FantLab ru

Ричард Матесон «Сжимающийся человек»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.30
Голосов:
387
Моя оценка:
-

подробнее

Сжимающийся человек

The Shrinking Man

Другие названия: Путь вниз, Невероятный уменьшающийся человек, Невероятно уменьшающийся человек

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 60
Аннотация:

Можно ли превратиться в мальчика-с-пальчика? Во время плавания на лодке Скотт Карей попал в облако радиоактивных брызг. Матесон блестяще рисует ситуацию, когда радиация вызывает стремительное «уменьшение» человеческого тела, заставляя героя по иному взглянуть на обитателей нашей планеты, когда насекомые и пауки — гигантские противники.

© ozor

Входит в:

— сборник «The Incredible Shrinking Man (coll.)», 1995 г.

— антологию «American Science Fiction», 2012 г.


Экранизации:

«Невероятно уменьшающийся человек» / «The Incredible Shrinking Man» 1957, США, реж: Джек Арнольд

«Невероятно усохшая женщина» / «The Incredible Shrinking Woman» 1981, США, реж: Джоэл Шумахер



Похожие произведения:

 

 


Легенда
1993 г.
Я — легенда
2006 г.
Я - легенда
2008 г.
Я - легенда
2010 г.
Я — легенда
2017 г.
Я — легенда
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Shrinking Man
1956 г.
(английский)
Tre millimetri al giorno
1988 г.
(итальянский)
The Shrinking Man
2002 г.
(английский)
American Science Fiction: Four Classic Novels 1953-1956
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как оно и бывает при столкновении нашего читателя с западной литературой, 99% одолевших книгу напрочь забывают о том, что этот роман — метафора.

Метафоричность литературы практически не упоминается в наших школьных учебниках. Вот мы и пыхтим, «уличая» писателя в незнании законов физики или метаболизма вампиров (это уже к замечательному роману «Я — легенда»).

Итак, «Уменьшающийся человек» написан не в том ключе, что «Приключения Карика и Вали». Автору важно было не показывать с натуралистической точностью мир насекомых, а попытаться передать ужас человека, теряющего некий социальный «вес». Ощущения главного героя сродни ощущениям человека, внезапно парализованного или потерявшего ноги. Все вначале сюсюкают с ним... а потом перестают воспринимать, как полноценную личность. Поговорите с онкологическими больными — вы уловите много сходства.

А ведь изменения в сущности пустяковы! Подумаешь, стал меньше ростом...

Герой мучительно ищет путь к осознанию самого себя, нового, непривычного, уменьшающегося.

Находит ли? Читайте — и узнаете.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Идея романа довольно интересная, человек с каждым днем становится все меньше и меньше, преодолевая трудности на каждом этапе. Матесон хорошо показал как в нашем мире относятся к людям с дефектами. Назойливые репортеры которые унижают и высмеивают героя, и искажают до не узнаваемости взятое у него интервью, врачи которые лечат только за деньги и отношение простых людей. Хорошо показана борьба за жизнь, как работает инстинкт самосохранения в безысходной ситуации.

Но сама история подана плохо и не интересно. Начало очень банально, человек попал в радиоактивное облако и стал уменьшаться. Герой не взывает положительных эмоций. а только раздражение. Во всем винит свою жену (хотя она единственный человек который по настоящему о нем заботится) постоянно пакостит и впадает в истерику. Повстречав маленькую женщину на ярмарке уходит к ней, но все равно потом возвращается домой. Лично мне было приятно когда над героем убежавшим из дома на пути попались подростки которые стали над ним глумится.

Книга очень растянута, порой кажется что просто высосана из пальца. Из за этого она читается тяжело и туго. Мне кажется что 272 страницы много для этой истории, хватило бы 50-75. Так что не советую заострять внимание на этой книге.

P.S.

Ставлю 5 только за идею романа.

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Забудьте про «Невероятные приключения Карика и Вали» и «Дорогая, я уменьшил наших детей». Эта книга совсем другая — книга об одиночестве (как и в «Я — легенда», здесь это одна из главных тем), о духовном перерождении, и только на последнем месте — о приключениях героя в микромире. Причем герою хочется сопереживать и жалеть — несмотря на его постоянные протесты, что мужчин жалеть нельзя.

Читается тяжёло — постоянное самокопание Скотта, описания унижений, которые ему пришлось пройти в прошлом, ужас и отвращение в настоящем... Но прочитать стоит, хотя бы ради мощной концовки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я думал, что в последний день Скотт начнёт расти — но всё оказалось совсем не так.

И так же, как и в «Я — легенде», название романа двусмысленно. Человек, несмотря на непреодолимые обстоятельства, не сломлен, дух его берёт верх над греховной плотью — невероятно! Incredible!

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Умная, кропотливо написанная книга. Пожалуй, всё. Нет в этой невероятной истории чего-то, что зацепило бы. Автор переполняет текст отчаянием и болью обреченного человека. Да, психология, повеление Скотта очень жизненно и правдоподобно, но не вызывает сочуствия, а только отталкивает. Только в самом конце, когда в нем оживает что-то новое, мысленно начинаешь поддерживать его. После прочтения не осталось невыраженных чувств, новых домыслов, как, например, после «Я — легенда». Только какой-то непонятный мысленный зародыш. Как будто сам автор, найдя эту историю «невероятной», забыл вложить в неё кое-что другое для читателя.

Построение романа с периодическими возвращениями к этапам жизни Скотта очень занятно, это в плюс. Но, как человека научного, очень меня расстроило незнание автора законов химии и физики. Маленький Скотт взаимодействует с миром также, как если бы он оставался большим. Но на самом деле он должен был столкнуться с дополнительными трудностями, связанными с особенностью взаимодействий малых тел. Поэтому тем более сказочным и детским выглядит финал.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Сжимающийся человек», безусловно, относится к шедеврам фантастики. И, столь же безусловно, он не нравится очень многим и многих раздражает, а понимает его и вовсе небольшое количество читателей. Короче говоря, это непопулярный роман. Полагаю, что причина его непопулярности в том, что Матесон не озаботился обосновать происходящее с героем. Если бы он придумал что-то более наукообразное, или, наоборот, представил уменьшение героя как следствие мистического проклятия, читатель с большим удовольствием брался бы за книгу. А тут — читатель дезориентирован, растерян и не знает, как интепретировать происходящее. И ему, читателю, так же неуютно, как герою романа, тоже не понимающему сути происходящего.

В сущности, Матесон поступил, как действовал Франц Кафка, не озабоченный мотивировками своих ужасающих сюжетов.

На мой взгляд, Матесон прав, но правы и читатели, отвергающие неприятную, неуютную книгу, которая по плохому пугает отчаянными и заведомо неудачными попытками главного героя приспособиться к непрерывно меняющемуся миру. Это не эскейпистское чтение. В «Сжимающегося человека» не убежишь отдыхать от повседневных тягот, как можно убежать, например, в «Почти как люди» Саймака. Это умная книга, которая заставляет думать и переживать. Матесон не подавляет читателя и не утешает его, он учит быть внимательным, собранным и не обольщаться лёгкими решениями. А многие ли читатели ждут от книги подобной тренировки силы воли?

Главный герой, стремительно деградирующий в человеческом обществе, но становящийся собой в ситуации полной затерянности, когда приходится рассчитывать только на себя — это замечательно, однако не для всех.

Прекрасная, сильная, умная, саркастическая книга, но, как я уже сказал, непопулярная. Думаю, она останется непопулярной до тех пока, пока не обретёт ауру литературной классики — ну, скажем, на уровне романов Герберта Уэллса, сравнение с которым «Сжимающийся человек» Матесона выдерживает запросто.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Редко бывает так, что после прочтения интересной, увлекательной и в тоже время серьезной и поучительной истории, следующая за ней, не только ей не уступает, но и во многом дополняет и заставляет по другому взглянуть на обе. Речь, разумеется, о романе Ричарда под одноименным названием «Я — легенда» и следующим за ним романом «Невероятный уменьшающийся человек».

Удача или провидение, а если серьезно, то серия «Шедевры мистики», начатая когда-то мной с романа Стокера «Дракула», стала «виновницей» знакомства с творчеством Матесона. И первые два романа, словно из двустволки поразили своей атмосферой и какой-то особенной авторской глубиной, которые сказать по правде довольно редко встретишь в книгах подобного жанра. Более прочего поразила схожесть смысловых конструкций обоих романов. При диаметральной разности сюжетных построений в них есть одна общая идея. Идея эта – Человек. Да, именно Человек и именно с большой буквы, поскольку речь идет не о конкретных персонажах, которые разумеется в книгах присутствуют, а о базовых качествах заложенных во Всех Нас от природы.

Герой «Я-Легенда» Роберт Нэвилль — последний оплот человечества. Он взял на себя власть, ответственность и выдумал миссию, невыполнимую и обреченную на провал, но миссию благородную и не дающую ему сойти с ума. Он последний нормальный в мире безумия, он последняя надежда, последний шанс и последнее слово обвиняемого под именем «человечество» на страшном суде забвения. Герой же романа «Невероятный уменьшающийся человек» Скотт Кэри с виду полная противоположность Нэвилля, он как раз единственный ненормальный человек в мире. С ним что-то случилось и что именно не играет особой роли. Тот мир, который он знал и любил, начинает уходить от него словно песок сквозь разжатые пальцы. С каждый шагом привычная действительность отворачивается все больше и больше и тем разительнее контраст сюжетный скачков от отчаявшегося и теряющего одну за другой детали собственного мира, до решительного и готового бороться до конца Скотта, у которого, казалось уже нет ничего, за что стоит сражаться.

Финал истории многих разочарует, озадачит или оставит в недоумении, но как и история о Реберте Нэвилле — эта не могла завершится как-то иначе. Вспоминая их обе, сравнивая и анализируя, каждый раз приходишь к одной и той же цитате классика «Человек – это звучит гордо!»

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман очень похож на «Я-легенда» темой обречённого одиночества. Только если в первой был последний человек на земле, то здесь лишь герой превратился в «чудовище». И если в «Легенде» сюжет двигался с места, то здесь его можно описать двумя краткими строками.

По сути роман — всего лишь описание того, как Скотт, преодолевая трудности «маленькой жизни» пытается выжить. И описание очень скурпулёзное. Приготовьтесь читать 10 страниц про то, как герой поднимается по верёвке, дерётся с пауками, пытается добыть еду и т.д. Сперва это покажется очень скучным, но проникаясь состоянием героя, и начиная ему сопереживать прочитанных страниц не замечаешь. Но положа руку на сердце скажу, что по-настоящему стоящими моментами оказались нелёгкие испытания, что выпали на героя в момент, когда он только-только начал уменьшаться. Тут есть всё: конфликты в семье, ссоры с родственниками, алчные журналисты, бесполезные врачи, бедность. Мэттисон ничего не оставляет без внимания и заставляет читателя чувствовать то же, что и герой. Испытывать те же страхи, разочарования. Это очень тяжело.

Самый главный минус романа — концовка. Создалось ощущение, что Ричард в какой-то момент понял, что не сумеет стоящим образом завершить Одиссею героя, и просто-напросто забросил его в другой мир, придумал ему новую мотивацию и цель. С одной стороны, не особо в это веришь. А с другой — сложно закончить роман по другому.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что напоминает этот роман по своей фабуле — это история «Худеющего» С. Кинга. Но к моему великому удивлению данное произведение появилось на свет раньше и имеет в своем нарративе формулу скорее фантастическую с примесью выживальчества и мученичества, чем психологическую с нагнетанием саспенса. Так вышло, что Матесон, пытаясь передать эмоции и донести смысл происходящего, снова черпает из колодца одиночества, пытаясь рассмотреть в водяных разводах этакую эстетическую красоту.

Перед нами снова герой-одиночка, который в своем новом микро-мире пытается выжить, копаясь в своем прошлом, он раскрывает подробности своей болезни уменьшения, отдавая читателю на откуп некоторые самые яркие неоднозначные, но довольно едкие эпизоды. Читателя в них ждет и мука от несправедливости, и семейные проблемы с женой, и вскрытие покровов равнодушного общества по отношению к Скотту (главный герой), а так же долгие, многоступенчатые монологи, состоящие из самокопания и самоедства. Ведь перед нами просто типичная психологическая проблема физической неполноценности (маленький рост), которая выливается в целый океан мученичества, доводя главного героя практически до самого дна социальной лестницы (ибо о другом обществе — бесклассовом, увы, говорить не приходится), оставляя его один на один с одиночеством. И на первый взгляд вроде бы все хорошо и выполнено на отлично, так как вызывает у читателя целый спектр различных эмоций, но я попробую обратить внимание аудитории на некоторые проблемы, которые являются для меня серьезными минусами произведения:

1. Нарратив микромира. Если задуматься, то в эпизодах борьбы Скотта с условиями новой хищной среды, перед нами предстает совершенно сухой механический сюжет, состоящий из одних и тех же маршрутов, одних и тех же задач, целей, которые повторяются по кругу: проснулся утром от боли во всем теле, захотел есть и пошел добывать пищу, захотел пить и проложил маршрут до наперстка с водой, напал паук и пришлось снова спасаться, рискуя жизнью (повторить энное кол-во раз). Все это выматывает сознание читающего, рисуя в голове совершенно не те образы, какие возможно задумывал автор.

2. Описание микромира. Если вспомнить, что именно окружает Скотта на протяжении всего сюжета, то невольно приходишь к мысли о монотонности, рутине, и снова тех же самых повторах. Скотт находится в замкнутом пространстве, и даже если предположить, что это пространство для него стало целым футбольных полем, оно все равно не представляет из себя ничего особенного, повторяя свои элементы раз за разом, причем порой делая это так, что в голове путаются образы одних и тех же вещей, а действия главного героя порой кажутся не представимыми, от того совершенно не хочется продолжать копаться в описании этого мира из-за его чрезмерной механичности.

3. Логика происходящего и попытки заигрывания с научностью. Начиная от физической модели, заканчивая объяснением болезни Скотта, все в этом мире ходит ходуном. Такое ощущение, что только к концу романа автор вдруг вспомнил про относительность массы и скорости и наделил героя способностью выживания при падении с большой высоты, а до этого на протяжении нескольких длинных глав заставлял его испытывать страх перед ней. Тоже самое касаемо предметов, с которыми Скотт взаимодействует, то они легко поддаются воздействию, то вдруг становятся неприподъемными, и понять какая же физическая модель у этого микромира становится слишком проблематично. Ну а если принять в качестве фантастического допущения сам процесс уменьшения организма (совершенно наплевав на возможность деформации скелета, органов и прочих процессов в организме, которые пострадают от таких изменений в первую очередь), то становится вообще не по себе от научного антуража, которым Матесон старательно подчеркивает происходящие с главным героем метаморфозы. То есть если болезнь не затрагивает гипофиз в головном мозге, значит человек будет уменьшаться пропорционально, приобретая вид фарфоровой куклы — такое себе объяснение. Понятно, что тем самым автор не хочет разрывать связь читателя и протагониста, ибо первый перестанет ему сопереживать, но тогда все муки неполноценности, которые на мой взгляд прописаны блестяще, начинают выглядеть неуместно. К слову, С. Кинг в своем «Худеющем» все эти противоречия обходит стороной, оставаясь в плоскости необъяснимой сверхъестественности, а вот Ричарду Матесону наоборот захотелось все объяснить, тем самым сломав собственные же правила.

4. Порочность главного героя. С одной стороны автор хочет показать правдивого героя, которому свойственны пороки, за которые многим в своей жизни становится стыдно, но в этот раз, на мой взгляд, Ричард серьезно переборщил. Почему-то Матесон постоянно связывает одиночество с сексуальным неудовлетворением, от того его герои время от времени превращаются в каких-то маньяков, которые начинают агонизировать на все подряд, выбирая для своих грязных фантазий самые неподходящие объекты. В «я — легенда» — это женщины-вампиры-зомби, в данном романе — это еще более неприятные и неэтичные мыслеформы (думаю, кто прочитал уже понимает, о чем я). И для меня, как для читателя, который хочет сопереживать герою, это серьезная проблема, так как сопереживание обращается презрением и омерзением по отношению в образу протагониста.

Так или иначе, роман заканчивается на правильной ноте, ноте победившего оптимизма и веры в собственные силы. Ведь именно это и хотел донести автор: бороться за жизнь и верить в себя до последнего, даже если кажется, что все вокруг идет наперекосяк, даже если иссякает надежда. Да, Скотт остался уменьшающимся человеком, но его победа в том, что он перестал этого боятся, ему стало интересна эта новая жизнь, в которой он таки разглядел смысл.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уже по названию можно догадаться, о чем пойдет речь в этом удивительном произведении. Роман удивителен не содержащейся идеей в сюжете, а необыкновенным реалистичным погружением в мир переживаний главного героя. В центре сюжета всего одно событие – постепенное пропорциональное уменьшение Скотта Карена. Такая простота и масса несоответствий в описании окружающего мира, которое постоянно входит в противоречие с современным представлением о законах природы, моментами портят впечатление о романе. Окружающие главного героя предметы похожи на бутафорский театральный реквизит.

И все же это отличный роман и относится к тому редкому типу психологических произведений, в которых по-настоящему переживаешь за героев. Интересна и структура романа – автор заставляет нас возвращаться и осмысливать различные эпизоды жизни героев, постепенно подготавливая к финалу.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне было откровенно скучно это читать. Все так банально изложено, нет интриги, проблемы ужасно надуманны. Даже вспомнить нечего... Я не знаю, почему это считается фантастикой? Нет никакой научной основы под этот странный процесс, просто магия случая. Во общем не могу рекомендовать эти унылые приключения в стране пуговиц.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне не понравилось, что писатель придумал научное объяснение его уменьшению, и к тому же не придерживался ему. Я в том смысле, что как сказал Лис « Маленький Скотт взаимодействует с миром также, как если бы он оставался большим».

Повествование само по себе тягучее и на мой взгляд в некоторых местах бессмысленное.

На счет положительных моментов -- они конечно есть. Писатель довольно честен с героем, на мой взгляд это может и притянуть, все таки когда человек попадает в такую ситуацию становиться не так легко вести себя положительно. На протяжение всей книги только это и помогло мне дочитать.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх