fantlab ru

Виктор Дашкевич «Граф Аверин»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.96
Оценок:
251
Моя оценка:
-

подробнее

Граф Аверин

Другие названия: Они не люди. Книга первая

Роман, год (год написания: 2022); цикл «Колдун Российской империи»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Магический Петербург, 1982 год. В России правит император Александр V. В стране сохранены сословия и традиции дореволюционной России. Кроме людей, в мире обитают дивы – разумные магические существа, проникающие из Пустоши через портал. Они подчиняются людям, но выходят из-под контроля, стоит почувствовать кровь или слабость хозяина.

Граф Аверин расследует убийство дворянского сына, в котором обвиняют дивов. Он понимает, что это не первое убийство, и за преступлениями стоит очень сильный див. В то же время на Петроградке появляется огромный демонический кот.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 369

Активный словарный запас: очень низкий (2404 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 53%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2023 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Колдун Российской империи. Граф Аверин
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Был бы у меня такой кот, я может и не женился бы никогда...» (с)

Мне кажется, что эта книга (да, собственно, и весь цикл – в нем сейчас три романа, автор вроде бы пишет четвертый) – это лучшее, что я прочитала в этом году, и я испытываю непреодолимое желание рекомендовать эту книгу всем и каждому. Потому что это именно то, что я больше всего ценю — отличная отдыхательная проза, причем увлекательная настолько, что я вот сейчас дочитываю уже третью книгу, и все с тем же удовольствием. А то последнее время хорошо, если удается дотянуть до середины Днепра (зачеркнуто). Кстати, она есть в озвучке Клюквина, что обычно признак качественного текста.

Аннотация обещает нам детективный сюжет в фантастическом мире, и не обманывает. Честно говоря, я не люблю такого рода смешение жанров, уж либо детектив и логика, либо фэнтези и химеры. Но здесь все это как-то гармонично совмещается, и не только не портит, но в каком-то смысле дополняет одно другое.

Граф Аверин – частный детектив. Мы застаем его в тот момент, когда он расследует дело о пропавшем из усадьбы подростке. Честный опрос родственников, соседей и изучение места преступления — в лучших детективных традициях. Но одновременно выясняется, что по Питеру гуляет огромный демонический кот, который пугает прохожих и пожирает колбасу в магазинах… Непорядок, надо срочно ловить демона или кто он там. Потому что граф не только детектив, он еще и колдун, считай — своего рода военнообязанный.

Автору удалось создать прекрасный, ни на что не похожий мир (с хорошим потенциалом развития, который будет использован в следующих книгах серии), где сосуществуют люди и дивы. Про людей мы знаем, сами такие, а вот дивы – это что-то вроде джинов. Они могут изменять форму, у них иной энергетический метаболизм и всякие полезные умения, но они не волшебные в классическом понимании этого термина. Существа из параллельного мира — Пустоши, которые, тем не менее, живут рядом с людьми, и, в основном, людям служат. Так исторически сложилось, и эта тема будет постепенно развиваться на протяжении серии книг. Эдакое крепостничество на новый лад и борьба за права угнетенных масс. Кстати, женский вопрос в империи тоже стоит. Например, мальчики могут становиться колдунами (если хорошо учатся) и управлять дивами, а девочки нет, т.к. взаимодействие с дивами завязано на крови, бедняжкам одна дорога — в скит (практически, в монастырь), варить зелья. Обидно же, да? Вообще стремление автора логически объяснить свой мир весьма подкупает.

Первая книга цикла, помимо расследований, пожалуй, больше всего о психологии взаимодействия людей и дивов. Интересный заход, который в последующих книгах (где сплошные тайны и приключения, разбавленные суровыми битвами) несколько теряет в оригинальности замысла, но сохраняет общий вектор.

Симпатичный мир – альтернативная Российская империя (в которой не произошло революции, но была Великая Отечественная), компания обаятельнейшего дива Кузи, который милый, забавный, и часто вообще кот (КОТ!!!), плюс сюжет, который не провисает ни на одной странице.

В общем, если вы давно искали книгу, в которую можно погрузиться целиком и полностью, то это вот она и есть. Но будьте осторожны, вызывает привыкание :)

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скучная, но комфортная книга. Такое все беззубое, щадящее. Крайне аккуратное, улыбчивое и обходительное с читателем. Нет ни накала эмоций, ни сюжетной остроты, или, тем более, катарсиса. Легкое чтиво перед сном.

С другой стороны, как читать книгу глазами, мне трудно представить. Я слушал в аудио формате, и, по ощущениям, персонажей оживил скорее актер, чем автор. Хотя они не столько плоские, сколько банальные и приторные.

Большая часть книги про уютные отношения между ее героями. Да и в целом она об этом, и этим, наверное, многим приглянулась. Сюжет – это второстепенное. Каких-то запутанных, увлекательных историй нет.

Чего еще нет, так это атмосферы. А от этой книги я ее ждал. Мистический альтернативный Питер – даже звучит потрясающе. Но по факту декорации книги ощущаются, как ноунейм город, непонятно из какой эпохи. Описаний минимум, живости в них вообще никакой.

Немного о магии. После Сандерсона совершенно невозможно воспринимать настолько плоскую систему. У колдуна есть как будто всего два заклинания: плеть и щит. Во всяком случае, только их я запомнил.

Но магия – черт с ней, есть же дивы. Они – некие типа джины или демоны. Их призывают из потустороннего мира, который зовется Пустошью. И дивы служат колдунам, либо властям. У дивов есть 3 уровня чего-то там и у каждого 12 уровней силы. Да, вот так, просто циферки. Что, думали, автор прям названия вам будет придумывать? Не думайте так больше. Впрочем, вру, еще же есть фамильяры, которые те же дивы, но «привязанные» к целому роду. Способности потусторонних чуваков описаны как-то вскользь, их сложно представить. Ясно, понятно только, что у них много разных форм. Звериных и иногда человеческих. Еще с дивами есть ряд условий и условностей. И это, пожалуй, самая интересная часть книги.

Спасибо большое, что главный див книги – кот. Вот он украшение истории. Книга же про уютные отношения между героями, помните? Представьте, как уютно, когда один из героев – кот.

Написано простенько, ровненько, обычно. Нет каких-то интересных оборотов, но и откровенно корявых фраз тоже нет. Редактору респект.

По итогам имеем абсолютно проходную книгу. Не плохую и не хорошую. А так вообще.

Оценка: 4
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Магдетектив, по моему скромному мнению, лучший жанр из всех возможных, на самую широкую аудиторию, да еще и с возможностью бесконечно продолжать серию, имея на руках каждый раз законченную книгу. Но почему-то встречаю совсем немного подобных вещей: Кук и Батчер хоть и однозначный топ, но, скажем честно, морально уже чуть устарели. А после Пшехшты, Макдоннелла и Свержина и вообще приходится нырять в раздел ромфанта, потому что там хотя бы есть Илона Эндрюс, Александра Лисина и Кира Измайлова (ну и ради справедливости цикл Шолох, хоть он мне и не зашел). Поэтому я с таким восторгом набросилась на Графа Аверина.

И он не подвел! Я осталась в восторге от альтернативной истории России с существованием дивов, благодаря которым мы получили в императоры Колчака, а в столицы – Омск. Главный герой, младший сын из дворянского рода Авериных, имеет дар колдуна, способен призывать и контролировать дивов, а потому работает детективом. В первом же из нескольких дел, описанных в книге, он встречает кота… И вот тут пошел огонь, фейерверк, мегашоу, и просто хорошая книга стала великолепной. Давно считаю: кот украсит не только любое фото, но и любую книгу.

У-у, сочетание кошачьих повадок со способностями дивов – это нечто невероятное, ради чего стопроцентно надо почитать произведение. Ну и тандем крутых напарников – всегда беспроигрышный ход. К счастью (для меня) автор не стал следовать современному тренду в жанре детективов и делать упор не на как, а почему совершено преступление, поэтому здесь интрига и поиск улик присутствуют в полном объеме. А плюсом к этому идет притирка крайне необычных колдуна и кота. Да и изюминкой служит любопытный фантдоп с правилами взаимодействия разных существ. И вывод, сделанный под конец.

Ну и, конечно, особый поклон за обалденных героев. Причем это касается не только двух главных. Граф Аверин – тот типаж, которого так мне не хватало после Фандориных, Пуаро и прочих классических персонажей жанра – то есть взрослый, адекватный, надежный реалист, заточенный именно на расследованиях, с ноткой (именно ноткой!) личной драмы в прошлом. Кузьма… О-о, это абсолютный хит, тут читать надо. Просто скажу: без кота книга была бы не та. А в нагрузку к ним идет куча чуть-чуть менее шикарных второстепенных героев: простоватый, но верный друг из полиции Виктор, фамильяр семьи Авериных Анонимус, собственно семья и еще множество колоритных личностей.

Я особо не нашла к чему придраться, проглотила книгу в один присест и загрустила, что нужно будет ждать продолжения (одновременно пританцовывая от счастья, что оно есть). Очень давно (уже почти год с последнего Макдоннелла) не читала чего-то настолько же яркого, оригинального и в то же время по-хорошему, качественного такого олдскульного. Видела на просторах интернета теорию заговора, что это эксперимент Акунина, но мне лично понравилось гораздо больше фандоринского цикла. В общем, действительно стоящая вещичка, которая у меня пока претендует на первое место в списке магдетективов этого года.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

На редкость бездарный текстик. Читать неинтересно, погружения нет, потому что не прописано. А то, что прописано, не к месту. Например, начинается повествование — и тут же обрывается, сменяясь абзацами сведений о прошлом герое. Зачем это? Кому это нужно, да ещё поданное так? Мы должны читать детектив/детективное фэнтези или «воду» попросту распиаренного, проплаченного автора? Как детектив, текст не выдерживает критики: не дописанные до конца диалоги, мельтешение действий, герой носится туда-сюда, поскольку автор даже близко не представляет, как работают детективы, к тому же профессиональные, умные и опытные. И если вы думаете, что это открывается в тексте со временем, то нет: всё описанное видно сразу же, в упор. Отдельно стоит коснуться языка, которым действо (или, вернее, бездействие) написано, хотя правильнее было бы сказать, его отсутствия. Язык — никакой: искусственный, блёклый, стерильный, лишённый нужных слов, с однотипными предложениями, касательно и их длины, и содержания. Такой, язык для домохозяек, хочется его назвать, но на самом деле ещё хуже, площе. Ширпотребный, массовый, в самом плохом смысле этого слова, невнятный, халтурно-макулатурный. Автор не умеет работать со вспомогательными частями речи — с союзами, предлогами, междометиями, — избегает прилагательных, причастий и деепричастий, пытается выехать за счёт глаголов (действия), потому что больше ничего не в силах предложить потенциальному читателю, а мастерства категорически не хватает. Вернее, его нет, и всё. Однако автор стоически делает вид, что всё может и на всё способен. А какой в этом смысл? Результат же налицо. Герои? Какие герои? Всё это уже сто раз видано везде, особенно в современных текстах: все эти коты, графья, детективы, романтические девушки и женщины и в целом так называемая романтика магического царского Петербурга современности, которая, естественно, не прописана. Создаётся впечатление, что автор не думал, не готовился к написанию текста, а просто взял, сел и наваял то, что получилось. А потом зачем-то удалил то, что, может, делало текст более живым. Сравнения с классикой, в частности с «Мастером и Маргаритой» Булгакова, в аннотации поражают, и весьма неприятно. От них коробит. У автора получилось длинно, скучно, заимствованно-вторично, не про детектив и не про фэнтези, работы с историческими источниками опять же никакой. Булгаков, говорите? Но, возможно, любителям котиков и бояръ-аниме (или как его там) и понравится. И это только первая книга из серии; есть ещё две, такие же, а судя по их тексту, хуже, которые банально не хочется ни читать, ни оценивать. И готовится к выходу четвёртая. Наверняка анонимный автор на этом не остановится. А зачем? Идёт ведь, «пипл хавает», денежка на счёт капает. Ни о каком качестве и подвижках к мировому уровню и классике здесь не то что говорить — думать не приходится. Да и отзыв-то пишу, потому что читаю (пытаюсь читать) современное, так или иначе зацепившее взгляд или то, что посоветовали, и пройти мимо т а к о г о очень сложно ввиду его популярности, сочетающейся с бездарностью. Оценка 1, закрытый гештальт и безразличие к дальнейшей судьбе автора, серии и его внесерийных, если таковые вообще будут, текстиков.

Оценка: 1
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Атмосфера несбывшегося, ностальгия по чему-то чего нет, но могло бы быть. Не любитель альтернативной истории, но вот этот период и меня берет за душу. Мода, наверное.

В остальном, всё довольно посредственно.

Каюсь, прочитала только первую историю, из доступных для ознакомления — язык так себе, хотя история любопытна.

Далее читать не планирую, в основном из-за гг: в нем нет ничего особенного, глазу не за что зацепиться и запомнить его из-за чего-то эдакого.

Скука!

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо сконструированный текст с оглядкой на успешные произведения и желанием максимально увеличить свою ЦА.

Детектив в антураже городского фэнтези, включающий в себя три последовательные повести, составляющие роман. Где ж такое было-то?

Как упоительны в России вечера... Не было никакой революции 1917 года, точнее была, и все из-за Распутина, но адмирал Колчак после спойлерных событий стал новым Государем-императором. Двор теперь в Омске, Москва и Санкт-Петербург — та еще провинция, но империя и ея устройство живее всех. Для меня прям так вспомнился Вячеслав Рыбаков/ Хольм ван Зайчик.

Ну и как не забыть главное — Котики. Основной подручный — Кот с большой буквы К, он же галка, он же прекрасный вьюнош-демон-анархист, ох...

Ну, да — диалоги иногда слишком казённые, ну, да — по качеству текста до Рыбакова, как от Санкт-Петербурга до Омска, а то и подальше, но читается нетрудно, правда, я концу первого романа, понял, что подустал и стою перед выбором: сделать над собой усилие и добить всю трилогию — вдруг будет получше и я пойму великий замысел — или разойтись с автором прямо здесь — ещё одно грандиозное разоблачение из серии на чем держится земля русская/ империя российская мне сейчас не очень интересно.

Ну коты у меня дома и свои есть, не детективы, но мягкие и пушистые, а больше лично меня ничего не цепануло. Как развлекательное произведение — имеет право на существование, как что-то новое или лучшее произведение года — ну, скажете тоже. Но за то, как сконструировано — твердый «зачет».

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начитавшись противоречивых отзывов, решил приобщиться и составить собственное мнение. Оно получилось несколько неоднозначным, а посему попытаюсь разбить впечатления на отдельные пункты. Во-первых, уши идеи явно торчат из «Трилогии Бартимеуса», отсюда и альтернативность истории, ведь понадобились колдуны-аристократы, умеющие вызывать и держать в повиновении существ из Пустоши. Магическая система показательно проста, навскидку могу вспомнить только три заклинания — Плеть, Путы и Щит. Во-вторых, сюжет имеет трёхчастную структуру, видимо автор и Лукьяненко читал. Всё происходящее в книге максимально уютно и безопасно, котик опять же. Чем-то атмосфера напомнила Макса Фрая, всё такое розово-мягкое. Подозреваю, что в ответе за ажиотаж вокруг «Графа Аверина» в основном прекрасные читательницы.

Основная же беда текста отражена бесстрастным языком лингвистического анализа на Фантлабе:

«Активный словарный запас: очень низкий (2404 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 53%, что гораздо выше среднего (37%)»

Всё ровно так и есть. Написано сие демонстративно бедным языком, короткими предложениями, а диалогов так много, что иные из них переходят один в другой.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга для легкого чтения, если у вас нет книги для легкого чтения получше.

Автор, кажется, больше боялся написать плохой роман, чем стремился написать хороший. Роман в итоге получился неплохим. Герои не бесят, а местами даже симатичны, откровенных глупостей не творят, но и харизмой не блещут, ярких эпизодов мало, зато и пролистать какой-нибудь кусок, не читая, не хочется.

Книга иногда слишком стерильна, а поначалу почти приторна. Все такие благородные и понимающие, что плюнуть хочется. Когда автор перестает писать историю в духе «давайте дружить, искать компромиссы и не спешить с выводами», роман-в-трех-рассказах резко становится лучше. Происходит это на втором рассказе. Вот если переписать его в отдельное произведение, может получиться годнота.

Мир очень плохо продуман и изображен. Проще представить, что речь идет о 1920-х, чем держать в голове, что это такие 80-е.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаю, что книгу эту сейчас принято превозносить просто до небес и многих это уже раздражает, но очень советую не проходить мимо и сложить собственное мнение. Ну а что до моего, я считаю, что это очень приятная, уютная и отлично написанная история. Я не скажу, что там есть какие-то грандиозные новые идеи или блестящая проработка мира, или завораживающие сюжеты... Может, и нет, но зато все, что в ней есть, отлично прописанно. Ничего лишнего. Самые подкупающие тропы и типажи персонажей, приятная атмосфера, шикарное оформление. Очаровательный Кузя! Запоминающиеся второстепенные герои. Что до самого Аверина, то для меня он слишком какой-то лощеный, что ли, слишком идеальный и весь в белом. Не мой типаж героя. Но в тандеме с Кузей читать все равно было замечательно.

А еще мне понравилась детективная составляющая, есть атмосфера загадки, куча деталей, которые читатель может отмечать и складывать в общую картину. Ну и бонусом потрясная озвучка, если вы любите аудиокниги.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лёгкий развлекательный магический детектив в декорациях альтернативной России. Точки расхождения две. Одна локальная — в революции 1917 победили белые, на императорском троне новая династия, столицу государства перенесли в Омск. Другая масштабная — в этом мире есть магия (а именно колдовство и чародейство), а также волшебные существа (дивы, они же демоны), которых можно призвать себе в услужение в обмен на кровавую жертву.

Автор крайне удачно объединил достоинства магического детектива вроде обаятельных, ярких героев, легкой иронии и хорошей динамики событий с атмосферой альтернативного мира, где дворянские традиции и прогресс идут рука об руку, а знакомые явления или исторические события обыгрываются на новый лад. Атмосфера одновременно узнавания и чего-то нового.

В отношениях колдунов и дивов проглядывают параллели с трилогией Бартимеуса Страуда. К чести автора речь не идёт о банальном повторении — идея схожая, но не та. Хотя предугадать определённые обстоятельства, в которых просто обязаны побывать главные герои (колдун и див), благодаря этой схожести всё же удалось — и это действительно произошло к финалу книги.

Оценку немного придерживаю, поскольку при всех достоинствах и легкости чтения история отчасти предсказуемая, див главного героя разумеется уникален, второстепенные персонажи обозначены лишь парой ярких, порой почти карикатурных черт, события имеют свойство складываться в пользу главного героя и даже нарушение закона (если так нужно по сюжету) сходит главному герою с рук.

С другой стороны ничего не имею против легких магических детективов с благородным главным героем и его необычным помощником (а Кузя отлично прописан и очень мил). Так что, если и в продолжении автор удержит заданную планку, оценка вполне может поменяться в большую сторону.

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это, пожалуй, пока лучшее в жанре «бояръ», что я читал (было бы «За последним порогом» Стоева, если бы не его антихристианские и ЛГБТ-френдли поползновения). Нетривиальный сюжет, без стандартных штампов, неплохой русский язык не засорённый пошлыми просторечиями и грубятиной, увлекательные перипетии, умный, ненавязчивый юмор. Нескучное и поучительно чтиво. Дашкевич, это одно из моих открытий в современной русской фантастике.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх