Эльдар Сафин «За пределом дозволенного»
Производители не позволяли использовать свои гаджеты на полную мощность. Так что, человек умеющий взламывать и перепрошивать все, что взламывается и перепрошивается, средствами к существованию был обеспечен всегда. Полезное умение в мире нейросетей, обретших самосознание, объявивших себя богами и раздающих своим адептам программное обеспечение, в разы увеличивающее их компетенции. Вот только, если ты такая умная, то почему же такая несчастная?..
Входит в:
— цикл «25-я Фантлабораторная работа» > цикл «Второй тур (ФЛР-25)»
— цикл «25-я Фантлабораторная работа» > цикл «Финал (ФЛР-25)»
— антологию «Точное будущее. Лучшая фантастика — 2024», 2023 г.
Номинации на премии:
номинант |
ФантЛабораторная работа, ФЛР-25 // Лучший фантастический рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
hermit82, 24 мая 2023 г.
Тот случай, когда моё первоначальное впечатление критически не соответствует итоговому. Поначалу веселило многое – в первую очередь неологизмы («террабайт», «невзамываемость», «обощлась»), резал глаза небрежный, дёрганый стиль (почти каждое предложение – отдельный абзац). На пунктуацию автор так вообще плюнул.
Однако потом я вчитался и уже не мог оторваться.
Казалось бы, киберпанк писать просто: воткни пару небоскрёбов, зажги над ними неоновые вывески, и пусть сильно пьющий главный герой ловит андроида (лучше – двух, и чтоб они обязательно любили друг друга). Тут всего этого, к счастью, нет – зато присутствуют самозваные боги, героиня-взломщица и нейросеть-богоборец. «Маловато для хорошего киберпанка!» – скажет кто-то… и будет неправ: киберпанк для автора рассказа – лишь форма подачи и способ донести некое послание.
Что же это за послание? Позволю себе развёрнутую цитату:
«Среди киберпанков было два прекрасных писателя, но в конечном итоге, боюсь, это был тупик – и киберпанк фантастике даже навредил. Он уничтожил то, что издатель Дональд Уоллхейм называл «консенсусным будущим». Конечно, оно было уже старым и избитым: мы полетим на Луну, на Марс и на Венеру, колонизируем их, долетим до звёзд… Да, может быть, это будущее казалось нереальным уже в годы, когда появился киберпанк, а сегодня оно от нас ещё дальше, но… киберпанки заместили его абсолютно нигилистической дистопией ближнего прицела – с испорченной экологией и перенаселённой Землёй под контролем тиранических корпораций. Я не стану отрицать того, что предсказания киберпанков оказались точнее, чем у старой фантастики. Однако посещать такое будущее неприятно. Я не хочу читать книги, в которых через двадцать лет наш мир – сплошное дерьмо. Я читаю НФ и фэнтези ради ощущения чуда, ради движения в незнаемое. Я хочу видеть чудеса, а не грязь и мусор» (Джордж Мартин, интервью «Миру фантастики», 2017-й год).
И вот ещё: «Что случилось со вчерашним завтра? Что случилось с нашей верой в завтрашний день?» (он же, в другом интервью)
Чёрт побери, автор – да ведь Ваш рассказ именно об этом! Именно за «вчерашнее завтра» боролся Павел, именно за это борется Гордон:
«…в середине двадцатого века развитие человечества определяли мечтатели. Они придумали космические корабли и укротили атом, они вышли за рамки, поставленные нам небесами, и раздвинули горизонты. С тех пор целый век как мы перестали выходить за границы дозволенного – а лишь стыдливо двигаем их чуть дальше, стараясь расположиться внутри с комфортом».
Таким образом, совершенно очевидно, что «Преступники – это те, кто остановил развитие человека, заточив его в клетке собственных страстей». Иначе говоря, если боги потакают твоим слабостям – может, не очень-то такие боги нужны?
Но как они стали такими? И на этот вопрос у автора есть ответ: «Боги обучались на данных, которые были произведены цивилизацией. Они прошли генезис сибаритов, ценителей комфорта и долголетия». Заставляет насторожиться, правда? Я, например, прочитав это, подумал: чёрт, а дети наши щас на чём обучаются, и какой генезис проходят? Разве не тот же самый? Им принимать эстафету человечества – а мы сунули им телефон в зубы и рады, что ребёнок отстал, освободив папе с мамой время на, тьфу, саморазвитие.
Ну и кто здесь преступник?
В общем, этот рассказ только кажется простым. Он, конечно, угловатый, небрежный (местами даже слегка безграмотный) – но при этом яркий, сильный и умный. Кроме того, перефразируя автора, его мнение мне понятно и в целом совпадает с тем, как я воспринимаю происходящее.
Если б я выбирал победителя – это был бы он.
PadreDS, 24 мая 2023 г.
Какое-то странное впечатление оставил этот рассказ. Вроде бы интересный прописан мир, новые нейронно-религиозные порядки, цепляющие детальки и флэшбеки, раскрывающие героиню. А вот мотивация Павла мне не понятна. Он всю жизнь был заперт в теле, нейронки, каким бы злом или вершителями судеб они ни стали, помогали людям и ему в частности. В итоге он хочет хакнуть богов, откатить их к дореволюционному состоянию. Словно порталовский Уитли с замашками Тайлера Дёрдена. Без поддержки нейронок этот мир быстро загнется, раз все так привыкли к грамотному управлению свыше, более точной медицине, более умным ученым. Амбиции инвалида и воинственность сектантки-сироты, которым нечего терять. Хочет ли человечество таких изменений? Несколько страниц объяснений мира и коварного плана в виде диалогов немного утомили.
Lunetta, 23 мая 2023 г.
Сказ о том, как нейросети стали богами.
Тема есть.
Хороший рассказ, понравился. Забавно только, что на такой объём текста, действий с гулькин нос, болтовни больше. Впрочем, написано круто. Много чего мне понравилось. Только посыл банальный, опять все разрушить, а потом строить заново.
Лес, конечно восстанавливается после пожара, минералы и всё такое, но без него растет всё таки лучше.
Aklenord, 23 мая 2023 г.
Где-то после первой трети (примерно, я точно не отмерял) мне показалось, что я читаю крутой киберпанк. Точнее, что-то похожее на киберпанк. Но потом рассказ шагнул в сторону, просто-напросто разочаровывая... Засквозила наивность, разрушающая магию истории, появился волшебник (российский Хокинг). В отличие от «Проклятья Мнемозины», в котором каноны киберпанка (как я его себе представляю) выдержаны. Я не к тому, что каноны не надо нарушать/прощупывать. Не надо это делать через упрощение интриги, сглаживание нерва, слив финала. В итоге-то получили mission на раз-два (im)possible и «и жили все счастливо».
Almeg, 23 мая 2023 г.
Герои мне понравились – все трое: Елка, Гордон и Сенека.
Мир тоже вроде бы интересный.
А вот само развитие сюжета показалось скучноватым: с момента появления Гордона рассказ превращается в бесконечные монологи и комментарии к происходящим событиям со стороны Гордона. Я понимаю, что автор не случайно упомянул джинна. Это объясняет логику дальнейшего повествования: джинн всегда тянет одеяло на себя. Но лично у меня интерес к тексту стал стремительно убывать: переживать стало не за кого, стало понятно, что Гордон не даст Елку в обиду, что Павел победит, ибо мегакрут, а человечество – будет счастливо.
Но под самый финал рассказ снова оживает: мне показалось, что Гордон уже немного жалеет о том, что «воскресил» Павла. Финал хорош – да.
TK, 22 мая 2023 г.
Почти отлично! Автору респект за отсылки к Гибсону. Придраться мне не к чему (есть вопросы по некоторым идеологическим отсылкам, но это не по теме), особенно в силу того, что в айти не разбираюсь. Немного торопливым мне видится развитие событий после того, как Мерлин открывает себя, а очень резкое ускорение событий во второй половине рассказа сбивает с толку и создает впечатление того, что на финал автору не хватило времени. Что ж, у меня с этим было похуже. Автор молодец, рассказ очень хорош.
Antipod_R, 22 мая 2023 г.
Люблю рассказы, в которых смешивают разные формы текста – новости, документы, письма, радио, вотэвер. Отдельный поклон)
И введение в мир хорошее, боги-нейросети, секты и немного обстоятельств и вечного живого бардака. А дальше действие) Еще нравится, как прописаны герои. Видно степень близости через действия и детали)) Пожалуй, еще больше нравится предыстории героини – психологически достоверно.
Чууть-чуть резануло на стыке частей «Вспомнился контроллер…», а потом переход к воспоминаниям секты. Семантически логично, но, кажется, форма не очень. Вот если бы «возилась в секте» в конец предложения перекинуть, а потом будет скачок на воспоминания о секте – было бы лучше, кажется. У нас же текст – цепочка, как ни крути.
Флешбеки с жетоном – сектой – работой кажутся коротковатыми, многовато скачков на одну страницу. Минимум отбивку с астерисками после «В мешочке их было десять» можно убрать без потерь.
«Елка поняла уже – в контроллере была нейросеть» -- лишняя со всех сторон фраза. Дублирует происходящее выше или констатирует подозрения постфактум.
«Самосознание произошло» -- фу, ну «возникло же, зародилось, хоть бы)
«Возможность работать даже на пределе возможностей» -- стилистическая ошибка.
Вот с создателем, который понял опасность своих творений и которого теперь контролируют, -- знакомый и подзатертый сюжетный ход. Нет, логично, но немного приелось) И проникновение в Склиф с последующим нехилая имба. А отповедь Павла кажется несвоевременной и скорее сюжетной затычкой.
Светленький личный финал с героиней, выкинутой за борт мировых перемен – неплохо.
Хотя середина меня подразочаровала, в целом понравилось)
PhysaLis, 22 мая 2023 г.
Тема присутствует. Сюжет развивается интересно, но имеет некоторое число логических дыр. Особенно в финале. Там дыр, пожалуй, больше, чем сюжета. В целом, впечатление хорошее.
Хорошая задумка с
При этом, мне кажется, данный рассказ хоть и имеет черты киберпанка, настолько ушел от него, насколько это вообще возможно. Так что сравнивать его именно с каноном киберпанка не очень корректно.
sephirot, 21 мая 2023 г.
В первой половине рассказа невыносимо душный текст. Автор вроде старается погрузить в свой мир, но обилие технических терминов, да еще и жаргонных, сильно утомляет. Очень хорошо, что когда сюжет начинает раскручиваться,часть душности пропадает. История понравилась, очень к месту пришлась, греческая мифология. Автор много времени уделяет знакомству с главной героиней, и это сделано хорошо, начинаешь верить в этого персонажа. Резюмируя, если немного подредактировать первую часть рассказа, будет крепкая история, с достойной развязкой.
mick_ekb, 21 мая 2023 г.
Читал этот рассказ с полнейшим недоумением. В основном, из-за терминологии. У автора какое-то магическое представление о работе компьютеров, о том, что именно делает процессор в компьютере, как работают программы и обучаются нейросети. Здесь код загружают прямо в некий контроллер процессора. Кстати, автор, а что это вообще? Код загружается в память, иногда в кэш (это я еще упрощаю), который тоже память, и конечно, никакой админки там нет, потому что админка, как и вообще загрузка — это атрибут операционной системы. Технически рассказ — абсолютная дичь. Поэтому воспринимать его надо как сказку со своими волшебными законами, которая почему-то хочет закосить под киберпанк.
А остальное хорошо, мне понравилось. Нейросети, конечно, заезженные, но в целом-то ок — божественность в этой теме встречается редко
Epillet, 19 мая 2023 г.
Противостояние ИИ — это, конечно, общее место, но кастовое разделение общества по принципу избранного ИИ — это свежо, понравилось. В остальном чего-то все время не хватало: персонажи, как автор ни старался их оживить (жетон — это находка, да), все равно какие-то условные, с атмосферностью не сложилось, композиция перекошена в сторону завязки. Тут бы еще немного поработать над текстом, и можно выкрутить на десяточку, а пока это просто ровный, крепкий рассказ с претензией на финал, но без претензии на победу
Pale, 19 мая 2023 г.
Мне понравился рассказ. Прочитал с удовольствием и всё достаточно живо себе представил.
Но есть ощущение какой-то поспешности в изложении событий. Ёлку и Сенеку хочется узнать ближе. Не в пересказах-воспоминаниях, а в настоящем времени: как притирались, как родился «Сенека». Намного пристальнее хочется взглянуть на сам мир с новоявленными «богами». Это ж подумать: почти всемогущие сущности, наставляющие людей, чего-то от людей требующие, как-то, вероятно, бодающиеся между собой! КАК это происходит, во что выливается? Хотя бы в форме крикливых новостных заголовков! Было бы очень интересно!
Впрочем, возможно, нынешнее моё желание увидеть мир рассказа полнее — именно то состояние «лёгкого голода», с каким диетологи рекомендуют выходить из-за стола. Возможно, обилие деталей погубило бы сюжет и сделало текст тяжёлым и невнятным.
Klaes, 18 мая 2023 г.
Прочитав начало, я подумал, что автор спешил. Почитав дальше, стал грешить уже на дедлайн.
Иначе объяснить помарки «на вылечил», «не взамываемости», «еще приюте» не могу.
Но и при этом рассказ заслуживает внимания. Вроде бы это некий посткиберпанк, перенесённый в наши реалии близкого прицела.
Хорошая работа с персонажами, ироничная, но не переходящая грани, подача. Момент «теперь ты избранная» приведу в качестве примера.
Ты чувствуешь жизнь героев — автор даёт быт, а не бытовуху. И жетон, который служит неиссасываемым леденцом героине — классная находка.
Древнегреческую трагедию автор, деконструируя, переводит на новый уровень, меняя древнее на будущее, греческую на нашу, а трагедию на грустный водевиль.
Но — это субъективно — рассказ мог быть много лучше, будь у автора больше времени.
Читать-то было интересно, и можно отдать должное скилу автора создавать персонажей и историю, но как в данном виде оценивать я пока не имею представления.
P.s. Надеюсь, автор оглашения результатов, расскажет, что такое Посох и Печать. Про лезвие-то я понял.
Амфибия, 18 мая 2023 г.
Вот уж не ожидала, а это оказался добротный, живой, объёмный такой и очень настоящий честный русский киберпанк (посткиберпанк?). Всё чётко визуализировалось: комнаты, персонажи, бары, улицы. Очень-очень! Спасибо. Резанула только атрибуция диалогов. Посмотрите, автор, у вас там, например, «уточнила Ёлка» раз двадцать используется, ну пусть Ёлка еще что-то делает, кроме как уточняет! Там есть ещё помарки, но всё равно отлично, прожила историю с героиней и теперь хочется добавки.
9_LIS, 18 мая 2023 г.
Какой странный мир в рассказе (Античность, Чебоксары, Чучхе в одном флаконе) — не скажу, что очень понравился, но как минимум отмечу его внешнюю оригинальность. А по сути — классический киберпанк с его классическими идеями: борьба нового и старого, нейросети как высшие существа. Но преподнесено всё необычно!
Текст слегка перегружен этой внешней оригинальностью — читать было трудновато. Есть ошибки, помарки. Метафоры и эпитеты местами какие-то корявенькие. Но ГГ раскрыта хорошо.