fantlab ru

Николай Лесков «Запечатленный ангел»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.09
Оценок:
105
Моя оценка:
-

подробнее

Запечатленный ангел

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 23
Аннотация:

«На бога надейся, а сам не плошай». Именно так порешили в артели старообрядцев, потерпев очередное гонение на свою веру. И отрядили выручать самую дорогую свою, ангельскую икону двоих отчаянных мужичков...

Подробный экскурс в бытовую и религиозную жизнь России конца XIX века, посвящение читателя в секреты строгого, «боговдохновенного» искусства иконописи, живописание до сих пор насущных проблем с властью вкупе с почти детективно-авантюрной линией дают в итоге замечательный образчик «декадентской прозы».

Примечание:

Слово «запечатленный» (с буквой «е») означает «опечатанный, конфискованный».


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Запечатленный ангел. Монашеские острова на Ладожском озере
1874 г.
Избранные сочинения
1931 г.
Том 4
1957 г.
Повести. Рассказы
1973 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1973 г.
Рассказы
1976 г.
Избранные сочинения
1979 г.
Очарованный странник. Повести и рассказы
1981 г.
Рассказы
1981 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1981 г.
Повести и рассказы
1982 г.
Рассказы и повести
1982 г.
Очарованный странник
1983 г.
Очарованный странник. Повести и рассказы
1983 г.
Очарованный странник. Повести и рассказы
1983 г.
Очерки и рассказы
1988 г.
Тупейный художник
1988 г.
Том 1. Соборяне. На краю света. Запечатленный ангел
1989 г.
Русские демономаны
1994 г.
Наш девятнадцатый век. Том 2
1995 г.
Повести. Рассказы
1997 г.
Рассказы
2001 г.
Избранные сочинения
2004 г.
Очарованный странник
2005 г.
Левша
2006 г.
Левша
2007 г.
Левша
2007 г.
Очарованный странник
2007 г.
Повести и рассказы
2007 г.
Русский характер. Избранное
2007 г.
Соборяне
2008 г.
Соборяне. Повести и рассказы
2008 г.
Леди Макбет Мценского уезда
2009 г.
Леди Макбет Мценского уезда
2009 г.
Очарованный странник. Леди Макбет Мценского уезда
2009 г.
Левша
2012 г.
Ночь перед Рождеством. Лучшие рождественские истории
2015 г.
Ночь перед Рождеством
2015 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Очарованный странник. Левша. Соборяне
2016 г.
Очарованный странник. Левша. Соборяне
2017 г.
Ночь перед Рождеством
2018 г.
Леди Макбет Мценского уезда
2021 г.
Очарованный странник. Повести
2021 г.
Очарованный странник
2022 г.
Соборяне
2022 г.
Очарованный странник. Леди Макбет Мценского уезда
2023 г.
Новогодние истории. Рассказы русских писателей
2024 г.

Аудиокниги:

Леди Макбет Мценского уезда. Повести и рассказы
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно такие произведения позволяют заявить об уникальной позиции Лескова в пантеоне русской литературы. Простой, но витиеватый язык, обращение к народным архетипам, вкрапление анахронизмов, использование оригинальных тем. Такие характеристики не делают его слишком популярным, но для любителей — это находка.

Конкретно эта повесть рассказывает о таком интересном явлении, как общины староверов. Их жизненный уклад, принципы и понимание мира описаны очень глубоко. Вопрос взаимодействия с государственной религией тут тоже раскрыт.

Правда, в повести есть и недостаток. Это неправдоподобно счастливая концовка. Как икона, которую в произведении испортили смолой, так и финал этой книги сильно ухудшает общее о ней впечатление. Хочеться его убрать, что насладиться истинным видом работы.

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из двух книг (вторая — Очарованный странник) которая делает Лескова русским классиком. Читать обязательно.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я читал повесть, то у меня создалось впечатление, что автор записывал реальный рассказ реального человека. Человека безусловно верующего и религиозного, иначе произведение не было бы столь духовно наполненным и чувственным. Несмотря на некоторую сказочность ситуации, когда община старообрядцев-раскольников захотела вернуть свою святыню — икону ангела, я охотно в неё поверил. Всё дело в том, что сам имел довольно близкое отношение к церкви и к её таинствам, а также встречался и с людьми, называющими себя староверами. И не раз убеждался, что у этих людей вся жизнь наполнена чудесами и христианским мистицизмом.

Надо также отметить и то, что не будь сам Лесков человеком верующим, то у него не получилось бы передать всех тонкостей обрядовой стороны жизни старообрядцев. Повесть наполнена отсылками к библейской истории и уставной молитвенной службы (частично церковной, а частично старообрядческой), что потребует от читателя некоторых усилий, чтобы вникнуть в духовную суть повествования. Но это было в жизни русского народа, а потому является и частью нашей истории, так что польза от чтения подобных произведений огромна.

И уж конечно, пришлось убедиться и в том, что вера в чудеса неистребима в человеке, пусть и далёкого от религиозности. Так было во времена Лескова, так есть и сейчас. Порой человек принимает желаемое за действительное и верит не в Бога, подобно рассказчику-старообрядцу, а потребительски в чудеса, желая лишь получить исполнения своих материальных желаний.

В общем, история очень рождественская и очень позитивная, раскрывающая перед читателями богатый внутренний мир наших предков, сильных духом, хотя и со своими, вполне земными тревогами и заботами. Единственное, что придётся преодолевать во время чтения, так это непонимание множества устаревших слов и фразеологизмов, столь архаичных в наше время. Но, с другой стороны, это и придаёт повести неповторимый шарм и непреходящее ощущение прикосновения к старине...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новогодняя рождественская история. Рассказ-быль о староверах и о иконе необыкновенной силы. Но и о силе веры и силе духа истово верующих людей. Наверное написать такую повесть мог только человек, сам искренне и убеждённо верящий в бога и воцерковлённый. Однако интересно то, что при этом в положительном свете Лесков изображает именно староверов, а люди традиционной христианской православной веры творят, скорее, беззакония и самодурства. И только лютеранин-немец вступается за староверов и не просто сочувствует им, но входит с ними в прямой заговор, пытаясь помочь им вернуть отобранную властями чудотворную икону.

Повесть, поскольку является изустным рассказом (едва ли не прямой речью) одного из персонажей, имеет совершенно особенную языковую форму, усыпанную архаизмами и многочисленными местечковыми разговорными словечками. Эта манера придаёт литературному произведению именно вид записанного рассказа, вот как будто не читаешь, а слушаешь запись с магнитофона. Но, возможно, это уже просто особенности моего личного восприятия.

Что касаемо именно религиозных смыслов, то для меня здесь как раз показательно, что в самой принадлежности к церкви, т. е. к тому или иному религиозному институту, нет никакой сопричастности богу и с богом. Потому что практически любая церковь, прикрываясь именем всевышнего и действуя от имени создателя, творит дела вполне земные и зачастую неправедные. И каждая церковь считает именно самоё себя истинно верной, а все прочие — извращениями и отходами от истинной веры. А ведь это сродни спору между чёрными и белыми шахматными фигурами — каждая сторона противостоит другой и каждая сторона то побеждает, то проигрывает в процессе игры. А между партиями и те и другие фигуры мирно полёживают в коробке…

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх