FantLab ru

Алексей Пехов «Страж»

Страж

Роман, год; роман-эпопея «Страж»

Жанрово-тематический классификатор:

Всего проголосовало: 141

 Рейтинг
Средняя оценка:8.40
Голосов:3712
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Там, где со злом не могут справиться князья и клирики, инквизиторы и колдуны,— на помощь зовут воспитанников Братства стражей. Людей с даром, способных видеть незримое и остановить тёмных сущностей.

Людвиг ван Нормайенн — один из них. Вольный охотник за порождениями тьмы, он путешествует из княжества в княжество, избавляя мир от злобных душ. Его ждёт работа везде, где происходят необъяснимые события, жестокий мор и странные, неожиданные смерти.

В произведение входит:

8.21 (2211)
-
19 отз.
8.08 (2037)
-
11 отз.
8.42 (1990)
-
11 отз.
8.17 (1936)
-
7 отз.
8.43 (1950)
-
7 отз.
8.44 (1945)
-
8 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— роман-эпопею «Страж»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 346

Активный словарный запас: средний (2829 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 63 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Лучшая отечественная книга

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Фэнтези года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книга года

номинант
РосКон, 2011 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Страж
2010 г.
Страж
2011 г.
Страж
2015 г.

Аудиокниги:

Страж
2016 г.





Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  35  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 мая 2010 г.

Автор рецензии привык считать хорошего писателя чем-то вроде гуру. Я не могу оспорить сюжетные ходы, литературные приемы и другие решения таких авторов. Я признаю за ними право Творца. Я могу только восторгаться, или оправдывать те или иные моменты. Обычно отделение хороших писателей от плохих писателей происходит в сознании безболезненно, и очень редко для меня возникают спорные фигуры. Как уже поняли читатели рецензии, авторитеты не для нас, и Пехов попадает в парадоксальную промежуточную группу. Середняком его назвать нельзя, ни в коем случае. Парадокс состоит в том, что, несмотря на очарование миров, созданных Алексеем, не глядя на талантливый слог и ярких персонажей, желание растащить произведение по косточкам в поисках нескольких с гнильцой, меня не покидает. Это интуитивное ощущение, присущее в той или иной мере всем людям с критическим складом ума, которое можно выразить словами «Что-то тут не так!» (произносится с характерным прищуром), не покидало меня ни при чтении «Пересмешника», ни при чтении «Стража».

Первое слово, пришедшее мне на ум после прочтения книги – талантливо. Второе – вдохновенно. Третье – халтура. Озорная такая халтура, в стиле Тома Сойера заставившего красить забор соседского мальчишку. Заметьте, слова о халтуре нисколечко не перебивают значения слов «талантливо» и «вдохновенно».

Можно бесконечно хвалить продуманность мира «Стража» и помалкивать об отсутствии настоящей Атмосферы Мира. «Реалистичная атмосфера», это когда по нескольким мазкам авторской кисти, паре мимолетных вдохов можно ощутить теплые камешки под избитыми ногами усталых путников-героев, увидеть небо цвета пронзительного индиго, услышать переливчатый говор торговки глиняными кувшинчиками с лотка на углу возле городской ратуши. Почему, несмотря на латынь и неологизмы, на новые придумки, изощрения, вплоть до «удаления гланд через уши», я не могу почувствовать себя Читателем в плену у Писателя? Я читаю текст, наполненный фактическим содержанием. И только.

Можно говорить о колоритных качествах героев, и закрывать глаза на то, что все это уже где-то было. Ворчливый Проповедник, жутковатое харизматичное Пугало, независимая, но заботливая Йен.. тьфу ты… Гертруда, и сам Герой.

Автор рецензии не имеет никакого понятия о том, что сподвигло г-на Пехова на подвиг подражания, без малейшей возможности приближения к уровню оригинала. Странно, что никто не может критически оценить неоспоримый факт мимикрии Алексея под пана Сапковского. Когда Мяхар подражает Громыко, это фууу и беее. Конечно, Сапковский и Пехов — качественно другой уровень. Но факт использования беспроигрышных, но слегка эээ.. узнаваемых ходов, на лицо. Все согласны? Можно выносить приговор? Отличную оценку «Стражу» уже не получить. Четыре с плюсиком, за вдохновение и талант. «Советски суд – самый гуманный…» и далее тоненьким голоском Вицина по тексту.

Можно говорить о том, что Людвигом, в отличие от Геральта ничто не движет, можно утверждать, что в формате романа в рассказах писали, и будут писать еще многие. Можно-можно-можно…

Но автор рецензии не станет. Не станет он и разбирать произведение на бесполезные шестеренки, не станет выкладывать бракованные части механизма на атласные подушки перед ценителями и прочей высокочтимой публикой. Я принесу налет абсолютного объективизма в жертву хорошему отношению к проявлению таланта.

Оценка: 7
–  [  31  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 января 2013 г.

Разумеется, это попытка написать «своего Ведьмака». Само собой, автор отнекивается и утверждает, что к творчеству Сапковского у него «очень равнодушное отношение», и что писать романы, состоящие из небольших повестей начал еще Киплинг, и что истории об охотниках за нечистью – штука распространенная… В общем, неважно, как он там оправдывается. Орден воинов-колдунов, который охотится на всякую гадость (в данном случае на призраков и прочих инфернальных пакостников) рискует выйти в тираж, не хуже чем «школа волшебников» и «мой бойфренд — черт в ступе».

Пехов не учел только, что история, рассказанная желчным польским шляхтичем не будет столь же интересна, если ее перескажет удачливый русский ремесленник. Я, лично, периодически вспоминаю фразу уже безымянного для меня второстепенного персонажа «Да будет вода ему водкой!» из «Ведьмака», но с трудом могу припомнить хотя бы имена персонажей из ближайшего окружения Людвига.

Отдельное раздражение вызвало христианство, вставленное Пеховым в более или менее типичный фэнтезийный мир. Более или менее – потому что без осточертевших мне гномов-эльфов-орков. Только люди. Да, христианство. Воткнутое в фэнтези под своим реальным обликом, а не в виде какого-нибудь «Культа Света», оно выглядит инородно и раздражающе. Не потому что я такой уж верующий. Просто за самим христианством стоит длинная история из людей, мест и событий. А тут оказывается, что Христос, Пилат, Варава, Ирод просто переехали на просторы «стражевого» мира. Да, если мы читаем фантастику во всех ее проявлениях, мы должны принимать все фантастические допущения, которые делает автор. Но допущения и откровенная халтура, это, все-таки, разные вещи.

Заметил, что автора, судя по всему, когда-то сильно впечатлил какой-то светский прием, или же он очень хочет на оный попасть. В каждой его книге главный герой так или иначе посещает светский раут. В «Сиале» — с разведывательными целями. В «Мантикоре» – будучи приглашенным на королевский бал, на котором погибает один из второстепенных персонажей. В «Пересмешнике» – визит на день рождения подруги. Думаю, где-нибудь в «Киндрэте» и «Искрах» тоже найдется нечто подобное.

После «Под знаком Мантикоры» люто полюбил Пехова, и впоследствии, знакомясь с другими его произведениями, настойчиво убеждал себя, что он пишет хорошо и интересно, и вовсе не сдулся. Наверное, пора признаться — ну, хотя бы самому себе — с «Мантикорой» ему просто повезло. Сейчас он расслабился, и началась пресная ремесленная штамповка. Весь цикл — абсолютно проходные «писюльки» с незапоминающимися героями, скучными сюжетами и торчащими отовсюду ушами «Ведьмака»...

Оценка: нет
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 апреля 2011 г.

Старательно дочитал книгу до конца. Первое впечатление, сложившееся после «Ведьмина яра», не изменилось. Я слышал много лестных отзывов о творчестве Пехова, в свое время с любопытством прочитал «Мантикору», однако после «Стража» характеристики вроде «один из самых сильных авторов российского фэнтези» вызывают лишь недоумение.

По моим ощущениям, «Страж» — типично ремесленный продукт, выполненный довольно грубо. Истории, рассказанные в романе, не слишком увлекательны, композиция зарисовок традиционна и местами просто скучна, стиль повествования неровен, много художественных шероховатостей, которые сбивают с ритма. Яркими получились разве что спутники героя – Проповедник и Пугало. В остальном зацепиться абсолютно не за что: в литературном отношении книга, по-моему, на серьезное внимание претендовать не может.

Откровенно удивляет высокая средняя оценка «Стража». Я до последней страницы не смог понять, за счет чего такое слабое произведение получило такой мощный балл.

Оценка: 3
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 мая 2012 г.

Еще никогда не писал отзывы, так как разделял мнение большинства аудитории, но в данном случае просто не поверил своим глазам. Откуда у этой книги такой рейтинг? С трудом осилил четыре части.

Вообще, любая книга хороша тем, что мы можем не только наблюдать за действиями героя со стороны, но и проникнуть внутрь персонажа, «слышать» его мысли (что, например. в кино реализовать сложнее), такой прием помогает раскрыть суть тех или иных поступков или происшествий, т. е. придает им мотивацию. Принято говорить о таланте автора, об оригинальных сюжетных ходах только в том случае, если действия логичны, и вытекают из сложившихся обстоятельств с поправкой на характер самого персонажа, т.е. мы видим: да, он сделал то-то и то-то потому, что обстоятельства и силы, действующие в произведении, сложились именно так. Я это к тому, что в данном произведении ничего подобного в помине нет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По накалу глупости первое место занимает «Ключ от рая». Основная мысль такова: парнишка имеет настолько уникальную способность (которой до него обладал ни много ни мало сам Иисус Христос), что его нужно немедленно убить. Причем на хвосте у него сидят Церковь, Братство, Орден праведности и местный князек, т.е. ВСЕ мало мальски влиятельные организации этого мира кроме купцов. Сам ГГ доходчиво объясняет пареньку, что его обложат как зайца, что все дороги, трактиры, города и веси для них очень опасны, везде задействованы соглядатаи, информаторы и пр. и пр. И буквально следующим же абзацем повествуется о том, что они не спеша, давая отдых уставшим коняшкам, едут по дороге(!) к границе, и парнишка пересекает ее по мосту(!!).

КАК? Все буквально вопит о том, что даже по звериным тропам нужно передвигаться только ночью, что паренька нужно побрить налысо, покрасить черной краской и одеть в женское платье, забиться в самое глухое болото и не жечь костров по ночам. Какие дороги, какие мосты??? Как такое мог написать человек, написавший Хроники Сиалы и Искры И Ветер?

Ну ладно, подумал я, с кем не бывает. Но уже в четвертой истории обнаруживаем то же самое. ГГ с подружкой украли Душу, чудом ушли от погони в лесу, убили парочку преследователей, наконец вышли из леса и куда направились? Конечно же в трактир недалеко от леса! Толпа колдунов дышит в затылок, «штаны в огне», а они идут в трактир чтоб покушать, переночевать и и.д. Что за бред?

На этом силы читать это иссякли.

На фоне вышеизложенного, такие «мелочи», как появление второстепенных персонажей буквально из ниоткуда, даже не стоит упоминания. Заходит ГГ в трактир, БАХ, за столом Карл попивает винцо, заходит в другой трактир (в другом рассказе), БАХ, подружка его сидит, винцо, понятно, при ней. Как они догадались, где будет скитаться герой-одиночка не ведомо ни нам, ни самому автору.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не менее замечательной вышла погоня по волшебному лесу (4 рассказ): карета, воздушный бой, дерзкий маневр Пугала по отвлечению внимания, беготня по лесу, все, вроде бы, удачно. Да какое там, мужичок который летал на мохнатой кобылке, спускается прямо с неба, помахивая плащом, прям batman-style. Как он там оказался, благодаря каким способностям, где ГГ прокололся — ни полслова, зато довольно быстро помер. Эпизод из разряда «А вот я так захотел!»

Мнение: Пехов, максимум, задал основную канву, остальное делал не он. Повторюсь, не поверю, что Хроники, Искры и вот ЭТО дело рук одного автора. Но раз подписался под текстом, пожинай плоды... Часто ставят более высокую оценку, оговариваясь, что, мол, за прежние заслуги. Не в этот раз. Трояк.

Оценка: 3
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 февраля 2012 г.

У Пехова все как всегда!..

Читается вроде легко, интересно, но недочетов с каждым произведением, на мой взгляд, становится все больше.

Во-первых, мир: абсолютно непонятный и невразумительный. Зачем стоило приплетать христианство со всеми вытекающими для меня лично не очень понятно. Карта мира не нужна вовсе, потому как большинство описанных событий происходит в населенных пунктах на ней не указанных.

Во-вторых, ГГ: разумеется, имеет прозвище (а как у Пехова иначе?); как обычно является, образцом доброты, мужетсва, отваги и всех положительных качеств вместе взятых, правда, объяснить его мотивы порой достаточно трудно, например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мне так и осталось неясным, что сподвигло его на сражение с демоном, если он этого делать не очень умеет.

В-третьих, второстепенные песонажи: Проповедник — на мой взгляд, нужен лишь для того, чтобы занять пару десятков страниц

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
скучными, ничуть не забавными и даже глупыми, так сказать, перепалками с другими персонажами.
Пугало — почему-то понравилось...

В-четвертых, зло: как обычно у Пехова сначала над ним нагнетается атмосфера его непобедимости, а потом оно относительно легко умирает:) Демон из рассказа про мост просто выдернут из голливудского ужастика. Читав описание битвы с ним, не мог сдержать улыбку:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Я убью вас, мерзкие людишки! Ха-ха-ха!... Заставлю съесть собственные внутренности ( и тд и тп), но сначала расскажу вам весь мой коварный план, чтоб читателю было понятно!!! Ха-ха-ха!!! Где, кстати, носится, тот кто может меня убить?»

В-пятых, Пехов опять пытается донести какую-то мораль, и это у него опять получается плохо...

Итог: весьма среднее пеховское творение, прочитать которое можно лишь от делать нечего.

Оценка: 4
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 сентября 2010 г.

Забавная ситуация: книга, не НАПОМИНАЮЩАЯ Ведьмака Сапковского, а СПИСАННАЯ с него по ключевым моментам получила столь высокое одобрение.

Не будучи голословным:

- Йенифер, одевающаяся только в черно-белое — Гера, одевающаяся только в бело-красное. Обе чародейки появляются, когда им приспичит, проводят с героем ночь любви и упархивают по своим делам. А он остается по ним тайно чахнуть.

- Сцена на шабаше — Сцена на Таннеде. Особенно «порадовали» две обсуждающие главгероя чародейки — у Сапека они готовы были «дать ему хоть на еже» — у Пехова прямо подошли и предложили отдаться.

- Знаки — Фигуры, принцип действия один: человек, обладающий слабой магией, способен ее концентрировать неким полумеханическим способом (подчеркивается, что и ведьмаки, и стражи — не маги).

- вымирающий орден «борцов со злом» — «нас становится все меньше, люди нас ненавидят»...

Читал — читается, кстати, хорошо, бойко, хотя концовки во всех рассказах вялые и маловыразительные, Сапковский тут далеко впереди — и глаза на лоб лезли. Ну, ладно, новичок взялся Сапковского перерабатывать, все они начинают с подобия. Но получить такое от Пехова... Обидно, когда талант писателя направляется на копирование, а не создание оригинальных произведений.

Удивлен. Раздосадован. Как почитатель Сапковского — чувствую себя одураченным. Продолжение читать буду, ибо лучше Пехов а-ля Сапковский, чем оригинальный Вася Пупкин. Но от оценки воздержусь, лучше пойду поставлю десятку исходнику.

Оценка: нет
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 мая 2010 г.

Что ж, как-то незаметно для меня Пехов перешел в разряд авторов, новую книгу которых я покупаю уже через секунду после того, как увижу на прилавках, и в очереди на чтение они у меня не задерживаются.

Так же и «Страж» — не застоялся на прилавке, не залежался в ящике, не был отложен на середине с формулировкой «потом дочитаю». Хорошее приключенческое фэнтези, динамичное, с интересным, ярким миром (как и всегда у Пехова)… Но обо всем по порядку.

Шесть историй – каждая из них со своим приключением, но все вместе они увязываются в один сквозной сюжет. Шесть историй из жизни Стража – человека, охраняющего людей от различных злых умертвий. Шесть рассказов о человеке, которого боятся, но к которому прибегают, как только поблизости начнется пляска мертвецов. Каждая из историй открывает новые грани интересного мира – в котором магией заведует Церковь, в котором неупокоенные души могут вызвать эпидемию, в котором неосторожное слово может иметь катастрофические последствия. Интересный мир, и как всегда у Пехова, после книги хочется сказать – «мало». Не хватило всех этих фигур, кинжалов, оберегов, Проповедников и Пугал, не насытился я ими до конца.

Каждая из этих шести историй чем-то интересна, каждая – динамична и увлекательна. Лично мне больше всего понравились «Ведьмин яр» и «Ангел смерти». И пускай не раз уже приходилось видеть сравнения книги с «Ведьмаком» пана Анджея, мне кажется, мир Пехова самодостаточен и интересен сам по себе.

Надеюсь когда-нибудь увидеть продолжение истории о Страже, а то кто знает, вдруг и моя неупокоенная душа однажды явится к Пехову только потому, что не хватило интересного мира и интересны новые приключения Людвига ван Нормайенна.

Оценка: 7
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 мая 2010 г.

В романе Пехов применил новый авторский ход, разделив книгу на шесть законченных историй-новелл, связанных единым героем и сквозным сюжетом. Такое разделение книги вкупе с профессией главного героя и личностью его возлюбленной неизбежно вызвало у читателей ассоциации с «Ведьмаком» Сапковского, однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что этими деталями сходство и заканчивается. Пехов создал новый, очень оригинальный мир, соткав его картину из причудливой смеси описаний средневековой Европы, христианских мотивов и различных «городских» легенд.

Каждая из представленных в книге новелл являет собой новый рассказ, повествующий о том или ином похождении стража Людвига ван Нормайенна. Все приключения отличаются друг от друга, и двух одинаковых историй в книге не найдется. Читателя ожидают и авантюрный шпионский рассказ, и мистический детектив, и новелла про бушующую эпидемию, и обычные приключенческие истории. Каждая из новелл логически завершена и может считаться отдельной повестью, однако все вместе они отлично складываются в полноценный роман, поскольку последствия совершенных Людвигом подвигов еще долго влияют как на него, так и на окружающих. Единый сюжет прослеживается через все истории. Вообще, построив таким образом роман, Пехов отлично высказал идею, что каждый человеческий поступок не остается без реакции и имеет свои последствия, как позитивные так и негативные.

Несмотря на логическую завершенность, концовка романа оставляет возможность для продолжения. Остаются неизвестными как судьбы некоторых героев, так и ответы на ряд вопросов. Кем на самом деле является Пугало? Есть ли доля истина в обвинениях Ордена Праведности? Имеет ли Братство какое-либо отношение к трагедии в Солезино? Очень хочется надеяться, что со временем Пехов ответит на все эти вопросы в продолжении романа.

Чему не хватает цельности, так это миру. Несмотря на обилие информации о мире, различных странах, городах и людях, его населяющих, большая часть сведений дается в завершающем книгу глоссарии. А места, которые посещает герой по ходу книги, кажутся какими-то обезличенными и стандартными. В описании мест легко угадываются реальные исторические прототипы и локации Центральной и Южной Европы, а за основу одного сооружения явно брался Колизей, но, в то же время, того ощущения реальности мира и собственного в нем присутствия, как это было с Рапгаром, в «Страже» не наблюдается. После некоторого раздумья понимаешь, что дело заключается, как ни странно, в мелочах и деталях. Реальности Рапгару придавали незначительные детали, мелкие подробности, богато раскиданные по тексту произведения. И именно этого многообразия мелочей недостает «Стражу».

Сильной стороной книги следует отметить блестяще прописанных персонажей, особенно главных героев романа, стражей Людвига ван Нормайенна и Гертруды. Но самыми колоритными персонажами становятся спутники Людвига — светлая душа по имени Проповедник и темный одушевленный по имени Пугало. Никто, кроме других стражей и людей, способных видеть души, не может видеть ни Проповедника, ни Пугало. Видимо, наделение главного героя невидимыми спутниками стоит назвать одной из обычных фишек Пехова, достаточно вспомнить амнисов в «Пересмешнике» и Вальдера в «Хрониках Сиалы». И если Проповедник особого внимания не заслуживает, то Пугало вышло на редкость колоритным персонажем.

По началу Пугало было молчаливым и крайне опасным спутником героев, однако с каждой новой историей оно все больше обретало характер и индивидуальность. То кучером заделается, то резчиком по тыквам, то в карты начнет играть так, что никто обыграть не может, то помощь в расследованиях оказывать начнет. С Пугалом никогда нельзя быть уверенным в том, что оно отмочит дальше. Пожалуй, это еще одна примета писательского стиля Пехова — в каждой книге нас ждет довольно нестандартный и симпатичный персонаж, взять, например, Юми из цикла ветра и искр, или двух горгулий Ио и Зефира, которые, помимо всего прочего, любили читать газеты.

Читается книга довольно легко, однако при внимательном прочтении в глаза бросаются ряд опечаток, стилистических огрехов и корявых словесных конструкций. То ли редактура романа протекала в спешке, то ли редакторы были не так внимательны, но количество подобных огрехов, за которые цепляется глаз, больше подобного количества в «Пересмешнике».

В общем мы получаем результат очередного интересного литературного эксперимента автора. Пехов уже давно вышел за рамки обычного писателя жанра фэнтези, и с каждым новым романом мы в праве ожидать новый интересный мир, населенный интересными и колоритными персонажами. Таким романом и является «Страж». Оригинальный, но не до конца раскрытый мир, симпатичные персонажи и увлекательные истории ожидают нас, однако по сравнению с «Пересмешником» это шаг назад.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 мая 2010 г.

Алексей Пехов в очередной раз порадовал нас своим романом. На сей раз это «Страж» — повествование о приключении одного из Братства стражей — Людвига ван Нормайенна.

В первую очередь роман необычен по своей форме — это не привычное нам цельное полотно повествования, а шесть небольших новелл о приключениях главного героя, расположенных в хронологической последовательности. Структура напоминает «Ведьмака» Анджея Сапковского. Но только она. Нет той темноты, что присуща Сапковскому. Стиль более легкий и приятный для чтения, больше психологизма в поступках героя — то, чего у первых томов пана Анджея нет. Нет разбросанных внутренностей и раскромсанных тварей — ведь все жертвы стража бесплотны — это души. Также нет и никакой великой цели, никакого предназначения, к которому тащит своего Геральта Сапковский – Людвиг просто живет и действует в соответствии со своими обязанностями и совершает поступки в согласии со своей совестью.

Теперь рассмотрим место действия… Нас снова ждет новый мир, в котором живут герои Пехова. Он снова интересен, необычен, как и сущности его населяющие. Хотя здесь, как и в прежних произведениях автора много параллелей с земной историей и географией. Здесь действует практически земная католическая церковь времен инквизиции с множеством орденов, некоторые из которых существовали и в земной реальности. Но здесь колдовство реально, а не вымышлено, сила церковной молитвы и святой воды подтверждается фактами, темные души и демоны существуют и опасны для живых. Также здесь есть люди, обладающие даром видеть души умерших. Они становятся стражами и получают умения и оружие – кинжал, с помощью которого можно убить призрака. Очень интересен тот аспект, что убивая душу, страж продляет свою жизнь.

Ну и собственно герои – кроме самого Людвига ванн Нормайенна нам предстоит познакомиться с его бывшей или нестоящей возлюбленной – колдуньей Герой, еще некоторыми стражами – Карлом, Паулем, Шуко и Розой, Львенком, Хартвигом, маркграфом Валентином, колдунами и церковниками. Все они, то появляются перед нами, то исчезают со страниц романа. Каждый из второстепенных героев не только дает нам дополнительные штрихи к портрету главного героя, но и интересен сам по себе, за каждым стоит своя история, пусть и вкратце, но рассказанная автором. Отдельно хочется отметить спутников Людвига – души Проповедника и одушевленного Пугало. Моменты с их участием – это те штрихи, которые придают «Стражу» дополнительное очарование. Мне сразу вспомнились амнисы лучэров из «Пересмешника», тоже играющие в романе не последнюю роль.

В общем и целом роман Пехова хорош. Здесь не будет откровений и умных идей, не будет перегруженности этикой, моралью или наукой, не будет мощных переживаний и громадного психологизма сцен. Но кто сказал, что это плохо? «Страж» — это хорошее чтение для отдыха. Книга, с которой приятно скоротать пару вечеров. Это мир и герои, к которым захочется вернуться и узнать о них больше. Лично мне уже хочется.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 января 2014 г.

После романа А.Пехова под названием «Пересмешник» я, впечатлённая ярким миром и разочарованная отвратительной концовкой, долго, несколько лет, не решалась вновь приниматься за чтение одного из самых именитых русских писателей фэнтези. «Заклинатели», прочитанные недавно, звёзд с неба не хватают, но в целом я осталась довольна и подумала: «Не так страшен чёрт, как его малюют» и взялась за «Стража», которого на Фантлабе периодически вскользь упоминали в рецензиях на «Заклинателя».

И я оказалась неприятно удивлена. «Заклинатели» были написаны позже, чем «Страж», и текст оказался списан почти под копирку. А сам «Страж» до ужаса напоминал небезызвестного «Ведьмака» Анджея Сапковского, но и до меня А.Пехова с ним не сравнил только ленивый. Получилась занятная цепочка: «Ведьмак»=>«Страж»=>«Заклинатели». Ладно, Ник Перумов начал заниматься копипастом с самого себя, но у него на то, чтобы докатиться до такого, ушёл не один год. А тут — разница всего в год.

Сюжет завязан вокруг героя по имени Людвиг. Людвиг — страж, а орден стражей — это такие люди, которые при помощи магического клинка избавляют людей от злых душ, остающихся после смерти людей и вредящих живым. Даже названия идентичные — «Ведьмак» да «Страж». В «Заклинателях» есть особый орден заклинателей, которые управляются с духами, вредящими людям. Сколько ещё книг А. Пехов напишет с одинаковым сюжетом?

Все три книги состоят из рассказов, связанных единым сюжетным стержнем. И в «Страже» это смотрится выгоднее, чем в «Заклинателях», так как в первом между рассказами проходит хоть какое-то время, во втором же действия происходят иногда сразу на следующий день. Смысл тогда дробить текст? Для пафосных названий?

«Страж» выигрывает в сравнении с «Заклинателями» и в плане персонажей. Главный герой отнюдь не плоский. Не такой цепляющий и интересный, как Геральт, но со своим характером и своими заскоками, которые порой раздражали, но тут уже было дело в нелюбви к белым и пушистым героям. Впрочем, эта пушистость надоедала только изредка. Проповедник, душа, сопровождающая Людвига, не привнёс в сюжет ничего важного, но неплохо разбавил текст и не казался лишним. Пугало — оно прекрасно, ради этого персонажа стоило бы писать плагиат на «Ведьмака». А вот женский персонаж не удался. Колдунья Гертруда — это такой местный аналог Йеннифер, только очень блеклый и невзрачный. Персонаж ни о чём, для чего он нужен — я не поняла. Плоская картонка, лишённая хотя бы штрихов личности. Всё, что она делает, так это периодически спасает задницу Людвига или, как в одном рассказе, втягивает его в неприятности. Пехов очевидно пытался отобразить сложность отношений Гертруды и Людвига, но в сравнении с запутанным клубком чувств между Йеннифер и Геральтом это всё слабые потуги непонятно на что. Я не ярый поклонник «Ведьмака», но уж больно в глаза бросается.

Второстепенные персонажи тоже не запомнились. Они какие-то безликие и скучные, сейчас навскидку я смогла вспомнить только молодчика Псов Господа из первого рассказа. Но с второстепенными персонажами, равно как и с женскими, у Пехова вообще очень большая проблема — видимо, все его силы уходят на придумки разных миров.

Сюжеты рассказов, из которых состоит «Страж», довольно неровные. Есть скучноватые, есть жутко предсказуемые, есть отличные в сюжетном плане, но слабенькие по исполнению. А вот язык... Язык Пехова не идеален, он изобилует повторами. У меня чуть аллергия на слово «лучистый» не случилась. Это слово доставало в «Заклинателях», оно же раздражает и здесь. Лучистое у Пехова всё: глаза, волосы (кажется, это я выдрала из второй книги, но суть не меняется). Ещё одно слово, обожаемое автором — серпантин. У него везде серпантин лестниц, и этот серпантин порядком набил оскомину. Есть и другие повторы, за которые цеплялся взгляд, но, к счастью, в памяти они не отложились. Но сам по себе язык гораздо ровнее и красивее, чем в «Заклинателях», и я могу с уверенностью утверждать: один Пехов пишет гораздо лучше, чем в трио со своими соавторами. Встречаются красивые образы, хотя кое-где он явно перебарщивает. Ну не нужно писать о миллионах мух и тысячах трупов. Чем больше цифра, тем меньше она трогает.

Сам мир... посредственный. Мир «Заклинателей» со всеми его косяками понравился немного больше. Например, я так и не поняла, в каком приблизительно веке происходят действия «Стража». Саквояжи, дилижансы и пистолеты с фитилями вроде бы делают отсылку на 18-19 век, но как-то невнятно, плохо прописано, смазано. Вплетённое Христианство покоробило. Многие обходили эту щекотливую тему и именовали Бога то Творцами, то Омами Прокреаторами, то ещё кем, а Пехов решил: чего стесняться, пусть сам Иисус в тексте будет. Как-то плохо Иисус с ангелами смотрятся в фэнтезийном тексте, который даже близко не стоит к максимальной жизненности, как тот же Мартин. Христианство прописано ещё хуже, чем эпоха. В общем, на сей раз мир вызвал, скорее, разочарование, а не восторг или хотя бы довольство.

Но в целом книга понравилась. Понравилась тем, что читается легко, непринуждённо, она увлекательна и держит цепко, так, что невозможно оторваться, и всё это сдобрено парочкой действительно интересных героев, в отличие от совершенно плоского в этом плане «Заклинателя». Продолжение читать буду. Долго разрывалась между 7 и 8, но всё же решила, что до 8 не дотягивает.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 февраля 2011 г.

Авторы фэнтезийных романов более всего склонны помещать своих героев в псевдосредневековые декорации, видимо считая Средние века наиболее подходящей эпохой, ведь именно этот период в сознании большинства читателей четко ассоциируется с рыцарской романтикой, крестовыми походами, инквизицией и небывалым возвышением Церкви. Листая различные бестиарии и книги о путешествиях того времени можно прочесть о таких чудесах, якобы наблюдаемых авторами, которые с легкостью могут заткнуть за пояс сочинения многих современных авторов фантастической прозы. Чем не благодатная почва для создания очередного шедевра «меча и магии»? Остальные исторические эпохи почему-то не получили такого признания в фэнтезийной литературе, а жаль... Ведь и в более ранних, и в более поздних исторических периодах можно найти много того, что может отлично лечь в основу прекрасного приключенческого романа. В последние несколько десятилетий можно заметить устойчивую тенденцию к отходу многих авторов от идей рыцарско-магического антуража. Так, например, Новое время с приподнявшей голову наукой, ещё многими не отличимой от магии, становится всё более востребованным. Вот и Алексей Пехов решил избрать для «Стража» именно такие декорации. В его мире очень многое напоминает о Европе 15-16-х веков: феодалы ещё сильны и вольные города ещё остаются реально вольными, но уже идеи централизованного государства завоевывают себе прочные позиции, огнестрельное оружие уже есть, но арбалет ещё никто не отменял и он всё ещё превосходит аркебузу по многим параметрам, наука ещё практически не отличима от магии, но алхимия уже успела породить химию, а астрология — астрономию. Многие государства и княжества явно имеют своих исторических прототипов в основном из тех, что входили в состав Священной Римской империи. Получился вполне правдоподобный мир, но, естественно, с особенностями. Здесь просто кишат неупокоенные души, шалят ведьмы, прорываются из адского пламени черти, бесы и демоны. Всей этой нечисти противостоят силы Церкви — инквизиция и Псы Господни, Братство Стражей специализирующееся на душах (есть вполне безобидные, а есть и «темные», которые вполне могут убить человека) и Орден Праведности (Lex prioria). К Братству Стражей и принадлежит главный герой книги Людвиг ван Нормайенн — охотник за темными душами, вооруженный кинжалом с черным клинком и сапфиром в рукояти. По заданию магистров Братства он, путешествуя из города в город, занимается защитой простых людей от темных сил. Вот только люди эти часто склонны винить во всех бедах именно Стражей, а не одержимые души, к тому же на некоторых территориях Стражи вообще находятся вне закона, ведь нельзя доверять людям, которые могут видеть то, что другим недоступно. Дело в том, что в Стражи попадают лишь люди, наделенные способностью видеть неупокоенных, что для обычных людей, будь они даже магами, нереально. Таким образом и так не простое ремесло осложняется зачастую не адекватной реакцией населения, которому Страж должен помогать. Вместе с ним путешествуют и в меру своих сил помогают ему два не вполне обычных персонажа: Проповедник — неупокоенный, в целом безвредный и до ужаса нудный; Пугало — одушевленный, то есть сущность, которая вселяется в предметы, в данном случае в огородное пугало, личность загадочная, кровожадная, темная. О приключениях этой команды и рассказывает в книге автор.

«Страж» при вполне стандартном «романном» объеме по сути своей таковым не является — это скорее сборник рассказов, каждый из которых имеет свой законченный сюжет. Все они связываются в некий гипертекст общими персонажами и сквозным надсюжетом, который из рассказа в рассказ получает постепенное развитие. В рецензии журнала «Мир фантастики» структуру романа сравнили с структурой сериала, где помимо небольших сюжетов каждой серии есть ещё общий стволовой сюжет. Такой же принцип в написании книг использовали, например, Роджер Желязны в романе «Дилвиш Проклятый» или Анджей Сапковский в его знаменитом «Ведьмаке». Кстати, именно ассоциации с последним постоянно возникали у меня при чтении книги Пехова: Людвиг — Геральт, Гертруда фон Рюдигер — Йеннифер, Проповедник — Лютик — и лишь на роль Цири пока ещё не нашлось претендентов.

Первый рассказ называется «Ведьмин Яр» — это своеобразное введение в мир Стражей, где автор знакомит читателя с законами этой литературной вселенной. В центре повествования оказывается череда странных событий, которая произошла в неком фривальденском городе накануне визита туда одного из влиятельнейших церковных деятелей — епископа Урбана, что в итоге приводит к серьезному конфликту с Орденом Праведности. Так же здесь Людвиг знакомится с Пугалом и встречает свою подругу Гертруду (Геру).

Второй — «Ключ от рая» — самый серьезный и трагичный из всех. Это история парня, обладающего редчайшим талантом обелять душу и снимать с неё тяжесть от любых совершенных человеком грехов.

Третий — «Ангел смерти» — жуткий и самый чернушный из всех. История вспышки страшной болезни — юстирского пота. За основу явно брались эпидемии чумы в средневековой Европе.

Четвертый — «Белая колдунья» — Людвиг, по просьбе Гертруды летит с ней на шабаш (Гера только наполовину Страж, а наполовину она ведьма), чтобы из замка Кобнэк, находящегося посреди дремучего магического леса Кайзервальд, выкрасть надежно сохраняемую там неупокоенную душу, которая, как считается, обладает компрометирующей информацией на правящую в этой местности династию Вольских.

Пятый — «Чертов мост» — очередная история о очередной сделке с дьяволом, точнее с демоном. Как всегда за такие сделки приходится платить гораздо больше, чем было оговорено.

Шестой — «Когти» — прямое продолжение сюжета второго рассказа. Макграф Валентин Красивый, черезвычайно сердитый на Людвига за то, что он помешал макграфу завладеть столь нужным для него человеком, послал отряд для того чтобы пленить Стража. Коварный план увенчался успехом и Людвиг оказался заточенным в подземелье замка Латка вместе с другим участником тех же событий — членом Братства Стражем Карлом.

Итог: несколько вторичное, но весьма вкусное блюдо, приготовленное с мастерством и любовью. Насколько я понял, это была только первая перемена блюд и нас всех ждет продолжение банкета. История ещё не достигла своего апофеоза, фигуры только расставили на доске, основная партия ещё впереди. Я надеюсь, что автор сохранит довольно удачно найденную форму, а содержание будет только прогрессировать. Рекомендую для ознакомления любителям авантюрно-приключенческого фэнтези или любителям просто хорошо написанной увлекательной литературы.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 февраля 2011 г.

Не совсем понимаю, что происходит с одним из самых сильных авторов российского фэнтези. Даже если не брать в расчет откровенно проходные «Основателя» и «Новых богов», написанные в соавторстве, его сольный «Пересмешник» был милым, красивым, но скучным детективом со слабой интригой. То есть, там, конечно, присутствовали красивый мир и притягательная атмосфера, но персонажи и сюжет, которые с самых первых работ мэтра всегда были на высоте, являлись скорее необязательным довеском к красивому антуражу.

«Страж» оказался в этом плане еще более невразумительным произведением. Но все по порядку.

Структура. Для меня подобное разделение единой истории на несколько частей с явными сюжетными провалами между ними кажется странным. Я не говорю, что подобный подход не имеет права на жизнь, но я совсем не понимаю, зачем это нужно в этом конкретном случае? Все шесть новелл связаны единой сюжетной линией, многие второстепенные персонажи, кочуют из одной части в другую, события, происходящие в разных повестях, прочно связаны друг с другом причинно-следственными связями, сюжет носит сквозной характер и т.д. Порой возникает ощущение, что готовый роман нарочно разрезали на куски, выбросив из общей истории нужные и важные моменты – например, динамику взаимоотношений Геры и Людвига или причины, по которым Людвигу вообще понадобился одушевленный, да еще такой силы, как Пугало. Подобные упущенные из-за выбранной структуры произведения детали оставляют легкий привкус недоумения и разочарования.

Персонажи. Да, Пугало, безусловно, очень яркий и незабываемый персонаж. Но он появляется на страницах книги очень редко и в большинстве случаев лишь таинственно ухмыляется и точит свой серп. Остальные же герои получились очень бледными. Людвиг ведет себя странно и не всегда логично. С его же слов, обучение в братстве носило очень жестокий и порой даже бесчеловечный характер, и основная цель такого обучения – создать стражей, всегда и во всем подчиняющихся воле глав братства. Как при этом мог выжить благородный и своевольный Нормайенн не понятно? И не просто выжить, а своими действиями поставить под угрозу само существование братства? Проповедник – типичный сайдкик супергероя из любого комикса. Он почти бесполезен и служит, в основном, как объект шуток или выгодного фона, на котором главный герой выглядит еще круче. О Гере сложно вообще что-либо сказать. Она сильна, независима, столь же своевольна, как и Нормайенн, но при этом способна делать то, что нужно. Персонаж интересный, но при отсутствии полной истории взаимоотношений с Людвигом теряет половину своей привлекательности.

Мир. Сбивает с толку. В мире «Стража» есть месяц март, но нет Римской империи. Есть Иисус Христос, но нет христианства. Есть папа, но нет крестовых походов на Иерусалим. Как я уже сказал – сбивает с толку.

Сюжет. Не лишен ярких моментов и свежих идей, но в целом, к сожалению, не способен по-настоящему удивить и увлечь. Нормайенн, чьей задачей является охота на темные души, почти всегда занят чем-то другим. По ходу книги он успеет спасти высокопоставленного служителя церкви, лишить жизни нескольких негодяев, нажить себе могущественных врагов, поучаствовать в охоте на демона, разобраться с эпидемией юстирского пота, слетать на шабаш ведьм и многое другое. Впрочем, пару-тройку душ он все же заберет. Впрочем, разве книга была бы интересна, если бы все занимались тем, чем им положено заниматься?

В итоге, при всем уважении и любви к автору, уже четвертая книга к ряду из разряда «мимо меня». Увы.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 мая 2010 г.

Множество государств, которые всегда готовы вгрызться в горло друг другу; невероятно могущественная Церковь, при чём самая что ни на есть католическая — с латынью, Папой и, что главное, настоящим христианством, никаких изголений над верой — изменены лишь названия библейских стран и городов; Братство Стражей — организация, занимающаяся поимкой и уничтожением тёмных душ, оставшихся после смерти на земле, и Орден Праведности, постоянно следящий за Братством — всё это элементы мира, в котором происходит действие нового романа Алексея Пехова «Страж». Почему я начал отзыв с краткого описания вселенной? Потому что создание запоминающихся миров всегда было козырем Пехова. В этот раз вышло нечто неожиданное — с одной стороны, вроде описывается «просто» Европа эпохи позднего Средневековья с магией, странствующими душами и разными нелюдями. Кстати сказать, не могу однозначно ответить, понравилось ли мне использование христианства или нет, не совсем понятно, откуда оно появилось в мире «Стража». Но, по крайней мере, суть религии точно не извращена. Однако, всё становится куда интересней, когда в книгу «погружаешься» полностью — детали расцвечивают мир: далеко на Востоке есть абсолютно реальные врата в Ад (неудивительно, почему Церковь не теряет своего значения даже на пороге Нового Времени), каждый год проходят шабаши ведьм (иногда и совершенно легальные), ну и отсутствие приевшихся фэнтезийных рас радует. В общем, планка качества у Пехова здесь не снизилась.

Ну и что же происходит в этом причудливом, эклектичном месте? Главный герой — Людвиг ван Нормайенн — опытный страж участвует в решении поистине глобальных вопросов, при этом вовсе не желая вмешиваться в большую политику, наживает себе кучу врагов разного масштаба, пытается разобраться с личной жизнью, ну и походя выполняет свою работу (кто после этого скажет, что мужчины не могут делать несколько дел сразу?). Структура книги несколько необычна — её и романом-то можно назвать лишь с натяжкой. Дело в том, что она состоит из шести взаимосвязанных историй (которые, однако, можно читать и по отдельности). Да, мне тоже это напомнило первые книги про Геральта, но нити, связывающие новеллы несколько крепче, чем в историях про ведьмака. Когда вы будете брать эту книгу (а я уверен, что будете — новый роман Пехова пропускать не стоит), помните, что это лишь начало цикла. Которое, по традиции, обрывается на самом интересном месте — автор верен себе. Читая «Стража» видишь, как по всему роману развешиваются ружья, грузчики стараются незаметно расставить в кустах рояли, которые сыграют свою роль в следующих частях.

А вот на самом герое надо остановиться поподробней. После того, как я прочитал достаточно много книг Алексея Юрьевича, не могу не сказать об определённой однообразности героев, их психологических типажей. Все эти воры, наёмные убийцы, полумёртвые дворяне-нелюди (в хорошей компании, как ни крути, оказался Людвиг) словно говорят одним голосом, мыслят почти одинаково. Понятное дело, у всех есть свои особенности — так страж обладает, скажем так, чуть более моральными принципами, чем Гаррет и Нэсс. Не то, чтобы он был праведником, но всё-таки.

Короче говоря, новое произведение Пехова мне понравилось. Не без недостатков, но в общем и целом очень хорошо.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 октября 2016 г.

Простенький роман в принципе «ниачём». Есть некий герой, душевные переживания которого настолько мелки, что сам он выглядит плоским. Да, немного ироничный, с забавными спутниками, но всё так смазано, что абсолютно некому и нечему сопереживать.

Есть два захватывающих эпизода: возможное разрушение собора в первой повести (Ведьмин яр) и битва с демоном в пятой (Чертов (или чёртов?) мост). А остальные сражения проходят без напряжения. Да, вот хорошее слово — роман без напряжения. Так, шляется герой, попадает в переделки, спокойно всё воспринимает, легко выпутывается. С женщинами на уровне «сочные булочки», знакомую ведьму чмокнет в губы мимоходом. Всё без душевных волнений.

Вторая повесть («Ключ от рая») интересна темой: очистка от грехов магией. Но автор спокойно тему слил, наскоро обрисовав возможные злоупотребления и злоключения обладателя этого дара, а через страницу и вообще грохнул беднягу. И вновь герой не особо переживает из-за смерти подопечного. Всё без напряга.

Порадовало, что автор научился писать по-русски (или редактор получше попался). Читалось нормально, легко. Симпатичные описания, ровный язык.

Так что никакого неприятия книга не вызвала. Но и не зацепила ничем. Никакой эпичности нет, никаких загадок и тайн вселенских нет, мир спасать не надо. Это даже не героическая фэнтези, а бродяжья. Но в бродяжьей истории хотелось бы видеть больше юмора что ли. Если уж ничего другого нет.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 ноября 2012 г.

Собственно, именно с этого романа пару лет назад началось мое знакомство с творчеством Алексея Юрьевича. Началось случайно, но случайность эта явно была счастливой, потому как впечатления как от «Стража», так и от других книг автора у меня самые что ни на есть положительные.

Первое, что привлеко в книге — хороший язык. У меня был печальный опыт знакомства с опусами некоторых других современных авторов, которые в попытках «украсить» свое произведение наворачивали такие словесные конструкции, что плакать хотелось. Пехов же очень хорошо владеет словом, описания красочные, но без излишеств, и пусть порой встречаются недочеты (трудно найти книгу без оных), они не портят впечатление от чтения.

Благодаря тому, что роман написан в новеллах, он получился крайне динамичным. «Страж» читается и воспринимается очень легко. А тот факт, что каждая история является завершенной, особенно ценен для тех читателей, которым сложно выкроить время для прочтения всей книги. Однако есть и неизбежный минус: не могут все истории нравиться одинаково, и некоторые новеллы заметно уступают тому же «Ангелу смерти» или «Когтям». К слову, данная проблема актуальна и для «Аутодафе», где одна из историй, на мой взгляд, является совершенно проходной.

Но на этом значительные минусы заканчиваются. Помимо добротного сюжета и красивого слога, Пехов радует хорошо прописанными персонажами. Всеобщий любимец с серпом и тыквой, конечно, перетягивает все внимание на себя. Наверное, отсюда и заключения о «слабости» главного героя: Людвиг просто-напросто теряется на фоне колоритного спутника. Но пусть страж не такой яркий герой, как Гаррет из «Хроник Сиалы», назвать его слабым или плохо проработанным я никак не могу.

И вообще, я не согласен с теми, кто считают цикл слабым в сравнении с «Сиалой». Трилогия о Гаррете, при всех своих достоинствах, все же была очень неровной, местами наивной и нелогичной. «Страж» лучше продуман и лучше написан. Наверное, на мнении людей сказывается привыкание к автору. Я считаю, что «Страж» может стать лучшим циклом Алексея Юрьевича — если он выдержит уровень первых романов до последней книги.

P.S. Кстати, забавно читать многочисленные упреки в «копировании», «списывании», «плагиате» и т.п. Такое ощущение, что всеми нами любимый «Ведьмак» был первым романом в новеллах, а герой — борец со злом, обладающий сверхъестественными способностями — вообще настолько редкий персонаж для фэнтези, что только у пана Сапковского можно встретить подобного персонажа. Будьте проще. :)

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх