Харлан Эллисон «Человек, поглощённый местью»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Уильям Шлейхман спроектировал и построил новую ванную для гостей в новом доме Фреда Толливера. Толливер не без оснований рассчитывал на хорошую добросовестную работу. Шлейхман же наплевал на все исходные спецификации, подсунул дешёвые материалы, провёл дешёвые трубы, срезал расходы на труд, нанимая дешёвых нелегальных иммигрантов — словом, нахалтурил, как только мог. И за весь этот кошмар он ещё содрал с Толливера лишних девять тысяч долларов.
Это была очень большая ошибка...
«Analog», август 1978
Входит в:
— антологию «The Year's Finest Fantasy Volume 2», 1979 г.
— сборник «Shatterday», 1980 г.
— сборник «The Essential Ellison», 1987 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «A Century of Horror 1970-1979», 1996 г.
— антологию «Други светове», 1996 г.
— журнал «Если 1997'7», 1997 г.
— сборник «Миры Харлана Эллисона. Том 2. На пути к забвению», 1997 г.
— сборник «Эликсиры Эллисона», 2001 г.
— антологию «Созвездие Льва-6», 2021 г.
Номинации на премии:
номинант |
AnLab / AnLab award (Analog), 1979 // Рассказ |
- /языки:
- русский (6), английский (9), болгарский (1)
- /тип:
- книги (12), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- М. Левин (4), В. Мечков (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ольгун4ик, 13 декабря 2021 г.
Вот как можно познакомится с автором, чьи рассказы почти не печатают. Нет, грустно. Было бы. Но есть люди. Нет, не просто люди. Человеки с большой буквы. Они рассказывают рассказы автора вслух. И сейчас я слушаю Олега Булдакова, который собрал действительно созвездие, пятое созвездие лучших рассказов. И автор там по праву.
Теперь о рассказе. Совершенно уникальный автор, хулиган и авантюрист, насмешник и дразнитель. Ведь как начинается история: вселенная ополчилась на очередного жулика. Какая сила даже не мысли, а чувств, заставила всех рядом живущих отвернуться и отказать жулику в праве на их внимание. Ну и что, скажете вы. А вот не все так.
Автор
Созвездия Льва светят очень ярко.
lex_art, 20 августа 2019 г.
Модель воздаяния, описываемая автором в рассказе, красива прежде всего тем, что воздает по делам, а не по желаниям или намерениям. Идеальная штука, если вдуматься. Ей дела нет до причин, по которым ты дошел до жизни, которая начала отравлять жизнь окружающих. И если ты уж стал проводником высших сил, направленных на кару кого-то, выбранного по каким-то признакам, то не смей сам становиться подобным субъекту кары. Сгоришь вместе с ним.
Весь остальной текст — описание двух действующих лиц. Палача и его жертвы. Первый субъект, который стал точкой приложения мирового гнева, выбран так, что симпатии к нему не может быть ни у какого читателя. Ремонт сам по себе штука стрессовая. Даже когда его выполняет ответственный прораб с квалифицированными рабочими. Но первый субъект был весьма далек от ответственного прораба. Сверхплановые расходы, затянутые сроки, низкое качество работы — все это знакомо каждому, кто более или менее серьезно занимался ремонтом своих апартаментов. А если прораб оказался жуликом с многолетним стажем, то катастрофа становится просто неизбежной. Словом, первый грешник, созданный писателем, есть бытовое зло, которое понятно практически каждому, и не дождется сочувствия ни от кого. Второй субъект — жертва злой воли первого субъекта. Действительно серьезно пострадавший от действий первого персонажа.
Если бы на перечислении всех напастей, свалившихся на голову горе прораба, автор поставил точку, то получилось бы образцовое произведение классицизма с примесью НФ. Но автор не был бы Aвтором, если бы поступил так. Внезапно выясняется, что у условной жертвы тоже есть обязательства, которые она взяла на себя, и к которым относится спустя рукава.
С точки зрения механизма воздаяния за грехи первый и второй субъекты различны только масштабами. И, раз уж нам в рассказе прямым текстом сообщили, что вселенная не добрая и не злая, а просто озабоченная тем, чтобы ее законы выполнялись, то ошибкой будет ожидать, что эта вселенная различным образом отнесется к первому и второму субъекту. Таким образом, автор приводит читателя к пониманию того, что во вселенной с действующим механизмом высшего воздаяния по делам в принципе нет даже понятий «палача» и «жертвы».
Почему один персонаж стал карой для другого персонажа (запустил механизм, который покарал другого персонажа)? Не потому ли, что тоже грешил тем же образом? Может это и есть условие срабатывания механизма воздаяния, описанного в тексте? Ты вершишь высшее правосудие, но судить можешь только себе подобного и при этом платишь своей жизнью (берешь на себя судебные издержки)? На этот вопрос в рассказе нет ответа: Харлан Эллисон эту мысль в тексте рассказа не развивает. Это уже я в своем воображении сижу и пишу продолжение рассказа...
vam-1970, 23 ноября 2016 г.
Мощный философский рассказ -как бы ты не ненавидел врага, сумей остановиться в своей ненависти.Если сыплешь проклятия на его голову ,оно может бумерангом вернуться к тебе. Враг уже вобрал в себе твою ненависть, больше он уже не может принять и остатки возвращаются к тебе.Что и произошло.
god54, 19 сентября 2015 г.
Сколько раз в жизни я мечтал именно о такой мести после встреч с продавщицами в магазине, строителями в своем доме... Особенно последними. Когда сделав предварительный расчет они предъявляют окончательный итог с суммой в два раза большей и смотрят своими голубыми невинными глазами, мол мы то здесь при чем, это ваша вина считать не умеете. Убивать хочется сразу и без раздумий. Да я согласен, что месть это плохо. Но, в данном случае, это не месть, это просто возможность поделиться с ними частью своих эмоций и восстановить статус кво. Эх, была бы такая специальная дьявольская служба...
Vendorf, 16 марта 2009 г.
При всем великолепии мести, автор четко подметил, что от нее становится плохо не только тому, кому мстят, но и кто мстит. Не то это чуство, которое нужно в себе воспитывать и поддерживать...
Nonconformist, 16 января 2008 г.
Эмоциональная составляющая рассказа зашкаливает! Ведь не раз мы оказывались в подобной ситуации, когда безотчетная ненависть от собственного бессилия сжигала изнутри. Смотреть на мир по-другому или быть «громоотводом» по Эллисону — вот над чем заставляет задуматься история о разрушительной силе.
jonx, 1 ноября 2008 г.
Иногда остается только сжимать кулаки, зубы, душу и уповать на то, чтоб им пусто было и чтоб это на самом деле было. И никого не жалко.
alexey1978, 7 июня 2007 г.
Развязка в рассказе страшная. Не смотря на то, что Шлейхман был редкостным негодяем расплата оказалась намного страшнее.