fantlab ru

Александр Подольский «Колумбарий»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.20
Оценок:
30
Моя оценка:
-

подробнее

Колумбарий

Сборник, год

Аннотация:

Прах к праху, а история к истории. О том, что в каждом обиженном ребенке скрывается монстр. О том, что Дед Мороз – не тот, кем кажется. О кровавых играх на выживание и демоническом кинотеатре. Об ужасах, таящихся в метро, под землей, под толщей воды, в стенах старых домов, в русских народных сказках, японском фольклоре, в степях Казахстана, в Южной Америке, на тибетском высокогорье и где-то далеко-далеко за пределами нашего мира… Прах к праху, история к истории – страшные, странные, удивительные, фантастические. Добро пожаловать в «Колумбарий» Александра Подольского.


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.25 (64)
-
3 отз.
6.61 (54)
-
6.75 (71)
-
1 отз.
6.66 (71)
-
3 отз.
6.73 (241)
-
8 отз.
7.28 (218)
-
9 отз.
6.78 (202)
-
3 отз.
6.72 (68)
-
1 отз.
6.87 (135)
-
11 отз.
6.97 (138)
-
8 отз.
7.19 (138)
-
5 отз.
7.11 (317)
-
15 отз.
7.72 (150)
-
6 отз.
6.57 (143)
-
4 отз.
5.86 (42)
-
7.08 (166)
-
4 отз.
6.73 (56)
-
7.30 (96)
-
4 отз.
6.76 (181)
-
12 отз.
6.16 (67)
-
13 отз.
6.26 (46)
-
6.31 (67)
-
1 отз.
6.70 (47)
-
1 отз.
  • Соль  [= Когда уснёт солёный край] (2023), написано в 2013  
6.70 (34)
-
1 отз.
5.91 (44)
-
1 отз.
6.08 (56)
-
3 отз.
6.41 (130)
-
4 отз.
7.51 (208)
-
10 отз.
6.36 (165)
-
4 отз.
5.83 (76)
-
3 отз.
6.63 (111)
-
3 отз.
6.70 (140)
-
14 отз.

Награды и премии:


лауреат
Рукопись года, 2023 // Рукопись года (сборник; 3 место)

лауреат
Мастера Ужасов, 2023 // Аудиокнига (читает Илья Дементьев)

Номинации на премии:


номинант
Мастера Ужасов, 2023 // Лучший сборник/антология русскоязычных авторов


Издания: ВСЕ (2)

Колумбарий
2023 г.

Аудиокниги:

Колумбарий
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понимаю, почему так долго тянули с выпуском сборника Подольского? Александр Подольский один из столпов русского хоррора на ряду с Тихоновым, Кабиром, Кожином, Кастюкевичем, его книга просто обязана была выйти в серии ССК. И вот наконец свершилось!!! Купил не раздумывая, хотя большую часть рассказов уже читал, потому что слежу за творчеством автора. Рассказы как положено ужасно прекрасные. Кровавый сплаттерпанк, городское фентези, отличный мальчишеский хоррор, здесь есть всё. Рад, что пополнил коллекцию.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Колумбарий – это хранилище урн с сожжённым прахом при крематории. А ещё это первый авторский сборник рассказов Александра Подольского. Давайте же посмотрим, что интересного приготовил нам автор.

В первом зале (разделение условное и субъективное) хранятся рассказы о монстрах. Монстры необычные, каждый со своей особенностью. Есть живущий под землёй («Земляной»), есть гигантское чудовище, вышедшее из леса благодаря маленькой девочке, и начавшее хулиганить («День рождения Машеньки»). Есть новогодний монстр («Мешок без подарков») и существо, охотящееся на беспризорников («Ненужные»). Есть и персонаж крипипасты («Этот человек»). Но жемчужиной зала для меня стал рассказ «Ветки», сюжет которого достаточно прост для ужастика: обычный работяга натыкается на чудовище и пытается его одолеть. Но исполнено все настолько круто, что история не даёт заскучать и при перепрочтении.

Во втором зале расположились маньяки и психологические травмы. Здесь к таксисту-маньяку подсаживается странный пассажир с коробкой на голове («В коробке»). Если бы не знал, чей рассказ, подумал бы, что Александра Матюхина. Здесь же есть девушка, одержимая желанием рисовать стеклянных человечков («О стеклянных человечках»). А ещё тут можно встретить Змеиного Деда, которого никак не отпустит пережитая в детстве психологическая травма («Подколодные»).

В третьем зале можно найти всякое странное и непонятное. Например, сказку про репку, переложенную на хоррорно-сюрный мотив («Тесто»). Или своеобразную пародию на слэшеры с гигантским бананом вместо маньяка («Человек-банан»). Есть и диковинная постапокалиптика с хищными растениями, необычными ритуалами и ещё кое-чем под вопросом («И пришёл дракон»), и короткая история о жизни после войны с пришельцами («Черепаший архипелаг»), и герметичная мистика, пугающая обстоятельствами, в которых оказались персонажи («Между»), и необычный рассказ про войну букв с цифрами («Цифропокалипсис»). Моим фаворитом же стали «Хранители волшебства». В далекой глухой деревеньке, где-то в Подмосковье, поселился волшебник. Он был очень высокий, черный, как ночь и косматый, как медведь. И была у волшебника причуда: при помощи таинственных червеобразных хранителей он заставил жителей деревеньки играть в свои жуткие игры… Рассказ довольно сложен для понимания, так как прием «ненадежный рассказчик» представлен в нём во всей красе. Хотя с другой стороны, именно благодаря повествованию от лица маленького мальчика, находящегося в самом центре жутких событий, и зараженного (или захваченного) не понятно чем, история приобретает особую жуткую атмосферу. Увы, но мы так и не узнаем, что за волшебник, что ему надо, откуда он, что за хранители и что же произошло потом. Все что мы увидим – два дня из жизни обычного мальчугана, на глазах которого творится настоящий экзистенциональный ужас, но мальчик не понимает увиденного и воспринимает все как игру. Мне в рассказе не понравилось только одно – недостаток подсказок для полноценного понимания происходящего. Хотя может проблема во мне, а не в рассказе. В остальном претензий нет. Стиль, атмосфера, язык – всё на высоте.

В четвёртом зале содержится всякая жесть, сюда заходите, только если у вас стальные нервы. Здесь вы можете нарваться на отмороженный сплаттерпанк со сбором кровавого пазла («Пазл»), на ещё более отмороженный и чернушный сплаттерпанк о столкновении человеческого зла со сверхъестественным («Свиньи») и на зомби-хоррор с привлечением фольклорной нечисти («Метео»). В последнем случае четверо друзей поехали в Казахстан, и дело обернулось для них конфликтом с местными жителями, непредумышленным убийством, а также столкновением с ходячими мертвецами и довольно необычной нечистью. История яркая, драйвовая, очень атмосферная, но уж слишком в ней много всего намешано. Так что моим фаворитом стали «Демьяновы фильмы». Бывает так, смотришь фильм и понимаешь, что все должно было произойти совсем не так. Сценарий состоит из роялей в кустах, тут и там выскакивают боги из машины, а его величество случай настолько благоволит главному герою, что и восьмилетний мальчик способен в одиночку противостоять двум взрослым грабителям, и один коммандос – уничтожить целую армию вооруженных солдат противника. А что если вдруг у вас появляется возможность увидеть альтернативную хоррор-версию всем известной романтической комедии? Причем увидеть не в своих фантазиях, а на большом экране, эксклюзивно и за совершенно символическую плату. Ну, серьезно, что такое, в самом деле, эта «душа»? В карман ее не положишь, на хлеб не намажешь, да и в банке ее не примут. Соглашайтесь на предложение Демьяна и увидите нечто уникальное.

Пятый зал на реконструкции и временно используется как склад для хранения всего остального. Можете заглянуть в «Парк исполинов», – это триллер о близком будущем, в котором миллиардер создаёт подводную станцию для науки и туризма. Естественно, вскоре что-то пойдёт не так. Или к «Хозяину туннелей», – это уже хоррор о тёмной изнанке московского метро. Здесь двое журналистов решили вывести инвалидов-попрошаек на чистую воду. Зря. По настроению рассказ сильно смахивает на «Полночный поезд с мясом» Клайва Баркера. А вот «Твари из Нижнего города» представляют собой лавкрафтианский неонуар. Главный герой идёт по пути мести, вокруг плохие люди и неприятные жабоподобные, на фоне некое божество, которое вот-вот проснётся. «Трюк с фонарём» – тоже нуар, но не нео и без влияния Лавкрафта. На выступлении фокусника умерла ассистентка. Необходимо выяснить, кто в этом виноват. Естественно, у рассказа есть небольшое двойное дно, спрятанное в главном герое. В «Нечистых» вас ждут неплохие «мальчишеские» ужасы, развивающиеся на территории «деревенского» хоррора. Главные герои обсуждают идею убийства местной старухи, которую считают ведьмой. После чего сталкиваются с ней ночью. И хотя рассказ очень драйвовый и хорошо написанный, интриги здесь не так уж и много. Обратите внимание на «Кап-кап», довольно любопытный бытовой хоррор. История начинается с вполне обыденной ситуации: главного героя затопила соседка сверху. Но оборачивается эта бытовая неприятность хтоническим кошмаром. Неплохой рассказ, который пробирает своей атмосферой, но сюжет оставляет слишком много вопросов. Ну и не забудьте про отличный зомби-хоррор «Забытые чёртом». СССР, строительство БАМа. К работам привлекаются живые мертвецы, и любой читатель, хотя бы краем уха слышавший о зомби-хорроре, знает, что ни к чему хорошему это не приведет. Рассказ очень выделяется своей динамикой и напряжением.

В последнем, шестом, зале содержится обаятельная мистика. Здесь есть коротенькая зарисовка о несчастной любви и столкновении с существами японского фольклора («На краю земли»). Мягкий хоррор, напоминающий первую серию перезапуска «Калейдоскопа ужасов» («Повелители мелков»). Только представьте: дети рисуют мелками на асфальте. Рисуют город мечты, в котором хотел бы жить каждый. Да вот беда: каждую ночь у города появляются новые жуткие детали, которые непонятно кто пририсовывает. Рассказ необычный, немного жуткий, и не вполне понятный. А помните, у нас были мальчишеские ужасы? Есть ещё мальчишеский магический реализм («Зов страны невидимок»). Двое мальчишек живут в некой Школе и боятся невидимок. Все их знакомые покинули стены Школы, услышав зов этих самых невидимок, и главные герои изо всех сил пытаются избежать подобной участи. Атмосферная история с аллегорией на взросление, с минимумом сюжета и без хоррорных элементов. А вот «Соль» – история меланхолично печальная. Две сестры отправились путешествовать на солончаки Боливии. Вскоре младшая бесследно исчезает, а старшая старается её отыскать. Больше всего же в этом зале мне понравился «Колумбарий». Некий старик издавна живёт в башне и занимается прахом, который приносят местные воды. Обычно прах праведников забирает Воздушный Шар, участь грешников же – упасть во Впадину. Но нынче случилось что-то странное, и Шар не прилетел... Рассказ не богат на события, но довольно воодушевляющий, что для завершения сборника очень даже хорошо.

Рассказы Александра Подольского зачастую впечатляют своей атмосферой, а не сюжетом. От многих остаётся ощущение недосказанности, некоторые и вовсе остаются непонятыми. Но у меня сборник оставил положительные впечатления. Автор очень многогранный, так что жду следующую его книгу.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный авторский сборник в жанре хоррор, Подольский — очень разноплановый автор, под обложкой тридцать с лишним рассказов, каждый найдёт для себя вещи по душе. Тут вам и зоохоррор, и сплаттерпанк, и фэнтези, и мальчишеский хоррор, и деревенский, и подводный, и даже чёрный юмор — красота. Подольский — мастер атмосферы, умеет несколькими деталями создать напряжение, которое не отпускает на протяжении всего чтения, умеет увлечь историей и героями. Пять моих любимых рассказов в сборнике: Ветки, Нечистые, Демьяновы фильмы, Свиньи, Пазл. Вердикт: рекомендую всем любителям отечественного хоррора!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник неровный, некоторые рассказы зашли, некоторые нет, но язык не отталкивает.

Очень понравилось, что автор пишет в разных жанрах хоррора — нуарный детектив, лавкрафтианский хоррор, хоррор с уклоном в ретро и т.д...

Рассказы абсолютно не похожи друг на друга ни по стилю, ни по содержанию, как будто писали разные авторы, поэтому сборник можно читать залпом, не приедается.

Особенно выделю рассказы: «Трюк с фонарем», «Демьяновы фильмы» и «Твари из Нижнего города».

Хороший сборник.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Согласен с тем, что сборник произведений Александра Подольского ценен в первую очередь тем, что он появился. В книге более тридцати рассказов разных лет, от самых ранних до самых последних, что позволяет оценить развитие направлений авторского таланта. По стилям также полный плюрализм, от мягкой мистики до жёсткого триллера, от сюрреализма до сплаттера, хотя то самое произведение автора в сборник не вошло.

Тем не менее, выбор уровней немалый, поэтому большинство любителей фантастики разных жанров найдут для себя интересные тексты. Общий показатель — доступность восприятия почти всех представленных произведений , мне лично не зашли только очень немногие, ранние зарисовки автора, поскольку не люблю сюрреализма. Но отмечу, что конкретных вещей здесь значительно больше.

В целом, хороший вариант для интеллектуального отдыха, пусть автор пока ещё и не «Король ужасов».

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Опять же, слегка запоздало, но в мои слоупочьи сети угодил дебютный сборник А. Подольского. Нет, не так... (голосом боксёрского конферансье) Повелитель мелков! Властелин Слякоти! Человек банан! Александр Поооодольскиииий! В общем, да, снова долго запрягал, так что будем считать, что этот отзыв к переизданию сборника. Да-да, второй тираж, вот так-то!

Подольский — тяжеловес в мире хоррора. Стоял у всех возможных истоков, писал хоррор, когда это ещё не было мейнстримом, и вообще написал «Слякоть», рассказ, считающийся в сети эталоном русского сплаттерпанка. В общем, если кто и заслужил авторский сборник в ССК, так это он. И радует безмерно, что читатели сборник оценили по достоинству, сметя первый тираж с полок магазинов.

В первую очередь сборник ценен, конечно, как срез творчества автора. Эксклюзивов тут, пожалуй, и нет. Рассказы Подольского всегда находят дорогу к читателю, будь то межавторский ежегодник ССК или малотиражная периодика. Однако собрать так много Подольского в одном томе, это следовало сделать давно.

Говорить про каждый рассказ не буду. Долго, да и ни к чему. Сборники тем хороши, что каждый найдёт что-то своё. Тоску по детству в рассказах «Повелители мелков» и «Зов страны невидимок». Жутких тварей в «Ветках» и «Земляном». Отвязную жесть в «Пазле» и «Свиньях». Тёмное безумие в «Подколодных» и «В коробке». Разный Подольский, многогранный, умеющий и в щемящую атмосферу, и в километры кишок.

Да, несколько неровный сборник. Рассказы из разного времени, от автора с разным опытом. Но лично мне тем интереснее было сравнивать годы написания, и прослеживать (я слежу за тобой, Подольский! слежуууу!) рост автора, смотреть, как вместе с ним взрослеют его герои, меняется стиль и выбор тем.

Не стану делать громких заявлений, что этот сборник должен быть у каждого уважающего себя любителя хоррора. Люди разные, и нет такой книги, которая однозначно должна быть в каждой библиотеке. Но если вы, как автор, наблюдали за ростом такого литературного явления, как русский хоррор, видели, как зарождается «тёмная волна», с нетерпением ждали очередного ежегодника «Самой страшной книги», то вот тут я, пожалуй, буду категоричен — маст рид, маст хэв. Заведите себе собственный «Колумбарий». Пригодится. Как минимум — скоротать вечерок другой, за чтением страшных историй. Развеяться, так сказать. Ха-ха, развеяться! Ну, вы поняли...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх