Сергей Вольф «Завтра утром, за чаем»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (На орбите Земли )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования | Обучение в школе/академии/ВУЗе
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Подростковая литература
Место действия — Земля, близкое коммунистическое будущее. Рассказ ведётся от имени мальчика Мити Рыжкина, который незаметно для себя самого проявляет признаки гениальности и оказывается в центре одного из самых серьёзных технических проектов своего времени. Но он в первую очередь мальчик, и только во вторую — гений. Его интересуют девочки и игры с друзьями, а не формулы и схемы... Ему ещё рано взрослеть, но жизнь ставит перед ним сложные моральные проблемы, и деваться некуда.
Рецензия на повесть в журнале «Семья и школа» 1975 №10
Входит в:
— условный цикл «Митя Рыжкин»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 98
Активный словарный запас: низкий (2454 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)
Похожие произведения:
- /период:
- 1970-е (2)
- /языки:
- русский (1), болгарский (1)
- /перевод:
- Г. Чешмеджиева (1)
страница всех изданий (2 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
LinaSaks, 22 сентября 2025 г.
Папызло — это неожиданно.
Досадно очень — начало у книги просто восторг. Как что-то с добавлением Алисы и Электроника, но чем дальше в лес, тем страшнее, потому что неожиданно, из-за ничего, отец главного героя не радуется за сына, а огорчается из-за себя — да так огорчается, что сын это видит и страдает. Прям мерзко от такого папаши с золотым дипломом.
Короче, главный герой — мальчик будущего, фонтанирующий идеями, и не просто так, а на знаниях: читает он литературу специальную взахлёб, он видит красоту в формулах и не видит препятствий, и от этого ну так хорошо. И папа его, заметьте — папа! — отводит в специальную школу с уклоном в гении, и его туда принимают как родного, а главное — и он не чувствует, что он как-то от ребят там, учащихся, отстаёт. Ну да, где-то приходится нагонять, но так программы в школах были разные, а по основным предметам догонять не надо — на одном уровне дети. И у школы есть такие дни, когда к ним приходят работники НИИ и ставят перед ними задачи — никогда непонятно, настоящие задачи или нет, но решать их нужно так, словно настоящие. И ребята бросаются идеями в решение задач. И вот в один из таких дней ребят отвозят в такое НИИ — не к ним приходят, а они пришли. И наш герой выдвигает теорию, которая может сработать, её проверяют — и ура, что-то, что не работало, заработало, но кое-что ещё надо решить.
Короче, умного мальчика забирают к себе в отдел дядечки-учёные, и так случилось, что, не зная про их спор, он решает проблему и становится руководителем группы, занимающейся какой-то там деталькой для корабля — чтобы он был быстрее, сильнее, мощнее и всё остальное (на руководителя спор и был). И в группу, которой он руководит, входит и его отец.
И вот тут я сломалась. Ну да, ребёнок у тебя гений, ну да, он тобой на работе руководит... Ну как руководит — опять же, идеями фонтанирует, а остальным это как-то надо собрать и проверить. И тут у папы происходит смена лица — он грустненький ходит, потому что ему щемит, что сын руководитель, а он весь такой несостоявшийся. А когда-то, ох когда-то он таким был — с призами, дипломами, благодарностями... А теперь что? На свалку? Представляете, не жмёт его папе, что люди поважнее его под его сыном ходят и слушают, открыв рот. Не жмёт папе, что люди моложе его — умнее, или старше его — умнее есть. А вот что сын умнее или руководит — это жмёт. Мерзотность такая, что я, хмурясь, про это читала. А главное — ну ты хоть лицо держи, мужик! Почему ребёнок о тебе и твоём уважении должен думать, а ты, старый пердун, о том, как он себя при этом чувствует, думать не должен? Кто тут взрослый?!
Кстати, была психологическая штука какая-то, которая должна была следить за ментальным здоровьем работников. Так вот, следила она из рук вон плохо, ведь психологическая блокировка мешает работе, а ребёнок специально себя блокировал, чтобы папа такой проявил себя, придумал выход из того, что опять не получалось.
Читала я всё это и думала: а помнит ли автор, что советская наука — она не про повышение своего эго, а про «сделать хорошо всему человечеству»? Тут не важно, кто придумает — важно, чтобы было придумано. Короче, я грустила. И вот ещё — история с любовью и бредовыми снами (которые, может, и не бредовыми были) — это уже ничего не добавляло и не отнимало у книги, хотя вопросики порой были, но скорее к автору — чисто спросить: ты вообще сам понял, зачем ты эту девочку так написал? А бред?
Так что по первой части я хотела всем книгу посоветовать, но вот как началась вторая часть — могу сказать точно: не надо вам эту книгу читать, от неё противно. (Хотя, не знаю, может, он её своему папе писал, который на него за славу обижался — и папе помогло. Но за что такое читателям — вопросики. Хотя, если у вас такие папы есть, ну дайте им почитать, что ли, пусть на себя посмотрят.)
Groucho Marx, 20 декабря 2015 г.
Одна из лучших повестей о взрослении. В советской литературе, наверно, лучшая. Возраст взят особенно трудный, ещё дотинейджерский, обычно авторы описывают проблемы взросления для детей постарше.
Совершенно замечательно показан мир, в котором живёт мальчик. Он показан частями, деталями, по которым можно мысленно дорисовать нечто большее. Здесь нет широкой панорамы социума, какие обычно бывают в НФ-романах, но логично и убедительно, что мальчик не знает очень многое, со многим сталкивается впервые и многого не понимает, просто в силу своей возрастной наивности.
Просто поразительно, что Серей Вольф, автор этой утончённой, изысканно-занимательной повести, почти неизвестен ни в кругу любителей советской фантастики, ни в кругу поклонников детской-подростковой литературы. Возможно, это связано с почти полным отсутствием авантюрности в повести «Завтра утром за чаем», с упором на психологию, на стиль.
PPK, 19 октября 2021 г.
Любимая книжка детства.
Понятия не имею как она может быть воспринята сейчас, при первом прочтении, и особенно взрослым человеком, но для советского подростка, учащегося в спецшколе, это была почти что библия.
подробные результаты анализа >>