Михаил Елизаров «Скорлупы»
Скорлýпы. Всё ж не рассказы, а скрее, литературные «вещи», нарочито выпячивающие следы своей «сделанности». Проще говоря, это четыре различных механизма сборки текста: от максимально традиционного, претендующего на автобиографичность, до «экспериментального» — разумеется, в понимании автора. Сто лет назад формалисты изучали так называемый приём, как самодостаточную сущность текста. Перед читателем четыре различных приёма, четыре формы. Четыре сущности. Четыре скорлупы.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
PeregaRrr, 5 сентября 2023 г.
Новый мини сборник Михаила Елизарова насчитывает всего 4-ри рассказа. Почему эти произведения числятся повестями, я ответить не могу. Формально на повесть тянет разве что заглавное, одноименное произведение мини сборника. Выпускать такое под отдельной обложкой было бы нехорошо. Поэтому «Скорлупы» вышли, как дополнение к переизданным «Кубикам». Так получились и приличный объём и уважение к читателю.
Скорлупы, как сказано выше, состоят из 4-х рассказов. Сам Елизаров называет их литературными вещицами. Давайте о них и обмолвимся:
1) Скорлупы.
Заглавный рассказ. Вещь получилась мощная. Перед нами вычурная мамлеевская метафизика, полная соитий, мерзостей, совокуплений, гнойных масс, кровавого месива, мучений, тошноты, немого воя и чего-то такого, что заставляет стыдясь и морщась проглотить рассказ. Язык великолепен. Образы гадкие, но как синее клеймо на свиной туше отпечатываются в памяти.
Рассказ поведывает о существе, которое появилось на свет в ходе неудачного аборта. Нам описывают жизнь твари (божьей?) и его матери. В финале нам намекают, что это не просто уродец, а их целый вид, или, по-компьютерному, целая раса, как зерги в стар крафте.
9-ть. Очень даже! Однозначно читать.
2) Санька
Этакий псевдонаучный, псевдотеологический, энциклопедический, документальный трактат о сотворении мира и рождении вселенной в форме бомжа Саньки.
Рассказ кишит терминами и формулировками. Где тут правда, а где стёб разобраться зачастую сложно. Этакая философская абракадабра.
Если выразится языком самого рассказа, то получился _Надпелевин. Елизаров (не)заелизарил.
Рассказ выручает сильнейшая концовка. За пару страниц читателю становится так горько и тошно, что хочется выть или смотреть в окно час. За неё даже не плюс бал, а +2.
Итого: 8.
3) Хороший день.
Ну тут мне совсем тяжело. На мой взгляд это действительно, что вещица. Чисто лингвистический эксперимент, смысл которого я не совсем уловил.
Перед нами не то текст разумного спам письма, не то рассказ, написанный языком будущего, не то обращение нейросети е человеку, не то Бог или пришельцы научились слать Е-мэйлы и насмехаться над американской мечтой и капитализмом
Языком это больше всего похоже на письма в Голубом сале.
Во всём намёк. Рипс немада табень. Шлю тебе текст, мой топ-директ.
Но у Сорокина вышло лучше и задорнее.
Проблема таких текстов в том, что они забываются через пару месяцев.
Оценка: 5(pyatero4ka)
4) Ты забыл край милый свой.
Хороший автобиографический рассказ о отъезде автора из Украины в Германию на учёбу и жительство. Добротный текст, наполненный надеждой на будущее и тоской о покинутой Родине. Рассказ выбивается из сборника. Тут вам никаких вычурностей и лопнувших словарных скорлуп.
7-мь. ХОРОШО.
Итог:
Слишком мало. Непростительно мало. Ещё бы 4-5ть рассказов и был бы шик. А так….. Ставлю 7-мь. Всё же это не проходняк.
vfvfhm, 1 октября 2024 г.
Сборник этот, помимо своих значительных художественных достоинств, замечателен еще и тем, что в наше суровое время вытаскивает читателя из сиюминутности и буквально силком заставляет задуматься о вечном. В том числе, в самом себе, в каждом из нас.
Самая сильная вещь сборника, на мой взгляд, — «Хороший день». Пристальный взор на реальную реальность из реальности виртуальной (обычно бывает наоборот, например, в киберпанке). Плюс проделана большая литературная работа, что не может не радовать. Да и посмеяться повод был, пусть и сквозь слезы.
Чуть ниже «Санёк». Медитация на тему утраты человеком собственной божественной сущности, приведшей к полному расчеловечиванию, а потом и всеобщей гибели. Гневный вопль пророка в форме язвительной софистской казуистики.
Триллер и боди-хоррор «Скорлупы» интересен и своим шок-контентом, и небрезгливым копанием в самых грязных отстойниках человеческой души. Это тоже должно быть описано. При этом Елизаров остается гуманистом, напрочь отвергая мизантропию а-ля Сорокин.
Ну и мемуар «Ты забыл край милый свой» — казалось бы мог и потеряться на фоне остального потока подобной литературы. Но тут помогла сама эпоха, и текст внезапно обрел дополнительное социально-политическое измерение и мощный политический заряд. В каком-нибудь 2010 году — не измени в нем ни строчки — текст читался бы совершенно иначе.
В общем, Михаил Елизаров этой книгой подтвердил свой статус писателя первого ряда современной России. И как мыслитель, и как художник слова. сильнейший моралист, без малейшей толики морализаторства и педантства.
Я, понятно, всех не читал, но вряд ли и в мире у него слишком много соразмерных авторов его поколения и младше.
Могучее перо земли русской!