fantlab ru

Александр Беляев «Вечный хлеб»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.75
Оценок:
924
Моя оценка:
-

подробнее

Вечный хлеб

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 102
Аннотация:

Желающий облагодетельствовать человечество ученый изобретает некую съедобную углеродную субстанцию. Данная субстанция в нормальных условиях увеличивается в объеме за сутки в 2 раза. При аккуратном использовании проблема с питанием решена в мировом масштабе. Но благими намерениями устлана дорога в ад.

Книга об ответственности ученого за свои изобретения.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Повесть впервые была опубликована в авторском сборнике научно-фантастических произведений А. Беляева «Борьба в эфире» (М.;Л.;Молодая гвардия, 1928) вместе с романом «Борьба в эфире» и рассказами «Ни жизнь, ни смерть» и «Над бездной». Переиздана в 1959 году в Оренбурге.


Входит в:

— сборник «Борьба в эфире», 1928 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 57

Активный словарный запас: низкий (2592 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Борьба в эфире
1928 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В двух томах. Том 2
1956 г.
Избранные научно-фантастические произведения в двух томах. Том 2
1957 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В трех томах. Том 2
1957 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В трех томах. Том 2
1957 г.
Звезда КЭЦ. Голова профессора Доуэля. Вечный хлеб
1959 г.
Избранные научно-фантастические произведения в двух томах. Том I.
1959 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 4
1963 г.
Александр Беляев. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1983 г.
Александр Беляев. Избранное
1986 г.
Избранное
1986 г.
Последний человек из Атлантиды
1988 г.
Вечный хлеб. Властелин мира
1990 г.
Голова профессора Доуэля
1991 г.
Замок ведьм
1991 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1
1992 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 3
1993 г.
Продавец воздуха
1994 г.
Лаборатория Дубльвэ
2001 г.
Александр Беляев. Избранное
2003 г.
Александр Беляев. Избранное
2003 г.
Том 2. Продавец воздуха
2005 г.
Голова профессора Доуэля
2006 г.
Продавец воздуха
2007 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 3. Властелин мира. Продавец воздуха. Вечный хлеб
2007 г.
Избранное
2008 г.
Продавец воздуха
2008 г.
Последний человек из Атлантиды. Избранное
2009 г.
Продавец воздуха
2009 г.
Полное собрание сочинений в двух томах. Том 1
2010 г.
Борьба в эфире
2017 г.
Властелин мира. Вечный хлеб. Человек, потерявший лицо
2017 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 3
2018 г.
Властелин мира. Вечный хлеб. Человек, потерявший лицо
2020 г.
Замок ведьм
2021 г.
Остров погибших кораблей. Голова профессора Доуэля
2022 г.

Аудиокниги:

Вечный хлеб (аудиокнига MP3)
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Laboratoř W
1987 г.
(чешский)
Le Pain éternel. Вечный хлеб
2005 г.
(французский)
Bột Mì Vĩnh Cửu
2016 г.
(вьетнамский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лаконичная, умная, интересная и убедительная повесть о шести этапах внедрения нового.

Первый этап. Старый профессор делится своим открытием с умирающим с голода старым рыбаком. Понимает, что делать этого не следует, опыты не закончены, но просто пожалел человека. Берёт слово, что открытие останется в тайне. Обе стороны собираются выполнять свою договорённость.

Второй этап. Об открытии узнают соседи рыбака. Их семьи тоже голодают. Кризис. А тут заведомый бездельник ест от пуза, а те, кто трудятся день и ночь, живут впроголодь. Несправедливо. Надо делиться.

Третий этап. Накормить надо всех. Самый эффективный способ для этого — пустить хлеб в продажу. А те, кто первым проверил действие хлеба на своём организме, должны получить от торговли некоторые бонусы.

Четвёртый этап. В дело вступают корпорации. У них есть необходимые капиталы, знание рынка, деловой опыт, деловые связи, умение построить логистику. Они смогут накормить всех людей по всему миру. Ну, почти всех.

Пятый этап. В дело вступают правительства. Только они смогут связать новое открытие с государственными интересами, навести порядок, построить всех должным образом, пресечь возникающую анархию и назначить виновных, раз уж без этого не обойтись.

Шестой этап. Глобальная катастрофа. Под угрозой не только существование человечества, но и все формы жизни на Земле. И ведь действительно никто не виноват. Все хотели, как лучше.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Профессор Берлинского университета Бройер ради скорейшего завершения дела всей своей жизни — решения проблемы голода на планете перебрался на остров Фёр, что в Северном море. Но совсем отрешиться от проблем внешнего мира не удалось, на острове профессор познакомился со старым Гансом, медленно умирающим от голода на своём маяке. Сочувствие к старику, а также необходимость испытать «вечный хлеб» на постороннем привели к тому, что секретный состав покинул лабораторию профессора. А как говорил «старина Мюллер»: «Что знают двое — то знает и свинья». С этого момента мир был обречён.

Повесть не столько про голод или революционное открытие, сколько про людей. О них и напишу. Профессор Бройер — однозначно преступник, виновен в халатности. Если уж хочешь накормить Ганса и узнать, чем закончится поедание твоего «хлеба», то приглашай его к себе ежедневно и корми. Тогда и целей достигнешь и секретность соблюдёшь. Что касается рыбаков, то их вины в произошедшем нет. Люди выросли в крайней бедности, у них просто нет умения обращаться с деньгами, отсюда и биллиардные шары, зубоврачебное кресло и труба. Собственно оттуда же и анекдоты про «новых русских» из 90-х годов прошлого века.

Что касается «биомассы» (Кто сказал Туранчокс?), то достаточно было хранить её в сосудах с изменяющейся площадью горлышка, чтобы регулировать скорость роста. Причём параметр этот можно подобрать так, что рост «хлеба» вообще прекратится.

Есть в повести нечто сродни антикварности (даже Северное море названо Немецким, а Фризские острова Фридландскими), что заставляет воспринимать её с почтением и не фокусироваться на недостатках.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень остроумная и злободневная даже спустя 90 лет социальная драма-почти что апокалипсис. Меня вообще всегда пугала теория «серой слизи», неостановимой и всепоглощающей, здесь же это вдобавок приправлено одними из худших черт человеческой природы. Конечно же, не делай добра — не получишь зла, и оставь местный гениальный учёный умирать одного старика с голода, это избавило бы его от кучи проблем. Но и жадность людей, для которых нажива и эгоизм превыше всего, показаны во всей красе.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Люди сами во всём были виноваты. Предупреждали же их: потерпите несколько месяцев и если всё нормально, то все будите в шоколаде. Если не нормально, то я ещё поработаю, усовершенствую. Но все захотели здесь и сейчас. Естественно, потом начинается поиск козлов отпущения: не себя же людям обвинять. Увы, должен признать, что при принятых предпосылках подобное развитие ситуации весьма вероятно. Хотя профессор конечно, тоже сглупил, подобные опыты должны проводиться на добровольцах, которые понимают их суть, например на студентах, а не на дураке Гансе. Скорее всего профессор просто его пожалел. Впрочем, об этом написали до меня.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все-таки что ни говори, а Беляев был человеком весьма разносторонним, фантазии ему было не занимать. И на темы писал, в общем-то, интересные и актуальные. Проблема голода, не смотря на кажущееся благополучие нашего мира, что тогда, что сейчас в некоторых регионах все еще стоит достаточно остро. Идея произведения, в общем-то, еще в народных сказка с моралью «что занадто, то не здрово», но и в наши реалии этот мотив вписан вполне неплохо.

Увы, но вот литературные приемы автора и построение сюжета нынче смотрятся достаточно архаично. Историй о том, как недалекие капиталисты брали какое-то изобретение и из-за жажды наживы пользовались им так, что это приводило к катастрофе, и у самих капиталистов на самом деле полно. Как и историй о том, как жадные людишки воспользовались даром гения себе же во вред.

Я уже писал, что политизированность автора мне не нравиться, но тут он если и сгущает краски, то лишь на несколько тонов. Проблемы тех же казино и связанной с ними игромании весьма жизненны. Правда, здесь опять все показано достаточно однобоко, где все плохое у них, а если есть что-то хорошее, так это непременно у нас.

В целом неплохой такой образчик ретро-фантастики, одноразового прочтения вполне достоин.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В небольшом произведении сосредоточено безумное множество любопытнейших и очень точных мыслей об устройстве нашего общества. Дублировать ораторов не буду, добавлю лишь то, что не было выделено, а зря, на мой взгляд. Автор уделил одной детали совсем немного текста, но она не стала от этого менее яркой и злободневной. Если изобретена дешевая и легкая альтернатива какому-либо дорогостоящему и сложному производству (в данном случае производству с/х машин), такое изобретение сильным мира сего выгоднее уничтожить, т.к. оно ставит под угрозу существование корпораций, на которых базируется вся мировая экономика. Альтернативное топливо – угроза нефтедобычи и всему сопутствующему бизнесу, доступное лекарство от рака – поставит под сомнение всю существующую фармацевтику и медицину. Что там о глобальном.. Даже колготки, которые не рвутся уже давно изобретены, но никто их никогда не увидит.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Меня всегда изумляло, как один человек может придумать столько разных фантастических тем — интересных, непохожих друг на друга, и удивительно актуальных. Даже сложно придумать, какую из потребностей человека Беляев не положил в основу своих произведений) Дышать — «Продавец воздуха», кушать — «Вечный хлеб», летать — «Ариэль», плавать под водой — «Человек-Амфибия».

«Вечный хлеб», как и многие произведения автора (пишу «многие», а не «все», потому что читала не все) — написан очень увлекательно, динамично, да что там — талантливо. И единственное, что меня смущает в произведениях Беляева — их идеологическая составляющая. Все капиталисты — негодяи, Красная Армия в одиночку борется с врагами человечества итп. Все-таки, фантастика, на мой взгляд, не должна быть политизированной.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, вполне удачное изучение человеческой натуры — наших слабостей и изъянов — рассказанное вокруг занимательной идеи.

Типичные для Беляева рассуждения об ответственности учёных-первопроходцев за свои изобретения, о непринятии их обществом и т.п. Здесь же традиционные «уколы» автора чему-то западному, капиталистическому.

Беляев славен тем, что в своём творчестве предвосхитил множество изобретений. Эта повесть, на мой взгляд, перекликается с современными социальными экспериментами ряда развитых стран о выплате денег своим гражданам «просто так» и наблюдением за их жизнью в таких условиях. У Беляева, кажется, весьма пессимистичный взгляд на перспективы подобных экспериментов.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История с некоторым количеством ляпов, конечно (и капиталисты не исследовали «тесто» в разных условиях, хотя, казалось бы, стремление к наживе должно толкать их не на скупку «хлеба», а на поиск условий максимального роста. И профессор, ставивший тысячи опытов, не догадался в самом начале и т.п.)

Но прекрасно показаны бедные люди, зарабатывающие себе на пропитание тяжёлым физическим трудом — все «приключения» с ними наглядны, и мораль ясна: труд даёт крепость тела и крепость духа. Несколько хуже, но тоже ярко показаны капиталисты и правительство Германии.

Однако, если брать профессора, и тему ответственности учёных за свои изобретения, то тут не всё так радужно. Серия опытов была поставлена отвратительно. Выбор подопытных вообще непонятен (есть же верный слуга и он сам, зачем привлекать постороннего?), ну или хотя бы просто старика-рыбака ежедневно кормить, а не отдавать горшочек.

Как сказать... это произвол автора, сделать события так, как автору удобно. Но от этого страдает достоверность профессора. И вся тема.

Скажем, эпизод с телеграммой. Каким надо быть чудаком, чтобы поверить, что от секретной телеграммы в ОДНО правительство ВСЕ В МИРЕ откажутся от «хлеба»? Что никто не проведёт тесты. К чему этот наивный обман, не сработавший даже с рыбаками? (Опять удобство для автора и опять нереалистичность профессора.)

Так что я бы не сказал, что тема ответственности учёных удалась. А вот тема наживы, «горшочка с кашей» или, если угодно, антилопы и раджи Ещё-ещё, показана отлично.

Даже в то, что рыбаки готовы были сами оказаться без погреба, комнаты, половины дома, и наконец без крыши над головой, но не выбросить «хлеб» — в это веришь безусловно. Мать эта, дура, оставившая ребёнка рядом с растущим «тестом». Семья, полностью погребённая под завалами «хлеба» — ВЕРЮ, всё так и есть. Жадность человеческая не знает границ. И особенно у тех, у кого нет «иммунитета» к богатству, у бедных, у рабочих, рыбаков. Конечно, такое счастье свалилось. А убийства? Прекрасно показано, за что СНАЧАЛА рыбак убил соседа и за что ПОТОМ убил другого. Очень хорошее противопоставление, очень грамотно написано.

А бизнесмены (у Беляева — акулы капитализма, спекулянты, отрицательные герои, но по сути — предприниматели, вполне нужные для общества люди) всегда найдут выгоду. Хоть в ситуации дефицита, хоть при переизбытке. На то они и предприниматели.

А вот правительство, особенно в конце — это что-то дикое и дремучее, что-то средневековое. Найти козла отпущения? Осудить человека просто на потребу публике? Да с финтом, типа, вот тебе лаборатория, ищи способ решения проблемы? Не знаю, как в Германии 20-х годов, но я знаю одну страну, где было много «шарашек», где работали учёные-зеки. «В круге первом», так вроде называется роман? Мне такое государство, конечно, не нравится.

Интересная повесть. Но учёных не надо винить. Если, конечно, они не такие растяпы, как профессор.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При всем моем уважении к Автору, не могу не умолчать о некоторых несоответствиях в количественном сочетании элементов, витающих в атмосфере, и их комплексе, получаемых в итоге. Да, Автор трепетно относился к вопросу питания, явно недоедал (судя по аннотациям, его судьба была вообще отдельное трагическое произведение), но тем не менее... Впрочем, если посмотреть на состояние нынешнего воздуха, то очень даже запросто! Уж углерода в нашем воздухе с избытком. А еще, читая тогда и сейчас, вспоминаю... как это называется... притча? Голодному дай удочку, так по-моему. Кстати, Автор, очень точно заметил, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«хлеб» будет «пастись» около морской воды.
жаль, что не развил эту тему далее, не успел по сюжету. А получилось бы изрядно!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сначала о форме. Фантастика межвоенного периода, по-моему, имеет свой неповторимый стиль и шарм. Размеренность повествования, свойственная скорее XIX веку, соседствует с верой в человеческую науку и с ожиданием скорой технической революции. А ещё — фантастическая скорость прогресса внушает тогдашним людям страх, и даже интеллектуалам кажется жутковатой.

Теперь про содержание. Произведение во многом схоже с «Войной с саламандрами» Чапека. В обоих книгах человечество получает некий бесконечный ресурс(у Беляева — пищевой, у Чапека — трудовой), и будучи, по мнению авторов, основательно «прогнившим», не может этим ресурсом достойно распорядиться. В итоге же всё приводит к мировой катастрофе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Профессор не прав, потому что проводил опыты на людях с нарушением техники безопасности, а ещё — потому что не учёл высказанных «злыми капиталистами» последствий(тотального экономического кризиса, великой депрессии). Правительство не право, потому что отмахнулось от предупреждений профессора. Простые люди не правы, потому что показали слишком высокий уровень жадности при слишком низком уровне интеллекта(хотя трудно их за это винить, это всё же времена повальной безграмотности и недоступности образования). В общем, все не правы по своему. Положительные персонажи в данном произведении отсутствуют как класс.

P.S. Многие не осознают, что проблема голода и недоедания мучила людей всю их историю, и отступила только в наше время. Многие не осознают, что производительность труда в сельском хозяйстве(а это — первичное производство еды) за последние сто лет выросла на два порядка, и мы едим если не в сто раз больше, то уж точно в сто раз лучше и дороже чем наши прапрадеды. И это величайшее достижение прошло как-то мимо общественного мнения.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

- Изумительно, непостижимо! Ведь это новая эра в истории человечества. Нет больше голода, нет бедности, нет войн, нет классовой вражды...

Одной из всемирных проблем, издревле не дававших спокойно жить человечеству и спровоцировавших не одну войну, был голод. И сейчас, во времена, когда одна часть человечества покоряет космическое пространство и создает сложнейшие механизмы, когда в Европе и США многим фермерам государство платит дотации для того, чтобы они ничего не выращивали, другая часть человечества всё так же не доедает, теряя от голода тысячи человек ежедневно. В будущем, по мере роста населения Земли, эта проблема грозит стать ещё острее, превратившись в проблему номер один. Чтобы хоть как-то сгладить последствия перенаселения и отодвинуть ту черту, за которой планета уже не сможет прокормить чрезмерно размножившееся человечье племя, меры нужно принимать уже сейчас. С одной стороны необходимо принятие жесткой демографической политики, наподобие той, что существует в Китае, с другой — было бы крайне заманчиво освоить новые альтернативные «источники питания». Фантастика, естественно, не смогла обойти эту тему стороной: одни авторы, как Гарри Гаррисон в «Подвинтесь! Подвинтесь!» принялись расписывать ужасы перенаселения и тотальной нехватки жизненных ресурсов, другие — как Александр Беляев, постарались решить вопрос, мучивший человечество ещё с библейских времен, о прокорме максимально возможного количества человек теми самыми тремя хлебами.

В далеком Северном (тогда ещё Немецком) море, на небольшом островке под названием Фэр жили-были рыбаки. Жили они не одни, а с женами-детьми, и не на голых скалах, а в деревушке. Деревушка та была не сказать, чтобы очень маленькая, но и не особо большая, и из всех достопримечательностей имела один лишь полуразвалившийся маяк, где проживал старик Ганс. Жизнь на острове не баловала и каждый кусок приходилось добывать с большим трудом, ведь ловля рыбы никогда не была простым делом, а именно ей и жила вся деревня, потому как земля у них родила скудно и неохотно. Народ там жил простой и несколько суровый, так как море способствовало воспитанию именно такого типа характера. Так и жили они, неторопливо, размеренно, даже можно сказать степенно, жили ежедневно рискуя не вернуться домой с лова, но никогда не считали это геройством, привыкнув к этому за многие годы. Всё шло своим чередом ровно до того момента, как на их острове поселился человек с большой земли. У островитян он не вызвал особого интереса, потому как, поселившись на отшибе, вел образ жизни до крайности уединенный и почти никуда не показывался. Звали его Бройер и был он великим биохимиком с мировым именем, который «несколько лет тому назад, будучи старым, но ещё очень бодрым человеком, неожиданно для всех оставил чтение лекций в Берлинском университете и удалился «на покой»... Ближайшим друзьям он говорил, что удаляется от «мирской суеты», чтобы заняться лабораторными опытами над разрешением одной задачи мировой важности». И лишь случай со стариком Гансом заставил жителей рыбацкой деревушки обратить пристальнейшее внимание на соседа-отшельника. А началось всё с того, что вечно живший впроголодь нищий Ганс вдруг начал полнеть...

Тема голода всё ещё была очень больной темой для молодой Страны Советов, только-только успевшей оправиться от страшной трагедии, постигшей её в начале двадцатых годов. Тогда от голода умерли миллионы и память об этих событиях была всё ещё необычайно свежа. А в 1928 году Александр Беляев сочинил новую фантастическую повесть, где описал радикальное средство для борьбы с ним. Средство очень необычное и для тех лет небывалое. Но при внимательном чтении текста видно, что автора на самом деле волновало не столько само средство, сколько его влияние на отдельных людей, общество и мир в целом. Недаром он уделил столько внимания тем метаморфозам, которые происходили с отдельными жителями рыбацкой деревни и всем этим малым сообществом в целом. Получив нежданно-негаданно свалившееся на них богатство в виде «вечного хлеба» честные труженики стали стремительно деградировать. Из них наружу полезли жадность и подлость, злость и зависть. Пороки, доселе несвойственные им расцвели буйным цветом, даже для убийства община каждый раз находила оправдания: «Люди будто с ума посходили. Убийства, кражи, пьянство, разврат, азарт...» Ни один из жителей острова не стал лучше от того, что, казалось бы, должно было лишь облегчить жизнь простых людей и дать им возможность смотреть без страха в завтрашний день. Причем, если вспомнить, то это ведь были изначально вполне добропорядочные люди, трудяги, тот самый пролетариат, о котором говорят на страницах повести три молодых рыбака, которые несколько лет работали на заводах в Эссене, а затем из-за безработицы вынуждены были вернуться назад. Видимо именно на заводе они и понахватались левацких идей: «А между тем этот же хлеб, сделайся он достоянием рабочих, может стать огромным орудием в их борьбе с капиталистами». А что, эти рабочие очень отличаются от деревенских рыбаков? Разве они будут вести себя по другому? Чем дальше читаешь, тем более убеждаешься в том, что с «вечным хлебом» не всё так просто и его появление нельзя расценивать как однозначно положительное событие. Насквозь продажные, алчные и подлые буржуи, которые, между тем, прекрасно разбираются в экономических механизмах дают очень интересный прогноз дальнейшего развития событий: «Все цены потерпят колоссальные изменения. Сельское хозяйство уничтожится. Крестьянам нечего будет продавать городу, их покупательная способность будет убита. Мы потеряем огромный сельский рынок. Это приведет к колоссальным кризисам производства, безработице, волнениям рабочих. Целые отрасли производства, обслуживающие сельское хозяйство, принуждены будут прекратить существование... Экономические потрясения вызовут сотрясения социальные, революционные». И то, что об этом говорят главные плохиши не означает, что прогноз плох.

Повесть местами оказалась удивительно злободневна, чего никак не ожидаешь от вроде бы сугубо приключенческого текста. Во вреде нежданного богатства, неожиданно свалившегося на голову, за последние годы мы все много раз успели убедиться на примере наших доморощенных бизнесменов и олигархов. Но не только этим удивляет и радует текст — внимательный читатель найдет в нем фразу, подходящую к нашей сегодняшней жизни так, что создается впечатление, что автор успел пожить в современной России:

» — Скажите мне, — прервал защитника Бройер, — но почему именно обвиняют меня? Ведь хлеб продавали Роденшток и Кригман!

Адвокат улыбнулся.

- Дело в том, что правительство успело объявить монополию на хлеб и уже продавало от себя. Не может же правительство обвинить само себя! Чтобы оправдаться перед массами, надо свалить на кого-то вину, отвлечь внимание».

Как сказано, а? На примере этой повести видно, что Беляев способен писать не только приключенческие романы, но и может проявить себя как весьма тонкий психолог и критик власти. Из общей весьма убедительной картины выбивается лишь финал, где избавившиеся от «дьявольского искушения» в лице «вечного хлеба» рыбаки опять резко меняются, на этот раз к лучшему, становясь вновь добропорядочными трудягами, что никак нельзя назвать правдоподобным.

Нельзя обойти вниманием и весьма распространенную в фантастической литературе тему ответственности ученого за свои поступки. Профессор Бройер лишь на первый взгляд кажется безответственной личностью, готовой ради успеха пойти на любые жертвы. На самом деле все не так — он то, в отличие от всех окружающих его людей, являет собой образец продуманности и ответственности — он недаром выбирает для своих исследований труднодоступный клочок суши, имеющий малое население. В первую очередь он пытается таким образом не столько получить долгожданное уединение, сколько обезопасить остальное человечество от возможных катастрофических последствий неудачи. Он придерживается крайне осторожного подхода к вопросу распространения «вечного хлеба» и, изначально, дает его лишь старому Гансу, строго-настрого запретив тому рассказывать о чудесной еде кому бы то ни было. Все неприятности начинаются лишь после того, как часть «хлеба» из-за глупости Ганса попадает в руки деревенских жителей. Тем не менее, профессор до последнего момента пытается держать ситуацию под контролем, и, когда он оказывается всё же не в состоянии предотвратить катастрофу, прикладывает все свои силы для создания эффективного средства борьбы со своим детищем.

Итог: неожиданно глубокое в психологическом плане произведение, написанное в увлекательной и динамичной манере.Точные наблюдения за человеческой природой соседствуют в тексте с оригинальным научно-фантастическим допущением. В сравнительно малый объем автор сумел поместить массу умных мыслей и, для лучшего усвоения, сдобрил их толикой приключений. Однозначно рекомендую. Читайте классиков!!!

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое восприятие повести: приключенческий сюжет о гениальном изобретателе и невежественной толпе, тем более не нашего социалистического мира, с происками капиталистов. А вот сейчас перечитал и уже другие впечатления. Идет время и уже другой взгляд на многие произведения. Нет повесть осталась так же интересна, но просто уже возникли совсем другие вопросы, которые она поднимает. «Вечный хлеб»- некая субстанция саморазвивающаяся, которая насыщает владеющими ею. Сразу отсылка к сказке « Горшок каши», но не будет об этом. Ведь в основе часть фантастического замысла, а в основном психологичекий аспект отношения простых людей к этому «дару». Тут же складываются ассоциации с Конан Дойлевским «Открытием Р.Хоу»- если народу дать бесплатно «благо», то это приведет к упадку нравственности и деградации. «Благо» добиваются каждодневным трудом и усилием, « бесплатный сыр, только в мышеловке». Скинутое сверху или изобретение профессора Бройера ведет только к безумному потреблению и отсюда разложению нравов:хищениям, убийствам, игромании. Вчитатайтесь в последние строчки повести, когда рыбаки избавившись от всего этого, отправляются на лов рыбы, свежий ветер моря возвращает к реальной жизни, трудной, но зато не затуманенной жаждой наживы.

А теперь несколько строчек, которые не советую читать брезгливым и женщинам:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Перечитывая повесть ловил себя на мысли, а что происходило с отходами жизнедеятельности, ну сами поняли о чем. Ведь остатки иногда остаются. А вдруг и они начали, как «Вечный хлеб» развиваться, да еще со специфическим запахом. Ну хорошо, при повышенной температуре тот захватил все земли и моря, а если и отходы... дальше промолчу. Не надо мне такой фантастики.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Может ли продукт питания стать причиной глобальной катастрофы? Может, оказывается. А. Беляев весьма увлекательно изображает это в повести «Вечный хлеб». В 1928 году, когда была опубликована эта повесть, о ГМО еще и представления не имели, и свято верили в то, что наука поможет решить проблему голода на планете. При всей неоригинальности это идеи, повесть весьма увлекательна, и в ней просматривается тревога относительно того, что наука при решении насущных проблем человечества может предложить такое решение, которое внешне будет выглядеть, как благо, но, в силу различных человеческих слабостей и излишней спешки, легко превратится во зло. А тема отвественности науки перед обществом это уже вечная тема. И не важно то, что Беляев перенес действие книги в Западную Европу, и катастрофа исходила от немецких ученых и родилась она в «недрах капитализма», главное все же то, что автор «Вечного хлеба» категорически не утверждал, что главные злодеи — капиталисты, он просто прибегнул к популярному в то время, примитивному приему все списать на привычного и понятного всем злодея в эпоху «мировой революции», когда собственно и писалась эта повесть.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Воспринимал эту повесть как новый пересказ сказки о горшочке каши. Но какой пересказ!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх