Олаф Стэплдон «Создатель туманности»
…Бесконечно малая частица после Большого Взрыва явила молодую Вселенную, заполненную энергией и веществом. Вскоре родилась жизнь, жизнь в самых больших масштабах за всю историю Универсума. Жизнь на уровне туманностей – скоплений газа и пыли, которые начали свой первобытный гравитационный танец. В каждой живой туманности начало формироваться горячее ядро-мозг-серце, излучающее свет и вмещающее разум в его детской стадии развития. Так началась величественная симфония колоссальных масс материи, вселенская эволюция вещества и разума.
Над всем этим и вне всего сущего возвышался надменный и безразличный Бог, творец Начала и Конца Вселенной.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
k2007, 2 февраля 2021 г.
Роман о жизни и эволюции разумных туманностей, в котором, как в зеркале, отразилась история человечества в XIX-XX веках. Из книги видно, что автор не верит в разумное и гуманистическое человечество (общество туманностей). Он допускает отдельные гуманистические личности, но в перспективе хищнические инстинкты общества выходят на первый план и берут верх, и вся история представляет из себя череду бесконечных войн, а период мира — краткую передышку между войнами.
keellorenz, 15 февраля 2018 г.
Роман от 1932г является первым наброском книги «Создатель звезд». Рукопись была положена в стол после критических замечаний писательницы Наоми Митчисон (знакомой Стэплдона) летом 1933 года и при жизни автора о ее существовании не было известно. Хотя похожий текст Стэплдон «застолбил» с помощью краткого упоминания в финальных главах «Странного Джона» (собственно его текст герой-мутант Странный Джон и написал после медитации), различия между «Создателем Звезд» и «Создателем туманностей» принципиальны. Странно, что центральный драматический эпизод книги Стэплдон не включил в «Создателя звезд», хотя позднее эти его идеи вошли в эссе «Святые и революционеры». Скорее всего революционное начало в самом авторе оказалось в шоке от событий в фашистской германии, поэтому он сконцентрировался в «Создателе Звезд» на критике фашизма как такового и пересмотрел свои политические позиции.
В основе сюжета книги противостояние двух разумных представителей расы звездных туманностей (и соответственно двух походов к реформированию людей и общества), одна из которых является репликой Ульянова-Ленина, а другая списана с Махатмы Ганди и Христа. Конфликт решается не в пользу «Махатмы ганди», но в исторической перспективе в проигрыше оказались все.
Вцелом произведение любопытное само по себе как раскрывающее точку зрения знаменитого космиста на революционные события начала 20 века.