FantLab ru

Бром «Похититель детей»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.91
Оценок:
432
Моя оценка:
-

подробнее

Похититель детей

The Child Thief

Роман, год; цикл «Гдетотам, или Нетинебудет, или Питер Пэн и его Нигдешная Страна»

Аннотация:

Питер быстрый, смелый и озорной и, как все мальчишки, обожает играть, хотя его игры часто заканчиваются кровопролитием. Его глаза светятся золотыми искорками, и если он посмотрит на тебя с улыбкой, считай, что ты его друг навеки. Но его обещанная страна не та самая Небыляндия.

Четырнадцатилетний Ник был на волосок от гибели (его хотели убить наркоторговцы), когда его спас Питер. Теперь обаятельный и харизматичный мальчишка хочет, чтобы Ник пошёл за ним в тайное место навстречу великим приключениям, где живёт волшебство и ты никогда не взрослеешь. И хотя его настораживают безумные разговоры Питера о фейри и монстрах, Ник соглашается. В конце концов, Нью-Йорк для него больше не безопасен и разве может случиться что-то худшее?

Всегда может случится что-то худшее.

Последовав за Питером на серый и увядающий остров, некогда бывший цветущим и чарующим раем, Ник оказался втянут в войну, которая длится уже столетия, и теперь ему предстоит научиться сражаться или умереть среди Дьяволов, как себя называет племя потерянных и украденных детей.

Откроется правда о тёмном прошлом Питера: младенцем оставленный на съедение волкам, презираемый и гонимый, мальчик идёт по грани между мирами людей и фэйри. Похититель детей — предводитель кровного братства ребят, храбрый друг и создание, вынужденное делать всё возможное, чтобы остановить пожирателей плоти и спасти последнюю магию, оставшуюся на этой умирающей земле.

© Перевод аннотации WiNchiK

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Фэнтези года

Номинации на премии:


номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2011 // Переводной роман

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книга года

Похожие произведения:

 

 


Похититель детей
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Похититель детей
2013 г.
Похититель детей. Крампус, Повелитель Йоля.
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Child Thief
2009 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Однозначно можно утверждать только то, что это не детская литература. Остальное – двояко, расплывчато и спорно. Начитавшись в критических отзывах о замеченных другими нестыковках и нелогичностях, могу подтвердить их наличие, но не более, чем в любых других произведениях. А проще говоря, сюжет меня увлек так, что я просто не обращала на них внимания. Более насущным оказался вопрос: ЧЕМ же именно цепляет роман? Ведь столько негатива на его страницах, что трудно кому-то посоветовать. Финал никоим образом не дает надежду на преломление ситуации, вся книга строго выдержана в рамках темного фэнтези. Сложно найти героя, вызывающего симпатию и сочувствие, разве что – Сверчок…

И все же роман захватывает. Сначала – переживанием за поломанные судьбы детей. Ведь недаром Питер выискивает именно таких – отчаявшихся и готовых пойти за ним куда угодно. И здесь Питер – герой, спаситель, хотя параллельно мы узнаем о его ужасном детстве и первых жестоких поступках. Спасение – дело благородное, но исполнение бывает разное. Как и цели. В этом плане Питер – очень целеустремленная личность. И автору отлично удалось показать органичный портрет героя, что все его помыслы подвержены одной цели: защитить Владычицу, сохранить Авалон. К слову сказать, это второй момент, чем цепляет книга, — сказочная страна, которая в двух шагах от обычного города, но невидимая для всех. Наличие разнообразных фантастических существ лишь убеждает новичков в том, что они попадают за грань реального. А так как речь – о детях, то легко представить, как им нравится новое место, отсутствие взрослых и упрощение норм поведения.

И третье, чем особо привлекает роман, — что это не просто сказка-ужастик, а произведение, поднимающее много социальных вопросов. Семейные неурядицы, проблемы «отцов и детей», лидерство и командный дух, вседозволенность и строгое подчинение, даже тема нарушения экологического равновесия прекрасно представлена! А понятия о добре и зле реалистично размазаны, приближены к полутонам — нет однозначно «белого и пушистого» добра, все зависит от того, с чьей стороны на него посмотреть. И эта реальность тоже подкупает.

В целом, роман восхитил и одновременно озадачил. 8 из 10.

P.S. Иллюстрации – бесподобны.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется очень важным читать книги про жестокость людей. И первую половину книги линия про Авалон казалась лишней. История как дети становятся племенем, потеряв доверие к окружающему миру. Даже без Пожирателей плоти, они бы жили как в Повелители мух. Почувствовав на себе всю несправедливость мира, им необходим был способ защищать себя. И если забыть, что это ретеллинг, и рассматривать историю как фэнтези, то это очень хорошее фэнтези. Потому что другой мир не является костылями для истории. Всё реально, а от этого ещё больше бегут мурашки. Потому что самое ужасное, это причины, по которым дети решили уйти с Питером. И конец истории про Моховика. Улыбки этих мужчин врезались мне в память, как символ узкомыслия и глупости.

Но что страшнее, бороться с окружающим миром, или защищать его от себя? Эта линия не давала истории в моем восприятии превратиться просто в жуткую сказку.

Автор прекрасно прописал героев. Особенно Питера. Мы каждую страницу понимаем, насколько он не человек. Неясно, что было бы с ним, если бы его воспитывали люди. Но, этого не случилось, поэтому он не умеет управлять своими эмоциями, у него нарушено чувство привязанности.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Интересно порассуждать, отчего именно Ник начал превращаться. Если рассуждать не как читатель (что его выбрали главным героем, именно потому что он начал изменяться), а внутри истории. Может потому, что он не хотел отрезать себя от прошлой жизни из-за чувства вины? Или потому что взросление — принятие ответственности. А он скорее не сбежал от Марко, а попытался бороться.

Согласна, что концовку затянули, за это и сняла балл. Для меня, идеальной концовкой стало бы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
гибель ребят от рук фанатиков. Они попали, и смогли выжить только ради последней эпик-битвы. Дальше герои просто пытались догнать события, а не были теми, кто их создает. Не все истории должны заканчиваться хорошо, а эта закончилась выполнением высшей цели.

Хочется ещё много сказать: о фанатиках, версиях одной истории с разных сторон баррикады, отсутствии счастья и о том, что непонятно какими категориями оценивать нелюдей. Но об этом можно поговорить и с Ником.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Питер Пэн в хоррор-варианте. Кровь, кишки, наркотики и эльфы. Все приправлено антихристианством: жили были пушистые язычники, а тут пришли христиане и начали пить кровь языческих младенцев. Оказывается отсюда и все беды пошли. Автору не откажешь в довольно хорошем слоге, книга легко читается, но вот эти пассажи на уровне 13-летнего подростка, переслушавшего Burzum’а… В общем: для детей слишком много мяса, для взрослых – скучновато и предсказуемо. Даже не знаю, на какой возраст рассчитано это произведение.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Печально, когда хорошая книга постепенно скатывается в трэш. В середине был готов поставить почти высшую оценку, но последние сто страниц читал с трудом. Финал все ставит на свои места, но зачем был весь этот дурдом после прибытия на Манхэттен?

В целом — несмотря на простой язык, книга впечатлила. Комбинация Голдинг+Гейман на тему Питера Пэна автору удалась. Что импонирует, в романе нет правых, от слова совсем, хотя неправых хватает. Мотивы героев сложны и неоднозначны. Тема противостояния старого и нового подана так, что оставляет очень много поводов для размышлений. А о полете фантазии Брома я просто умолчу.)

И читается почти запоем, если бы не сверхзатянутый финал.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь сразу: мне не нравится Питер Пэн. Не то чтобы этот персонаж мне совсем неприятен, но теплых чувств я к нему не испытываю. Питер капризный, эгоистичный, импульсивный, словом, не тот персонаж, которому бы я мог сопереживать и на которого хотелось бы равняться. Сказочную повесть Джеймса Барри я прочитал в далеком детстве, после чего все впечатления о ней пылились в самых дальних уголках моей памяти. Так было ровно до прошлой недели.

Джеральд Бром известен всему миру в первую очередь как художник и лишь во вторую – как писатель. В России не так давно вышел его роман «Потерянные боги». Нельзя сказать, что книга Брома – нечто выдающееся, но это точно достойный представитель мрачного героического фэнтези со своей изюминкой. Благодаря впечатлениям от «Потерянных богов», вопрос о приобретении «Похитителя детей» передо мной даже вставал.

Давайте вспомним, о чем была оригинальная сказка Джеймса Барри. Питер Пэн вместе с группой детей сражался на волшебном острове с пиратами. Пираты сражались с индейцами, а по округе обретали феи, русалки, тикающий крокодил и так далее. Бром интерпретировал эту историю по-своему. Местный Питер крадет подростков из нашего мира, входя к ним в доверие, и уводя на Авалон. Таким образом он собирает свою маленькую армию для борьбы с людьми, которые одним своим присутствием оскверняют волшебный остров и губят его. Главных героев в книге двое. Во-первых, это сам Питер, который из неоднозначного ребенка превратился в еще более неоднозначного подростка, обзаведясь сложным характером и предысторией. Во-вторых, это Ник, обычный парнишка из Нью-Йорка, который доверяется Питеру и присоединяется к Потерянным мальчикам, которые тут именуются дьяволами.

«Похититель детей» – хороший роман, в некоторых аспектах даже сильнее «Потерянных богов», но чуда для меня он сотворить не смог. Мое отношение к Питеру Пэну как к персонажу так и осталось нейтральным, несмотря на всю его проработку (а выписан он отлично). Гораздо сильнее я сопереживал Нику и персонажам второго плана, вроде Капитана или Красной Кости (один из дьяволов). Тут, конечно, все субъективно, просто типаж персонажа не пришелся по вкусу, хотя обычно наблюдать за похождениями трикстеров мне нравится. Видимо, этот для меня слишком инфантилен.

Мир прописан неплохо. Вообще, идея совместить оригинальный мир Барри с английским фольклором и легендой о короле Артуре оказалась неплохой и очень органичной. Язык автора достаточно живой и роман читается легко и быстро. Ну и нельзя не отметить иллюстрации. В отзыве на «Потерянных богов» я сетовал, что в книге было мало картинок. В «Похитителе детей» их, что называется, додали: более трех десятков цветных и черно-белых иллюстраций, пока читал, не мог нарадоваться.

Книгу рекомендую всем любителям добротного фэнтези с примесями героики и мрачности. Цена на книгу немного кусается, но, поверьте, этот роман того стоит.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Трудна дорога и повсюду обман,

Но чтоб не сбиться у меня есть план.

Но я тебе не дам и не смей меня винить.»

Дюна — «Страна Лимония»

Новость об издании книг Брома вызвала огромный ажиотаж в книжном мире. Все с упоением восхищались иллюстрациями автора и с нетерпением ожидали каждую книгу.

В данном случае у нас альтернативное видение истории о Питере Пене.

Питер спасает детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и уводит их в страну Небыляндию или Авалон (впрочем называйте это место как хотите). Позднее выяснится, что мотивы, которыми руководствуется Питер, имеют более меркантильный характер. И сколько бы различные персонажи книги не рассуждали на тему «какой Питер крутой, хороший и вообще парень хоть куда», я его действия не могу понять и принять.

И, о боже, каждый второй из спасённых жалуется на то, что ему угрожал/избивал/домогался сутенёр. Так и вижу: обычная улица в обычном американском городке. Из куста выглядывает очередной сутенёр и грозит пальцем...

История рассказывается от лица двух персонажей. Первый — Питер, именно от него мы узнаём основную массу информации о борьбе Авалона с тёмными силами и попутно узнаём историю самого Питера, историю его жизни. Если бы это было основным сюжетом романа, то это была бы книга моей мечты. Второй персонаж — Ник, парнишка, «спасённый» Питером. Его линия, да и в принципе вся линия, связанная с «лесными дьяволами» мне не особо зашла. Выглядит это как нечто среднее между летним лагерем бойскаутов и отрядом подростков-заключённых на каникулах. Как по мне это лишняя вставка и тот же момент с возможностью превращения в монстра не-местного-жителя-Авалона можно было бы рассказать от лица Питера и выглядело бы это более гармонично.

Следующий гвоздь в крышку гроба: мир. Как и в прошлой книге («Потерянные боги») основное место действия это вариация мира мёртвых (согласна, с этим можно поспорить. Однако, после романа в книге есть статья, в которой сам Бром расписывает Авалон как загробный мир). Но у автора он абсолютно ничем не отличается от обычного мира. То есть либо автор недоработал свой мир, либо он настолько со всем перемудрил, что получилась неудобоваримая каша малаша.

Герои: в данном случае вкратце о всех, кроме двух выше упоминаемых. Отношение к персонажам двоякое. С одной стороны автор пытается показать каждого индивидуальностью и не смотря на достаточно большое количество народу в массовке каждый из них легко вычленяется из общей массы, запутаться в том кто есть кто трудно. Но с другой стороны у некоторых из персонажей весьма странная логика поведения. Например после выкинутых фортелей мне стала неприятна Владычица. А уж как её приводили в чувство... Мне в тот момент вспомнилась шутка из одной юмористической передачи:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ты увёл мою жену! Я убью тебя! Но сначала я и мои 40 слонов станцуем.

Ближе к концу книги я эту дамочку вообще возненавидела.

Ни один из героев не вызывал во мне чувства симпатии и сопереживания. Единственные моменты, в которые я морально поддерживала того или иного персонажа — эпизоды резни. Например, я очень надеялась, что Ник таки сойдёт с ума и порешит весь этот Балаган Лимитед. Но нет, не свезло.

Да, можно сказать, что «это тёмное фэнтези, основная масса персонажей в тёмном фэнтези отрицательные и они не обязаны вызывать у тебя чувство умиления». Но почему у того же Аберкромби герои-отморозки воспринимаются уже чуть ли не как члены семьи? У Брома же они просто отморозки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Ик, ик, это меня Герда вспоминает!

— Это тебя весь северный полюс вспоминает. И медведь, которого ты тюленем обмотал. И тюлень, в которого ты медведя завернул, и пингвины, которых ты на британский флаг порвал, и полярники, которых ты на лыжи натянул.

— Это потому что у меня ледяное сердце!

— Нет, это потому что у тебя отмороженные мозги. Ты отморозок, Кай!

«Уральские пельмени»

Единственный персонаж, которого мне было искренне жаль — это Капитан.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он смог вернуться в реальный мир, но к тому времени всё, что он когда-то любил, было для него потеряно безвозвратно.

И в конце Ник очнулся рано утром в доме своей матери, придя в себя после наркотического бреда... Эх, на самом деле нет. Для Ника всё закончилось более печально, что по мне не справедливо. Авалоновская верхушка банально им попользовалась, а потом выкинула за ненадобностью. Что касается исхода истории Авалона в целом, то это тоже что-то странное. История паровозика, который не смог.

Итого: на данный момент я прочла только 2 романа, но предполагаю, что в дальнейшем моё мнение об авторе мало изменится.

Бром отличный художник. Хотя если просто поискать его иллюстрации в интернете, то основная масса его иллюстраций более грубая и мрачная, по сравнению с теми, которые отобраны для его книг. Но в принципе норм. Однако как автор он явно слаб. Все детали в его произведениях проработаны слабо: сюжет, персонажи, мир, в котором происходит действие. Писательский талант Джеральда Брома явно перехвален. Общее впечатление от книг скрашивают иллюстрации, так как:

1. Они хороши сами по себе;

2. Они хорошо дополняют текст.

То есть в целом романы Брома не плохи и интересны (правда «Похититель» шёл у меня со скрипом, на морально-волевых). На общем фоне новинок они выделяются. Но отдельно сам по себе они посредственны.

И самое главное: Бром однообразен. «Потерянные боги» и «Похититель детей» похожи, как братья близнецы. У нас имеется главный герой, который по своему является изгоем, отщепенцем общества, его судьба мало кого заботит. По некоторой причине персонаж попадает в вариацию альтернативной реальности. И начинается его борьба за что-нибудь в компании кого-нибудь, с попыткой вернуться в свой настоящий мир. Любовь. Ну и конечно боги, ну или хотя бы какие-нибудь мифические/фэнтезийные/волшебные существа (нужное подчеркнуть). И вуаля, роман по рецепту Джеральда Брома написан. Bon appetit!

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное все из нас хоть раз слышали о Питере Пэне — персонаже сказок Джеймса Барри и диснеевских мультиков. Весёлом рыжем озорнике, который не хочет взрослеть.....но так ли всё было «на самом деле»? Джеральд Бром представляет на суд читателей свою версию приключений «вечного мальчика», в стиле dark fantasy и horror, хорошенько приправив это и без того «острое блюдо» мифологией, в основном британской. Итак, Питер Пэн проникает из сказочного острова Авалон в наш мир в поисках трудных, отчаявшихся, никому не нужных ребятишек и наобещав с «три короба» веселья, новых друзей и «много вкусного» уводит с собой....между делом прирезав аки скотину парочку плохих парней, обижающих этих самых ребятишек. Но делает это весело, словно играючи, ребятишки млеют, глазки горят, ладошки аплодируют. Ребятишки охотно идут за этим крутым перцем, но попав в его мир начинают «что-то подозревать». «Похититель детей» одна из тех книг, которые можно назвать как мемуары Владимира Рекшана — «Кайф полный». Захватывающая, жестокая и кровавая история, которая разогнавшись как болид Формулы-1 за считанные секунды, не сбавляет оборотов до финишной черты. Отлично прописанный мир и персонажи, неожиданные повороты сюжета, эмоциональность в самых замечательных пропорциях — когда трагизм и драматизм некоторых эпизодов хирургически выверены и ни на сантиметр не опускаются до «розовых соплей», а сентиментальность рассчитана на искренний укол в сердце, а не на «крокодиловы слёзы». Традиционное уже для dark fantasy отсутствие однозначных добра и зла, когда нет хороших и нет плохих, а есть «своя правда».....и изящный финт от набившего оскомину «самый страшный монстр это человек» в сторону «добро тоже режет глотки и кишки наружу». И исключительная кинематогрофичность происходящего — словно не читаешь книгу, а смотришь блокбастер на большом экране, с дорогими спецэффектами и звёздным актёрским составом. В книге есть место чудесам, но они смертны. Есть место настоящей дружбе, но есть место и ножу в спину. Есть место любви и есть место никчёмности чужой жизни, которой можно ради любви пожертвовать. Это жестокая история. Жесток и автор, поэтому к вызвавшим симпатию персонажам советую не привыкать. Как вишенка на торте — книга шикарно иллюстрирована самим Бромом и каждая иллюстрация на 100% совпала с моим видением персонажа или локации. В общем, оценка максимальная.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга.

Никогда не вдохновлялась ни Питером Пеном, ни когда современные авторы берут сюжеты относительно (по сравнению с различными легендами и мифами) истории других авторов и переписывают знакомые сюжеты по-своему — особенно когда они делают их «темнее» (все жду пересказ Винни-Пуха: медведь-людоед сжирает Пяточка, который тут обычный кабан, а после берется за местную деревню). Однако эта книга изменила мое мнение.

Больше всего порадовало заключительное слово автора, где он рассказывает как создавал мир своей книги. В кой-то веки нашелся автор современного фентези, который в курсе про формулу «фенэзи — как деградировавший миф», и, прошерстив монструарий, грамотно переработал дошедших до нас мифических персонажей. Особенно радует, что тут не найдется заезженных до боли в зубах постмодернистких приемов, когда автор нам как-будто говорит: «о, смотри! Главный герой выбросил меч в ближайшую лужу — прямо как король Артур! О, какой я эрудированный и высокоинтеллектуальный — читай и люби меня!» — элементы мифоэпоса вступают в симбиоз с другими элементами (или выдумками автора) и получается что-то свое. История о Питере Пене тоже переработана грамотно: тут это совершенно другой персонаж, который совершенно не ассоциируется с мальчиком, который не хочет вырастать, тем более присущие ему атрибуты вроде феи Тинкл-Белл и подружки Венди так и вовсе отсутствуют; на месте Брома я бы и вовсе оставила его безымянным и звала просто Похитителем детей.

Не меньше порадовало как автор пользуется законами жанра «темное фэнтези». Я понимаю, что книга дает читателю опыт, которого он в жизни лишен, т.е. богатство, секс, любовь и насилие, — но большинство авторов данного жанра явно сами до сих пор страдают от не рассосавшихся подростковых гормонов. Когда читаешь изуверства, на которые способно сознание бывшего школьника-интроверта (большинство писателей вырастают именно из таких — да и остаются навсегда в этом возрасте), то ему хочется взять в деревню, чтобы он своими руками свернул шею хотя бы курице (про охоту с освежеванием туш и свинофермы, где мясники отрубают у ещё живых хрюшек уши, чтоб сразу же пожарить — вообще молчу). Нет, Бром пользуется законами жанра грамотно: да, тут хватает и натурализма, но книга в нем не захлебывается; а сцена, в которой мальчишка топчет ногой фею (читай, маленького человека) способна напугать больше, чем любые вывернутые наружу кишки и выдавленные глаза. И таких моментов много! Да и на самом деле пугают тут больше сами персонажи: мнение практически о каждом менялось в течении книги неоднократно; часть времени к Питеру проникаешься сочувствием, другую же часть считаешь его уже не инфантильным подростком, а натуральном бесовской тварью, которого прикончить — не детоубийство, а благое дело.

С художественной точки зрения сделана на «отлично» почти везде. В истории не затесался ни один лишний персонаж, линия с каждым логически завершается, каждый проходит «дугу характера». Не раздражал даже прием с главным героем-«самым обычным мальчиком», который мне всегда был не по душе — ихмо, главный персонаж как раз и должен быть если не самым харизматичным, то хотя бы одним из самых харизматичных персонажей книги — тут он не просто статист, глазами которого мы созерцаем историю; Ник так же не неприкосновенен для жестких законов местного мира.

Единственное, к чему удалось серьёзно подкопаться — концовка. Мною осталось непонятным:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
то, что Питер похерил всех своих Дьяволов, свою приемную мать и Авалон в придачу, но ушел с гордо поднятой головой — это хэппи-энд или нет? Питер осознал кем он был, раскаялся и исправится, или все так же остался инфантильным подростком, который продолжит куролесить уже в нашем мире?

Очень интересный автор. Обязательно продолжу следить за его творчеством!

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если в двух словах — переработка сказки Д. Барри с учетом интересов взрослых и современных читателей.

Ну, а если поподробнее:

— По-моему, роман очень удачно «лёг» во «Вселенную Питера Пэна». Нет никаких противоречий с «духом и атмосферой» первоисточника. Как и сто лет назад, мальчишки остались мальчишками — жёсткими, наивными, любящими играть в свои игры. Верящие в дружбу, но, в то же время, очень эгоистичные. И, как точно замечает автор в послесловии к роману, «изначальный Питер Пэн», совсем не ангел.

— История рождения и взросления Питера, рассказанная Бромом, и которую не найти у Д. Барри. Получилось интересно и, опять же, очень органично.

— Два главных героя — Питер и Ник. Где-то, очень похожие мальчишки, вместе с тем — совсем разные.

— Автор, по-моему, удачно «поймал» психологию мальчишек. Герои в книге думают и ведут себя, именно, как подростки — эмоционально, противоречиво, порывисто. Совсем не как взрослые.

— Неплохо прописанная мифологическая составляющая — языческие боги, остров Авалон, феи.

Очень легко читается. Ярко, красочно нарисованный мир. Мрачно, атмосферно.

Много достоинств, придраться, особенно, не к чему.

Но, книга, почему-то, оставила меня равнодушным.

Может быть, потому что, нет симпатичных героев. Можно было бы, покритиковать нелогичность действий персонажей, но, это глупо, ведь герои — дети. Или, на мой взгляд, финал немного скомкан. А может, не хватило «хэппи-энда».

Не знаю, но, постоянно напрашиваются сравнения с книгой Д. Барри. И, конечно, не в пользу романа Брома. Но, это не справедливо, ведь «Похититель детей» не фанфик, а самостоятельное произведение.

В общем, прочитать книгу стоит, увлекательная и талантливо написанная история. Роман не для детей, но, все-таки, скорее понравится подросткам, чем взрослым читателям.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История Питера Пэна, рассказанная по-взрослому и для взрослых: жёстко, натуралистично, эмоционально. Собственно, уже в исходном тексте Джеймса Барри внимательный читатель может увидеть, что дети, преданные Питеру, гибнут взаправду, а шалости вечного мальчишки -- это вовсе не милые проказы Карлсона с пропеллером. Бром проведёт читателя сквозь туман, в котором водятся чудовища, и выведет на остров Авалон, где чудовищ не меньше, если не больше. Книга строится по двум временнЫм линиям: события настоящего времени, старт которым даст похищение мальчика по имени Ник – и двухтысячелетняя история Питера Пэна, полукровки и изгоя.

«Похититель детей» оказался ничуть не хуже «Потерянных богов» Брома.

Жестокая, грустная и неимоверно увлекательная книга. Оторваться от чтения было практически невозможно.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Закончил читать в смешанных чувствах. При всех очевидных достоинствах романа мне показалось, что автор не понимает каких-то базовых вещей про литературу. В результате получилось блюдо с хорошими ингредиентами, использованными не пойми как: с одного краю – вкусно, с другого – пересолено, с третьего – креветки в манной каше.

В финале, скажем, удивляешься вместе с Капитаном:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Триста лет боролись, не может же все пройти так просто? Да, в жизни все так и бывает: собрались и пошли в бой, а потом менестрели споют про Битву у Хельмовой Пади. Но литература от жизни тем и отличается, что творит не просто некое действие, но смыслы, которые, особенно в жанровой литературе, предполагают приемы, позволяющие сфокусировать происходящее.

В романе же все происходит слишком спонтанно. Вот именно сегодня пожирателям пришло в голову жечь Шепчущий лес нефтью. И Питер вот сегодня это увидел – и побежали-побежали на финальную битву. И Ульфгер окончательно спятил именно сегодня. И еда закончилась тоже сегодня: вот неделю назад всего еще было вдоволь, а сегодня – упс…

Нет, я понимаю, что такое условность, понимаю, зачем нужны рояли в кустах… Я не понимаю, зачем прятать рояли в подсобке консерватории, когда вот же он, на сцене главного зала – приходи, играй. Удобнее, да и акустика лучше.

Все эти смерти в финале — они зачем? Чтобы Питер чего-то осознал? А что именно осознал? Вроде, нам четко дали понять, что детьми Питер жертвовал по большей части из-за чар, наложенных Модрон. А с другой стороны, он постоянно произносит про «есть вещи, за которые не жалко умереть». Или это тоже чары? Невнятно все это.

Это все не про финал только. Разве, к примеру, сложно было автору показать, как клево ребятам с Питером (в роде городских сцен с Ником)? Ну чем-то же они занимались каждый день после предыдущей битвы? Не только же смертоубийством (на парувековое смертоубийство количества Пожирателей просто не хватило бы – у них ведь нет Свежей крови)… Нет, о том, что дети умирают ради клевого Питера, а не ради Авалона, вынужден талдычить Ник.

С тем же Ником – ну что ему стоило хоть немного очароваться детской, блин, вольницей! (вот явно не читал автор Крапивина!) Ведь самому разначинающему писателю понятно, что разочарование получается сильнее, когда оно сменяет первоначальное очарование. А так Ник, с одной стороны, – программно обычный подросток. А с другой стороны, благодаря своей неспособности очароваться выходит он совершенно исключительным (даже превращение – почему оно происходит именно с ним? явление-то редкое (Питер с коллегами вспоминают только один случай). И т.д.

Это, повторюсь, не какие-то ляпы в придуманном автором мире или сюжете, а именно литературные нескладушки. Да, автору совсем не обязательно идти давно проторенными путями – но и шариться по кювету рядом с дорогой тоже как-то глупо.

При этом всем отдельные куски получились очень вкусными. А еще из романа вышла бы суперская RPG от третьего лица: колоритные локации, флешбэки, два героя, зашитая в сюжет прокачка персонажа…

Оценка: 7
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Питер Пэн — персонаж известный, о нём написано много книг (помимо изначального «цикла» Дж.М.Барри) и снято несколько фильмов. Казалось бы, что ещё можно добавить нового к облику вечно юного сорванца, обитателя острова Never Land?..

Джеральд Бром в послесловии к «Похитителю детей» честно признается, что Питер Пэн для него долгое время был только героем диснеевского мультфильма, добродушным летающим мальчишкой, живущим в волшебной стране. Но пришел черед книги — и тут начались сюрпризы, от которых история становилась всё мрачнее и мрачнее. Особенно впечатлил автора следующий пассаж: «The boys on the island vary, of course, in numbers, according as they get killed and so on; and when they seem to be growing up, which is against the rules, Peter thins them out; but at this time there were six of them, counting the twins as two» (приблизительно начало главы 5). «Мальчиков на острове, конечно, было разное количество, потому что их убивали и с ними случались всякие другие вещи; когда они начинали расти, нарушая все правила, Питер сам прореживал их ряды. Сейчас их было шестеро, если близнецов считать за двоих». «Похититель детей» вырос во многом именно из этой пугающей фразы — и получился, соответственно, пугающим.

Во-первых, на волшебный остров, по версии Брома, попадают не любые дети, а те, которым в нашем мире пришлось очень несладко — их избивали, насиловали, вынуждали воровать, попрошайничать, убивать, их унижали, травили и выслеживали, словно диких зверей. Действие романа охватывает несколько столетий, среди «потерянных детей» есть не только современные американские подростки, связавшиеся с бандитами и наркодилерами, но и индианка Секей, которую Питер «отбил» у враждебного племени, а также бывший раб, чернокожий Абрахам. Сам Питер родился ещё до того, как римляне пришли в Британию, однако выглядит, в строгом соответствии с каноном, на четырнадцать лет. У него бледная кожа, ярко-рыжие волосы и остроконечные уши.

Джеральд Бром, напоминаю, не только писатель, но и известный художник, поэтому у нас есть редкая возможность увидеть персонажа таким, каким его представляет себе автор. Иллюстраций в книге много, все они красивые (хотя, жаль, не все цветные), и большинство можно увидеть на официальном сайте.

Второе важное отличие «Похитителя детей» от «Питера Пэна» Дж.М.Барри заключается в том, что Бром изменил происхождение и сущность волшебной страны Neverland, объединив её с островом Авалон из хорошо известного цикла кельтских легенд. Авалоном правит Леди Модрон, госпожа озера, дочь древнего бога Аваллаха. У Модрон есть сестра — болотная ведьма Джинни (Jenny Greenteeth) и брат — повелитель лесов, Рогатый бог (The Horned One). Персонажи, в общем-то, известные, однако я не припомню, чтобы кто-то до Брома находил в них что-то общее с историей о Питере Пэне.

И, собственно, третья существенная деталь, берущая начало в повести Барри, но кардинально переосмысленная Бромом — капитан Крюк и его команда, в «Похитителе детей» превратившиеся в ужасных демонов, чьё присутствие на Авалоне медленно, но верно убивает магию острова, убивает Леди Модрон и всех волшебных существ, нашедших приют в здешних удивительных лесах. А много веков назад эти демоны — как их в романе называют, «Flesh-Eaters», «Пожиратели плоти» — были английскими переселенцами, которых угораздило вместо американского берега пристать к берегам Авалона... Ради борьбы с этими демонами Питер вынужден постоянно пополнять свою армию потерянных детей — «дьяволов», как они сами себя называют — и применять как боевые навыки, так и обаяние. Словом, Питер Пэн в «Похитителе детей» — трикстер, хитрый, умный, обаятельный и необыкновенно опасный. Отчасти все эти качества были ему присущи и в первоисточнике, однако Бром их серьезно развил и усилил.

Линия Питера — одна из двух главных в сюжете. Вторая связана с Ником, 14-летним мальчишкой из Бруклина, чья мама по неосторожности сдала квартиру наркодилеру и в результате потеряла контроль над всей своей жизнью, включая сына. Устав сносить бесконечные издевательства и даже настоящие пытки, Ник крадёт весь запас наркотика, хранившийся в доме, и бежит. Его выслеживают на улицах ночного города подручные наркодилера, Марко, и если бы не оказавшийся поблизости Питер, не сносить бы Нику головы.

Ник — добрый, но замученный и озлобленный подросток на пике переходного возраста. В Питере он поначалу видит спасителя и друга, но обстоятельства складываются так, что очень многие иллюзии быстро развеиваются. Конфликтов в романе множество, и они таковы, что не всегда можно предсказать результат... Могу лишь заметить, что «Похититель детей» — из тех книг, в которых герою, даже главному, вовсе не гарантируется право на жизнь до самого финала.

Другие герои, Дьяволы Питера, описаны не всегда удачно. Секей, здешняя Венди (хотя и не единственная девочка на острове), немного схематична, и это лишь отчасти можно списать на её индейскую немногословность и хладнокровие. Лерой и Ульфгер, условно-отрицательные герои, временами выглядят карикатурно. Зато есть и удивительно достоверные персонажи — Крикет, Дэнни, Рэдбоун, да и волшебный народ, за исключением вышеназванного Ульфгера, получились очень хорошо.

По поводу идейной составляющей романа можно много думать и спорить. Кто-то, разумеется, воспримет его только как приключение, а все мои дальнейшие рассуждения сочтёт проявлением «синдрома поиска глубокого смысла» :glasses: Но я уже который день размышляю об этой книге, и успела сделать немало выводов, которые добавляют «Похитителю детей» как плюсов, так и минусов. Мне понравились параллели между нелицеприятной изнанкой нашего собственного мира и умирающей волшебной страной. Мне понравилось, как развиваются характеры взрослеющих детей, как они внезапно начинают понимать то, что раньше не замечали (например, таково прозрение Ника в одной из сцен, когда он вдруг понимает, что кое о ком забыл). Мне понравилось, каким неоднозначным персонажем оказался Капитан. Мне кажется, «Похититель детей» задумывался автором не только как роман о взрослении, но и как некое исследование природы зла. Тут нельзя не отметить, что есть в романе Брома нечто общее с другой историей о мальчиках на необитаемом острове — с «Повелителем мух» Голдинга.

Однако финал я не могу оценить однозначно. Он жестокий, но к жестокости успеваешь привыкнуть, потому что эта сказка с самого начала была такой, без купюр, без снисхождения, без жалости к героям. Проблема в другом — он торопливый и в отдельных своих аспектах необоснованный. За это я сняла один балл. Если коротко, в финале «чего-то не хватает». Это субъективное ощущение, у других читателей впечатление будет, скорее всего, другим.

Резюме.

«Похититель детей» — дарк фэнтези, очень мрачная, грустная, жестокая и в чём-то несправедливая история. Если не воспринимаете кровь и грязь в литературе — не читайте. Моя оценка чуть завышена, 9 из 10, но, в любом случае, стоит отдать должное Джеральду Брому — у него получился необыкновенно интересный, хотя и не лишенный изъянов, роман.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман понравился мне больше, чем «Потерянные Боги». А всё почему? Да потому, что в данном случае я переживала за героев. Плюс ко всему на протяжении почти всей книги, так и не понятно, кто положительный, а кто отрицательный герой. У каждого персонажа есть своя история, узнав которую, ты понимаешь, почему он так себя ведет и совершает определенные поступки. Ну и конечно, чего не отнять, это красочности повествования. Бром и в этот раз постарался на славу.

Помимо описаний, хочу сказать, что с динамикой в книге дело обстоит хорошо. Есть небольшие моменты, где можно было бы и ускорить события, но это уже придирки. Финал меня порадовал. Хоть это и переосмысленная сказка, тут всё по-взрослому. Пусть герои тут и эльфы и пикси, но жестокости в истории хоть отбавляй. Питер вышел настолько неоднозначным героем, что каждый читатель сам для себя решит, положительный он или отрицательный.

Я очень плохо знакома с оригинальной историей о Питере Пэне, возможно это и к лучшему, так как я читала эту историю, без оглядки на каноничный сюжет. А эта вариация не оставила меня равнодушной, хотя после «Потерянных Богов» я не особо была настроена на чтение других книг автора. И я рада, что дала ему второй шанс. Уже прикупила себе «Крампуса» для чтения в зимние выходные деньки.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне в целом понравилось. Вначале было скучновато читать, потому что автор романа постоянно прыгал между персонажами и только у некоторых писателей подобный прием хорошо получается, Бром в их число не входит. Но потом пошло живее и вторую половину читать стало интереснее. Вроде книга про подростков, их взаимоотношения, но реально это же старики в телах детей, только на поведении их это почему-то никак не отразилось. Книга любопытная, но есть гораздо более сильные вещи на эту тему — «Повелитель мух» Голдинга или даже произведения от наших писателей «Рай беспощадный» Артема Каменистого и «Рыцари сорока островов» Лукьяненко.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Волк в овечьей шкуре

***

Бром – странный автор. Ему точно нельзя поставить в вину умение играть словами, образами, выжигать напалмом по части экшена. Он не гнушается чернухой, работая вне принципов. Казалось бы, как при таком раскладе можно пролетать мимо? А вот можно. Что Бром и делает в «Похитителей детей». Но давайте обо всем по порядку.

«Похититель детей» — это оммаж и постмодернизм в одном флаконе, основой которому служит сказка Барри про Питера Пэна. Забавно, что в своем романе Бром не упоминает своего героя по фамилии, только по имени. Поэтому совет первый – прочитайте оригинал до «Похитителя детей», чтобы понимать, откуда происходят те или иные моменты. В принципе, хватит даже и краткого содержания. Так вот «Похититель детей» — тот же «Питер Пэн», к которому автор смело прилепляет пару десятков других образов из легенд и преданий (в основном скандинавского и британского фольклора). Бром без лишней скромности сам об этом говорит в послесловии.

…главный герой – Ник – парень не без проблем в жизни. Однажды он решает избавиться от них раз и навсегда. В итоге Ник попадает в такую передрягу, из которой ему не выйти сухим. На подмогу Нику приходит рыжеволосый юноша. Слово за слово, Ник и его новый друг (Питер) находят общий язык. В итоге Ник попадает на остров Авалон – дом Питера. И вот тут всё кардинально меняется в нелегкой жизни Ника. Правда, легче от этого она не становится.

Сюжет развивается в двух плоскостях. Во-первых, это настоящее Ника. Юноша попадает к Дьяволам – группировке воинов. Ему предстоит пройти обучение, доказать свою силу и характер. Конечно же, не обойтись Нику и без врагов на этом пути. В принципе, это интересная сюжетная линия, поскольку в ней много экшена, много информации об острове Авалон. Во-вторых, это история Питера. Она подается в двух срезах – прошлое и настоящее. Прошлое – вкусная изюминка. То, что не сделал Барри, сделал Бром. А вот настоящее Питера – это его попытки удержаться на плаву. Пресно и скучно.

Иллюстрации. Цветные вклеек в романе хватает, а ч\б изображений еще больше. В этом отношении Бром впереди всех. Рисует он здорово и атмосферно, это приятно дополняет визуальную составляющую произведения.

А теперь давайте о плохом. Претензий к книге Брома куча. Во-первых, самая главная – это попытка выдать банальный янг-эдалт под взрослую книгу. Чем Питер Пэн Брома отличается от Питера Пэна Барри? Кроме сюжета, естественно. Так вот отличие – это наличие наркотиков, крови и одного-единственного упоминания надругательства (кое можно было убрать, пролог совсем нелепый и мимокассовый). У Барри ведь тоже были убийства. Наркотиков, это да, не было. Во-вторых, смысловая нагрузка. Из-за попытки выдать янг-эдалт под взрослую книгу, наполнение ничуть не выигрывает. О чем книга? Да всё о том же, что было у Барри – о наивном эгоцентристе Питере Пэне. В-третьих, сплошные рояли в кустах. Их настолько много, что даже в детских книгах (истинно детских, а не YA) их бывает меньше. Бром постоянно выпихывает всё через dues ex machine. Если надо выбраться из клетки, то вот вам пикси. Если спастись можно только на корабле, то корабль непременно появится. Если враги так наседают, что смерть дышит в затылок, то именно сейчас союзники и подоспеют. Роялей так много, что персонаж может, казалось бы, умереть. И один из героев его уже мысленно хоронит. Но в следующей главе выясняется, что персонаж-то жив, а яд у врагов-то и не смертельный вовсе. И таких примеров куча. Твисты про отца Питера тоже не работают.

Заключение: «Похититель детей» — оммаж на классическое произведение Барри. Бром решил сыграть на интересных условиях, но зачем-то решает обманывать читателя с целевой аудиторией. Книга пуста по мысли, она просто развлекает, не более. Смысл в ней тот же, что и в оригинальной повести. Есть, конечно, пара интересных идей. Здесь выделяется детство Пэна и Пожиратели Плоти (их природа и мотивы). Читать или нет? Сложный вопрос. Если понравились другие книги Брома, то можно. Если есть желание отключить мозг и почитать мрачненький YA, то можно. Если хотите по-взрослому посмотреть на старую сказку и увидеть глубинный смысл, то эта книга не для вас.

7 слабеньких Питеров Пэнов из 10. Увы.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх