fantlab ru

Пол Кемп «Сумерки сгущаются»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.35
Оценок:
34
Моя оценка:
-

подробнее

Сумерки сгущаются

Twilight Falling

Роман, год; цикл «Забытые королевства»

Аннотация:

В руки Эревиса Кейла, бывшего наемного убийцы, попадает загадочный артефакт. С помощью своих друзей — Драйзека Ривена и хафлинга Джака Флита — Кейл узнает, хранителем какой тайны он стал: артефакт указывает время появления Храма Теней. За обладание этим знанием маг Врагген и его прихвостни готовы пожертвовать не одной жизнью – столь велико могущество, которое станет доступно побывавшему в Храме. Ловко используя оружие и магию, обе компании почти одновременно приближаются к заветному месту силы. Но конечно же, Храм Теней подготовил немало сюрпризов для всех своих гостей.

Входит в:



Сумерки сгущаются
2010 г.

Издания на иностранных языках:

The Erevis Cale Trilogy
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно хотел зайти в гости на Фэйрун, почитать о нём что-нибудь новенькое, на ещё и хорошенькое. Дзирт До«Урден и клерик Кеддерли с Лириэль Бэнр уже были лет 15 назад, остальные опыты похода под сень Забытых Королевств меня больше разочаровывали. Дай, думаю, один из последних переведённых сторонних циклов почитаю, отзывы хорошие, оценки недурные, вдруг получу наконец-то хорошую, качественную попсу? Итак, история об ассасине — что же нам ждать?

Гм... Сказать честно — я давно уже привык, что герои D&D представляют из себя ожившие игровые типажи. Но даже с ними грамотный автор может поработать от души, у той же Элейн Каннингем же получалось. А здесь же... Такое чувство, будто мы включаем «Neverwinter Nights» и выбираем персонажа, палка-палка-огуречик, и начинаем игру. Бегаем по локациям, общаемся с неписями, подбираем соратников, взаимодействуем с миром... Это забавно, конечно, но я не подписывался читать новеллизированный сценарий для мода компьютерной игры — не-не-не, я брал в руки именно Книгу. Весь фокус в том, что в RPG надо играть, а не читать его, вылезает и условность характеров, и непродуманность сеттинга, и типовые сюжетные ходы, скучные до хруста.

В общем, как ни печально, мне такое читать категорически не нужно. Очередная безыскусная книга-игра, быть может, для ярых фанатов «Baldur's Gate» сие манна небесная, но увы — это не я.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кратко — чистый восторг и на данный момент лучшая фентези книга из прочитанных мною (читатель я в этом жанре не искушенный, да, но всё же).

А теперь по пунктам. Минусы:

1. Временами сумбурный экшн. Ахиллесова пята практически любого произведения независимо от жанра. Все эти «он закинул руку за голову, потом ударил пяткой в лицо врага, чтобы отбить удар...» временами наслаиваются в сумбурную кашу. Но по сути таких моментов за книгу всего пара, так что несущественно.

2. Местами не до конца понятная мотивация некоторых героев. Кейл прознает о том, что непонятные люди ищут непонятную сферу для непонятных целей. Этого ему достаточно дабы с головой ринуться за ними в погоню, ради схватки с явно неравными силами. Ну да, убили они пару охранников — так себе мотивация. Ну ладно, мало ли, надоело ему быть дворецким, соскучился по приключениям. Его понять в принципе можно. А вот с Магадоном всё похуже. Сходу ввязывается в сомнительное и опасное приключение, а единственная его мотивация это то, что он добрый и помогает друзьям.

3. Под конец проскакивает парочка вроде бы неувязок, в частности с Нестором, который ВДРУГ оказался тоже слаадом. Что вносит определённую неясность — если он был слаадом изначально, то почему не убил Магадона и всех остальных ещё давным давно? А если не был, то когда он им успел стать? Когда его нашпиговали копьями и он остался валяться в болоте?

Хотя допускаю, что тут причиной может быть моё не абсолютное знание лора Forgotten Realms и/или невнимательность.

Ну вот, а теперь, собственно о том, почему вышеуказанные крохотные минусы абсолютно неважны:

1. Опять же, мотивация героев. Помимо указанных мною ранее пары неясностей, описана она просто отлично. У каждого героя романа свои тараканы в голове, каждый преследует свою цель, у событий двойное, а порой и тройное дно. Автор снабдил каждого действительно разумными и понятными мотивами, а не просто «я плохой, я делаю плохие вещи». Все персонажи думают, мечутся, сомневаются,временами действуют спонтанно или необдуманно. Очень хорошо показано, как человек временами думает одно, говорит другое, а делает, возможно, вообще третье. Всё это придаёт им подлинный реализм.

2. Мастерство сжатой формы. Г-ну Полу Кемпу удаётся вмещать максимум содержания в минимуме строк. К примеру взять гноллов. В книге они всего пару глав, но за этот короткий промежуток мы узнаём как они думают, как они действуют, как устроен их социальный строй, а также быт. Там, где иной, менее талантливый автор, бы утонул в переизбытке ненужных описаний, или же наоборот, не смог бы донести идею в сжатый срок, Кемп мастерски балансирует на грани, а точнее золотой середине.

3. Каждый персонаж — личность. В романе не так много персонажей, но каждый из них чертовски врезается в память. Каждый служит своей цели, тут нет посторонних, бесполезных «прохожих». Хоть мимолётный торгаш из начала книги, хоть главный герой — все одинаково важны и что-то несут.

4. Интересно читать даже вне контекста. Нет, конечно если вы ну совсем не ориентируетесь в мире Forgotten Realms, то у вас конечно возникнет немало вопросов (в особенности касательно географии Фаеруна). Но в целом роман достаточно обособлен и интересен даже вне контекста глобальных событий мира Абейр-Торила.

Занятно ещё и то, что я по ошибке посчитал эту книгу первой, что не совсем верно. Это первая книга в трилогии Эревиса Кейла, но не первая книга в которой он фигурирует. Тем не менее, автор не заостряет внимание на старом (да-да, мр. Сальваторе, я на вас смотрю), а акцентирует на новом и интересном. Прошлые события описаны сжато и без излишних экскурсов.

5. Прекрасный язык. Автор буквально парой словесных мазков-предложений окунает читателя в атмосферу Сембии, будь то болотистые заросли Гултмира, или бедные кварталы Селгаунта, или что-либо ещё. Каждый закоулок, каждая тропа описаны с детальностью и любовью, словно автор сам там побывал. Тем не менее, опять же, автор не грязнет в тонне ненужных описаний ширины трещин в стенах города — все лаконично, по делу и к месту.

6. Психологизм. В частности воздействие на человека таких сильных стимулов, как вера и жестокость. Страшные раны могут срастись, но ничто не залечит в твоей голове воспоминания о монстре, с огнём возбуждения в глазах ломающем твои пальцы. Также и вера, мнимая или реальная причастность к неким высшим духовным сферам, часто может стать решающим фактором — разницей между добром и злом, действием и бездействием, преданностью и предательством.

В итоге имеем очень сильное фентези — брутальное, захватывающее и глубокое, после которого всякие «Конаны» кажутся примитивными сказочками. Пол Кемп окунает нас в мир грязных интриг и великого добра, эпичной магии и бездушной жестокости.

Да, концовка прямо кричит — CLIFFHANGER!

Да, возможно сеттинг Сембии не переворачивает сознание, но описан он искренне и с душой — Селгаунт, Звёздный Покров и Гултмир наносят ещё несколько штрихов к впечатляющей эпичности и многообразию Фаеруна.

Да, при желании все события книги можно опять же свести к «группа героев стремится спасти мир от великого зла». Но смещая акценты, перенося формулу в куда более «серую» зону, события обретают важность, действия — вес, а раздумья — глубину.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Spoilers! A lot of spoilers! :smile:

А вот и вторая книга. Вернее, уже первая из трилогии Эревиса Кейла. И сумерки действительно сгущаются. Данная вещь была прочитана на английском, мааааленькие пробелы в восприятии книги остались, но очень крохотные. Во всяком случае, я на это очень надеюсь). Подробно о сюжете, если вдруг все же кто-то из вас не доберется до этих книг.

Трилогия начинается с появления неизвестных нам доселе личностей. Трое. Врагген, маг, использующий Теневое Плетение и некоторое время назад состоявший в Зентариме. Азриим, полудроу щеголеватой наружности. И человек с секирой и в кольчуге — глуповатый, но сильный Долган. Все трое — одна компания с общей целью — найти кристальную сферу, инкрустированную различными драгоценными камнями (зачем и для чего автор пока читателю не говорит). С этой задачей они пытают несчастного жреца Тиморы. Юноша когда-то имел несчастье состоять в отряде авантюристов, что нашли эту вещицу в одном заброшенном храме. Трое мерзавцев, выяснив кому из партии досталась искомая сфера, без сожалений расправляются с клириком и отправляются навестить её нового хозяина. Следы серой драгоценности ведут в Селгаунт. Сембия.

Тем временем для Кейла настали не самые лучшие времена. Тамалон Ускеврен, его наставник, друг и человек, заменивший ему отца, умер. Во главе семьи встал старший сын Тамлин — юноша амбициозный, но еще слишком нежного возраста со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кейл начинает чувствовать себя ненужным. Залы Штормового Предела становятся ему чужими. Многое здесь напоминает ему о Старой Сове, Лорде Ускеврене. Эревис решает покинуть поместье. Уйти навсегда. Он прощается с Шэймур, Тамлином и Тазиенной. С последней прощание получается особо тяжелым. Юная Ускеврен больно ранит Кейла своими словами, смеется над его чувствами к ней. Тем временем, Врагген и Ко уже в Селгаунте. Старьевщик, которому досталась сфера от авантюристов, признается, что драгоценность купил Лорд Ускеврен, как-то раз, просто из любопытства, забредший со своим дворецким Кейлом к нему в лавку. Теневой маг и его подопечные готовятся к атаке на Штормовой Предел. Но перед этим...

Кейл, душевно опустошенный ссорой с Тазиенной, собирает вещи. Темная одежда, легкий доспех, длинный меч. Его мрачную решимость нарушает стук в дверь. Горничная приносит ему записку от неизвестного человека, в которой всего пара слов. «Жду тебя в обычном месте в полночь. Ривен». Эревис озадачен, но не более. С Ривеном у них давняя холодная война, но узнать, что же все-таки нужно его извечному сопернику, необходимо.

«Обычное место» — это таверна «Черный Олень». Местечко злачное, но относительно безопасное для подобных встреч. И Ривен действительно его ждет. Тут выясняется, что Ривену также пришла записка от якобы Кейла, в который тот назначает встречу ему, Драсеку Ривену, в «Черном Олене» в полночь. Понимание ситуации одновременно озаряет их сознание. Ловушка! Кейл бросается к выходу. Краем глаза он замечает большой огненный шар, что со свистом влетает в окна таверны. За спиной Эревиса вспыхивает огненное безумие. Кейл чудом успевает вырваться из этого ада. Ривен также успевает выскользнуть из таверны до того, как она погребает под собой остальных завсегдатаев. Врагген, как бывший Зент, знает кто такой Эревис Кейл и, тем более, Драсек Ривен. Он решает покончить с ними обоими сразу. Кейла, как дворецкого в доме Ускевренов, что может помешать им заполучить сферу, а Ривена за компанию, как карту, с помощью которой можно заманить Кейла в ловушку. Не получилось. Кейл и Ривен, избежав смерти, замечают мага и полудроу в переулке у таверны и бросаются на них. Ривен берет на себя теневого мага, а Кейл — щеголеватого полуэльфа.

Схватка двух ассасинов с их противниками — одно из лучших сражений, что доводилоь мне читать в D&D литературе. Все динамично, логично и без роялей. Ривен с волшебными саблями, Кейл, кастующий на себя очередную порцию жреческих заклинаний перед атакой; такие, как усиление ловкости или купол тьмы. Их противники также демонстрируют владение магией и тактической выучкой. Знатоки заклинаний из Книги Правил узнают знакомые спеллы и их эффекты.

Схватка заканчивается ничьей в пользу Враггена. Ривен не смог одолеть мага, фигура которого была лишь иллюзией и неподдавалась воздействию оружия ассасина. Последнего теневой визард даже закинул на некий план, откуда тот с трудом вырвался — испуганный и разъяренный. Кейл легко ранит полудроу. Но навыков, чтобы справиться с этими двумя, у Ривена и Кейла все же недостаточно. Противостояние прекращает появление стражников.

Договорившись о встрече, Кейл и Ривен разбегаются. Кейл спешит в поместе Ускевренов, считая, что основная опасность угрожает не ему, а семье, которой он прислуживал. Он поднимает тревогу среди стражи и совершенно не напрасно. В то время, как Ривен и Кейл попали под удар в «Черном Олене», наемники, которых нанял Азриим, вместе с Долганом проникли в поместье Ускевренов. Убив несколько стражей, они, с помощью магии, скопировали на себя их внешний вид и принялись искать сферу. И нашли, но, к счастью, лишь к тому времени, как Кейл уже вернулся в поместье. Наемники тут же телепортируются, а Долган, в чьих руках находилась сфера, зазевался, чем и воспользовался Избранный Маска. Кейл в ходе схватки разрубает мечом сферу напополам. Происходит выброс мощной энергии. Смертельно раненный Кейлом Долган исчезает с половинкой серой драгоценности. Вторая половинка достается Эревису. Чемпион Маска начинает понимать, что истинной целью этой шайки были не Ускеврены, с которыми, к слову, все в порядке, а именно эта, на первый взгляд, серая безделушка. Её то он и обменяет на молодого стражника, которого эти трое утащили с собой в качестве заложника. Обменяет, а после покончит с убийцами.

Врагген в бешенстве.

Кейл с половинкой сферы, Прыткий Джак и Ривен, с легкой руки полурослика, отправляются к чудаковатому жрецу Огмы, который должен помочь им постичь суть сферы. Тут происходит долгий философский диспут о будущем, Судьбе и роли в ней человека. Ну и в довесок ко всем моральным откровениям, у спутников получается узнать, что сфера — это своеобразная карта, которая при наличии обоих половинок покажет время и место чего-то очень важного.

Обмен заложника на вторую половинку сферы происходит за городом. Дождливым вечером Кейл, Джак и Ривен встречаются с Враггеном, Азриимом и Долганом (они очень удивились, искренне считая, что громила умер от полученных им смертельных ран, которые он получил в поместье Ускевренов; ан нет, теневая магия, а может и еще кое-что излечила все его раны). Стражника выручить получилось, а вот с задачей покончить с Враггеном и Ко, Кейлу и его спутникам справиться не удалось.

Зато у них появилась информация, скрывавшаяся в сфере. Оказывается, что Врагген стремился отыскать древний Храм Шар — Храм Теней, который возникает в водах озера на Драконьем Побережье только через определенные (весьма продолжительные) промежутки времени, для того, чтобы приобрести через особый ритуал бессмертие, силу и знания. Архитипичные вещи, которые обычно пишут с большой буквы для большего пафоса. Полученные бонусы Теневой Маг планировал применить в войне зентаримцев-цирикистов против зентаримцев же, поклоняющихся Бэйну.

Увы, Врагген тоже эту информацию получил. Жестокая расправа над эксцентричным жрецом Огмы была явным тому свидетельством. Кейл, Джак и Ривен бросаются в погоню. На корабле они отправляются на Драконье Побережье, с помощью гноллов-проводников из Стармантла они находят это озеро с темными водами, под гладью которых покоится Храм Теней. На берегу происходит очередная схватка с наемниками Враггена, которые на самом деле являются слаадами. Одного из них удается убить уже окончательно, не без помощи старого друга Ривена — следопыта-псионика Магадона. В схватке с этой тварью Кейл сильно калечит (проще говоря теряет) руку. Но заклинаниями восстановления здоровья он поднимает себя на ноги и все четверо направляются в Храм Теней.

В Храме Кейл и Ривен встречают странного старика-хранителя, который нарекает их Первым и Вторым Чемпионами Маска и подсовывает Эревису старинный фолиант. Читать книгу у Первого Избранного времени нет, Врагген уже приступил к ритуалу и стал насыщать свой организм силами. Кейл убирает книгу в свой вещмешок и все спешат в главный зал. Но видит там лишь труп Враггена, лежащий у ног Азриима.

Оказывается, что и полудроу, и Долган, и два наемника, столкнувшихся с Кейлом в усадьбе Ускевренов — все они слаады из одного помета, служившие не Враггену (который, надо сказать, об этом даже не подозревал), а некоему Изгнанному. А теневой маг был лишь марионеткой в их руках, единственная задача которой — привести их в тайный Храм Шар. На самом же деле, истинная цель слуг Изгнанного — магическое дерево Shadow Tap, который тот желал заполучить, чтобы продолжить свое освобождение из заточения. Слаады после короткой и яростной схватки с Кейлом и его спутниками исчезают с артефактом, а Храм начинается рушиться. Кейл принимает нелегкое решение. Чтобы спасти смертельно раненого Джака и вытащить их из рушащегося Храма, Кейл начинает ритуал, который не завершил Врагген. Тени, сила, знания вливаются в, него.

Чтобы спасти своих спутников от гибели Кейл забрасывает всех на План Тени. То еще местечко. Но о попытках Кейла и его друзей вырваться оттуда и дальнейшей их борьбе с Изгнанным и его слаадами, читайте уже во второй книге трилогии — «Рассвет Ночи».

Вот так. Конечно, это не все сюжетные перипетии. Только основные. Мною рассказан лишь костяк, плотью и подробностями он обрастет при прочтении.

Появилось много симпатий к Ривену. Даже без эпизода с его собаками, на примере которых можно проникнуть в душу этого, на первый взгляд, безжалостного убийцы. Его препирания с Джаком меня очень сильно веселили всю книгу. Simbul писала на форуме, что её беспокоит нарастающая мягкотелость этого убийцы. А меня нет). Я был бы не против, если бы он стал одним «из наших» окончательно. Кейл пресноватый, пусть и Первый. А вот Ривен живой. Очень любопытно чем закончится их соперничество за благосклонность Маска.

Азриим тоже нравится. Сноб, но харизматичный. Слаады — вообще сила, оказывается. Опять же общий фон повествования очень богатый и приятный.

9 из 10. Поставил бы и 10, но может и лучше есть вещи?))

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх