Дж. Г. Баллард «Выставка жестокости»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм | Психоделика
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Антивоенное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спорт, культура и досуг | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Хаотичный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Один из серии «конденсированных романов» Балларда, в которых пропущены сюжетные связи и оставлены только ударные смысловые эпизоды. О том, что происходило в промежутках между описанными Баллардом сценами, читателю предлагается додуматься самостоятельно.
В «Выставке жестокости» рассказывается об экспозиции серии картин, написанных пациентами психиатрической клиники. Посетители и организаторы выставки попадают под воздействие картин, в результате чего у них начинается распад сознания.
Д. Баллард. Выставка жестокости (Главы из романа)/пер. Виктор Лапицкий/ — сб. «Locus Solus. Антология литературного авангарда XX века» СПб.: Амфора, 2006.- c. 265-300.
Входит в:
— сборник «Выставка жестокости», 1970 г.
— сборник «The Best Short Stories of J. G. Ballard», 1978 г.
— антологию «Locus Solus», 2006 г.
Экранизации:
— «Выставка жестокости» / «The Atrocity Exhibition» 2000, США, реж. Джонатан Уайсс
- /языки:
- русский (5), английский (12)
- /тип:
- книги (13), самиздат (3), цифровое (1)
- /перевод:
- А. Ибсоратов (2), В. Лапицкий (3)
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 25 января 2024 г.
Заглавная новелла легендарного сборника-романа — это ,конечно, одно из самых мощных пророческих высказываний Балларда. Тут он предвосхитил даже записного гуру футурологии Элвина Тоффлера и диагностировал футурошок в буржуазном сознании человека времени кризиса «индустриальной эпохи». Причем неважно, каким будет будущее — атомный геоцид или растворение в тотальном медиа-гламуре — для человека опасность несут любые варианты. И пятьдесят с лишком лет спустя дилемма не меняется, только ее технологические обертки. В этом смысле никакой ремейк идеям Балларда не нужен. Скорее, современная футурология плетется за ним, едва поспевая.
Ну и, конечно, вся эта поэтика хромированных медицинских инструментов!...
Groucho Marx, 10 декабря 2022 г.
В этом «конденсированном романе» (с) Баллард в очередной раз обратился к своей излюбленной теме — манипуляция сознанием при посредстве навязчивых визуальных образов. По сути, здесь Дж.Баллард оказался предшественником Дж.Гибсона, одного из известнейших когнитивных психологов XX века, в 1979 году выступившего с концепцией экологического подхода к зрительному восприятию. То есть, с научной точки зрения короткий текст Балларда безупречен. Это именно твердая научная фантастика, с упором на «научная».
Но помимо интеллектуального бэкграунда этот «роман» обладает качеством искусствоведческого трактата — здесь есть интересные трактовки творчества сюрреалиста Макса Эрнста и анализ феномена поп-арта. К слову сказать, поп-арт так и не достиг потенциального уровня, на который указывал Баллард, и коммерционализировался в несколько лет, следующих за публикацией «Выставки жестокости». Но в этом Баллард не виновен, он всё правильно описал.
Плюс, «Выставка» обладает высокими поэтическими достоинствами. Ситуации, диалоги, эпизоды, мизансцены «Выставки жестокости», это высокая поэзия, холодная, как разряженный воздух на ледяных пиках высочайших гор.
vam-1970, 23 января 2024 г.
Что ценного в этом сюжете? Сама выставка такая должна быть и имеет право и смысл. Как напоминание о том, что будет с каждым, если все не возьмутся за ум. Герой лепит реконструкцию людей, пораженных ранами и ожогами. Я подобное видал в одном из соборов Венеции -выставка картин войны югославских сражений, бессмысленных и жестоких. Даже снял фото -выставка жестокости наяву. Но подано автором как болезненные воспоминания самого героя.