Роджер Желязны «Этот бессмертный»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Античной ) | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Умирающая Земля | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Заслуженно известный и удостоенный наград роман открывает условную «мифологическую» трилогию Желязны (далее следовали «Князь Света» и «Создания света и тьмы»). Многие считают его лучшим переосмыслением античной мифологии за всю историю фантастики. Изображение упадка Земли, ставшей туристическим раем для инопланетян, создано без излишнего размаха. Действие ограничивается Средиземноморьем; здесь воссозданы древние верования, их артефакты и герои. На фоне всего этого появляется с виду обычный человек, Конрад. В разные времена его называли Константин, Карагиозис, Коронес, Номикос. Под каждым именем этот человек оставлял свой след в истории. Конрад выбрал занятие гида и эксперта по земной культуре. Он понял, что вернуть землян на свою планету невозможно: виной тому не веганцы, а сами земляне. В планах Конрада было ни во что не вмешиваться, вести тихую, спокойную жизнь.
Землю решает посетить Корт Шпиго — представитель веганцев, с целью проверки недвижимости. Но цель эта внушает подозрения. Похоже веганцы всерьез решили завладеть Землей.
Конрад приглашен в качестве гида по Старым Местам разрушенной Земли, его опыт и репутация в этой сфере стала своего рода авторитетом. У него непростая задача — сопровождать и охранять инопланетянина-писателя в опасном путешествии сквозь радиоактивные джунгли берега Нила и побережья Греции. Ему придется сразиться с мутировавшими зверями и людьми, а также с собственными соратниками, но, прежде всего, ему необходимо выяснить — станет ли книга инопланетянина последней каплей в окончательном порабощении Земли, или даст Землянам новую надежду?
Желязны не ограничивается анализом греческой мифологии; его задача гораздо глубже. Писатель размышляет о судьбе человечества и о его наследии.
• Журнальный вариант — 1965 г. (под заглавием «…И зовите меня Конрад»), книжное издание — 1966 г.
• Роман посвящён некоему Бену Джейсону (Ben Jason). Скорее всего, имеется в виду Бенедикт Яблонский (Benedict Jablonski, 1917-2003), известный в американском фэндоме под этим псевдонимом. Он был разработчиком дизайна памятного приза, который вручается лауреатам премии Хьюго, а также председателем Всемирного НФ конвента в 1966 году.
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, November 1965», 1965 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, October 1965», 1965 г.
— антологию «Миг бытия так краток», 1991 г.
— сборник «Power & Light», 2009 г.
— антологию «American Science Fiction», 2012 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1966 // Роман | |
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第7回 (1976) // Переводной роман | |
лауреат |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2009 // Переводная книга НФ (США) |
- /языки:
- русский (23), английский (5)
- /тип:
- в планах (1), книги (25), периодика (2)
- /перевод:
- А. Васильковский (1), И. Куберский (11), И. Рошаль (1), В. Фёдоров (1), И. Шубина (2), М. Шубина (2)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 9 мая 2023 г.
Продолжаю знакомиться с книгами «новой волны», которые должен был прочитать тридцать лет назад. За все эти годы романный дебют Желязны был у меня во всех трех или четырех моих погибших библиотеках, в десятке наверно изданий и разных переводах. А звезды сошлись только вчера. Содержание книги во многом повторяет биографию ее чтения.
К сути. Никакая это не «мифологическая» фантастика, навеянная легендами Эллады. Есть отсылки, лейтмотивы, но и только. Если читатель ожидает увидеть прародителя «Американских богов» Геймана, то не дождется. Хороший крепкий постап в локации Средиземноморья. Плюс мутные инопланетяне с неясными целями. От синхронных романов Фила Дика отличается только поэтическим стилем, с уклоном в модернизм. Многим из нынешних читателей не заходит такое. Вероника Рот и Сьюзен Коллинз не так пишут, а старый хрыч Желязны фигли выделывается?
Начало скучновато. Из него можно только извлечь вывод, что автору в его «собесе» крепко нервы потрепали и душу повынимали страждущие граждане и педантичное начальство. Отношение к бюрократии у Желязны крайне скептическое с переходом в ненависть. В финале герой недаром собирается уничтожить ненавистную Контору. Месть поэта страшна!
Путешествие по Египту и Греции, детективная фабула, шашни со шпионками-психопатками сильно повышают градус интереса и побуждают ко все более жадному чтению. Помогает тут и сюжетное наполнение — террористы, наемные убийцы, боевые роботы, мутанты, чудовища, масштабные катаклизмы. И все это пронизано элегическим плачем по погибшей цивилизации, что создает грустное, но бодрое настроение.
Но все это только внешние слои, а живет роман на особой глубине. Под покровами мифа, детектива, ужастика и лав-стори скрыт роман идей. Это политическое высказывание в форме постапокалиптического триллера.
Шестидесятые годы стали эпохой падения колониального империализма в его классическом изводе. 1960 — год освобождения Африки. Затем Алжир, Индонезия, Индокитай. Революционерам-идеалистам той поры казалось, что цепи рабства навсегда падут. США виделись последним оплотом угнетения. Можно считать символическим фактом, что американское вторжение во Вьетнам началось в том же году, когда был опубликован в журнале роман «...И зовите меня Конрад». Но ведь колониальная экспансия США длилась уже лет сто пятьдесят. Так что это была вечная тема для тамошних интеллектуалов. Вот у поэта Роджера Желязны и срезонировало.
Один из персонажей романа — незадачливый поэт-лауреат Фил Грейб говорит, что поэзия живет вне времени пространства. Добавим, даже если это поэма в форме научно-фантастического романа. Матерый революционер и террорист Конрад Номикос с двухсотлетним опытом борьбы ведет войну и идеологические битвы с поработителями и коллаборационистами без компромиссов и страха потерпеть поражение. Его мысли и его идеи, пафос борьбы — они не только для тех, кто голосовал за вручение премии Хьюго Роджеру Желязны в 1966 году. Они для нас, для нашего здесь и сейчас.
Вывод, к которому Конрад пришел за долгие годы невероятных страданий, потерь и испытаний на пути к победе очень прост, но невероятно глубок и актуален. Он отстаивает ее и в схватке с врагом, и сопротивляясь потугам своих недалеких соратников.
Нельзя, говорит Конрад, отдавать свою землю на потраву хищникам в человечьем обличье. Нельзя и все. Какие бы разумные законы и благополучие не предлагали вам эти новые данайцы, их дары нужно отвергнуть. Нельзя продавать то, что свято. Иначе не будет вам прощения и боги вашей земли сотрут вас с ее лица.
У нас много есть людей, верящих словам Светлых Эльфов с Сияющего Града на Холме, как Гласу Небесному. Ну вот и прислушались бы к словам одного из них. Он был очень успешен у себя во Граде, лауреат десятка высших литературных премий, в том числе за этот подрывной роман о революции. Не все же вам Джорджа Сороса и Джерома Пауэлла слушать.
Этот роман Желязны пришел в нашу страну очень вовремя, как раз тридцать с небольшим лет назад, во время одной из точек исторической бифуркации. Но главный идейный посыл автора ,его призыв в борьбе за независимость от незваных опекунов и учителей жизни услышан не был. А ну да, это же мифологическая фантастика в космической обертке! Мы еще и не такое читывали! И заряд заложенный в книгу автором хлопушкой лопнул.
Но опять-таки. Это поэзия на все времена. Пока еще не поздно и сегодня эту книгу читать в правильном свете и услышать ее призыв. Иначе с нашей землей произойдет то же, что в романе произошло с пирамидой Хеопса. Только без надежды на воссоздание.
Книга важная и нужная. Своей репутации и высшей премии, статуса классики заслуживает безусловно. Но за что же оценку снижу?
За добренький финал. Древние хищники — инопланетные капиталисты оказались благодушными дядюшками. И земляне победили просто так, на шару. Прямо-таки ненавистное мне булгаковское «не надо ни о чем просить, сами придут и все дадут». А двести лет поражений, потерь и страданий были — что? — ошибкой, недоразумением?
Только в борьбе человек и социум обретает право свое. А иначе деградация и гибель неизбежны.
technocrator, 24 февраля 2021 г.
Отличная вещь, родоначальник своеобразного поджанра — НФ с «мифологическим уклоном», как минимум в творчестве самого Желязны, а возможно и не только (похожие мотивы из современных авторов у тех же Олди можно выделить). Будущее и прошлое изящно и неразрывно переплетаются, например, описываются характеристики специализированного робота с ИИ в качестве идеального спарринг-партнёра для борьбы, а затем эпически рисуется смертельно опасное противостояние как поединок античного героя с големом. Ну и сам главный персонаж, «бессмертный» грек, меняющий имена и сравнивающийся с Великим Паном...
Во вторую очередь роман выделяется оригинальным сеттингом — Земля в руинах, покрытая радиоактивными «горячими местами», сложные отношения с развитой межпланетной цивилизацией веганцев, которых привлекают остатки человеческой культуры и пугает её судьба. Есть ли надежда на Возвращение и Возрождение, или осталось только допеть погребальную песнь?
Путешествие-квест, жизнь, смерть и любовь. Сюжет гладко и динамично развивается и завершается, так что тут даже сказать особо нечего, «это просто читать надо».
Знакомился параллельно в двух переводах — Куберского и Фёдорова с Рошалем. Примерно сравнимого качества, отличаются в мелких деталях, где-то удачнее один, где-то другой. Вообще, как уже приходилось замечать, выразительный и изысканный желязновский язык труден для передачи.
ааа иии, 24 сентября 2020 г.
«Этот бессмертный» своему времени как старший брат — понимает, но играть с ним не хочет.
Якобы Олдисс высказался, что Желязны с Дилэни готовят отменную сахарную глазурь, но торта не попробовать. Как Дилэни, не знаю, а Желязны Олдиссу торт готовить не хотел.
Рассказывают, что и причислили его к Новой Волне за одну публикацию в журнальчике Муркока. А он сам поведал как, решив в начале 60-х вместо поэзии заработать на фантастике, обновил познания и решил, что со времен его детства в ней ничего не изменилось. «Небьюла» за рыбалку на Венере, видимо, подтвердила данное мнение и он еще некоторое время продолжал в том же духе, уйдя только от самых противоречащих науке фактов. Дозуа засвидетельствовал охлаждение публики следующего десятилетия — но сначала следование канону дарило успех, пока «New Worlds» терял читателя и сидел на субсидии (см. у Лема).
Приметы 60-х в «Этот бессмертный» есть. Сексуальное раскрепощение, ядерные осадки (Московский договор), физиологическое обоснование расизма, землетрясение (Чили? Аляска?). Под парный танец с колонизаторами Рэдпола можно подогнать слишком многое — дети мигрантов не заинтересованы в «возвращении на родину», но подпитывают конфликт — но уж знаковое спасение Абу-Симбела и пропагандируемое тогда же переселение под воду спародированы конкретно.
В целом же пост-ядерное наполнение вполне в традиции: мутанты людоедствовали еще в «Пасынках Вселенной», инопланетяне шли на выручку у Азимова и даже пришелец с «кулаками, обвязанными кожаными ремнями с десятью заостренными шипами», Г.К. Панченко идентифицирован как типичный образ бойца индийского ваджра-мушти.
Каким виделось Желязны накатывающее новое, известно. Здесь он еще терпим:«рассуждал о просвещении и ежедневно выполнял на пляже дыхательные упражнения. Во всем остальном он был вполне пристойным человеком»(насколько благородно почти тоже самое в почти таком же пост-ядерном «Почтальоне» Брина!). В «Долине проклятий», приквеле «Этот бессмертный» (и сиквеле армейского опыта), высказывании о поиске себя из «Подмененного», будет куда жестче. Это всё и то, что в «Князе света» запрещен вальс, не ретроградство, обычный для человека его биографии выбор — в начале 1960-х США на симфонические концерты ходило больше, чем на бейсбол (см. Лебрехта), да Желязны и сам признавал влияние на себя якобитской драмы наравне с комиксами. Влияние будней соцработника, коим был годами, наоборот, отрицал, но могло ли его не быть?
В довершение, он последовательно, однозначно против культа героев. Полагаю, ни товарищ Че, ни Марвел такого бы не одобрили и не потому ли с экранизациями Желязны не очень? Рассказчик же — герой сопротивления Веге, хранитель истории и искусств, корявый урод, крещеный бессмертный, в общем, именно такой человек, которого можно пригласить на день рождения ребенка — тоже терпеть не может героизации. И мифологизирующей риторики, мгновенно затыкая разглагольствования о «Прометеевом огне».
Антагонист, антрополог Моурби обычный (даже слабый), человек. Шаманит среди «горячих» куретов на голом пафосе и ритуально смотрящихся действиях. Он, в своих сари, лаптях и серьгах, заняв немного места в книжке, настолько точно представил тёмную сторону прогресса, что после него «В сердце тьмы» и «Золотая ветвь» пересекутся еще раз, в самой мрачной реакции на 60-е — «Апокалипсисе сегодня» Копполы.
Противопоставлены ему два типичных для старых времен (что в дипломе автора, помним?) гуманиста: врач и священник. И то, что от врача несет вивисекцией, а священник из ветви христианства канонизировавшей Гаутаму — делает контраст между словами гарвардца и их делом в отношении мутантов еще занятнее.
Вычетом романтики из происходящего книга напоминает Каттнера и пушкинское путешествие в Арзрум: дьяволопоклонники, голем, пирамиды... а, по сути, проза жизни, банальность. Выходящее за рамки, вроде одержания или нападения чудовищ, быстро ликвидируется. Но не героизмом, а винтовкой на слона, правильно взятой бутылкой «Кока-колы», вшами и т.п. оружием смертных.
Греческая часть путешествует по режущим ухо эллиниста Волосу и Макринице (лишь острова, предостерегала Daily Express в 2016, относительно безопасны). Плюс, театр Kaрагиозис, нелюбовь к туркам... Книга только что не кричит: «Греки не миф!». Но, хотя встроенных в церковный календарь кallikanzaros, с упоминания которых начинается текст, отделял от античности даже Лавкрафт, а часть действия происходит в святилище вуду — вновь и вновь роман упорно маркируют «древнегреческой мифологией».
Что до фантастического, то оно у Желязны просто факт. Сверхспособности и сила титана Конраду не даны для чего-то, они просто есть. В этом «есть» нечто буддийское, о просветлении, которое ничего не меняет: Сэм может управлять электромагнитным — но живет царьком, пока уж очень не достали лично его. Анубис поднимает мертвых — на вечеринку. Сандау творит планеты — и перекусывает в кафе. Принцы Амбера просто заполняли свою жизнь сварами.
Есть у Желязны и другие персонажи, и эксперименты — но это уже другая история, другая эпоха.
vam-1970, 11 июля 2023 г.
Лауреат Хьюго 1966 года. Популярное произведение -только отзывов 1790.
Добавить почти нечего к восхищенным оценкам, но... я рассматриваю смысл произведения с такой позиции: автор противопоставил мышление землян и веганцев как противоположное. Если первые видят везде обман и подвох и не верят веганцам, то последние заняты другим — как спасти культурное наследие человечества. И это выразилось в неожиданном финале. Талант автора.
xdma, 10 июля 2020 г.
Постапокалиптическая Земля, на которой жалкие остатки цивилизация сохранилась в основном на островах, на континентах ещё очень много «горячих» радиоактивных зон, рядом с которыми процветают мутации и прочие прелести — последствия ядерной катастрофы. Большая часть уцелевшего населения планеты расселилось на других планетах, входящих в федерацию инопланетной цивилизации из созвездия Веги, и их мало заботит судьба планеты-прародительницы. Группа людей борется за возрождение человеческой цивилизации на Земле. Главному герою предстоит задача разобраться в запутанной ситуации и принять правильное решение, возможно — очень непростое, от которого может зависеть судьба человечества на планете Земля.
Роман небольшой по объёму, написан он весьма сумбурно, невыразительно и даже порой — невразумительно, какие-то слишком отрывистые и невнятные эпизоды и диалоги, неясные мотивации. Сюжет рваный, периодически скачет от воспоминаний к текущим событиям и обратно, но это вносит мало ясности в происходящее. Мысли о развитии человечества интересны, но опять таки обрывочны и невразумительны. Занятная вроде бы идея вплетения в сюжет древнегреческой мифологии вышла невнятной и не получила развития. Неожиданные спасения героев из трудных ситуаций совсем ненатуральны. А концовка вообще получилась приторной до тошноты.
В итоге — посредственное произведение выдающегося писателя, тема актуальная а 60-70 годах, прочитать можно разве что из уважения к автору. Это первый роман Р. Желязны, сырой и дилетантский, однако в нём уже виден творческий потенциал и особенности будущего творчества. Оценка — из уважения к автору и потому что дочитал роман до конца.
Manowar76, 1 июля 2020 г.
Почему решил прочитать: условная «мифологическая» трилогия автора
В итоге: Желязны знаю в первую очередь по «Хроникам Амбера», ещё по полудюжине отличных фэнтезийных книг и по литературной постмодернистской игре «Ночь в тоскливом октябре».
«Этот бессмертный» – дебютный роман автора, за который он сразу получил «Хьюго».
Роман достаточно сумбурный и ученический.
Как и в случае с «Чёрным квадратом» Малевича, приходится объяснять себе и другим за что же это произведение так высоко ценят. Так как вне контекста восторгаться особо нечему.
Возвращаясь к «Хьюго». Может быть, тот год был весьма беден на качественную фантастику? Вовсе нет. Одновременно с «Этим бессмертным» награду получила «Дюна» Герберта (редкий случай – сразу две награды в одной номинации), а среди претендентов была «Луна – суровая хозяйка» Хайнлайна...
Представьте мир, где Желязны не получил «Хьюго», расстроился и бросил писать... и мы не прочитали бы ничего из его творчества. Жуть. Хорошо, что ему дали премию. Всем своим последующим творчеством он отработал такой щедрый аванс!
В «Бессмертном» такой винегрет из жанров и сюжетных ходов! Постапокалипсис с мутантами и каннибалами, инопланетяне, подчинённое положение землян, Резистанс, бессмертие, греческая мифология.
К греческой мифологии, кстати, текст Желязны имеет минимальное отношение. Нет в нём ни духа Эллады, ни следования мифическому канону.
Бессмертный в следствии мутации урод Конрад из поколения в поколение меняет личины, но не меняет цель – свобода Земли от веганцев. Сражается, разочаровывается, выбирает альтернативные подходы. В общем, не скучает.
По заданию руководства Конрад должен сопровождать писателя-веганца в его путешествии по Средиземноморью. Нас ждут стычки с экзотическими существами Земли, рассуждения на все и всяческие темы: долг, любовь, предательство, прочее.
Да, признаю, для Запада в 1966-м и для России начала девяностых, возможно, это была книга-откровение. В 2020-м – литературная диковина, способ ознакомится со знаковой для своего времени книгой и дебютом выдающегося фантаста.
5(СРЕДНЕ)
Deliann, 4 мая 2016 г.
«Этот бессмертный» – дебютный роман Роджера Желязны. Причем это дебют, за который автор получил премию «Хьюго», что говорит о многом. Печально осознавать, что я наткнулся на этот роман слишком поздно: после «Князя света», «Ночи в одиноком октябре» и «Созданий света, созданий тьмы» он показался мне несколько посредственным.
Перед нами постапокалиптическая Земля, население которой составляет всего 4 миллиона человек. По планете прошлась ядерная война и на материках находиться крайне опасно из-за радиации и мутантов. Временами планету навещают представители инопланетной расы Веганов, для которых люди – забавные дикари и интересный объект для изучения. Главный герой, Конрад Номикос, является то ли мутантом, то ли древнегреческим богом Паном (это нам так и не прояснят). Ясно одно: Конрад живет уже очень долго. Возможно, что он бессмертен. Сюжет начинается с прибытия на Землю представителя Веганов, который настаивает на том, чтобы его проводником по постапокалиптическому миру стал именно Конрад. Делать нечего, и наш главный герой отправляется в полное опасностей приключение.
И роман в целом даже неплох: он увлекателен, в нем есть интересные идеи, читается он довольно легко и быстро, а в сюжете содержится некоторая интрига. Беда в том, что все это блекнет на фоне других произведений Желязны: идей не так много, как в «Князе света», приключения не такие захватывающие как в «Созданиях света, созданиях тьмы», а язык далеко не такой гладкий и легкий как в «Ночи в одиноком октябре». Вот и получается, что роман хороший, для дебюта вообще отличный, но меня он не впечатлил.
Роман рекомендую всем любителям приключенческой фантастики с мифологическими мотивами. Только делайте скидку на возраст произведения (все-таки более 50 лет назад написано) и постарайтесь воспринимать книгу, абстрагируясь от своего читательского опыта.
malin, 28 марта 2021 г.
Чтение этого романа напомнило мне поездку на поезде дальнего следования. Лежишь себе на верхней полке, а за окном пролетает однообразный унылый пейзаж. Глаза слипаются под мерный стук колёс и даже думать ни о чём не хочется. Но вот остановка. Ты выходишь, чтобы глотнуть свежего воздуха, размять ноги, что-то купить. Да просто пообщаться с людьми, послушать, о чём говорят пассажиры, поторговаться с колоритными продавцами разнообразной снеди. А затем, подгоняемый нетерпеливой проводницей, снова залезаешь в свой душный и, что уж там, порядком поднадоевший вагон. Оценю это произведение Желязны выше всего, ранее у него прочитанного. За глотки свежего воздуха.
URRRiy, 17 ноября 2019 г.
Впервые читал это произведение в начале девяностых. Не могу судить о качестве переводов, хотя сам оригинальный текст, на мой взгляд, действительно заслужил свои премии — есть и интриги, и причудливые картины постапокалипсического мира, и мощно выписанные персонажи и мрачные, даже в чем то хоррорные эпизоды ( племена мутантов, например, поединок с их бойцом) и все это — с хорошим чувством юмора, присущим Роджеру Желязны. Кратко по сюжету — особо выдающийся человек (по физическим возможностям — практически сверхчеловек, но все научно — следствие мутации, хотя намеки на врага рода человеческого присутствуют) сопровождает инопланетянина, причем очень непростого по своим имущественным правам, в его экскурсионной поездке по Земле. Поездка понятно окажется судьбоносной, а приключения — захватывающими. Описания локаций — очень даже неплохие, событий — также весьма и весьма. То есть, это характерный образец приключенческой фантастики, где научная часть не утомляет обычного читателя. Мне лично понравилось.
Svetlana Roy, 17 декабря 2016 г.
Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям. Рекомендую. Но не ждите, что буду описывать вам главную мысль или выжимать сюжет. С этим романом у меня связаны особые воспоминания.
Роджер Желязны «Остров мёртвых», сборник 1993 г – это книга, которую я купила на первые свои заработанные деньги. И ещё тортик. Тортик был съеден в тот же вечер, а книга забыта на полке. Выбор при покупке был случаен. Просто взгляд упал. Картинок в книге не было. Читать не хотелось. Однажды я заметила сборник в руках сестры. «Интересно?» «Да». Спустя время (месяц или два, или пол года) сестра забежала в комнату с горящими глазами и радостно прокричала:
Alexselez1991, 1 апреля 2017 г.
Так вышло, что мое знакомство с творчеством Желязны началось не с известных «Хроник Амбера», а с этой книги. Давно не решался прочесть Желязны, так как уж слишком полярны отзывы о его произведениях — одни в восторге, другие страшно критикуют. Но прочитав данное произведение я ставлю Желязны плюс и отношу себя скорее к первой категории читателей.
Книга понравилась, но скорее не сюжетом, так как он в этом произведении довольно банален, а отсылками автора к древнегреческой мифологии. Она пронизывает данное произведение от начала и до конца. Желязны удалось органично связать, казалось бы несвязные тематики — постапокалипсис и мифологию древних греков.
Также у Желязны получились интересные и самобытные герои. И даже после прочтения книги, зная ее финал, который, кстати, не был неожиданным для меня (я начал догадываться о таком повороте событий где-то с середины книги), ты все равно сочувствуешь тем героям, которые хоть и были неправы, но их правду тоже можно понять.
Я на протяжении всей книги ностальгировал по детству, так как все мы росли на древнегреческой мифологии, ее богах и героях. Ценность данной книги скорее в чувствах, которые она вызывает, чем в сюжете. У меня прочтение данной книги вызвало желание перечитать книгу моего детства — «Легенды и мифы Древней Греции» Куна. А людям незнакомым с древнегреческой мифологией придется довольно часто обращаться к Википедии и надеюсь вызовет у них интерес к этой теме.
Роджер_Янг, 17 мая 2017 г.
Дебютный роман Желязны. И КАКОЙ дебютный. В центре романа конфликт между эмигрантами с Земли, желающими сделать из нее курорт для инопланетян и стричь купоны и небольщой группой, мечтающей возродить ее. Все это замешано на постапокале, детективной линии и греческой мифологии. Адская смесь, которая в других руках или взорвалась или потухла. И только Мастер знает, какую нужно поддерживать температуру и пропорции, что бы получить шедевр.
Плюс яркие действующие персоны, даже второго плана, как Рыжий парик или Язон.
10 конечно.
Cerber66608, 21 апреля 2019 г.
Начало истории встретило меня враждебно. Я столкнулся с миром, о котором вообще ничего не знаю (и даже к концу книги узнаю не обо всем), и автор не особо-то потрудился что-то рассказать. Складывалось ощущение, что я читаю вторую или третью часть цикла и с миром я должен был познакомиться ранее, но это не так, роман ведь внецикловый. Благо читается он легко, большую часть текста составляют диалоги, порой даже без объяснений кто и как говорит, просто фразы с черточкой перед ними (а в моем издании иногда даже и без черточек), я продолжил чтение и помаленьку втянулся в происходящее, особенно стало интересно после высадки на Землю.
Похоже, что Роджер Желязны сознательно не описывал многие предшествующие события, а лишь обозначил их, потому что в данный момент важен только этот период жизни главного героя Конрада Номикоса, именно в этот раз он добился желаемого результата. Предыдущие его попытки (каждый раз под новым именем) заканчивались провалом или просто ничем. Конрад Номикос — харизматичный главный герой, все знает, все умеет, любого победит или перехитрит. Я бы с удовольствием почитал и о других его приключениях, которые упоминаются лишь вскользь: о встрече и жизни с Вортаном, о предыдущих встречах с Хасаном и т.д.
«Этот бессмертный» — интересный приключенческий фантастический роман с вкраплениями античной мифологии и политических интриг. Все это хорошо, но отсюда вытекает и главный минус. Это просто качественная развлекательная фантастика на один раз, в ней нет какой-то глубины или душевности, которая заставит перечитать роман через несколько лет или хотя бы иногда вспоминать и думать о нем.
Ольгун4ик, 9 августа 2020 г.
А ну-ка, спойлерофобы, идите сюда, мои испуганные, я вас ещё больше «обрадую».
Приготовились? Тогда вскрываем эту ячейку. Короче, режьте синий провод и будет вам только лучшее!
А чтобы вы точно знали, чего бояться, знайте, автор написал спойлер в самом названии — раз. Все похожие произведения на странице — тоже спойлер — два. Все имена — спойлер — три. Все события — спойлер — четыре.
И, если этого вам мало, то автор вас не обманет. Он просто не может обмануть ожидания читателей.
А если совсем кратко. То книга об убийстве.
шутка
Об убийцах.
почти правда
О тайном ордене. О Земле. Об её будущем. О нашем будущем. Об истории, которая повторяется. О насилии. Не совсем телесном, хотя и оно упоминалось. Но хоть брали плоть, насиловали душу. Книга обо всем. О нас с вами. О поэте. О творчестве. О Кодексе Чести. О заговоре. О семье. И о любви. Желязны иначе не мог.
primorec, 24 декабря 2013 г.
Я живу в месте, которое не имеет древней человеческой истории. Точно известно, когда люди пришли сюда, что они делали или говорили. Все задокументировано: когда и что произошло, кто в этом участвовал и какие были последствия. Никаких легенд, и если очень нужен местный фольклор, то приходится его просто выдумывать.
И от того все время хочется узнать, каково это жить в месте, пропитанном историей, которая уходит так глубоко во время, что и сказать невозможно, когда все началось. Каково это, когда каждая скала, бухта, пещера и даже камень на дороге — имеют, что рассказать путнику?
И может прошлое в таких местах никуда и не исчезало, а боги и герои из старых легенд продолжают существовать в каких-то других планах реальности, которые накладываются на наш рациональный мир, иногда просачиваясь в него легендами и мифами.
Вот по этой дороге шел в Афины будущий великий царь Тесей, и где-то здесь он повстречал Прокруста. А из этой бухты Язон отправился с командой героев на «Арго» в свое плавание за золотым руном. А может быть эти истории где-то происходят прямо сейчас, или только будут происходить, а до нас докатились лишь волны вероятностей от этих судьбоносных событий, причудливо исказившись по пути. И эти отголоски были пойманы восприимчивыми, настроенными на песни Вселенной, умами поэтов и воплощены в знакомые нам истории о богах, героях и юности человечества.
Мне бы хотелось думать так в отношении этого небольшого романа, действие которого происходит в далеком от нас будущем/или, может, это мы для них будущее?/. Люди покинули Землю, отравленную ядами отходов и радиацией и покрытую шрамами от войн, и устремились к новым мирам. Но для высокоразвитых рас Галактики, Человечество — лишь малообразованные дикари, дешевая рабочая сила, нищие гастарбайтеры, изгадившие свой дом и теперь бродящие по свету в поисках лучшей доли.
На Земле осталась лишь кучка людей, вернувшихся назад на тысячелетия: общины, живущие охотой, рыбалкой и примитивным сельским хозяйством в окружении древних памятников — свидетелей былого расцвета, в которых бродят банды мутантов. Опасное место, устрашающее, воплощающее все древние страхи и легенды. Как будто история сделала полный круг, вернувшись вновь к той же точке, с которой все начиналось: вновь гнев Посейдона разрушительным цунами прокатывается по Средиземноморью, вырвался на волю Фессалийский зверь, бродят в тенистых рощах сатиры, прислушиваясь к сладостным звукам свирели, на которой играет вечный Дух Земли, бог Пан — покровитель пастухов и охотников, горных дебрей и незатейливой музыки.
Чудесный пейзаж для истории бессмертного — безумного влюбленного в каждый камень, в каждое дерево или травинку Земли, посвятившего бесконечность ее возрождению и возвращению людей на старую родину, прошедшему путь от слепой ярости и ненависти до понимания и терпения. Всего лишь один эпизод долгой жизни, путешествие в странной компании — просвещенного инопланетянина и кучки землян, каждый из которых — настоящая загадка, опасная, как все в этом странном мире, вернувшемся в первозданную дикость.
Это путешествие произвело на меня странное впечатление. Великолепие пейзажей и дыхание древней истории, переплетение реальности с почти забытыми событиями и давно умершими героями. Чтобы получить от этого настоящее удовольствие следует вспомнить сначала знакомые с детства приключения Тесея, Язона, Геракла и героев Трои. И держать их постоянно в уме, чтобы понять скрытый смысл событий, слов и деталей. Помнить все время: и когда играет свирель, и когда на поляну врывается Фессалийский зверь и главный герой вспоминает о Геракле, и когда он смотрит на лазурную бухту, рассказывая о Язоне и аргонавтах так, как будто сам провожал их в эпический поход.
Но оставив форму. Давайте, о содержании. О том, что же скрыто за всеми воплощенными в реальность легендами Древнего мира. Думаю, это не примитивный призыв назад к природе и своим «корням», как может показаться сначала. С плохими героями, желающими развязать очередную войну и террор, и хорошими, пытающимися решить проблемы мирным путем. Я прочитала это, как попытку примирения между современностью и историей, протянуть непрерывную нить от прошлого к будущему, чтобы не пришлось людям убивать бога Пана ради достижения своих целей.
И в заключении, о том, как читалось. Не скажу, что строки проглатывались незаметно, напротив, приходилось сосредоточенно следить за действием и особенно словами, размышляя над скрытым за ними смыслом. Из-за этого приключенческие вставки иногда более раздражали, чем радовали, поскольку разбивали вдребезги ощущение внутреннего напряжения.