FantLab ru

Александр Беляев «Вечный хлеб»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.75
Голосов:
817
Моя оценка:
-

подробнее

Вечный хлеб

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 93
Аннотация:

Желающий облагодетельствовать человечество ученый изобретает некую съедобную углеродную субстанцию. Данная субстанция в нормальных условиях увеличивается в объеме за сутки в 2 раза. При аккуратном использовании проблема с питанием решена в мировом масштабе. Но благими намерениями устлана дорога в ад.

Книга об ответственности ученого за свои изобретения.

Примечание:

Повесть впервые была опубликована в авторском сборнике научно-фантастических произведений А. Беляева «Борьба в эфире» (М.;Л.;Молодая гвардия, 1928) вместе с романом «Борьба в эфире» и рассказами «Ни жизнь, ни смерть» и «Над бездной». Переиздана в 1959 году в Оренбурге.


Входит в:

— сборник «Борьба в эфире», 1928 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 57

Активный словарный запас: низкий (2576 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Борьба в эфире
1928 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В двух томах. Том 2
1956 г.
 Избранные научно-фантастические произведения в двух томах. Том 2
1957 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В трех томах. Том 2
1957 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В трех томах. Том 2
1957 г.
Звезда КЭЦ. Голова профессора Доуэля. Вечный хлеб
1959 г.
Избранные научно-фантастические произведения в двух томах. Том I.
1959 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 4
1963 г.
Александр Беляев. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1983 г.
Александр Беляев. Избранное
1986 г.
Избранное
1986 г.
Последний человек из Атлантиды
1988 г.
Вечный хлеб. Властелин мира
1990 г.
Голова профессора Доуэля
1991 г.
Замок ведьм
1991 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1
1992 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 3
1993 г.
Продавец воздуха
1994 г.
Лаборатория Дубльвэ
2001 г.
Александр Беляев. Избранное
2003 г.
Александр Беляев. Избранное
2003 г.
Том 2. Продавец воздуха
2005 г.
Голова профессора Доуэля
2006 г.
Продавец воздуха
2007 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 3. Властелин мира. Продавец воздуха. Вечный хлеб
2007 г.
Избранное
2008 г.
Продавец воздуха
2008 г.
Продавец воздуха
2009 г.
Полное собрание сочинений в двух томах. Том 1
2010 г.
Борьба в эфире
2017 г.
Властелин мира. Вечный хлеб. Человек, потерявший лицо
2017 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 3
2018 г.

Аудиокниги:

Вечный хлеб (аудиокнига MP3)
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Laboratoř W
1987 г.
(чешский)
Le Pain éternel. Вечный хлеб
2005 г.
(французский)
Bột Mì Vĩnh Cửu
2016 г.
(вьетнамский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

- Изумительно, непостижимо! Ведь это новая эра в истории человечества. Нет больше голода, нет бедности, нет войн, нет классовой вражды...

Одной из всемирных проблем, издревле не дававших спокойно жить человечеству и спровоцировавших не одну войну, был голод. И сейчас, во времена, когда одна часть человечества покоряет космическое пространство и создает сложнейшие механизмы, когда в Европе и США многим фермерам государство платит дотации для того, чтобы они ничего не выращивали, другая часть человечества всё так же не доедает, теряя от голода тысячи человек ежедневно. В будущем, по мере роста населения Земли, эта проблема грозит стать ещё острее, превратившись в проблему номер один. Чтобы хоть как-то сгладить последствия перенаселения и отодвинуть ту черту, за которой планета уже не сможет прокормить чрезмерно размножившееся человечье племя, меры нужно принимать уже сейчас. С одной стороны необходимо принятие жесткой демографической политики, наподобие той, что существует в Китае, с другой — было бы крайне заманчиво освоить новые альтернативные «источники питания». Фантастика, естественно, не смогла обойти эту тему стороной: одни авторы, как Гарри Гаррисон в «Подвинтесь! Подвинтесь!» принялись расписывать ужасы перенаселения и тотальной нехватки жизненных ресурсов, другие — как Александр Беляев, постарались решить вопрос, мучивший человечество ещё с библейских времен, о прокорме максимально возможного количества человек теми самыми тремя хлебами.

В далеком Северном (тогда ещё Немецком) море, на небольшом островке под названием Фэр жили-были рыбаки. Жили они не одни, а с женами-детьми, и не на голых скалах, а в деревушке. Деревушка та была не сказать, чтобы очень маленькая, но и не особо большая, и из всех достопримечательностей имела один лишь полуразвалившийся маяк, где проживал старик Ганс. Жизнь на острове не баловала и каждый кусок приходилось добывать с большим трудом, ведь ловля рыбы никогда не была простым делом, а именно ей и жила вся деревня, потому как земля у них родила скудно и неохотно. Народ там жил простой и несколько суровый, так как море способствовало воспитанию именно такого типа характера. Так и жили они, неторопливо, размеренно, даже можно сказать степенно, жили ежедневно рискуя не вернуться домой с лова, но никогда не считали это геройством, привыкнув к этому за многие годы. Всё шло своим чередом ровно до того момента, как на их острове поселился человек с большой земли. У островитян он не вызвал особого интереса, потому как, поселившись на отшибе, вел образ жизни до крайности уединенный и почти никуда не показывался. Звали его Бройер и был он великим биохимиком с мировым именем, который «несколько лет тому назад, будучи старым, но ещё очень бодрым человеком, неожиданно для всех оставил чтение лекций в Берлинском университете и удалился «на покой»... Ближайшим друзьям он говорил, что удаляется от «мирской суеты», чтобы заняться лабораторными опытами над разрешением одной задачи мировой важности». И лишь случай со стариком Гансом заставил жителей рыбацкой деревушки обратить пристальнейшее внимание на соседа-отшельника. А началось всё с того, что вечно живший впроголодь нищий Ганс вдруг начал полнеть...

Тема голода всё ещё была очень больной темой для молодой Страны Советов, только-только успевшей оправиться от страшной трагедии, постигшей её в начале двадцатых годов. Тогда от голода умерли миллионы и память об этих событиях была всё ещё необычайно свежа. А в 1928 году Александр Беляев сочинил новую фантастическую повесть, где описал радикальное средство для борьбы с ним. Средство очень необычное и для тех лет небывалое. Но при внимательном чтении текста видно, что автора на самом деле волновало не столько само средство, сколько его влияние на отдельных людей, общество и мир в целом. Недаром он уделил столько внимания тем метаморфозам, которые происходили с отдельными жителями рыбацкой деревни и всем этим малым сообществом в целом. Получив нежданно-негаданно свалившееся на них богатство в виде «вечного хлеба» честные труженики стали стремительно деградировать. Из них наружу полезли жадность и подлость, злость и зависть. Пороки, доселе несвойственные им расцвели буйным цветом, даже для убийства община каждый раз находила оправдания: «Люди будто с ума посходили. Убийства, кражи, пьянство, разврат, азарт...» Ни один из жителей острова не стал лучше от того, что, казалось бы, должно было лишь облегчить жизнь простых людей и дать им возможность смотреть без страха в завтрашний день. Причем, если вспомнить, то это ведь были изначально вполне добропорядочные люди, трудяги, тот самый пролетариат, о котором говорят на страницах повести три молодых рыбака, которые несколько лет работали на заводах в Эссене, а затем из-за безработицы вынуждены были вернуться назад. Видимо именно на заводе они и понахватались левацких идей: «А между тем этот же хлеб, сделайся он достоянием рабочих, может стать огромным орудием в их борьбе с капиталистами». А что, эти рабочие очень отличаются от деревенских рыбаков? Разве они будут вести себя по другому? Чем дальше читаешь, тем более убеждаешься в том, что с «вечным хлебом» не всё так просто и его появление нельзя расценивать как однозначно положительное событие. Насквозь продажные, алчные и подлые буржуи, которые, между тем, прекрасно разбираются в экономических механизмах дают очень интересный прогноз дальнейшего развития событий: «Все цены потерпят колоссальные изменения. Сельское хозяйство уничтожится. Крестьянам нечего будет продавать городу, их покупательная способность будет убита. Мы потеряем огромный сельский рынок. Это приведет к колоссальным кризисам производства, безработице, волнениям рабочих. Целые отрасли производства, обслуживающие сельское хозяйство, принуждены будут прекратить существование... Экономические потрясения вызовут сотрясения социальные, революционные». И то, что об этом говорят главные плохиши не означает, что прогноз плох.

Повесть местами оказалась удивительно злободневна, чего никак не ожидаешь от вроде бы сугубо приключенческого текста. Во вреде нежданного богатства, неожиданно свалившегося на голову, за последние годы мы все много раз успели убедиться на примере наших доморощенных бизнесменов и олигархов. Но не только этим удивляет и радует текст — внимательный читатель найдет в нем фразу, подходящую к нашей сегодняшней жизни так, что создается впечатление, что автор успел пожить в современной России:

» — Скажите мне, — прервал защитника Бройер, — но почему именно обвиняют меня? Ведь хлеб продавали Роденшток и Кригман!

Адвокат улыбнулся.

- Дело в том, что правительство успело объявить монополию на хлеб и уже продавало от себя. Не может же правительство обвинить само себя! Чтобы оправдаться перед массами, надо свалить на кого-то вину, отвлечь внимание».

Как сказано, а? На примере этой повести видно, что Беляев способен писать не только приключенческие романы, но и может проявить себя как весьма тонкий психолог и критик власти. Из общей весьма убедительной картины выбивается лишь финал, где избавившиеся от «дьявольского искушения» в лице «вечного хлеба» рыбаки опять резко меняются, на этот раз к лучшему, становясь вновь добропорядочными трудягами, что никак нельзя назвать правдоподобным.

Нельзя обойти вниманием и весьма распространенную в фантастической литературе тему ответственности ученого за свои поступки. Профессор Бройер лишь на первый взгляд кажется безответственной личностью, готовой ради успеха пойти на любые жертвы. На самом деле все не так — он то, в отличие от всех окружающих его людей, являет собой образец продуманности и ответственности — он недаром выбирает для своих исследований труднодоступный клочок суши, имеющий малое население. В первую очередь он пытается таким образом не столько получить долгожданное уединение, сколько обезопасить остальное человечество от возможных катастрофических последствий неудачи. Он придерживается крайне осторожного подхода к вопросу распространения «вечного хлеба» и, изначально, дает его лишь старому Гансу, строго-настрого запретив тому рассказывать о чудесной еде кому бы то ни было. Все неприятности начинаются лишь после того, как часть «хлеба» из-за глупости Ганса попадает в руки деревенских жителей. Тем не менее, профессор до последнего момента пытается держать ситуацию под контролем, и, когда он оказывается всё же не в состоянии предотвратить катастрофу, прикладывает все свои силы для создания эффективного средства борьбы со своим детищем.

Итог: неожиданно глубокое в психологическом плане произведение, написанное в увлекательной и динамичной манере.Точные наблюдения за человеческой природой соседствуют в тексте с оригинальным научно-фантастическим допущением. В сравнительно малый объем автор сумел поместить массу умных мыслей и, для лучшего усвоения, сдобрил их толикой приключений. Однозначно рекомендую. Читайте классиков!!!

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я читал эту повесть в детстве, а перечитывал только сейчас. Различие в восприятии — колоссальное! Я расцениваю произведение как безжалостную сатиру, как провидческое развитие большевистского лозунга «Хлеб — голодным!».

Да, речь идет о капиталистическом обществе. Но кто герои? Это же те самые люди труда, на которых нас всегда призывали равняться. И как же ведут себя эти простые люди, как только перед ними забрезжила возможность разбогатеть? Самые худшие человеческие качества, которых мы не замечаем даже у явно отрицательных буржуев, как по мановению волшебной палочки появляются у честных тружеников. Зависть, жадность, лень и подозрительность так и прут из всех щелей. Выясняется, что эти «честные» труженики — на деле одержимы всеми пороками, только бедность не давала этим порокам проявиться.

Ну, и под конец, про рабочих, про сознательных борцов. «Этот же хлеб, сделайся он достоянием рабочих, может стать огромным орудием в их борьбе с капиталистами». Но, что происходит, когда хлеб этот попадает в руки простых тружеников мы уже читали. Неужели у промышленных рабочих будет принципиально иначе? Автору хватает чувства меры, чтобы эту тему детально на развивать, и так всё понятно. А к чему приводит победа рабочих над капиталистами — мы тоже уже знаем, много лет плоды этой «победы» являлись жизнью нашей страны.

Так что я считаю «Вечный хлеб» — предупреждением, сигналом об опасности, действительным предвидением, могущим помочь будущим поколениям справиться с проблемами, порождаемыми техническим и научным прогрессом.

Интересно, что реально положительными героями являются только двое ученых — те, что изобретали этот хлеб, а потом помогали его уничтожить — бескорыстные труженики, честные принципиальные люди. Случайно ли это?

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое восприятие повести: приключенческий сюжет о гениальном изобретателе и невежественной толпе, тем более не нашего социалистического мира, с происками капиталистов. А вот сейчас перечитал и уже другие впечатления. Идет время и уже другой взгляд на многие произведения. Нет повесть осталась так же интересна, но просто уже возникли совсем другие вопросы, которые она поднимает. «Вечный хлеб»- некая субстанция саморазвивающаяся, которая насыщает владеющими ею. Сразу отсылка к сказке « Горшок каши», но не будет об этом. Ведь в основе часть фантастического замысла, а в основном психологичекий аспект отношения простых людей к этому «дару». Тут же складываются ассоциации с Конан Дойлевским «Открытием Р.Хоу»- если народу дать бесплатно «благо», то это приведет к упадку нравственности и деградации. «Благо» добиваются каждодневным трудом и усилием, « бесплатный сыр, только в мышеловке». Скинутое сверху или изобретение профессора Бройера ведет только к безумному потреблению и отсюда разложению нравов:хищениям, убийствам, игромании. Вчитатайтесь в последние строчки повести, когда рыбаки избавившись от всего этого, отправляются на лов рыбы, свежий ветер моря возвращает к реальной жизни, трудной, но зато не затуманенной жаждой наживы.

А теперь несколько строчек, которые не советую читать брезгливым и женщинам:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Перечитывая повесть ловил себя на мысли, а что происходило с отходами жизнедеятельности, ну сами поняли о чем. Ведь остатки иногда остаются. А вдруг и они начали, как «Вечный хлеб» развиваться, да еще со специфическим запахом. Ну хорошо, при повышенной температуре тот захватил все земли и моря, а если и отходы... дальше промолчу. Не надо мне такой фантастики.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любимое произведение Беляева. Наверное, потому, что самое психологически точное.

Если примитивизировать, то любой «гениальный благодетель человечества» — по определению, гад, которого необходимо нейтрализовать как можно скорее. Сюда относится и безудержное стремление «накормить голодающих задаром», и «освободить трудящихся от гнета», и многое, многое другое.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Беляев снова развернул свою идею про ученых и их ответственность за содеянное.

Книга очень интересная, автор расскрывает и затрагивает много важных тем, касающихся именно человека, а если более крупномасштабно, то человечества. Опять подводит мир к конечной черте, но в конце, конечнно, спасает, выводя тем не менее мораль и смысл из написанного, чтобы это затронуло и об этом подумали...

В этой же книге желание помочь всему человечеству, привело к губительным для него последствиям. К этой книге несколько подходит поговорка: «хотел сделать как лучше а получилось как всегда». Она довольно точно передает смысл сего рассказа.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все-таки что ни говори, а Беляев был человеком весьма разносторонним, фантазии ему было не занимать. И на темы писал, в общем-то, интересные и актуальные. Проблема голода, не смотря на кажущееся благополучие нашего мира, что тогда, что сейчас в некоторых регионах все еще стоит достаточно остро. Идея произведения, в общем-то, еще в народных сказка с моралью «что занадто, то не здрово», но и в наши реалии этот мотив вписан вполне неплохо.

Увы, но вот литературные приемы автора и построение сюжета нынче смотрятся достаточно архаично. Историй о том, как недалекие капиталисты брали какое-то изобретение и из-за жажды наживы пользовались им так, что это приводило к катастрофе, и у самих капиталистов на самом деле полно. Как и историй о том, как жадные людишки воспользовались даром гения себе же во вред.

Я уже писал, что политизированность автора мне не нравиться, но тут он если и сгущает краски, то лишь на несколько тонов. Проблемы тех же казино и связанной с ними игромании весьма жизненны. Правда, здесь опять все показано достаточно однобоко, где все плохое у них, а если есть что-то хорошее, так это непременно у нас.

В целом неплохой такой образчик ретро-фантастики, одноразового прочтения вполне достоин.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При всем моем уважении к Автору, не могу не умолчать о некоторых несоответствиях в количественном сочетании элементов, витающих в атмосфере, и их комплексе, получаемых в итоге. Да, Автор трепетно относился к вопросу питания, явно недоедал (судя по аннотациям, его судьба была вообще отдельное трагическое произведение), но тем не менее... Впрочем, если посмотреть на состояние нынешнего воздуха, то очень даже запросто! Уж углерода в нашем воздухе с избытком. А еще, читая тогда и сейчас, вспоминаю... как это называется... притча? Голодному дай удочку, так по-моему. Кстати, Автор, очень точно заметил, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«хлеб» будет «пастись» около морской воды.
жаль, что не развил эту тему далее, не успел по сюжету. А получилось бы изрядно!

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное повесть все таки не о горшочке и каше, а о том что надо немножко думать и не все пересчитывать на килокалории. В Вечном хлебе изобретатель то добряк-профессор, захотевший «подкормить оголодавших». Зато сейчас изобретатели нынешнего Вечного хлеба — ГМО продуктов, чего они хотят? Через пару десятков лет, Вечный хлеб с генами медузы будет доминирующим и старик Бройер будет выглядеть добрым гномом из доброй сказки.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень остроумная и злободневная даже спустя 90 лет социальная драма-почти что апокалипсис. Меня вообще всегда пугала теория «серой слизи», неостановимой и всепоглощающей, здесь же это вдобавок приправлено одними из худших черт человеческой природы. Конечно же, не делай добра — не получишь зла, и оставь местный гениальный учёный умирать одного старика с голода, это избавило бы его от кучи проблем. Но и жадность людей, для которых нажива и эгоизм превыше всего, показаны во всей красе.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сначала о форме. Фантастика межвоенного периода, по-моему, имеет свой неповторимый стиль и шарм. Размеренность повествования, свойственная скорее XIX веку, соседствует с верой в человеческую науку и с ожиданием скорой технической революции. А ещё — фантастическая скорость прогресса внушает тогдашним людям страх, и даже интеллектуалам кажется жутковатой.

Теперь про содержание. Произведение во многом схоже с «Войной с саламандрами» Чапека. В обоих книгах человечество получает некий бесконечный ресурс(у Беляева — пищевой, у Чапека — трудовой), и будучи, по мнению авторов, основательно «прогнившим», не может этим ресурсом достойно распорядиться. В итоге же всё приводит к мировой катастрофе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Профессор не прав, потому что проводил опыты на людях с нарушением техники безопасности, а ещё — потому что не учёл высказанных «злыми капиталистами» последствий(тотального экономического кризиса, великой депрессии). Правительство не право, потому что отмахнулось от предупреждений профессора. Простые люди не правы, потому что показали слишком высокий уровень жадности при слишком низком уровне интеллекта(хотя трудно их за это винить, это всё же времена повальной безграмотности и недоступности образования). В общем, все не правы по своему. Положительные персонажи в данном произведении отсутствуют как класс.

P.S. Многие не осознают, что проблема голода и недоедания мучила людей всю их историю, и отступила только в наше время. Многие не осознают, что производительность труда в сельском хозяйстве(а это — первичное производство еды) за последние сто лет выросла на два порядка, и мы едим если не в сто раз больше, то уж точно в сто раз лучше и дороже чем наши прапрадеды. И это величайшее достижение прошло как-то мимо общественного мнения.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Может ли продукт питания стать причиной глобальной катастрофы? Может, оказывается. А. Беляев весьма увлекательно изображает это в повести «Вечный хлеб». В 1928 году, когда была опубликована эта повесть, о ГМО еще и представления не имели, и свято верили в то, что наука поможет решить проблему голода на планете. При всей неоригинальности это идеи, повесть весьма увлекательна, и в ней просматривается тревога относительно того, что наука при решении насущных проблем человечества может предложить такое решение, которое внешне будет выглядеть, как благо, но, в силу различных человеческих слабостей и излишней спешки, легко превратится во зло. А тема отвественности науки перед обществом это уже вечная тема. И не важно то, что Беляев перенес действие книги в Западную Европу, и катастрофа исходила от немецких ученых и родилась она в «недрах капитализма», главное все же то, что автор «Вечного хлеба» категорически не утверждал, что главные злодеи — капиталисты, он просто прибегнул к популярному в то время, примитивному приему все списать на привычного и понятного всем злодея в эпоху «мировой революции», когда собственно и писалась эта повесть.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Люди сами во всём были виноваты. Предупреждали же их: потерпите несколько месяцев и если всё нормально, то все будите в шоколаде. Если не нормально, то я ещё поработаю, усовершенствую. Но все захотели здесь и сейчас. Естественно, потом начинается поиск козлов отпущения: не себя же людям обвинять. Увы, должен признать, что при принятых предпосылках подобное развитие ситуации весьма вероятно. Хотя профессор конечно, тоже сглупил, подобные опыты должны проводиться на добровольцах, которые понимают их суть, например на студентах, а не на дураке Гансе. Скорее всего профессор просто его пожалел. Впрочем, об этом написали до меня.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В небольшом произведении сосредоточено безумное множество любопытнейших и очень точных мыслей об устройстве нашего общества. Дублировать ораторов не буду, добавлю лишь то, что не было выделено, а зря, на мой взгляд. Автор уделил одной детали совсем немного текста, но она не стала от этого менее яркой и злободневной. Если изобретена дешевая и легкая альтернатива какому-либо дорогостоящему и сложному производству (в данном случае производству с/х машин), такое изобретение сильным мира сего выгоднее уничтожить, т.к. оно ставит под угрозу существование корпораций, на которых базируется вся мировая экономика. Альтернативное топливо – угроза нефтедобычи и всему сопутствующему бизнесу, доступное лекарство от рака – поставит под сомнение всю существующую фармацевтику и медицину. Что там о глобальном.. Даже колготки, которые не рвутся уже давно изобретены, но никто их никогда не увидит.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История с некоторым количеством ляпов, конечно (и капиталисты не исследовали «тесто» в разных условиях, хотя, казалось бы, стремление к наживе должно толкать их не на скупку «хлеба», а на поиск условий максимального роста. И профессор, ставивший тысячи опытов, не догадался в самом начале и т.п.)

Но прекрасно показаны бедные люди, зарабатывающие себе на пропитание тяжёлым физическим трудом — все «приключения» с ними наглядны, и мораль ясна: труд даёт крепость тела и крепость духа. Несколько хуже, но тоже ярко показаны капиталисты и правительство Германии.

Однако, если брать профессора, и тему ответственности учёных за свои изобретения, то тут не всё так радужно. Серия опытов была поставлена отвратительно. Выбор подопытных вообще непонятен (есть же верный слуга и он сам, зачем привлекать постороннего?), ну или хотя бы просто старика-рыбака ежедневно кормить, а не отдавать горшочек.

Как сказать... это произвол автора, сделать события так, как автору удобно. Но от этого страдает достоверность профессора. И вся тема.

Скажем, эпизод с телеграммой. Каким надо быть чудаком, чтобы поверить, что от секретной телеграммы в ОДНО правительство ВСЕ В МИРЕ откажутся от «хлеба»? Что никто не проведёт тесты. К чему этот наивный обман, не сработавший даже с рыбаками? (Опять удобство для автора и опять нереалистичность профессора.)

Так что я бы не сказал, что тема ответственности учёных удалась. А вот тема наживы, «горшочка с кашей» или, если угодно, антилопы и раджи Ещё-ещё, показана отлично.

Даже в то, что рыбаки готовы были сами оказаться без погреба, комнаты, половины дома, и наконец без крыши над головой, но не выбросить «хлеб» — в это веришь безусловно. Мать эта, дура, оставившая ребёнка рядом с растущим «тестом». Семья, полностью погребённая под завалами «хлеба» — ВЕРЮ, всё так и есть. Жадность человеческая не знает границ. И особенно у тех, у кого нет «иммунитета» к богатству, у бедных, у рабочих, рыбаков. Конечно, такое счастье свалилось. А убийства? Прекрасно показано, за что СНАЧАЛА рыбак убил соседа и за что ПОТОМ убил другого. Очень хорошее противопоставление, очень грамотно написано.

А бизнесмены (у Беляева — акулы капитализма, спекулянты, отрицательные герои, но по сути — предприниматели, вполне нужные для общества люди) всегда найдут выгоду. Хоть в ситуации дефицита, хоть при переизбытке. На то они и предприниматели.

А вот правительство, особенно в конце — это что-то дикое и дремучее, что-то средневековое. Найти козла отпущения? Осудить человека просто на потребу публике? Да с финтом, типа, вот тебе лаборатория, ищи способ решения проблемы? Не знаю, как в Германии 20-х годов, но я знаю одну страну, где было много «шарашек», где работали учёные-зеки. «В круге первом», так вроде называется роман? Мне такое государство, конечно, не нравится.

Интересная повесть. Но учёных не надо винить. Если, конечно, они не такие растяпы, как профессор.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всем хороша эта повесть, кроме одной очень явной штуки. Автор просто «вбивает» нам в голову, что капиталистическое общество — это просто ужасно. И капитализм делает из нормальных людей, вот таких вот жлобов, которыми показаны начальники двух предприятий и некоторые рыбаки.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх