fantlab ru

Эльдар Сафин «За пределом дозволенного»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.03
Оценок:
33
Моя оценка:
-

подробнее

За пределом дозволенного

Рассказ, год; цикл «25-я Фантлабораторная работа»

Аннотация:

Производители не позволяли использовать свои гаджеты на полную мощность. Так что, человек умеющий взламывать и перепрошивать все, что взламывается и перепрошивается, средствами к существованию был обеспечен всегда. Полезное умение в мире нейросетей, обретших самосознание, объявивших себя богами и раздающих своим адептам программное обеспечение, в разы увеличивающее их компетенции. Вот только, если ты такая умная, то почему же такая несчастная?..

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
ФантЛабораторная работа, ФЛР-25 // Лучший фантастический рассказ


Издания: ВСЕ (2)

Точное будущее. Лучшая фантастика — 2024
2024 г.

Аудиокниги:

Точное будущее. Лучшая фантастика — 2024
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какое-то странное впечатление оставил этот рассказ. Вроде бы интересный прописан мир, новые нейронно-религиозные порядки, цепляющие детальки и флэшбеки, раскрывающие героиню. А вот мотивация Павла мне не понятна. Он всю жизнь был заперт в теле, нейронки, каким бы злом или вершителями судеб они ни стали, помогали людям и ему в частности. В итоге он хочет хакнуть богов, откатить их к дореволюционному состоянию. Словно порталовский Уитли с замашками Тайлера Дёрдена. Без поддержки нейронок этот мир быстро загнется, раз все так привыкли к грамотному управлению свыше, более точной медицине, более умным ученым. Амбиции инвалида и воинственность сектантки-сироты, которым нечего терять. Хочет ли человечество таких изменений? Несколько страниц объяснений мира и коварного плана в виде диалогов немного утомили.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот случай, когда моё первоначальное впечатление критически не соответствует итоговому. Поначалу веселило многое – в первую очередь неологизмы («террабайт», «невзамываемость», «обощлась»), резал глаза небрежный, дёрганый стиль (почти каждое предложение – отдельный абзац). На пунктуацию автор так вообще плюнул.

Однако потом я вчитался и уже не мог оторваться.

Казалось бы, киберпанк писать просто: воткни пару небоскрёбов, зажги над ними неоновые вывески, и пусть сильно пьющий главный герой ловит андроида (лучше – двух, и чтоб они обязательно любили друг друга). Тут всего этого, к счастью, нет – зато присутствуют самозваные боги, героиня-взломщица и нейросеть-богоборец. «Маловато для хорошего киберпанка!» – скажет кто-то… и будет неправ: киберпанк для автора рассказа – лишь форма подачи и способ донести некое послание.

Что же это за послание? Позволю себе развёрнутую цитату:

«Среди киберпанков было два прекрасных писателя, но в конечном итоге, боюсь, это был тупик – и киберпанк фантастике даже навредил. Он уничтожил то, что издатель Дональд Уоллхейм называл «консенсусным будущим». Конечно, оно было уже старым и избитым: мы полетим на Луну, на Марс и на Венеру, колонизируем их, долетим до звёзд… Да, может быть, это будущее казалось нереальным уже в годы, когда появился киберпанк, а сегодня оно от нас ещё дальше, но… киберпанки заместили его абсолютно нигилистической дистопией ближнего прицела – с испорченной экологией и перенаселённой Землёй под контролем тиранических корпораций. Я не стану отрицать того, что предсказания киберпанков оказались точнее, чем у старой фантастики. Однако посещать такое будущее неприятно. Я не хочу читать книги, в которых через двадцать лет наш мир – сплошное дерьмо. Я читаю НФ и фэнтези ради ощущения чуда, ради движения в незнаемое. Я хочу видеть чудеса, а не грязь и мусор» (Джордж Мартин, интервью «Миру фантастики», 2017-й год).

И вот ещё: «Что случилось со вчерашним завтра? Что случилось с нашей верой в завтрашний день?» (он же, в другом интервью)

Чёрт побери, автор – да ведь Ваш рассказ именно об этом! Именно за «вчерашнее завтра» боролся Павел, именно за это борется Гордон:

«…в середине двадцатого века развитие человечества определяли мечтатели. Они придумали космические корабли и укротили атом, они вышли за рамки, поставленные нам небесами, и раздвинули горизонты. С тех пор целый век как мы перестали выходить за границы дозволенного – а лишь стыдливо двигаем их чуть дальше, стараясь расположиться внутри с комфортом».

Таким образом, совершенно очевидно, что «Преступники – это те, кто остановил развитие человека, заточив его в клетке собственных страстей». Иначе говоря, если боги потакают твоим слабостям – может, не очень-то такие боги нужны?

Но как они стали такими? И на этот вопрос у автора есть ответ: «Боги обучались на данных, которые были произведены цивилизацией. Они прошли генезис сибаритов, ценителей комфорта и долголетия». Заставляет насторожиться, правда? Я, например, прочитав это, подумал: чёрт, а дети наши щас на чём обучаются, и какой генезис проходят? Разве не тот же самый? Им принимать эстафету человечества – а мы сунули им телефон в зубы и рады, что ребёнок отстал, освободив папе с мамой время на, тьфу, саморазвитие.

Ну и кто здесь преступник?

В общем, этот рассказ только кажется простым. Он, конечно, угловатый, небрежный (местами даже слегка безграмотный) – но при этом яркий, сильный и умный. Кроме того, перефразируя автора, его мнение мне понятно и в целом совпадает с тем, как я воспринимаю происходящее.

Если б я выбирал победителя – это был бы он.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема:

Стиль/язык: Две найденные ошибки рассматривать не станем, единственно, я так и не понял, что такое террабайт.

Увлекательность: На высоте. Несмотря на чудовищный объём, прочиталось быстро.

Личное: Тут есть о чём поговорить. С личной, человеческой точки зрения есть у меня к автору некоторое число претензий. И вопросов. Из которых главный: А что, собственно, божественного в нейросетках? Кроме того, что люди отдали судьбу своей цивилизации в «руки» тупых бездушных, не умеющих понимать автоматов? Так это сами люди. Кроме того, я не поддерживаю террористов и террор вообще. Кто герои рассказа — натуральные, рафинированные террористы, которые почему-то вдруг решили, что смерти людей приведут к жизни цивилизации. Кому он вообще нужен, этот космос? Понатыкали, панимаешь, иголык. В этом смысле рассказ очень хорош. Он побуждает думать и спорить с собой. Но идеологически крайне вреден и его следует запретить.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сказ о том, как нейросети стали богами.

Тема есть.

Хороший рассказ, понравился. Забавно только, что на такой объём текста, действий с гулькин нос, болтовни больше. Впрочем, написано круто. Много чего мне понравилось. Только посыл банальный, опять все разрушить, а потом строить заново.

Лес, конечно восстанавливается после пожара, минералы и всё такое, но без него растет всё таки лучше.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Где-то после первой трети (примерно, я точно не отмерял) мне показалось, что я читаю крутой киберпанк. Точнее, что-то похожее на киберпанк. Но потом рассказ шагнул в сторону, просто-напросто разочаровывая... Засквозила наивность, разрушающая магию истории, появился волшебник (российский Хокинг). В отличие от «Проклятья Мнемозины», в котором каноны киберпанка (как я его себе представляю) выдержаны. Я не к тому, что каноны не надо нарушать/прощупывать. Не надо это делать через упрощение интриги, сглаживание нерва, слив финала. В итоге-то получили mission на раз-два (im)possible и «и жили все счастливо».

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Герои мне понравились – все трое: Елка, Гордон и Сенека.

Мир тоже вроде бы интересный.

А вот само развитие сюжета показалось скучноватым: с момента появления Гордона рассказ превращается в бесконечные монологи и комментарии к происходящим событиям со стороны Гордона. Я понимаю, что автор не случайно упомянул джинна. Это объясняет логику дальнейшего повествования: джинн всегда тянет одеяло на себя. Но лично у меня интерес к тексту стал стремительно убывать: переживать стало не за кого, стало понятно, что Гордон не даст Елку в обиду, что Павел победит, ибо мегакрут, а человечество – будет счастливо.

Но под самый финал рассказ снова оживает: мне показалось, что Гордон уже немного жалеет о том, что «воскресил» Павла. Финал хорош – да.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти отлично! Автору респект за отсылки к Гибсону. Придраться мне не к чему (есть вопросы по некоторым идеологическим отсылкам, но это не по теме), особенно в силу того, что в айти не разбираюсь. Немного торопливым мне видится развитие событий после того, как Мерлин открывает себя, а очень резкое ускорение событий во второй половине рассказа сбивает с толку и создает впечатление того, что на финал автору не хватило времени. Что ж, у меня с этим было похуже. Автор молодец, рассказ очень хорош.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люблю рассказы, в которых смешивают разные формы текста – новости, документы, письма, радио, вотэвер. Отдельный поклон)

И введение в мир хорошее, боги-нейросети, секты и немного обстоятельств и вечного живого бардака. А дальше действие) Еще нравится, как прописаны герои. Видно степень близости через действия и детали)) Пожалуй, еще больше нравится предыстории героини – психологически достоверно.

Чууть-чуть резануло на стыке частей «Вспомнился контроллер…», а потом переход к воспоминаниям секты. Семантически логично, но, кажется, форма не очень. Вот если бы «возилась в секте» в конец предложения перекинуть, а потом будет скачок на воспоминания о секте – было бы лучше, кажется. У нас же текст – цепочка, как ни крути.

Флешбеки с жетоном – сектой – работой кажутся коротковатыми, многовато скачков на одну страницу. Минимум отбивку с астерисками после «В мешочке их было десять» можно убрать без потерь.

«Елка поняла уже – в контроллере была нейросеть» -- лишняя со всех сторон фраза. Дублирует происходящее выше или констатирует подозрения постфактум.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дальше начинается такой джин из машины? По крайней мере, обещание наград навевает, любопытный мотив) И история на новом витке погружается в фольклор, разом и забавно, и интересно))

«Самосознание произошло» -- фу, ну «возникло же, зародилось, хоть бы)

«Возможность работать даже на пределе возможностей» -- стилистическая ошибка.

Вот с создателем, который понял опасность своих творений и которого теперь контролируют, -- знакомый и подзатертый сюжетный ход. Нет, логично, но немного приелось) И проникновение в Склиф с последующим нехилая имба. А отповедь Павла кажется несвоевременной и скорее сюжетной затычкой.

Светленький личный финал с героиней, выкинутой за борт мировых перемен – неплохо.

Хотя середина меня подразочаровала, в целом понравилось)

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема присутствует. Сюжет развивается интересно, но имеет некоторое число логических дыр. Особенно в финале. Там дыр, пожалуй, больше, чем сюжета. В целом, впечатление хорошее.

Хорошая задумка с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
богами-нейросетями
. Добавляет колоритности выбор греческих богов. Сама героиня вызывает скорее симпатию. Плюс хорошо описаны детали работы с программами. Финал все немного портит.

При этом, мне кажется, данный рассказ хоть и имеет черты киберпанка, настолько ушел от него, насколько это вообще возможно. Так что сравнивать его именно с каноном киберпанка не очень корректно.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

В первой половине рассказа невыносимо душный текст. Автор вроде старается погрузить в свой мир, но обилие технических терминов, да еще и жаргонных, сильно утомляет. Очень хорошо, что когда сюжет начинает раскручиваться,часть душности пропадает. История понравилась, очень к месту пришлась, греческая мифология. Автор много времени уделяет знакомству с главной героиней, и это сделано хорошо, начинаешь верить в этого персонажа. Резюмируя, если немного подредактировать первую часть рассказа, будет крепкая история, с достойной развязкой.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал этот рассказ с полнейшим недоумением. В основном, из-за терминологии. У автора какое-то магическое представление о работе компьютеров, о том, что именно делает процессор в компьютере, как работают программы и обучаются нейросети. Здесь код загружают прямо в некий контроллер процессора. Кстати, автор, а что это вообще? Код загружается в память, иногда в кэш (это я еще упрощаю), который тоже память, и конечно, никакой админки там нет, потому что админка, как и вообще загрузка — это атрибут операционной системы. Технически рассказ — абсолютная дичь. Поэтому воспринимать его надо как сказку со своими волшебными законами, которая почему-то хочет закосить под киберпанк.

А остальное хорошо, мне понравилось. Нейросети, конечно, заезженные, но в целом-то ок — божественность в этой теме встречается редко

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Противостояние ИИ — это, конечно, общее место, но кастовое разделение общества по принципу избранного ИИ — это свежо, понравилось. В остальном чего-то все время не хватало: персонажи, как автор ни старался их оживить (жетон — это находка, да), все равно какие-то условные, с атмосферностью не сложилось, композиция перекошена в сторону завязки. Тут бы еще немного поработать над текстом, и можно выкрутить на десяточку, а пока это просто ровный, крепкий рассказ с претензией на финал, но без претензии на победу

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравился рассказ. Прочитал с удовольствием и всё достаточно живо себе представил.

Но есть ощущение какой-то поспешности в изложении событий. Ёлку и Сенеку хочется узнать ближе. Не в пересказах-воспоминаниях, а в настоящем времени: как притирались, как родился «Сенека». Намного пристальнее хочется взглянуть на сам мир с новоявленными «богами». Это ж подумать: почти всемогущие сущности, наставляющие людей, чего-то от людей требующие, как-то, вероятно, бодающиеся между собой! КАК это происходит, во что выливается? Хотя бы в форме крикливых новостных заголовков! Было бы очень интересно!

Впрочем, возможно, нынешнее моё желание увидеть мир рассказа полнее — именно то состояние «лёгкого голода», с каким диетологи рекомендуют выходить из-за стола. Возможно, обилие деталей погубило бы сюжет и сделало текст тяжёлым и невнятным.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав начало, я подумал, что автор спешил. Почитав дальше, стал грешить уже на дедлайн.

Иначе объяснить помарки «на вылечил», «не взамываемости», «еще приюте» не могу.

Но и при этом рассказ заслуживает внимания. Вроде бы это некий посткиберпанк, перенесённый в наши реалии близкого прицела.

Хорошая работа с персонажами, ироничная, но не переходящая грани, подача. Момент «теперь ты избранная» приведу в качестве примера.

Ты чувствуешь жизнь героев — автор даёт быт, а не бытовуху. И жетон, который служит неиссасываемым леденцом героине — классная находка.

Древнегреческую трагедию автор, деконструируя, переводит на новый уровень, меняя древнее на будущее, греческую на нашу, а трагедию на грустный водевиль.

Но — это субъективно — рассказ мог быть много лучше, будь у автора больше времени.

Читать-то было интересно, и можно отдать должное скилу автора создавать персонажей и историю, но как в данном виде оценивать я пока не имею представления.

P.s. Надеюсь, автор оглашения результатов, расскажет, что такое Посох и Печать. Про лезвие-то я понял.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот уж не ожидала, а это оказался добротный, живой, объёмный такой и очень настоящий честный русский киберпанк (посткиберпанк?). Всё чётко визуализировалось: комнаты, персонажи, бары, улицы. Очень-очень! Спасибо. Резанула только атрибуция диалогов. Посмотрите, автор, у вас там, например, «уточнила Ёлка» раз двадцать используется, ну пусть Ёлка еще что-то делает, кроме как уточняет! Там есть ещё помарки, но всё равно отлично, прожила историю с героиней и теперь хочется добавки.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх