FantLab ru

Ким Стэнли Робинсон «У кромки океана»

У кромки океана

Pacific Edge

Роман, год; цикл «Калифорнийская трилогия / Округ Оранж»

Перевод на русский: Г. Емельянов, Н. Михайлов (У кромки океана), 1997 — 2 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 6

 Рейтинг
Средняя оценка:7.34
Голосов:62
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Альтернативная история, где мир представляет из себя экологическую утопию. Прежде всего, все люди заботятся о безопасности окружающей среды.

На единственном не застроенном холме в городе мэр хочет возвести медицинский центр. В борьбу с мэром вступил Кевин и не дал ему застроить холм. Писатель Том Барнард из перенаселенного, экологически неблагополучного мира, пишет утопический роман об этих событиях. На каком-то этапе своей работы он бросил писать и примкнул к движению за общественное переустройство мира.

© Андрей Кабанов

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1991 // Лучший НФ-роман


У кромки океана
1997 г.
Калифорнийская трилогия
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Pacific Edge
1990 г.
(английский)
Pacific Edge
1990 г.
(английский)
Pacific Edge
1990 г.
(английский)
Pacific Edge
1992 г.
(английский)
Pacific Edge
1995 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 декабря 2015 г.

Мне оказалось легко представить постапокалиптический мир «Дикого берега»: его тень маячит ежедневно за новостями и делами, а пережитые локальные катастрофы сделали нас всех крупными экспертами в вопросах крушения миров.

Еще легче было представить балансирующий на грани катастрофы урбанистический ад «Золотого побережья». Выглянуть из окна — и вот он- гудящий, переполненный людьми, стремящийся к недостижимому потребительскому идеалу мир одуревшего от бессонницы города.

Но представить себе мир, где решено большинство наших проблем, оказалось более чем сложно. Ведь это практически недостижимая мечта- время, когда все человечество, наконец, поймет, что оно лишь малая строчка во всеобщей Книге Жизни. И без полного текста эта строчка — лишь набор бессмысленных символов.

Представить мир, где не просто решены проблемы «чистой» энергетики, утилизации отходов, экономии ресурсов и перенаселенности, а взяты под контроль корпорации и монополии, и экологическое мышление заменило повсеместно страсть к безудержному потреблению. Вот она — настоящая фантастика, поскольку я по-прежнему не слишком высокого мнения о своих собратьям по роду человеческому и не верю в их добровольное и сознательное отречение от жизненных удовольствий в пользу выращивания экологически чистой морковки на своем подоконнике.

И как подтверждение моего скепсиса — история о спасении последнего уголка дикой природы в идиллическом городке на чистом и уютном побережье солнечной Калифорнии. История милых, честных, добропорядочных и законопослушных людей, которые при всей своей показной любви к природе бездумно готовы пожертвовать ею ради обещанных призрачных прибылей и политических дивидендов.

И оказывается, что весь этот фантастически прекрасный экологический рай держится исключительно на жесткой системе контроля и принуждения, а отнюдь не на сознательности и понимании. Чуть ослабь контроль, появись хоть маленькая лазейка, как все возвращается к знакомому безудержному обогащению, стремлению к губящим природу удовольствиям и погоне за красотами потребительского миража.

Вот тут самое место поговорить о самом сюжете. Перед нами третий вариант истории становления, взросления и выбора пути. Даже начинается она уже традиционно — с любительских археологических раскопок. Снова неясное томление, противодействие системе, только в мягком виде — без стрельбы и насилия, но через законы и документы, большая любовь и выбор дальнейшей судьбы.

Какого- то действия стало еще меньше, все ушло в описания обыденных каждодневных дел- быта, работы, отдыха, путешествий, дружеских посиделок, интимных встреч. Напряжение двух предыдущих романов, которое нет-нет и выплескивалось во вспышках активности, ушло окончательно в область чувств и личных переживаний. Даже литературе, которая спасала героев в предыдущих романах от отчаяния и одиночества, будет отказано в этой роли: все внешнее сведется к внутреннему.

Кого-то это может разочаровать. Но как раз эта чувственная и человечная часть все и объясняет и объединяет, как сцена высшей точки счастья- полета на привязанных к дереву качелях, которая повторяется в каждой из описанной реальностей.

Окончательно становится ясно, что три романа — именно трилогия, рассматривающая не просто различные варианты истории одного калифорнийского округа. Это рассказ о выборах, которые мы делаем, основываясь исключительно на переживаниях, настроениях и случайностях, и их последствиях, иногда — непредсказуемых. Эти выборы в итоге влияют на всех живущих и тех, кому только предстоит жить. Недаром, все связывает один персонаж, который может показаться второстепенным — старик Том, в каждой из реальностей выступающий другом и советчиком главных героев. Два его бездействия- и два мира, в которых вряд ли хочется жить, одно решение не устраняться, а реализовать свою мечту о безопасном и чистом мире- и контуры этого мира начинают проступать. Пусть пока они уязвимы перед глупостью и алчностью людей, но это уже нечто, что можно завещать потомкам, передавая свои мечты и чувства далее по наследству, обращаясь к их внутреннему миру, который, при всех недостатках и пороках, оказывается не так и плох. Если, естественно, сделать правильный выбор прямо сейчас.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 марта 2013 г.

Автор у нас мало известен, например я больше был с ним знаком по спискам лауреатов Хьюго и Hебьюлы до издания трехтомника. Почему сложилась такая ситуация — непонятно, ведь Робинсон заслуживает гораздо лучшей участи, особенно учитывая то, что его фантастика носит нехарактерный для западного направления стиль — она очень мягкая, её даже SF трудно назвать. Как пишут в аннотации — гуманитарная фантастики. Hу пусть будет «гуманитарная». В трехтомник вошла трилогия посвященная описанию будущих Земли, а точнее небольшого участка калифорнийского побережья — округа Ориндж. Я сознательно написал «будущих», т.к. каждый роман трилогии описывает одну из возможных альтернатив. Первый — будущее после ядерной катастрофы, второй — как результат неудержимого технического прогресса (т.е. наша перспектива в результате линейного развития) и третий роман — это утопия, то как автор видит оптимальный путь развития. Первые два романа мне понравились, все было размеренно, взвешенно, объяснено с точки зрения экономических законов, но не в ущерб легкости чтения и восприятия. После обычных, традиционных монстров аля Ланье постъядерная эпоха Робинсона воспринимается как более правдоподобная.

Итак утопия. Очень редкий для современного нф-романа жанр. Даже и не припоминаю аналогов, вероятно не под силу нынешним фантастам построить убедительное общество благоденствия. Да и рискованный это шаг, очень уж велика вероятность получить по шапке от критиков и читателей. Hе в почете утопии нынче, то ли дело антиутопия... Hо у Робинсона все получилось неплохо, и хотя вначале я немного заскучал от идиллической обстановки и классических конфликтов (типа он её любит, она его нет, но потом у них все складывается хорошо), после середины роман стал более непредсказуемым, развязки вообще неожиданными и даже счастливая любовь распалась. Действие происходит в 2065 году в небольшом городке на калифорнийском побережье. Обычные люди заняты обычными делами — играют, пьют, любят. Сразу бросается в глаза их особое отношение к природе, единство с природой. Примерно 30 лет назад они (судя по всему и остальной мир) отказались от нашего пути развития, стали более бережно и внимательно относиться к окружающей среде. Отказались от чрезмерного использования неэкологического транспорта, пересели на велосипеды, велопланеры, подняли паруса... Только паруса уже управляются компьютером:) Совет городка из наиболее уважаемых людей решает все местные проблемы, выдает добро на строительство, вырубку, отстрел и пр. Робинсон очень детально описывает социальную структуру общества, его органы управления, историю становления. Всё представляется разумным, логичным. Основной конфликт разворачивается вокруг застройки одного из холмов недалеко от городка. Мэр желает там возвести современный медицинский центр, а главный герой, молодой человек по имени Кевин пытается отстоять девственную природу. Hа первый взгляд все плоско и предсказуемо. Hо в последствии понимаешь, что и мэр не такой уж и злодей, да и большинство городка поддерживает его... Концовка в меру красивая, достаточно неординарная.

По большому счету назвать все это фантастикой язык не поворачивается (АКА рука не поднимается). Так же как не могу назвать АБС фантастами или Булгакова. Для меня это — литература с _элементами_ фантастики. Эти элементы лишь помогают автору раскрыть содержание, но не играют _ведущей_ роли. Hу да бог с ней, с этой казуистикой:)) Вообще роман заслуживает внимания, от меня получает крепкую восьмерку. Перевод неплохой, но не идеальный, чувствуется некоторая угловатость. Опечаток всего пару-тройку:)

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 февраля 2012 г.

Я соглашусь со слОГ.

Действительно, хотя, казалось бы, из всех романов трилогии в этом описан наиболее благополучный (в хорошем смысле) мир, книга эта — самая грустная из трех. Это тоже роман взросления, и герой вроде бы не так уж замучен тяготами и лишениями (ни тебе борьбы за существование и юношеских протестов — как в первой книге, ни отторженности от мира, бессмысленности существования и конфликта с родителями — как во втором). Всего-то навсего любовный треугольник и лишение некоторых иллюзий — а все-таки он глубоко несчастен.

Главное, автор, как всегда, рисует живых и узнаваемых персонажей, заставляет влезть в их шкуру и переживать за них. Хотя, если честно, в этой книге процесс «сживания» с героями для меня был несколько затянут — я включился уже только с середины.

А еще очень приятно, что хотя прощание с героями всегда происходит в тяжелый для них миг — нам очевидно, что за кризисом последует выздоровление. Хотя герою сейчас от этого не легче.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 сентября 2007 г.

Самая грустная книга трилогии, несмотря на то, что вроде бы «утопия», а виной всему любовный треугольник, где вызывающий симпатию главный герой оказывается лишним. При всем этом надо иметь в виду, что для нынешней фантастики — это очень необычный роман

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 мая 2016 г.

Лучшая книга из антиутопической трилогии Робинсона «Миры Кима Стенли Робинсона». Недалёкое будущее Калифорнии, которое штатам так никогда и не увидеть вследствие своего ослепления рутиной потребительского бытия и веры в непогрешимость убого-упрощённого прагматизма американской демократии. Сам автор выступает как социалист и бессознательно пытается оправдать выбранный путь США. В книге личные истории переплетаются с общественными. Такое чувство, что автор перед написанием данного труда начитался русского чтива типа Ивана Ефремова с братьями Стругацкими. Книга противоположна по вектору со вторым томом трилогии — «Золотым побережьем». Вместо нигилизма появился чуть ли не коммунистический идеализм Ефремова, когда проблемы общество решает само, а не доверяется властным структурам и убогой вере в закон. В книге даже есть неслабый яркий персонаж советского человека (причём женский!), который сильно повлияет на сюжет истории. Любовные квесты описываются в истинно американском стиле с лёгким идеализированием, но слегка по-животному. Читается легко и увлекательно, все герои как живые люди, все индивидуальны, но всех связывает не просто сюжет, но некая общая судьба, карма которую надо переплавить во благо всех. Проблески единения со всем сущим, как с людьми так и с природой используются автором или осознанно или намеренно, я так и не понял. Драматические моменты описаны ярко, прямо вливаешься в души переживающих. Автор напоминает Америке, что она упустила, в чём ошиблась и что у неё могло бы быть...После книги чувствуешь себя мудрее и спокойнее. Полагаю автор так и задумывал.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 марта 2009 г.

Я не понял эту книгу. Судебная тяжба за холм в спокойном и нормальном мире мне совершенно не интересна. Прорывы в ткань романа реальных впечатлений автора от столкновения со швейцарской бюрократией также не понятно к чему.

Это не фантастика.

Оценка: 5


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу