Кристофер Прист «Транзитная зона»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа (Западная Европа | Центральная Европа ) | Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Когда-то голливудская актриса Жанетт Маршан была красивой, талантливой и любимой зрителями.
Во время личного кризиса она заявила, что собирается провести отпуск в Англии, чтобы изучить возможности работы в Лондоне, прежде чем вернуться в США.
Она так и не вернулась в США. Она даже не покидала аэропорт Лондона после посадки самолета. По крайней мере, этого никто не видел.
Годы спустя молодой студент-кинематографист погружается в расследование её исчезновения. Куда она пропала? Она действительно умерла? Кто был тот таинственный мужчина, который сидел рядом с ней в самолете, летевшем из Нью-Йорка в Лондон?
Это захватывающий спекулятивный исторический роман, основанный на золотом веке кино. Идеально подходит для поклонников настоящего криминала, теорий заговора и фантастики, пугающе близкой к реальности.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2024 // Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glaymore, 4 марта 2024 г.
Последний роман большого литератора Кристофера Приста начинается крайне обещающе — с истории американской актрисы, которая в 1949 году села в самолет в Нью-Йорке, перелетела океан, в Лондоне вышла в аэропорт и... бесследно исчезла. Далее действие переносится в современность и в повествование вводится некий кинокритик, одержимый кинематографом Золотого Века в целом и данной актрисой в частности.
Ага, думает читатель, сейчас кинокритик будет по документам и воспоминаниям расследовать загадочное исчезновение 50-летней давности! Звучит неплохо!
Но не тут-то было.
Весь этот пролог занимает от силы страниц двадцать, а затем автор начинает излагать историю всей жизни кинокритика, начиная с раннего детства. Изложение супер детальное и насыщенное фактами, именами, датами, в модном стиле mockumentary, от реальной биографии не отличить. К сожалению, жизнь у кинокритика довольно скучная, он в основном летает по всему миру на разные кинофестивали, смотрит разные артхаусные фильмы и рецензирует их (несколько таких рецензий Прист честно написал от имени героя и добавил в книгу). Пропавшая американская актриса никак не упоминается. С годами критику приходится все больше времени проводить в бесконечных утомительных перелетах, и он все больше ненавидит аэропорты. В какой-то момент он знакомится с пожилой английской актрисой, которая появилась в Лондоне в 1949 году словно бы из ниоткуда, об ее прошлой жизни никто ничего не знает, но на полочке в ее доме стоит фотка бывшего мужа американской актрисы. Не придав этому ни малейшего значения, кинокритик продолжает жить своей жизнью и летать на фестивали, трансферы и ожидания рейсов становятся все более запутанными и кафкианскими. В финале романа до героя наконец доходит запоздалое озарение, но оно уже не интересно ни ему, ни читателю, ни, кажется, самому автору. Все очень устали от этой бесконечной череды перелетов и хотят домой.
В целом книга оставляет ощущение, что уже сильно пожилой Прист (роман вышел, когда ему было уже 80, незадолго до смерти) просто решил желчно излить на бумаге свою нелюбовь к самолетам и путешествиям. Говоря словами автора,
<< Аэропорт — это негативная среда. Он делает вид, что приветствует вас предложениями хорошей еды, цивилизованных напитков, места, где можно провести время с семьей или друзьями, обещанием комфорта и отдыха. Реальность же абсолютно противоположна. Пребывание в аэропорту вызывает у вас стресс, беспокойство, желание как можно скорее покинуть его стены. Еда здесь почти не имеет вкуса и есть ее приходится наспех. Напитки обычно пьют стоя, по сути на бегу. Разговаривать здесь практически невозможно из-за шума объявлений, музыки, давления толпы. Рейсы постоянно задерживаются или отменяются, а если и вылетают по расписанию, на них трудно успеть вовремя. >>
Если вы чувствуете по отношению к самолетам, аэропортам, путешествиям что-то похожее, то, возможно, Airside вам понравится и затронет некие струны души. Я же летать очень люблю, и меня эта книга, к сожалению, оставила полностью равнодушным.
P.S. Будем считать, что Прист закончил свою карьеру не литературным произведением, а 300-страничным брюзжательным эссе, что в целом вполне в его характере :)