019 г.
Маленькие трагедии
2019 г.
Повести Белкина. Пиковая дама. Маленькие трагедии
2020 г.
Евгений Онегин
2021 г.
Маленькие трагедии. Поэмы
2021 г.
Евгений Онегин
2022 г.
Маленькие трагедии
2022 г.
Маленькие трагедии. Борис Годунов
2022 г.
Капитанская дочка. Повести. Драматические произведения
2023 г.
Маленькие трагедии
2023 г.
Маленькие трагедии
2023 г.
Маленькие трагедии
2023 г.
Маленькие трагедии
2023 г.
Скупой рыцарь
2023 г.
Избранные сочинения в двух томах. Том 2
2024 г.

Аудиокниги:

Каменный гость. Скупой рыцарь
1997 г.
Маленькие трагедии (аудиокнига)
2002 г.
Драматические произведения (аудиокнига MP3)
2006 г.
А. С. Пушкин в исполнении мастеров художественного слова (аудиокнига MP3)
2009 г.
Маленькие трагедии. Пиковая дама
2009 г.
Великие исполнители. Том 11
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Selected Works in Two Volumes. Volume One
1974 г.
(английский)
Маленькие трагедии / Little Tragedies
2016 г.
(не указан)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пушкин молод, ему всего 31 год — и старый барон еще кажется ему старым п...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как молодой повеса ждет свиданья

С какой-нибудь развратницей лукавой

Иль дурой, им обманутой, так я

Весь день минуты ждал, когда сойду

В подвал мой тайный, к верным сундукам.

Себя же он все еще чувствует Альбером, участником поединков (дуэлей), но уже крепко засевшим в долгах.

(сумма долгов Пушкина перед частными лицами составляла 92 тысячи 500 рублей, а перед казной – 43 тысячи 333 рубля, что по тем временам являлось астрономической суммой. Альберу такие расходы и не снились)

Как умный человек он понимает, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что юноша в них ищет слуг проворных

И не жалея шлет туда, сюда.

Старик же видит в них друзей надежных

И бережет их как зеницу ока.

Однако понимание этого факта никак не способствует рационализации расходов и приведения их в соответствие с доходами (очень частое явление в реальной жизни).

«Когнитивный диссонанс» — термина этого во времена Пушкина еще не существовало, но подобное состояние людям, конечно, уже было давно знакомо. И очень похоже на то, что появление данной пьесы было связано именно с наличием такого диссонанса :)

Проще старика барона представить миру в образе скупца, отбирающего последний дублон у вдовы, чем признать себя неспособным правильно распоряжаться деньгами (избирательное восприятие, да :)

Итак, что же происходит в пьесе? Благородный рыцарь обращается с герцогу (аватару царя) с жалобой на отца, т.е. — он настучал властям на родного отца, как Павлик Морозов, причем даже не по поводу ограбленной вдовы, а сугубо из личных меркантильных соображений.

(Таких мы в детстве убивали из рогатки :)

А что же герцог? Вместо того, чтобы приструнить Альбера и отправить его восвояси («научись сам зарабатывать себе на жизнь, ты же взрослый уже») — герцог дает отцу ценное указание: «Мы тотчас приучим Его к весельям, к балам и турнирам» — т.е. сделаем его еще большим балбесом.

Но что барон вполне разумно и сдержано отвечает «Простите мне, но, право, государь, Я согласиться не могу на это…»

Далее у автора идет «компромат» на барона: «Доказывать не стану я, хоть знаю, Что точно смерти жаждет он моей»

Сорри, но про то, что сын таки жаждет смерти отца- догадался ранее и один из персонажей, даже не являвшийся членом этой семьи (и дал совет по этому поводу).

Барон же не настолько глуп, чтобы не замечать столь очевидных вещей — там пора уже было и определенные меры безопасности предпринимать («отведай ты из моего кубка, боярин» :)

(Альбер делано возмутился, но деньги тогда таки взял, да)

А далее мы видим, насколько Альбер любит отца — подслушав разговор (о как это благородно и чисто по рыцарски), он обвиняет отца во лжи (хотя знает, что отец, в общем, догадывается совершенно правильно)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
"(Бросает перчатку, сын поспешно ее подымает.)"

(Ох, очень похоже на то, что отец мало порол сына в детстве :)

Подобное обвинение («ты лжец») и во времена Пушкина было поводом для убийства оппонента (т.е. для дуэли)

Герцог же, по сути, сознательный организатор подставы — формально возмущается

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Что видел я? что было предо мною?

Сын принял вызов старого отца!

В какие дни надел я на себя

Цепь герцогов! Молчите: ты, безумец,

И ты, тигренок! полно»

Итоговый результат встречи немного предсказуем:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Старик не выдержал такого удара и умер

Ну а герцог, на публику, выдает банальность уровня лавочки у подъезда: «Ужасный век, ужасные сердца!» — хотя сам, как руководитель, был обязан не раздувать конфликт в вверенном ему коллективе, а наоборот, предотвратить его (например, отправить молодого дурака в очередной крестовый поход :)

Ну очень противоречивая пьеса получилась у Пушкина (мне же она никогда не нравилась, даже тогда, когда я был моложе Альбера :)

(причины ее противоречивости я объяснил выше :)

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жажда денег погубила обоих героев, оба они в конце трагедии обнажили свою низость. Один желал денег, чтобы с их помощью достичь феодальных привелегий. И, если открытое отцебуйство, еще претит его рыцарским принципам, то открытое отцеубийство помогает сохранить видимость рыцарской доблести. В сущности же Альберт — низкий человек, готовый на все ради денег, ради положения в обществе, которое давали ему деньги.

Барон бесчеловечен. Зладо подавило, изуродавало его человеческую природу. Деньги превращаются для него в самоцель, стасть к обогащению становится скупостью. Деньги для него мифический источник тайной власти над миром.

Сюжет сталкивает две неправды, у каждого из героев идея0фикс поглащает человеческую правду. Никто из героев так и не смог понять, что есть такие человеческие ценности, которые не продаются и не покупаются.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все старо как мир, во все времена люди совершают преступления, идут на предательство, гибнут за желтые кружочки редкого металла наделенного всесильным могуществом. Это могущество имеет дьявольскую природу, оно выворачивает человеческую душу наизнанку, извлекая самые черные страсти и желания. Пушкин как классик не мог обойти данную тему, так как кому как не классикам необходимо выставлять напоказ эту всепоглощающую силу, равную по величине лишь жажде власти. Эти две порочные страсти всегда идут бок о бок, однако здесь автор оставил властолюбие несколько в стороне, вернее превратил его в скрытое внутреннее наслаждение старого рыцаря от осознания зависимости унижающихся людей, молящих отсрочить долг. И нет никому пощады и жалости, полдня стоящая на коленях вдова с тремя детьми по мнению скряги лишь притворщица не заслуживающая снисхождения.

Скупец не желает заставить служить себе золото, он сам служит своим сокровищам. Такой чахнущий над златом царь Кощей из другого произведения автора. Это сильно напоминает Горлума, сидящего глубоко под землей и порабощенного своей Прелестью. Те же разговоры с самим собой, та же сжигающая душу страсть, то же стремление покарать любого посягнувшего на объект вожделения. Поэтому барон бросает перчатку собственному сыну, ибо то, на что тот хочет посягнуть-МОЁ! Пушкинские строки гениальны, метафора впитавшихся в деньги слез, крови и пота прекрасна. «Ужасный век, ужасные сердца!»-эти строки стали крылатыми, старый век переходит в новый, рождаются новые сердца и... все повторяется снова.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только что оторвался от телевизора. Канал «Культура» крутил «Маленькие трагедии». Увидел первые кадры «Скупого рыцаря», и — как заколдовали. Какая постановка, какие актеры, какая режиссура, какая ЛИТЕРАТУРА!

Весьма рекомендую, уважаемый потенциальный читатель, временно переквалифицироваться, и — посмотреть этот фильм 1979-го года. Это НЕЧТО

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх