fantlab ru

Харлан Эллисон «Эликсиры Эллисона»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Оценок:
18
Моя оценка:
-

подробнее

Эликсиры Эллисона

The Essential Ellison

Другие названия: The Essential Ellison: A 50-Year Retrospective: Revised and Expanded

Сборник, год

Примечание:

В 1987-м году был выпущен сборник под названием «The Essential Ellison: A 35-Year Retrospective».

В 2001-м году данный сборник был слегка дополнен и выпущен под названием «The Essential Ellison: A 50-Year Retrospective».



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.42 (26)
-
6.77 (26)
-
6.20 (25)
-
  • + Lagniappe / Lagniappe (2001), написано в 2000 // Автор: Терри Доулинг  
6.16 (25)
-
  • I. В начале / I BEGINNINGS
6.38 (26)
-
4.98 (41)
-
4.53 (40)
-
4.59 (42)
-
5.02 (42)
-
6.63 (27)
-
6.68 (273)
-
11 отз.
  • Спасблок / Life Hutch  [= Спасательный бункер; Спасательная станция; Спасательная капсула; Аварийная капсула] (1956)  
7.14 (320)
-
11 отз.
7.28 (256)
-
9 отз.
  • II. Слова ужаса / II WORLDS OF TERROR
5.91 (23)
-
6.87 (202)
-
6 отз.
5.59 (34)
-
1 отз.
7.32 (169)
-
4 отз.
7.20 (39)
-
1 отз.
  • III. Слова любви / III WORLDS OF LOVE
5.63 (19)
-
7.36 (222)
-
10 отз.
6.88 (198)
-
5 отз.
7.39 (151)
-
3 отз.
  • IV. Эта новая религия древних времён / IV THAT NEW OLD-TIME RELIGION
5.59 (17)
-
7.75 (1413)
-
61 отз.
6.19 (127)
-
2 отз.
7.39 (223)
-
8 отз.
  • V. Настал веселья час / V A STAB OF MERRIMENT
5.61 (18)
-
5.91 (148)
-
4 отз.
6.43 (340)
-
9 отз.
7.13 (121)
-
2 отз.
6.07 (28)
-
1 отз.
5.30 (110)
-
7 отз.
4.80 (20)
-
5.24 (21)
-
6.40 (35)
-
1 отз.
  • VI. Сложности с женщинами / VI TROUBLE WITH WOMEN
6.00 (18)
-
6.80 (336)
-
8 отз.
6.57 (252)
-
7 отз.
6.35 (195)
-
2 отз.
6.84 (184)
-
7 отз.
  • VII. На матрасы со злыми демонами / VII TO THE MATTRESSES WITH MEAN DEMONS
5.71 (17)
-
6.67 (21)
-
5.09 (23)
-
5.62 (21)
-
7.35 (154)
-
4 отз.
5.35 (20)
-
6.80 (145)
-
4 отз.
7.56 (55)
-
1 отз.
  • VIII. Технология рококо / VIII ROCOCO TECHNOLOGY
5.88 (16)
-
7.11 (134)
-
7 отз.
6.62 (71)
-
3 отз.
7.36 (180)
-
8 отз.
7.18 (323)
-
9 отз.
7.09 (181)
-
6 отз.
7.63 (30)
-
1 отз.
  • IX. Кровь сердца / IX HEART’S BLOOD
5.36 (11)
-
4.80 (10)
-
5.81 (16)
-
5.58 (12)
-
5.15 (13)
-
4.64 (11)
-
7.74 (234)
-
8 отз.
  • X NIGHTS & DAYS IN GOOD OLD HOLLYWEIRD
5.60 (10)
-
5.36 (14)
-
4.00 (10)
-
6.87 (23)
-
7.38 (105)
-
2 отз.
4.42 (12)
-
  • XI PETARDS & HANGINGS
5.80 (10)
-
7.52 (365)
-
16 отз.
6.07 (14)
-
7.15 (304)
-
10 отз.
4.50 (14)
-
1 отз.
  • XII SHADOWS FROM THE PAST
5.30 (10)
-
6.98 (170)
-
3 отз.
7.14 (14)
-
7.31 (97)
-
2 отз.
7.89 (409)
-
12 отз.
  • XIII CONTRACTS ON THE SOUL
5.20 (10)
-
6.71 (14)
-
1 отз.
5.15 (13)
-
7.54 (127)
-
3 отз.
  • XIV THE CLASSIC
5.00 (10)
-
7.65 (518)
-
24 отз.
7.71 (194)
-
5 отз.
7.87 (867)
-
37 отз.
7.22 (186)
-
7 отз.
7.07 (32)
-
1 отз.
7.10 (30)
-
1 отз.
7.91 (96)
-
4 отз.
  • + XV PROCESS
5.40 (10)
-
6.00 (13)
-
6.15 (13)
-
6.35 (17)
-
1 отз.
4.91 (11)
-
5.90 (10)
-
7.25 (20)
-
1 отз.
  • XVI DARK LIBERATION
5.00 (10)
-
4.75 (12)
-
7.35 (245)
-
8 отз.
7.34 (242)
-
8 отз.
4.70 (10)
-
5.30 (10)
-
5.73 (11)
-
5.80 (10)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2002 // Сборник

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2018 // Зарубежная книга года (США; сборник)


Издания: ВСЕ (4)

Эликсиры Эллисона. От любви и страха
2022 г.
Эликсиры Эллисона. От глупости и смерти
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Essential Ellison: A 50-Year Retrospective: Revised and Expanded
2001 г.
(английский)
The Essential Ellison: A 50-Year Retrospective: Revised and Expanded
2005 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

С творчеством Харлана Эллисона я познакомился ещё в конце 90-х годов, когда мне в руки попала игра «I Have No Mouth, and I Must Scream», двухмерный, сильно забагованный (по меньшей мере в том варианте, который имелся у меня на диске) квест. О том, что он основан на рассказе какого-то автора я знать не знал – в тех широтах, где я обитал, об интернете в те годы даже не слышали. Но, когда спустя много лет «У меня нет рта, а я хочу кричать» попался мне в каком-то сборнике, я полез в сеть почитать об авторе. Оказалось, что Харлан Эллисон – один из самых титулованных и одновременно один из самых скандальных авторов, и количество его наград сравниться лишь с количеством инициированных им судебных разбирательств, под его каток попал даже Джеймс Кэмерон с «Терминатором». Я был заинтригован. Затем я начал смотреть оригинальный «Звездный путь», и один из лучших эпизодов этого сериала, «Город на краю вечности», был написан Эллисоном! Я был заинтригован ещё больше. Но наши издатели игнорировали автора – видимо, «пиратское» издание «Азбуки» не стимулировало ни Эллисона, ни отечественных книгопечатников к сотрудничеству. Лишь в 2022-2023 году вышли два тома «Эликсиров Эллисона», объёмной ретроспективы произведений автора за 50 лет. Я жадно набросился на книги... Набросился, и был разочарован, поскольку ожидал абсолютно другого.

Тем, кто только начинает читать Эллисона нужно иметь в виду сразу несколько вещей. Во-первых, почти все его рассказы, даже написанные в юном возрасте, наполнены старческим брюзжанием и вечным недовольством. Люди не такие, мир не такой, общество не такое, всё прогнило, в прошлом было плохо, в настоящем – не лучше, а в будущем будет только хуже. Во-вторых, судя по опубликованным в сборнике текстам, Эллисон считает себя самым прогрессивным, самым объективным, самым умным владельцем самого белого пальто на всей планете. Демонстративно выставляя себя альфа-самцом, он словно бы пытается компенсировать какие-то комплексы, превращая творчество в почти что психотерапию. В-третьих, «Эликсиры...» содержат фантастику в гомеопатических дозах. Куда больше в них бытовых зарисовок, статьей, эссе, автобиографических заметок и реалистичной прозы, написанной низким площадным языком. В-четвёртых, почти все собранные под обложкой истории устарели, причём не так, устарело, например, творчество Азимова и Брэдбери – описанные ими фантастические технологии могут казаться наивными, но заложенные идеи продолжают быть актуальными. А вот творчество Эллисона, основанное на эпатаже, по нынешним временам кажется очень вялым – то, что шокировало читателей в 60-е годы в наши ревущие двадцатые не вызывает ни удивления, ни интереса. Даже упомянутая во втором пункте декларируемая «прогрессивность» и «правильность» автора в итоге тоже оказываются устаревшими, превращаясь в откровенный реакционизм.

Для тех, кого эти четыре фактора не пугают, расскажу немного о содержании сборника.

Примерно 1/6 часть обоих томов вообще не является рассказами в привычном понимании, это многочисленные предисловия, послесловия, биографии и автобиографии. И их реально много. Для того, чтобы добраться до художественных текстов в первом томе придётся прочитать тридцать с лишним страниц таких вот «введений» как от самого Харлана, так и от редакторов и коллег по фантастическому цеху – с кратким содержанием рассказов, восхищением Эллисоном и перечислением премий и наград. Поскольку личность автора (не только Харлана, но и любого другого) меня, как читателя, интересует очень редко, подобная трата места на страницах сборника кажется сомнительной идеей.

Ещё 1/6 обоих томов – это бытовые заметки о том, как Харлана Эллисона всё раздражает. Здесь мы найдём истории о его отношениях с матерью и отцом, впечатления о том, как он слетал в 60-х годах в южные штаты на марш в защиту чёрных, нравоучительную историю о том, как Эллисона обманула подружка, истории о том, как его рассказы и статьи резали и цензурировали и как он был этим возмущён. Например, во втором томе приведено две версии рецензии автора, написанной на заказ – «полная» и сокращённая редактором газеты, а также гневное письмо редактору относительно этих правок. В чём смысл публикации подобного рода материалов мне не совсем понятно, разве что для того, чтобы снова показать, каким «возмутителем спокойствия» был автор. Хотя аргументация в гневном письме на самом деле находится на уровне современных срачей в комментариях, и не удастся даже восхититься тем, что Харлан изобрёл ранее не виданную версию матерного загиба. Также в этих заметках можно оценить, насколько лицемерен автор – обрушиваясь в «Густо-красном моменте» на хоррор-фильмы с критикой из-за обилия крови и убийств женщин, он не упоминает многочисленные шовинистические выпады в своём творчестве, изнасилования и даже каннибализм, которые так часто встречаются в его рассказах. Но кино – это для быдла, а вот у Харлана белый плащик. Более-менее интересными в этой категории для меня показались две истории: трогательная «Моя мать», как понятно из названия, посвящённая матери автора и её похоронам и «Похоже, Тотошка, мы не в Канзасе» о том, как Эллисон работал над созданием научно-фантастического сериала, и о том, как сериал ожидаемо провалился. Эта история всё также полна желчи и мелочной мстительности, но хотя бы показывает нам, простым читателям, закулисье создания успешного (или не очень) телепродукта.

Следующая 1/6 – так называемые «скрытобиографические» рассказы. Они представлены в виде художественной прозы, их главных героев зовут не «Харлан», но всё равно ты понимаешь, что это чуть беллетризованные дневниковые заметки. Во-первых, персонажей выдаёт фирменный скверный характер, а во-вторых, невольно и против своего желания изучив биографию автора при чтении сборника, ты находишь прямые пересечения событий этих рассказов и событий из жизни Эллисона. Вот он встретил на вечеринке писателей писателя-кумира своей молодости, вот повёз подружку своей девушки в Мексику на аборт, вот мотался по барам и пьянствовал с какой-то случайной компанией, вот в детстве он крадёт игрушки из коробок с хлопьями... Выглядит всё это также нелепо, как пациент на приёме у уролога, который начинает свою речь со слов: «Знаете, у моего друга тут одна проблема...».

Итак, половина сборника позади, а пока что нам не встретилось ни фантастики, ни чего-либо заслуживающего внимания читателя, которому интересна литература, а не авторское самолюбование. Что там будет в следующей 1/6?

А там сугубо мейнстримная проза, завязанная на американских реалиях 60-70-х годов, которая, как я уже говорил, катастрофически устарела, а для России и вовсе никогда не была актуальной. Например, история чёрной бродяжки, которая стала свидетелем убийства, совершённого мафией. Бандиты открыли на неё охоту, и в течение рассказа она самыми разными способами уничтожает тех, кто хочет её убить (примерно также же как в любом стандартном ужастике, из числа тех, которые Эллисон так ругает). Шок-контента в этих рассказах отгружено изрядно, но после условных Ирвина Уэлша или Чака Паланика современного читателя сложно удивить скверно и скупо описанными сценами секса или насилия, поэтому несмотря на некоторую культурную ценность с точки зрения истории, читать подобное для удовольствия откровенно бессмысленно. Эти рассказы напоминают творчество школьника, который узнал несколько ругательств, однажды покурил травку, а также понял, откуда берутся дети, и теперь бравирует этими своими достижениями на каждом углу. При этом, я не говорю, что на таком материале нельзя написать что-то интересное, например, уже упомянутые Уэлш и Паланик полностью построили свою карьеру на грязи и чернухе, но читать их всё равно намного интереснее.

Предпоследние 1/6 книги – это бесформенное сюрреалистичное нечто, которое сложно как-либо классифицировать. В эту категорию я отношу краткие кусочки и/или наброски рассказов, не получившие развития, и слепленные воедино без особого старания, описания наркотических трипов, маскирующиеся под сюрреализм и трансгрессивную прозу, бессюжетные философствования обо всём и ни о чём, биографии вымышленных личностей и т.д. Из этих рассказов можно создать идеальный набор для любителей искать глубинный смысл и натягивать сов на глобус. Опять же, хиппи в 70-е годы, наверное, были бы в восторге, но лично мне читать описание деяний вредной личности с околобожественными силами, которая портит жизнь людям в течение всего октября как-то не с руки.

Наконец, последняя одна шестая часть сборника – это, собственно говоря, фантастика, причём «ненаучная». Никакой радости от исследований или открытий, никакого взгляда в будущее, только гнетущая серость бытия, ворчание и гнев на то, как всё плохо. Дискутируя с омерзительным обществом настоящего и будущего, Эллисон эксплуатирует классические правила демагога от доведения до абсурда в «Покайся, Арлекин!» до соломенных чучел в «Человеке, поглощённом местью». Сами рассказы строятся, скорее на идее, а не на выстроенной драматургии, потому, зачастую, не имеют сюжета, и начинаются ни с чего, заканчиваясь ничем. Попытки Эллисона добавить «реализма» в линейное повествование оказываются не слишком удачными, потому что хорошая история – это не только мысль вроде «А что, если бы в игровой автомат вселился призрак?», но ещё персонажи и их развитие, их действия и реакции, оценка идеи с разных сторон, и иногда даже критически, но автору самокритика неведома, поэтому он создаёт нежизнеспособные миры и плоских героев, опять же, играя исключительно на протухшем эпатаже. Попытки превратить идею в сюжет у Эллисона приводят лишь к тому, что нежизнеспособные идеи воспринимаются ещё более нежизнеспособными. Впрочем, в этом разделе коэффициент читабельных рассказов куда больше, чем во всех остальных. С десяток вполне тянут на 7 из 10, но, если учесть, что в двух томах «Эликсиров...» больше сотни произведений, статистика довольно печальная.

Поначалу я подумал, что, возможно, дело не в Эллисоне, а во мне – я напридумывал себе гениального автора, мечтал прочитать его истории два десятка лет, и оказался жертвой синдрома завышенных ожиданий, но, открыв на fantlab оценки сборника увидел, что в основной своей массе читатели со мной согласны – ни к одному рассказу нет оценки 8, лишь несколько набрали больше 7,5, а некоторые имеют позорный рейтинг около 3 (по меньшей мере, на момент написания данной рецензии). И как так вышло? Откуда столько наград, столько хвалебных рецензий, такая слава? Может быть, Харлан Эллисон умудрился пустить пыль в глаза своим современникам и соотечественникам, а мы, российские читатели XXI века свободны от агрессивного самопиара автора и оцениваем его творчество более-менее объективно?

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ключевое слово, возникающее при чтении сего опуса — «словоблудие». Эллисон извергает слова в никуда, делает отсылки, флэшбеки, в скобках дает уточнения и пояснения. Это все настолько утомительно, что до первого ФАНТАСТИЧЕСКОГО рассказа доберутся не все. А их в этом объёмном томе с гулькин нос, в связи с чем возникает резонный вопрос — что ЭТО делает в фантастической серии и какого, собственно, черта, тратить немаленькую сумму на покупку этой книги, если большую часть ее занимают автобиографические эссе о маршах против расизма и полностью реалистические произведения?

Реально относятся к жанру штук пять рассказов, ибо считать «Странное вино» фантастикой довольно боязно, так как оттуда торчат мэйнстримовские ляжки ухоженной боллитровой курицы. Во втором томе фантастики больше, но она вся уже была издана до этого. И уж тем более глупо обсуждать юношеские экзерсисы, это просто проба пера, нормальные писатели такого обычно стесняются.

В целом в плане наполнения это худшее, что я держал в руках в своей жизни. Винегрет это самое мягкое, что приходит в голову, если честно. К бабке не ходи, у Эллисона наберется крепкой жанровой прозы, которую уж точно не стыдно было бы выпустить под подразумевающим лучшее названием «Ретроспектива».

Ну и крамольную мысль выскажу я, за которую бит буду нещадно по пяткам сценарием первого «Терминатора» — тем, кто хочет прочесть фантастику Эллисона, разную и необычную, данный двухтомник желательно обходить десятой дорогой, а лучше приобрести себе вхлам изруганную азбуковскую книгу.

Может в ней и переводы не очень, и издана книжка нагло, но там хотя бы то, что я хотел прочесть, а не огромные тома, на две трети состоящие из многозначительных эссе и реалистических рассказов.

Плюс там есть совершенно умопомрачительные «Отбросы», изданные у нас только единожды и даже редкие вкрапления мистики и психоделики неожиданно оказываются к месту.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший сборник рассказов, эссе и репортажей экстравагантного писателя Харлана Эллисона, который был выпущен в далеком 2001 году, чтобы подвести определённый итог полувековому юбилею Эллисона в качестве писателя. Книга даёт возможность читателю познакомиться с творчеством Эллисона и представляет своеобразный, хронологический срез прозы американского автора.

Однако, к великому сожалению, на русском языке данный сборник выпущен не полностью, за кадром осталась часть эссе и несколько великолепных рассказов мастера. Поэтому стоит лишь надеяться на то, что издательство АСТ завершит начатую работу.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх