Оноре де Бальзак «Неведомый шедевр»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Старый художник всю жизнь посвятил созданию одного-единственного шедевра – загадочного портрета, который он не показывает никогда и никому…
Входит в:
— цикл «Человеческая комедия» > Философские этюды
— антологию «Французская новелла XIX века», 1959 г.
— антологию «Неведомый шедевр», 1983 г.
— антологию «Французская новелла XIX века», 1984 г.
— антологию «Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века», 1985 г.
- /языки:
- русский (16)
- /тип:
- книги (15), аудиокниги (1)
- /перевод:
- И. Брюсова (12), А. Поляк (2), В. Слободчиков (1)
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Шербетун, 27 августа 2014 г.
Эта новелла о законах души, о музыке, пронизывающей живопись, о художнике, настоящем мастере, который настолько стремится создать непревзойденный шедевр – написать живой портрет, стать Пигмалионом, что постепенно мечта сводит его с ума.
Герою произведения не удалось написать живую картину, но это удалось Бальзаку – безумный художник настолько колоритен, страстен, одержим своей идеей, что кажется материальным. Мастерская Френхофера так тщательно изображена автором, что чудится, будто чувствуешь запах красок и растворителей, и стоит протянуть руку чтобы дотронуться до тяжелого холста.
В новелле противопоставляются две музы художников – живая и страстная Жиллетта, вдохновляющая молодого Пуссена, и воображаемая возлюбленная с картины, которой Френхофер посвящает десять лет жизни. Музы соперничают между собой и для безумца сладостнее созерцать «идеальный» портрет, видимый лишь ему, чем видеть живую красавицу. А ведь старик действительно гениален, так несколькими мазками он придает жизнь «мертвой» картине своего ученика Порбуса, он играет со светом и тенями, он видит сердцем красоту, ведь красота в душе, а не в форме.
«Нам должно схватывать душу, смысл, характерный облик вещей и существ. Впечатления! Впечатления! Да ведь они — только случайности жизни, а не сама жизнь! Рука, раз уж я взял этот пример, рука не только составляет часть человеческого тела — она выражает и продолжает мысль, которую надо схватить и передать. Ни художник, ни поэт, ни скульптор не должны отделять впечатление от причины, так как они нераздельны — одно в другом. Вот в этом и заключается истинная цель борьбы.»
Френхофер живет в собственном волшебном мире, и как только в мире была проделана брешь, нарушена его целостность – бедняга прозревает и гибнет от ощущения бессилия и безнадежности…
"— Ничего! Ровно ничего! А я проработал десять лет!
Он сел и заплакал.
— Итак, я глупец, безумец! У меня нет ни таланта, ни способностей, я только богатый человек, который бесполезно живет на свете. И мною, стало быть, ничего не создано!»