FantLab ru

Лоис Макмастер Буджолд «Криоожог»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.84
Оценок:
866
Моя оценка:
-

подробнее

Криоожог

CryoBurn

Роман, год; цикл «Барраярский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Майлзу 39 лет, он все еще Имперский Аудитор. Планета, на которой происходит действие романа, ранее не упоминалась — это «Новая Надежда-2» (или Кибу Дайни). История будет рассказана с трех точек зрения: Майлза, его оруженосца Роика и местного паренька по имени Джин.

Примечание:

На русском языке существует любительский перевод романа.

Время действия — 38 год с рождения Майлза.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2010 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 8-е место

номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2010 // Научная фантастика (188 голосов)

номинант
Локус / Locus Award, 2011 // Роман НФ

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2011 // Роман

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2012 // Зарубежный роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
С. Лобанов (2)

Криоожог
2012 г.
Судьба
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, весьма неплохая в самом начале, просто отличная в середине и феноменальная местами в отмеченном ранее промежутке, серия про Майлза Форкосигана в итоге выдохлась, и «Криоожог» тому лучшее подтверждение.

На первый взгляд, «вроде все как всегда...»: нестандартный мир, привычно приятные герои, попытка смотреть на происходящее с различных точек зрения, акцент на этических аспектах и т.п.

С другой же стороны, «...только он не вернулся из боя», ибо нет главного, что заставляло не отрываться от Барраярского цикла — нерва.

Ранее Буджолд ставила Майлза в условия, когда он, по сути, был вынужден утверждать(ся) «изначально», с нуля, каждый раз доказывая свою состоятельность. И это, при всей условности и/или гипотетичности риска, которому подвергался брат-прародитель, при всем том, что мало кто сомневался в финальном оптимистичном исходе всех его приключений, — в общем, все это держало в напряжении.

Коротышка с серьезными проблемами подбирает/создает/возглавляет подразделение наемников, не имея к тому ни опыта, ни знаний — и все это на фоне личных драм, с Элен, Ботари и врагами отца; он фактически бросает свое войско, а потом возвращается, будучи вынужденным утверждаться свое превосходство заново, да еще в условиях, когда ему противостоит соперник, ему мало в чем уступающий, а на кону стоит фигура императора — и все это на фоне личных драм, включая службу в метеорологической службе и крах традиционной военной карьеры.

Список сюжетов Барраярского цикла можно продолжать до бесконечности, но они всегда имеют общую черту, а именно: Майлз помещается в противоречивую и лишенную контрастных цветов ситуацию, где он, по сути, никто, а потому он вынужден реализовываться по максимуму, и как человек, и как профессионал. Это, честно говоря, подкупало, ибо приятно наблюдать за нарративом, столь во многом похожим на реальность, где любое решение лишено однозначности и принимается не в согласии с рациональныи предвидением, а скорее вопреки ему.

Однако Буджолд словами Корделии как-то огласила свой приговор, согласно которому Майлз впитал достаточно боли и готов уже отказаться от личности, созданной им в качестве своеобразного компенсаторного механизма. После этого все личные и профессиональные драмы Майлза начинают постепенно, но неуклонно терять остроту и во многом, как в случае с коммандором Куинн, казаться надуманными. «Память» в этом смысле — прекрасный водораздел, когда Майлз оказывается в роли, требующей от него создания новой личности в крайне противоречивой и конфликтной ситуации. Все, после этого он всегда оказывается как-то защищенным своим статусом, пусть он и становится часто причиной его злоключений, что на Комарре, что на Барраяре. Но все это уже не то, все немного более вычурно и искусственно, нравственная острота решаемых проблем постепенно подменяется политической, а сам Майлз теперь если и сомневается и мучается, то все чаще по поводу собственных ошибок, нежели имманентных ситуации проблем или аспектов.

И теперь, что совсем не удивляет, все чаще в книгах цикла появляются ремарки, касающиеся воспоминаний Майлза о прошедших событиях, что так напоминают брюзжания старика о славных, но прошедших днях. Ведь раньше этого не было в цикле: Майлз все время двигался вперед, а если и вспоминал о прошедшем, то только о том, что приносило боль, что давало нормативный образец для решения новых проблем, и все. Теперь же само прошлое, во многом никак не расчлененное на подобные фрагменты, становится фокусом разговора и воспоминаний, и прошлое это окрашено, не исключительно, конечно. но все же, в ностальгически-розовые тона. Да, нет нерва, и это понимают все, начиная от автора, и заканчивая его героями, которые, если верить Бахтину, тем меньше имеют общего с автором, чем более тот креативен.

«Криоожог» все это лишний раз иллюстрирует: ставший на время «наркоманом» Майлз доблестно выбирается из ситуации, начавшейся с нападения комичных революционеров, и закончившейся вершиной его мастерства, умением убедить двенадцатилетнего мальчика. Обратите внимание на фон: дети, оруженосец, по долгу службы не могущий отрицать Майлза, глава консульства, обязанный подчиниться Аудитору. Фактически, все внешнее сопротивление Майлзу сведено к действию наркотика, а внутреннне вообще отсутствует: он ни минуты не сомневается в том, что делает. Из многочисленных и каждый раз заново сотворяемых умений, Майлз ограничивается только одним: организовать всех надлежащим образом, и описание реакции подчиненных в той или иной мере персонажей, кто по возрасту. кто по положению, лишь оттеняет этот микромасштаб. И если ранее в соперниках у Майлза ходили равные или даже превосходящие его игроки, то теперь микро и субординация становятся все более привычными и неотъемлемыми частями Барраярского цикла.

И что печально: нет никаких предпосылок к изменению. Майлз уже граф, у него семья и дети, он все более сдержан и его поведение все более отвечает его социальной роли. Да, нерва уже нет, просто увлекающее на какой-то момент чтиво...

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередное унылое расследование, вперемешку с детишками и зверушками. Автор к старости стала явно слишком сентиментальна, и это заметно во всех последних книгах. Неожиданной стала лишь концовка — вот уж кого действительно жалко. Эйрел был великим человеком в великое время, ну а Майлз стал всего лишь скучным бюрократом. Единственная надежда на реанимацию серии — хорошенько встряхнуть это затхлое болото. Могу лишь помечтать — убийство Грегора, хаос, гражданская война, революция и падение всей системы форов... И Майлзу придется бежать с планеты, и вновь становиться адмиралом Нейсмитом. Увы, но шансы на что то подобное почти нулевые.

Оценка: нет
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Противоречивые ощущения. С одной стороны, многие положительные моменты по-прежнему на месте: легкий, красивый язык; грамотно выстроенная фабула, когда хочется немедленно начать следующую главу и узнать, что произошло дальше. Но не покидает чувство, что цикл «уже не тот». Основные моменты я уже назвал в отзыве на предыдущий роман («Дипломатическая неприкосновенность») — по большей частью они остались и в «Криоожоге». Даже и не скажешь по тексту, что эти романы разделяет большой временной промежуток. Попробую выделить главное:

- Буджолд увлеклась самолюбованием, то есть своим героем. Теперь именно оно на первом месте, а приключения и расследования отошли на второй план. «Ах, Майлз!», «Ох, Майлз!», «Майлз, ты так умен!», «Майлз, ты наш кумир!». Эт цетера, эт цетера...

- Автор, а с ней и ее герой слишком уж ударились в сентиментальность — чуть ли не до уровня мелодрамы. Не помогло даже отсутствие жены и детей Майлза. Текст буквально наводнен такими темами как: «ой, детишки!», «ой, БЕСПРИЗОРНЫЕ детишки!», «ой, зверушки!», «ой, беспризорные детишки, у которых еще и похитили маму и заставили жить у нелюбимых опекунов!». И так далее, и так далее. Нет, конечно, дети — цветы жизни и все такое, но когда я открываю книгу Буджолд, мне хочется увидеть приключения, интриги, авантюру, запутанные расследования и прочее в этом роде. А тут формально это вроде и присутствует, но по факту проходит на вторых ролях и, закрывая книгу, я почувствовал себя чуть ли не обманутым. «И это все?» — была первая мысль.

Все же Буджолд стоит отдать должное: писать она не разучилась. Даже понимая, в какую сторону клонится сюжет, следишь за ним с некоторым интересом. И вопросы всеобщего семейного счастья на эмоциях все равно играют, так что негативно оценить книгу не могу. Но то, что цикл из «обязательных к прочтению» окончательно переместился в «один из», стало уже очевидно.

Хотелось большего — это точно.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лично мне понравилось. Прочёл с гораздо большим удовольствием чем предыдущий роман цикла «женитьба капитана Фортрапила». Майлз есть Майлз. Конечно, его случайнай встреча с Джином, да ещё в такой ситуации — совпадение не вероятное, (мальчик оказался настоящим «роялем в кустах») но получать удовольствие от чтения это совершенно не мешало.

Оценка: 8
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нежданно-негаданно произошедшая новая встреча с лордом-аудитором Форкосиганом – это уж такого масштаба подарок для его преданных поклонников, что вот лично мне здравость мышления сейчас отказывает целиком и полностью. Я просто и бесхитростно радуюсь. Ну разве мог хоть кто-нибудь из нас надеяться на эту новую встречу с одним из самых ярких и симпатичных героев Ф&Ф, имея ввиду, что последняя книга барраярского цикла вышла уже целых восемь лет назад, да и «сюжетных надежд» на продолжения она особо не давала? Тем не менее – вот он, «Криоожог», и лично меня он не разочаровал. (Впрочем, возможно, не стоит на меня обращать слишком много внимания: я, наверное, даже про то, как Майлз Форкосиган ходит туда-сюда, одевается по утрам, пьет кофе и общается со своим окружением — читала бы и умилительно радовалась. Фанаты – они страшные люди, факт))

Борясь за восстановление хоть капельки здравомыслия, попыталась заставить себя осознать прочитанный только что за вечер роман на тему его содержания, интриги, детективной составляющей и… вынуждена расписаться в полнейшем фиаско. Кажется, я уже успела почти забыть, о чём именно всё это было (*стеснительный смайлик*, честное слово)). Предполагаю, что именно здесь, в этом моменте, сконцентрируется всё недовольство и разочарование у тех, кто не настолько влюблен в Майлза и не защищен прекрасной анестезией этой любви: история о том, как умница-лорд-аудитор становится жертвой киднеппинга, раскрывает некий заговор торгующих как бы бессмертием крио-корпораций, намеренных по-тихому захватить часть Барраярской империи, размораживает замороженных полит-протестантов и, ну как уж может, воюет с невнятными местными хитменами, она .. мм.. как бы это сказать, чтобы никого не обидеть?.. не слишком уж интригует и увлекает. И не слишком много доверия вызывает – каждый желающий по три вагона своего персонального «не верю» сможет привести. Но! Бог бы с ней, с историей, потому что она – всего лишь каркас, на который нанизано самое главное: «Криоожог» — это потрясающе нежный, наполненный эмоциями роман (знаю-знаю, именно за это многи любят ругать Буджолд «дамским чтивом». О-кей. Ругающие – избегайте, я предупреждала, если что)). Для меня же — это грандиозное достоинство, ведь Лоис Буджолд в очередной раз проявила себя большим мастером тонкого и точного эпизода, который заставляет переживать и сопереживать. Мастером, с большим вниманием и любовью относящимся к своим героям – они живут, они дышат, они взаимодействуют друг с другом. Часто ли встретишь такой эпизод, когда ты буквально что видишь, буквально что дышишь в унисон с героями?

Роман – он о смерти и о поисках бессмертия, и он дивно гармонично «уравновешен» большим количеством детей: это и главы, рассказанные от лица героя-ребенка – трогательного умницы, потерявшего семью любителя животных, хозяина крошечного личного зоопарка. И эпизоды о детях Майлза со всеми его, Майлза, «морочками» по поводу отцовства и собственного взросления. И краткие.. о, по ходу чтения их почти невозможно заметить, они станут понятными только в самом конце.. краткие такие «напоминания» о том, что даже когда мы взрослые, мы всё равно — тоже чьи-то дети. А финал? Нуу.. я не позволила себе плакать от этого переизбытка эмоций, потому как вроде бы большой девочке неприлично, но.. так и есть: ради чтения одной только последней главы имеет смысл поскучать всю книгу, даже если она кажется не слишком увлекательной. Да что уж там. Похоже, что вся книга и была придумана ради этой одной, последней главы. Впрочем, чтобы получить этот эмоциональный «ядерный взрыв», сквозь не такое уж и большое количество страниц романа всё же придется пробраться..

И каков же ответ? Да похоже, что несмотря на все нафантазированные возможные и невозможные мультивселенные, ПВ-переходы, генную инженерию вкупе с клонированием и криовосстановлением из мертвых, никакого другого ответа на этическую сторону вопроса по поводу бессмертия всё же и не существует. Главное в жизни – это близкие люди. А бессмертие – оно таки невозможно. Да и надо ли ему существовать? Ну вот разве что если в детях? Но это уже совсем другой «взгляд» и совсем другая этическая сторона…

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, «Криоожог».

Такое ощущение, что автор цикл закрыла с недвусмысленным стуком.

Роман кончается тем, чем чуть было не начались «Осколки чести» — и это только одно из замкнувшихся колец.

Множество оговорок, оборванных идей, намерений, оставашихся «повисшими инертными концами», как нейроны в иллиановой голове — заиграли. И это не замученное повторение пройденного, как в Дип.Иммунитете, здесь мы видим создание новых связок, новых рифм, новых аллюзий.

Ах. сокрушительное деловое партнерство Марк-Карин, легко перебрасывающих туда-сюда роли плохого и хорошего полицеских!

Ах, очередной, энплюспервый неглупый подчиненный Майлза — создается ощущение, что многолетняя перетряска кадров в образовании руками пары Форкосиганов-старших дала-таки результат.

Ах, очередная, НОВАЯ для цикла, философская проблема!

Да, коллеги, Майлз уже немножко не тот. А может. мы привыкли. Ну, да. Победил пару корпораций, спас себя и еще пару миллионов человек за компанию. ах, и еще несколько клеток со зверушками. но мы ж того и ждали? Нет. Мы ждали, что он опять из себя наизнанку вывернется, предстанет в новом обличьи...

Нет? Нет. Майлз — цельная, состоявшаяся личность, сильно интегрированная с миром — семья, причем в трех поколениях. Незачем ему наизнанку. Буря и натиск, как обычно. Наденьте дождевики и уберите детей от ваших голубых экранов.

Естественно, раз главный герой не меняется, нужны другие главные герои — для динамики. Их есть. Они хороши. Они незамороченны, ясны, их намерения и рост очевидны.

Важно то, что Буджолд не изменяет своей привычке рассматривать избранную философскую проблему с разных сторон. Как деторождение в Дипиммунитете, как личная идентичность в Ученике воина и Памяти, здесь проблема (не скажу, какая) видится с множества точек зрения. И это не только взгляды и реакции разных людей, это еще и разные аспекты. В отношении себя-любимого. Себя-нелюбимого. Другого-любимого. Другого-лишнего. С точки зрения Больших Денег (а у них есть-таки своя точка зрения). С точки зрения макроэкономики и выживания социума в целом. С точки зрения демократии.

Короче, вывод такой: Майлз все тот же. Марк... э.. Все тот же. Мир — изменился.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если вы замените Майлза Форкосигана на Язона дин альта, маора пронина или Лёню Голубкова — книга ничуть не пострадает (косметическая ретушь в виде убрать ссылки на физическую немощь героя — и всё).

нет столь полюбившейся читателям саги именно «Форкосиганщины»: сложные ситации, многопланое из разруливание и пр. Всё тускло, плоско, линейно. Порадовали искрами былой саомбытности последние 3 страницы. Если бы их не было книгу можно было бы просто выкинуть.

Оценка: 5
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Каждый хоть чего-то стоящий писатель должен хоть раз плотно затронуть тему смерти.

Буджолд не раз подходила к ней (особенно близко — в «Танце отражений»), но в романе «Криоожог» затронула ее вплотную.

Имперский аудитор лорд Майлз Форкосиган с поручением от императора Грегора прибывает на планету «Надежда-2» (Кибо-Дайни), чтобы выяснить, что скрывается за настойчивым стремлением корпорации «Белая Хризантема» распространить сферу своей деятельности на Комарру.

Планета «Надежда-2» одержима страхом перед смертью. Ее обитатели фактически всю жизнь работают на то, чтобы в старости их заморозили — с тем, чтобы разморозить лет через сто, когда изобретут какой-нибудь эликсир бессмертия. Только вот незадача — эликсира все нет и нет, улицы полны размороженными Рип Ван Винклями, люди стремятся во гроб хрустальный смолоду, экономика вот-вот треснет под тяжестью сотен тысяч недо-покойников, избирательными правами которых распоряжаются корпорации... Словом, Майлз, как обычно, прыгает прямо в змеиное гнездо.

Чем закончится этот прыжок, рассказывать смысла нет — книга должна говорить сама за себя. Наверное, стоит сказать, что если бы не не очень пронзительная и светлая последняя глава, это был бы нормальный фант-детектив на уровне «Дипломатического иммунитета». Но эта последняя глава переворачивает все и поднимает книгу до уровня «Памяти».

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возвращение Майлза не триумфально, но всячески нами приветствуется! Да, «вор Косыгин» несколько подрастерял былую прыть, но по-прежнему на голову выше своих противников и врагов. Грешен, люблю. И этим всё сказано.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Искренне старался воспринимать эту книгу саму по себе, в отрыве от ее великих предшественников и собственных подсознательных ожиданий вновь окунуться во вселенную Майлза. Возможно плохой перевод. Возможно все таки ожидания сбили беспристрастный прицел. Но в целом получилось вялое действие, топтание вокруг ничего. Гигантские силы оказались завязаны вокруг довольно таки незначительных событий. Новые персонажи совершенно не зажигают. События в общем то и так вялого сюжета описываются с тошнотворной подробностью. Если герой садится за стол то обязательно будет велеречиво указан материал и форма стола. Если герой произнес фразу, то будет обязательно подробно разжевано что именно подумали об этой фразе каждый из слушателей. Честно говоря возникло ощущение, что автор дисциплинированно подгоняет к сюжету рассказа объем достаточный для продажи его в виде романа.

И самое обидное. Нет в этом романе Вселенной Майлза. Совсем нет. Все действие умещается в трех зданиях на какой то планете, которую легко можно поместить в любое научнофанатастическое пространство/время.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

До последних страниц собирался поставить 7. Неплохая книга, в меру детективная, в мера что называется по-Майлзовски динамичная, но уже, наверное, стандартная:frown:

И тут конец, самый конец я имею ввиду, выбивающий табуретку из-под ног... Так в 500 словах (вроде сама Буджолд написала: 5 историй по 100 слов, сам не пересчитывал, верю автору) высказать ТРАГЕДИЮ, надо иметь талант (в котором я и раньше не сомневался, но сейчас еще больше утвердился).

Лоис Макмастер Буджолд — (сомневаюсь, что вы когда-либо услышите мои слова) Вы настоящий МАСТЕР своего нелегкого писательского дела. Те 1.5 месяца, что я читал Ваши книги, я по-настоящему погрузился в Вашу вселенную. И теперь мне безмерно жаль, что я на некоторое (надеюсь на недолгое) время расстаюсь с Майлзом, и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
навсегда расстаюсь с Эйрелом Форкосиганом.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Майлз по-прежнему Майлз, барраярский цикл — по-прежнему барраярский цикл, но на фоне предыдущих книг Буджолд последнее приключение Форкосигана несколько проигрывает. Действие лишено размаха — почти что производственный роман про следователя (ладно, имперского аудитора), которому помогают пионеры (ладно, беспартийные детишки) в борьбе хорошего с лучшим. Качество повествования все равно очень добротно, любителям Буджолд рекомендуется к прочтению (а тем, кто незнаком с ее вселенной, знакомство лучше начать с более ранних книг, например, с «Ученика воина»). Тем не менее, для меня эта книга входит в десятку прочитанных с наибольшим интересом в ушедшем году (но во многом это за счет предшествовавших работ в цикле, да и концовка «Криоожога» дает надежду на более масштабное продолжение).

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По моему скромному мнению, тема криооживления раскрыта в «Танце отражений», а квазияпонской космической культуры — в «Цетаганде», причем в каждом случае полностью. Номинации на Hugo и Locus с очевидностью вызваны самим фактом возвращения автора к заброшенному, казалось бы, циклу (cf. success stories с «Академией на краю гибели» (1983) и «Танцем с драконами» (2011) — одна из этих книг получила дубль Hugo-Locus, вторая, как пить дать, получит его тоже).

Давно пора было прокачать Майлза к полноценному графу. Смею надеяться, что цикл закончится примерно тем же, чем начинался в середине 1980-х — крупномасштабной потасовкой на Барраяре и Форкосиганом на посту ... императора. Хотя длить его можно практически как «Дюну».

И все-таки, что ни говорите, дамский роман от НФ тоже имеет право на существование.

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это неплохая книга — знакомые симпатичные герои, дело, которое они отстаивают, целиком правое. Вот только нет здесь того драйва, который был в прошлых книгах цикла, нет той жесткости и нет того майлзовского юмора, что был когда-то.

Книга именно что цикловая. Для тех, кто любит этот цикл и этих героев

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман — прощание.

Конечно, это новая и интересная история, новые живые персонажи (ах, какой доктор!), новые философские проблемы и новая модель социума. Как ни странно, оказалось очень легко поверить в эти штабеля замороженных избирателей, в большую политику и большие интриги, чёрный рынок, на котором торгуют последней надеждой.

Но всё же это прощание. Наш герой уже взрослый солидный семьянин с кучей детей, и всё чаще на страницах романа он заглядывает в прошлое, а не в будущее. Воспоминания, печаль и горечь о навсегда утраченном, включая некоторые оставшиеся открытыми сюжетные линии прошлых книг. Время всё расставляет по местам, а для кого-то оно заканчивается.

Кто-то упоминал нереальность Джина, а по мне, нормальный такой невроз мальчика, у которого в одночасье отняли мать и дом, и всё, что он может — это строить свой маленький дом вокруг себя. Сестру он, конечно же, не любит, как это свойственно мальчикам-подросткам, — наоборот, нежная братская любовь всегда удивляла меня в книгах. У меня-то братья есть, и много, я точно знаю!

Как всегда, много красивых или поразительных сцен. Сцена оживления после заморозки просто прекрасна. Потрясающее описание человека, который не жив, не мёртв, не спит, не робот, ничего знакомого нам, — и в наших обезьяньих мозгах просто нет ничего, чем можно назвать это невероятное состояние, ведь мы все, по сути, всё ещё там, на дереве, что бы ни думали о своей культуре и цивилизации.

Авторские размышления во многом переданы в уста главного героя, и это выглядит верным ходом: он прожил уже не меньше половины жизни и ему есть, о чем подумать и о чём задуматься. Не случайно он обращается взглядом к корням, к своим предкам, которых никогда не знал и мало что о них слышал.

Конец закономерен, но всё равно поражает неожиданностью.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То, чего мы все боялись каждую книгу...

Достойное завершение.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх