Павел Амнуэль «Преодоление»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Герой повести — писатель-фантаст Леонид Афанасьевич. Он изобрел «метод придумывания фантастических идей» и уверен, что его можно применять и в науке. Прилетев на научную станцию Полюс, расположенную на астероиде, Леонид должен участвовать в работе комиссии по расследованию причин взрыва энергоблоков.
Впервые опубликован в журнале «Изобретатель и рационализатор», № 7, 1981 г. под названием «Космические пиастры».
Входит в:
— цикл «Николай Борзов»
— сборник «Сегодня, завтра и всегда», 1984 г.
— сборник «Капли звёздного света», 2012 г.
Похожие произведения:
страница всех изданий (2 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 30 ноября 2014 г.
Как же тяжело читаются ранние рассказы Павла Амнуэля. Здесь нет легких приключений, которые можно бы было проглядеть по диагонали — здесь, чтобы не потерять нить рассуждений, приходится вчитываться и вдумываться в каждое слово. Но, зато, какое же удовольствие получают читатели, решившиеся по-настоящему окунуться в эту «фабрику» интересных идей.
Вот и в этом рассказе — чтобы понять и оценить весь букет «выплеснутых» в нем на читателя полубезумных идей необходимо упорно вчитываться в сложный текст практически без прямой речи. И, что самое удивительное, такое чтение со временем затягивает и постепенно становится необычайно интересным. Хотя, конечно, здесь заслуга автора не только, как генератора необычных идей, но и как мастеровитого литератора, сумевшего «запихнуть» эти идеи в увлекательный сюжет и хороший текст.
И об идеях. Их в рассказе необычайно много и каждая из них в той или иной степени безумна (и, как правило, неординарна). Но вот мысль о том, что в прошлом и физические законы, и действующих в них константы могли быть совсем иными, автору удалось представить перед читателями в таком неожиданном разрезе, что остается только воскликнуть: «Браво, Павел Амнуэль!».
viv, 13 декабря 2007 г.
Совершенно выдуманная ситуация, задача которой — облечь в какой-то текст идею разумной нейтронной звезды. Вроде, лет двадцать назад я это читал и не плевался, перечитал вот теперь...
Стронций 88, 28 декабря 2009 г.
Неплохой рассказ. Автор наглядно показывает, что фантастика не второстепенный жанр, что фантастика и фантазирование – инструмент необходимый и полезный для многих людей и пренебрегать таким инструментом, расточительство. Хотя в принципе я это знал и раньше (и думаю, всё любители фантастики в этом убеждении не нуждаются ¬– и так знают), а вот кому нужно доказывать, тот этот рассказ вряд ли прочтёт – так как фантастика. Ну да ладно… В рассказе есть и мощные научно-фантастические идеи (как всегда у Автора): это и нейтронные звёзды обладающие разумом (даже разумами; плюс их строение, трёхмерное время ¬– я лично раньше не знал об этом; Автору спасибо – в который раз) и теория строения и законов Вселенная – идея мощная и великолепная, стоит не одного десятка романов.
Но есть, как мне кажется, и минусы. Во-первых, этот полудетективный сюжет: герой ищет разгадку случившийся катастрофы. Понятно, что главное тут, доказать состоятельность фантастики как инструмента прогнозирования и исследования. Тут всё гладко. Но ведь и докопаться до причин аварии нужно. Герой докапывается. Но… Но, лично мне не видно за счёт чего. Чтобы детективная составляющая была интересна, нужно чтоб читатель понимал, как герой к этому приходит. Нужно видеть и понимать действия (решения, мысли) героя-расследователя. Тут этого нет, и как-то непонятно становится, откуда что берётся. Во-вторых: герои (имею в виду, то почему они одни, почему их именно столько). Кажется странным, что на Полюсе остались ИМЕННО ЭТИ люди. И в первую очередь каким-то слегка неестественным кажется присутствие (предлог к нему) главного героя (вроде бы и обоснованно всё, но как-то…). Плюс отсутствие рабочих – и это в момент главного опыта! Упорно создаётся впечатление что вся ситуация ИСКУССТВЕННА, сделана Автором так, чтоб герой мог беспрепятственно показать свои знания. Всё бы ничего – но это ВИДНО, ест глаза. И сразу как-то падает вера в рассказ и соответственно вера в эти замечательные идеи.
Однако при всём при этом рассказ получше многих, и главным образом за счёт этих идей – смелых, неординарных ¬– за что я и люблю НФ.
Эх, когда же фантастика преодолеет этот барьер? Когда ВСЕ начнут относиться к ней серьёзно?
god54, 25 декабря 2009 г.
Предложена фантастическая идея и предпринята попытка облечь ее в литературную форму, а не наоборот. Поэтому и соответствующая реакция при чтении.
Yazewa, 11 мая 2008 г.
Есть для меня какая-то неотразимая прелесть в подобных рассказах Амнуэля. Видимо, убедительность этих звездных пейзажей и разумов. Именно убедительность! Рассуждения героев — это теории, сомнения, рассуждения... а космическое — оно безусловно и совершенно реально. Это создает особую атмосферу повествования, которая как-то очень созвучна моему восприятию. Да и не только моему, надо полагать!..