fantlab ru

Борис Стругацкий «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.93
Оценок:
788
Моя оценка:
-

подробнее

Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики

Роман, год (год написания: 1994)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 80
Аннотация:

…нет. В романе нет ни Новой Идеи, ни даже серьёзных размышлений, касающихся Всего Человечества, ни каких-либо конструктивных предложений по улучшению и переустройству жизни отдельного человека или общества. Нет будоражащих воображение вселенских фантастических гипотез (Сверхчеловек-Люден, Гомеостатическое Мироздание, Теория Высокого Воспитания…) Ничего этого нет. Первые две части романа вообще невозможно назвать фантастикой, а настоящий фантастический антураж («Адиабата», баскер, клоны) появляется лишь в самом конце. «Поиск предназначения» — это просто очень хорошая литература, это роман о времени и о себе, не о Преобразователе Мира, не о Человеке-который-звучит-гордо, а о самом обыкновенном, простом, в меру хорошем, в меру грешном человеке.

Этот роман — о времени. Об эпохе. О людях. По сути дела, как и большинство произведений Стругацких, этот роман — поиск предназначения не героя, и не «человека вообще», а вполне конкретных людей. «Поиск предназначения» — произведение, во-первых, антисоветское, начиная с того, что один из центральных героев — диссидент, да и весь роман проникнут соответствующим пафосом. Люди, окружающие Стаса Красногорова, очень и очень мало напоминают героев «Понедельника». Зато гораздо больше, чем последние, напоминают реальных людей. Да, Жека Малахов или Виконт — из той же среды, что и герои «Понедельника», они учёные, причём работают увлеченно и творчески. О Жеке мы узнаем, например, только, что он сноб и зануда, что у него красавица-жена. Виконт балуется графоманством, о своей работе в «ящике» упорно умалчивает, а в итоге оказывается и вовсе довольно мерзкой личностью. Даже легендарный начальник Красногорова, блестящий, по-видимому, учёный Ежеватов никак не напоминает героев «Понедельника»…

© Яна Завацкая
Примечание:

Роман написан в 1993-1994 гг. Журнальный вариант: Звезда. — 1994.- № 10; 1995. — № 3. Книжное издание: М., Текст, 1995.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 354

Активный словарный запас: средний (2893 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 18%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 1996 // Крупная форма (роман)

лауреат
Странник, 1996 // Крупная форма

Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 1996 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики
1995 г.
Дьявол среди людей. Поиск предназначения. Подробности жизни Никиты Воронцова
1997 г.
Поиск предназначения
1997 г.
Собрание сочинений. Том десятый. С. Витицкий, С. Ярославцев
2001 г.
Поиск предназначения
2003 г.
Собрание сочинений. Том десятый. С. Витицкий, С. Ярославцев
2004 г.
Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики
2005 г.
Бессильные мира сего
2006 г.
Бессильные мира сего
2006 г.
Собрание сочинений. Том десятый. С. Витицкий, С. Ярославцев
2007 г.
Поиск предназначения
2009 г.
Собрание сочинений. Том десятый
2010 г.
Собрание сочинений. Том десятый. С. Витицкий, С. Ярославцев
2013 г.
Поиск предназначения
2016 г.
Поиск предназначения. Бессильные мира сего. Из неопубликованного
2020 г.
Поиск предназначения. Бессильные мира сего. Из неопубликованного
2020 г.
Поиск предназначения
2020 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 30. 1994—1996. Книга первая
2021 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 30. 1994—1997
2023 г.

Самиздат и фэнзины:

Бессильные мира сего
2017 г.

Аудиокниги:

Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Poszukiwanie przeznaczenia albo 27 twierdzenie etyki
1999 г.
(польский)
Poszukiwanie przeznaczenia albo 27 twierdzenie etyki
2000 г.
(польский)
Die Suche nach der Vorherbestimmung
2004 г.
(немецкий)
Търсене на целта или Двадесет и седмата теорема на етиката
2007 г.
(болгарский)
Ďábel mezi lidmi
2008 г.
(чешский)
Die Suche Nach Der Vorherbestimmung Oder Der Siebenundzwanzigste Lehrsatz Der Ethik
2018 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слушайте базовое — в осаждённом Ленинграде было плохо из-за коммунистов. Это диабетик Жданов, объедавшийся сладостями, и прочая партлиэта, жравшая в три горла, виновата в смертях сотен тысяч людей, а не немцы. А КГБ было нужно лишь и только для того, чтобы тиранить несчастных интеллигентов и писателей, которые настолько зашуганы кровавой гебнёй, что каждый имеет целую библиотеку запрещённой литературы и самиздата и не особо парится по поводу её сокрытия даже если начинаются допросы. Больше спецслужба ни для чего была не нужна, врагов же у нас нет, да и вообще они бестолочи такие!

Вообще в книге есть светлые моменты. Бытовуха ГГ изображена неплохо — змеиное кубло кухонной интеллигенции, которым опять и с государством, и с народом не повезло, отображено просто блестяще и очень правдоподобно. Предельно увлекательна интрига с невероятной выживаемостью ГГ — меня реально мучило любопытство и было интересно, для чего же его хранит судьба? Но, к сожалению, автор сам не знал хоть сколько-то нибудь вменяемого или хотя бы просто интересного ответа и скрыл это с помощью псевдофилософских моралей и мутнейшего сюжета последней трети повествования. Серьёзно, когда ГГ начал сближаться с КГБщником и началась «власть», книга пошла куда-то совсем не туда. Либо Стругацкий вообще не понимал и не знал, о чём пишет, либо ему было просто всё равно и дописывал книгу «на отшибись».

Если что, то я правда понял глубочайшую философию и смысл, который автор сюда заложил. Только я не считаю, что у него это получилось интересно и осмысленно. Не говоря уж о том, что множество смыслов и «антифашистских» посылов здесь откровенно притянуты за уши и не стоят и выеденного яйца.

Оценка: 3
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Единичка, как оценка этой книги маловата. Так как все-таки книга начиналась за здравие. Но поскольку закончилась за упокой, то двойка оценке вполне соответствует. В начале я бы хотел выразить глубокое соболезнование тем, кто читал, еще большее соболезнование тем, кто поставил ниже 5-ки — они осознали, что вместо откровения получили каку. Коммент к этой книге меня побуждает написать кол-во 10-к и 8-к в оценках, на какие я опирался при выборе, а также рекламку на развороте книги «В этот том вошел «сольный» роман Б.Н. Стругацкого «Поиск предназначения», опубликованный им под псевдонимом С. Витицкий, — истинный шедевр социально-философской фантастики».

Шедевр может и мог бы быть, но не состоялся. И разочарование поистине соразмерно с чтением «Хроник Амбера» Желязны, где начало «Серия Корвина»(+)начало «Серии Мерлина» крута, а вот конец «Серии Мерлина» последние 2 или 3 книги, ну настолько набиты мутью и разочаровали, что ппц. Здесь все тоже самое, начинается все отлично. Оставим за скобками АЛЧНОЕ и видимо ЛИЧНОЕ желание автора пинать в процессе повествование хладный труп СССР при любом удобном случае. Книга написана в 1995 году, тогда это было модно, да и сейчас дем-шизе зайдет. Но выглядит все это ОЧЕНЬ ПРЕДВЗЯТО, поскольку складывается впечатление, что «органафты (цитата)» из КГБ ничем больше не занимались, кроме как ловили собственных граждан. А вот про новое время автор чего-то молчит... 1995 год, там уже прошли и шоковые терапии и народ увидел инфляцию в 300%, но автор об этом не говорит. Единственная его претензия к ментам-дибилам, что ж... роман социальный, надо же над кем-то поржать.

Продолжаем. Название крутое «Поиск предназначения», в моем варианте издания убрали 2-ю часть про «теорему этики». Маркетологи в АСТ думают правильно — зачем усложнять? Да и «Поиск предназначения» звучит апупенно, читатель схавает. И я схавал. На деле книга названию не соответствует. От слова совсем. Герой, что самое забавное, не ищет предназначения. Его пытаются найти за него, те же «органафты». Самому персу пофик: где он, что он, как он. Рефлексия перса — это фундамент, на каком построен роман. Только если в самом начале она здравая и приводит перса к мысли, что вселенная за ним смотрит. То в конце это очень больная рефлексия, сведенная НЕ ВОВНУТРЬ, а вовне. На окружение, на людей, на их ограниченность, на их скудоумие. Это как бы сломало концепцию, поскольку не понятно: нашел или нет В ИТОГЕ герой свое предназначение? Нравится или нет — то, что он делает?.. Зачем вселенная дала ему его дар?.. Ответа на этот вопрос в книге так и не прозвучит. Подозреваю, что ответа не знал и сам автор, поскольку был в книге «органафт», который видел людей НАСКВОЗЬ. Ну, так вот описание ГГ в его интерпретации настолько мутное «монстр», «демон, который спит» и настолько не согласующееся с последней частью, что не понимаю — зачем эти оценки вообще?

Много технически бесячих моментов, из-за каких местами читалось очень тяжело. Начнем с несостыковок: Гг позиционирует себя опупенно честным, даже партию назвал «Партия Честных» и тут же рассказывает Ивану, сыну майора и «органафта», какой пытался ему помочь, что подкидывал отцу ложную ин-фу, а также давал задания привозить ему мальчиков, только для того, чтобы полежать с ними рядом и похихикать в подушку. Далее по списку, неожиданно КГБшник начинает называть ГГ Хозяином. И хочется спросить — с каких ХЕРОВ? Гг из себя нихрена не представляет — какой Хозяин? Я так понимаю, что это для того, чтобы подготовить к последней части. НО! это настолько резало и режет, что ппц. Далее, в романе за всю его основную часть было одно фантастическое допущение — это способность Гг. Все остальное в жанре реализма, и тут в последней части появляется «Баскер». Опасное существо, которое цитирую «невозможно убить». На кой оно там было нужно я так и не понял, но данное существо подчинялось гоп-стоперам, которые стояли на какой-то объездной дороге. Так у меня вопрос: чего они с этим существом не перекрыли трассу Москва-Санкт-Петербург? Вполне могли — деньги зашибали бы другие. Ну, и на добивание читателя. Концовка с куевой тучей клонов, непонятная и бессмысленная. Для чего их выводили — никто не объясняет. Полунамеки в виде клонов президента, говорят о том, что мб для того самого, чтобы менять настоящих людей на клонов. Но клоны по описанию отличаются от обычных людей цветом кожи. Зачем они нужны? Почему судьба ради этой тайны убивает самого Гг (какого хранило всю книгу) или не убивает — в концовке, спойлер, это не очень понятно. Только в отличие от фильма Нолана «Начало», где сознательно шли на такую концовку, какую додумает смотрящий, здесь нужно было хоть как-то завершить.

Безусловно у книги есть плюс — это разбросанные по ней здравые мысли. Например, предназначение мы можем знать, но не понимать. Вся беда в том, что Гг его даже не знал. И если отталкиваться от книги: все его предназначение было в том, чтоб он дожил до конца романа, а потом умер. Никому такого не пожелаешь.

Оценка: 2
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это самое скучное произведение из творчества Стругацких, как совместных, так и сольников. Первые две части можно принять как историко биографический экскурсии, третью как некое откровение, но последняя — это мало понятный и мутный сюжет, перечеркивающий все ранее написанное. И философский подтекст здесь проглядывается слабо, главный герой сам не понял чего он добивался от жизни, собственно в чем заключалось его ,,предназначение».

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нет там поиска предназначения. Автор долго, многозначительно и скучно интригует нас тайной героя, и ... хопа, выкатывает из кустов рояль в виде тошнотной суперспособности героя. Потом долго и мучительно вертит это всё в руках, не зная, что с этим делать. Отчаявшись что-то придумать, выкатывает из кустов ещё один рояль, или даже сцепку нескольких роялей, совершенно дикую, нелепую, неуместную, и ставит точку. Конец фильмы. А ... что это было? А зачем? А в чём тайна героя? А автору было лень придумывать, давайте сами. Категорически не рекомендую к прочтению.

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я понимаю как тех, кто оценил эту книгу негативно, так и тех, кто восхищён ею: но она намного ужаснее, чем специально непрофессиональный и противный тягучий стиль заключительной части книги, и она намного ценнее, чем рассказ о застойной истории нашей страны, — и совсем не очевидно, что не дочитав до самого последнего слова (слова!) этой книги можно позволить себе рекомендовать ее к прочтению в школе... Ужас в том, что автор, будучи всю его жизнь (его и его брата жизни) убеждён в том, что “выживание это знак наличия предназначения” и приводивший в своих интервью в качестве примера случай с осколком артснаряда, убившим людоеда, гнавшимся за ним в блокадном Ленинграде, этой своей книгой открывает перед нами ужасную и уродливую истину: всемогущий герой его книги, сдуру (под влиянием КГБэшника) возомнивший себя вершителем судеб, защищённым Роком (Богом?) продемонстрирован автором книги как НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮЩАЯ КУКЛА (хотя и имеющая превосходные, а может быть и почти гениальные физико-математические мозги), функционирующая внутри тоннеля своего предназначения, который она НЕ СПОСОБНА ОСОЗНАТЬ до самого своего последнего вздоха (в совершено буквальном физиолого-медицинском смысле этого выражения): обеспечивать существование другого инструмента РОКА (Бога?), задача которого совсем не гуманна и не этична: “обеспечение дешевой колбасой требует производства колбасы из человеческого мяса”...

И, может быть, “спасенного” от людоеда человека (куклу) и оставили-бы доживать до ее (куклы) естественной смерти после того, как вторая кукла наконец-таки изобрела способ обходиться без нее (без первой куклы) при помощи живого (и даже ходящего) человеческого мяса для поддержания своего (второй куклы) функционирования, если-бы она (первая кукла) не вознамерилась захотеть помешать Року — и тут-же она сама, как и все те, кто прежде мешали ей поддерживать функционирование второй куклы, была немедленно выключена. Но эта кукла не способна осознать то, что она находится в туннеле, из которого она не способна выбраться: она и после своего последнего вдоха продолжает выполнять свою программу: оберегать от смерти вторую куклу: “Осторожно с гранатой! Не порань вторую куклу!!!”. Ради этого предназначения была создана эта кукла. Это ее предназначение она — КОНЕЧНО-ЖЕ! — НЕ СПОСОБНА ОСОЗНАТЬ. Иначе Року (Богу?) она не нужна. Она должна быть куклой. Не понимающей своего предназначения куклой. В конце-концов (в конце книги) вторая кукла научилась обходиться просто не способным думать ходячим мясом... Не не-понимающим, а не способным думать мясом.

“Сами люди не способны помочь себе” объявляет нам вторая кукла понимание (понимание Рока?) описываемой ситуации и природы — и не только лишь природы человека, но и крыс тоже... Ужасная книга. Писал ее умный еврей... Ошибается-ли он — вот в чём вопрос! В ещё одной фантастической книге, тоже написанной несколькими евреями — в Талмуде, — описывается диалог между Ангелами и Богом... Ангелы возмущены тем, что Бог уничтожил в Иерусалиме праведников вместе с негодяями: “они (праведники) ведь не имели возможности спасти Иерусалим, это было Твоё желание: разрушить Иерусалим! Почему-же Ты погубил их ВМЕСТЕ с негодяями?!?”. И евреи — авторы МНОГОТОМНОЙ социально-фантастической книги, называемой Талмуд, — пишут ответ Бога (Рока?) на возмущение Ангелов Его несправедливостью: “они даже не пытались”.

Нет никаких оснований думать (предполагать), что еврей Борис Стругацкий читал хотя-бы это место из социальной научно-фантастической книги под названием Талмуд — или хотя-бы слышал устные и искаженные при переводе и при пересказе цитаты из этой книги, но намёк на это недовольство можно нафантазировать себе на основе одного короткого текста в конце книги, называемой “Поиск Предназначения”... Восхитительная и очень страшная книга.

(без какой-либо связи с “Поиском Предназначения” и с Двадцать Седьмой Теоремой Этики, противостоящей и противоречащей ему (поиску), рекомендую несколько мнений из научно-фантастической книги, написанной в жанре социальной фантастики для того, чтобы уговорить Человечество ПЫТАТЬСЯ спасти Небесный Иерусалим от разрушения животными свойствами человеческой природы (среди этих мнений есть немножко даже о мнении авторов Талмуда о Иисусе, просившем Человечество: “Не делай зла! И, если сможешь, постарайся делать добро!”)

https://goo.gl/2SxSUy

https://reddit.com/r/Judaism_of_Talmud )

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек считает, что ему фартит, а фартит на самом деле его приятелю с помощью него. И переменить он ничего не может.

Мне кажется на страницах этого произведения автор пытается выразить боль утраты своего брата. Ведь клоны — они как псевдонимы, под одним из которых это произведение и было написано.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложный, тяжёлый и типичный для поздних Стругацких роман. Наряду с «Беспокойством», «Улиткой на склоне» и «Отягощёнными злом» этот роман уходит в мою подпапку непонятых произведений АБС. Хотя первые два произведения поздними и не являются.

Читатель, конечно, привык к тому, что произведения Стругацких, как совместные, так и сольные, — это не развлекалово и не семечки, привык, что вопросов после прочтения остаётся гораздо больше, чем ответов. За то читатель и любит творчество великих авторов — за то, что их книги заставляют задуматься, они многослойны и многовариантны, практически каждое произведение трактовать можно по-разному. Привычно, что заботу о выводах авторы целиком и полностью переносят в зону ответственности читателя. Однако в этом романе, как мне показалось, такой подход излишне гипертрофирован. Понятно, что ответ на поставленный в произведении вопрос должен искать читатель, читатель согласен с этим, начиная читать очередную книгу Стругацких, читатель к этому готов, он жаждет этого. Однако как быть с поиском ответа, если сам вопрос в тексте произведения нащупать не получается? Или же это такая особенность этого романа? Производная от производной, новый уровень, открытый Борисом Стругацким на последнем этапе своего творческого пути? Подобно главному герою романа, ищущему всю жизнь собственное предназначение в жизни, читатель романа должен всю дорогу искать поставленный в произведении вопрос?

Сложно сказать, но возможно, так оно и есть.

Жил себе человек, всю жизнь искал смысл своего существования, видел результаты деятельности того, кто ведает его судьбой или даже судьбой всего сущего. Искал подсказки, знаки свыше. И вдруг в одночасье всё встало вверх дном — оказалось, что жизнь его является лишь вспомогательным элементом жизни, по всей видимости, гораздо более важной, чем его жизнь. В этом и есть его трагедия?

Затрудняюсь с ответом, как-то слишком уж неявно обозначено всё это в несколько сумбурной концовке романа.

PS. Существующая на данный момент аннотация за авторством Яны Завацкой, на мой взгляд, крайне слабо соотносится с основной идеей романа, да и представленные в ней факты и описания спорны и неоднозначны. Пытался я тут сочинить собственную аннотацию, но как-то не сложилось: вероятно, потому, что мне самому тяжеловато сформировать какое-либо представление об этом романе. Поэтому было бы неплохо, на мой взгляд, если бы кто-нибудь из прочитавших роман лаборантов составил бы более адекватную аннотацию.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я увидел вот что:

«По дороге разочарований

Снова очарованный пойду

Разум полон светлых ожиданий

Сердце чует новую беду..»

Стругацкий выплеснул боль разочарования в собственных идеалах. Он показал, что произошло с героями «понедельника», продолжившими вместе с ними жить в реальном Советском Союзе. Они истово верили в своё предназначения- помочь становлению светлого будущего с высоконравственными коммунистами-прогрессорами. Но в итоге пришлось признать, что, либо предназначения нет вовсе, либо оно в… совсем другом. Пчелы могут строить любые планы и теории, но пасечник хитро улыбается..

Собственно, мотивация труда под названием «Поиск предназначения..» содержится в описании статьи Мирлина и заключается в иллюстрации того, как Великая Идея превращается (и превратилась, с точки зрения коммуниста-прогрессора) в великое дерьмо —

«…Так вот: до пятьдесят восьмого все они были, оказывается, – злобные и опасные дураки («Великая Цель оправдывает любые средства, или Как прекрасно быть жестоким»). От пятьдесят восьмого до шестьдесят восьмого превращались они в дураков подобревших, смягчившихся, совестливых («Позорно пачкать Великую Идею кровью и грязью, или На пути к Великой Цели мы прозрели, мы прозрели».) А после шестьдесят восьмого дурь у них развеялась, наконец, и пропала, но зато и Великая Цель – тоже. Теперь позади у них громоздились штабеля невинно убиенных, вокруг – загаженные и вонючие руины великих идей, а впереди не стало вообще ничего. История прекратила течение свое… Все это было – чистая правда, и это раздражало особенно.»

Создатели земного, физического человека не зря наградили его Гордыней. Именно она даёт индивиду Иллюзию Собственной Значимости и Великого Предназначения. Тогда как об истинном предназначении ни пчелам на пасеке, ни курицам на птицеферме, ни коровам в хлеву лучше не задумываться. Как сказал один из персонажей Пелевина (умная крыса) другому персонажу (умной курице) – вы думаете, что «вселенная» (птицефабрика) создана ДЛЯ вас. Не совсем верно – она создана ИЗ-ЗА вас. Разница есть, её с болью понял Стругацкий, и про эту боль рассказал нам. Так, как умеет только он…

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжаю потихоньку собирать книги Стругацких и знакомиться с их творчеством. На этот раз в руки попал томик «Поиск предназначения», вещь неожиданная, так как это — сольный роман Бориса Натановича, написанный под псевдонимом С. Витицкий. Не знала, что у братьев были личные самостоятельные произведения. Стало ужасно любопытно, что же скрывается за выдуманной фамилией и довольно солидным объемом в 450 стр. Не просто же так автор решил принять чужой облик. Видимо, что-то откровенное, необычное и специфическое таилось за обложкой с таким философским многообещающем названием.

Главная особенность книг Стругацких в том, что в центре повествования всегда стоит человек. Это тот самый камешек, который склоняет весы жанра в сторону социальной фантастики. На противоположенной чаше могут стоять гирьки «научность» и «космичность», но во многих произведениях антиутопичный, гуманистический элемент преобладает. Именно от соотношения «социального» и «научного» чаще всего зависит, понравится мне книга Стругацких или нет. Чем меньше в ней делается акцент на техническо-инженерную сторону построения сюжета, тем легче и интереснее у меня идет чтение. В этом плане Борис Натанович выступил действительно мастером «человеческой» прозы, потому что чувства и переживания персонажей он раскрывает с точностью хирурга и красотой поэта.

Станислав Красногоров, программист-ученый из Ленинграда, с виду совершенно обычный, до неприличия приличный гражданин. Ведет тихую размеренную жизнь, скрашивает рабочие будни душевными посиделками с лучшим другом Виконтом, устраивает ностальгические беседы на кухне с товарищами, заводит семью — в общем всячески пытается быть человеком обыкновенным. На первый взгляд все так и есть, если бы не одно НО. На протяжении всех 37 лет жизни Красногоров неоднократно попадал в ситуации на грани (и даже за гранью) жизни и смерти. И всегда, каждый, казалось бы, последний раз, в самом критическом и безнадежном положении он оставался жив. Почему это происходит? Может у него есть Предназначение? И сам Рок, сама Судьба берегут его для чего-то? Для чего? Уже многие годы Станислав ломает голову над этими вопросами, пытается найти хоть какую-то закономерность и зависимость между подобными случаями. С этой целью он садится за написание автобиографического романа «Счастливый мальчик».

На этом странности не заканчиваются. Другие, в разной степени знакомые с Красногоровом люди умирают таинственной, неестественной смертью. В разное время, при разных обстоятельствах, но одинаково загадочно. У погибших в прямом смысле закипали мозги и взрывалась голова. Связано ли это с главным героем? Что за Сила стоит за всем этим? Об этом вы узнаете, если прочитаете книгу.

Великие Стругацкие не были бы таковыми без еще одной изюминки — сложной структуры повествования. Уж они любители переплести в морской узел разные временные линии, выстроить многослойное повествование, добавить глубину образов и прочие писательские штучки. Борис Натанович также не стал скромничать. В романе можно выделить несколько уровней, пластов.

Первый пласт — это история Станислава Красногорова, которая насыщена размышлениями и переживаниями героя, его мыслями, внутренними монологами. Основная проблема, озаглавленная в названии книги — проблема поиска предназначения, смысла — развивается по большей части здесь же. Сам пласт можно разделить на несколько, так сказать, идейных линий.

Первая линия — написание автобиографии «Счастливый мальчик», где читатель узнает драматические, яркие фрагменты из жизни Станислава. Например, про его детство в блокадном Ленинграде. Вспышки, кадры. О голоде, холоде, смерти, бомбежках, страхе. В виде картинок разбитого стекла, обледеневшей лестницы, осколка снаряда, окоченевшего тела. Показательно, сильно, исторично — эта часть рассказа понравилась мне больше всего.

Еще одна небольшая линия, оборвавшаяся, к сожалению, ни на чем — разработка Красногоровом программы-генератора афоризмов. Замена треплу поэту и барду-песеннику — машина, которая сама создает красивые величественные цитаты. Чуете дух Оруэлла? В книге он почуется еще ни раз. И ведь главный герой — программист, математик, академик, это важная его характеристика, из этого проекта можно было выстроить что-то интересное, антиутопичное. Для этого есть и специальные персонажи (руководитель Красногорова), и диалоги соответствующие. Но в какой-то момент эта линия просто выпадает из сюжета. Совсем. Абсолютно. Без завершения.

В этот пласт входит и история майора КГБ Красногорского, имеющая точки пересечения с прямой Красногорова (с такими фамилиями грех было бы не встретиться). Линия, связанная с ним, это личный дневник, который товарищ майор вел с момента знакомства со Станиславом. В нем мы узнаем про работу «органов», роль Красногорского в КГБ и его деятельности в отделе паранормального (да-да, КГБ в свободное от допросов время искало всевидящих, экстрасенсов, вурдалаков, колдунов и прочих). Персонаж довольно интересный, с одной стороны это машина-для-секретной-работы, расчетливый хладнокровный следователь, с другой стороны мы видим любопытного страстного человека, местами ранимого и на удивление душевного типа.

Второй пласт — общая картина Советского Союза, портрет СССР в период с хрущевской оттепели до лихих 90-х. Так как многие из персонажей связаны с писательским ремеслом и журналистикой, особое внимание Борис Натанович уделил брежневскому застою с его остервенелым, истеричным гонением самиздата и жесткой цензурой. В книге то тут, то там разбросаны вкусные отсылки к истории в виде злободневных анекдотов, популярных песен, описаний советского быта. Атмосфера того времени и привет из прошлого практически на каждой страничке. И на уровне личной истории персонажей, и на историческом плане чувствуется горечь утраты, боль, тяжесть и усталость самого автора. Он ностальгирует, он негодует, он кричит, он возмущается, он призывает. Думаю, это связано с тем, что «Поиск предназначения» написан Борисом Стругацким в конце 90-х, возраст у него наступил уже «задумчивый», с обломков старого государства, отряхнув многолетнюю пыль со штанин, он шагнул навстречу новому и неизвестному. Нужно было сделать какие-то выводы, понять зачем все это было, каков был смысл. Вот так с масштаба поиска предназначения конкретным человеком автор поднимается с той же проблемой на уровень глобальный, общественный, а от того очень личный — потому, как я уже сказала выше, для Стругацких человек/человечество были превыше всего.

Ну и третий пласт повествования, понравившийся мне меньше всего, — это уровень паранормально-фантастический. Понятно, что раз Красногоров сталкивается со странными вещами, КГБ создает общежитие для людей со сверхъестественными способностями, а главная проблема — неизвестное Предназначение, то объяснение всему этому скорее всего будет неестественного, фантастического характера. Но я никак не ожидала увидеть ЭТО. Если выдрать из содержания Четвертую часть, то книга получится очень достойной и интересной, хотя не без провисших моментов и косячков. Но Четвертая часть там есть и это откровенная дичь.

Во-первых, то, в кого превратился и кем стал Станислав Красногоров для меня сущая непонятица и безумие. Такое ощущение, что заключительная часть книги приклеена с какого-то другого романа. От простака-программиста-писателя ни осталось и следа. Да ладно если бы он решил просто сменить профессию (на какую не скажу, а то будет спойлер, но её выбор хоть в принципе и логичен, но вгоняет в ступор ужасно). Но тот Красногоров, которого мы видим в начале и середине истории, в первых Трех частях и этот человек — это СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ люди. Тот Красногоров просто НЕ МОГ пойти по пути, на котором он встречается в финале. Ни по характеру, ни по идеям, ни по образу жизни ну просто никак он не могу стать тем, кем он станет в конце. Ну как-будто два разных персонажа из разных историй. Не верю!

Во-вторых, что меня убило окончательно, это вставленный фантастический элемент. Но не само его присутствие, а то, ЧТО ОН ТАКОЕ...этот фантастический элемент... Я была готова к любым вурдалакам, силам природы, Року, Божествам, к чему угодно, но не к ЭТОМУ. Но увиденного не развидеть, точнее прочитанное не разчитать.

В какой-то момент в сюжете появился экшон. Откуда-то, гад, пробрался, просочился в сюжетные дыры. И вот тут меня накрыло. ГДЕ Я И КТО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ? ЧТО ПРОИСХОДИТ??? Нет, вам надо это самим прочитать, больше не скажу ни слова. И что самое обидное, я ведь прочувствовала, поняла, В ЧЕМ ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. Я до конца думала, что ошибаюсь, что ударяюсь в сентименты , но я была права. Этому есть подтверждение в финале. Но как жестоко и грубо оно разбивается об этот чертов фантастический элемент. Аж прямо злость меня взяла, да как так-то!

Видно, что автор под конец устал, он измучился этим поиском, в первых трех частях Борис Натанович так философски, так сокровенно излил свои переживания и мысли, всех червяков, что изъедали его душу. И к Четвертой части сил и воображения хватило только на безвкусный экшон и беготню. Но книга достойная, неплохая, в ней есть что поискать и почерпнуть. Из минусов можно отметить оборванные идейные линии, местами провисшее повествование, парочку нелогичных моментов (например, герой в детстве пережил ужасы, грязь и мерзость блокадного Ленинграда, но при этом брезгает подержать язык лучшего друга; странненько, согласитесь). Она сильная, тяжеловатая, временами вызывает те же чувства безысходности и безнадежности, что и «1984» Оруэлла. Вообще, книга полна всяких литературных и философских отсылок. Например, важный момент — у Станислава дома богатая библиотека, в которой очень много трудов великих философов. Для брежневских 70-х это была редкость. Я так понимаю, Борис Натанович сам был любителем философии. Не зря второе название романа «Двадцать седьмая теорема этики». Вот вам еще одна вкусная отсылка и подсказка. Я себя почувствовала немного Робертом Лэнгдоном. По одной из рубрик, которые я веду в своем книжном блоге, мы читали «Этику» Спинозы, главный труд философа-рационалиста XVII в. Книга была у меня в бумажном варианте дома, так что я тут же пошла искать 27 теорему. Их там было несколько с таким номером, но идеально подошла одна:

Теорема 27. Вещь, которая определена Богом к какому-либо действию, не может сама себя сделать не определенной к нему.

Эта строчка — основная идея и принцип романа «Поиск предназначения». Только там Бог заменен на Рок.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения остается сильное эмоция — «зачем я на это потратил свое время». Зачем скатываться в такой пошлый и бессмысленный сюрреализм? Идея книги — до не приличия слаба. Черт я даже оценку поставлю самую низкую из возможных....

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Экзотическое чтиво. Магия чего-то невообразимо существенного, значимого, недостижимо мудрого и — в то же время — увлекательного, динамичного, хлёсткого и резкого. Интеллектуальное чтиво с увлекательностью бульварной книжонки.

Увы и ах. Именно — экзотическое. Неизбывных истин не уж и так много: «Волга впадает в Каспийское море», «яблоки с яблони падают вертикально вниз», «Стругацкие — эталон твёрдой НФ», и т.п. И ежели на первые две пока никто не покушался, то, вот, третью — пытаются ниспровергать с пьедестала многие. Что — весьма печально. Ибо — поскольку книжки Стругацких не изменились, остались в первозданной прелести — то, стало быть, паталогически меняется сама аудитория читающих оные книжки.

И выбор твой, уважаемый потенциальный читатель — в данном конкретном случае — весьма прост. Ежели от словосочетаний «Улитка на склоне», «Трудно быть богом», «Град обречённый» у тебя в сердце чего-то там ёкает, то — вот она твоя книжка, читай смело, не пожалеешь. Ежели НЕ ёкает (но — читал ранее), то — проходи себе мимо, уважаемый, ты — НЕ потенциальный. А вот ежели ты вообще пока НЕ ПРИКОСНУЛСЯ, то... — не буду настаивать, вполне может быть, что желательно начать с чего-то более традиционного, так сказать. С того же «Града...», например

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман понравился может и не так, как, например, «Волны гасят ветер», но гораздо больше, чем «Град обреченный». Читается «Поиск предназначения» легко, построен он мастерски, «ружья», на которые поначалу и не обращаешь особого внимания, вдруг выстреливают, роман имеет продуманную, логичную и оригинальную сюжетную структуру. К минусам можно отнести типичный для Стругацких негативизм — неприукрашенную грязную правду, характерную для их «не-полуденных» произведений.

Первая часть — биография главного героя, начавшаяся с блокадного ленинградского детства. Герой подозрительно часто избегал смерти там, где, казалось бы, должен был погибнуть. Мистика это или просто случайность — не знает и он сам, ведь многие могут вспомнить подобные счастливые случаи.

Вторая часть — о взаимоотношениях героя и его друзей с органами госбезопасности. Герои романа — советские интеллигенты, живущие в знакомой Стругацким среде. Они читают самиздат, в том числе и запрещённый, что-то пишут сами, ведут крамольные беседы о власти и обществе. На момент написания романа Борис Стругацкий уже мог называть все вещи своими именами, не вуалируя их метафорами.

Третья часть — советские «Секретные Материалы». В ней сотрудник секретного отдела КГБ, занимающийся паранормальными явлениями, подтверждает, что происходящее с главным героем — не просто совпадение.

Четвёртая, последняя часть — недалёкое будущее на момент создания романа. Будущее мрачное и беспощадное, как сам слепой Рок. Кроме не нуждающейся в понимании мистики здесь появляются и элементы научной фантастики. В финале романа нам открывается «некрасивая тайна».

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Поиск предназначения или Двадцать седьмая теорема этики» — первый из двух сольников Витицкого-Стругацкого, написанный в 1994-95 годах.

Очень мрачный, запутанный по форме и неоднозначный по содержанию, во многом, очевидно, автобиографический — в судьбе героя множество пересечений с авторской: блокадное детство, работа в НИИ, экспедиции, спонтанное увлечение писательством (в книге не имеющее таких далекоидущих последствий, как в жизни автора), даже в какой-то момент проблемы с КГБ (в книге имеющие куда более далекоидущие последствия).

История ленинградского программиста — самого обычного человека, из тех, которых презрительно величали «кухонной интеллигенцией», никакими особыми талантами не обладающего – ну, разве что вот способностью «откачивать» после странных приступов давнишнего друга, большого путаника и пижона, работающего в каком-то секретном «ящике». Двигаясь сквозь года и эпохи, взрослея и меняясь, постепенно, с нарастающим ужасом и изумлением, герой обнаруживает в себе некую скрытую силу, способную физически устранять людей, в той или иной степени влияющих на его судьбу. Силу эту невозможно контролировать, но проявления ее становятся все более навязчивыми, и, в конечном счете, радикально меняют биографию героя.

В по-нуарному промозглой, раздираемой внутренними конфликтами, населенной диковинными монстрами (как в переносном, так и в буквальном смысле), антиутопической России Будущего, он достигает невероятного могущества – становится ключевой политической и медийной фигурой, самым перспективным кандидатом в Президенты. И продолжает недоумевать: в этом, что ли, было Предназначение?

Но Стругацкий не был бы Стругацким, если бы не пришел к куда более парадоксальным, мрачным и отрезвляющим выводам, ссылаясь на 27-ю, вынесенную в название романа, последнюю из доказанных Спинозой этических теорем: «вещь, которая определена Богом к какому-либо действию, не может сама себя сделать не определенной к нему».

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это первый роман, который я оставил без оценки. Как дать оценку жизненным размышлениям и реалиям? До самых последних строчек я думал, что это Фантастика (то, что обычно ждем от фантастики), что это произведение о мистике, вымысле, непостижимом. Первая мысль после прочтения:

- И вот что, и это все, что хотел сказать автор, что это за финал? Что за окончание главы?

А нет его, ни плохого, ни хорошего. Весь текст — это пища для размышления, это стартер, но вселенной истинности нет, вы к этому придете сами.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня две особенности в этом романе важны: описание блокадного Ленинграда глазами ребёнка и позднесоветская картина города. Реалистичность атмосферы эпох, непредсказуемый сюжет (когда непонятно куда дорога выведет вплоть до последнего предложения), более чем нетривиальный этико-философский посыл.

Вообще, мне лично эта книга очень помогла в трудный момент жизни...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх