FantLab ru

Александр Пушкин «Египетские ночи»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Голосов:
107
Моя оценка:
-

подробнее

Египетские ночи

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 25
Аннотация:

К молодому петербужцу Чарскому приходит бедный итальянец — импровизатор. Убедившись в его таланте, Чарский решает устроить вечер, посвящённый ему. На этом вечере итальянец получает тему для импровизации: «Клеопатра и её любовники».

Примечание:

Написано в 1835 г. (вставное стихотворение — в 1828 г.).

Первое издание: «Современник», 1837, т. VIII, стр. 5—24.

Адаптация повести является связующей сюжетной основой для телефильма «Маленькие трагедии», 1979, СССР, реж: Михаил Швейцер.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Александр Сергеевич Пушкин - Сочинения (в семи томах), том 4
1887 г.
Полное собрание сочинений
1904 г.
Полное собрание сочинений
1904 г.
Египетские ночи
1934 г.
Избранная проза
1935 г.
А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 6 томах. Том 4. Повести. Путешествие в Арзрум. История Пугачева
1936 г.
Сочинения. Том 8. Книга 1
1938 г.
Сочинения. Том третий
1955 г.
Полное собрание сочинений. Том шестой. Художественная проза
1957 г.
Избранные произведения. Том II. Евгений Онегин. Драматические произведения. Проза
1961 г.
А. С. Пушкин. Сочинения в 3 томах. Том третий
1964 г.
Полное собрание сочинений. Том шестой
1964 г.
Романы и повести
1967 г.
А. С. Пушкин. Избранные произведения в 2 томах (комплект), 2 книга
1968 г.
Романы. Повести. Драматические произведения
1975 г.
Евгений Онегин. Драматические произведения. Романы. Повести
1977 г.
Избранные сочинения. Том второй
1978 г.
Александр Пушкин. Полное собрание сочинений в 10 томах (эксклюзивное подарочное издание). Том 6. Художественная проза. Романы и повести
1979 г.
А. С. Пушкин. В двух книгах. Книга 2. Пиковая Дама. Египетские ночи
1981 г.
Драматургия. Проза
1983 г.
Капитанская дочка. Проза
1984 г.
Проза
1985 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 3
1986 г.
Сочинения. Том 3
1997 г.
Том второй. Романы. Повести
1998 г.
Стихотворения. Проза
1999 г.
Арап Петра Великого; Повести покойного Ивана Петровича Белкина; Дубровский; Пиковая дама; Капитанская дочка; Египетские ночи: Повести.
2001 г.
Египетские ночи
2002 г.
Повести покойного Ивана Петровича Белкина
2002 г.
Капитанская дочка. Повести Белкина. Дубровский
2007 г.
Повести покойного Ивана Петровича Белкина. Пиковая дама. Капитанская дочка
2008 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2008 г.
Капитанская дочка
2009 г.
Барышня-крестьянка
2010 г.
Пиковая дама, Арап Петра Великого и другие повести
2010 г.
Поэзия. Драматургия. Проза
2010 г.
Полное собрание прозы в одном томе
2014 г.
Полное собрание романов и повестей
2014 г.
Александр Пушкин. Собрание сочинений
2017 г.
Пиковая дама
2017 г.
Сочинения в прозе
2017 г.

Аудиокниги:

Пиковая дама. Неоконченная проза
2005 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отнести эту миниатюру Пушкина к реалистическому жанру можно с большой натяжкой. И если уж это реализм, то реализм магический. Дело в том, что называющий себя неаполитанским художником (вводя таким образом Чарского в заблуждение) итальянец оказывается до такой степени гениальным поэтом-импровизатором, что мысль о магической подоплёке его мастерства приходит в голову самым естественным образом. В реальности такая способность была бы настоящим Божьим Даром, иначе пришлось бы предположить, что его носитель сам имеет божественное происхождение. Возможно, талант импровизатора не единственный талант этого человека (не говоря уже о том, что он импровизирует, аккомпанируя себе на гитаре, и к этому я ещё вернусь). На такую мысль наводит тот факт, что Чарский лично убеждается в волшебной способности итальянца только на другой день после того, как договаривается о месте его выступления и уже завербовав на него «половину Петербурга» (в аннотации допущена далеко не пустячная ошибка). Итальянец определённо ВНУШАЕТ доверие. Колоритная внешность его напомнила мне итальянского художника Сальватора Розу, каким он изобразил себя на лондонском автопортрете 1645 года. Его легко представить с бородой (у импровизатора густая борода), т. к. на картине под подбородком художника положена густая чёрная тень от его длинных волос. Остаётся только мысленно одеть Розу во фрак и вот вам готовый герой Пушкина.

Главная тема этого произведения — взаимоотношения поэта и толпы — то, к чему Поэт возвращался неоднократно. Пушкин с замечательным несколько грустным юмором (о последующем юмористическом уклоне предупреждает читателя эпиграф) описывает поведение Чарского, которому так надоели «приветствия, запросы, альбомы и мальчишки», что он «употреблял всевозможные старания, чтобы сгладить с себя несносное прозвище» — стихотворец. Когда Пушкин сообщает, что в разговорах Чарский касался только самых пошлых тем и никогда — литературы, а кабинет его был убран, как дамская спальня, где «ничто не напоминало писателя», юмор начинает напоминать издёвку, и, похоже, Пушкин смеётся здесь не только над собой. Ну и, конечно, тема, предложенная Чарским импровизатору для испытания, та самая, вышеупомянутая — «поэт сам избирает предметы для своих песен; толпа не имеет права управлять его вдохновением.» После чего следует первая импровизация, одно из лучших стихотворений Пушкина во всём его поэтическом наследии. Напоследок (во второй главе), ещё немного поиздевавшись над несчастным итальянцем и над собой (для Пушкина тема прибылей и гонораров была вынужденно и неприятно близкой), Поэт расстаётся с итальянцем до состоявшегося вскоре его творческого вечера, на котором он ещё раз демонстрирует свой необыкновенный талант.

В заключение отмечу две любопытные детали. Итальянцу для начала декламации необходимо небольшое музыкальное вступление (увертюра), поэтому оркестр в третьей главе играет увертюру к «Танкреду» Россини (видимо, важно, чтобы звучала итальянская музыка). Но, когда он начинает говорить, музыка умолкает. Очевидно, что гитара и оркестр ему нужны лишь для прихода божественного озарения (что-то вроде схождения благодатного огня в Иерусалиме), при котором всё, что он теперь скажет, приходит ему в голову сразу и целиком. Но тут у Пушкина очевидное противоречие, т. к. в конце второй главы итальянец «обнаружил такую дикую жадность, такую простодушную любовь к прибыли, что он опротивел Чарскому...», а такой человек скорее удавится, чем допустит делёж гонорара с целой кучей музыкантов.* Противоречие это очень существенное, в связи с ним вспоминается завещание Шекспира, совершенно не вяжущееся с образом автора сонетов и пьес.

А другая деталь — это наличие в Петербурге первой половины 19 века значительного количества любителей поэзии, знающих французский, но не знающих итальянский язык. Чарский (так думает и сам Пушкин) уверяет итальянца, что если его и не поймут (даже точно, что не поймут), то это не беда, «главное, чтоб вы были в моде». Очень верно замечено, так всегда было и так всегда будет.

*) Видел ли Пушкин это противоречие? Не знаю, что говорили по этому поводу пушкиноведы. А что-нибудь да есть на эту тему, ведь, кажется, к настоящему времени в наследии Поэта не осталось ни одной не исследованной буквы. Осмелюсь высказать своё мнение. Уверен, что видел, — один из умнейших людей России как-никак. И он наверняка нередко сам испытывал подобные эмоции, но достоинство старинного дворянского рода не допускало такого падения (выражения этих эмоций вслух). Его импровизатор человек простой, поэтому Пушкин здесь смог выговориться по полной, намекнув тем самым на бури, происходившие в собственной голове.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх