Николай Лесков «Запечатленный ангел»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Православие )) | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«На бога надейся, а сам не плошай». Именно так порешили в артели старообрядцев, потерпев очередное гонение на свою веру. И отрядили выручать самую дорогую свою, ангельскую икону двоих отчаянных мужичков...
Подробный экскурс в бытовую и религиозную жизнь России конца XIX века, посвящение читателя в секреты строгого, «боговдохновенного» искусства иконописи, живописание до сих пор насущных проблем с властью вкупе с почти детективно-авантюрной линией дают в итоге замечательный образчик «декадентской прозы».
Слово «запечатленный» (с буквой «е») означает «опечатанный, конфискованный».
Входит в:
— антологию «Ночь перед Рождеством. Рассказы русских писателей», 2018 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ksellos, 15 ноября 2022 г.
Именно такие произведения позволяют заявить об уникальной позиции Лескова в пантеоне русской литературы. Простой, но витиеватый язык, обращение к народным архетипам, вкрапление анахронизмов, использование оригинальных тем. Такие характеристики не делают его слишком популярным, но для любителей — это находка.
Конкретно эта повесть рассказывает о таком интересном явлении, как общины староверов. Их жизненный уклад, принципы и понимание мира описаны очень глубоко. Вопрос взаимодействия с государственной религией тут тоже раскрыт.
Правда, в повести есть и недостаток. Это неправдоподобно счастливая концовка. Как икона, которую в произведении испортили смолой, так и финал этой книги сильно ухудшает общее о ней впечатление. Хочеться его убрать, что насладиться истинным видом работы.
Max1959, 13 июля 2022 г.
Одна из двух книг (вторая — Очарованный странник) которая делает Лескова русским классиком. Читать обязательно.
Mishel78, 11 января 2020 г.
Когда я читал повесть, то у меня создалось впечатление, что автор записывал реальный рассказ реального человека. Человека безусловно верующего и религиозного, иначе произведение не было бы столь духовно наполненным и чувственным. Несмотря на некоторую сказочность ситуации, когда община старообрядцев-раскольников захотела вернуть свою святыню — икону ангела, я охотно в неё поверил. Всё дело в том, что сам имел довольно близкое отношение к церкви и к её таинствам, а также встречался и с людьми, называющими себя староверами. И не раз убеждался, что у этих людей вся жизнь наполнена чудесами и христианским мистицизмом.
Надо также отметить и то, что не будь сам Лесков человеком верующим, то у него не получилось бы передать всех тонкостей обрядовой стороны жизни старообрядцев. Повесть наполнена отсылками к библейской истории и уставной молитвенной службы (частично церковной, а частично старообрядческой), что потребует от читателя некоторых усилий, чтобы вникнуть в духовную суть повествования. Но это было в жизни русского народа, а потому является и частью нашей истории, так что польза от чтения подобных произведений огромна.
И уж конечно, пришлось убедиться и в том, что вера в чудеса неистребима в человеке, пусть и далёкого от религиозности. Так было во времена Лескова, так есть и сейчас. Порой человек принимает желаемое за действительное и верит не в Бога, подобно рассказчику-старообрядцу, а потребительски в чудеса, желая лишь получить исполнения своих материальных желаний.
В общем, история очень рождественская и очень позитивная, раскрывающая перед читателями богатый внутренний мир наших предков, сильных духом, хотя и со своими, вполне земными тревогами и заботами. Единственное, что придётся преодолевать во время чтения, так это непонимание множества устаревших слов и фразеологизмов, столь архаичных в наше время. Но, с другой стороны, это и придаёт повести неповторимый шарм и непреходящее ощущение прикосновения к старине...
strannik102, 4 ноября 2018 г.
Новогодняя рождественская история. Рассказ-быль о староверах и о иконе необыкновенной силы. Но и о силе веры и силе духа истово верующих людей. Наверное написать такую повесть мог только человек, сам искренне и убеждённо верящий в бога и воцерковлённый. Однако интересно то, что при этом в положительном свете Лесков изображает именно староверов, а люди традиционной христианской православной веры творят, скорее, беззакония и самодурства. И только лютеранин-немец вступается за староверов и не просто сочувствует им, но входит с ними в прямой заговор, пытаясь помочь им вернуть отобранную властями чудотворную икону.
Повесть, поскольку является изустным рассказом (едва ли не прямой речью) одного из персонажей, имеет совершенно особенную языковую форму, усыпанную архаизмами и многочисленными местечковыми разговорными словечками. Эта манера придаёт литературному произведению именно вид записанного рассказа, вот как будто не читаешь, а слушаешь запись с магнитофона. Но, возможно, это уже просто особенности моего личного восприятия.
Что касаемо именно религиозных смыслов, то для меня здесь как раз показательно, что в самой принадлежности к церкви, т. е. к тому или иному религиозному институту, нет никакой сопричастности богу и с богом. Потому что практически любая церковь, прикрываясь именем всевышнего и действуя от имени создателя, творит дела вполне земные и зачастую неправедные. И каждая церковь считает именно самоё себя истинно верной, а все прочие — извращениями и отходами от истинной веры. А ведь это сродни спору между чёрными и белыми шахматными фигурами — каждая сторона противостоит другой и каждая сторона то побеждает, то проигрывает в процессе игры. А между партиями и те и другие фигуры мирно полёживают в коробке…