fantlab ru

Ким Стэнли Робинсон «У кромки океана»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.26
Оценок:
114
Моя оценка:
-

подробнее

У кромки океана

Pacific Edge

Роман, год; цикл «Калифорнийская трилогия / Округ Оранж»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

Альтернативная история, где мир представляет собой экологическую утопию. Прежде всего, все люди заботятся о безопасности окружающей среды.

На единственном незастроенном холме в городе мэр хочет возвести медицинский центр. В борьбу с мэром вступает Кевин и не даёт ему застроить холм. Писатель Том Барнард из перенаселенного, экологически неблагополучного мира, пишет утопический роман об этих событиях. На каком-то этапе своей работы он бросает писать и примыкает к движению за общественное переустройство мира.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1991 // Лучший НФ-роман


У кромки океана
1997 г.
У кромки океана
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Калифорнийская трилогия
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Pacific Edge
1990 г.
(английский)
Pacific Edge
1990 г.
(английский)
Pacific Edge
1990 г.
(английский)
Pacific Edge
1992 г.
(английский)
Pacific Edge
1995 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«У кромки океана» – финальный роман «Калифорнийской трилогии». Книги этого цикла не связаны общим сюжетом. Объединяет их лишь время и место. Мы видим разные сценарии развития Калифорнийского побережья. «Дикий берег» представлял собой историю выживания в Америке, подвергшейся ядерным ударам. «Золотое побережье» рассказывает о жизни в эпоху капитализма и гонки вооружений. «У кромки океана» – своеобразная экологическая и социальная утопия.

События романа происходят в середине XXI века в городе Эль-Модена в округе Ориндж. Возникает ощущение, что жители смогли кардинально перестроить свой образ мышления по сравнению с современным нам. Люди в первую очередь заботятся об экологии, а уже потом о собственных потребностях. По городу они передвигаются на велосипедах, а редко используемые автомобили заправляются спиртом. Развитие технологий позволило создать сверхлегкие материалы, и теперь люди могут летать над городом на минисамолетах, приводимых в движение педалями. Вернулась эпоха парусных кораблей. Даже огромные океанские лайнеры несутся по морю при помощи парусов. Хотелось бы также отметить одну интересную черту социальной жизни Эль-Модены: каждый житель обязан отработать 10 часов в неделю на общественных работах. Чаще всего они группами раскапывают старый асфальт и удивляются, какими раньше люди были расточительными. Такому сознательному обществу можно только позавидовать. Однако по мере чтения приходит понимание, что такими люди стали не сами по себе, а под влиянием достаточно жёстких законов. Даже в таком обществе находятся люди, готовые пойти против установленного порядка ради денег. Стоит сказать, что система законов, описанная Робинсоном, делает невозможным какое-либо личное обогащение. Чем больше доходы – тем больше налоги, а деньги, изъятые в виде налогов, потом распределяются на благоустройство города и дотации всем жителям.

По сути люди в романе достигли локальной экологической утопии, но всегда есть те, кто будет стремиться к возвращению в «старое доброе» прошлое. Таким человеком здесь выступает мэр Эль-Модены – Альфредо. Он очень популярен в своем городе и пользуется общественной поддержкой. Альфредо считает, что вся эта экологичность и суровые законы тормозят экономическое развитие их прекрасного городка. По его мнению, Эль-Модене нужны инвестиции со стороны. При этом мэр искренне верит, что таким образом помогает своим гражданам. Он хочет построить большой комплекс на единственном незастроенном холме города. Противостоит ему в этом начинании главный герой – Кевин Клейборн. Когда-то его дед, Том Барнард, посадил на этом холме лес. Стоит уточнить, что Том – один из основателей современного общественного строя. Именно он с единомышленниками когда-то в неравной борьбе победил капитализм, создав ту самую экологическую утопию. Этот глубокоуважаемый общественный деятель сейчас ведёт жизнь отшельника, избегая общество. Именно на борьбе за этот холм и строится основной сюжет.

По сути личный конфликт между Кевином и Альфредо тесно переплетается с борьбой двух идеологий. Хотелось бы побольше рассказать о главном герое. Кевин занимается строительством экологичных домов. По его мнению, жилье должно быть максимально единым с природой, а создание таких домов – настоящее искусство. В его борьбе с Альфредо ему будут помогать его друзья: прокурор Оскар и подружка Дориан Накаяма. Стоит отметить, как хорошо Ким Стэнли Робинсон прописал характер своих персонажей. Все они получились живыми и реалистичными.

На фоне противостояния идеологий строится красивая история любви. Кевин с давних пор был влюблен в девушку Рамону, но так и не решался ей признаться в своих чувствах. Пока он думал, она начала встречаться с Альфредо. Спустя долгие годы эти отношения зашли в тупик, и у Кевина появился еще один шанс побороться за свое счастье. Однако отношения тут складываются довольно запутанные, и мы увидим непростой любовный многоугольник. Автор достоверно передает чувства и переживания героев, что является сильной стороной романа.

Внимательные читатели могут заметить, что связующим звеном всех романов трилогии является старик Том. В «Диком береге» это полубезумный старик, рассказывающий об Америке прошлого, а в «Золотом побережье» умирающий дядюшка Том рассказывает главному герою, каким был округ Ориндж до прихода мегакорпораций. На мой взгляд, в «У кромки океана» Том сыграл самую значительную роль в становлении всего общественного строя. Здесь он не сочиняет небылицы о «славном» прошлом, не вспоминает то хорошее, что действительно было, а пытается защитить результаты собственных трудов. На примере Тома Барнарда мы видим роль влияния личности на историю.

Чего же мне не хватило в романе? На мой взгляд, сам градус накала конфликта тут несколько слабее, чем в предыдущих романах. На самом деле, это вполне логично, т.к. люди в финальном романе живут намного благополучнее, чем в остальных.

Итог: «У кромки океана» – красивая сказка, в которую все же хочется верить. Ким Стэнли Робинсон показывает нам правильный путь развития — существование в гармонии с природой. Земля – наш дом, и другого у нас нет, и маловероятно, что когда-то будет. Надеюсь, настанет тот день, когда эта простая мысль дойдет до абсолютного большинства людей.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне оказалось легко представить постапокалиптический мир «Дикого берега»: его тень маячит ежедневно за новостями и делами, а пережитые локальные катастрофы сделали нас всех крупными экспертами в вопросах крушения миров.

Еще легче было представить балансирующий на грани катастрофы урбанистический ад «Золотого побережья». Выглянуть из окна — и вот он- гудящий, переполненный людьми, стремящийся к недостижимому потребительскому идеалу мир одуревшего от бессонницы города.

Но представить себе мир, где решено большинство наших проблем, оказалось более чем сложно. Ведь это практически недостижимая мечта- время, когда все человечество, наконец, поймет, что оно лишь малая строчка во всеобщей Книге Жизни. И без полного текста эта строчка — лишь набор бессмысленных символов.

Представить мир, где не просто решены проблемы «чистой» энергетики, утилизации отходов, экономии ресурсов и перенаселенности, а взяты под контроль корпорации и монополии, и экологическое мышление заменило повсеместно страсть к безудержному потреблению. Вот она — настоящая фантастика, поскольку я по-прежнему не слишком высокого мнения о своих собратьям по роду человеческому и не верю в их добровольное и сознательное отречение от жизненных удовольствий в пользу выращивания экологически чистой морковки на своем подоконнике.

И как подтверждение моего скепсиса — история о спасении последнего уголка дикой природы в идиллическом городке на чистом и уютном побережье солнечной Калифорнии. История милых, честных, добропорядочных и законопослушных людей, которые при всей своей показной любви к природе бездумно готовы пожертвовать ею ради обещанных призрачных прибылей и политических дивидендов.

И оказывается, что весь этот фантастически прекрасный экологический рай держится исключительно на жесткой системе контроля и принуждения, а отнюдь не на сознательности и понимании. Чуть ослабь контроль, появись хоть маленькая лазейка, как все возвращается к знакомому безудержному обогащению, стремлению к губящим природу удовольствиям и погоне за красотами потребительского миража.

Вот тут самое место поговорить о самом сюжете. Перед нами третий вариант истории становления, взросления и выбора пути. Даже начинается она уже традиционно — с любительских археологических раскопок. Снова неясное томление, противодействие системе, только в мягком виде — без стрельбы и насилия, но через законы и документы, большая любовь и выбор дальнейшей судьбы.

Какого- то действия стало еще меньше, все ушло в описания обыденных каждодневных дел- быта, работы, отдыха, путешествий, дружеских посиделок, интимных встреч. Напряжение двух предыдущих романов, которое нет-нет и выплескивалось во вспышках активности, ушло окончательно в область чувств и личных переживаний. Даже литературе, которая спасала героев в предыдущих романах от отчаяния и одиночества, будет отказано в этой роли: все внешнее сведется к внутреннему.

Кого-то это может разочаровать. Но как раз эта чувственная и человечная часть все и объясняет и объединяет, как сцена высшей точки счастья- полета на привязанных к дереву качелях, которая повторяется в каждой из описанной реальностей.

Окончательно становится ясно, что три романа — именно трилогия, рассматривающая не просто различные варианты истории одного калифорнийского округа. Это рассказ о выборах, которые мы делаем, основываясь исключительно на переживаниях, настроениях и случайностях, и их последствиях, иногда — непредсказуемых. Эти выборы в итоге влияют на всех живущих и тех, кому только предстоит жить. Недаром, все связывает один персонаж, который может показаться второстепенным — старик Том, в каждой из реальностей выступающий другом и советчиком главных героев. Два его бездействия- и два мира, в которых вряд ли хочется жить, одно решение не устраняться, а реализовать свою мечту о безопасном и чистом мире- и контуры этого мира начинают проступать. Пусть пока они уязвимы перед глупостью и алчностью людей, но это уже нечто, что можно завещать потомкам, передавая свои мечты и чувства далее по наследству, обращаясь к их внутреннему миру, который, при всех недостатках и пороках, оказывается не так и плох. Если, естественно, сделать правильный выбор прямо сейчас.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшая книга из антиутопической трилогии Робинсона «Миры Кима Стенли Робинсона». Недалёкое будущее Калифорнии, которое штатам так никогда и не увидеть вследствие своего ослепления рутиной потребительского бытия и веры в непогрешимость убого-упрощённого прагматизма американской демократии. Сам автор выступает как социалист и бессознательно пытается оправдать выбранный путь США. В книге личные истории переплетаются с общественными. Такое чувство, что автор перед написанием данного труда начитался русского чтива типа Ивана Ефремова с братьями Стругацкими. Книга противоположна по вектору со вторым томом трилогии — «Золотым побережьем». Вместо нигилизма появился чуть ли не коммунистический идеализм Ефремова, когда проблемы общество решает само, а не доверяется властным структурам и убогой вере в закон. В книге даже есть неслабый яркий персонаж советского человека (причём женский!), который сильно повлияет на сюжет истории. Любовные квесты описываются в истинно американском стиле с лёгким идеализированием, но слегка по-животному. Читается легко и увлекательно, все герои как живые люди, все индивидуальны, но всех связывает не просто сюжет, но некая общая судьба, карма которую надо переплавить во благо всех. Проблески единения со всем сущим, как с людьми так и с природой используются автором или осознанно или намеренно, я так и не понял. Драматические моменты описаны ярко, прямо вливаешься в души переживающих. Автор напоминает Америке, что она упустила, в чём ошиблась и что у неё могло бы быть...После книги чувствуешь себя мудрее и спокойнее. Полагаю автор так и задумывал.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор у нас мало известен, например я больше был с ним знаком по спискам лауреатов Хьюго и Hебьюлы до издания трехтомника. Почему сложилась такая ситуация — непонятно, ведь Робинсон заслуживает гораздо лучшей участи, особенно учитывая то, что его фантастика носит нехарактерный для западного направления стиль — она очень мягкая, её даже SF трудно назвать. Как пишут в аннотации — гуманитарная фантастики. Hу пусть будет «гуманитарная». В трехтомник вошла трилогия посвященная описанию будущих Земли, а точнее небольшого участка калифорнийского побережья — округа Ориндж. Я сознательно написал «будущих», т.к. каждый роман трилогии описывает одну из возможных альтернатив. Первый — будущее после ядерной катастрофы, второй — как результат неудержимого технического прогресса (т.е. наша перспектива в результате линейного развития) и третий роман — это утопия, то как автор видит оптимальный путь развития. Первые два романа мне понравились, все было размеренно, взвешенно, объяснено с точки зрения экономических законов, но не в ущерб легкости чтения и восприятия. После обычных, традиционных монстров аля Ланье постъядерная эпоха Робинсона воспринимается как более правдоподобная.

Итак утопия. Очень редкий для современного нф-романа жанр. Даже и не припоминаю аналогов, вероятно не под силу нынешним фантастам построить убедительное общество благоденствия. Да и рискованный это шаг, очень уж велика вероятность получить по шапке от критиков и читателей. Hе в почете утопии нынче, то ли дело антиутопия... Hо у Робинсона все получилось неплохо, и хотя вначале я немного заскучал от идиллической обстановки и классических конфликтов (типа он её любит, она его нет, но потом у них все складывается хорошо), после середины роман стал более непредсказуемым, развязки вообще неожиданными и даже счастливая любовь распалась. Действие происходит в 2065 году в небольшом городке на калифорнийском побережье. Обычные люди заняты обычными делами — играют, пьют, любят. Сразу бросается в глаза их особое отношение к природе, единство с природой. Примерно 30 лет назад они (судя по всему и остальной мир) отказались от нашего пути развития, стали более бережно и внимательно относиться к окружающей среде. Отказались от чрезмерного использования неэкологического транспорта, пересели на велосипеды, велопланеры, подняли паруса... Только паруса уже управляются компьютером:) Совет городка из наиболее уважаемых людей решает все местные проблемы, выдает добро на строительство, вырубку, отстрел и пр. Робинсон очень детально описывает социальную структуру общества, его органы управления, историю становления. Всё представляется разумным, логичным. Основной конфликт разворачивается вокруг застройки одного из холмов недалеко от городка. Мэр желает там возвести современный медицинский центр, а главный герой, молодой человек по имени Кевин пытается отстоять девственную природу. Hа первый взгляд все плоско и предсказуемо. Hо в последствии понимаешь, что и мэр не такой уж и злодей, да и большинство городка поддерживает его... Концовка в меру красивая, достаточно неординарная.

По большому счету назвать все это фантастикой язык не поворачивается (АКА рука не поднимается). Так же как не могу назвать АБС фантастами или Булгакова. Для меня это — литература с _элементами_ фантастики. Эти элементы лишь помогают автору раскрыть содержание, но не играют _ведущей_ роли. Hу да бог с ней, с этой казуистикой:)) Вообще роман заслуживает внимания, от меня получает крепкую восьмерку. Перевод неплохой, но не идеальный, чувствуется некоторая угловатость. Опечаток всего пару-тройку:)

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я соглашусь со слОГ.

Действительно, хотя, казалось бы, из всех романов трилогии в этом описан наиболее благополучный (в хорошем смысле) мир, книга эта — самая грустная из трех. Это тоже роман взросления, и герой вроде бы не так уж замучен тяготами и лишениями (ни тебе борьбы за существование и юношеских протестов — как в первой книге, ни отторженности от мира, бессмысленности существования и конфликта с родителями — как во втором). Всего-то навсего любовный треугольник и лишение некоторых иллюзий — а все-таки он глубоко несчастен.

Главное, автор, как всегда, рисует живых и узнаваемых персонажей, заставляет влезть в их шкуру и переживать за них. Хотя, если честно, в этой книге процесс «сживания» с героями для меня был несколько затянут — я включился уже только с середины.

А еще очень приятно, что хотя прощание с героями всегда происходит в тяжелый для них миг — нам очевидно, что за кризисом последует выздоровление. Хотя герою сейчас от этого не легче.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не понял эту книгу. Судебная тяжба за холм в спокойном и нормальном мире мне совершенно не интересна. Прорывы в ткань романа реальных впечатлений автора от столкновения со швейцарской бюрократией также не понятно к чему.

Это не фантастика.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая грустная книга трилогии, несмотря на то, что вроде бы «утопия», а виной всему любовный треугольник, где вызывающий симпатию главный герой оказывается лишним. При всем этом надо иметь в виду, что для нынешней фантастики — это очень необычный роман

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх