FantLab ru

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Страж»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.73
Оценок:
4050
Моя оценка:
-

подробнее

,

Страж

Роман-эпопея

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 133
Аннотация:

В 6 лет маленький приютский мальчик едва не умер от страха, когда увидел рядом с собой только что сваренного заживо в крутом кипятке королевского повара-отравителя. А точнее, его душу. На следующее утро его забрали для обучения в Братство Стражей. Прошли годы, и теперь он, Людвиг ван Нормайенн, один из вольных охотников за порождениями тьмы. Путешествуя из страны в страну, выполняя смертельно опасные задания Братства или частные заказы, он оказывается везде, где происходят странные, страшные и необъяснимые события, смерти, болезни. Тёмные души ненавидят его, но боятся, ведь у него в руках чёрный кинжал с сапфиром на рукояти. Но Людвигу приходится противостоять и иным сущностям и даже людям, и ещё неизвестно, какие враги страшнее и опаснее.

Содержание цикла:

8.42 (4773)
-
113 отз.
8.55 (3949)
-
60 отз.
8.65 (3406)
-
42 отз.
8.74 (3111)
-
42 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Страж
2010 г.
Аутодафе
2011 г.
Страж
2011 г.
Золотые костры
2012 г.
Аутодафе
2013 г.
Проклятый горн
2014 г.
Страж
2015 г.

Аудиокниги:

Аутодафе
2016 г.
Страж
2016 г.
Золотые костры
2017 г.
Проклятый горн
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сравнение с «Ведьмаком» Сапковского сделало «Стражу» хорошую рекламу но, на мой взгляд, совершенно напрасно. И дело не в том, что якобы «Страж» сам по себе самобытен и оригинален, а все параллели надуманы (кстати, такое противоречие еще больше разогревает интерес к произведению). Как раз, в самом начале чувствуется, откуда черпал вдохновение Алексей Пехов. А дело, скорее, в уровне двух этих циклов и уровень «Ведьмака» как минимум на голову, а то и две, выше цикла о приключениях Людвига. Такое ощущение, что творцы брали глину из одного источника, но у одного получилось нечто монументальное, а у второго ярмарочные игрушки на радость детям.

Мне нравится творчество Алексея Пехова, я с удовольствием прочитал «Хроники Сиалы», был хорошего мнения о романе «Под знаком Мантикоры». И когда я приступал к этому циклу, я наделся получить, что-то столь же увлекательное, но быть может ещё более глубокое. Но, увы, от повести к повести, от тома к тому настроение моё падало, разочарование росло, а «Проклятый горн» я дочитывал уже через силу. Проблема ещё и в том, что явных недостатков у цикла как таковых и не накопать, ну или они не бросаются в глаза, а потому желание забросить чтение на полпути не кажется таким уж очевидным. У Пехова приятный язык, описанный им мир, добротно проработан, у многих историй очень неплохие идеи, да и разбивка на повести тоже мне казалась хорошим решением, сразу же ожидалось концентрированная подача приключений, с законченной моралью. Но, к сожалению, почему-то уже на второй книге внутри головы раздавался скрип не смазанных шестерёнок, а отнюдь не звуки лёгкого скольжения по повествованию. Я понимаю, что все моё недовольство субъективно, но и оно из чего-то родилось, а потому попробую в нём разобраться.

Во-первых, меня не зацепил сквозной сюжет. Лишь на подступах к третей книге цикла, намечается какая-то фабульная конструкция, до этого, похоже, сам Автор не знал, куда поведёт его перо. События разрознены, чем-то связаны, чем не понятно, а от того интрига получается блеклая. Нет стремления, этакого нетерпеливого зуда, узнать, чем закончится вся эта эпопея, что станет с героями, куда рухнет этот мир. Не видны перспективы развития сюжета. Да, где-то в середине цикла замут вокруг Тёмного кузнеца вроде оживляет общую картину, но мало того что поздно, так ещё и выглядит намеренно растянутым. Это притом, что сюжетец этот, сам же Автор, вкратце описал буквально на паре страниц в повести «У перекрестка эпох». Финальная битва тоже без затей. Было бы это написано в году так 90-м, прошлого века, когда мы ещё не насмотрелись этих самых эпичных схваток в видеоиграх, то тогда конечно, было бы свежо и впечатляюще. Но сегодня нам кроме спецэффектов и преображений в супербоссов нужны концовки, переворачивающие всё с ног на голову, а тут извините, опять, увы.

Как я ранее говорил, мир, на основе средневековой Европы, получился вполне целостным. Но скучным. Локации однообразны и мало чем отличаются друг от друга. Я понимаю, что в средние века на нашей матушке Земле, города и села, тоже не блистали многообразием и оригинальностью . Но никто же Автора не заставлял придерживаться исторической достоверности, всё-таки это фэнтези. Можно было включить у воображалки громкость побольше. Потому, наверное, очень выгодно выглядит на общем фоне история «Темнолесье», жаль, что мы там побывали всего раз, а ведь потенциал, у волшебного леса и его обитателей, высок. Так же в мире «Стража» вам может понравиться иерархия орденов и их противостояние — действительно стоящая тема. Но опять же, до конца не выжатая, не использованная на всю катушку. Где интриги, поражающие свои коварством, где тайны, заставляющие нас генерировать свои версии, где гнусные предательства, вызывающие негодование читателя? Их нет! Есть, конечно, определённая движуха, но без изысков, простоватенько.

А ведь можно плюнуть на сквозной сюжет и прочие декорации второго плана и наслаждаться каждой историей отдельно. И то верно, если бы не одно но. Опять же к сожалению, некоторые замечательные идеи, так и не получили достойного воплощения. Дело в том, что Автор почему-то не захотел сделать акценты на драматических моментах. Люди у него умирают походя, а все смерти подаются бегло, торопливо, если не сказать монотонно, без расстановки интонаций и ударений. Умирают даже не люди, а имена. Второстепенным персонажам уделяется несколько строк, зовут так-то, цвет волос пушистый, характер жизнерадостный, любит рыбалку и жену. А потом он гибнет. Людвиг говорит — жаль, хороший был парень, и идёт дальше. Я конечно утрирую, но тем не менее эмоциональный отклик, на любые драматические события в цикле, у меня редко находился.

Дошли мы и до главных героев. Напомню, что повествование ведётся от первого лица, т.е. Людвига. Он очень подробно описывает, что он делает, какой рукой держит ложку за обедом, какой походкой идёт, лёгкой или не очень, какие штаны одел, что творится по сторонам и что он говорит. Но он не озвучит не одной не высказанной мысли. То ли он говорит всё, что приходит в голову, то ли у него этих мыслей вообще нет. Умственный процесс главного героя, читателю не доступен. Тоже касается и чувств. Нет, Людвиг не машина, он не чёрствый сухарь, и нет, он не намерено прячет свои чувства — поступки говорят об обратном. Просто Алексей Пехов посчитал это лишним и получился наш герой прямой как палка, без затей, а от того он скучен, однообразен и предсказуем. У него нет каких-то особых скелетов в шкафу, он почти всегда поступает правильно, а моральные дилеммы, застигающие его врасплох и не дающие возможности поступить справедливо, решаются слишком очевидно. Не создаётся ощущений, что Людвиг может серьёзно оступится или что-то с ним может произойти. Как я уже говорил за героев рад бы переживать, да не получается. Отношения Людвига с Гертрудой, коллегой и любовницей, рафинировано сексуально-деловые. Встретились, сказали друг другу как скучали, поделились новостями, переспали и разбежались. Не страсти, не пыла, что уж говорить о скандалах, ревности и прочих аспектах пламенной любви.

Пугало и Проповедник, наиболее удачные персонажи цикла, этакие альтер эго стража — темное и светлое. Именно они, чаще всего, спасают книги от непроходимой скуки. Но и тут всё не идеально. Они совершенно не развиваются, от повести к повести их привычки и поведение не меняется, уже в третьей части цикла можно предугадать все реплики Проповедника и ужимки Неодушевлённого. Правда, надо отметить, что в Пугале есть какая-то пугающая тайна и концу эпопеи она выстрелит, но, тем не менее, и она не заставила меня ждать с нетерпением развязки. Кстати, именно на этих двух персонажей выпала доля развлекать читателя и они, вполне, с этим справляются. Правда баланс между смешным и трагическим не выдержан и получается какая-то мешанина из хохм, драмы и лёгкой философии. Без достойного психологизма эти ингредиенты теряют свой вкус.

Да, цикл «Страж» мне скорее не понравился, но я вполне понимаю людей, которых он зацепил. Это нормальное, лёгкое чтиво, чтобы коротать время в общественном транспорте по пути на работу и обратно. Я ждал и наделся на другое. Отзыв же я написал, чтобы новые, потенциальные читатели не строили лишних иллюзий, а были готовы и к оценки схожей с моей. Буду рад, если прочитав, вы займете противоположную точку зрения, ну а если согласитесь с моей, то не говорите, что вас не предупреждали.

Оценка: 6
–  [  32  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший и добротный пример классического фэнтези-повествования, собранного из новелл. Пожалуй, Пехову давно стоило обратиться к данному типу изложения. Здесь проявляются его плюсы и скрываются минусы, поскольку вполне естественно начинает смотреться любовь автора сыпать событиями на голову героя как из «рога изобилия». Одну историю закончил — и можно без передышки начинать новую, избегая при этом ощущения чрезмерной насыщенности происшествий за счёт условного временного промежутка. При этом мне вспоминаются «Хроники Сиалы» и момент, когда на Гаррета свалились все: стражники, маги, гильдия, демоны, боги и прочие-прочие, что хоть и было весело, но до жути неестественно. Страж избегает этого скользкого момента, а уж пофантазировать у Пехова есть о чём. Он как раз любитель множества разнообразных «event», что позволяет сохранять динамику и с удовольствием проглатывать книжки на раз-два. При этом каждый рассказ выглядит логически и духовно завершённым, но имеет некоторое влияние на последующие истории. Удачный баланс между «закончено» и «а вот этот элемент ещё сыграет» опять-таки отлично характеризует цикл. О языке особых слов не требуется, поскольку давно ясно, что у Пехова стиль стабилен и мало различается от произведения к произведению. Добротное слово, оно как хорошая машина: может, и не «Бентли», но ездит прекрасно.

Рецензию пишу по прошествии 3-х книг цикла и в ожидании 4-й (судя по всему завершающей), поэтому полностью оценить произведение пока не могу. Что же перед нами есть? Классический, но приятный герой, с которым отлично ходится по страницам. Людвиг косит под идеалиста, но морализаторством не занимается, за что автору большое спасибо. Поступки должны говорить сами за себя, а лишние слова в таком случае не требуются. Для возможности вести диалоги и ради оживления похождений к нашему товарищу прикреплена пара душ, которые хоть и редко взаимодействуют с сюжетом, но зато дают перманентную возможность поговорить. Удачный ход, сколько бы прозрачен он не был. Хитрый Пехов сумел создать напарников и оставить Людвига одиночкой. Сама же компания подобрана на славу, стоит сказать хотя бы, что первая книга начинается с прекрасного момента знакомства с Пугалом. Зачин всегда очень сложно подобрать, но именно тут получилось «зацепить» читателя, выбрав момент без описаний и долгих расстановок сил, а яркий, короткий и красочный эпизод. Перед Пугалом не зря многие снимают шляпу, ведь из него получился чудесный молчаливый одушевлённый, который умеет без слов развлекать читателя, привнося элемент хаоса в повествование. Тем не менее, тёмная душа не превращается в «Бога из машины» несмотря на всю свою силу и загадочность.

Ещё один постоянный спутник, это Проповедник. Именно так, поскольку родное имя персонаж не любит и не раскрывает. Хотя действия данного героя ничуть его не приукрашивают, образ получился живым и сочным, показывая до удивления натуральный микс не помешанного на святом писании священника, но, всё-таки, священника. Он довольно часто пытается морализаторствовать, понимая, что до его слов никому нет дела и в общем-то редко расстраиваясь. И как любой по-настоящему не картонный человек, Проповедник запросто коверкает истины, совершенно неприкрыто богохульствуя или перепевая молитвы на совершенно «неприемлемые» лады. Но по большей части светлая душа просто ворчит и бренчит, изредка принося пользу и очень вовремя сбегая от большинства сражений (заодно не мешая Людвигу в тех моментах, когда для сюжета не нужен дополнительный собеседник). Оправдание периодических исчезновений товарищей-душ довольно грамотное, какой бы очередной «прозрачностью» не обладало. В конце концов, даже если ходы автора очевидны, это не значит, что они плохи.

События происходят при вполне классических фэнтезийных декорациях, в которых поместилось натуральное Христианство без подмены имён и понятий. Пехов не стал досочинять дополнительный названий, как делают большинство авторов, а оставил религию как есть со всеми вытекающими. Единственное отличие — реальное, а не виртуальное присутствие святой магии. Что опять-таки хорошо: на протяжении книг Братство Стражей не оттягивает на себя одеяло «интересного и сверхъестественного, пупа Земли, главной оси истории», а представляется одним из колёсиков многоступенчатой структуры. Иногда в мирах присутствует только одна система необычного, но здесь их несколько и это создаёт хороший эффект объёма. Есть инквизиторы и демоны, есть стражи и души, есть ведьмы и колдуны, есть орден Праведности и Носители Чистоты... Пожалуй, моя любимая история — это «Ключ от рая», где показано, как любая власть, любая организация, даже сама церковь, отнесётся к человеку, способному не под их знамёнами изменить мир к лучшему.

Итог: Некоторые книги просто и приятно читать. Промежуточные герои и персонажи второго плана отлично запоминаются и являются живыми людьми. Сеттинг играбельный и увлекательный. Над каждой историей проведена большая работа, а не просто «забить пространство чем-нибудь». Сравнение с канонами? Форма книги из множества новелл никогда не являлась запатентованной собственностью какого-то одного писателя. Есть только удачные произведения и нет. А «Страж» несомненно удачное.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это было чертовски хорошо. Мне понравилось все. Впервые открыла что и русскоязычное фентези может быть очень даже хорошим.

Меня не сильно затянул сквозной сюжет про кузнеца, но с другой стороны он тут конечно к месту и без него это был бы простой набор историй. Больше всего понравились инфернальные истории — Чертов мост, Аутодафе, Наложница дьявола, Пожиратели плоти.

Автор хорошо намешал ингридиентов из нашего мира и мира придуманного — очень хорошо читаются страны и города Европы, но названия столь хороши что прекрасно отделяют их от современного мира. Церковь именно такая, какой ее хотелось бы в идеале видеть — инквизиция действует в интересах народа, святые спасают души, ну а молитвы и вправду могут возвысить и спасти. Очень понравилось что автор не поленился дать всем существам свои названия, причем именно вписывающиеся именно в этот мир — не вампиры,а старги; не оборотни, а ругару.

Главному герою даже каких-то подробных описаний внешности не дается, как если это ты сам. Просто и лаконично «синеглазый», без волевых подбородков и высоких скул — как хочешь так и представляй и это имхо хорошо для слияния с персонажем. Как если бы ты сам себя ну никак не описывал. При этом проповедник с пугалом не просто говорящий и молчаливый спутник, а очень хорошо подчеркивают характер главного героя. Он хорошо противостоит своим страхам и совести которые высказывает проповедник, ну а на примере пугала показано насколько он умеет хорошо контролировать себя давая спуск лишь когда действительно припрет. И да, герой не сахарный и не через край озабочен своей честью и правильностью, но ровно на столько, на сколько надо.

Второстепенные герои тоже хороши и их не спутаешь — у каждого свой слог и характерные черты, хотя конечно кто-то ярче, кто-то пообычнее.

Цикл отправляется в «лучшее» и возможно еще с таким же удовольствием перечитается. Не всем зашел, но мне прям вкусно было:))

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начну с того, что сравнивать «Стража» с «Ведьмаком» все равно, что «Войну и мир» — с «По ком звонит колокол», ведь и там, и там, люди друг в друга стреляют. Для этого нужно судить крайне поверхностно.

Да, у нас тоже специалист по защите не очень порядочного человечества... но нет, не от чудовищ, а от, насколько мне известно, самобытной и нигде до этого не встречавшейся «проблемы». И с мечом наш вояка обращается далеко не так лихо, и вообще эпоха другая, мир... Не понимаю, за что Пехова ругают в данном случае, никто не запрещал обыгрывать знакомые нам понятия, используя «другой» мир. Мне вот понравилось как ловко обыграны «наши» государства» в этом мире. Да, чудища порой выходили крайне сюрреалистичные и не слишком гармонирующие с остальным повествованием, но в целом — не так все плохо.

Сюжет, на мой взгляд, вполне достойный. Я не отношусь к числу читателей-всезнаек, и пару финальных финтов разгадать в середине последнего тома не смог — что ж, если вы настолько искушены, наверное, вам он действительно покажется простым и незатейливым, мне переплетения между новеллами по большей части нравились. И ни в коем случае нельзя сказать, что он (сюжет) примитивен и скучен.

Ну и моя любимая тема — персонажи. Откровенных злодеев тут немного, зато постоянно в качестве второстепенного антагониста выступают человеческие пороки — жадность, трусость, малодушие, ненависть и тд. (привет, Геральт). По своему симпатичны И Мириам, и Павел, и Кристина, хотя поступки их часто... неприятны. Пожалуй, самое спорное отношение осталось к Вальтеру. К Шуко, Натану, Карлу со временем привыкаешь, Львенок и Гертруда — так вообще как родные. Проповедник, несмотря на брюзжание, славный «парень» и настоящий герой, Пугало — чертовски харизматично и полно сюрпризов.

Людвиг, которого многие обвиняют в серости и картонности... Ребят, повествование ведется от первого лица, значит любая черта любого персонажа, вообще любая характеристика, всякое эмоционально окрашенное заявление, описание — это как раз то, как видит он, ведь по сути он и является автором. По этому утверждать, что Людвиг невзрачен, просто глупо.

Ах да, клирики. Вообще много внимания уделено Церкви и всему, что с ней связано, кого-то это оттолкнет, а мне вот было интересно посмотреть на работу «настоящей» инквизиции, такой, какой она должна быть. Образы Курвуса и — особенно — Марта яркие и запоминающиеся.

Финал, скажем так, открыт, но я надеюсь, что на этом все, ибо хорошее воспоминание лучше плохого продолжения. А воспоминания о цикле у меня отличные.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По сравнению с другими романами-эпопеями понравилось менее. Возможно, в силу внешних и внутренних событий, которые немного сыграли свою роль, «Страж» засел не так сильно, как «Хроники Сиалы» и особенно «Ветер и искры». Есть напряжение, интересные события, вполне яркие персонажи, но нет вкусной наживки, благодаря которой проглатываешь цикл полностью, за исключение Пугало, который является харизматичным персонажем. В итоге имеем хорошую и твердую тройку. К прочтению рекомендую, но не больше.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По утверждению Хорхе Луис Борхеса, есть четыре основных сюжета литературы — история об осажденном городе (война), путь домой, поиск и самоубийство бога (апокалипсис). Если смотреть с этой стороны, по сути, тетралогия Алексея Пехова про вечный поиск главных героев, где есть немножко и от остальных трех сюжетов. Людвиг и его друзья, с лучшими традициями героической фэнтези, скитаются по разным странам, путешествуют из одной цели к другой, решая задачи любой сложности.

Почему «Страж» так интересно читается? Во-первых, структура цикла, где есть четыре романа по шесть рассказов в каждом, при этом, каждый рассказ, имея свою историю, продвигает основной сюжет. Например, в конце романа «Проклятый горн» мы понимаем, какое важное значение имели персонажи Александра и Хартвига из первых двух рассказов «Стража». Во-вторых, есть увлекательный сюжет с поединками и погонями, борьба против темных душ и разной нечисти, душевные разговори, этические проблемы и конечно, прекрасные описание городов, природы и иных сущеcтв. В-третьих, продуманные персонажи, начиная с Людвига, и заканчивая с Мириамом. А про Пугало и нечего добавить: уникальный литературный персонаж, не имеющий аналогов. Из всего этого мы имеем прекрасную фэнтези-сагу, которую читая получите огромное удовольствие.

«P. S.». Спасибо Алексею Пехову за отдельные расскази: «Темнолесье», «Аутодафе» и «Распятый» — это маленькие шедевры литературы.

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Цикл «Страж», написанный Алексеем Пеховым, в любом случае будет долго обсуждаться поклонниками качественного российского фентези. Четыре долгих года читатели гадали и строили самые фантастические предположения. Кто же скрывался под масками главных героев цикла и кем они на самом деле были? Таинственности им автор придал с лихвой, практически в каждой истории происходило что-то необычное, что только подогревало интерес к основным действующим лицам.

Серия состоит из четырех книг. Каждая книга, в свою очередь, состоит из шести новелл, соединяющих все истории в одну, но очень длинную. По сути, перед нами полноценный роман, который разбит на 24 главы. Читать необходимо строго по порядку, так как в противном случае будет утерян весь смысл. Я специально дожидался выхода всех книг в цикле, чтобы прочитать всю серию сразу. Сочувствую тем, кто читал по мере выхода и кому книги понравились, так как развязку ждать пришлось довольно долго.

Отдельного упоминания заслуживает художник-оформитель всего цикла «Страж». Владимир Бондарь создал настолько яркие и красочные иллюстрации к книгам Алексея Пехова, что даже человек, который не знал до этого ничего про автора, не сможет устоять перед соблазном купить их или хотя бы взять в руки. На мой взгляд, сегодня Бондарь является определенным знаком качества, по которому можно судить о самой книге и работает он только с лучшими писателями современной фентези.

На мой взгляд, этот цикл получился самым «взрослым» из всего написанного Алексеем. Жестокий мир, злые и очень злые люди, отсутствие хоть каких-то светлых сторон, которые бы могли оправдать самопожертвование некоторых персонажей. Этот мир не достоин, чтобы его спасали. Скорее наоборот, его необходимо уничтожить, чтобы те, кому повезет выжить могли совсем по-другому оценивать саму жизнь и не совершали отвратительные вещи, которыми все здесь переполнено.

Не хочу сравнивать эту серию с циклом Сапковского. Что-то общее есть. Но это скорее относится к фигуре главного героя, к его отношению к жизни, к себе, к окружающим. И Людвиг, и Геральт — романтики. Им не нужно никаких почестей, немыслимых благ, любви и почитания. Я считаю, что и «Страж», и «Ведьмак» — одни из лучших фентези-циклов, написанные двумя мастерами жанра России и Польши.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой вкус — один из лучших циклов в российской фантастике-фэнтези последних 30 лет. Редкое сочетание оригинальности сюжета и высокого качества текста. Это — настоящая литература.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не могу назвать себя поклонницей Пехова, но в своё время фанфик-трилогия о ловком воришке пришлась по вкусу, а путешествие по Храд Спайну перечитывала ещё много и много раз. Не могу того же сказать о цикле «Страж».

По вторичному миру, аналогу позднего Средневековья, на попутных дилижансах разъезжает молодой господин ван Нормайенн. Облечённый даром страж, который очищает человеческий мир от тёмных душ, попутно разбираясь с иными и нечистью. Есть у стража спутники временные (эти, как правило, героически погибают к концу главы-повести, и автор иногда напоминает об их смерти в последующих частях) и спутники постоянные (бесконечно таинственное Пугало с полей и архетипичный священник-вуайерист), а так же любовь всей жизни. Заботливо собирая сюжетные зацепки, которые явственно появляются только во втором томе, и продираясь сквозь препоны, наш герой ни шатко ни валко приближается к развязке.

Сюжет мне показался оголённым. На нём нет ни мяса, ни мышц. Просто скелет, который, от сустава к суставу, обегает наш ГГ, чтобы получить цельную картину. Немного интриг, немного застарелой ненависти между двумя организациями, призванными служить одной цели, немного внутренних разборок. Повествование в виде отдельных, самостоятельных рассказов позволило сгладить углы и придать мутному конфликту если не ясности, то хотя бы интересности. Признаюсь честно, к середине третьей книги я уже невнимательно вчитывалась в арифметику счёта кинжалов и выслеживание главного антагониста, потому что очень, очень устала от некоторых других минусов.

В частности, от персонажей. Они никакие. Безликие. Заставь их беседовать без пометок авторской речи и не отличишь оленерогого от ведьмы, а ван Нормайенна от клирика. Все общаются исключительно вольным стилем речи, с подколами, шутеечками и взаимными издёвками. Несмотря на то, что за плечами почти каждого стоит какая-никакая, но история, мне не получилось сопереживать этим картонкам. Проповедник, видимо, задумывался как комический персонаж, но вместо этого получился слабоумный, кудахчущий старичок, который беспардонно врывается в сюжетные диалоги и разбавляет их бессмысленной водой. Пугало — полная противоположность по характеру светлой душе — ведёт себя схожим образом с той лишь разницей, что вместо словесного шлака он выдаёт либо «неприличные жесты», либо вырисовывает везде, где только можно, «неприличные слова». Ведьме Гертруде досталась незавидная роль женщины-функции: она нужна исключительно для рабоче-половых сношений, морально-артеллерийской поддержки и установления связей с вышестоящими господами. Из всего этого вороха картинок с лицами вызывает хоть какие-то чувства и воспоминания Мириам — магистр, которая не осмелилась использовать страшный артефакт по назначению.

Что до самого главного героя, то он обычный. Вроде и нормальный, живой человек, а вроде и без изюминки. Поступает всегда правильно, а если и ошибается, то ошибку увозят впряженные в повозку сюжета рояли. Любит блёкло, дружит вяло, ни с кем никаких замешанных на чувствах отношений не водит. Болванчик, единожды заведённый в академии Арденау и выполняющий работу.

«Мышки плакали, кололись, но продолжали есть кактус».

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Знакомство с этим циклом сложилось нелегким. Впервые взяв книгу в руки года два назад, забросил после первой же истории. От чего — не знаю. Видимо, не отошел еще от впечатлений после прочтения Космеровского цикла Сандерсона. Но помня великолепно исполненную «Мантикору» и довольно неплохие книги цикла «Ветер и искры», решил дать произведению второй шанс. И не зря.

Вообще я не очень положительно отношусь к фэнтезийным произведениям, которые прямо основаны на христианской вере, поскольку сам являюсь христианином, и некоторое коверканье смыслов христианского учения меня постоянно раздражало и, естественно, со многим я не согласен. Но сразу бросается в глаза, что автор, пусть он и русский, где в основном исповедуют православие, за основу взял отнюдь не православное вероучение, а католическое, а если вспомнить историю, то католичество действительно есть за что... критиковать (хотя бы в историческом аспекте), если говорить мягко (это ИМХО, не серчайте если что). Древо познается по плоду. Но сейчас не об этом. К вопросу изучения Священного Писания автор подошел весьма скрупулезно, во всяком случает в плане внешнего содержания (читай «буквы»), хотя есть и некоторые моменты, которые соответствуют «духу».

В итоге для себя решил, что это все же фэнтези, то есть альтернативный, а не реальный мир, альтернативное, а не реальное христианство, альтернативное учение. Сразу стало легче читать.

Книга (вся тетралогия) получилась очень динамичной, насыщенной и яркой. Читается легко, быстро и с интересом. Персонажи очень разные. Они особенные, необычные. Со временем что Проповедник с его нытьем, что Пугало с его черным юмором, что Гертруда, столь нечасто появляющаяся на страницах истории, настолько вклинятся в атмосферу созданного автором мира, что их временное отсутствие будет ощущаться сродни нехватки воздуха. Что же касается главного героя, то он, ИМХО, чуть ли не на 90% копия Несса с «Ветра и искр». Я имею ввиду не факты биографии, а именно внутренний мир: принципы, ценности, отношение к другим людям, к вопросу «истинности» чего либо и т.д. За этими образами явно виден портрет автора, ведь ГГ отображает (опять же ИМХО) именно видение мира самого Алексея, раз уж в ГГ разных циклов столь похожи. Но, как не странно, это даже, в некотором смысле, понравилось. Во всяком случае — не мешало.

О том, кто такой Пугало, я не догадался. Нет, ибо я знал. Ибо я, как последний дурак, открыл последние страницы эпопеи сразу же после того, как проникся в начале истории к основным героям саги, и, по закону подлости, глаз зацепился как раз за «нужный» момент. С этой вредной привычкой я стараюсь бороться, но выходит не всегда =) Не советую делать так же, ведь интрига если не убивается, то все же не слабо может поранится.

Финал открыт, и хеппиэндовским я его никак назвать не могу. Но и обратной характеристики он не заслуживает. Он открыт. И это хорошо.

Жду дополнительное издание тетралогии в одном томе, чтобы книга осела на отведенном ей месте моей библиотеки.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я свое знакомство с Пеховым начал с этого цикла, и не прогадал. Очень интересно развита идея религиозной магии. Мир описан вполне правдоподобно и интересно. Политические силы, интриги, амбиции отдельных персонажей, и все это идет вместе с интересным, зачастую таинственным сюжетом каждого рассказа (хотя может быть повести, ведь они совсем не маленькие). Жанр я бы описал как детективное приключение. Что для меня только плюс. Но что больше всего понравилось, так это то, с каким трудолюбием и мастерством автор вписал все сюжетные линии рассказов в одну. Это потрясающе. Сколько труда это стоило, даже представить не могу) Не часто такое можно встретить. И завершение цикла именно такое, какое было нужно(для меня).

Волей неволей, но приходит ассоциация с Ведьмаком(по крайне мере с первыми 2-мя книгами). Хотя автор и очень не любит такое сравнение, но все же оно сразу приходит в голову. Тут уж ничего не поделаешь: странник со сверхсилой(хотя тут до ведьмака ему далеко) бродящий по стране и берущий заказы на истребление чудищ. С ним за компанию ходит его друг, который бесполезен в бою, но помогает скоротать дорогу веселой перебранкой... интересно с чего бы такая ассоциация. И может я скажу крамолу, но! Того, что мне не хватало в ведьмаке(где-то с 4-й книги и до конца цикла), тут это присутствует в полной мере. Это именно то, что мне было нужно. Пехов дал мне то, чего я так ждал от Сапковского после прочтения 2-х первых книг. И спасибо ему огромное за это.

Настоятельно рекомендую к ознакомлению.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще я не люблю подобную тематику, но этот цикл мне очень понравился. Он затянул, завладел моим вниманием. Было интересно наблюдать за судьбой героев и развитием событий.

Цикл состоит из четырёх книг: «Страж», «Аутодафе», «Золотые костры» и «Проклятый горн». В чём суть? Молодой страж Людвиг ван Нормайенн борется со злом, а именно избавляет людей от тёмных душ. Вместе с ним путешествуют два спутника: светлая душа зверски убитого священника Проповедник и тёмный одушевлённый вселившийся в обычное огородное пугало.

В книгах кратко рассказывается судьба Людвига. Маленький мальчик однажды увидел на улице тёмную душу и испугался. В общем-то, это совершенно нормальная реакция для ребёнка – пугаться чего-то неизвестного и жуткого. Ну и, конечно же, он рассказал об этом другим детям из приюта. Об этом узнали взрослые, и одарённого малыша забрали в школу, где учат будущих стражей. Так и началась история Людвига, попавшего в Братство стражей.

Кстати, через весь сюжет идёт постоянное противостояние Братства стражей и Ордена праведности. Они как оборотни и вампиры, уж простите за такое сравнение, ненавидят друг друга лютой ненавистью.

Чтобы сильно не углубляться в сюжет, скажу лишь, что весь цикл Людвиг выполняет свою непосредственную работу: избавляет людей от тёмных душ. В процессе с ним происходят различные происшествия: то он попадает в тюрьму, или просто в плен к кому-нибудь, то появляются проблемы с Орденом. В общем насыщенная жизнь у стража. Тут есть и опасность, и любовь, и даже посмеяться временами можно.

На всём протяжении цикла Людвигу помогает Гертруда – ведьма, получившая патент и ставшая стражем, а потом и магистром. Мне нравилась эта женщина. Она всегда могла остудить пыл Людвига и очень заботилась о нём. Мне нравилось то, что Гертруда всегда, не смотря ни на что, приходила на помощь, иногда даже рисковала собственной жизнью и репутацией, чтобы помочь Людвигу мне кажется, он её очень нравился, хотя характеры у них были совершенно разные. Так же с ним всегда были его друзья, особенно лучший друг Львёнок, настоящее его имя Вильгельм, такой же безбашенный, как и сам Людвиг. Ну и другие друзья-стражи, о которых вы узнаете, прочтя этот цикл. Они тоже всегда приходили на помощь. Мне нравилось наблюдать за их взаимоотношениями, ссорами, совместным времяпрепровождением.

Проповедник и Пугало это вообще нечто! Эти двое могут рассмешить даже мёртвого. Меня забавляло наблюдать за их вечными спорами и перепалками. Это было мега смешно. Честно, я порой смеялась до хрипоты в голосе и боли в животе. Наверное, соседи крутили пальцем у виска и думали, что я сумасшедшая. Даже сейчас, вспоминая этих двоих, я улыбаюсь. К тому же они всегда помогали Людвигу, особенно Пугало. Да и Проповедник, не смотря на его вечное нытьё и периодические разногласия с Людвигом, всегда приходил на помощь, давай советы. Мне нравился этот нытик, у которого была несчастная судьба. Было ужасно грустно расставаться с ними в конце цикла.

Ладно, хватит о сюжете, теперь, пожалуй, выскажу своё мнение. Как я уже сказала ранее, этот цикл мне очень понравился. Да, иногда бывают вот такие исключения. Было и весело и грустно, я и смеялась, и грустила, а в конце даже всплакнула немного. В общем, цикл просто супер! Всем советую его к прочтению. Поверьте, вы не пожалеете. Даже если вы не любите подобную тематику, вам всё равно понравится этот замечательный цикл, и вы, как и я, будете переживать за героев и радоваться их успехам.

Ну и как всегда поставлю оценку этому циклу. Моя оценка 9 из 10.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравилось, прочитал запоем. Сравнение с Ведьмаком не корректно. Да, есть схожесть по героям, но дух цикла другой. Так получилось, что Ведьмака читал очень не задолго перед стражем. До конца добирался уже с усилием, а Страж на одном дыхании. В отзывах много написано и разобрано, повторяться смысла нет, лучше каждому самому решать.

Оценка: 10
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, я навлеку на себя гнев поклонников А.Пехова (я, кстати, сам к ним отношусь и весьма этим горд:)), но с самого начала чтения «Стража» у меня сложилось впечатление, что автор сильно вдохновлялся «Ведьмаком». Братство одиночек-охотников за нечистью, герой, так и не сумевший до конца свыкнуться со своей «инаковостью», постоянные неудачные попытки сохранить нейтралитет, при том, что герой — хороший человек, любящий людей и органически не способный бросить в беде нуждающегося, вечная тема о том, что нет монстра страшнее человека и многое другое. Даже структурированы романы как первый «Ведьмак» — отдельные новеллы, ненавязчиво формирующие нечто вроде общего сюжета.

Однако все это — довольно общие темы и было бы несправедливо безраздельно признавать за Сапковским их авторство. Так что несмотря на явную схожесть произведений, слово «плагиат» в голову не приходит. Просто они похожи.

Собственно по сути цикла. Идея для фентези не нова: главный герой — охотник на нечисть (преимущественно злых душ) путешествует по разным местам, встречает различных людей (как сочувствующих ему, так и нет), вынужден бороться не только с чудовищами, но и с проявлениями человеческой глупости, злобы, алчности и прочих нехороших черт. При этом грань между условно «хорошими» и условно «плохими», хоть и присутствует, но довольно размыта. Внутренний мир героя также описывается довольно подробно и его душевные и моральные метания составляют одну из вспомогательных линий повествования.

Лично мне показалось, что эта серия романов в какой-то степени демонстрирует наступившую зрелость Пехова как писателя. Цикл написан, в самом хорошем смысле слова, очень профессионально. Новеллы интересны каждая сама по себе и вместе образуют цельное произведение. Все, что можно было повернуть к выгоде такой эпопеи — типажи стражей, описания Одушевленных, монстров, реалий мира — в общем все, что способно пробудить интерес читателя — использовано автором на 100%. Практически любой читатель найдет в книгах нечто интересное для себя — есть и динамичные боевые сцены, и тщательно прописанные герои, и рефлексия, и пугающий холодок соприкосновения с неведомым и мелкие детали, создающие атмосферу.

Пожалуй, нет только одного — оригинальности. Но на мой вкус, она не является достоинством сама по себе и прекрасный роман может быть написан и без нее. И «Страж» является отличным тому подтверждением.

P.S. Изрядно порадовал старый опытный страж по имени Иосиф с густыми черными усами — мало что трубку не курит. :)

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее, крепкое паразитирование на теле Сапковского (и «Ведьмака», и «Рейневана»): если кому-то хочется вариаций на те же темы, в похожем антураже, но с усиленным церковно-магическим колоритом — «Страж» — удачный выбор.

Ярких персонажей тут не найти — среди человеческих героев, по крайней мере, — но если их рассматривать как фишки или фигуры в какой-то игре, то ТТХ каждой фигуры прописаны грамотно и последовательно. Сюжет динамичный, язык хороший, некоторая неочевидность концовки присутствует.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх