FantLab ru

Николай Лесков «Очарованный странник»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Голосов:
228
Моя оценка:
-

подробнее

Очарованный странник

Повесть, год; цикл «Праведники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 43
Аннотация:

Многое повидал и много где побывал за свою жизнь Иван Северьянович Флягин. Беззаботным крепостным мальчишкой, форейтором на барской шестерке начал он свой трудовой путь. Именно тогда «потешная» затея Ивана вылилась смертью незнакомого ему человека. И последующее явление во сне покойника напророчило мальчику много зла в будущей жизни.

Примечание:

  • Впервые — «Русский мир», 1873, 8 августа — 19 сентября, под заглавием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву». Первоначальное название «Черноземный Телемак».

  • Сопоставляя героя «Очарованного странника» с Телемаком, Дон Кихотом и Чичиковым, Лесков отвергал идею чисто приключенческого сюжета, которую пытались ему навязать. «Почему же лицо самого героя должно непременно стушевываться?.. — пишет он в январе 1874 года. — А Дон Кихот? А Телемак? А Чичиков? Почему не идти рядом и среде и герою?».

  • Жанр этого произведения Лесков определял как рассказ. Большинство советских литературоведов считают его повестью. Лесков не видел резких границ между жанрами. Повести и рассказы свои он часто называл очерками. Для него главнейшим принципом являлась художественность («искусность»). Защищая свою повесть от несправедливой критики, он писал: «...нельзя от картин требовать того, что Вы требуете. Это жанр, а жанр надо брать на одну мерку: искусен он или нет. Какие же тут проводить направления? Этак оно обратится в ярмо для искусства и удавит его, как быка давит веревка, привязанная к колесу».


  • Входит в:

    — антологию «Ist Gott ein Taoist?», 1988 г.

    — антологию «Русское наследие», 2002 г.


    Лингвистический анализ текста:


    Приблизительно страниц: 120

    Активный словарный запас: очень низкий (2323 уникальных слова на 10000 слов текста)

    Средняя длина предложения: 93 знака, что гораздо выше среднего (81)

    Доля диалогов в тексте: 46%, что немного выше среднего (37%)

    подробные результаты анализа >>


    Похожие произведения:

     

     

    
    Очарованный странник
    1932 г.
    Очарованный странник
    1952 г.
    Очарованный странник
    1953 г.
    Том 4
    1957 г.
    Н. С. Лесков. Повести и рассказы
    1966 г.
    Повести и рассказы
    1972 г.
    Повести и рассказы
    1973 г.
    Собрание сочинений в шести томах. Том 3
    1973 г.
    Повести. Рассказы
    1974 г.
    Повести и рассказы
    1977 г.
    Избранные сочинения
    1979 г.
    Левша
    1980 г.
    Записки охотника. Отцы и дети. Леди Макбет Мценского уезда. Очарованный странник. Левша. Тупейный художник. Пьесы
    1981 г.
    Очарованный странник
    1981 г.
    Очарованный странник. Повести и рассказы
    1981 г.
    Собрание сочинений в 5 томах. Том 3
    1981 г.
    Очарованный странник
    1982 г.
    Повести и рассказы
    1982 г.
    Рассказы и повести
    1982 г.
    Очарованный странник
    1983 г.
    Очарованный странник
    1983 г.
    Очарованный странник. Повести и рассказы
    1983 г.
    Очарованный странник. Повести и рассказы
    1983 г.
    Очарованный странник. Левша. Повести и рассказы
    1984 г.
    На краю света
    1985 г.
    Очарованный странник
    1986 г.
    Повести и рассказы
    1986 г.
    Том 2. Праведники
    1989 г.
    Повести. Рассказы
    1997 г.
    Избранное.
    2001 г.
    Рассказы
    2001 г.
    Русское наследие
    2002 г.
    Избранные сочинения
    2004 г.
    Очарованный странник
    2005 г.
    Очарованный странник
    2005 г.
    Кадетский монастырь
    2006 г.
    Левша
    2006 г.
    Очарованный странник
    2006 г.
    Очарованный странник
    2006 г.
    Очарованный странник
    2006 г.
    Очарованный странник. Тупейный художник
    2006 г.
    Русская проза XIX века
    2007 г.
    Левша
    2007 г.
    Левша
    2007 г.
    Леди Макбет Мценского уезда. Очарованный странник. Левша
    2007 г.
    Очарованный странник
    2007 г.
    Очарованный странник
    2007 г.
    Повести и рассказы
    2007 г.
    Русский характер. Избранное
    2007 г.
    Собрание сочинений в 7 томах. Том 3. Из цикла
    2007 г.
    Соборяне
    2008 г.
    Соборяне. Повести и рассказы
    2008 г.
    Кадетский монастырь
    2009 г.
    Левша. Повести и рассказы
    2009 г.
    Леди Макбет Мценского уезда
    2009 г.
    Леди Макбет Мценского уезда
    2009 г.
    Леди Макбет Мценского уезда
    2009 г.
    Очарованный странник
    2009 г.
    Очарованный странник (подарочное издание)
    2009 г.
    Очарованный странник. Леди Макбет Мценского уезда
    2009 г.
    Леди Макбет Мценского уезда и другие повести
    2010 г.
    Леди Макбет Мценского уезда и другие повести
    2010 г.
    Очарованный странник
    2011 г.
    Левша
    2012 г.
    Леди Макбет Мценского уезда
    2014 г.
    Малое собрание сочинений
    2016 г.
    Очарованный странник. Левша
    2016 г.
    Очарованный странник. Левша. Соборяне
    2016 г.
    Леди Макбет Мценского уезда
    2016 г.
    Леди Макбет Мценского уезда
    2017 г.
    Очарованный странник. Левша
    2018 г.

    Аудиокниги:

    Повести и рассказы (аудиокнига MP3)
    2002 г.
    Очарованный странник
    2006 г.
    Леди Макбет Мценского уезда. Повести и рассказы
    2007 г.
    Очарованный странник (аудиокнига MP3)
    2007 г.
    Очарованный странник
    2008 г.
    Очарованный странник (аудиокнига MP3)
    2008 г.
    Левша. Повести и рассказы
    2011 г.

    Издания на иностранных языках:

    Ist Gott ein Taoist?: Und andere Rätsel. Ein phantastisches Lesebuch
    1988 г.
    (немецкий)





    Доступность в электронном виде:

     


    Отзывы читателей

    Рейтинг отзыва



    Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
    –  [  5  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    С одной стороны, история кажется знакомой, ибо довольно уже давно смотрел фильм, снятый по этой повести Лескова (настолько давно, что даже теперь не вспомню, какую именно экранизацию видел, но полагаю, всё-таки, что более раннюю). С другой — всё-таки киношный вариант всегда отличается от авторского текста, причём не только невозможностью показать буквально всё написанное автором, но и порой «особыми» режиссёрскими или сценарными «открытиями», «находками» и «решениями».

    Должен сказать, что несмотря на общее знакомство с сюжетом, чтение повести не стало скучным и томительным занятием. Может быть, сказался небольшой объём произведения, но скорее чёткость и внятность изложения событий жизни главного героя и связанных с ним персонажей, совершенная кинематографичность текста повести (и правда, тут, кажется, невозможно уйти в сторону от Лескова и придумать что-то своё).

    И безусловно, свою роль в интересности повести сыграло мастерство автора, сумевшего в описании жизненных коллизий Ивана Северьяновича Флягина запрятать множество мелочей и деталей жизни России середины XIX века.

    Однако главной темой повести безусловно стала греховность человека, осознание им самим этой греховности и пути господни, которые, как известно, не исповедимы. Исповедь Ивана Флягина которая, собственно, и составляет всю центральную часть повести, должна быть выслушана не только его попутчиками в плавании по Ладожскому озеру, но и нами, читателями этой повести Николая Лескова. Выслушана, услышана, осознана и понята...

    Оценка: 8
    –  [  4  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Перед нами повесть о жизни простого человека, богатой приключениями и необычными ситуациями. Однако при более вдумчивом чтении за простым, бытовым повествованием можно рассмотреть глубокое исследование судьбы целого народа. Иван Северьяныч честен и беспристрастен в суждениях о себе. Поэтому читатель имеет возможность всесторонне оценить этого героя, его положительные и отрицательные качества.

    Многое пришлось пережить Флягину: и барский гнев, и татарский плен, и неразделенную любовь, и войну. Но из всех испытаний выходит он с честью: не унижается перед господами, не покоряется супостатам, не дрожит перед смертью и всегда готов пожертвовать собой ради правды. Он никогда и ни при каких обстоятельствах не изменяет своим убеждениям, принципам и вере.

    Иван Флягин — человек глубоко религиозный, и вера помогает ему оставаться самим собой. Ведь не принял он в плену мусульманскую веру, хотя этим мог значительно облегчить себе жизнь. Более того, Иван пытается бежать, терпит неудачу и снова совершает побег. Зачем он это делает? Ведь на родине его ждет не лучшая жизнь. Ответ Ивана Северьяныча прост: затосковал по родине, да и негоже русскому человеку жить среди “бусурман”, в неволе. Бог всегда живет незримо в душе “очарованного странника”.

    И заканчивает свой путь Иван в монастыре послушником. Это единственное место, где он наконец обретает покой и благодать, хотя поначалу и повадились бесы искушать его: при виде людей в Иване Северьяныче “дух поднимался”, напоминая о былой неспокойной жизни.

    Оценка: 10
    –  [  4  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Перед нами приключения беглого крепостного, конокрада, похитителя детей, киргизского пленника, убийцы возлюбленной. Как говорят некоторые литературоведы — срез жития русского человека того времени. Ага... Так и есть. Именно такие, наверно в основном и становились «божьими служивцами» ag Но, на самом деле книга, наверно, не об этом. Перед нами трагическая жизнь одного обычного паренька в то тяжёлое время.

    P.S. Почитаешь как тогда люди на Руси жили и подумаешь, что наверно не зря революция случилась, ох, не зря...

    Оценка: 8


    Написать отзыв:
    Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




    ⇑ Наверх