Роберт И. Говард «Кричащий Череп Тишины»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны )
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Кулл отправляется к старой башне-тюрьме, называемой Черепом Тишины. Открыв дверь, он выпускает на свободу Тишину, которая едва не губит его самого вместе со спутниками...
Входит в:
— цикл «Кулл. Первоначальная серия»
— сборник «King Kull», 1967 г.
— антологию «La Citadelle écarlate», 1979 г.
- /языки:
- русский (6), английский (4), французский (2)
- /тип:
- книги (10), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- П. Луине (1), С. Троицкий (3)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 10 декабря 2023 г.
На этот раз антагонистом нашего атланта выступает не колдун, не монстр, не вражеский отряд и даже не коварная красавица. Противником Кулла выступает само вселенское Молчание. Оригинальная задумка, ничего не скажешь. Воплощение хуже, но требования к жанру и герою соблюдены, так что читается с интересом.
«Вау!» — не кричал, но волны зловещего молчания, вытекающие из древней крепости — оценил. Кулл очень похож ментально на нас, на русских, на славян в целом.
Сначала сам себе на ровном месте создаёт проблемы, а затем их героически преодолевает. Может поэтому я раз за разом читаю и перечитываю истории про бесстрашного царя Валузии, который иной раз очень любит поковыряться в чём-нибудь таинственном, загадочном и сверхъестесственном, изначально понимая, что столкнётся с кучей проблем.
Разберётся ли Кулл со своей очередной проблемой в этом случае? Вопрос риторический.
Читать всем любителям Говарда и классики героической фэнтези.
Доктор N, 19 апреля 2016 г.
В юные годы я был достаточно глуп, чтобы считать короля Кулла этакой бета-версией Конана. В самом деле, между этими персонажами на первый взгляд много общего — оба они варвары, оба бугрятся мышцами, оба в итоге приходят к тому, что утверждают свою власть над совершенно чужой им страной... Казалось, на атланте Говард просто оттачивал свое мастерство, а когда в достаточной мере отточил — перешел на киммерийца, даже переделав под него несколько рассказов, героем которых изначально был Кулл. В техническом плане, бесспорно, все это так. Однако, недавно перечитав весь цикл о Кулле, я обнаружил огромную разницу между двумя этими героями. Конан — прагматик и реалист, живущий сегодняшним днем. Его интересуют битвы, женщины и вино. В какой-то мере его интересует власть, хотя периодически вся эта управленческая волокита начинает его тяготить. Тем не менее, он ощущает на себе ответственность за жизни людей, которые ему доверились, и за всю страну целиком. Конан рационален, однако умником его сложно назвать, и о высоких материях он не беспокоится. Кулл — тоже варвар, и тоже, казалось бы, не дурак помахать топором. Однако, не обладая большим умом, он очарован тайнами бытия, он силится разгадать загадки, недоступные даже уму современных ему мудрецов. На этом поле он бессилен — он напрягает свой скудный разум, напрягает воображение, он жаждет нового и всегда оказывается в дураках. В этом его трагедия, и поэтому он обречен попадаться в ловушки всевозможных колдунов, где приманкой является загадка. Недаром поза, в которой Говард любит изображать Кулла — это поза роденовского «Мыслителя»: согбенная спина, задумчивый взгляд, упертый в подбородок кулак. Образ мыслителя кочует из рассказа в рассказ. И если Конан обычно достигает своей цели (заключающейся, как правило, в отделении определенного количества голов от тела), то Кулл, сколько змеелюдей он бы ни сокрушил, никогда не получает желаемого, поскольку цель его заведомо недостижима. Быть может, поэтому он и не снискал такой славы, как его правопреемник. Фигура варвара, озабоченного поиском смысла жизни, оказалась слишком уж непривычной для читателя.
glupec, 26 ноября 2014 г.
Кулл, в отличие от большинства степенных и солидных валузийцев, не может сидеть спокойно, если вдруг узнаёт о замке, где сокрыто страшное Зло. Он непременно должен бросить ему вызов, потому что варвар (дикарь), и, как и многие из его расы, не любит все это «mumbo-jumbo», магическо-мистическую мишуру.
Беда в том, что он выпустил на волю не очередного темного властелина (потому-то я и люблю «чистую» героику больше эпика, кстати!) И не дракона, и не зомби — все еще хуже: он выпустил на волю
Но даже самую глухую тишину можно преодолеть. Враги Кулла всегда были не столько людьми, сколько стихиями. У страшной, воистину мертвой Тишины мотивации нет: это просто отсутствие звука. Соответственно, не так трудно догадаться, каким оружием её бить...
Факт тот, что король понял: есть некоторые вещи... перед ними робеет даже он.
Хороший рассказ, заставляющий задуматься. А правда, знал ли Кулл пределы своей храбрости? И если знал — то всегда ли?
god54, 7 июля 2014 г.
Еще один философский рассказ, который можно выразить фразой: Абстрактная иллюзия, ставшая вещественной реальностью. Что есть иллюзия, а что есть реальность, ведь мир дан нам в ощущениях, а ощущения могут быть иллюзией!?. В конце три знака препинания, которые по сути своей противоположны, но тем самым выражают сущность данного предположения. Что есть виртуальная реальность, а что есть реальность, сегодня автор бы здорово над этой темой поработал. А так рассказ для любителей пофилософствовать.
Кел-кор, 6 октября 2012 г.
Цикл о Кулле — экспериментальный. И данный рассказ это подтверждает.
Знаменитый король Валузии, мало того что варвар по происхождению, так ещё и «маугли», который был чужим даже в своём племени Приморских Гор в юной Атлантиде. Если не забывать об этом, читая рассказы об атланте, то многие вопросы отпадают сами собой. Например: неужели он настолько глуп и доверчив, что... (далее продолжить вопрос по вкусу, в зависимости от истории, которой вы интересуетесь).
В данном рассказе с точки зрения современного человека мотивация Кулла весьма непонятна. Но — просто это такой герой, он так и не привык к окружающему его миру. Куллу интереснее мифическая Страна Грёз, чем реальная Валузия, на троне которой он оказался. Да и вообще, весь цикл насквозь пропитан атмосферой сказки, древнего мифа, легенды (кроме, разве что, последних пары-тройки рассказов, но и они, по совести говоря, недалеко ушли).
Рассказ «Кричащий Череп Тишины» — это ещё один эксперимент Говарда, которые он реализовывал, работая над циклом. Героики здесь практически не ощущается, как в произведениях, написанных ранее, зато имеется довольно странный, непривычный, но, несомненно, весьма интересный хоррор. Возможно, из-за связи с другими рассказами цикла ощущение страха не оказывает должного воздействия на читателя, да и Говард сам не упивается описанием ужаса, для него здесь не это самое главное. Но всё же без этих элементов хоррора рассказ был бы уже не тот, и ценность его была бы ниже.
Мне очень интересны произведения о Кулле, и не в последнюю очередь именно благодаря их экспериментальной направленности (то же можно сказать и о Бране Мак Морне). Но они, увы, не слишком известны, хотя это, конечно, не мешает людям знающим наслаждаться ими в полной мере...