Иван Тургенев «Старые портреты»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Долгую жизнь довелось прожить Алексею Сергеичу Телегину и его супруге Маланье Павловне. Родились они еще при Елизавете, людьми были весьма своеобразными и несмотря на то, что почти всю жизнь прожили безвылазно в своём родовом имении Суходоле, любопытные анекдоты случались и тут...
Входит в:
— антологию «Предания веков», 1991 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Fiametta, 18 февраля 2012 г.
Какое наслаждение — читать Тургенева, даже описание внешности и одежды.
Отставной гвардии сержант Алексей Сергеич Телегин, истинный аристократ, прожил почти 70 лет в своем имении, не имея почти никаких сношений с предержащими властями, с начальством и судом. Не любили его соседи за гордость, а крестьяне («подданные», как он любил говорить) любили его — «добрый барин, сердца не срывчивого». А скольким бедным дворянчикам дал он приют! Даже карлик у него не шут («Бог его обидел, на то Его Господня воля; а уж мне-то его не обижать стать»). То, что князь Л. перед смертью пришел в себя — не выдумка, действительно бывает «предсмертная ремиссия» (я раньше подозревала, что старинные писатели такое придумали для трогательных сцен, но нет — бывает, приходят больные в себя перед смертью, чтобы успеть с родными попрощаться да за заботу о себе поблагодарить). Но как замирает сердце от слов: «смерть — старушка простенькая, в кофте — только на лбу глаз один — а глазу тому и веку нет».
Про «странствующего пииту» Гормич-Гормицкого иной писатель (но уже с Украины) целый роман бы написал. Хотела бы его прочесть.
А как мила жена Телегина, «старушка глупенькая, до святости». Как не пролить слезу
Поразила меня фраза: «Алексей Сергеич любил русские песни, а гармонику, «фабричную выдумку», терпеть не мог». Какая же бездна времени между нами и героями Тургенева.
Идиллия? Но какие тени под этой идиллией! Добр Телегин к своим «подданным», но все же они крепостные. С каким почтением, с каким восторгом говорит Алексей Сергеич о матушке Екатерине, но вот при его жене, безобиднейшем, невиннейшем существе, поминают Шешковского (начальника тайной канцелярии), и она, «помертвев, позеленев, глухим голосом говорит: «Ох! кого это ты назвал! Да еще к ночи! Не произноси ты этого имени!»».
Недаром закончил Тургенев рассказ
«Да; поневоле — хоть и в ином смысле — повторишь с Алексеем Сергеичем: — Хороша старина... ну да и бог с ней!».