fantlab ru

Фёдор Достоевский «Бедные люди»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Оценок:
704
Моя оценка:
-

подробнее

Бедные люди

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 76
Аннотация:

Эпистолярный роман, ставший первым крупным произведением тогда ещё молодого (закончил произведение в 25 лет) Достоевского.

Книга представляет собой переписку пожилого титулярного советника, Макара Алексеевича Девушкина, и его дальней родственницы, Варвары Добросёловой. Оба героя испытывают сильную нужду; постоянные денежные стеснения — неотъемлемая часть их жизни. Письма, которые они пишут друг другу, порой становятся единственной отрадой в нескончаемой серости будней.

© VuDu
Примечание:

Впервые опубликован в «Петербургском сборнике» Н. А. Некрасова (Санкт-Петербург, 1846). Отдельное исправленное издание вышло в 1847.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 124

Активный словарный запас: крайне низкий (2180 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 86 знаков, что немного выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 1% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым
1846 г.
Полное собрание сочинений в шести томах. Том 1
1885 г.
Повести и рассказы. В двух томах. Том 1
1894 г.
Полное собрание сочинений в 12 томах (А.Ф. Маркс). Том 1
1894 г.
Полное собрание сочинений в 12 томах. Том 1
1899 г.
Полное собрание сочинений. Том 1. Повести и рассказы
1906 г.
Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевскаго. Том 1
1911 г.
Собрание сочинений в 14 томах. Том 9
1922 г.
Полное собрание художественных произведений. Том 1
1926 г.
Бедные люди
1931 г.
Повести
1940 г.
Избранные сочинения
1946 г.
Бедные люди
1947 г.
Избранные сочинения
1947 г.
Бедные люди
1954 г.
Бедные люди
1955 г.
Повести и рассказы. В двух томах. Том 1
1956 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Произведения 1846-1848
1956 г.
Избранные сочинения в двух томах. Том 1
1962 г.
Бедные люди
1966 г.
Бедные люди
1966 г.
Бедные люди
1970 г.
Униженные и оскорбленные
1970 г.
Бедные люди. Униженные и оскорбленные
1971 г.
Избранное
1971 г.
Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 1
1972 г.
Собрание сочинений в 17 томах. Том 1
1972 г.
Петербургские повести и рассказы
1973 г.
Бедные люди
1975 г.
Бедные люди. Белые ночи
1976 г.
Бедные люди. Белые ночи. Кроткая
1976 г.
Бедные люди
1977 г.
Бедные люди
1977 г.
Бедные люди
1977 г.
Детям
1979 г.
Повести и рассказы. В двух томах. Том 1
1979 г.
Бедные люди
1981 г.
Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незванова
1981 г.
Бедные люди. Униженные и оскорбленные
1981 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 1
1982 г.
Листая вечные страницы
1983 г.
Бедные люди. Двойник
1983 г.
Бедные люди. Двойник. Хозяйка. Игрок.
1983 г.
Бедные люди. Игрок
1983 г.
Преступление и наказание. Бедные люди. Дядюшкин сон
1983 г.
Бедные люди. Повести
1984 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Бедные люди
1985 г.
Повести
1985 г.
Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незванова. Униженные и оскорбленные
1986 г.
Бедные люди
1987 г.
Бедные люди. Белые ночи. Униженные и оскорбленные
1987 г.
Белые ночи
1988 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 1
1988 г.
Бедные люди
1989 г.
Избранная проза
1990 г.
Ф. М. Достоевский. Избранные сочинения
1990 г.
Бедные люди. Двойник
1992 г.
Бедные люди. Преступление и наказание
1992 г.
Бедные люди. Неточка Незванова. Белые ночи. Записки из мертвого дома
1994 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 1
1994 г.
Полное собрание сочинений. Канонические тексты. Том 1
1995 г.
Том первый. Бедные люди. Белые ночи. Преступление и наказание
1997 г.
Бедные люди
1998 г.
Белые ночи
1998 г.
Собрание сочинений в 20 томах. Том 1
1998 г.
Хрестоматия по литературе. 10-11 классы. Книга первая
2000 г.
Детям. Сборник отрывков из повестей и романов
2000 г.
Записки из Мёртвого Дома. Бедные люди
2000 г.
Бедные люди
2001 г.
Бедные люди. Белые ночи
2001 г.
Бедные люди
2002 г.
Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незванова
2002 г.
Белые ночи. Бедные люди. Преступление и наказание
2002 г.
Белые ночи. Бедные люди. Преступление и наказание
2002 г.
Бедные люди
2003 г.
Белые ночи. Бедные люди
2004 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 3
2004 г.
Бедные люди
2005 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 1
2005 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 1. Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незванова. Дядюшкин сон. Ранние рассказы
2005 г.
Бедные люди
2006 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 1
2006 г.
Бедные люди
2007 г.
Детям
2007 г.
Собрание сочинений в 9 томах. Том 1. Бедные люди. Двойник. Белые ночи. Неточка Незванова. Село Степанчиково и его обитатели
2007 г.
Собрание сочинений. Том 1. Белые ночи
2007 г.
Чужая жена и муж под кроватью
2007 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 1
2008 г.
Бедные люди
2009 г.
Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незванова
2009 г.
Бедные люди. Неточка Незванова. Белые ночи
2009 г.
Белые ночи. Бедные люди
2009 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4
2010 г.
Федор Достоевский. Полное собрание романов в 2 томах. Том 1
2010 г.
Бедные люди
2011 г.
Детям
2011 г.
Бедные люди
2012 г.
Белые ночи
2012 г.
Белые ночи
2012 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 1
2012 г.
Бедные люди
2013 г.
Бедные люди
2013 г.
Бедные люди
2014 г.
Белые ночи
2014 г.
Том первый
2014 г.
Бедные люди
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 1
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4
2015 г.
Бедные люди
2015 г.
Белые ночи. Бедные люди
2016 г.
Униженные и оскорбленные
2017 г.
Белые ночи
2017 г.
Бедные люди
2018 г.
Бедные люди
2018 г.
Бедные люди. Белые ночи. Мальчик у Христа на елке
2018 г.
Бедные люди. Белые ночи. Мальчик у Христа на елке
2018 г.
Бедные люди. Белые ночи
2018 г.
Бедные люди
2018 г.
Бедные люди
2019 г.
Белые ночи. Бедные люди
2020 г.
Униженные и оскорбленные. Романы, повести
2020 г.
Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незванова. Дядюшкин сон. Том 1
2021 г.
Белые ночи
2021 г.
Бедные люди
2021 г.
Бедные люди
2022 г.
Ранняя проза
2022 г.
Униженные и оскорблённые
2023 г.
Белые ночи
2023 г.

Аудиокниги:

Белые ночи. Бедные люди
2002 г.
Бедные люди
2006 г.
Бедные люди
2006 г.
Образ «маленького человека» в русской литературе XIX в.
2007 г.
Бедные люди
2007 г.
Бедные люди
2007 г.
Бедные люди. Белые ночи
2009 г.
Идиот. Бедные люди
2009 г.
Бедные люди
2012 г.
Бедные люди
2013 г.
Бедные люди. Белые ночи
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Les Pauvres Gens
2009 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достоевский. Начало.

Вообще Достоевский очень разный. Скажем, «Идиот» и «Братья Карамазовы» на мой взгляд совершенно гениальны (и, возможно, это вообще лучшее, что есть в русской литературе), а вот «Бесов» я начинала раза три и так и не смогла ни дочитать, ни дослушать.

Как известно, «Бедные люди» — это самый первый его роман. Его издали, когда Достоевскому было 25 лет. А книга при этом совершенно не кажется написанной молодым человеком. Между прочим, главному герою Макару Девушкину – 47, он почти вдвое старше автора, но его личность ничуть не выглядит искусственной. Напротив. Она гиперреалистична и вызывает довольно сильное отвращение. Все это бесконечное сюсюканье, принижение себя, жалкость, возведенная в степень. Человек, уверившийся в том, что ему в этом мире ничего нельзя, ну и ладно.

Девушкина часто сравнивают с гоголевским Акакием Акакиевичем (АА). Я даже специально перечитала «Шинель». Несомненно, перекличка есть. Оба они чиновники — переписчики текстов, оба бедны, оба жалки, оба одиноки. Но если АА — это персонаж искусственный и скорее комический, то Девушкин – настоящий и явно трагический. И в этом, наверное, вообще разница между Достоевским и Гоголем.

У меня осталось странное ощущение от этой книги. Хотя ее чаще всего сравнивают с гоголевскими повестями, она бы, пожалуй, идеально подошла Чехову с его вечно-несчастными персонажами и отталкивающей манерой извлекать из человека самое неприглядное. Достоевский обычно иной, и в его героях всегда есть свет. И здесь это так. Девушкин — добрый человек, несмотря на все свое ничтожество. Вообще, «Бедные люди» — это целый набор откровенно жалких людей, и их хочется не изучать (как это обычно бывает с героями Достоевского), а отгородиться от них и поскорее.

Так вот. Первое впечатление было скорее отрицательным. Довольно скучный роман в письмах, практически бессюжетный, который поначалу кажется скорее набором зарисовок, чем чем-то еще (словно на курсе писательского мастерства, но зато каких точных), эдакая стилистическая тренировка. Кстати, примерно так он и был принят большинством критиков.

Но эта книга запоминается. Она зависает в голове, и начинаешь задумываться, а почему так? Наверное, потому, что уж слишком ярким получился образ Девушкина. Кроме того, с одной стороны это очень реалистический, а с другой — очень филологический роман. С реализмом и так все понятно. Девушкин нежно любит Вареньку, она позволяет ему о себе заботиться, но ни в коем случае не допускает поближе. А вот насчет филологии.

Во-первых, стилистика. Интонации Девушкина с его вечными уменьшительными, которые не выглядят ни искусственными, ни натужными. Это довольно дерзко, кстати. Между прочим, в первом издании этих бальзаминчиков, геранек, ангельчиков и прочих маточек было еще больше, чем в том, что мы читаем сейчас. Достоевский (прислушавшись к старшим товарищам) таки решил, что он перебрал и малость подсократил число суффиксов.

Во-вторых, отсылки к модным тогда литературным произведениям, например, к «Станционному смотрителю» и к той же «Шинели». Есть в этом некий завуалированный вызов, пожалуй, в отношении Гоголя. А кроме того, внутри имеется своего рода литературный анализ. Причем это размышления персонажа о персонаже! Необычно! А какая прикольная пародия на любовные романы:

«Пожар вспыхнул ярким пламенем на алтаре любви и взбороздил грудь несчастных страдальцев.

– Владимир!.. – шептала в упоении графиня. Грудь ее вздымалась, щеки ее багровели, очи горели…»

А я еще думала, где там Белинский юмор усмотрел. А вот же. Достоевский явно развлекался, сочиняя эти фрагменты.

В-третьих, сама структура. Не то, чтобы эпистолярный роман был чем-то необычным, но здесь в какой-то момент вообще забываешь, что это все письма. И самое любопытное – пропуски. Варя и Макар пишут друг другу почти каждый день. Но как только происходят неловкие и стыдные для них события, из потока писем словно убирают одно или два. И читателю остается догадываться о произошедшем. Изящная логическая уловка. Нарушение монотонности, создание интриги. А на какой звенящей ноте оборвано повествование. Браво!

Я слушала аудиоверсию (озвучивали Ефим Шифрин и Анна Каменкова). И при всей моей нелюбви к Шифрину, не могу не признать, что Дедушкин у него вышел прекрасный.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересные отзывы. Что ж, вставлю свой.

Последнее время я читаю или перечитываю романы эпохи классового разделения, так я обозначил для себя период. Существенная разница с сегодняшним днём для меня в том, что в то время «социальные лифты» либо отсутствовали, либо были ограничены рамками своего класса. Плюс женское неравноправие, когда девушка благородного происхождения была ограничена в выборе занятий. В советское время, наоборот, была, по крайней мере декларировалась, полная свобода выбора профессии, области труда и, соответственно, материального достатка. «От каждого по способностям, каждому по труду». Сейчас, в эпоху интернета и сопутствующих технологий, мы где-то посередине в России. Ближе к западной модели, конечно.

Так вот, в эпоху классового разделения и герой, и читатель принадлежал к какому-то классу самим фактом рождения. Дворянин — обучен грамоте, как минимум, способен читать. Мужик — не умеет ни то, ни другое. Купец — да, скорее умеет, но пользуется нечасто. И романы, показывающие жизнь определённого класса, слоя, типа людей, они имели не только художественную, но и общественную (если под обществом подразумевать только образованных людей) ценность.

«Бедные люди» — это роман о бедных дворянах. Это надо понимать сразу и чётко. Не о простолюдинах, не о людях купеческого сословия, а о дворянах. Да, это самый низ дворянского класса, но далеко не самые нищие люди в России того времени.

Ещё одна особенность классового общества и романов того времени — это то, что герои мыслят категориями классов. Даже если мужик, лёжа на копне сена, и мечтает, то мечтает он либо войти в верхушку своего класса, либо занять место в другом классе, стать барином, например. Как мы видим в «Бедных людях», хотя Девушкин и принимает своё положение в иерархии дворян, он возмущён, когда слуга (мужик) обращается к нему непочтительно. То же и с Варварой — пойти в услужение, в люди, для неё непосильный выбор, хотя речь шла, как я понял, вовсе не о работе официанткой, а скорее компаньонкой.

Таковы были правила игры. Их необходимо учитывать, когда читаешь романы классового общества. Особенно когда речь идёт о богатстве-бедности, выборе профессии и т.п. Правда, для меня загадками остались некоторые моменты с одеждой. Скажем, почему нельзя было пуговицы пришить? Почему надо было их терять и покупать новые? То ли какая-то дворянская блажь, то ли мужчинам-дворянам запрещалось чинить одежду. С сапогами тоже как-то не очень ясно. Зато понятно требование пить дорогой напиток (чай) вместе с другими жильцами, даже если это не по карману.

Теперь о самом романе.

Форма — роман в письмах. Увы, для меня уже не ново, а для того времени, возможно, было в диковинку. Для построения психологического портрета не самая удачная форма, если автор писем лукавит, и, судя по отзывам, некоторые читатели Варвару подозревают в неискренности, но для меня «Бедные люди» — это в первую очередь роман о Макаре Девушкине, а он-то более чем искренен, так что формой я удовлетворён. В письмах Варвары меня заинтересовала история Покровских, недостудента и старика-отца, да пожалуй и всё. Кстати, Белинский тоже отмечал, что лицо Вареньки «как-то не совсем определенно и окончено».

Стиль. Сначала было тяжеловато с «маточками» и «ангельчиками», но потом привык. Такой уж он, Макар Алексеевич.

Содержание. Да, это талантливо раскрытый внутренний мир обедневшего чиновника (по-нашему, офисного планктона). Безумно одинокого, с низкой самооценкой, но тоже имеющего потребность в душевной близости. Есть ли такие люди в современности? Да сколько угодно. Закостеневшие в своей профессии, привыкшие к своему месту, не готовые изменить что-то в своей жизни. Вот только сейчас это выбор самого человека, а тогда это было закреплено рамками класса. И вырваться за них (например, открыть переписное бюро или прачечную) было невозможно.

Роман несомненно хорош, но общественную ценность потерял.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то прочитав дебют Федора Михайловича, я был до крайности поражен тем, насколько это мощный и новаторский для середины 40-х годов XIX века текст. Я вполне понимаю Виссариона Белинского, которого роман несколько раз перевернул и заставил бегать с криками о новом Гоголе.

Если кто не в курсе, то «Бедные люди» – роман в письмах, которые пишут друг другу очень бедный чиновник Макар Девушкин и девушка-сирота Варвара Доброселова. Девушкину нравится заботиться о Доброселовой, а Доброселова сдержанно его помощь принимает. Попутно в письмах они рассказывают свои биографии, а финал конечно же грустный (хотя с точки зрения Вареньки еще как посмотреть). Казалось бы, что тут может быть шокирующего и новаторского, если после «Страданий юного Вертера» Иоганна Гете романы в письмах кто только не писал? А оно есть.

Во-первых, совсем молодой Достоевский просто из ничего изобрел прием потока сознания, который войдет в моду только в следующем веке. Для этого автору и нужен формат романа в письмах: он взял простодушного персонажа и позволил ему записывать все, что приходит в голову, вместо того, чтобы стройно, связно и образованно излагать свое послание адресату. Девушкин постоянно путается в мыслях, сбивается с одной темы на другую, не может подобрать слова, повторяет одни и те же выражения, регулярно пишет только о своих эмоциях – это точно книга первой половины XIX века? Благодаря этому приему автор добивается более точной, натуральной передачи душевных движений, но вместе с тем еще и модернизирует сам подход художественной литературы к изображению внутреннего мира: не надо рассказывать, что чувствует и думает персонаж – вот они, его мысли и чувства, все на бумаге, в том порядке, в котором он их воспроизводит в процессе письма.

Я думаю, уже одного этого было бы достаточно, чтобы порядком поразиться осенью 1845 года. Но Достоевский на этом не останавливается, и добавляет в книгу – другие книги. В одном из писем Девушкин, будучи очень бедным чиновником, на полном серьезе разбирает образы очень бедных чиновников в «Станционном смотрителе» Александра Пушкина и «Шинели» Николая Гоголя – разумеется, в том же режиме сбивчивого, косноязычного потока сознания. То есть персонаж Достоевского критикует персонажа Гоголя и одобряет персонажа Пушкина, двойником которых он является. Это что, метапроза какая-то началась уже? В ту же степь – письмо, где Девушкин выписывает куски из понравившегося ему исторического романа, выполненные Достоевским в пародийно-сатирическом ключе, чтобы показать, на фоне какого мусора так блистали те же Пушкин и Гоголь. Литература о литературе!

Сами по себе Девушкин и Варенька – это обыгрывание гетевских Вертера и Лотты, только в радикально сниженном ключе: персонажи попали в самый-самый социальный низ Санкт-Петербурга, живут нищетой и страдают не от высоких чувств, а от того, что обувь развалилась, починить не на что, а как появляются деньги, они внезапно уходят на запой. А я думал, такой способ работы с интертекстом только в модерне придумали (а молодого Достоевского не предупредили). Также автор свободно работает с формой и спокойно вставляет в череду писем другой формат – дневник Вареньки о жизни в деревне. Микс документов, запечатлевающих мышление персонажей, тоже вещь для первой половины XIX века необычная.

Мне кажется, тогда «Бедные люди» читались примерно как «Улисс» Джеймса Джойса 80 лет спустя. И я ничуть не удивлен, что 150-страничный роман обвиняли в избыточности (в том числе Белинский, когда его отпустило) – с непривычки все эти спотыкания Макара Девушкина на ровном месте, явно затянутые письма (Макар таким образом продлевает себе удовольствие заочного общения с Варенькой) и внезапные вставки внесюжетных элементов читать и правда должно быть тяжело. Как хорошо, что я долго качался экспериментальным модерном и постмодерном и смог по достоинству оценить эту необычайную, опередившую время книгу. Буду перечитывать неоднократно.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тут, Достоевского я в руки взял,

И сразу сон свой потерял.

А время шло за часом час,

Не мог нарадоваться глаз

Прекрасным фразам, слову, слогу.

Душа звенит громоотводом!

Как гений Федор это может?

Вместить в абзац все то, что гложет,

Терзает, щиплет, веселит...

И сердце чаще застучит

От описания души

Он ни секунды не томит,

Ведь ты мне веришь? — посмотри:

Здесь строчка к строчке, нота к ноте,

Здесь нет дешёвых оборотов!

...Первый роман увидел свет,

И сразу вдруг такой успех!

Некрасов, тоже, как и я

Увидел в Федоре себя,

И с восклицанием и шумом

Пустил в печать вот это чудо.

Сюжет он выбрал не банальный,

А жанр? А жанр — эпистолярный.

Добрейшей душеньки Макар

Варюше письмеца писал.

Варюша нежным, мягким словом

Писала то, что он ей дорог,

Но дорог как отец и друг,

Ну, а в душе его уют

От осознания простого

Что не нужнО ему иного.

Здесь автор тему продолжал

Какую Гоголь начинал

Про тихих, маленьких людей,

А не царей и королей.

Про сложность быта, жизни той,

Не замечаемой порой

Аристократией слепой.

Ох, беспощаден Достоевский,

По сердцу водит как стамеской.

Но гению почет, хвала!

Ты другом стал мне навсегда.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, вот этот роман точно вышел из гоголевской «Шинели» (изданной за четыре года до этого, первого романа Достоевского). Не зря же гоголевская «Шинель» тут упоминается, и не зря один из двух главных героев на гоголевскую повесть возмущается, узнавая в её герое себя. Да, герой всё тот же меленький тихенький (его умилительность, «маточка моя» – подчеркивает это «маленький, тихенький») Акакий Акакиевич, только поставленный в немного иные условия. Вместо шинели у него ни много ни мало – дальняя родственница, в которую он, уже немолодой, тихо влюблён. Но и фон немного иной, на мой взгляд – более психологический, чем социальный.

Другая аналогия, и наверняка случайная – «Ярмарка тщеславия» Теккерея (вышедшая спустя два года после «Бедных людей»). Девушкин и Добросёлова – майор Доббин и Эмилия Седли. Френдзона (пошлым современным языком) и тщеславие – да, иначе как о тщеславии я теперь не могу об этом думать. Тщеславие Девушкина – не выходить из зоны комфорта, когда не близко и не далеко, когда можно отдавать последнее (да, в этом его благородство), но только не делать решительных действий из страха «слухов» и прочее (хотя упиваться у всех на виду – это пожалуйста). Бедность, как известно, не порок, но никуда не деться герою от легкой вины, что он, дескать, бедный. И может быть не совсем умный.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Настолько, что на почти открытые просьбы о помощи от любимого существа, перекидывается мыслью на какого-нибудь вконец обнищавшего соседа, жалко его, да… но ведь не столько же близок, как «маточка моя»; а зачем, ведь иначе упорхнет далеко…
Это вот тщеславие Девушкина. Но и Добросёловой своя колея. Она, конечно, тоже и добра, и отзывчива, и несчастна.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но ведь и не слепа, как становится ясно в конце. Она, конечно, меньше всего виновата в тихой, но острой трагедии финала, ибо не дело девушки брать быка за рога; но подстёгивать покровителя и друга страшными предсказаниями («о, скоро умру, наверное!»), взваливать на него свой выбор в истории с возможностью устроится гувернанткой, и, в конце концов, изливать свои тревоги и тут же обременять больного, влюблённого в тебя человека скрупулезными указаниями по устройству собственной свадьбы –
это ведь вполне себе жестокость и себялюбие. Нет, бедность не порок, да и герои не негодяи – но всё же бедны и, возможно, кое-чем другим, кроме денег, в отсутствии которых они и видят все свои проблемы.

Кстати, я читал этот роман после «Двойника» («Двойник» мне откровенно не понравился), и мне казалось, что Девушкин довольно близок к Голядкину (герою «Двойника»). Ещё немного, и противоречивость Девушкина (а ведь он часто меняет своё мнение о людях, иногда привирает), его раболепие маленького человека (такое, что глаз не поднимает от своей работы на службе, а на начальство готов молиться –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
кстати, в отличие от «Шинели» «должностное лицо» тут успело показать себя добродетельно
), мелькающие мысли о каких-то врагах, насмешниках и недругах – перерастет в безумие Голядкина… Такая вот мысль.

Но написан авторский дебют в разы лучше, тоньше. Тоньше наблюдательность, стиль, и нюансы человеческих нравов. Герои раскрываются интереснее и более мастерски, со всё большими оттенками. А вместе с ними и мир маленьких людей показан, придавленных большим миром. Но разве только в этом их беда? Вопрос, на мой взгляд, не имеющий четкого ответа. И в этом, как в разрезе, видна определённая глубина романа.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достоевский — самый классический классик. А для Запада, вообще, русский писатель номер 1. Исходя из этого, раз тебе что-нибудь в произведениях ФМ не совсем понравилось, значит, сам того.. этого... Короче, необходимо саморазвиваться.

Не сказать, чтобы «Бедные люди» плох или неинтересен. Одно из первых творений Достоевского вполне отчетливо показывает срез и общества, и времени. Маленький, локальный, но тем не менее.

Однако же моменты для вопросов есть. Продакт-плейсмент Пушкина, причем, достаточно топорный. Зачем? Да, Пушкин велик, но не Пушкиным единым. А вот «Шинель» Гоголя устами персонажей малость не одобрена. Как же, «Шинель» прямой конкурент «Бедным людям», и, честно говоря, выглядит куда более глубоким произведением. Тем более, и там, и там речь идет не о совсем бедных и бесправных, а низших слоях дворян да мещан, у коих проблема, что чай без сахара и сапоги каши просят, сравните с жизнью крепостных или «освобожденных» крестьян с их барщиной, угаром и беспросветом.

Да и к самому стилю — эпистолярный роман, в письмах — уже возникают вопросы. С точки зрения логики, зачем писать, тратиться на бумагу, чернила по 20 страниц, когда наши герои ежедневно встречаются. Ладно, юные влюбленные виршами дышат или куртуазные барышни манерно изъясняются. Нет, обыкновенные люди в нужде. Тут уже не до художественных экзерсисов. И слог покорявей, и сюжет из него обрывочный, а не как у Достоевского — плавный и последовательный.

Действие сведено к нулю. По сравнению с «Петербургскими тайнами» того же направления от Крестовского вообще здесь всё застыло.

Поэтому относить к программным да обязательным вещам для чтения я бы «Бедных людей» не стал. Персонажи замороженные, парадигма размазанная (особенно инородно смотрится добрый начальник, раздающий сторублёвки). Уровня «Идиота», «Бесов» или «Преступления и наказания», конечно, тоже нет.

Сугубо для литературных журналов того времени. Вот там «Бедные люди» явно бы смотрелись.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так получилось, что я прочитал недавно, хотя проходили в школе, но там я по сути только просматривал, тогда было неинтересно. А сейчас — потрясло! Поверьте! Понравилось больше всех других его произведений! Тут — первый опыт, еще непочатые, самим непонятые до конца силы! И, знаете, я как бы оказался на месте Белинского и Некрасова, я абсолютно понял, почувствовал то, что поняли они. Как Некрасов, я тоже хлопнул тогда рукой об стол, кода читал про старика, бегущего за гробом! И я это сейчас почувствовал. Это первое явление гения! И этим оно прекрасно!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Бедные люди» роман о тяжких повседневных буднях нищего петербургского чиновника Макара Девушкина.

Подлинно реалистическая основа романа — изображение суровой, поистине трагической жизни бедняков российской столицы. Макар Девушкин, безусловно, оставаясь жертвой безысходных обстоятельств, все же пытается противопоставить им себя как личность, как человека с гордостью, или, по его собственному выражению, с «амбицией».

Макар Девушкин вступает в мужественную и бесстрашную борьбу с несправедливым миром. И пусть борьба эта обречена на поражение, но все-таки отнюдь не соображения житейские руководили героем, когда он, нищий 47 летний чиновник, взял под свою материальную и нравственную опеку молоденькую девушку, сироту Вареньку Доброселову, и тем самым вступил в неравный бой с сильными мира сего, представленными в романе двумя мерзкими фигурами — сводни Анны Федоровны и богатого помещика Быкова.

И если в начале романа Макар Девушкин еще довольно смутно осознает несоразмерность взятой им на себя задачи своим реальным возможностям, то к финалу сюжетного течения романа, сталкиваясь все с новыми и новыми непреодолимыми препятствиями, «маленький человек» Достоевского оказывается на пороге решительных прозрений.

Но для Макара Девушкина, как он сам признается, дороже всего на свете его «амбиция», его гордость бедняка. «А какое ему дело, — в благородном негодовании пишет Макар Алексеевич, — что я буду кашу без масла есть?.. А какое тебе дело, что у меня локти продраны?.. бедный-то человек, он взыскателен… бедный человек не любит, чтобы в его конуру заглядывали…».

Достоевский многогранен и не всегда понятен. Часто перечитываю некоторые произведения и с каждым разом открываю для себя, что — то новое.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман Достоевского, написанный им в 1845-м году. Биографы утверждают, что сразу после этого романа писатель стал знаменит.

Роман написан в жанре «романа в письмах». Стиль выдержан стопроцентно. Создается полное впечатление, что автор просто собрал все уцелевшие письма Макара Девушкина и Варвары Доброселовой, рассортировал в хронологическом порядке – и готова книжка. Из-за того, что некоторые из писем пропали, создается некий рваный ритм, ряд событий, происходящих в жизни этих людей, остается за кадром, и о них можно догадываться только по косвенным признакам. Так по кругам на глади озера можно попытаться догадаться о камне, брошенном в него.

Другие события, напротив, описаны и со стороны Девушкина, и со стороны Варвары. Особой симпатии главные герои не вызывают. Их пытаешься понять, им сочувствуешь, их жалеешь, за них переживаешь, но вот симпатии… Увы…

Наибольшее уважение из всех персонажей вызвал большой начальник Девушкина, которого Макар в письме почтительно называет «его превосходительство». Сцена, когда «его превосходительство» одарил Макара сторублевкой, я считаю, самая сильная в романе.

А неприглядность и неопрятность, в большинстве своем, бедности, слабость бедности духом… подмечены и выписаны автором замечательно. Впрочем, и богатый господин Быков тоже оказывается скаредным и бедным духом мужичком.

«Увы, все плохо в России-матушке, все плохо» — говорит нам уважаемый Ф.М. этим своим романом.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дождливый чердачно-подвальный Петербург, мечтательные романтики и кроткие целомудренные барышни, так по-новому для меня говорящие о сложности человеческих взаимоотношений, о житейских трудностях, о пороке и добродетели…

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень горестно и печально, что в нашем, современном мире, увы, такой дружбы уже и не встретить... Что есть наши с вами друзья и приятели? Никто точно не сможет дать ответ на этот простой и лаконичный вопрос. Хотя, мыслей на этот счет у каждого ни одна сотня.

Также и с нашей работой. Уже давно канули в лета тот трепет и страх потерять место труда, ведь вакансий то хоть отбавляй. «Пуговка, оторвавшаяся с грязного мундира Макара Девушкина и поскакавшая к ногам его «превосходительства»... Я пережила и прочувствовала эту сцену вместе с героем. Разве можно сейчас о таком и говорить, сейчас, в современном XXl?

Роман, затронувший до глубины души, до слез, до одуренья!

И кто бы что ни говорил,

Сей текст достоин уваженья!

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно не читал вообще и классику в частности. Мысль о чтении Достоевского навеял просмотр телесериала «Идиот» за авторством Федора Михайловича.

Как я и ожидал, роман оказался грустным, пропитанным безнадежностью и тоской. Напомнил немного гоголевскую «Шинель».

Произведение является по сути перепиской двух главных героев — Макара Девушкина и Варвары Доброселовой. Последний — «маленький» человек, похожий на Акакия Акакиевича, аналогичной профессии и статуса, с небольшим намеком на личную жизнь, в виде «бумажного» общения с объектом своего обожания — Варварой. По всей видимости любовь к ней чисто платоническая, так как в гости, несмотря на многочисленные приглашения он заходит крайне редко. Но чувство это очень сильное, очем ярко свидетельствует факт временного отказа от табака, ради покупки гостинцев и другой материальной помощи для «маточки».

В каждом письме Макар Алексеевич называет себя «вернейшим другом»,«признательнейшим слугой» и т.д, всяческими способами выражает заинтересованность жизнью и проблемами Варвары. Она отвечает, судя по письмам тем же. Однако меня все время не покидала мысль о том, что она просто-напросто, ловко подыгрывая, дурит старику голову, ради легкой наживы, действует по принципу с паршивой овцы хоть пол фунтика конфет.

Ближе к концу повести она оправдала мои опасения, выйдя за муж по расчету за противного ей, но обладающего денежным достатком господина Быкова, неловко мотивировав это божественным промыслом и оставив несчастного, практически обезумевшего от горя Макара Алексеевича, отняв у него последнюю радость в жизни.

Достоевский своими «Бедными людьми» в очередной раз доказал, что есть вид женщин, для которых не столько важны чувства и любовь, сколько деньги и материальное благополучие. Конечно роман более многогранен и насыщен, но я почему-то в большей степени обратил внимание на данную его сторону.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжелое,очень тяжелое ощущение присутствовало при прочтении этого романа.Но это меня не останавливало,а наоборот — втягивало.Всё хотелось узнать чем кончится переписка Девушкина и Добросёловой.

Благодарю автора,что,в такую печальную книгу,он добавил чуточку тёплых моментов — без них я бы совсем загрустил.Двоё людей с несложившейся жизнью борются вместе за свою крепкую дружбу и чем могут помогают — но жестокость судьбы приходит к ним в итоге.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман действительно о Бедных людях. И не просто бедных денежно, но и страающих от своей бедноты — настолько бедные, что их или жалеют, или высмеивают.

Передана бедность очень ярко. В тоже время показана глубина их человечности, несмотря на повсеместные трудности жизненного пути.

Хотя не всё так «хорошо»: они настолько бедны, что сами не знают как к этому относится: то они «прибедняются», то наоборот — хвастаются достатком, которого нет.

Согласен с другими комментариями по поводу зашкаливания сюсюканий — их нереально много! И по поводу трудности переваривания слова «маточка».

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с главного. От слова «маточка» у меня каждый раз наступают корчи. Все остальное сюсюканье и разливание соплей, так, что на страницу текста нет ни одного слова в полной его форме, а сплошь уменьшительно-ласкательные и pejorative, я еще могу худо-бедно пережить. Хотя даже для ФМ их концентрация превышает все допустимые пределы. Но от одного взгляда на слово «маточка» мне решительно становится дурно и хочется пойти перечитать таблицы Брайдиса.

C другой стороны, такая лексика в итоге достигает своего эффекта — в сочетании с абсолютно ничтожными темами и общим жутким мещанством героев она, действительно, создает совершенно нарицательный портрет этих бедных, лишних людей. У которых вся высота любовного чувства проявляется в том, что немолодой нищий чиновник покупает нищей же барышне «полметра шелчку» (не сразу соображаешь, что речь идет о шелке). Герои не вызывают приязни, да и сострадания тоже, на них смотришь с каким-то странным выражением, как на представителей другого вида. Хочется сказать, что, и это — все? Увы, да. Рубашоночка новенькая, посылаю вам тридцать копеек серебром, геранчики на окошечке, сюсюсю.

Забавно, кстати, как реагирует пресловутый «маленький человек» на повесть о нем же — на гоголевскую «Шинель», из которой вышли все эти, простигосподи, нищебродики. Воспринимая ее как пасквиль и издевательство, унижение его «гордой бедности» или «бедной гордости». Хотя казалось бы, оглянись вокруг и трезво содрогнись. И перестань уже быть таким жалким ничтожеством — потому что пресловутая гордая бедность происходит одновременно от пьянства (которым страдает Макар Девушкин за кадром) и от тупоумия, от совершенно неадекватного восприятия окружающего мира. Не знаю, как можно над этим умиляться, меня раздражает.

Забавна, с другой стороны, Варвара. Она, конечно, тоже поддерживает это сюсюканье и блаженненькое отношение к миру, но стоит только на горизонте появиться человеку, который улучшит ее финансовое положение — и тут же она принимает решение, ни у кого не спрашивая советов. Из них двоих более твердо стоит на грешной земле именно Варвара, получается — еще родит своему Быкову шесть детей, несмотря на безостановочные причитания и жалобы на слабое здоровье.

В общем, не могу четко сформулировать, чем же, но роман меня ужасно раздражает. Не выношу, когда люди начинают прибедняться, а герои безостановочно занимаются этим и больше ничем вообще.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх