Аркадий и Борис Стругацкие «Сталкер»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Контакт
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Их трое: угрюмый и скрывающий свой тайный замысел Профессор, язвительный и глубоко разочаровавшийся Писатель, юродивый, непонятый людьми Сталкер.
У каждого из них своя жизнь, своя правда — свои раны, своя душевная боль. И свои цели в Зоне.
Они будут много спорить, и каждый из них не согласится с товарищем по несчастью. Придут ли они в итоге к единому, к общему знаменателю?
Вопрос, на который пытаются ответить авторы.
Счастье для только что вышедшего из тюрьмы сталкера в том, чтобы вести к Комнате других. На этот раз он ведёт Профессора (Гринько), исследователя-физика, и Писателя (Солоницын) в творческом и личностном кризисе. Они трое проникают через кордоны в Зону. Сталкер ведёт группу осторожно, окружным путём, прощупывая путь гайками. Флегматичный Профессор ему доверяет. Скептичный Писатель наоборот, ведёт себя вызывающе, и, похоже, не слишком-то и верит в Зону и её «ловушки», хотя встреча с необъяснимыми явлениями его несколько переубеждает. Характеры героев раскрываются в их диалогах и монологах, в мыслях и снах Сталкера. Группа проходит Зону и на пороге Комнаты выясняется, что Профессор нёс с собой небольшую, 20-ти килотонную бомбу, которой намерен уничтожить Комнату — потенциальную исполнительницу желаний любого деспота, психопата, мерзавца. Потрясённый Сталкер пытается остановить Профессора кулаками. Писатель считает, что Комната всё равно исполняет не благообразные обдуманные пожелания, а подсознательные, мелкие, стыдные. (А впрочем, возможно, никакого исполнения желаний и вовсе нет.) Профессор перестаёт понимать, «зачем тогда вообще к ней ходить», развинчивает и выбрасывает бомбу. Они возвращаются.
Машинопись из одноимённой папки. Окончательный вариант сценария. Написано 23–27 августа 1977 г.
Первая публикация — Пять ложек эликсира: Избранные сценарии. — М.: Наука, 1990.
Входит в:
— сборник «Пять ложек эликсира», 1990 г.
Является сценарием для фильма:
— «Сталкер» 1979, СССР, реж: Андрей Тарковский
Электронные издания:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
redmarie, 12 декабря 2014 г.
Кинофильм «Сталкер» мой ровесник; любим, поэтому смотрен и пересмотрен множество раз. А вот прочитала киносценарий, поняла, насколько однобоко воспринимала фильм, больше как визуалист. В «Сталкере» потрясающая картинка — образные ряды просто шедевр. Тот случай, когда наслаждаешься просмотром.
Это текстовое произведение — не изначальный сценарий, а как я понимаю, литературный список с художественной картины. Только сейчас, благодаря пьесе «Сталкер» (думаю, можно так назвать), я оценила фильм полностью: кроме видео, еще и диалоги, яркие характеры, мотивы поступков героев, их мысли, обоснование жизненной позиции. Многослойность, наконец-то, сложилась в единое целое, ушли ощущения, что где-то недослушала, что-то недопоняла.
До этого момента я не видела смысла в чтении сценариев к фильмам. Однако, «Сталкер» стал органичным дополнением, своего рода бонусом к любимой кинокартине.
Deimos_666, 23 августа 2011 г.
Фильм Тарковского «Сталкер» и изданные его сценарий вместе с «Пикником на обочине» дополняют друг друга, создавая полную картину психологизма героя, его отношения к Зоне. Кстати, есть комментарии к тому, как создавался фильм, как писался сценарий. В написании этих воспоминаний участвовали как Стругацкие, так и участники съемочного процесса. Прочитав это небольшое описание сложного пути не только издания «Пикника...», но и визуального воплощения сценария, я понял, что это выстраданное многими людьми произведение искусства. В основу фильма легла то ли девятая, то ли десятая версия сценария. Сценарий емкий, самодостаточный. Его можно рассматривать как совершенно отвлеченное от фильма художественное произведение.
Anastasia2012, 13 марта 2011 г.
Сценарий и сам фильм восприняла как продолжение истории Рэда: после гибели Артура и мольбы о счастье для всех сталкер водит за исполнением желаний людей. В моём восприятии он их водит заведомо безопасным путём и не к тому объекту, который исполняет желания (ведь это шар в книге, и путь к нему смертелен хотя бы для одного из идущих). Цель: дать людям надежду, укрепить веру в чудо, в себя. В чём он и разочаровывается в конце (уже дома). Вид комнаты, полной книг, просто потрясает. Второе потрясение: открывшиеся способности Мартышки (физическая немощь против загадочных возможностей сознания). Диалоги просчитаны авторами идеально: формулировки кратки, точны, достаточны. А фон — нищий и грязный мир (о чём указано в начале текста). На мой взгляд, гениально (и сценарий, и его воплощение на экране).
silk_sith, 27 ноября 2011 г.
Сценарий «Сталкера» именно как текст воспринимается плохо, его однозначно надо только смотреть. Читать интересно разве что подряд варианты сценария(честно жаль, что в свободном доступе имеются только 3 основных варианта из 14), наблюдать за рождением шедевра.
Ван Мяо, 16 мая 2019 г.
Главная ценность сценария в том, что он позволяет взглянуть на творческий союз великого (и очень требовательного) режиссера с великими писателями. Позволяет увидеть вклад Стругацких в создание киношедевра.
Selen, 7 января 2009 г.
это моя любимая книга Стругацких, больше всего в которой мне понравилось:
«СЧАСТЬЯ ВСЕМ...»
жалко мальчишку, добрый был, зря Рэд с ним так поступил... не почеловечески, не хорошо
AlisterOrm, 8 июля 2011 г.
Наверное, это один из самых мощных сценариев из всех, написанных Стругацкими. Едва ли не каждое слово, каждая часть диалога отображает в себе целый набор интереснейших мыслей, которые позже бесподобно были воспроизведены Тарковским в его бессмертном творении. Конечно, это не «Пикник на обочине» — но «Сталкер» имеет свой неповторимый шарм, это штучный продукт, повторить который вряд-ли кому-нибудь удастся.
Не социалка, а чистая, концентрированная философия — если бы такие сценаристы работали в наше время, вкупе с такими же талантливыми режиссёрами, было бы совершенно не стыдно за наше кино.
artem-sailer, 29 апреля 2021 г.
Вообще, на мой взгляд, это три разных произведения: повесть «Пикник на обочине», сценарий «Сталкер» и знаменитый фильм по этому же сценарию. Каждое из этих произведений есть производная от предыдущего, поэтому, вероятно, и получилось в итоге, что фильм с повестью-первоисточником практически ничего общего не имеет.
Сценарий интересный, очень. Диалоги ёмкие, построены мастерски. В лаконичных репликах и монологах максимально чётко отображены характеры харизматичных персонажей.
Язвительный, не проспавшийся ещё спьяну Писатель, периодически повторяющий одно и то же, буквально — застрявший на своей творческой немощности. Скрытный, но по-своему мудрый Профессор, опять же — по-своему желающий счастья человечеству. И самая загадочная фигура — юродивый Сталкер, понять которого, пожалуй, вообще невозможно.
Не скажу, что сценарий уж очень понравился, рассчитывать, что поймёшь такое произведение с первого захода, вообще не стоит. Депрессивное произведение, через которое приходится пробираться с трудом, как в дебри чужой души.
v_by, 15 октября 2005 г.
Если забыть о кровной связи с «Пикником», то этот сценарий в чем-то покрепче будет. Пикник — фантастика и остросюжетная литература, «Сталкер» — текст, скорее, философский. Не пойму, почему он назван сценарием. «Пикником» кормимся, «Сталкер» вкушаем, вот оно как.
ribka_margo, 30 марта 2005 г.
насколько я помню, их три сценария, и сталкер везде разный, на мой взгляд лучший, где он хамский немного, как то жестче там все разворачивается, фильм сняли по более слабому, но сыгран так великолепно, что пришлось мириться:) Сложно писать отзыв о таких книгах... разные характеры, по разному себя люди ведут, и никто до конца не может разобраться в своих искренних желаниях.. так по-моему.
vitamin, 21 августа 2007 г.
Сильная вещь, ИМХО. Во многом отличный от оригинальной повести, этот «сценарий по мотивам» превращается в самостоятельное произведение по миру «Пикника на обочине».
И фильм по этому сценарию сняли, на мой взгляд, превосходный.
GomerX, 7 января 2009 г.
Очень ярко показана психология человека, его борьба с самим собой. Много философии на тему «что есть счастье?».
Фильм не понравился вообще, слишком растянуто и низкобюджетно, чуть ли не любительское кино, блин. Выползли на какие-то развалины в поле поснимали мужиков, ползающих по этим руинам и все. Конечно, я понимаю, что вся суть в диалогах между писателем, ученым и сталкером, но стоило ли снимать кино об этом? Уж лучше бы сделали экранизацию «Пикника» строго по оригиналу.
Эту работу Стругацких я воспринимаю как вариации на тему сталкера, как дополнение к повести «Пикник на обочине», но ни как не материал для экранизации...
Yazewa, 16 февраля 2008 г.
Гениальность фильма оправдывает некоторую слабость сценария (не по качеству, а по сравнению с «Пикни ком»). Опять же надо знать всю историю написания сценария к «Сталкеру», общения с Тарковским, — очень интересно.
Действительно, «Сталкер» — это нечто иное. У меня ассоциация с «Полетом над гнездом кукушки» — тоже фильм весьма иного смысла, нежели сама книга Кизи, но и то, и другое — замечательные работы.
ZiZu, 31 августа 2006 г.
Стругацкие смогли передать в этом сценарии лишь небольшой кусочек «Пикника на обочине». Они не показывали, что Зона — это мусор, оставленный на нашей планете. Зато показали другую сторону. Внутренний мир человека, его борьбу с самим собой.
Unicorn, 9 февраля 2008 г.
В общем-то, чего уж там. Интересно, но не очень. «Пикник...» несомненно и интереснее и сильнее.