FantLab ru

Танит Ли «Владыка ночи»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.95
Голосов:
133
Моя оценка:
-

подробнее

Владыка ночи

Night's Master

Роман, год; цикл «Сага о Плоской Земле»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Давным-давно, когда Земля была плоской, а волшебство существовало не только в сказках, стоял в самом центре земли город Драхим-Ванашта. Жили в нём волшебные существа — жестокие, коварные, но прекрасные. И правили ими Азрарн — Владыка Ночи, Тёмное Солнце. И не знал он развлечения лучшего, чем испытывать людей, принося им горе и печали. Любовь, храбрость, силу и разум людей взвешивал Азрарн на своих весах — и, как правило, находил их слишком лёгкими. От его игр порой рушились целые империи, и проклинали люди Владыку ночи. Однако именно он взялся спасти человечество от гибели, и испытанию подверглось уже его собственное могущество...

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1987 // Фэнтези - Роман (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1979 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Владыка ночи
1999 г.

Самиздат и фэнзины:

Сага о Плоской Земле
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Night's Master
1981 г.
(английский)
Night's Master
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые я прочитал этот роман ещё студентом, в самом начале нулевых. По тем временам, посещая занятия не сказать, что прям часто, я обладал практически неограниченным запасом свободного времени, поэтому поглощал фантастику и фэнтези в объёмах 4-5 книг в неделю, не особенно заморачиваясь, что именно читать. На даже на фоне этого читательского калейдоскопа роман Танит Ли показался чем-то совершенно уникальным и самобытным, больше похожим на литературное переложение мифологии никогда не существовавшего народа, чем на фэнтези в его традиционном понимании:

«Азрарн — князь демонов и один из Владык Тьмы — как-то ночью решил развлечься. Приняв облик огромного черного орла, он парил над землей. В те времена земля была плоской, и ее со всех сторон окружал хаос. Князь демонов пересек ее из края в край — с запада на восток и с севера на юг.

Внизу, в ночной темноте, светились крохотные, как искорки, фонари караванов, белыми брызгами разбивались о скалы волны морского прилива. Пролетая над городами, Азрарн презрительно взирал на высокие каменные башни и мощные колоннады. Сложив огромные черные крылья, он присел на рею королевской галеры, наблюдая, как король и королева под всплески весел вкушали перепелов с медом. Отдыхая на крыше храма, Азрарн не преминул посмеяться над людскими ритуалами поклонения богам...»

Сейчас, спустя полтора десятилетия, за которые успел познакомится с мифологическими системами десятков народов и довести количество прочитанных произведений до нескольких тысяч, я приступал к чтению с некоторой опаской — боялся, что «Владыка ночи» уже не произведёт особого впечатления, как это зачастую бывает со многими книгами, которые поражали воображение в детстве и юности.

Как выяснилось — совершенно напрасно! Роман «Владыка ночи» Танит Ли, с которого начался самый известный цикл её произведений, известный как «Сага о Плоской Земле», до сих пор производит впечатление настоящей жемчужины среди поистине необъятной россыпи фэнтезийных поделок, созданных в англо-американской литературе к концу 70-х годов прошлого столетия. Причём жемчужины — чёрной, если принять во внимание, что вся композиция романа строится вокруг фигуры Азрарна, повелителя демонов Нижнего Мира и одного из Владык Тьмы...

Описать словами, чем именно так цепляет «Владыка ночи» очень сложно, потому как всё очарование данного произведения не в сюжете, а в общей атмосфере рассказываемых автором историй. Приступая к чтению, следует чётко отдавать себе отчёт, что практически ничего из классических фэнтезийных приёмов в данном романе нет — герои здесь не отправляются в квесты, не пытаются противостоять тёмным властелинам, не ведут в бой армии, и даже не спасают миров. Да что там говорить — в романе и героев-то, как таковых, нет! Есть лишь несколько связанных между собой сюжетов, повествующих о том, как вмешиваются в людские судьбы обитатели Нижнего Мира и, прежде всего, сам Владыка Азрарн. Вмешиваются, руководствуясь совершенно чуждыми человеку принципами и моральными установка. Вмешательство это, разумеется, чаще всего приводит к грустным, неоднозначным, а порой и ужасающим в своей жестокости последствиям, но... Ну а каким ему ещё быть, если речь идёт о деяниях одного из Владык Тьмы или существ, находящихся у него в услужении?

Однако, если вы ждёте от данного романа смакования жестокости и кровавых подробностей, вынужден вас разочаровать — ничего подобного во «Владыке ночи» нет, а написан роман витиеватым и вычурным языком, характерным скорее для мифологии и сказок, чем для популярной в последние годы dark fantasy. Мне не очень по душе термин «дотолкиновское фэнтези», к которому обычно относят и данный цикл Танит Ли в том числе, а вот с тем, что это настоящая, стопроцентная мифопоэтика — не поспоришь. У автора получилось создать по-настоящему самобытный мир, до предела наполненный магией и тёмным волшебством, не особо вдаваясь при этом в его историю и географию. Это не очередной проработанный фэнтезийный мир с любовно прописанной географией, историей и этнографией, скорее это — пространство мифа...

Отдельная тема — язык повествования. Сказать, что «Владыка ночи» написан (и переведён) красиво — не сказать ничего. Это действительно проза чудовищной красоты, наполненная невероятно красочными, визионерскими образами, когда красота девушки, к примеру, «подобна белой бабочке в сумерках или ночной цветущей лилии; подобна музыке, родившейся от отражения лебедя, плывущего по лунной озерной дорожке». Но особенно ярко это проявляется, когда дело касается описаний Нижнего Мира и столицы демонов, Драхим Ванашты:

«Дворец Азрарна, отделанный черным металлом снаружи и черным мрамором внутри, освещался вечным сиянием Нижнего Мира, лучистым, бесцветным и холодным. Свет лился сквозь огромные окна, украшенные черными сапфирами, темными изумрудами и самыми черными рубинами. Снаружи раскинулся сад с многочисленными террасами, где росли гигантские кедры с серебряными стволами, черными агатовыми листьями и прозрачными хрустальными цветами. Повсюду в зеркальной воде прудов плавали бронзовые птицы, а прекрасные рыбы с крыльями сидели на деревьях и пели — здесь, под землей, законы природы не соблюдались. В центре сада Азрарна бил фонтан из алого пламени, не дававшего ни света, ни тепла. Дворец окружал большой красивый город. Башни из опала, стали, меди и агата тянулись к зареву никогда не меняющегося неба. Солнце ни разу не взошло над Драхим Ванаштой.

Город демонов был городом темноты, пристанищем ночи...»

Вместе с тем, «Владыка ночи» — не просто набор бессмысленных красивостей без внятного сюжета и какой-либо смысловой нагрузки. Да, поступки героев порой весьма неоднозначны, а авторская фантазия не ограничена ничем, но все истории складываются, в итоге, в одно масштабное полотно, в котором нашлось место любви и преданности, расцвету и краху людских государств и сотворению удивительных волшебных предметов, предательству и последствиям необдуманных поступков, внутренним страстям, отравляющим жизни и судьбы людей и нелюдей, и примерам истинной стойкости, позволяющей оставаться людьми, пребывая в шкурах чудовищ, и даже совершенно неожиданному самопожертвованию.

Одним словом — действительно уникальное произведение. Филигранная проза, штучный товар. Искренне рекомендую всем поклонникам необычных миров, неоднозначных поступков и непредсказуемых поворотов сюжета. Попробуйте прочитать хотя бы первую часть романа, самодостаточную историю юноши по имени Зивеш, который рискнул оказаться неблагодарным самому князю демонов Азрарну, и если она вам понравится, то и роман целиком — не разочарует.

Подводя итог, скажу только одно — 10 баллов «Владыке ночи» поставил не раздумывая, в очередной раз пожалел, что некоторым произведениям нельзя поставить 11, и сразу же начал читать второй роман цикла.

P.S. И ещё одно замечание. Если вас, как и меня, не шибко радуют теги «нетрадиционная ориентация героев» или «эротическое» в классификаторе — не пугайтесь. В романе действительно есть пара-тройка сцен подобного рода, вроде упоминаний об однополой связи Азрарна с юношами или совокупления подземного обитателя дрина с самкой паучихи, но всё это сделано лишь для того, чтобы показать, насколько обитатели Нижнего Мира отличаются в своих предпочтениях от людей, и на сюжет не сильно влияют. Да и описаны все постельные настолько невинными выражениями («губы Жазэв изучали бедра Дрезэма, подбираясь к горящей башне его страсти» и так далее), что даже и метку «только для взрослых» по нынешним временам ставить не за что. Говоря проще — это ни разу не модная нынче толерастия, и далеко не пятьдесят оттенков какого-либо цвета. Это просто одна из особенностей прозы Танит Ли — подчёркнутая чувственность и сексуальность.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал эту книгу второй, после «Владыки Смерти». Вначале повествование воспринималось как некая последовательность слабосвязанных между собой историй, что весьма отличало книгу от «Владыки Смерти», который все же имеет более цельный сюжет. Связаны эти истории были либо какими-то предметами, либо событиями. Лишь в последних главах стало совсем понятно, к чему все это шло. Должен сказать, что финал весьма порадовал. Хотя самопожертвование Азрарна и имеет некий оттенок более приземленного интереса, тем не менее получилось все равно довольно впечатляюще. Самопожертвование и воскрешение...где-то это уже было, хотя и далеко не в таком виде (помнится, в цикле о Нарнии был такой момент). Здесь оно, во многом за счет противоречивого характера главного героя (а какой еще, собственно, должен быть у демона характер?) выглядит очень живо и цепляет за душу.

Должен сказать, что кроме финала, понравилась одна из сквозных, как мне показалось, тем книги, что настоящая любовь преодолевает любые препятствия, в том числе и те, источником которых являются сверхъестественные силы (в данном случае демоны). Сам Азрарн в одном из эпизодов говорит, глядя на две соединившиеся половинки одной души, примерно так: «Что идеально в этом мире, то я благословляю». Так что в каком-то смысле эта книга о любви.

Еще хотелось бы сказать, что это одна из тех книг, от которых веет духом древних сказаний и чудесных историй. И лично мне это вполне по сердцу. В этом данная книга отдаленно чем-то напомнила мне муркоковскую «Сагу о Коруме».

Только один момент в книге мне не понравился. Мне не очень нравится описание в книгах тематики однополой любви (есть одна такая сцена, помнится, в начале книги). Тем не менее нужно отдать должное автору, она старалась, чтобы эта сцена не выглядела пошло и безвкусно.

В общем, тем, кто любит старые сказки и легенды (с поправкой на «взрослость» некоторых сцен) — милости просим на Плоскую землю!

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга начиналась тяжело, несколько раз даже порывалась бросить, но очень рада что этого не сделала, и вот почему: во первых это интересное продставление самого повелителя демонов, пусть жестокого, порочного, но умеющего любить, умеющего быть щедрым; финал книги вообще меня поразил и расстрогал. Понравилось именно то, что это преподнесено в виде легенд или сказаний, которые находишь в сборниках мифологии, хотя изначально долго приводило в недоумение именно такой стиль повествования, не понравилась какая-то ограниченность языка в первых двух главах. Но потом уже как-то сгладились все эти неровности и я действительно получила удовольствие читая эту книгу.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Незабываемая книга, которая не позволит заскучать ни на секунду до самого конца!! Целостный интересный сюжет, яркие динамичные события, красочные описания, изобилие таких разных персонажей, а что уж говорить про главного героя, Владыку Ночи! Азрарн просто великолепен!!!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх