fantlab ru

Вальтер Скотт «Легенда о Монтрозе»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.85
Оценок:
99
Моя оценка:
-

подробнее

Легенда о Монтрозе

A Legend of Montrose

Другие названия: Выслужившийся офицер, или Война Монтроза

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

«Легенда о Монтрозе» рассказывает об исторических событиях 1644-1645 годов — восстании шотландских кланов против парламента в защиту короля Карла I Стюарта. Возглавил восстание глава крупного шотландского клана — Джеймс Грэм, граф Монтроз. Другой стороной противостояния руководил маркиз Аргайл (не менее могущественный клан Кэмпбеллов).


В произведение входит:


7.50 (2)
-
-

Входит в:

— условный цикл «Рассказы трактирщика»

— условный цикл «Романы Уэверли»


Похожие произведения:

 

 


Легенда о Монтрозе
1951 г.
Собрание сочинений в двадцати томах. Том седьмой
1962 г.
Пуритане. Легенда о Монтрозе
1971 г.
Роб Рой. Легенда о Монтрозе
1983 г.
Хроника времен Карла IX. Легенда о Монтрозе
1992 г.
Ламмермурская невеста. Легенда о Монтрозе
1993 г.
Талисман
1994 г.
Том седьмой. Ламмермурская невеста. Легенда о Монтрозе
1998 г.
Легенда о Монтрозе. Черный карлик
1999 г.
Легенда о Монтрозе
2008 г.

Аудиокниги:

Легенда о Монтрозе
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

'S rioghal mo dhream («Мы — королевского рода», гэльский)

«Легенда о Монтрозе» рассказывает о шотландском восстании середины 17 века, начатом в поддержку Карла I Стюарта графом Монтрозом. Но для меня роман интересен прежде всего другой «легендой», также содержащейся в нем. Это история Сынов Тумана, потомком которых являлся Роб Рой, давший имя одному из наиболее ярких романов Вальтера Скотта. Однако, об этом чуть позже. Для начала несколько строк в защиту романа, который называют менее удачным среди прочих.

Роман многоплановый. Большое внимание в нем уделено историческим событиям (внимание более пристальное, чем обычно свойственно автору, одному из родоначальников жанра). Отдельные моменты борьбы, как сражение при котором было разбито войско Аргайла (Кэмпбеллов), показаны Вальтером Скоттом весьма монументально и подробно. Уделено внимание военной стратегии. С интересом можно наблюдать сочетание пережитков старого и нового в военных действиях, сталкиваясь одновременно с применением луков и лат с мушкетами или с отождествлением шотландцами обученных для войны коней с чем-то колдовским. Историческую картину я отнесу к первому плану.

На втором, но не по важности, плане стремление автора показать разнообразие характеров того времени. Это не экзальтированные романтические герои, а весьма реалистичные люди. Среди них есть вспыльчивые гордецы, самолюбивые и хитрые личности, руководствующиеся политикой для достижения личной выгоды и тесно сплетающие ее с исконной враждой. Есть практичный и не лишенный комизма образ наемника, с четко выверенным набором идеалов. Скоттом показаны представители разных сословий и разной степени образованности, воспитания, с отличающимся пониманием целей и задач восстания. С разной трактовкой права на личное и родовое выживание. Приятных персонажей среди них нет, но кто сказал, что не в этом была задача автора?

На третьем плане история Сынов Тумана, особо меня заинтересовавшая и придавшая роману остроты. Тут и отрубленные головы-трофеи и исконная вражда, продиктованная вековыми притеснениями. «Мы — королевского рода» — девиз клана МакГрегор, он же Грегор или Гриогайр (английское MacGregor, на гэльском — MacGrioghair). Считается, что клан берет начало от Гриогайра, потомка королевского рода. В 14 веке значительная часть земель МакГрегоров была пожалована королем Кэмпбеллам (предположительно, на недостойных основаниях), что привело к началу длительной вражды. МакГрегоры на долгое время затаили обиду и мстили, как могли. В 1603 году родовое имя МакГрегор было запрещено, а представителям его запрещалось носить оружие и собираться группами более 4-х человек. Нарушение каралось смертью. Лишенные земли, имени и возможности защищаться изгнанники стали Сынами Тумана (скрывающего их в своей защитной мгле). Несколько эпизодов их мрачной мести притеснителям показаны в «Легенде о Монтрозе».

На четвертом плане романтическая история, служащая скорее дополнением романа и показывающая гораздо более сословные и клановые предрассудки, чем влюбленность. Кстати, в отзывах персонажей обвиняют в легко полученном согласии на брак детей враждующих сторон, но мне кажется, что одной из задач Скотта было донести до читателя тесное переплетение всего шотландского и предпочтение вышеперечисленного сиюминутной политической вражде. Шотландия стремилась отмежеваться от общей с англичанами политики, максимально сохранить суверенность, традиции и права.

Вот такое резюме роману, язык которого может показаться суховатым и педантичным неподготовленному читателю, ищущему легких приключений и однозначного в своих характеристиках главного героя. Для меня — роман весьма стоящий, глубокий и впечатляющий, несмотря на то, что не укладывается в стандартную приключенческую канву.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из моих любимых романов Вальтера Скотта, причем, в основном, из-за капитана Дальгетти (позднее он майор). Потрясающий персонаж. Его ничем нельзя удивить. Профессиональный военный, наёмник. Интересуется только своими личными делами и всем, что имеет отношение к военному делу: «надо отдать справедливость майору Дальгетти: он никогда не занимался чужими делами, не расспрашивал, не слушал и ничего не запоминал, если это не имело прямого отношения к военному искусству и не было так или иначе связано с его собственными интересами». Этот шотландец из низин (т.е. для горцев тот же англичанин, «сакс»), лет двадцать сражавшийся в чужих краях, сумел подружиться с дикими горцами, «Сыновьями тумана» — бандитами, с точки зрения законопослушных шотландцев. Так уж вышло, что Дальгетти оказался в той же темнице, что и лидер Сыновей тумана, Раналд, и помог ему сбежать. Мне нравятся все сцены, в которых они взаимодействуют:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Скажи ему, что я тот ворон, который пятнадцать лет тому назад налетел на его укрепленное гнездо и растерзал его потомство… Я предводитель той шайки, которая, день в день, ровно пятнадцать лет тому назад напала врасплох на его замок Арденвор и предала мечу четверых его детей.

— Поистине, мой почтенный друг, коли таковы твои заслуги, которыми ты думаешь снискать милость сэра Дункана, то я предпочел бы умолчать о них... мне что-то невдомек: каким образом вся эта история может побудить сэра Дункана вступиться за тебя? Разве что он попросит маркиза изменить способ твоей казни: не просто повесить тебя, подтянув за шею, а сначала колесовать и переломать тебе кости...

— Если ты считаешь, что обязан мне, — сказал разбойник, — то в твоей власти отплатить мне, пообещав исполнить еще одну мою просьбу.

— Дружище Раналд, — отвечал Дальгетти, — знаю я эти обещания! Читал я когда-то в глупых книжках, как простодушные рыцари со своими обещаниями попадали впросак. Поэтому, Раналд, рыцари стали осторожнее и никогда ничего не обещают, пока не уверятся, что они могут сдержать слово, не нажив себе хлопот и неприятностей. ...Собственно говоря... доставить разбойника в покои, где находится благородный рыцарь, значит нарушить порядок чинопочитания. ... Однако услуга, о которой ты просишь, такая безделица, что я не хочу отказывать тебе в ней.

...Мне кажется, дружище Раналд, — сказал он, — что ты избрал не вполне правильный путь для умирающего. Приступ, атака, резня, поджог предместий — все это, конечно, повседневное занятие воина и оправдывается необходимостью, ибо он делает это по долгу службы... Но скажу тебе, Раналд: во всех европейских войсках так уж заведено, что умирающий воин не похваляется подобными делами и не завещает своим собратьям совершать их...

— Дух Тумана! — промолвил Раналд Мак-Иф. — Ты, кого наше племя зовет отцом и покровителем! Когда кончатся мои муки, прими в свое облачное жилище того, кому ты столь часто давал приют при его жизни!...

— Сдается мне, — сказал Дальгетти, — что друг мой Раналд в душе немногим лучше язычника.

Главные герои, аристократы, презирают Дальгетти, потому что он наёмник и примкнул к ним не по убеждениям, а за плату. Но я понимаю Дальгетти. Он с юности до сорока лет сражался во всех европейских войсках (по его словам, кроме Турции), а о политической ситуации в родной стране не задумывался: «Верность престолу», — говорите вы, милорд. «Свобода!» — кричат по ту сторону предгорья. «За короля!» — орут одни. «За парламент!» — ревут другие. Все это хорошие слова, прекрасные слова! Но чья сторона лучше — не могу решить. Одно могу сказать, что мне частенько приходилось драться по колено в крови за дела и похуже».

Зато он верен своей воинской присяге. Более того, именно этот человек, думающий в основном о собственных интересах, как ни странно, спас от смерти лорда Ментейта, посоветовав ему венчаться в доспехах, хотя автор не уточняет, была ли это случайность или Дальгетти что-то заподозрил.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Легенду о Монтрозе» сложно отнести к лучшим произведениям Скотта.

Биография писателя повествует, что писал (точнее диктовал) он книгу будучи тяжело больным. Якобы потом, когда роман был напечатан и автор поправился, то он не сразу узнавал созданные им же страницы. Так это, или имеет место некоторое преувеличение, мы уже никогда не узнаем.

Роман нельзя назвать водянистым или рыхлым, он напротив, до предела насыщен действием, только вот приличную часть объема составляют вовсе не приключения героев как таковые, а пересказ истории гражданской войны 1644-1646 «для начинающих». Открывать страницы истории Отечества дело, нет спору, хорошее, но зачем же втискивать совершенно энциклопедическое, почти не раскрашенное художественным элементом, изложение в роман?

И так, война между роялистами и ковенантерами.

Граф Ментейт едет к месту сбора роялистов и пользуясь случаем, вербует на свою сторону прожженного наемника капитана Дальгетти, только что вернувшегося с континента, где он успел повоевать под знаменами прославленного Густава Адольфа, каковой факт малость свернул ему мозги.

Вообще воинство роялистов оказывается крайне разношерстным — от городских милиций, до скатившихся с гор головорезов в пледах, которые живут так, словно время в их стране остановилось еще во времена Уильяма Уоллеса — у них еще луки в ходу, как двуручные мечи. Утонченные аристократы, которые пришлись бы ко двору и в Версале, оказываются на одной стороне с малограмотными полуварварами. И не только на одной стороне, но представителями одной семьи, одного клана!

Именно с горной, кельтской Шотландией, ее суевериями, бесконечными междоусобными войнами, горными тропами и зловещими замками, и связано лучшее, что есть в романе.

Откровенно говоря, при прочтении книги, я жалел, что Скотт практически не работал в малом жанре.

Потому что в «Легенде о Монтрозе» (сам маркиз является на страницах довольно поздно и остается лишь иллюстрацией к некоей небольшой исторической справке), содержатся и одни из лучших страниц, созданных Скоттом.

Это история Сыновей Тумана, проклятого, изгнанного клана, который разбойничает в горах. Сыновья Тумана — изгои без имени. Как можно догадаться их прообразом послужили легендарные МакГрегоры, могилу самого известного представителя которых по сей день украшает надпись MACGREGOR DESPIT THEM. Долгие десятилетия им было запрещено даже собственное имя, но упорные горцы не сдавались и партизанили в горах, скатившись до состояния чуть ли не первобытных дикарей. Понятно, что за время своего изгнания они запятнали руки такой кровью, что принимать их за «хороших» уже не получается.

Те, кому кажется, что «жесть» в литературе изобрели недавно, просто не читали, как Сыновья Тумана отрезали королевскому лесничему голову, напихали ей в рот хлеба и поставили на стол во время собственной пирушки. Не удивительно, что сын лесничего вырос малость помешанным и теперь устраивает на своих врагов натуральные охоты, таскает с собой уже их отрубленные головы, которыми похваляется в обществе...

Да, повесть о МакГрегорах, напиши ее Скотт, могла бы затмить многие его признанные шедевры!

Вот только эта история идет где-то по краю повествования, а в сердцевине романа даже не война Монтроза и Аргайла (который в отличие от соперника вышел весьма колоритным, хоть одномерным персонажем), а очередной безликий аристократ Ментейт , в эту войну ввязавшийся.

В «Легенде о Монтрозе» в общем-то некому сочувствовать.

Ментейт традиционно для скоттовского главного героя бледен, а когда в нем прорывается личность, эта личность скорее несимпатична, потому что скроена сплошь из сословных предрассудков. Дальгетти напротив, не лишен харизмы, но ведь наемник, которому вообще все равно кого резать, мародер и любитель занудного, выспренного юмора, которому его научили во дни попыток придать высшее образование.

Эннот — условный штамп «прекрасной леди», Алан Кровавая Рука — психопат-убийца разговаривающий с отрезанными головами. К тому же он видит будущее и явно пришел из какой-то другой, лучшей книги. Аргайл — коварный интриган и при том — ханжа-пуритатин.

Все прочие в большей или меньшей степени — или «циничные политики» или бессовестные авантюристы. Какая-то неоднозначность есть только в Раналде — старом вожаке Сыновей Тумана, при всей своей жестокости он не лишен некоего «второго измерения».

В финале его внук, местный «Маугли» Кеннет уходит в горы, сунув за пояс старый кинжал и препоясавшись ветхим килтом. А значит война Сыновей Тумана продолжится и вне страниц романа.

С учетом трагических обстоятельств написания «Легенды о Монтрозе», и некоторых по-настоящему блестящих, глав, я склонен простить классику, хоть он в моем прощении и не нуждается, вымученность иных страниц и некоторую сухость изложения.

И все-таки, жаль, что Скотт не посвятил кельтам в килтах побольше времени и сил...

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Легенда о Монтрозе» — весьма своеобразный роман. В нем приключенческая составляющая носит явно вспомогательный характер, а на первом месте — очерк нравов. Английские и шотландские аристократы, солдат-наемник, шотландские горцы и вожди кланов, деклассированный элемент — в романе представлена каждая из этих групп, причем без прикрас. Вальтер Скотт не щадит своих героев и не стремится приукрасить их, за исключением, может быть, Эннот Лайл.

Самым интересным, центральным персонажем романа выступает капитан Дальгетти — профессиональный военный, продающий свое умение тому, кто больше заплатит. Аристократ лорд Ментейт относится к Дальгетти с откровенным презрением. Но поступки этих персонажей показывают, что капитан Дальгетти гораздо более последователен в своих убеждениях, нежели английский лорд. Дальгетти все равно, за кого сражаться, это вызывает отвращение военных-аристократов, которые якобы сражаются за убеждения. Между тем, бравый капитан считает своим долгом в любой ситуации сохранять верность своему нанимателю в течение всего срока действия контракта. Он не изменяет этому правилу даже ради спасения собственной жизни из рук палача. К временным соратникам и противникам Дальгетти относится со спокойным дружелюбием. Он не чувствует трепета перед лордами, не испытывает пренебрежения к нищим Сынам Тумана. Ему, избравшему войну своим ремеслом, как никому другому понятна грабительская сущность любой войны и временность любых высоких лозунгов.

Война показана Вальтером Скоттом тоже без прикрас. Уговаривая Дальгетти поступить на службу в войска Монтроза, лорд Ментейт объясняет дотошному капитану, из каких источников роялисты намерены выплачивать ему жалованье. В этот момент с аристократа слетает весь его лоск, а дело защиты королевской власти теряет свой благородный ореол. Мародерство — главный источник финансирования военной компании как со стороны роялистов, так и со стороны ковенантеров. После этого рассуждения о родовой чести кланов и верности престолу воспринимаются уже с иронической улыбкой.

Гражданская война в Англии во второй половине семнадцатого века привлекала внимание многих романистов. Вальтер Скотт один из немногих показывает внутреннюю кухню этих компаний, которые довершали разорение горной Шотландии и подпитывались этим разорением. Тому, чей дом сожжен, а близкие убиты, одна дорога — в солдаты. Причем у диких, хотя и отважных горцев нет выбора, который есть у Дальгетти. Лишенные доступа к образованию и не владеющие в должной мере даже военным искусством, если не считать личной ловкости и храбрости, они могли становиться только под знамя вождя своего клана, за кров и еду. Таковы истоки клановой верности и практически неограниченной власти вождей кланов.

В этом романе нет благородного героя, нет рыцаря в том смысле, как это привычно для приключенческого романа. Граф Ментейт, предназначенный на эту роль местом в сюжете, несмотря на личную храбрость и определенную порядочность, на рыцаря не тянет. Он с легкостью отказывается от любимой девушки ввиду ее незнатного происхождения, затем с такой же легкостью вступает в брак с нею — дочерью родовитого врага, и прекращает военную карьеру, поселившись в замке тестя. Это еще один штрих, показывающий отсутствие у аристократии глубоких политических убеждений и случайность выбора ими того или иного военного лагеря. Благородные лорды этого не признают, но поступки говорят сами за себя. Так же, как поступки капитана Дальгетти, сохраняющего скрупулезную верность заключенному военному контракту без каких-либо оговорок и поблажек себе.

Стиль романа несколько тяжеловат. Связано это с большим объемом авторского текста. Вальтер Скотт пространно описывает происходящие в те времена политические и военные события. Эпизоды с участием героев носят частный характер, показывают детали приключенческой составляющей сюжета. После небольшой серии таких эпизодов автор снова берет слово и рисует перед читателем масштабное полотно исторических событий того времени. Динамику сюжету дает именно авторский текст, без него смысл происходящих с героями событий был бы неясен. Такая подача материала требует медленного, внимательного чтения. Мы сегодня несколько отвыкли от таких книг. И это грустно. Ведь общение с автором не менее значимо, нежели следование увлекательному сюжету.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх