fantlab ru

Сергей Вольф «Завтра утром, за чаем»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.25
Оценок:
28
Моя оценка:
-

подробнее

Завтра утром, за чаем

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Место действия — Земля, близкое коммунистическое будущее. Рассказ ведётся от имени мальчика Мити Рыжкина, который незаметно для себя самого проявляет признаки гениальности и оказывается в центре одного из самых серьёзных технических проектов своего времени. Но он в первую очередь мальчик, и только во вторую — гений. Его интересуют девочки и игры с друзьями, а не формулы и схемы... Ему ещё рано взрослеть, но жизнь ставит перед ним сложные моральные проблемы, и деваться некуда.

Примечание:

Рецензия на повесть в журнале «Семья и школа» 1975 №10


Входит в:

— условный цикл «Митя Рыжкин»

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 98

Активный словарный запас: низкий (2454 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Завтра утром, за чаем
1974 г.

Издания на иностранных языках:

Сутрин след чая
1977 г.
(болгарский)

страница всех изданий (2 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


[  6  ]

Ссылка на сообщение ,

Папызло — это неожиданно.

Досадно очень — начало у книги просто восторг. Как что-то с добавлением Алисы и Электроника, но чем дальше в лес, тем страшнее, потому что неожиданно, из-за ничего, отец главного героя не радуется за сына, а огорчается из-за себя — да так огорчается, что сын это видит и страдает. Прям мерзко от такого папаши с золотым дипломом.

Короче, главный герой — мальчик будущего, фонтанирующий идеями, и не просто так, а на знаниях: читает он литературу специальную взахлёб, он видит красоту в формулах и не видит препятствий, и от этого ну так хорошо. И папа его, заметьте — папа! — отводит в специальную школу с уклоном в гении, и его туда принимают как родного, а главное — и он не чувствует, что он как-то от ребят там, учащихся, отстаёт. Ну да, где-то приходится нагонять, но так программы в школах были разные, а по основным предметам догонять не надо — на одном уровне дети. И у школы есть такие дни, когда к ним приходят работники НИИ и ставят перед ними задачи — никогда непонятно, настоящие задачи или нет, но решать их нужно так, словно настоящие. И ребята бросаются идеями в решение задач. И вот в один из таких дней ребят отвозят в такое НИИ — не к ним приходят, а они пришли. И наш герой выдвигает теорию, которая может сработать, её проверяют — и ура, что-то, что не работало, заработало, но кое-что ещё надо решить.

Короче, умного мальчика забирают к себе в отдел дядечки-учёные, и так случилось, что, не зная про их спор, он решает проблему и становится руководителем группы, занимающейся какой-то там деталькой для корабля — чтобы он был быстрее, сильнее, мощнее и всё остальное (на руководителя спор и был). И в группу, которой он руководит, входит и его отец.

И вот тут я сломалась. Ну да, ребёнок у тебя гений, ну да, он тобой на работе руководит... Ну как руководит — опять же, идеями фонтанирует, а остальным это как-то надо собрать и проверить. И тут у папы происходит смена лица — он грустненький ходит, потому что ему щемит, что сын руководитель, а он весь такой несостоявшийся. А когда-то, ох когда-то он таким был — с призами, дипломами, благодарностями... А теперь что? На свалку? Представляете, не жмёт его папе, что люди поважнее его под его сыном ходят и слушают, открыв рот. Не жмёт папе, что люди моложе его — умнее, или старше его — умнее есть. А вот что сын умнее или руководит — это жмёт. Мерзотность такая, что я, хмурясь, про это читала. А главное — ну ты хоть лицо держи, мужик! Почему ребёнок о тебе и твоём уважении должен думать, а ты, старый пердун, о том, как он себя при этом чувствует, думать не должен? Кто тут взрослый?!

Кстати, была психологическая штука какая-то, которая должна была следить за ментальным здоровьем работников. Так вот, следила она из рук вон плохо, ведь психологическая блокировка мешает работе, а ребёнок специально себя блокировал, чтобы папа такой проявил себя, придумал выход из того, что опять не получалось.

Читала я всё это и думала: а помнит ли автор, что советская наука — она не про повышение своего эго, а про «сделать хорошо всему человечеству»? Тут не важно, кто придумает — важно, чтобы было придумано. Короче, я грустила. И вот ещё — история с любовью и бредовыми снами (которые, может, и не бредовыми были) — это уже ничего не добавляло и не отнимало у книги, хотя вопросики порой были, но скорее к автору — чисто спросить: ты вообще сам понял, зачем ты эту девочку так написал? А бред?

Так что по первой части я хотела всем книгу посоветовать, но вот как началась вторая часть — могу сказать точно: не надо вам эту книгу читать, от неё противно. (Хотя, не знаю, может, он её своему папе писал, который на него за славу обижался — и папе помогло. Но за что такое читателям — вопросики. Хотя, если у вас такие папы есть, ну дайте им почитать, что ли, пусть на себя посмотрят.)

Оценка: 5
[  5  ]

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших повестей о взрослении. В советской литературе, наверно, лучшая. Возраст взят особенно трудный, ещё дотинейджерский, обычно авторы описывают проблемы взросления для детей постарше.

Совершенно замечательно показан мир, в котором живёт мальчик. Он показан частями, деталями, по которым можно мысленно дорисовать нечто большее. Здесь нет широкой панорамы социума, какие обычно бывают в НФ-романах, но логично и убедительно, что мальчик не знает очень многое, со многим сталкивается впервые и многого не понимает, просто в силу своей возрастной наивности.

Просто поразительно, что Серей Вольф, автор этой утончённой, изысканно-занимательной повести, почти неизвестен ни в кругу любителей советской фантастики, ни в кругу поклонников детской-подростковой литературы. Возможно, это связано с почти полным отсутствием авантюрности в повести «Завтра утром за чаем», с упором на психологию, на стиль.

Оценка: 10
[  3  ]

Ссылка на сообщение ,

Любимая книжка детства.

Понятия не имею как она может быть воспринята сейчас, при первом прочтении, и особенно взрослым человеком, но для советского подростка, учащегося в спецшколе, это была почти что библия.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх