Карл Фредерик «Вселенная по ту сторону льда»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Юпитер, спутники Юпитера )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Джерик и К'чир живут в своем странном мире, учатся в школе, изучают философию, иногда спорят со жрецом, и даже не догадываются, что происходит у них под ногами...
Входит в:
— журнал «Если 2010'5», 2010 г.
Награды и премии:
лауреат |
AnLab / AnLab award (Analog), 2010 // Рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Петров Эдуард, 7 мая 2010 г.
Оказывается, еще можно придумать необычную концепцию мира (точнее «мирка»), где живут разумные существа. И сами жители этого мира довольно симпатичные, и мысли, которые они высказывают, хотя и не новые, но определенно вызывают уважение и симпатию. Слегка подпорчен конец рассказа, трудно-достижимым и, на мой взгляд, мало реальным happy end'ом. Но общее впечатление осталось хорошее.
Только расстроила иллюстрация к рассказу в журнале «Если». Она, как настоящий спойлер, сразу же раскрыла главную изюминку рассказа, убив половину интриги.
vam-1970, 16 марта 2016 г.
Мечта нынешних астрофизиков — что там подо льдом Ганимеда , отображена в рассказе Фредерика. Оригинально. Там живут тоже разумные, иначе зачем он океан на всю планету?.И финал ярок -пожатие руки человека и клешни чужого разумного.
drogozin, 22 мая 2010 г.
Рассказ был удостоен премии журнала «Analog», что является своеобразным знаком качества твёрдой НФ. И именно так и надо писать твёрдую научную фантастику. Ведь главное качество фантаста (по моему мнению) — это не способность выдумать что-то невероятное (хотя это тоже важно), а способность взглянуть с другой стороны, под другим углом. И Фредерик показал, что он это может. У него получился крайне необычный и свежий контакт с «иным» разумом.
А вот иллюстрация к рассказу в «Если» — это один из самых жы-ы-ырных спойлеров, что я в жизни встречал.
Славич, 8 июля 2023 г.
Рассказ неплох, но, увы, в нём нет ничего такого интересного, чего бы не было в повести Дэвида Нордли «Лёд, война и яйцо вселенной», опубликованной семью годами ранее.
Повесть Нордли обходит рассказ Фредерика во всех отношениях, кроме динамики. Повесть страдает некоторыми длиннотами.
Во-первых, индустриальное общество, что делает интереснее сюжетный конфликт. Читать у рассказчика из XXI века о том, как молодые вольнодумцы противостоят косности, суеверию и религиозному догматизму... Ведь тысячу раз было, причём у прозаиков более высокого полёта.
Во-вторых, у Нордли взаимоотношения персонажей прописаны чуть лучше. Тоже не Лев Толстой, но для «литературы идей» сойдёт.
В-третьих, в повести «Лёд, война и яйцо вселенной» выше порог вхождения. Даже в тех особенностях мировосприятия, что скрыты спойлером, разбираешься не сразу. Собственно говоря, место действия повести и то неоднозначно: спутник газового гиганта в нашей Солнечной системе, планета у другой звезды или нижняя сторона ледяной шапки у северного полюса Земли? В этом рассказе всё куда как проще.
Вряд ли, конечно, здесь может идти разговор о плагиате в юридическом смысле, но практически уверен, что Карл Фредерик читал повесть своего коллеги в журнале «Asimov's».
Странный выбор места действия. Почему именно Ганимед? Почему не Европа или Энцелад, для которых доказано существование подлёдного океана? Чтобы выглядело не столь банально?
Оценка — 6-6,5 баллов, но ставлю 7, чтобы рекомендательная машинка и дальше подкидывала больше «твёрдой» НФ.
mist, 10 мая 2010 г.
Еще раз убедился в талантливости Карла Фредерика. После его Потомка, Скорости жизни и Экзоантропного принципа уже жду чего-нибудь интересного. Несмотря на некоторую нивность в описании контакта рассказ вышел достаточно неожиданным. Приятна продуманность при описании реалий другого мира.